Плоскостопие у детей и эффективные методы его устранения на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Баркова Надежда Дмитриевна

Плоскостопие у детей и эффективные методы его устранения на урокахт физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskostopie_proekt.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Плоскостопие у детей и эффективные методы его устранения на уроках физической культуры».

Слайд 2

Гипотеза: В следствие чего возникает плоскостопие. Какими методами можно корректировать дефекты опорно – двигательного аппарата.

Слайд 3

Цель: выявить основные причины развития плоскостопия и наиболее действенное средство профилактики дефектов нижних конечностей. - Изучить строение стопы у ребёнка. - Выяснить причины и следствия заболевания опорно – двигательного аппарата. - Выявить эффективность методов и способов устранения плоскостопия у школьников на уроках физической культуры.

Слайд 4

ВВЕДЕНИЕ В отечественной и зарубежной литературе опубликовано много научных трудов по вопросу профилактики и лечения отклонения опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений. Так И.Д. Ловейко , ориентируется на метод движения, как наиболее мощное терапевтическое средство в комплексном лечении деформации позвоночника и нижних конечностей. Главным и действенным средством профилактики дефектов является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание должно войти составным компонентом в его воспитании. Ловейко И.Д. '' Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии '' Так К. Рино и С. Лемираль определяющую роль в оздоровлении детей дошкольного возраста видят в проведении закаливающих мероприятий. Развивая данную мысль, Е.Н. Вавилова уточняет, что главным средством предупреждений нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц - разгибателей спины и мышц живота. Вавилова Е.Н.'' Укрепляйте здоровье детей '' М. 1986г. с. 8 Говорит о том, что большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели. Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда и еще не окреп физически. Родители должны знать, что не всякое уплощение стопы признак плоскостопия. У детей младшего возраста (1-2 года) нередко хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это обычно может быть принято за плоскостопие. Большое значение имеет своевременное выявление родителями небольших изменений в стопе ребенка, так как применение даже простых мер профилактики может привести к благоприятному результату. Причинами плоскостопия обычно бывают слабость мышечных стоп и чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, поэтому необходимо включить в занятия специальные упражнения и чередовать их пребывание ребенка на ногах с отдыхом. А также причиной плоскостопия может служить плохой выбор обуви.

Слайд 5

1. ПЛОСКОСТОПИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ Плоскостопие- уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости её мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия - ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части. При тяжёлых степенях плоскостопия значительно изменяется походка: становиться неуклюжей, скованной. Чем же характеризуется плоскостопие как заболевание? Кости скелета стопы, соединенные многочисленными связками, создают единое по форме образование, напоминающее арку. Опорными участками являются: сзади -- пяточный бугор, а спереди -- головки плюсневых костей. Выпуклая часть арки обращена в тыльную сторону стопы. Она образует продольный свод, который при ходьбе, беге, прыжках сглаживает толчки и сотрясения всего тела, придает мягкость и эластичность походке, делает ее легкой и пружинящей. Кроме того, различают еще и поперечный свод стопы, который в области головок плюсневых костей очень легко изменяет свою форму при ходьбе: в момент нагрузки всякий раз уплощается до полного исчезновения. Арочная форма строения скелета стопы с выраженным продольным сводом поддерживается не только связками. В укреплении сводов большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной поверхности стопы, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы или на ее подошвенной поверхности. Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки. Стопа функционирует нормально как единый анатомо-физиологический комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее (статическая сила), полностью уравновешивается динамическими силами (крепкими связками и мышцами). Если под влиянием каких-то причин происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма -- стопа оседает, становится плоской. При этом возникают и другие деформации: расширяется передний отдел стопы, а пятка отклоняется кнаружи. Стопа приобретает вид распластанной, утрачивается одна из основных ее функций-- пружинящая (рессорная). Такая деформация называется плоскостопием. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Несостоятельность связочного аппарата -- наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят. Простое плоскостопие -- это 1-я стадия заболевания. Стопа представляется уплощенной, что хорошо бывает видно со стороны внутреннего продольного свода. Боли становятся более постоянными, отмечается усталость при ходьбе, утрачивается эластичность походки. Комбинированное плоскостопие -- следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные, они распространяются на голень (от перенапряжения мышц) и коленный сустав (от неправильной нагрузки при ходьбе). Отмечается значительное затруднение ходьбы.

