круговая тренировка на уроках физической культуры
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме

Ястребова Елена Михайловна

методы круговой тренировки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры с помощью круговой тренировки.

Выполнила:

учитель физической культуры:

Ястребова Е.М.

Тема: Развитие физических качеств у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках физической культуры с помощью круговой тренировки.

   Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.

    Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

    Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

    Одним из способов достижения положительного результата, в развитии физических качеств  обучающихся будет являться круговая тренировка.

      В методической литературе и практике учителей  известен  такой  способ

проведения  упражнений,  как  поточный  мелкогрупповой.   Класс   делят   на несколько небольших групп (5 - 6  человек),  в  каждой  из  которых  задания выполняются потоком. Даются любые задания - повторение разученного  движения с  целью  закрепления  его  техники,   выполнение   специально   подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.

       Термин  «круговая  тренировка»,  обозначает  иной  способ  проведения

упражнений. В основе  организации  учеников  для  выполнения  упражнений  по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ.  Но  должна быть  разработана  четкая   методика   выполнения   упражнений.   Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного  развития  двигательных качеств. Поэтому  круговая  тренировка  представляет  собой  организационно-методическую  форму  занятий  физическими  упражнениями,   направленными   в основном на комплексное развитие двигательных  качеств.  Одна  из  важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки  и в то же  время  строгая  индивидуализация  ее.

    Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо взаимосвязаны с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию младших школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений всеми учащимися. Использование же их в комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение. Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.

    При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки,  необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

3. Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (например: работают 20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.

4. Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и, в зависимости от его задач, связанных с обучением, закреплением или совершенствованием учебного материала, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки.

5. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.

6. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса.

     Метод круговой тренировки на уроках физической культуры в школе применяется давно, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила) и совершенствования их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т. п.). В настоящее время, она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает выполнять учебную деятельность. В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста возможно применение разнообразных  вариантов круговой тренировки. Структура,  которой является: многократное выполнение предписанных действий, движений, в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения, предусматривающие последовательного использования на "станциях" разнообразных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности,  чередуя с отдыхом.

   Исходя, из вышесказанного следует выделить:

Объект – развитие физических качеств обучающихся в процессе обучения физической культуры.

 Предмет – развитие физических качеств у обучающихся в процессе обучения физической культуры на основе круговой тренировки.

Цель работы – выявить методические условия развития физических качеств в процессе обучения физической культуры на основе использования круговой тренировки.

 Гипотеза – если процесс обучения физической культуры строить на основе использования круговой тренировки, то повысится эффективность развития физических качеств (гибкость, сила и координация движений) у обучающихся.

 Задачи:

- на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы проанализировать технологические подходы к составлению комплекса упражнений по развитию физических качеств у обучающихся на уроках физической культуры;

- раскрыть технологию составления комплекса упражнения по развитию физических качеств с помощью круговой тренировки;

- выявить психолого-педагогические аспекты применения круговой тренировки;

- проверить практическим путём эффективность применения круговой тренировки в развитии физических качеств у обучающихся на уроках физической культуры.

    В настоящее время известно много достижений передового  педагогического опыта, направленного на активизацию учебно-воспитательного процесса и вместе с тем, вызывающего интерес в психолого-педагогической науке. В области изучения физических качеств и круговой тренировки большой вклад внесли многие педагоги. Так, например, А.А. Гужаловский  отмечал, что очень важно при проведении данной  работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект. Кроме того, В.И. Лях отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами различны. При развитии физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как обучающиеся начнут выполнять осваиваемые двигательные действия метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения. Большое внимание развитию физических качеств на уроках физической культуры уделяет А.П. Матвеев, который говорил, что уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств. Решение соответствующих задач на этих уроках, осуществляется в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала к окончанию их основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников необходимо формировать представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: “Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность”. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

    Также, следует отметить, что включая круговую тренировку, как метод, следует указать эффективность развития физических качеств  в  разделах физической культуры (например, «Гимнастика», «Лёгкая атлетика»). Так, по утверждению Ю. К. Бабанского, оптимальная организация современного урока, предполагает, что задача обучения не только комплексные, но и конкретные, учитывающие особенности учащихся данного класса. Кроме того, для реализации данного метода необходимо учитывать индивидуальные способности, уровень физической подготовленности, состояние здоровья обучающихся и для этого необходимо проводить тестирование.

     Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, многие учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока. Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения  конкретной программы действий, осуществления контроля за ее внедрением, исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Ученики, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Перед   началом   выполнения   комплекса   для    каждого    ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается  с  помощью, так называемого максимального теста (МТ). Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись  с упражнениями после их  показа  и  объяснения,  ученики  по  команде  учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение  в  обусловленное время – 30-45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для  себя)  число

раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно  делать  паузы  в пределах 2-3 минут для отдыха. Ниже приводится формула для определения дозировки упражнений:

        МТ                   МТ

      -------  + 1;       --------  +2;

          2                      2

    Определение   максимального   теста,   установлении   индивидуальной нагрузки,   подсчет   пульса,   запись   результатов   в   личную   карточку рекомендуется начинать с I класса. В данном возрасте уровень физического  развития  и  функциональных  возможностей  организма  мальчиков  и девочек имеет большие отличия. Поэтому  у  них  наиболее  резко  проявляются индивидуальные  особенности  в  отношении  приспособления   к   значительным физическим нагрузкам.  Повышается  роль  индивидуальных  заданий  на  уроках физической   культуры,   что    подтверждает    необходимость    определения максимального теста для каждого ученика I  -  IV  классов  при  выполнении упражнений по методу круговой тренировки. Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития учащегося и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Следует также отметить, что выявленная (в результате тестирования) неравномерность в сроках созревания отдельных функций организма у учащихся позволяет определить их индивидуальные особенности и оптимальные условия для нормального психического развития каждого ребенка. Тестирование решает проблему дифференцированного подхода в обучении двигательным действиям. Нельзя сосредотачивать внимание только на результатах тестирования. Необходимо учитывать двигательную активность детей, на основе чего можно выделить три группы учащихся:

1 группа – учащиеся со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети с нормой массы тела редко болеют, хорошо усваивают материал.

2 группа – малоподвижные учащиеся, т.е. с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья.

3 группа – дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют “моторными”. Большой объем движений создает большую физическую нагрузку на организм учащегося, он, как и повышенный вес может привести к отклонению в сердечнососудистой системе.

    Такой подход помогает наиболее эффективно спланировать свою работу на учебный год, запланировать индивидуальную работу.

    Метод круговой тренировки можно применять, начиная с I класса. Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16  -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное  распределение  их  в году может быть таким:

Таблица №1.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 класс

4

2

4

4

2 класс

5

3

4

4

3 класс

6

3

5

4

4 класс

5

3

5

5

      Для каждой серии  уроков  нужно  составить  соответствующий  комплекс

упражнений.

    Развитие физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Существуют упражнения  специально подобранные для возрастной категории детей 1 – 4 классов (приложение №1).                                                                                

Схема №1.

    При подборе упражнений, следует учитывать субкритические и критический периоды развития физических качеств (см. Приложение №2, 2а). Кроме этого, необходимо применять гендерный метод, так как  рост физических качеств девочек возраста 7 – 10 лет выше, чем у мальчиков того же  возраста. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий.  Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, прыжковые упражнения. Например, прыжки через препятствия с опорой на него, акробатические упражнения (наклон вперед, касаясь ладонями пола). Такой подход к организации урока помогает сократить время на подготовку рабочих мест, а также на объяснение упражнений. Организуя уроки по методу круговой тренировки, используются ранее разученные упражнения, и только на одной станции  можно дать новое упражнение, которое объясняется и показывается учителем перед распределением детей по станциям. Для распределения детей по станциям используется расчет по количеству станций, учитывая индивидуальные особенностей детей (рост, вес, уровень физической подготовленности: на основе тестирования, психо-эмоциональные особенности). Проводя уроки в начальной школе можно добиться большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям, благодаря проведению упражнений поточно по методу круговой тренировки. Многие двигательно-координированные задачи решаются на уроках с помощью подвижных игр, но и в круговой тренировке можно использовать игровые моменты и задания (сюжетно-игровая круговая тренировка). С учетом этих требований используются комплексы упражнений для 1 – 4-х классов (Приложение №3).

