ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему
Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно - воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razreshenie_i_profilaktika_konfliktov_na_urokah_.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРЕШЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно - воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности.
Как отмечают современные исследователи, одним из компонентов педагогической культуры учителя являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов. Тем не менее, практика показывает, что далеко не каждый учитель обладает необходимыми знаниями конструктивного разрешения конфликтов. Исследование учёных показало, что интерес к урокам физической культуры падает, особенно среди учащихся старших классов. При этом нередко случаются и конфликты между учителем физической культуры и учащимися, вследствие чего обстановка обостряется ещё больше. В то же время, как отмечает Е.П. Ильин, грамотное поведение учителя физической культуры способно предотвратить большую часть конфликтов или конструктивно их разрешить, не ущемляя достоинства учащихся.
(слайд 2) Цель исследования: изучить характер конфликтов на уроках физической культуры между учителем и учащимися старших классов, разработать технологию, направленную на профилактику конфликтов на уроках физической культуры.
(слайд 3)Для достижения цели были поставлены задачи:
- Проанализировать подходы к определению сущности конфликта и его структуры.
- Изучить особенности старшего подросткового возраста.
- Изучить специфику конфликтов на уроках физической культуры и технологии их разрешения;
- Провести эксперимент по изучению и формированию готовности выпускников специальности «Физическая культура» и школьников старшего возраста к разрешению конфликтов.
(слайд 4)Были определены объект и предмет исследования:
Объект исследования: педагогические конфликты в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: профилактика конфликтов на уроках физической культуры.
(слайд 5) Гипотеза: было сделано предположение о том, что результаты по изучению конфликтов на уроках физической культуры, позволят сформулировать конкретные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций на уроках физической культуры и повысить учебный потенциал урока физической культуры.
(слайд 6) Для решения задач мы применили следующие методы исследования:
- теоретические - анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы; синтез эмпирического материала; концептуальный анализ ранее выполненных исследований.
- эмпирические - наблюдение, опрос, экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент); статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ), методы графической интерпретации полученных данных.
Проделанная теоретическая и практическая работа по профилактике и разрешению конфликтов использовалась нами при проведении формирующего эксперимента с учащимися 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст.Подгорная, Советского района, Ставропольского края.
Экспериментальная работа проводилась в процессе проведения уроков физической культуры и во внеурочное время.
Для определения уровня конфликтности класса в целом и каждого учащегося отдельности мы провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов (всего 42 человека).
(Слайд 7-8)
Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района, Ставропольского края.
Вопросы | В % от числа опрошенных |
1. Часто ли Вы конфликтуете с одноклассниками? | |
• часто; | 23.7 |
• иногда; | 65,1 |
• никогда. | 11,2 |
2. В чём, на ваш взгляд, причина Ваших конфликтов с | |
одноклассниками? | |
• Ваша повышенная конфликтность; | 15,3 |
• повышенная конфликтность некоторых Ваших | 47,8 |
одноклассников; | |
• Ваше неумение выходить из конфликтов | 36,9 |
3. Как вы думаете, какова основная причина | 32,1 35,1 32,8 |
конфликтности с учителями? | |
• Неудовлетворительное поведение ряда учащихся; | |
• Отсутствие взаимопонимания между учителем и | |
учащимися; | |
• Высоким уровнем конфликтности класса, в целом | |
4. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для | |
того, чтобы уменьшить уровень конфликтности: | |
• постоянно проводить воспитательную работу с учащимися, | 22,1 |
которые имеют повышенный уровень конфликтности; | |
• проводить «круглые столы» между учителями и учащимися | 43,2 |
с целью выработки общих требований; | |
• научиться учащимся и учителям более уважительно | 34,3 |
относиться к друг другу. |
Как видно из результатов опроса, в классах нередки конфликты между учащимися, а также между учащимися и учителями. Среди основных причин:
- повышенная конфликтность ряда учащихся,
- неумение конструктивно выходить из конфликта,
- недостаточное взаимопонимание между учителями и учащимися.
Для профилактики конфликтов в старших классов нами были проведены беседы с учащимися, на которых мы рассмотрели следующие вопросы:
- Что такое конфликт, какие бывают конфликты;
- Основные стратегии поведения в конфликте (соперничество, компромисс, игнорирование конфликта, уступки, сотрудничество)
- Конструктивные (положительные) ' и деструктивные (отрицательные) конфликты;
- Правила поведения в конфликте.
- Также мы провели с учащимися тест Томаса [29]. При этом каждый учащийся определил свою ведущую стратегию в конфликте и задумался всегда ли она оправдывает себя.
- Но, конечно, всех конфликтов не удалось избежать. Иногда на уроках физической культуры случались конфликты между учащимися. В этом случае мы действовали по методике Е.П. Ильина [14].
- Обычно мы проводили беседу с учащимися, в процессе которой пытались найти компромисс с учащимися.
(слайд 9)
Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района, Ставропольского края.
Вопросы | В % от числа опрошенных |
1. Помогли ли Вам наши беседы для более конструктивного выхода из конфликтов | |
• Да | 47,5 |
• Нет • Затрудняюсь ответить. | 18,5 34.0 |
2. Стало ли в Вашем классе меньше конфликтов | |
• Да . | 53,8 |
• Нет | 15,1 |
• Затрудняюсь ответить. | 31,1 |
3. Улучшилась ли психологическая атмосфера в Вашем | 62,1 6,8 31,1 |
классе | |
• Да | |
• Нет | |
• Затрудняюсь ответить. |
Таким образом, результаты - Опроса учащихся позволили нам сделать вывод о том, что при проведении работы по профилактике конфликтов можно существенно сократить число конфликтов между учащимися, а также между учащимися и учителем. Кроме того, полученные учащимися старших классов навыки конструктивного разрешения конфликтов помогут им в дальнейшем, уже после окончания школы.
