ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Чеботарь Евгений Александрович

Уровень спортивных достижений напрямую зависит от индивидуальных морфофункциональных показателей и возможностей организма спортсмена. В спорте особую значимость имеет выявление наиболее одаренных, перспективных спортсменов, так как рекордные достижения характерны для спортсменов, обладающих наиболее высокими показателями для конкретного вида спорта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Курсовая работа

ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………

3

Глава I

Теоретический анализ литературы по проблеме                исследования …………………………………………………

5

1.1.

Спортивный отбор – как научная проблема ……………….

5

1.2.

Общее представление об антропометрических показателях и их значение для спортивного отбора ……………………..

7

1.3.

Общее представление о физических  качествах человека …

11

Глава II

Оценка антропометрических показателей детей 9 лет на начальном этапе подготовки легкоатлетов …………………

17

Глава III

Оценка развития физических качеств детей 9 лет на начальном этапе подготовки легкоатлетов …………………

20

Выводы ……………………………………………………….

23

Практические рекомендации ……………………………….

27

Литература ……………………………………………………

28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема спортивного отбора – одна из основных теоретических и прикладных медико-биологических проблем физической культуры и спорта. Развитие теории спортивного отбора влияет на организацию системы тренировочного процесса спортсменов и достижение высокого уровня их спортивных достижений.

Уровень спортивных достижений напрямую зависит от индивидуальных морфофункциональных показателей и возможностей организма спортсмена. В спорте особую значимость имеет выявление наиболее одаренных, перспективных спортсменов, так как рекордные достижения характерны для спортсменов, обладающих наиболее высокими показателями для конкретного вида спорта. По мнению Э.Г. Мартиросова (1984, 1985, 1998), с одной стороны, спортсмены, отличающиеся по своим морфологическим, функциональным, психологическим особенностям, по разному адаптируются к различным условиям деятельности, с другой – целенаправленная деятельность влияет на отбор наиболее одаренных спортсменов и на формирование у них специфического морфофункционального статуса.

Исследование проблем спортивного отбора привело к выявлению ряда генетически детерминированных морфофункциональных показателей, позволяющих с большей степенью вероятности определить перспективность спортсменов в том или ином виде спорта на определенном этапе подготовки.

Антропометрические показатели являются одними из тех, которые оказывают влияние на успех в соревновательной деятельности.

Физические качества, в структуре двигательных способностей человека, определяют его физическую работоспособность.

Спортивный отбор представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта.

Объект исследования: процесс спортивного отбора детей для занятий лёгкой атлетикой на начальном этапе подготовки.

Предмет исследования: оценка антропометрических показателей и развития физических качеств у детей 9 лет в период спортивного отбора для занятий лёгкой атлетикой.

Цель:  обосновать технологию отбора детей для занятий лёгкой атлетикой на основе комплексной оценки их антропометрических показателей и развития физических качеств.  

Задачи:

  • Провести анализ специальной литературы и выявить современные тенденции спортивного отбора.
  • Провести оценку антропометрических данных детей 9 лет.
  • Провести оценку развития физических качеств у детей 9 лет.
  • Выработать рекомендации для детей 9 лет на предмет целесообразности их занятий лёгкой атлетикой.

Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической литературы, изучение нормативных документов), экспериментальные (антропометрические измерения, тестирование), методы математической обработки и анализа данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МОУ лицея № 17 г. Ставрополя. В исследовании принимали участие школьники младших классов в количестве 11 человек, в возрасте 9 лет.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Спортививный отбор – как научная проблема.

     Спортивный отбор начинается в детском возрасте на основе тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе.

     Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (Озолин Н.Г.). На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна обеспечиваться комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования .

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных способностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечить высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методики отбора детей для комплектования спортивных групп.

Для современного спорта характерны стремительный рост рекордов, значительная интенсификация тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимо подчас 8-10 лет напряжённых занятий. Поэтому очень важно своевременно выявить спортивные способности у детей для обнаружения действительно талантливых в двигательном отношении детей.

Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, методического, научного характера. Начинается этот процесс со спортивного отбора или ориентации.

В литературе в настоящее время имеется много материала по этим вопросам, однако до сих пор авторы используют различные понятия, а иногда даже путают эти два термина.

Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта.

Ориентация также направлена на выявление спортивных способностей к тому или иному виду спорта.

