доклад на родительском собрании
материал по физкультуре на тему

Задачи физического воспитания детей отнесенных к подготовительным и специальным группам здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rod_sobranii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи физического воспитания детей отнесенных к подготовительным и специальным группам здоровья

Основная задача школы дать человеку определенный объем знаний, умений и навыков для продолжения учебы и приобретения профессии.

Задачи физической культуры:

  1. Воспитательная.
  2. Оздоровительная, развивающая.
  3. Образовательная, обучение двигательным навыкам.
  4. Достижение результатов.

По каким критериям оценивается работа учителя? В строгой обратной последовательности, по занятым первым местам учениками на соревнованиях (на которых выступают 2-3 ребенка из всего класса), по собранию рецептов обучения двигательным навыкам. В такой ситуации дети отнесенные к подготовительной и тем более к специальной группе мешают учителю, они не выступают на соревнованиях, плохо выполняют упражнения на открытых уроках. Современная система оценки работы учителя отворачивает его от слабых учеников, на работу сними не хватает времени.

Каждый  класс на уроках физкультуры длится на три группы: основная, подготовительная и специальная группы. Но есть и негласная подгруппа – физкультурная «элита», дети, которые участвуют во всех соревнованиях, занимая призовые места, ходят в спортивные секции (иногда и не одну), с легкостью выполняют все нормативы.

Теоретически, можно создать школу без физической культуры? Оставить эти обязанности родителям и спортивным секциям. Да. Но ни кто нам этого не разрешит – и правильно.

В школе предметы разделяются по сложности, по двигательной активности и т.д. и по «важности», есть предметы основные, а есть – вспомогательные.

Возьмем, к примеру, самый сложный и важный предмет математику. Задача математики дать определенный объем математических знаний. Не знает человек определенный раздел математики (по разным причинам, которые мало кого интересуют) на экзамене не решит часть задач, и высший бал уже не получит, в институт не поступит, будет работать руками. Кому то нужно и хлеб растить, и сапоги шить.

А в физкультуре дела обстоят иначе. Всем известно, что люди склонные к тяжелой атлетике вряд ли выполнят нормативы по бегу или прыжкам в длину. Это плохо? Это говорит об их плохом физическом развитии или слабом здоровье? Конечно же, нет. Не умеет человек играть в баскетбол или в бейсбол, бегать на лыжах или лазать по скалам ни чего страшного, если он нашел свою форму физического развития.

Слабые, больные люди не способны активно и плодотворно работать для обеспечения своей (не чужой) жизни материально.

Здоровье является критерием взаимоотношений организма с окружающей средой.

Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое
Уставом ВОЗ "
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов". 

Здоровье сберегающие технологии – широко распространенный термин в последнее время. Семимильными шагами шагает медицина в школу, открываются лечебные кабинеты, физиотерапии и т.п., а если в школе открыт стационар так это великое достижение. Не будем обсуждать хорошо это или плохо, это лечение больных, нужно оно – да бесспорно, но на фоне этого мы забываем о здоровье сбережение.

Вот я сижу перед слушателями, читаю им лекцию, у меня ни чего не болит, нет каких либо заболеваний и физических дефектов, меня устраивает зарплата, жена и т.д. – я здоровый человек? Да, для данного физического действия – здоровый. Выйдя на улицу, мне надо стало догнать автобус, тут мне нужен другой уровень здоровья или точнее сказать уровень физического развития (ФР). Главная задача физической культуры физическое развитие человека. Кому оно нужнее – спортсменам или слабым и больным детям, отнесенным к спец. группе.

Изначально человека делает природа, посредством физической культуры человек делает или может и должен делать себя сам, понимая поставленные перед собой цели и задачи. Не исключая помощь родителей и элементы дрессуры  в воспитании, т.к. человек существо может быть самое ленивое из всех существ (Бенин В.Л.).

Предположим, родился здоровый ребенок, родители его здоровы, уровень его ФР в момент рождения соответствовал точке «А» нашего графика, растили

и воспитывали ребенка в духе здорового образа жизни.

                                                     

уровень требований физической подготовленности профессий

К 18 годам жизни, т.е. к моменту выбора профессии, уровень его ФР соответствует возможной наивысшей точке и весь широкий выбор профессий перед ним – космос, спецназ, спорт с мировыми рекордами и т.д. Правильно говорят, что  развитие личности может приближаться к некоторому эталону, но ни когда его не достигнет, но стремится к этому надо.

Второй вариант – родился такой же ребенок, но его родителям в виду «уважительных причин» некогда заниматься ребенком, к тем же 18 годам уровень его развития гораздо ниже и как видно из нашего графика часть профессий ему уже не доступны (если человек хочет – находит возможность, если человек не хочет – находит причину).

