ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ.
статья по физкультуре по теме

Курочкина Елена Леонидовна

             В современных учебных программах по лыжным гонкам для спортивных школ и ШВСМ предложен

             элементарный комплекс ОРУ, что, по нашему мнению, не отвечает требованиям современной

             спортивной подготовки.

             В своём исследовании мы предполагаем, доказать, что внедрение комплексов растяжек в подготовку лыжников повысит

             эффективность тренировочного процесса, за счёт уменьшения травматизма и ускорения              

             процессов восстановления, что будет способствовать не только сохранению здоровья, но и повышению спортивного

             результата.

             Объект - стретчинг как фитнесс технология

             Предмет - применение стретчинга в лыжной подготовке

             Гипотеза - систематизированное, целенаправленное применение стретчинга  в подготовки лыжника гонщика,

             способствует улучшению результативности подготовки лыжников-гонщиков

             Цель - апробировать эффективность подготовки лыжников на основе применения стретчинга

             Задачи исследования:

            1.     Рассмотреть проблему внедрения стретчинга в подготовку лыжников.

            2.    Провести анализ современных технологий стретчинга как части подготовки спортсмена. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ.

В современных учебных программах по лыжным гонкам для спортивных школ и ШВСМ предложен элементарный комплекс ОРУ, что, по нашему мнению, не отвечает требованиям современной спортивной подготовки.

В своём исследовании мы предполагаем, доказать, что внедрение комплексов растяжек в подготовку лыжников повысит эффективность тренировочного процесса, за счёт уменьшения травматизма и ускорения процессов восстановления, что будет способствовать не только сохранению здоровья, но и повышению спортивного результата.

Объект - стретчинг как фитнесс технология

Предмет - применение стретчинга в лыжной подготовке

Гипотеза - систематизированное, целенаправленное применение стретчинга  в подготовки лыжника гонщика, способствует улучшению результативности подготовки лыжников-гонщиков

Цель - апробировать эффективность подготовки лыжников на основе применения стретчинга

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему внедрения стретчинга в подготовку лыжников.
  2. Провести анализ современных технологий стретчинга как части подготовки спортсмена.

Современный спорт связан с такими явлениями как травматизм и функциональные перегрузки, что в большинстве случаев связано с пренебрежением спортсменами и тренерами специальной работы, подготавливающей организм к тренировочным и соревновательным нагрузкам и к процессу восстановления после них.

Магнуссон П., Ренстрем П.[8] отмечают, что наибольшие возможности активизации ресурсов организма для повышения специальной работоспособности заключаются в совершенствовании средств и методов тренировки, режимов работы и восстановления, рациональных сочетаний тренировочных нагрузок различной направленности. Наряду с этим для повышения эффективности направленных тренировочных воздействий на организм широко используются неспецифические вспомогательные средства, которые готовят спортсмена к предстоящим нагрузкам либо стимулируют и поддерживают на необходимом уровне реакции организма в ходе тренировочных занятий или соревнований и ускоряют восстановительные процессы [8].

По словам одного из заслуженных тренеров по лыжным гонкам Самохина В.В. традиционная система подготовки лыжника гонщика, применяемая и сейчас, чаще всего затрагивала в основном количественные нагрузки,  выходя на качественные изменения (переход количества в качество).

Недельный – основной рабочий цикл, включал разноплановое развитие качеств: чем больше дадим, тем больше получим.  Но с точки зрения физиологии такой подход не всегда работает. Если к этому еще добавить директивный подход к выполнению программы, то темпы роста спортивных результатов особенно у молодых спортсменов во многих случаях становятся заниженными, и очень часто эти спортсмены просто прекращали занятия спортом. Поэтому в спорте все чаще ставится вопрос о необходимости  изменить эту систему [7].

Директор клиники терапии в Ванкувере (Канада) Апостопулос Н. характеризует современный спорт  тренировочными и соревновательными нагрузками,  которые зачастую превосходят адаптативные возможности  атлетов. В такой ситуации спортсмена неминуемо подстерегает возможность получить травму [5].

Таким образом, встает вопрос о внедрении в практику спортивной тренировки методик направленных на дальнейшее сохранение работоспособности  мышц,  связочного аппарата в целом, что позволило бы выполнять спортсмену более высокие тренировочные нагрузки и повышать спортивный результат.

Опираясь на материалы ведущих специалистов в лыжных гонках Самохина В.В [7], Раменской [4], Манжосова [1],  можно констатировать, что лыжные гонки сильно изменились за последние 10 лет. Появились новые виды гонок, изменился регламент соревнований и условия, подход к фармакологическому обеспечению. Все это сказывается на подготовке спортсмена и работе тренера, но сам спортсмен как человек остался прежним, как организм со своими возможностями и индивидуальной реакцией на физическую нагрузку.

 Слимейкер Р.[6] показывает насколько серьезно необходимо подходить в вопросе планирования всех компонентов подготовки спортсмена соревнующихся в видах на выносливость.

Необходимость  планирования заданий для спортсменов по Самохину возникает в трех разных масштабах, которые необходимо учитывать в годичном цикле подготовки: задания на этап подготовки, на микроциклы и отдельные задания. И от адекватности этих заданий зависит удовлетворенность спортсмена своей готовностью к соревнованиям.