    Исходя, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.

2. Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 15 мин.) в основной части.

3. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений; подобранных в соответствии с определенной схемой (символом круговой тренировки) и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т. п.).

4. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.

5. В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности.

6. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться, по крайней мере, относительно тех же успехов (при соответствующем прилежании), что и самые сильные.

7. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения.

8. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.

9. Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения – от школьного физического воспитания до «большого» спорта.

    Таким образом, метод круговой тренировки является оптимальным на уроках физической культуры и способствует повышению уровня развития физических качеств обучающихся.

Литература

  1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
  2. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
  4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная света, 1978. - 88 с.
  5. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
  6. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
  7. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С. 2.
  8. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.
  9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пединститутов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  10. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. - 1994. - №1. - С. 43.; №2. - С. 32.; №3. - С. 28.

Приложение № 2.

Критические периоды развития двигательных качеств детей школьного возраста (по А. А. Гужаловскому).

Возрастные периоды, годы

Двигательные качества

абсолютная становая сила

быстрота движений

скоростно-силовые качества

выносливость

Гибкость

статическая силовая

динамическая силовая

общая

мальчики

7-8

0

3

0

0

0

0

0

8-9

1

3

0

0

0

3

0

9-10

0

1

0

0

0

0

3

10-11

1

0

1

0

0

3

0

девочки

7-8

1

3

1

2

0

0

1

8-9

1

3

0

0

2

1

0

9-10

0

2

3

3

3

2

1

10-11

3

3

3

2

3

2

0

0

 - Субкритические периоды

1

 - Критические периоды низкой чувствительности

2

 - Критические периоды средней чувствительности

3

 - Критические периоды высокой чувствительности

   

    Вывод: исходя из результатов приведённой таблицы, следует указать, что подбор упражнений для круговых тренировок целесообразно подбирать с учетом периода максимально активного для развития того или иного физического качества с учетом половой принадлежности.

Приложение №2а.

Сенситивные периоды развития физических способностей у детей

(по А.П. Матвееву)

Физические способности

возраст

7 – 8

8 – 9

9 – 10

10 – 11

Силовые

Собственные силовые

д

Скоростно-силовые

д

м

Скоростные

Частота движений

д\м

д

д

Скорость одиночного движения

д

м

Время двигательной реакции

д

К длительному выполнению работы (выносливость)

Статический режим

д

д

д

Динамический режим

д

д

Зона максимальной интенсивности

д

Зона субмаксимальной интенсивности

д

м

Зона большой интенсивности

м

д\м

д\м

Зона умеренной интенсивности

д\м

м

Координационные способности

Простые координации

д\м

д\м

Сложные координации

д

м

Равновесие

д

д\м

д

Точность движений

д\м

Гибкость

д

д\м

д

Условные обозначения:

Д – девочки;    М – мальчики.

    Вывод: исходя из вышеприведённых данных таблицы следует указать, что сенситивные периоды приходятся на возраст 10 – 11 лет, так как этот возраст является более прогрессирующим и оптимальным в физическом развитие.

Приложение №1

Система упражнений,

   используемых   на    занятиях    по    системе    круговой тренировки для 1 – 4 классов.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

  1. Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа.
  2. Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа на скамейке.
  3. Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа с акцентом на правую (левую).
  4. Сгибание - разгибание рук в упоре сидя сзади на скамейке.
  5. Подтягивание на гимнастической скамье одноименным и разноименным способами
  6. Подтягивание на перекладине.
  7. Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа.