Слайд 6

Причины и следствия

Слайд 7

Последствия плоскостопия

Слайд 8

Выявление плоскостопия

Слайд 9

Отпечатки стоп: а — стопа здорового человека, б — стопа больного плоскостопием.

Слайд 10

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Распознавание заболеваний плоскостопия у детей имеет некоторые особенности, так как стопа растущего организма проходит определенные этапы формирования, которые следует учитывать. Анатомические исследования показывают, что у новорожденных своды стоп хорошо выражены. Однако сводчатое строение маскируется обильно развитой подкожной жировой клетчаткой, и при осмотре подошвы стопа кажется плоской. Со второго года жизни, когда ребенок начинает ходить и учится бегать, наблюдается истинное уменьшение продольного свода стопы под влиянием нагрузки на еще неокрепшую стопу. С 3-летнего возраста происходит значительное развитие и укрепление связок и мышц, благодаря чему отмечается постепенное увеличение высоты сводов. Тем самым сводчатая структура строения стопы все более и более получает свои внешние очертания. Чем старше ребенок, тем лучше при осмотре у него выражены своды стопы. Таким образом, внешне плоская форма стопы у младших детей не может быть отнесена к истинному заболеванию плоскостопием, а является лишь фазой нормального развития. Массовые обследования здоровых детей подтверждают фазность формирования сводов стопы. Например, по данным С.Ф. Годунова, основанным на изучении стоп у 4821 ребенка, внешне плоские стопы в возрасте 2 лет были у 97,6% обследованных, а в 9-летнем возрасте плоские стопы отмечены лишь в 5,1% случаев. Следует помнить, что плоская стопа как вариант нормы может сохраниться на всю жизнь и не вызывать при этом никаких функциональных расстройств (человек может выполнять любую работу на ногах, с подъемом тяжестей, и при этом боли отсутствуют). Развитию истинного плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки. Сюда могут быть отнесены: врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии; ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленною роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер), при усиленных занятиях балетом. На развитие плоскостопия оказывает влияние ношение нерациональной обуви: с чрезмерно жесткой или чрезмерно мягкой подошвой, при пользовании обувью без каблука, от перегрева тканей стопы в теплое время года в валеной обуви, кедах, резиновых туфлях, при стаптывании обуви и т. п. Неблагоприятным фактором является ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами. Среди подростков иногда наблюдаются случаи так называемой мышечно-спастической стопы, которая развивается под влиянием перегрузки и гормональных воздействий: имеется резкое напряжение мышц, тугоподвижность и резкая болезненность в суставах предплюсны.

Слайд 11

Выявленное плоскостопие:

Слайд 14

3. ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Предупреждение статического плоскостопия у детей проводится в направлении улучшения состояния мышц и связок, выработки правильного режима нагрузки и рационального снабжения обувью. Прежде всего необходимо проводить общее закаливание организма, воспитывать у детей правильную осанку, научить ходить не разводя слишком широко носки стоп. Совершенно необоснованно стремление родителей рано обучать детей стоянию и ходьбе. Необходимо бороться со стремлением девочек-подростков рано носить обувь с высоким каблуком, а также с очень узким носком. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей недостаточно крепкие еще связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек развивается так называемое поперечное плоскостопие с отклонением 1-го пальца стопы кнаружи. Последнее сопровождается подвывихом в первом плюсне - фаланговом сочленении, значительными болями, больные вынуждены, носить обувь на 2--3 размера больше. Излечение выраженного отклонения 1-го пальца кнаружи возможно уже только оперативным методом. В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту (рыхлая почва, песок), по неровной (галька, гравий) поверхности -- стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и т. п. Занятия детей могут быть организованы в детских садах и в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, что особенно важно при организации занятий с детьми младшего возраста. Не меньшее значение в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви. Обувь должна плотно охватывать стопу (не быть тесной, и не болтаться), иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы), с правильной продольной осью стопы (середина пятки -- второй межпальцевой промежуток). Обувь должна иметь умеренную плотную выкладку внутреннего свода, на которую стопа «садится» (отдыхает) в случае утомления мышечно-связочного аппарата.