Адаптация мышечной системы к физической нагрузке является  основой тренировочного процесса. Повышение спортивного результата зависит от  правильного баланса между физическим усилием и восстановлением. В случае если спортсмен нарушает этот баланс, то происходит явление перетренировки, но что особенно важно микротравмирование  мышечной системы. Выполнение упражнений с максимальной нагрузкой вызывает симптомы мышечного стресса, что требует необходимость снижения величины и интенсивности работы.

В настоящее время спортивной наукой и передовой практикой достаточно обосновано аргументирование проблемы подготовки организма к высоким нагрузкам и восстановления.

Установлено, что основной задачей всех средств, как подготовки, так и восстановления, является аксиома - содействовать естественному течению физиологических процессов организма тренирующегося спортсмена. Такие содействия могут иметь педагогический, психологический или медико-биологический акцент.

Между тем разнообразие физических упражнений и нагрузок затрудняет нахождение универсальных критериев, определяющих степень подготовленности организма к нагрузкам и восстановления. [2]

Известно, что способность мышц к растягиванию, а также физиологические процессы, происходящие при этом, сегодня берутся за основу для решения трех важнейших задач спортивной тренировки:

1) развитие гибкости,

2) предварительная подготовка мышц к физическим нагрузкам, т.е. для разминки с целью профилактики травматизма;

3) восстановление физиологических функций после больших тренировочных нагрузок [8].

До последнего времени основными видами упражнений для решения вышеуказанных задач были динамические упражнения баллистического характера. Это маховые движения руками и ногами, сгибания и разгибания туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц оказывается сравнительно кратковременным, оно длится столько, сколько длится мах и сгибание. Скорость растягивания мышц обычно пропорциональна скорости махов и сгибаний.

Однако чрезмерные растяжения за счет рывковых движений могут создать микроскопические разрывы в мышцах, что, в свою очередь, приводит к образованию в мышцах рубцовой ткани и постепенному уменьшению ее эластичности. Мышцы становятся жесткими и болезненными.

 С целью более профессионального подхода к упражнениям на растягивание в настоящее время предлагается использовать стретчинг. В настоящее время среди спортсменов чрезвычайно популярна такая форма подготовки мышечно-связочного аппарата к тренировочным и соревновательным нагрузкам, как стретчинг. А в качестве формы активного отдыха - стретчинг применяется спортсменами для восстановления.

 Несмотря на то, что данным упражнениям на растягивание посвящено немало работ, на многие вопросы еще нет точного ответа. Поиск наиболее эффективного применения стретчинга в спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов сегодня наиболее актуален[3].

В соответствии со сложившимися представлениями наиболее распространенной установкой использования стретч-упражнений является подготовка организма к нагрузкам, коррекция состояния утомления и ускорения процессов восстановления.

Определить место стретчинга в структуре тренировочного процесса, выявить уровень функциональной нагрузки стретч-упражнений. Выяснить - можно ли при использовании стретчинга выдержать классический принцип постепенности увеличения нагрузки на организм в разминочной части и планомерно снизить нагрузку в фазе срочного восстановления. Разработать возможные структурные варианты использования стретчинга с целью профилактики травматизма.  Поиск решений этих проблем требует глубокого научного поиска.

Литература

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия, 2000. С. 212-217
  2. Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стретчинг. М.: Советский спорт, 1991. 96 с.
  3. Доленко Ф.Л. Спорт и суставы. М.: Физкультура и спорт, 2005. 288 с.
  4. Лыжный спорт: Учебник для вузов: 2-е изд., испр. и доп. / В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 623 с.; ил.
  5. Апостолопулос Н. Copyright ©1998-2009. International Association of  thletics Federations Regional Development Centre Moscow. Режим доступа: http://iaaf.ru/ru/docs/publication/75.html    (15.08.2009, 13.46)
  6. Слимейкер Р., Браунинг Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость. /Тулома, 2007 г.
  7. Самохина В.В. Колонка тренера // Доклады Самохина В. В. // Доклад Самохина В.В. "Лыжные гонки" – 2007, Режим достура: www.olympic.ru   (12.09.2010)
  8. Magnusson, S. P. Passive properties of human skeletal muscle during stretch maneuvers. A review. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 1998, 8(2), 65—77.  -37

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные средства подготовки лыжников-гонщиков

   В процессе многолетней подготовки лыжника для развития физических качеств применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на ор...

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПЕРИОД РЕАККЛИМАТИЗАЦИИ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

  Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки...

Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника-гонщика

Лыжный спорт в России относится к одному из наиболее популярных и доступных видов спорта. Но для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки, с применением но...

Круглогодичная подготовка лыжников - гонщиков

В годовом цикле лыжников предусматривается подготовительный, соревновательный и переходный периоды.1.Подготовительный период подразделяется на два этапа:•общеподготовительный (май - июль) ;•специально...

Повышение физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительном периоде годичного цикла на этапе совершенствования спортивного мастерства.

 Программа составлена на основе Федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки, утвержденные приказом Минспорта РФ от 14 марта 2013 г № 111. Программа содержит на...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...