Упражнения для мышц ног:

  1. Выпрыгивание вверх из упора - присев, руки вверх.
  2. Выпрыгивание с подтягиванием колен к груди.
  3. Прыжки  на одной  с  подтягиванием колен  к груди  с  продвижением  вперёд ("блоха").
  4. Прыжки с продвижением вперёд из упора присев («лягушка»).
  5. Прыжки через скамейку боком с продвижением вперёд.
  6. Прыжки на скамейку, ноги врозь скамейка между, с продвижением вперёд.
  7. Правая (левая) на скамейке, прыжки со сменой мест ног («ступенька»).
  8. Приседания на одной, другая вперёд, с помощью.

Упражнения для мышц спины:

  1. Отведение  прямых  ног назад из виса на гимнастической лестнице лицом к стене, держать 2-3 с.
  2. Поднимание   -   опускание  туловища  из  положения, лёжа  на  скамейке  лицом вниз на бёдрах, руки за головой, ноги закреплены.
  3. Отведение   назад   прямых   рук   и   ног   из   положения,   лёжа   на   животе,   на гимнастическом мате, руки вверх, держать 2-3 с («лодочка»).

Упражнения для мышц брюшного пресса:

  1. Вис на гимнастической лестнице, поднимание  согнутых или прямых ног до угла 90 гр.
  2. Поднимание   -   опускание   туловища   из   положения,   сидя   на   скамейке,   ноги закреплены, руки за головой.
  3. Сидя   на   скамейке   упор   сзади,   ноги   вместе   справа,   перенос   прямых   ног через скамейку.
  4. Лёжа    на    спине,    на    гимнастическом    мате,    руки    вверху,    одновременное поднимание прямых рук и ног до касания.
  5. Лёжа  на  спине,  на гимнастическом  мате,  руки  вдоль туловища,  поднимания прямых ног до касания пола за головой.

Приложение №3

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки.

1 класс  (8 станций, на станции 3 – 4 человека). Использование наглядного материала – карточки с изображением задания.

«Встреча с лесными жителями».

1 станция  - «Зайчата».

Прыжки на скакалке (скоростно-силовые способности).

2 станция – «Медвежонок».

Подтягивание на гимнастической скамейке одновременным способом (развитие силы).

3 станция – «Бобры. Строительство платины».

Челночный бег 3 х 6 м с переносом небольших, лёгких кубиков (скоростные, координация)

4 станция – «Белки».

Ведение мяча (малого баскетбольного или волейбольного) по прямой, двумя руками (координация, двигательная реакция).

5 станция – «Ёжик».

Поднимание туловища из положения: лёжа на спине, ноги согнуты, руки за головой.

6 станция – «Трудолюбивый муравей».

Сгибание, разгибание рук, в упоре лёжа (учащимся со слабой физической подготовкой допустимо с опорой на колени) (сила).

7 станция – «Лягушонок».

Прыжки в строго отведённые места (обручи, нарисованные круги) на двух ногах (скоростно-силовые).

8 станция – «Гусеница».

Наклон вперёд с опорой рук на гимнастической стенке, перебирая руки по перекладинам медленно наклоняться, ноги не сгибать, так же вернутся в и.п. (гибкость).

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки.

1 класс (10 станций)

«Десять рекордных упражнений».

1 станция – челночный бег 3 х 10 м.

2 станция – подтягивание на перекладине из положения лёжа.

3 станция – прыжки на скакалке.

4 станция – метание мяча в цель.

5 станция – прыжки в длину с места.

6 станция – сгибание, разгибание рук в упоре лёжа.

7 станция – поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки за головой.

8 станция – броски набивного мяча(0,5 кг) на дальность, способом из-за головы.

9 станция – приседания.

10 станция – лазание по канату.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки, раздел гимнастика.

2 класс (12 станций, 2 – 3 человека). Использование спортивного инвентаря.

1 станция. «Обруч» - вращение обруча (координация, частота движений).