Однако есть принципиальное отличие отбора от ориентации. При отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а при ориентации - подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка.

Можно даже сказать, что ориентация более гуманна, в ней решается вопрос "спорт для человека", а не "человек для спорта".

Следует отметить, что проблема спортивной ориентации и отбора ещё до конца не решена и требует дальнейшего осмысления как учёных, так и практиков.

1.2. Общее представление об антропометрических показателях и их значение для спортивного отбора.

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности должно проходить по четырем направлениям:

1) медицинский осмотр;

2) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку;

3) определение телосложения и состав тела в корреляции с физической работоспособностью;

4) определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения — антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр (соматоскопия)

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Антропометрия — совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела (размеров черепа, окружности груди, шеи, плеч, предплечий, бедер, голеней), а также ряда функциональных показателей (жизненной емкости легких, силы мышц и др.). При этом пользуются измерительными и описательными признаками. Измерительные признаки выражаются в числах, описательные (например, цвет глаз, форма грудной клетки, живота, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах и т. п.) — устанавливаются при осмотре путем сличения с различными эталонами — таблицами и моделями (рис. 1).


Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении физического развития. При контроле за физическим развитием детей антропометрия имеет особое значение, т. к. является показателем роста и формирования организма. На первом году жизни ребенка измерение роста, веса, окружности головы, груди и др. производится при медосмотрах ежемесячно, в дошкольном возрасте — не менее двух раз в год, у школьников — ежегодно. Систематические антропометрические измерения детей позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития (отставание в росте, отсутствие прибавки в весе и т. п.), являющиеся, как правило, наиболее ранними признаками каких-либо заболеваний или свидетельством нарушения режима. Антропометрия применяется также при

проведении врачебного контроля за спортсменами.

Рост (длину тела) измеряют обычно ростомером (рис. 2). Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: пятками, ягодицами и лопаточной областью; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

Вес тела устанавливают с помощью медицинских весов. Измеряемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется производить утром, натощак.

Окружность груди измеряют сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку кзади — под углом лопаток, спереди — под соском (у женщин — на IV ребре).

Окружность живота определяют сантиметровой лентой в положении стоя при спокойном дыхании, ленту накладывают на уровне пупка.

Окружность плеча измеряют сантиметровой лентой при максимальном напряжении двуглавой мышцы и при разогнутой руке.

Спирометрия - определение жизненной емкости легких, т. е. максимального объема воздуха, выдыхаемого после глубокого вдоха; производится спирометром. Измерение проводят 2—3 раза, учитывают максимальный результат.

Динамометрия — измерение силы мышц, производится пружинными динамометрами — становым и ручным. Ручка станового динамометра должна находиться на уровне колен; динамометр растягивают без рывков, не сгибая при этом ноги в коленях и руки в локтях. Ручной динамометр вкладывают в кисть руки шкалой кверху; при сжатии прибора руку свободно опускают книзу или отводят в сторону; отмечают наибольший показатель после 2—3 измерений.

1.3. Общее представление о физических  качествах человека

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе их совершенствования лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Термины "физическое качество и "двигательное качество" используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Под силой как физическим качеством необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила» В качестве примера проявления статической силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической - прыжок вверх.

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил.

Быстрота как физическое качество - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Физиологический механизм проявления быстроты, связанный прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:

1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.

2. Быстроту одиночного движения.

3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.

4. Частоту движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.

Выносливость - это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

· в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

· в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

  На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную

Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. (В.Н. Платонов 1997).

С точит зрения теории спорта общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

· аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);

· степенью экономизации техники движений;

· уровнем развития волевых качеств.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.  В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий.

Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.

Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации. Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности.

Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам.

В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнера или отягощения).

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость проявляется только в комплексе с другими физическими качествами.

 Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность: 1. Координационная трудность двигательной задачи. 2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче). 3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).

Благоприятное развитие выше перечисленных физических качеств выпадает на разный возрастной период развития ( см. таблицу № 1 ).

Таблица № 1

Сенситивные периоды (возраст) развития физических качеств

Качества

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Гибкость

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ловкость

+

+

+

+

+

+

+

+

Быстрота

+

+

+

+

+

+

Ск - сил.

+

+

+

+

Сила

+

+

+

+

Выносл.

