Работа с одаренными детьми на уроках лыжной подготовки в школе.
статья по физкультуре на тему
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.
Задача учителей физической культуры активно работать по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития на уроках. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi_na_urokah_lyzhnoy_podgotovki_v_shkole.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках лыжной подготовки в школе.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.
Задача учителей физической культуры активно работать по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития на уроках. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей детей для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физических качеств, логического мышления. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
Сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть врожденными так и приобретенными в процессе деятельности. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. Понятно, что чаще всего именно учителя первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то уровня одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.
Лыжный спорт сезонный вид спорта, не в каждый зимний день позанимаешься на лыжах, а для достижения положительных результатов главные критерии это систематичность и трудолюбие.
Чтобы все школьники справлялись с учебными требованиями, необходимо соблюдать индивидуальный подход с учетом уровня двигательной подготовленности учащихся и возрастных особенностей.
По данному вопросу мы хотели бы более подробно остановиться на индивидуальном подходе к обучению на уроках лыжной подготовки в младших классах, где как правило наблюдаются большие различия в уровне физической и координационной подготовленности учащихся, так как многие из них до прихода в школу ни разу ни стояли на лыжах к сожалению подавляющее большинство учителей проводят уроки на учебной лыжне фронтальным методом, то есть ученики передвигаются к месту занятий и в обратном направлении в колонне по одному. Подобным образом - «потоком» учащиеся на лыжах и при обучении на учебном круге, зачастую мешая друг другу, наступая на пятки лыж.
При такой организации урока учитель видит проходящих мимо него по длинному кругу учеников всего несколько раз за урок, да и то кратковременно не успевая сделать им замечания. Далеко не все учителя достаточно продуктивно применяют индивидуальный подход в обучении способом передвижения на лыжах, так и в развитии физических качеств.
Не будем повторять прописную истину, подчеркнем лишь, что индивидуальный подход - это учет особенностей групп учащихся выражаются в подборе средств, методов и методических приемов обучения. Работа с одаренными учащимися подразумевает учет своеобразия, уровня подготовленности каждого отдельного ученика.
На уроках лыжной подготовки в младших классах первая задача учителя при организации - распределение учащихся по группам с учетом координационных способностей, уровня физического развития, степени владения лыжами. В каждую группу включают учащихся примерно равных по подготовленности. При помощи не сложных упражнений визуально оцениваем на первых уроках степень владения лыжами, определяем степень подготовленности каждого ученика к освоению темы раздела «Лыжная подготовка», в рабочей тетради записываем оценки «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Затем комплектуем группы по 8-10 учеников. Это позволит наиболее эффективно управлять группами и осуществлять индивидуальный подход в обучении. Группы не обязательно должны быть одинаковыми, количественный состав их зависит от уровня подготовленности учеников.
Можно комплектовать группы и по принципу однотипных ошибок. Например, в одну группу объединяют учащихся, передвигающихся на прямых ногах, в другую - имеющих незаконченный толчок ногой, в третью - двух парное скольжение. Возможен и другой подход комплектования детей - путем проведения контрольных упражнений. Другим важным моментом является организация учащихся на уроке, размещение учебных групп и учителя на лыжной подготовке. Возможны такие простые варианты, например: 2 группы передвигаются на учебной площадке по концентрическим кругам. При этом более подготовленная группа учащихся передвигается по большому кругу – дальше от учителя, проходя при этом большую дистанцию и получая больше нагрузку. Индивидуальный подход предполагает планирование заданий по учебным группам с учетом подготовленности учащихся или наличии типичных ошибок в каждой группе. Это позволяет ускорить освоение учебного материала более подготовленными ребятами, что поднимает их интерес к уроку и облегчает обучение менее подготовленных учащихся, так как учитель может уделить им больше внимания, целенаправленно подбирать упражнения для исправления ошибок. Так при изучении техники скользящего шага, менее подготовленные учащиеся будут изучать его в простейшем варианте - с размахиванием руками, а более сильные уже будут передвигаться, заложив руки за спину.
Индивидуальный подход в обучении не менее важен и при занятиях на склоне во время изучения спусков и поворотов в движении.
Здесь ведущими критериями деления класса на учебные группы является уверенность учащихся при спуске, умение сохранять равновесие. Правда, как правило, ребята, лучше товарищей владеющие лыжами на равнине, бывают лучшими и на склонах, так что, перераспределив группы, сформированные на учебных кругах, для занятий на склоне, практически не приходится.
Например, одна группа занимающихся осваивает только спуск в основной стойке, другая(более подготовленная и одаренная) уже может выполнять на спуске и подводящие упражнения к поворотам переступанием.
При этом нельзя забывать о реализации принципа постепенности, не следует усложнять задания, переходить на более крутые и длинные склоны, если учащиеся не освоили спуски на коротких склонах и с небольшой скоростью или неуверенно выполняют дополнительные упражнения при спуске.
Принцип индивидуализации на уроках лыжной подготовки чаще реализуется в работе с одаренными и хорошо подготовленными учащимися. Например, учитель может вызвать их с внутреннего круга на свою лыжню, подсказать, как рациональнее всего избежать ошибки, дать различные подводящие упражнения. В это время другие учащиеся продолжают выполнять задания по группам на своих учебных кругах. Учитель должен уметь, используя свой опыт исправлять у учащихся одни и те же ошибки различными способами с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В среднем и старшем звене работа на уроке с одаренными учащимися строится уже немного по другому принципу.