2 станция. «Гимнастическое колёсико» - из положения сед ноги врозь, катить колёсико вперед, назад (гибкость, сила).

3 станция. «Кувырок» - выполнение кувырка вперёд в  положение упор присев (координация).

4 станция. «Лазанье» - 1 этап: лазанье по наклонной скамье в упоре присев; (координация).

 5 станция. «Лазанье по гимнастической стенке» - лазанье по гимнастической лестнице разноименным способом с перелезание на вторую лестницу, спуститься разноименным способом (координация, силовые способности).

6 станция. «Наклоны» - из положения сед ноги врозь, пружинистые наклоны вперед;  к правой, левой ноге через наклон в сторону, колени не сгибать (гибкость).

7 станция.  «Махи» - махи ногами вперёд, в сторону, назад, колени не сгибать (гибкость, частота движений).

8 станция. «Равновесие» - комбинация упражнений на гимнастической скамье: ходьба на носках руки в стороны до середины скамьи, равновесие, ходьба высоким до конца скамьи, присед, поворот на носках в приседе, стать, спрыгнуть со скамьи (приземление на две ноги, руки вперед) (координация).

9  станция. «Лодочка» - из и.п. лежа на животе, руки вперед, одновременно поднять руки и ноги, удерживать 5 - 10 секунд (сила, гибкость).

10 станция. «Мяч» - броски мяча с хлопками (до 4) и поворотами вокруг себя (координация).

11 станция.  «Пресс» - поднятие туловища из положения, лёжа на спине, руки за головой.

12 станция. «Гантели» - из положения, лёжа на спине, руки в стороны с гантелями, поднимать руки пере собой.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки

2 – 3   класс. (8 (9*) станций)

«Кузнечик».

1 станция – прыжки на скакалке.

2 станция – прыжки через барьеры с небольшого разбега.

3 станция – прыжки с  высоты 50 – 60 см. с приземлением с присед руки вперёд.

4 станция – запрыгивание и спрыгивание на скамье.

5 станция – прыжок в длину с места.

6 станция – прыжок  с небольшого разбега вверх с доставанием предмета.

7 станция – подскоки по прямой.

8 станция – прыжки  на двух ногах с точностью приземления (по геометрической фигуре: квадрат, ромб)

*9 станция  - отдых

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки

3 класс (10 станций, мячи малые баскетбольные и волейбольные).

«Весёлые мячи»

1 станция.   Бросок мяча в стену,  ловля после отскока от пола.

2 станция. Ведение мяча по прямой, правой, левой рукой.

3 станция. Ведение мяча по широкой скамье (двумя руками, одной рукой)

4 станция. Бросок мяча в пол  так, чтобы мяч ударился о стену, после отскока от стены поймать.

5 станция. Прыжки в высоту с небольшого расстояния, достать подвешенный предмет.

6 станция. Броски мяча в баскетбольную корзину с близкого расстояния (баскетбольная корзина ниже стандарта).

7 станция.  Передача мяча способом из-за головы  в парах.

8 станция.  Ведения мяча с изменением направления «восьмёрка».

9 станция. Броски мяча из и.п. спиной к принимающему мяч:  через голову, между ног.

10 станция. Бег с ускорение на короткую дистанцию, в середине дистанции задеть обозначенный предмет, например мяч  (предмет располагается на уровне пояса).

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки,

раздел лёгкая атлетика.

3 класс. (6 станций,  4 человека).

«Необитаемый остров. Робинзоны». Наглядные карточки с заданиями.

1 станция «Бег по джунглям». Прыжки через небольшие барьеры (до 4) с разбега  (скоростно-силовые).

2 станция «Добываем кокосы ». Метание малого мяча в цель, после отскока мяч поймать (точность движений, двигательная реакция).

3 станция «Строим плот». Челночный бег 3 х 10 м.  с переноской предметов (скоростные, координация)

4 станция «Разбиваем кокосы». Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками, из положения сед ноги врозь (силовые).

5 станция «Охотник». Метание малого мяча с небольшого разбега.