+

+

+

+

+

+

ГЛАВА II. ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ.

Для оценки некоторых антропометрических показателей, мы провели исследование на базе МОУ Лицея № 17,в котором приняли участие ученики 3 класса в возрасте 9 лет.

Таблица № 2

Ориентировочные нормативы некоторых антропометрических показателей мальчиков.

Показатель

Оценка,

уровень

возраст

9 лет.

Длина тела, см

5

4

3

2

1

154 и выше

146-153

138-145

130-137

129 и ниже

Вес, кг

5

4

3

2

1

48 и выше

41-47

34-40

27-33

26 и ниже

Жизненная емкость,см3

5

4

3

2

1

3001 и выше

2601- 3100

2101-2600

1501- 2100

1500 и ниже

Сила кисти, кг

5

4

3

2

1

28 и выше

23-27

18-22

13-17

12 и ниже

Длина руки, % от длины тела

5

4

3

2

1

45,6 и более

44,8 - 45,5

44,0-44,7

43,2 – 43,9

43,1 и менее

Длина стопы, % от длины тела

5

4

3

2

1

16,6 и более

15,8-16,5

15,20- 15,7

14,2-14,9

14,1 и менее

Таблица № 3

Результаты антропометрических показателей мальчиков 9 лет.

Испытуемые

Показатель

Длина тела, см

Вес, кг

Жизненная емкость,см3

Сила кисти, кг

Длина руки,% от длины тела

Длина стопы,% от длины тела

 Красников А.С

147

30

1501

17

34,6

21,7

Зиновьев В.В

131

39

3100

22

35,1

21,3

Житник Г.Н

147

45

1401

22

35,3

21,0

Кучко А.Н

127

26

2605

21

24,4

19,6

Чалов Е.С

123

23

2700

20

29,2

19,5

Есенгиреев  А.А

145

48

1500

23

34,4

20,0

Багданов И.М

137

33

2200

19

29,9

18,9

Егоров А.В

136

35

2701

19

29,4

18,3

Андрядис Д.А

140

39

3000

23

38,5

20,7

Осыкр П.А

140

37

2300

20

38,5

20,7

Джабраило М.М.

130

32

3200

25

33,8

19,2

Исходя из полученных результатов, мы можем оценить антропометрические показатели испытуемых ( таблица № 4 ).

Таблица № 4

Оценка антропометрических показателей мальчиков 9 лет.

Испытуемые

Оценка показатель

Длина тела, см

Вес, кг

Жизненная емкость,см3

Сила кисти, кг

Длина руки,% от длины тела

Длина стопы,% от длины тела

Красников А.С

4

2

2

2

1

5

Зиновьев В.В

2

3

4

3

1

5

Житник Г.Н

4

4

1

3

1

5

Кучко А.Н

1

1

4

3

1

5

Чалов Е.С

1

1

4

3

1

5

Есенгиреев  А.А

3

5

1

4

1

5

Багданов И.М

2

2

3

3

1

5

Егоров А.В

2

3

4

3

1

5

Андрядис Д.А

3

3

4

4

1

5

Осыкр П.А

3

3

3

3

1

5

Джабраило М.М.

2

2

5

4

1

5

 На основе полученных результатов антропометрического исследования, мы можем сказать ,что антропометрические показатели у наши испытуемых , не вполне соответствуют их возрастному развитию, особенно это видно по показателю длины руки,% от длины тела.

ГЛАВА III. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

9 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ.

Для оценки уровня развития физических качеств было проведено  исследование на базе МОУ Лицея № 17,в котром приняли участие ученики 3 класса в возрасте 9 лет.

Таблица №5

Нормативы оценки уровня развития физических качеств у мальчиков.

Упражнение

Оценка,

уровень

возраст

9 лет

Бег,30 м, с

5

4

3

2

1

5,6 и менее

5,7-5,8

5,9-6,0

6,1-6,2

6,3 и более

Непрерывный бег 5 мин, м

5

4

3

2

1

_________

_________

_________

_________

_________

Прыжок в длину с места, см

5

4

3

2

1

170 и более

155-171

140-154

125-139

124 и менее

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы,1кг,см

5

4

3

2

1

270 и более

230-265

195-225

160-190

155 и менее

Прыжок вверх с места, см

5

4

3

2

1

38 и более

33-37

28-32

23-27

22 и менее

Используя таблицу № 5, мы провели оценку уровня развития физических качеств у мальчиков девятилетнего возраста.

