Рабочая программа по физкультуре. 6 класс. ФГОС
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Рабочая программа по физкультуре, разработанная в сооттветствии с ФГОС для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
___________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | ||
по | Физической культуре | |
для | 5 класс, общеобразовательный | |
Составил(а):
Жукова Ирина Алексеевна
учитель физической культуры
Санкт-Петербург
2015 год
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база | Рабочая программа по «Физической культуре» составлена на основе следующих нормативных документов:
|
Описание учебно-методического комплекта (УМК) | Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, включающий учебники и пособия предметной линии учебников под редакцией М.Я. Виленского, В.И. Ляха. Состав УМК:
|
Цель и задачи обучения «Физической культуры» в 5 классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в разделе 7 «Планируемые результаты освоения курса (предмета)» настоящей рабочей программы. | |
Цели обучения | Целью обучения предмету "Физическая культура " в 5 классе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. |
Задачи обучения | Основными задачами обучения предмету «Физическая культура» в 5 классе являются:
|
2. Общая характеристика учебного курса
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- Примерной программы основного общего образования;
- Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г № 889.
3. Место учебного курса в учебном плане
Учебный предмет «Физическая культура» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность углубленного обучения базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта, расширение знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, на развитие волевых и нравственных качеств.
В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Федеральный базисный учебный (образовательн6ый) план в соответствии с ФГОС ООО на изучение предмета «Физическая культура» в 5 классе основной школы отводит 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Уровень обучения – базовый.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
- Оценка степени владения двигательными умениями и навыками;
- Оценка знаний по устному опросу;
- Оценка выполнения учебных нормативов.
Выполнение контрольных, лабораторных, практических работ на уроках по предмету «Физическая культура» не предусмотрено.
4. Основное содержание курса
1. Знания о физической культуре
История и современное развитие физической культуры:
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия):
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека:
Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой:
Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой:
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность:
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические приемы и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах. Ритмическая гимнастика (девочки).
Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча.
Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность:
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упра,жнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные игры).
Содержание учебного предмета «Физическая культура» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Содержание учебного предмета «Физическая культура» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественнойпрактики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и мета-предметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Планируемые результаты | Количество часов | |||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | По плану | Факти-чески | ||||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||
Основы знаний о физической культуре | - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; -овладение системой знаний о физическом совершенствовании; -формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств | -овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека; - понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека; - понимание физической культуры как средства организации активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения | -владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; -владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - владение умением логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника | -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений | -знание истории физической культуры своего народа; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; -формирование целостного мировоззрения; -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Непосредственно на практических занятиях физической культурой и по ходу выполнения упражнений, тактических и технических действий | ||
Легкая атлетика | - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях, развитие физических качеств; - умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре | - понимание занятий легкой атлетикой как средства организации здорового образа жизни; - понимание легкой атлетики как средства, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств | - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; - умение оказать взаимопомощь и поддержку в совместном освоении упражнений | - владение широким арсеналом двигательных действий, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения; | - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | 24 | ||
Кроссовая подготовка | - способность составлять планы занятий физической культурой с акцентированным развитием скорости и выносливости, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей организма; | - овладение знаниями о значении кроссовой подготовки для целостного развития личности и укрепления здоровья; - умение применять полученные умения и навыки для активного ведения здорового образа жизни и самореализации; | - умение аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника; -умение уважительно относиться к собеседникам в процессе совместной деятельности | - умение быстро ориентироваться в конкретной ситуации и применять полученные знания для выхода из нее - умение регулировать физическую нагрузку, осуществлять самоконтроль | - формирование индивидуальной учебной самостоятельности и ответственности; -способность к формированию ценностно-смысловых установок и моральных норм | 12 | ||
Гимнастика с элементами акробатики | -способность выполнять акробатические комбинации, использовать изученные упражнения для развития силы, гибкости | -раскрывают значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития физических способностей | - умение организовать и осуществить совместные действия, оказать необходимую поддержку и страховку в процессе выполнения заданий; -умение работать индивидуально и в группе | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | -умение осуществлять самоконтроль, применять упражнения для организации самостоятельных тренировок | 6 | ||