(Слайд 10) В процессе эксперимента мы провели анкетирование, цель которого - изучение готовности студентов - выпускников к разрешению конфликтных ситуаций со школьниками.
Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «В связи с чем, чаще всего происходили конфликты в классах, в которых Вы проводили занятия?»
№ | Основные причины | В % |
1. | Нарушение дисциплины учащимися; | 78,1 |
2. | Грубость (пререкания) учащихся в адрес учителя или одноклассников; | 63,7 |
3. | Пропуски уроков без уважительной причины; | 43,5 |
4. | Отсутствие необходимой формы и обуви у учащихся на занятии; | 22,7 |
5. | Нежелание учащихся выполнять на уроке те требования, которые предъявляет учитель; | 37,3 |
6. | Несогласие с выставленными учителем оценками; | 23,7 |
7. | На национальной почве; | 35,7 |
8. | Другие виды.... | 12,7 |
(слайд 11)
Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «Что, на Ваш взгляд, приводит к недостаточной готовности к разрешению конфликтов?»
№ | Вопросы | В % |
1. | Отсутствие необходимых знаний, приёмов и методов конструктивного разрешения конфликтов; | 43,2 |
2. | Недостаточное знание психологии учащихся | 36,9 |
3. | Недостаток опыта преподавательской деятельности | 73,2 |
4. | Сложность работы с современными школьниками; | 87,2 |
5. | Личностные особенности, препятствующие конструктивному разрешению конфликтов | 24,6 |
Нами был сделан вывод о том, что необходима специальная подготовка студентов к разрешению конфликтов.
Исходя из этого, нами были изучены основные стратегии поведения и технология разрешения конфликта на уроках физической культуры.
(Слайд 12) Исходя из этого, во время педагогической практики мы стремились в своём поведении придерживаться малоконфликтного стиля. Нами так же была изучен опыт учителей физической культуры, пользующихся истинным авторитетом у учащихся, по профилактике конфликтных ситуаций. На основе изученного опыта нами была разработана технология профилактики конфликтных ситуаций
Технология профилактики конфликтных ситуаций с учащимися |
Поведение с классом:
Поведение с отдельным учащимся при конфликте:
3.Дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его; 4.Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться к нему, улыбнуться, можно дружественно похлопать по плечу; 5.Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогают ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием. |
При изучении конфликтных ситуаций, которые встречаются на уроках физической культуры, мы опросили учителей физической культуры, студентов специальности ФК после прохождения педагогической практики и изучили ряд конфликтных ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться. На основе технологии разрешения конфликта и выделенных нами качеств малоконфликтного учителя, мы показали возможные варианты разрешения конфликтов.
Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.
Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, но пренебрегать этим способом тоже не следует (однако ни в коем случае не надо при этом использовать угрозы, высмеивания).
Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, когда ученик выполнят распоряжение учителя без желания и осознания правоты, учитель причина конфликта не устраняется, а перевел его в другую – скрытую форму!
Таким образом, нами были рассмотрены основные стратегии поведения учителя физической культуры в конфликте, их плюсы и минусы. Полученные знания использовались нами при проведение формирующего этапа эксперимента с учащимися.
(слайд 13) Выводы:
Выводы:
1.В нашей работе, на основе обобщённого анализа психолого - педагогической литературы и опыта учителей - мастеров, была разработана технология конструктивного разрешения конфликтов, приводятся различные стратегии поведения учителя в конфликтах, их плюсы и минусы.
2.Проведённые нами исследования показали, что большинство студентов специальности «Физическая культура» сталкиваются с конфликтными ситуациями на педагогической и производственной практиках. Однако, далеко не всегда удаётся конструктивно решить возникающие конфликты с учащимися. Это объясняется не только недостаточным опытом преподавательской деятельности, но и недостаточным уровнем знаний и практических умений конструктивного разрешения конфликтов.
3.В процессе экспериментальной работы, которая проводилась во время прохождения педагогической практики на базе МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Георгиевского района, Ставропольского края с учащимися 10 и 11 классов, мы использовали разработанную нами технологию и рекомендации для разрешения конфликтов. В результате удалось несколько снизить уровень конфликтности на уроках физической культуры и улучшить взаимоотношения между учащимися и учителем.
4.В целом, теоретические исследования и результаты опытно экспериментальной работы подтвердили нашу первоначальную гипотезу. Однако, выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы формирования готовности будущих учителей к разрешению конфликтов. В то же время, полученные положительные результаты позволили доказать важность изучаемой нами проблемы и продолжить исследования уже в условиях профессиональной деятельности.
(слайда 14) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."
Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...
Примирительная комиссия (профилактика конфликтов в школе)
Большое количество конфликтов в школе, особенно у пятиклассников в адаптационный период, подвинуло искать эффективные способы решения этой проблемы. Как одна из форм работы в этом направле...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
РАЗРЕШЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Результаты по изучению конфликтов на уроках физической культуры, позволят сформулировать конкретные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций на уроках физической культ...
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....
Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта
Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...