Таблица № 6

Результаты оценки уровня развития физических качеств у мальчиков 9 лет.

Испытуемые

Показатель

Бег,30 м, с

Прыжок в длину с места, см

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы,1кг,см

Прыжок вверх с места, см

Красников А.С

6,7

145

185

33

Зиновьев В.В

5,6

170

263

59

Житник Г.Н

7,0

122

240

53

Кучко А.Н

5,8

169

230

53

Чалов Е.С

5,7

166

235

52

Есенгиреев  А.А

6,2

171

265

65

Багданов И.М

5,9

170

200

61

Егоров А.В

5,8

166

202

59

Андрядис Д.А

5,6

173

253

65

Осыкр П.А

6,0

167

225

60

Джабраило М.М.

5,4

174

270

60

Сопоставив результаты испытуемых с таблицей № 5 , мы получили следующие оценки уровня развития их физических качеств.

Таблица № 7

Оценка уровня развития физических качеств у мальчиков 9 лет

Испытуемые

Оценка показателей

Бег,30 м, с

Прыжок в длину с места, см

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы,1кг,см

Прыжок вверх с места, см

 Красников А.С

1

3

2

4

Зиновьев В.В

5

5

4

5

Житник Г.Н

1

1

4

5

Кучко А.Н

4

4

4

5

Чалов Е.С

4

4

4

5

Есенгиреев  А.А

2

5

5

5

Багданов И.М

3

5

3

5

Егоров А.В

4

4

3

5

Андрядис Д.А

5

5

4

5

Осыкр П.А

3

4

3

5

Джабраило  М.М.

5

5

5

5

Исходя из результатов исследования, можно сказть что  физические качества у испытуемых развиты хорошо.

ВЫВОДЫ

  1. При анализе специальной литературы, мы выяснили, что у истоков проблемы спортивного отбора стояли д.п.н., проф. В.П. Филин (педагогическое направление) и д.м.н., проф. Р.Е. Мотылянская (медицинское направление).

Профессор В.П. Филин предложил такое определения понятия «спортивный отбор» :

Спортивный отбор - это система организованно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляется задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта. Основная задача спортивного отбора состоит во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта.

Над проблемой спортивного отбора работали такие ученые как : М.Ф. Иваницкий, 1966; Р.Е. Мотылянская, 1971; Р.М. Дорохов, И.И. Бахрах, 1975,Кзавански  В.1982.

До сих пор проблемма спортивного отборо стоит ребром в научном мире.

  1. На основе полученных результатов антропометрического исслдования, мы можем сказать ,что антропометрические показатели у наши испытуемых , не в полне соответствуют их возрастному развитию,особенно это видно по показателю длины руки,в процентном соотношении от длины тела.
  2. Исходя из результатов исследования, можно сказть что  физические качества у испытуемых развиты хорошо.
  3. Для того чтобы выявить предрасположенность наших испытуемых к тому или ноиу виду спорта , сопоставим, полученные в ходе исследования, оценки антропометрических и физических показателей детей с таблицей №8,которую предоставил нам автор ………………..

Таблица № 8

Вид спорта

Показатель

Рост

вес

ЖЕЛ

Бег,30 м, с

Прыжок в длину с места, см

Прыжок вверх с места, см

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы,1кг,см

Легкая атлетика   (спринт)

2-4

3-5

3

5

5

5

4

Легкая атлетика (метание)

5

4-5

4 -5

4

4

4

5

Легкая атлетика (прыжки)

3-4

3-4

3

4

5

5

3

Легкая атлетика (длинные дистанции)

2-4

1-3

4-5

3

4

3

4

Легкая атлетика (средние дистанции)

2-4

1-3

4-5

4

4

4

3

На основе таблицы  №8 , мы можем определить предрасположенность наших испытуемых к одному из вида спорта легкой атлетики ( таблица № 9 )

 

    Таблица № 9.

Предрасположенность детей к одному из вида легкой атлетики.