Третий вариант – это дети с более низким уровнем здоровья при рождении, больные, инвалиды и т.д., не думайте, что инвалидам нечего терять – не приобрел – значит потерял. Уровень физического развития таких детей при рождении, предположим, соответствует точке «В» нашего графика. Конечно, развитие таких детей в гораздо большей степени зависит от родителей, поэтому на них необходимо гораздо больше сил, времени и плюс к этому средств (а не наоборот), им не стать чемпионом мира в спорте или космонавтом, но получить выбор определенных все-таки можно профессий можно.

Нулевая точка графика – момент рождения, но видно, что здоровье ребенка закладывается намного раньше.

Я специально не остановил график на 18 годах. Дальше, став взрослым человек, может развиваться, поддерживать свое здоровье или ездить на нем «верхом», естественно в этом случае уровень нашего физического развития снижается и когда его линия уходит ниже уровня требований профессии снижается работоспособность, мы приходим с работы уставшие, перестаем успевать делать домашние дела, все валится из рук, лишь вспоминаем как в молодости отплясывали пол ночи на дискотеке, гуляли до утра и все горело под руками – говоря медицинским языком, наступает хроническая усталость.

Современные понятия о развитии приспособительных процессов стирают грани между здоровьем и болезнью. Они вытекают из необходимости организма человека (здорового или больного) приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Полнота же приспособления и есть полнота здоровья.

Уровень здоровья - это меры резервов организма.

Объем дыхания  в покое 5-10 литров в минуту, спортсмены при нагрузке - до 150 л/м (в 30 раз больше).

Сердце  в покое перекачивает 4 л/м, при нагрузке до 20 л/м (в 5 раз больше).

В развитии приспособительных реакций ведущую роль играет дозированная физическая тренировка. Человек в процессе эволюционного развития приобрел качество саморегулирующей системы, чем и обеспечил внутреннее постоянство (гомеостаз) организма.

Накопление знаний и увеличение учебной нагрузки привело к дифференциации педагогического процесса, привело к отчуждению ФК от других предметов. Воспитание у детей потребности здорового образа жизни и физического развития практически легло на плечи учителей ФК.

Если мы хотим иметь здоровых детей, здоровое общество то давайте его и воспитывать, тратить на них свои знания, силы, время и конечно же средства. Ни кто кроме нас не воспитает наших детей.

Человек создан природой для физической активности, к ней прекрасно приспособлены все его органы и системы. Двигательная активность в буквальном смысле управляет ростом, развитием, обновлением организма человека.

Миллионы лет назад, образ жизни человека менялся тысячелетиями, организм успевал перестроится. В нашу эру образ жизни уже менялся столетиями. Двигательная активность человека, за последние сто лет снизилась с 94 % до 1% (у разных авторов цифры отличаются незначительно).  Научно-технический прогресс, за последние 50-60 лет поменял наш образ жизни несколько раз. Естественно организм человека не может перестраиваться так быстро.

По данным института РАО в различных лицеях фактическая учебная школьная нагрузка в среднем:

В начальной школе – 6,2 – 6,7 часов в день.

В основной школе – 7,2 – 8,3 часа вдень.

В средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день.

В месте с выполнением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет  соответственно от 9 до 15 часов в сутки. 80-90% этого времени ребенок сидит за столом.

Физическая культура является фундаментальной частью физического развития ребенка. Физические упражнения, правильное питание, личная гигиена, закаливание, общение с природой – вот слагаемые развития человека, повышения работоспособности, укрепления здоровья и взаимоотношений с окружающей средой.

В настоящее время процесс физического воспитания в школе строится стандартно (основные усилия учителя направлены на  моторно-одаренных детей) уроки физической культуры, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Следовательно, детям с невысоким уровнем развития двигательных способностей не всегда удается реализовать потенциальные возможности своей двигательной сферы.

Одной из важных социальных задач образования является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности. Это, в частности, зависит от уровня физической подготовленности учащихся.

Наивно думать,   что уроки физической культуры  автоматически служат делу физического воспитания. Фактически они могут вовлекать человека в физкультуру точно так же как и вызывать отвращение к ней.

За изучением двигательных навыков, развитием физических качеств на уроках физкультуры, потерялось само понятие «воспитание», но воспитание человека - дело вечное и общечеловеческое, его недооценка взрослыми отольется им же горючими слезами… Что и происходит.

Некоторые педагоги деформируют сущность физического воспитания, рассматривая его как инструмент для самоутверждения, не особенно заботясь о конечном результате.

