ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

Бессонов Аким Александрович

Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно - воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razreshenie_i_profilaktika_konfliktov_na_urokah_.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРЕШЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно - воспитательного процесса в школе, которое бы отвечало запросам общества и самореализации личности.  

Как отмечают современные исследователи, одним из компонентов педагогической культуры учителя являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов.  Тем не менее, практика показывает, что далеко не каждый учитель обладает необходимыми знаниями конструктивного разрешения конфликтов. Исследование учёных показало, что интерес к урокам физической культуры падает, особенно среди учащихся старших классов. При этом нередко случаются и конфликты между учителем физической культуры и учащимися, вследствие чего обстановка обостряется ещё больше. В то же время, как отмечает Е.П. Ильин, грамотное поведение учителя физической культуры способно предотвратить большую часть конфликтов или конструктивно их разрешить, не ущемляя достоинства учащихся.

(слайд 2) Цель исследования:        изучить характер конфликтов на уроках физической культуры между учителем и учащимися старших классов, разработать технологию, направленную на профилактику конфликтов на уроках физической культуры.

(слайд 3)Для достижения цели были поставлены  задачи:

  1. Проанализировать подходы к определению сущности конфликта и его структуры.
  2. Изучить особенности старшего подросткового возраста.
  3. Изучить специфику конфликтов на уроках физической культуры и технологии их разрешения;
  4. Провести эксперимент по изучению и формированию готовности выпускников специальности «Физическая культура» и школьников старшего возраста к разрешению конфликтов.

(слайд 4)Были определены объект и предмет исследования:

 Объект исследования: педагогические конфликты в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:        профилактика конфликтов на уроках физической культуры.

(слайд 5) Гипотеза: было сделано предположение о том, что результаты по изучению конфликтов на уроках  физической культуры, позволят сформулировать    конкретные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций на уроках физической культуры и повысить учебный потенциал урока физической культуры.

(слайд 6) Для решения задач мы  применили следующие методы исследования:

- теоретические  - анализ социологической, психолого-педагогической и методической литературы; синтез эмпирического материала; концептуальный анализ ранее выполненных исследований.

- эмпирические -  наблюдение, опрос, экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент); статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ), методы графической интерпретации полученных данных.

Проделанная теоретическая и практическая работа по профилактике и разрешению конфликтов использовалась нами при проведении формирующего эксперимента с учащимися 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст.Подгорная, Советского района, Ставропольского края.

Экспериментальная работа проводилась в процессе проведения уроков физической культуры и во внеурочное время.

Для определения уровня конфликтности класса в целом и каждого учащегося отдельности мы провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов (всего 42 человека).

(Слайд 7-8)

Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района, Ставропольского края.

Вопросы

В % от числа

опрошенных

1. Часто ли Вы конфликтуете с одноклассниками?

• часто;

23.7

• иногда;

65,1

• никогда.

11,2

2. В чём, на ваш взгляд, причина Ваших конфликтов с

одноклассниками?

• Ваша повышенная конфликтность;

15,3

• повышенная конфликтность некоторых Ваших

47,8

одноклассников;

• Ваше неумение выходить из конфликтов

36,9

3. Как вы думаете, какова основная причина

32,1

35,1

           32,8

конфликтности с учителями?

• Неудовлетворительное поведение ряда учащихся;

• Отсутствие взаимопонимания между учителем и

учащимися;

• Высоким уровнем конфликтности класса, в целом

4. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для

того, чтобы уменьшить уровень конфликтности:

• постоянно проводить воспитательную работу с учащимися,

22,1

которые имеют повышенный уровень конфликтности;

• проводить «круглые столы» между учителями и учащимися

43,2

с целью выработки общих требований;

• научиться учащимся и учителям более уважительно

34,3

относиться к друг другу.

Как видно из результатов опроса, в классах нередки конфликты между учащимися, а также между учащимися и учителями. Среди основных причин:

  • повышенная конфликтность ряда учащихся,
  • неумение конструктивно выходить из конфликта,
  • недостаточное взаимопонимание между учителями и учащимися.

Для профилактики конфликтов в старших классов нами были проведены беседы с учащимися, на которых мы рассмотрели следующие вопросы:

  • Что такое конфликт, какие бывают конфликты;
  • Основные стратегии поведения в конфликте (соперничество, компромисс, игнорирование конфликта, уступки, сотрудничество)
  • Конструктивные (положительные) ' и деструктивные (отрицательные) конфликты;
  • Правила поведения в конфликте.
  • Также мы провели с учащимися тест Томаса [29]. При этом каждый учащийся определил свою ведущую стратегию в конфликте и задумался всегда ли она оправдывает себя.
  • Но, конечно, всех конфликтов не удалось избежать. Иногда на уроках физической культуры случались конфликты между учащимися. В этом случае мы действовали по методике Е.П. Ильина [14].
  • Обычно мы проводили беседу с учащимися, в процессе которой пытались найти компромисс с учащимися.

(слайд 9)

Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района, Ставропольского края.

Вопросы

В % от числа

опрошенных

1. Помогли ли Вам наши беседы для более  конструктивного выхода из конфликтов

• Да

47,5

• Нет

• Затрудняюсь ответить.

18,5

34.0

2. Стало ли в Вашем классе меньше конфликтов

• Да .

53,8

• Нет

15,1

• Затрудняюсь ответить.

31,1

3. Улучшилась ли психологическая атмосфера в Вашем

62,1

6,8

31,1

классе

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить.

Таким образом, результаты - Опроса учащихся позволили нам сделать вывод о том, что при проведении работы по профилактике конфликтов можно существенно сократить число конфликтов между учащимися, а также между учащимися и учителем. Кроме того, полученные учащимися старших классов навыки конструктивного разрешения конфликтов помогут им в дальнейшем, уже после окончания школы.