Баскетбол | - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта (баскетбола) и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; | - овладение сведениями о роли и значении игры баскетбол в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - понимание занятий баскетболом как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, развития физических качеств | - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику (сопернику в игре) уважения и внимания; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | - приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать безопасность при выполнении двигательных действий; -закрепление умения игры в баскетбол, осуществление самоконтроля | - развитая способность управлять своими эмоциями, добросовестно выполнять правила игры, находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности; -осознанно относиться к занятиям баскетболом и понимать их роль в формировании здорового образа жизни | 21 | ||
Настольный теннис | - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта (настольного тенниса) и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; | - овладение сведениями о роли и значении игры в настольный теннис в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - понимание занятий настольным теннисом как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, развития физических качеств | - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику (сопернику в игре) уважения и внимания; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | - приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать безопасность при выполнении двигательных действий; -закрепление умения игры в настольный теннис, осуществление самоконтроля | - развитая способность управлять своими эмоциями, добросовестно выполнять правила игры, находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности; -осознанно относиться к занятиям настольным теннисом и понимать их роль в формировании здорового образа жизни | 15 | ||
Волейбол | - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; | - овладение сведениями о роли и значении игры волейбол в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - понимание занятий волейболом как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, развития физических качеств | - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику (сопернику в игре) уважения и внимания; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | - приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать безопасность при выполнении двигательных действий; -закрепление умения игры в волейбол, осуществление самоконтроля | - развитая способность управлять своими эмоциями, добросовестно выполнять правила игры, находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности; -осознанно относиться к занятиям волейболом и понимать их роль в формировании здорового образа жизни | 18 | ||
| Футбол | - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; | - овладение сведениями о роли и значении игры футбол в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - понимание занятий футболом как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, развития физических качеств | - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику (сопернику в игре) уважения и внимания; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | - приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать безопасность при выполнении двигательных действий; -закрепление умения игры в футбол, осуществление самоконтроля | - развитая способность управлять своими эмоциями, добросовестно выполнять правила игры, находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности; -осознанно относиться к занятиям футболом и понимать их роль в формировании здорового образа жизни | 6 | |
Всего | 102 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, термины, понятия | Средства обучения, оборудование, ЭОР, здорово-сберегающие технологии, ИКТ | Основные учебные действия (виды, характеристика учебной деятельности) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||||||
1. Основы знаний о физической культуре | |||||||||
2. Легкая атлетика (24 часа) | |||||||||
Инструктаж по ТБ. Спринтерский бег | О* | Правила ТБ при занятиях легкой атлетикой и кроссовой подготовкой, понятие «Спринтерский бег», техника выполнения бега. | _ | Изучают ТБ на занятиях легкой атлетики, описывают технику выполнения беговых упражнений | Не предусмот-рен (-) | Не предусмот-рено (-) | |||
Спринтерский бег | С | История легкой атлетики. Овладение техникой спринтерского бега | Презентация «История легкой атлетики», секундомер | Изучают историю легкой атлетики, самостоятельно осваивают технику выполнения спринтерского бега | - | - | |||
Спринтерский бег | С | Совершенствование техники спринтерского бега, высокий старт до 15м, бег с ускорением от 30 до 40м | Секундомер, бланки для фиксации результатов | Самостоятельно осваивают и совершенствуют технику выполнения беговых упражнений | Наблюдение | - | |||
Эстафетный бег | О | Ознакомление с особенностями эстафетного бега. Бег от 200 до 400 м | Эстафетная палочка, секундомер | Взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения заданий с эстафетным бегом | _ | - | |||
Эстафетный бег | С | Эстафетный бег до 400м | Эстафетная палочка, секундомер | Совершенствуют выполнение эстафетного бега, выявляют и устраняют ошибки | Наблюдение | - | |||
Прыжки в длину | О | Овладение техникой прыжка в длину | _ | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают их самостоятельно | Наблюдение | - | |||
Прыжки в длину | С | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега | Рулетка измерительная | Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выявляют и устраняют характерные ошибки | Тестирование | - | |||
Метание малого мяча | О | Овладение техникой метание малого мяча в цель и на дальность | Малые мячи (теннисные) | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения | _ | - | |||
Метание малого мяча | С | Метание теннисного мяча с места на дальность и заданное расстояние | Малые мячи (теннисные), рулетка измерительная | Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений | Наблюдение | - | |||
Бег на средние дистанции | О | Овладение техникой длительного бега. Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. | Секундомер | Описывают технику выполнения беговых упражнений, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки | _ | - | |||