6 станция «Наблюдение». Ходьба по наклонной поверхности (координация).

7 станция «Плывём на лодке».  Работа  с пружинным  эспандером (2 эспандера прикреплены к гимнастической стенке)   – поочерёдно  правой, левой рукой вытягиваем пружины.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки,

раздел подвижные игры с мячами (элементы баскетбола).

4 класс (8 станций, 4 человека).

«Школа мячей»

1 станция. Передача от груди двумя руками в парах.

2 станция. Броски мяча в баскетбольную корзину.

3 станция. Ведение по прямой правой, левой рукой.

4 станция. Броски мяча в стену, после броска поворот на 360°,  ловля после отскока от пола.

5 станция. Ведение с изменением направления правой, левой рукой.

6 станция. Жонглирование мяча: вокруг ног (восьмёрка), вокруг туловища.

7 станция. Броски мяча одной рукой (правой, левой), ловля одной рукой.

8 станция. Ведение (правой, левой рукой)  на месте с приседанием.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки

4 класс (10 станций. Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей, силовой выносливости).

1 станция. Поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке.

2 станция. Прыжки через скакалку.

3 станция. Подтягивание в висе на низкой перекладине.

4 станция. Прыжки боком через набивные мячи.

5 станция. Сгибание, разгибание  рук  от скамейки.

6 станция. Поднимание  туловища из положения, лежа, ноги прямые, руки за головой.

7 станция. Из упора сидя на скамейке, сгибание разгибание рук  сзади.

8 станция. Поднимание и опускание прямых ног из положения, лежа на гимнастическом мате.

9 станция. Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку.

10 станция. Из положения, стоя руки вверх. В руках держать набивной мяч. 1 – наклон вперед; положить мяч на пол; 2 – выпрямиться; 3 – наклон вперед, взять мяч, 4 – и.п.

Комплекс упражнений по методу круговой тренировки

Формирование правильной осанки 1 – 4 классы.

1 станция.  «Ровная спина 1» - стоя у стены приседания, не отрывая спины и пяток от стены.

2 станция. «Равновесие 1» - ходьба с мешочком песка на голове (усложнение: ходьба с изменением направления, с приседаниями).

3 станция.  «Лодочка 1» - из положения, лёжа на спине поднимать одновременно руки и ноги, удерживать положение.

4 станция.  «Наклоны 1» Наклоны вправо, лево у стены, не отрывая «лопаток» и пяток от стены.

5 станция. «Равновесие 2»  ходьба высоким шагом, руки на пояс  с мешочком  песка на голове (усложнение ходьба по скамье, наклонной поверхности).

6 станция. «Наклоны 2».  И.п. руки в замок за спиной, стараться поднять руки вверх, не наклоняясь вперёд.

 7 станция. «Пресс».   Поднятие туловища из положения, лёжа, руки за головой.

8 станция. «Ровная спина 2».  И.п. – спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались ее поверхности. Поднять ноги поочередно, сгибая  коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены.

9 станция. «Равновесие 3». Ходьба, с мешочком на голове, по прямой с приседаниями (3 – 4).

10 станция. «Лодочка 2». И.п. лежа на животе ноги закреплены, руки за головой, поднимать и опускать туловища.

11 станция. «Замок». И.п. основная стойка, правая рука, согнута в локте, заведена за голову, ладонь положена на лопатку, левая согнута и заведена за спину, ладонью наружу.  Стараемся соединить ладони сзади. Тоже со сменой рук.

Домашнее задание по методу круговой тренировки в 1-4 классах.

  1. И. п.— руки вперед, кисти вниз, а затем вверх, руки сгибать до

          положения перед грудью, к плечам, не опуская локтей. 6—8 раз.

