Использование национально - регионального компонента на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему
В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов, способствующие развитию личностных качеств ребёнка: самостоятельности, активности, любознательности, физическому развитию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование национально - регионального компонента
на уроках физической культуры.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности народных игр адыгов,
способствующие развитию личностных качеств ребёнка:
самостоятельности, активности, любознательности,
физическому развитию.
Ключевые слова: игра, народная игра, классификация игр,
ценность детских игр.
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, товарищество, другие нравственные черты человеческой личности. Народные игры являются продуктом этнокультуры и выступают одним из эффективных педагогических средств воспитания подрастающего поколения. Так, в национальных играх отражаются образ жизни людей, их каждодневный быт, трудовая деятельность, национальные устои и традиции. В играх проявляются национальный дух народа, лучшие черты национального характера, представления о чести и благородстве, стремление к идеалам. Как и у всех народов, физическое воспитание адыгов возникло на основе трудовой деятельности. Этим объясняется наличие данных средств в системах физического воспитания любого народа, в том числе и адыгейского.
Подбор игр должен быть осуществлён так, чтобы все мышечные группы развивались равномерно. Это возможно при использовании игр, основным содержанием которых являются естественные виды движений, такие как бег, ходьба, прыжки и т.д.
Ведущее значение имеют имитационные творческие или ролевые игры, разнообразные игры – забавы.
Имитационные игры – это игры, содержанием которых являются подражание известным животным и птицам. Эти игры не имеют определённых правил и в значительной мере зависят от окружающей ребёнка среды.
В творческих играх участники сами определяют цель и правила игры.
Игры – забавы имеют определённые правила. Поэтому, именно эти игры и составляют основное содержание национальных игр, передающихся от поколения к поколению.
Подвижные игры адыгов в значительной степени способствуют восприятию окружающего мира и посредством этого готовят ребёнка к труду, развивают его умственные способности. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести, нужно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития. Следует иметь ввиду, что темпы созревания девочек и мальчиков неодинаковы и необходимо учитывать половые особенности при подборе игр. Так, если мальчики с удовольствием играют в игры, требующие проявления силы, ловкости (лъэс шыу, тхьакIумэфау, къэ – рэукъэщ зэбэныжь и др.), то девочки предпочитают спокойные игры, преимущественно направленные на развитие ловкости, наблюдательности (щэкъаштэ, чъэн и др.) Следует большое внимание уделять правильному дозированию нагрузки в процессе проведения игр. При организации занятий играми с элементами бега нужно ограничивать время игры, в играх с единоборствами (тIы зэуал, лъэс шыу и др.) осуществлять контроль за подбором партнёров. Игровая деятельность даёт большой эффект, так как связана с возникновением и развитием между играющими определённых возможностей, что способствует активному общению детей, установлению контакта между одноклассниками.
Воспитательные возможности игры заключаются в её содержании. Адыгейские игры очень эмоциональные, со своим требованиями. Так, например, в игре «джанкъылыщ» (захват противника), очень ярко выражены элементы коллективизма, товарищества, командные действия. Многие подвижные игры включают в себя элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий – «чъэн» (бегать), «тIыргъо», «дэшхоеу» (метание орехов). Применяя адыгейские игры на уроке – решается не одна узкая задача, а одновременно несколько задач. Так, игра «гъур» развивает быстроту, ловкость, силу, одновременно позволяет совершенствовать технику бега, метания, а правильная дозировка нагрузки позволяет решать и оздоровительную задачу.
Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить её, какие воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи она решает. Подвижные игры дают хорошие возможности для использования приёмов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Таким образом, правильно подобранная, методически отработанная и обоснованная подвижная игра становится надёжным средством воспитания морально – волевых качеств учащихся. В народных играх, как правило, отражается выраженное деление на добро и зло. Именно на противопоставлении и борьбе добрых и злых персонажей обычно строятся игровые сюжеты. Практически в каждой игре добро побеждает зло. Поэтому можно говорить о высоком морально-этическом и нравственном содержании народных игр, формирующих у детей и подрастающего поколения стремление к тому, чтобы в своей жизни совершать добрые поступки, оказывать помощь. Игра является удобным, эффективным и универсальным способом сохранения народного опыта и способом его передачи последующему поколению.
Литература:
Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов // УЗМИИ. – Майкоп.- Т.8.1988.мм.
Мафедзев С.Х. О народных играх адыгов. Нальчик,1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков
Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...
Урок "Сервировка стола к ужину с использованием национально-регионального компонента."
Итоговый урок по теме "Кулинария"...
Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.
Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в...
Использование национально-регионального компонента на уроках истории.
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001595 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001579 P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование краеведческого материала на уроках истории и общество...
Использование национально - регионального компонента на уроках обществознания
Милли-төбәк компоненты халык һәм милләт үзенчәлеген, аның мәдәниятен һәм рухи дөньясын, телен һәм тарихын, табигый-географик мохитен, хезмәтчел традицияләрен чагылдырган укыту материалын үз эченә берл...
Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента( выступление на муниципальном семинаре)
Поделилась опытом работы по духовно - нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы с использованием национально - регионального компонента. Включила выступления моих учен...