Слайд 15

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием: Продолжительность занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку - на одной и на двух ногах. Упражнение "КАТОК" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение "РАЗБОЙНИК" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение "МАЛЯР" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение "СБОРЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Слайд 16

Упражнения Упражнение "ХУДОЖНИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. Упражнение "ГУСЕНИЦА" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно. Упражнение "КОРАБЛИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика). Упражнение "СЕРП" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз. Упражнение "МЕЛЬНИЦА" - ребенок, сидя на полу с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разных направлениях. Упражнение "ОКНО" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола. Упражнение "БАРАБАНЩИК" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. Упражнение "ХОЖДЕНИЕ НА ПЯТКАХ" - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Слайд 17

«Каток»

Слайд 18

«Художник»

Слайд 20

«Серп»

Слайд 21

каток

Слайд 22

«Сборщик»

Слайд 23

художники

Слайд 31

«Наши рисунки»

Слайд 32

«Анна»

Слайд 33

«Ира»

Слайд 34

«Витя»

Слайд 35

Упражнения, используемые на уроках физической культуры:

Слайд 36

Продолжаем исследовательскую работу с учениками теперь уже 2-ого класса, у которых было обнаружено плоскостопие. На уроках физической культуры им было предложено выполнять новые упражнения: «Каток» «Художник» «Гусеница» «Разбойник» «Сборщик» «Серп» «Мельница» и другие. Данные упражнения выполнялись на каждом уроке и результат был положительный: 1. Анна – улучшение на 1 мм. 2. Ира – улучшение на О,9 мм. 3. Виктор - улучшение на 1 мм. 4. Елизавета - улучшение на 0,9 мм. Вывод: в ходе исследований было выявлено, что у 6 из 14 детей имеются дефекты нижних конечностей . Плоскостопие зависит от состояния мускулатуры ног, поддерживающий свод стопы; оно может возникнуть в результате преждевременной постановки ребенка (в возрасте до 1года) на ножки и обучение его ходьбе, когда он еще не окреп физически, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, диатезе, упадке питания и общем плохом физическом развитии. . В качестве профилактических мероприятий очень полезна ходьба детей босиком по мягкому грунту, по неровной, поверхности -- стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы-супинаторы стопы. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату или шесту, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу и специальные упражнения: «художники», «сборщик», «каток». У обучающихся 2 класса после выполнения регулярных занятий в течение 1 месяца, был отмечен положительный результат.

Слайд 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы избавиться от плоскостопия, следует восстановить нормальный тонус мышц, которые поддерживают своды стоп и удерживают кости ног в их естественном положении. Массаж и пассивные движения для этого недостаточно эффективны. Восстановить нормальный тонус мышц можно только их активным сокращением и расслаблением. Для этого существуют специальные коррекционные физические упражнения. Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа необходимо сочетать с рядом упражнений. При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног. Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию - все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по возможности несколько раз в день: утром, как только ребенок встал с постели, и после дневного сна. Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. Зарядка должна занимать не менее 30 минут ежедневно. При выполнении упражнений следите, чтобы активно тренировались обе ноги, но избегайте перенапряжения и сильного дискомфорта.

Слайд 38

ЛИТЕРАТУРА 1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям - М Физкультура и спорт 1985. 2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М. 1986г. 3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: Медицина, 1991. 4. Введение в теорию физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева - М Физкультура и спорт 1983. 5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС , 1989. 6. Доленко Ф.Л. Берегите суставы. - 2 из п.- М.: ФиС , 1990. 7. Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1979. 8. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 1982. 9. Лосева В.С Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004. 10. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн . Физ. Культ. Под редакцией А.А. Гужаловского . - М Физкультура и спорт 1986. 11. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн . Физкульт . Под редакцией С.Н. Попова - М Физкультура и спорт 1985. 12. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1983. 13. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов факультета физической культуры пед . Институтов по специальности 03.03 “Физ. Культура” Б.А. Ашмарин , Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. Под редакцией Б.А. Ашмарина . - М Просвещение 1990. 14. Теория и методика физического воспитания: Учебник пособие для студентов пед . Институтов и педучилищ по специальности № 2115 “Начальная военная подготовка и физ. Воспитание” № 9; № 10 15. Физическая культура. Б.М. Шиян , Б.А. Ашмарин , Б.Н Минаев и др. Под редакцией Б.М. Шияна - М Просвещение 1988.

Слайд 39

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках физической культуры

Практика показала, что наиболее рациональным в преполавании теоретической части является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:·...

Метод проектов на уроках физической культуры

применение метода проектов на уроках физической культуры...

Метод проектов на уроках физической культуры

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, рол...

Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата....

Использование нетрадиционных методов преподавания на уроках физической культуры

К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, ...

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...