(Слайд 10) В процессе эксперимента мы провели анкетирование, цель которого - изучение готовности студентов - выпускников к разрешению конфликтных ситуаций со школьниками.

Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «В связи с чем, чаще всего происходили конфликты в классах, в которых Вы проводили занятия?»

Основные причины

В %

1.

Нарушение дисциплины учащимися;

78,1

2.

Грубость (пререкания) учащихся в адрес учителя или одноклассников;

63,7

3.

Пропуски уроков без уважительной причины;

43,5

4.

Отсутствие необходимой формы и обуви у учащихся на занятии;

22,7

5.

Нежелание учащихся выполнять на уроке те требования, которые предъявляет учитель;

37,3

6.

Несогласие с выставленными учителем оценками;

23,7

7.

На национальной почве;

35,7

8.

Другие виды....

12,7

(слайд 11)

Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «Что, на Ваш взгляд, приводит к   недостаточной готовности к разрешению конфликтов?»

Вопросы

В %

1.

Отсутствие необходимых знаний, приёмов и методов конструктивного разрешения конфликтов;

43,2

2.

Недостаточное знание психологии учащихся

36,9

3.

Недостаток опыта преподавательской деятельности

73,2

4.

Сложность работы с современными школьниками;

87,2

5.

Личностные особенности, препятствующие конструктивному разрешению конфликтов

24,6

Нами был сделан вывод о том, что необходима специальная подготовка студентов к разрешению конфликтов.

Исходя из этого, нами были изучены основные стратегии поведения и технология разрешения конфликта на уроках физической культуры.

(Слайд 12) Исходя из этого, во время педагогической практики мы стремились в своём поведении придерживаться малоконфликтного стиля. Нами так же была изучен опыт учителей физической культуры, пользующихся истинным авторитетом у учащихся, по профилактике конфликтных ситуаций.  На основе изученного опыта нами была разработана технология профилактики конфликтных ситуаций

Технология профилактики конфликтных ситуаций с учащимися

image15 

Поведение с классом:

  1. Проводить индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых необходимо выяснять их позицию по определённому вопросу и разъяснять свою.
  2. Проявлять внимание к каждому учащемуся, показывать уважительное отношение, сочувствие, терпимость к их слабостям, выдержку, спокойный тон;
  3. Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащихся;
  4. Постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть в глаза, следить за изменением мимики, поведения.
  5. Подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьникам заинтересованность в решении их проблем.

Поведение с отдельным учащимся при конфликте:

  1. Затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
  2. Попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

3.Дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

4.Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться к нему, улыбнуться, можно дружественно похлопать по плечу;

5.Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогают ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

При изучении конфликтных ситуаций, которые встречаются на уроках физической культуры, мы опросили учителей физической культуры, студентов  специальности ФК после прохождения педагогической практики и изучили ряд конфликтных ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться. На основе технологии разрешения конфликта и выделенных нами качеств малоконфликтного учителя, мы показали возможные варианты разрешения конфликтов.

Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.

Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, но пренебрегать этим способом тоже не следует (однако ни в коем случае не надо при этом использовать угрозы, высмеивания).

Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, когда ученик выполнят распоряжение учителя без желания и осознания правоты, учитель причина конфликта не устраняется, а перевел его в другую – скрытую форму!

Таким образом, нами были рассмотрены основные стратегии поведения учителя физической культуры в конфликте, их плюсы и минусы. Полученные знания использовались нами при проведение формирующего этапа эксперимента с учащимися.

(слайд 13) Выводы:

Выводы:

1.В нашей работе, на основе обобщённого анализа психолого - педагогической литературы и опыта учителей - мастеров, была разработана технология конструктивного разрешения конфликтов, приводятся различные стратегии поведения учителя в конфликтах, их плюсы и минусы.

2.Проведённые нами исследования показали, что большинство студентов специальности «Физическая культура» сталкиваются с конфликтными ситуациями на педагогической и производственной практиках. Однако, далеко не всегда удаётся конструктивно решить возникающие конфликты с учащимися. Это объясняется не только недостаточным опытом преподавательской деятельности, но и недостаточным уровнем знаний и практических умений конструктивного разрешения конфликтов.

3.В процессе экспериментальной работы, которая проводилась во время прохождения педагогической практики на базе МБОУ СОШ №20 ст. Подгорная, Георгиевского района, Ставропольского края с учащимися 10 и 11 классов, мы использовали разработанную нами технологию и рекомендации для разрешения конфликтов. В результате удалось несколько снизить уровень конфликтности на уроках физической культуры и улучшить взаимоотношения между учащимися и учителем.

4.В целом, теоретические исследования и результаты опытно экспериментальной работы подтвердили нашу первоначальную гипотезу. Однако, выполненное нами исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы формирования готовности будущих учителей к разрешению конфликтов. В то же время, полученные положительные результаты позволили доказать важность изучаемой нами проблемы и продолжить исследования уже в условиях профессиональной деятельности.

(слайда 14) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Примирительная комиссия (профилактика конфликтов в школе)

Большое количество конфликтов в школе, особенно у пятиклассников  в адаптационный период, подвинуло искать эффективные  способы решения этой проблемы. Как одна из форм работы в этом направле...

Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)

Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

РАЗРЕШЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Результаты по изучению конфликтов на уроках  физической культуры, позволят сформулировать    конкретные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций на уроках физической культ...

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».

Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....

Профилактика конфликтов в работе с родителями. Технологии регулирования конфликта

Актуальность данной темы поможет избежать конфликтов, их профилактировать, а при неизбежности  их профессионально, грамотно урегулировать. В дальнейшем минимизировать и свести на нет. Довести до ...