  1. И. п.— «сед по-турецки», руки к плечам. Круговые  движения плечами    (вверх – назад – вниз - вперед). 8—10 вращений.
  2. И. п.— стойка с сомкнутыми носками. 1 — руки перед грудью, локти на  уровне груди, ладонями вниз, пальцы касаются друг друга, 2—3 — с силой сжать кисти (локти не опускать), 4 — развернуть кисти к себе,

          5- выпрямить  пальцы, 6 — руки вниз. 6—8 раз.

  1. И. п.— руки перед грудью. 1 — рывковые движения руками назад, не опуская  плеч, 2—3 — выпрямляя руки ладонями кверху, два рывка назад, положение кистей чуть выше уровня плеч, 4 — и. п. 5—6 раз.
  2. И. п.— о. с., руки на пояс. Сгибание ноги вперед, захватывая пальцами    

           платок,   2 — и. п. То же, сгибание ноги назад.

  1. И. п.— лежа на спине. Поочередное поднимание ног, поочередное сгибание ног; одновременное сгибание ног, одновременное поднимание ног 5—10 раз.
  2. И. п.— сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо, удерживая руки в исходном положении.

План – конспект урока с использованием круговой тренировки.

1 класс.

Задачи:

  1. Закрепить перестроение из 1 колонны в 2 в движении.
  2. Совершенствовать навыки учащихся в ползании, лазании, равновесии, прыжках.
  3. Развивать общую выносливость, ловкость.
  4. Развивать навыки совместных взаимодействий.

Инвентарь: 2 гимнастические скамейки, канат, 6 набивных мячей, 6 дуг, гимнастическая стенка или лестница-стремянка, магнитофон, звукозапись, мат.

Части урока, содержание

Дозир.

Метод указания и способы организации

I

II

III

  1. Построение в шеренгу приветствие, сообщение задач урока.

  Учитель:

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на корабле по морю. В пути нам могут повстречаться различные препятствия (изменение погоды и др.), которые нам предстоит преодолеть.

- Вы отправитесь в путешествие одни или возьмёте меня с собой?

- Да, возьмём.

- Кем я буду на корабле? (Кто самый главный на корабле?).

- Капитаном.

- Ребята, обычно перед каждым путешествием проходит парад. Команда матросов показывает, какая она умелая организованная, дружная. Во время парада капитан приветствует свою команду словами:

- Здравствуйте, товарищи матросы!

      Команда отвечает:

-Здравия желаем, товарищ капитан!

Давайте потренируемся.

2.    Парад. Ходьба:

      а) в колонне по 1;

б) через центр зала в колонне по одному;

в) с расхождением: один - налево, другой - направо;

      г) через центр в колонну по 2;

д) с расхождением: колонна – налево, колонна – направо;

е) через центр в колонну по одному, налево по залу.

3. Бег: ( «Аврал! Учебная тревога»)

       а) обычный;

      б) с препятствиями (по гимнастической                       скамейке, «змейкой» между набивными мячами, перепрыгивая через мат, лежащий поперёк);

       в) в спокойном темпе;

4.    Ходьба («Отбой учебной тревоги»)

       а) обычная, восстанавливая дыхание;

       б) перестроение в колонну по 2;

Комплекс ОРУ «Мы – матросы»

1.«Запах моря»

И.п. - стоя, ноги врозь, руки внизу.

1-2 – вдох, медленно втягивая воздух, пытаясь уловить запах моря.

3-4 – выдох.

2.«Пловец»

И.п. – ноги расставлены, правая рука вверху, левая – внизу.

1-8 – круговые движения вперед – кроль на груди.

1-8 – то же назад, кроль на спине.

3.«У штурвала»

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз.

  1 – наклон вправо;

  2 – и.п.

  3-4 – то же влево;

4.«Поднять якорь»

И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1-2-3 – 3 пружинящих наклона вперед, коснуться руками пола.

5.«Гребцы»

И.п. – упор сидя сзади, ноги согнуты.

1-2-3 – не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину.

4 – выпрямляя руки, вернуться в и.п.

6.  Плавание «брассом»

И.п. – лёжа на животе, руки вверху.

1 – поднять голову, руки, верхнюю часть туловища.