Испытуемые

Вид спорта

Легкая атлетика   (спринт)

Легкая атлетика (метание)

Легкая атлетика (длинные дистанции)

Легкая атлетика (средние дистанции)

Легкая атлетика (прыжки)

Красников А.С

___

___

___

___

___

Зиновьев В.В

___

+

Житник Г.Н

___

___

___

___

___

Кучко А.Н

___

___

+

+

___

Чалов Е.С

___

___

+

+

___

Есенгиреев А.А

___

___

___

___

___

Багданов И.М

___

___

+

___

___

Егоров А.В

___

___

___

Андрядис Д.А

___

Осыкр П.А

___

___

+

___

___

Джабраило М.М.

___

+

      - нет предрасположенности;

      + большая вероятность предрасположенности;

  • предрасположенность

Исходя из таблицы № 8, мы видим, что 4 из 11 детей, имеют предрасположенность к легкой атлетике на длинные и средние дистанции,а еще одни из этих испытуемых имеет предрасположенность и  к легкой атлетике - спринту. Большая вероятность предрасположенности к легкой атлетике на длинные и средние дистанции, наблюдается еще у 2 испытуемых,на длинные дистанции у 1, еще у 1 предрасположенность к прыжка в длинну.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основе нашего исследавания, мы можем посоветовать Зиновьев В.В, Егоров. на выбор заниматься бегом на средние или дальние дистанции., а А.В, Андрядису помимо бега на средние и дальние дистанции, также можно попробовать себя в прыжках в длинну. Джабраило М.М можем предложить заниматься либо бегом на средние и дальние дистанции,либо попробовать себя в спринте. Заняться бегом на средние и дальние дистанции, мы можем также посоветовать  Кучко А.Н и Чалову Е.С. К бегу на длинные дистанции имеют предрасположенность также   Багданов И.М и Осыкр П.А. Остальным же , нашим испытуемым, мы посоветуем просто заниматься физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

  • Давыдов В.Ю. Отбор и контроль в плавании на этапах многолетней подготовки спортсменов / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко, В.Ю. Карпов: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «ТПФК», 2003. – 101 с.
  • Максименко А.М. Теория и методика физической культуры / А.М. Максименко: учебник для вузов физической культуры. – М.: Физическая культура, 2009. – 496 с.
  • Мартиросов Э.Г. Влияние спортивного амплуа на формирование телосложения // Вопросы антропологии. Вып. 74. - М., 1984. – С. 9-23.
  • Мартиросов Э.Г. Морфологический статус человека в экстримальных условиях спортивной деятельности // Итоги науки и техники: Антропология. Т. 1. – М., 1985. – С. 100-153.
  • Мартиросов Э.Г. Соматический статус и спортивная специализация: Автореф. д-ра биол. наук. – М.: МГУ, 1998. – 87 с.
  • Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.
  • Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин.–М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСт», 2003.– 863 с.
  • Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1966.
  • В. А. Парфенов, В. Н. Платонов. Тренировка квалифицированных  пловцов. П18  -М.: Физкультура и спорт, 1979. 166 с., ил.
  • Бриль М.С. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов / М.С. Бриль, В.П. Филин. // Теория и практика физической культуры.- 1982.- №8.- С.30-32.
  • Волков, В.М. Спортивный отбор (Медико-биологические основы) / В.М. Волков. - Смоленск,1979.- 57с.
  • Зациорский, В.М. Проблема спортивной одаренности и отбора в спорте / В.М. Зациорский.  // Теория и практика физической культуры. - 1986. - C.37-39.
  • Платонов, В.Н. Отбор контроль и прогнозирование в спортивной тренировке / В.Н. Платонов, Запорожанов, В.А. // Теоретические аспекты отбора в современном спорте. - Киев, 1990. - 5 - 16с.
  • Холодов, Ж.К. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 415c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Выявление и развитие музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения ».

в методической разработке описываются способы раннего выявления музыкальных способностей у детей на начальном этапе обучения и их развитие....

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

«Исследование развития физических качеств юных легкоатлетов на начальном этапе тренировки »

•Одним из основных направлений воспитания является спортивная ориентация детей и подростков. Одним из универсальных средств, обеспечивающих разностороннее физическое развитие и физическую подготовленн...

Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки

В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в се...

Роль подвижных игр на развитие физических качеств у детей начальной школы

Определение и специфика подвижной игрыПодвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных ...

Каратэ. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей на различных этапах спортивной подготовки.

Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеских клубов фи...

Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках физической культуры

Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой дея...