На первых же уроках целесообразно провести тест для оценки скоростных качеств школьников — прохождение на лыжах с максимальной скоростью отрезка 20 м с хода (разгон 20— 30 м). Еще более информативен тест — прохождение на лыжах отрезка 30 м с максимальной интенсивностью, с учетом количества шагов. За первый считают шаг, при котором отталкивание происходит после пересечения лыжником первой отметки (после отмашки флагом), последним — при котором отталкивание происходит до пересечения финишной линии. Результаты этого теста позволяют оценить силу отталкивания (косвенно — по длительности скольжения) и быстроту (по темпу движений), а также соотношение этих показателей .
Результаты учащихся при статистической обработке достаточно распределить на три диапазона: средние, выше средних и ниже средних. После разделения класса на группы (отделения) по подготовленности в каждой назначают старшего (командира), он же обычно и лидер при передвижении группы. Состав отделений должен быть «подвижным». Это значит, что учащиеся переводятся из одного отделения в другое по мере того, как повышается их подготовленность. Следует иметь в виду, что темпы повышения неодинаковы: одни учащиеся быстрее достигают хороших результатов, это и есть одаренные дети , их переводят в более сильную группу, другие же могут довольно длительное время оставаться в одной и той же группе. Предварительно проводим ориентировочное планирование нагрузок. Намечаем нагрузки для каждого класса на весь период лыжной подготовки. Естественно, на этом этапе планирование осуществляется лишь в самой общей форме, ориентировочно. Составляется две-
четыре серии уроков, в каждой из которых в качестве первоплановой становится определенная задача, например: развитие общей выносливости и быстроты раздельным методом, развитие скоростной выносливости повторным, равномерным и переменным методом,"развитие способности правильно распределять силы на дистанции (темповый и контрольный методы). Далее проводим оперативное планирование нагрузок. Перед каждым уроком учитель должен конкретизировать методику и уровень нагрузок. Желательно на каждый класс иметь учебную карточку для записи заданий по группам, а в необходимых случаях дополнительно и для отдельных учеников, как самых подготовленных (спортсменов), так и отстающих, требующих строго индивидуального подхода. Для работы на уроке с одаренными детьми широко используем индивидуальные способы. Один из них — по субъективным ощущениям. При занятиях на лыжах внешние условия довольно изменчивы и заранее точно установить нагрузку для каждого ученика трудно, хотя в общих чертах возможно. Если в течение нескольких уроков условия скольжения примерно одни и те же, вполне можно дозировать нагрузку по времени прохождения тех или иных отрезков или дистанций. Если у кого-либо из учеников в группе есть часы, он может контролировать правильность выполнения заданий (по кругам).
Другой, более простой индивидуальный способ — дозировка нагрузки временем работы, выполняемой с определенной интенсивностью, причем интенсивность устанавливается, а затем контролируется в процессе работы каждым учеником по его субъективным ощущениям степени напряжения мышечных усилий, напряжения дыхания, скорости движения (зрительно ощущается по перспективному смещению предметов на местности).
В лыжной подготовке интенсивность хода определяют по четырем степеням: «слабо», «средне», «сильно», «предельно». Слабая интенсивность характерна для передвижения на лыжах во время разминки, перехода от одного места занятий к другому, отдыха после быстрого передвижения; средняя — для длительного равномерного передвижения (более 1 км); сильная — для соревнований и предельная — для прохождения коротких (менее 100 м) отрезков-с максимальным напряжением сил. Ученики должны четко усвоить данную градацию.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, эстафеты, конкурсы, как условие и средство формирования самооценки. Стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высокой оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому таких детей привлекаю к демонстрации упражнений при разминке, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований на внутришкольном уровне.
Подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с одаренными детьми, мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся – повышенная готовность к обучению (легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта ( в данном случае - лыжный спорт). Уже в начальных классах, на уроках физической культуры выявляем одаренных и набираем в спортивные кружки: - рослых, подвижных, ловких, быстрых, озорных - в баскетбол; гибких, выносливых, терпеливых, упрямых – в лыжный спорт. Немаловажный фактор имеет наследственность, а также чем увлекались родители в молодости. Для выявления уровня развития и роста физических показателей проводим тесты.
Кропотливая работа будет бесполезна, если не показывать её на соревнованиях. Любые соревнования дают толчок в развитии умений и способностей, в повышении опыта и мастерства, показывают слабые места и недоработки, как в технике, так и в тактике, подталкивают к более высоким достижениям.
Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. И результат на лицо, по всем возрастным группам, по лыжным гонкам, наша школа занимает первые места в соревнованиях различного уровня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках литературы в старшей школе"
Литература как учебный предмет имеет широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными обучающимися. Данная статья - обобщение опыта работы по созданию условий для развивающего обу...
Статья: работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе
В статье рассматривается работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе, влияние геометрии на развитие одаренных детей, умение педагога распознать такого ребенка и развить ...
Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"
Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...
Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе
Основной принцип работы «Языку нельзя научить, языку можно полностью научиться»...
Презентация к статье "Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе"
Основные принципы работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе...