Метод проектов на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему
применение метода проектов на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proetov_na_urokakh_fizicheskoy_kultury.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках физической культуры
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетентностей учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.
Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Виды проектов разнообразны.
Выделяют четыре основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты инсценировки. Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся : ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Использование мультимедийных презентаций во внеурочной деятельности и на уроках физкультуры.
Использование мультимедийных презентаций на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности. Как у учителя физкультуры вариантов использования презентаций у меня не очень много. Потому что на физкультуре, согласитесь, нельзя искусственно, «за уши», притягивать ИКТ. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела «Основы знаний», на который отведено времени программой (3часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и учитель и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуют свой опыт.
С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры( не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя). Свой опыт проектной деятельности во внеурочных мероприятиях мы разместила на сайте школы и для примера - презентацию своей ученицы. Вывод в своей презентации она сделала верный.
Детям, как мне кажется, такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса. Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности, и в 5-6 классах, даю задание учащимся - подготовить презентацию. Оцениваем её вместе с детьми. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, дети ищут материал в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор. Во внеклассной работе мне очень нравится использовать данный продукт, мероприятия становятся зрелищными, интересными, необычными. Я получаю удовлетворение от такой творческой работы и сам с интересом работаю и узнаю новое.
Не устраивает в работе что?: лишняя загруженность бумажной работой, которая пропорционально уменьшает объем времени, который я смог бы потратить на творческую работу. Но все-таки стараюсь догонять! Своим коллегам желаю творческих успехов, терпения! У нас всё получится!
Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Литература:
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
- Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических новвоведений». М., 1995.
- Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов на уроках физической культуры
Практика показала, что наиболее рациональным в преполавании теоретической части является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:·...
Метод проектов на уроках физической культуры
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, рол...
Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках физической культуры.
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить студента к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Метод проектов - личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата....
Использование нетрадиционных методов преподавания на уроках физической культуры
К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, ...
Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»
Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...