2-7 – движения руками, имитируя плавание «брассом».

8 – и.п.

7.   Прыжки.

И.п. – о. с.

1 – ноги в стороны, хлопок над головой.

2 – и. п.

  1.  Ходьба.

Этюд психогимнастики «Морская вода».

- Сейчас я предлагаю представить, что вы – морская вода. Послушайте музыку и постарайтесь передать то состояние моря, которое предлагает вам музыка.

Круговая тренировка.

«Матросы на корабле в шторм»

1-я станция «По палубе в шторм»

Проползание на четвереньках по гимнастической скамейке.

2-я станция (гимн. стенка).

 «Взбираемся по реям». Лазание по гимн. стенке вверх, переход на 2-й пролёт приставным шагом, спуск.

3-я станция (дуги)

«Спуск в трюм». Проползание под дугами составленные туннелем.

4-я станция (канат)

«Переход на соседнюю мачту»

5-я станция (гимн. скамейка)

«По скользкому трапу». Ползание на животе по скамейке,  подтягиваясь на руках.

6-я станция (набивные мячи)

«Между подводными рифами»

Прыжки на 1 ноге между мячами «змейкой»

П./игра «Акула и матросы»

Этюд психогимнастики «Ракушки».

Дети («матросы») свободно перемещаясь по залу, находят красивые ракушки и, поднося их к ушам, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки капитану и товарищам.

2 р.

1 кр.

1 пр.

1 кр.

1 пр.

1 кр.

1 кр.

3 кр.

1 кр.

1 кр.

5-6 р.

2 р.

2 р.

8 р.

7-8 р.

6-8

6-7 р.

7-8

30”

1.5-2’

4-5 кр.

4-5 кр.

4-5 кр.

4-5

4-5

3 р.

«В обход налево шагом марш!»

«Через центр в колонну по 1 марш!»

«Один – налево, другой – направо марш!»

«Через центр в колонну по 2 марш!»

«Колонна – налево, колонна – направо марш!»

«Через центр в колонну по 1 марш!»

Сигнал к учебной тревоге – удар в гонг.

Толчок одной ногой.

Удар в гонг

«Налево в колонну по 2 марш!» Интервал, дистанция 2 шага.

Темп медленный дети добиваются ощущения, что они дышат не только носом, но и всем телом (воздух проник через кожу).

Руки прямые, ладонь лопаточкой.

Рука касается уха и бедра.

«Держим штурвал»

Ноги в коленях не сгибать.

«Спустить шлюпки!»

Хорошо подготовленные дети могут выполнять упражнения без помощи рук (имитируя руками движения как при гребле вёслами).

 

Ноги от пола не поднимать.

Прыгать мягко, пружинисто.

Слушайте внимательно и представляйте.

Шаг чередующийся, смотреть вперед.

Способ одноименный или разноименный, руки согнуты, хват сверху.

Под низкими – на коленях и предплечьях, под высокими – на коленях и ладонях.

Стараться не потерять равновесие, не касаться ногами пола.

Ноги вместе, носки натянуты, руки, подтягивая туловище, доходят до бедра.

Мячи не задевать ногой.

«Акулу» назвать в ходе бега. Между «заплывами» выполнит дых. упр. «Гуси шипят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круговая тренировка на уроках физической культуре."

В работе приводятся примерные комплексы круговой тренировки  для развития: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Круговую тренировку провожу во 2-3 четверти, по 8 уроков, с интервалом...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Круговая тренировка на уроках физической культуры.

Круговая тренировка - совокупность взаимосвязанных между собой упражнений, дающая высокий тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое упражнение в отдельности....

Обобщение опыта.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Уроки "круговой тренировки" помогают избежать монотонности  урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц...

Презентация к обобщению опыта. Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Материал содержит презентацию из 20 слайдов и способствует популяризации применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствован...

Текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся"

материал содержит текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение иметода круговой тренировки на уроках физкультуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков уча...

«Развитие физических качеств методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному осво...