Некоторые учителя теряют основные принципы физической культуры:

Принцип индивидуализации:

Трудные и недоступные физические упражнения и нагрузки подавляют занимающегося, угнетают его волю, инициативу.

Легкие задания не приносят пользы человеку, занимающиеся теряют к таким занятиям интерес.

Создается неправильный психологический настрой.

Одинаковая для всех стандартная типовая программа обучения, крайне ограниченные возможности индивидуального развития учащихся. Физическая культура преподносится  как собрание рецептов физических упражнений. Оценивая качество работы педагога физической культуры не по совокупности систем воздействующих на свойства личности ученика, а по присутствию процессов обучения и достижению результатов на спортивных соревнованиях. Естественно это отрицательно сказывается на физическом воспитании учащихся.

Учащиеся не способные на высокие достижения в спорте, для учителя физкультуры не представляют интерес и присутствие их на уроках физкультуры не «обязательно» (но это уже профессия тренера, а не учителя физкультуры). Для этого используется высокие нагрузки, дети со средней тренированностью, а тем более слабые, не выдержат нагрузки, что унижает сущность ученика, любая игра в конце такого урока для него не в радость, не хватает сил. На словах физические упражнения должны приносить мышечную радость, но какая может быть радость при переутомлении. Такая физкультура кроме отвращения ничего вызвать не может, конечно, ученики сделают все, чтобы не ходить на уроки физкультуры. Цель достигнута – на уроки ходят только спортсмены, работать с ними одно удовольствие, можно достичь хороших результатов, на показательных уроках ученики выполнят все, что надо.

Но задачи физической культуры в учебных учреждениях располагаются в обратной последовательности:

  • Воспитательная.
  • Физическое развитие.
  • Образовательная.
  • Достижение результатов (в спортивных секциях).

Нам показывают, как, учитель воспитывает и оздоравливает спортсменов, а слабые дети остаются за «бортом», дети которым физкультура необходима в первую очередь, которых надо воспитывать и оздоравливать, вовлекать в спорт, но не спорт высших достижений, а доступный им, а значит интересный для них, в виде подвижных игр или состязаний на уроках.

ФК должна быть направлена на получение систематизированных знаний о формах и методах ее проведения и вариантах организации культурно-развивающей практики.

На вопрос - Для чего человек занимается спортом? – многие учителя отвечают – для здоровья, для развития и т.п. На самом деле спорт – для получения удовольствия. Ни кто не получает удовольствие на изнурительных тренировках, удовольствие получают на соревнованиях – добившись результатов, опередив кого-то. Ведь спорт – это соперничество двух и более людей, а не соперничества с секундомером. Одна из задач спорта (может быть и главная) – вовлечение людей в физкультуру.

Можно быть хорошим тренером и плохим учителем физкультуры – и наоборот.

Человек периодически хочет получать удовольствие. Употребляя наркотики, особенно первые разы, он получает удовольствие, запреты как знают все, действуют слабо, а вот замещение более действенное. Участие в спорте – удовольствие для избранных, серьезно спортом занимаются 15 максимум 20 % детей (конечно официальные цифры гораздо выше), а что делать остальным? Главная задача учителя физкультуры – физическое воспитание, через спортивные состязания на уроках физкультуры, доступные не только спортсменам, но и детям с более слабым физическим развитием и доставляющее им удовольствие. Организация спортивных праздников не только для достижения результатов, а именно как праздничное мероприятие. Болельщики ходят на стадион не только для отдыха, но и для получения  удовольствия. Привлекая детей на спортивные состязания в качестве болельщиков мы выполняем сразу две задачи: во первых пропагандируем спорт и физкультуру, во вторых – дети болея за своих товарищей получают свою порцию удовольствия.

Говорить детям о вреде наркотиков конечно необходимо, но также необходимо иногда переходить от слов к делу.

В наше время приоритетными становится не только физическое развитие школьника, приобретение им различных умений и навыков, но и формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию

Доклад на родительском собрании: « Повышение роли                 родителей в воспитательно-образовательном проц...

Доклад на родительском собрании на тему "Меры заботы о ребенке".

Тест «Мера заботы о ребенке»Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.ИнструкцияВам необходимо проанал...

Доклад на родительском собрании "Безопасность наших детей".

 Жизнь и здоровье граждан - ценность любого государства, независимо от уровня жизни в нем. Проблема обеспечения безопасности детей в любой стране является одной из важнейших. Если исходить из  здравог...

Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"

Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....

Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".

Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...

Доклад для родительского собрания (презентация к докладу в разделе видео)

Кондиционная физическая подготовленность, как основной показатель физического здоровья...

Доклад на родительское собрание "Родительский контроль "

Информация об организации родительского контроля за использованием ребёнкомкомпьютера....