Бег на средние дистанции | С | Бег на результат от 200 до 1000м | Секундомер | Самостоятельно совершенствуют технику выполнения беговых упражнений, устраняют ошибки | Тестирование | - | |||
Спринтерский бег | С | Совершенствование спринтерского бега, высокий старт от 10 до 15м. | Секундомер | Самостоятельно совершенствуют технику выполнения беговых упражнений | Наблюдение | - | |||
Спринтерский бег | С | Скоростной бег до 40м | Секундомер | Выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения беговых упражнений | Наблюдение | - | |||
Спринтерский бег | К | Бег на результат 60м | Секундомер, бланки для фиксирования результатов | Выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений | Тестирование | - | |||
Бег на средние дистанции | С | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. | Секундомер | Осваивают и совершенствуют технику выполнения беговых упражнений, применяют беговые упр. для развития соответствующих физических качеств | Наблюдение | - | |||
Бег на средние дистанции | С | Старты из различных исходных положений, Бег с ускорением (20-50м) с максимальной скоростью | Секундомер | Совершенствуют технику выполнения беговых упражнений, устраняют характерные ошибки | Наблюдение | - | |||
Бег на средние дистанции | С | Челночный бег 3x10м | Секундомер | Демонстрируют выполнение скоростного бега с изменением направления движения | Тестирование | - | |||
Бег на средние дистанции | К | Бег на результат 100м | Секундомер | Демонстрируют выполнение беговых упражнений, выбирая индивидуальный режим физической нагрузки | Тестирование | - | |||
Метание малого мяча | С | Метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 6-8м | Обруч, измерительная рулетка, малые теннисные мячи | Овладевают техникой метательных упражнений в цель, исправляют характерные ошибки в процессе освоения | Наблюдение | - | |||
Метание малого мяча | С | Метание с 4-5 шагов на дальность и заданное расстояние | Измерительная рулетка | Совершенствуют выполнение метательных упражнений, применяют их для развития соответствующих физических способностей | Наблюдение | - | |||
Метание малого мяча | К | Метание на результат малого мяча на дальность | Измерительная рулетка, малые мячи (теннисные) | Демонстрируют выполнение метательных упражнений | Тестирование | - | |||
Прыжок в длину | С | Совершенствование техники прыжка в длину с места и с 7-9 шагов разбега | Измерительная рулетка | Осваивают технику выполнения прыжковых упражнений, выявляют и устраняют характерные ошибки, соблюдают правила ТБ | Наблюдение | - | |||
Прыжок в длину | С | Прыжки в длину с места и с 3-5 шагов разбега | Измерительная рулетка | Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей | Наблюдение | - | |||
Прыжок в длину | К | Прыжки в длину с места на результат | Измерительная рулетка, бланки для фиксации результатов | Выполняют контрольные прыжковые упражнения | Тестирование | - | |||
Кроссовая подготовка (12 часа) | |||||||||
Бег по пересеченной местности | О | Бег в равномерном темпе до 12 мин | Секундомер | Описывают технику выполнения длительного бега, осваивают ее самостоятельно | _ | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Бег в равномерном темпе до 15мин | Секундомер | Совершенствуют технику длительного бега, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. | Наблюдение | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) до 2500м | Секундомер | Применяют беговые упражнения для развития выносливости, контролируют физическую нагрузку | Наблюдение | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Смешанное передвижение | Секундомер | Развивают выносливость, взаимодействуют со сверстниками в процессе выполнения беговых упражнений, соблюдают ТБ | Наблюдение | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Кросс до 15 мин | Секундомер | Демонстрируют выполнение беговых упражнений, применяют их для развития скоростных способностей | Наблюдение | - | |||
Преодоление препятствий | О | Ознакомление со способами преодоления препятствий, бег в умеренном темпе | Секундомер, барьеры (конусы, гимнастические палки) | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно | _ | - | |||
Преодоление препятствий | С | Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием и прыжком в шаге | Секундомер, барьеры (конусы, гимнастические палки, обручи, гимнастическая скамья) | Выбирают индивидуальный режим нагрузки, контролируют ее по частоте сердечных сокращений | Наблюдение | - | |||
Преодоление препятствий | С | Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий | Секундомер, барьеры (конусы, гимнастические палки) | Совершенствуют выполнение бега с препятствиями, исправляют характерные ошибки в процессе выполнения | Наблюдение | - | |||
Преодоление препятствий | К | Бег с преодолением препятствий на результат | Секундомер, барьеры (конусы, гимнастические палки) | Выполняют контрольные беговые упражнения, соблюдают ТБ | Тестирование | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Бег в равномерном темпе до 15 мин | Секундомер | Демонстрируют выполнение беговых упражнений, применяют разученные упражнения для развития выносливости | Наблюдение | - | |||
Бег по пересеченной местности | С | Кросс до 15 минут | Секундомер | Совершенствуют выполнение беговых упражнений, применяют разученные упражнения для развития скоростных способностей | Наблюдение | - | |||
Бег по пересеченной местности | К | Бег на результат 1000м | Секундомер | Выполняют контрольные беговые упражнения, соблюдают ТБ | Тестирование | - | |||
4. Гимнастика с элементами акробатики (6 часов) | |||||||||
Правила ТБ. Висы. Строевые упражнения | О | История гимнастики. Основная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Правила ТБ и страховки на занятиях физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений | Презентация «История гимнастики» | Изучают историю гимнастики Различают предназначение каждого из видов гимнастики. Овладевают правилами техники безопасности и страховки | _ | - | |||
Висы. Строевые упражнения | С | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Освоение висов на перекладине. Вис на согнутых руках. | Перекладина с широким хватом, гимнастические маты | Различают строевые команды, четко выполняют строевые приемы. Описывают технику упражнений в висах. Соблюдают ТБ | Наблюдение | - | |||
Висы. Строевые упражнения | С | Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. Подтягивание в висе (из виса лежа – девочки) | Перекладина с широким хватом, гимнастические маты | Четко выполняют строевые приемы. Используют упражнения для развития соответствующих физических способностей. Выявляют и устраняют характерные ошибки. | Наблюдение | - | |||
Висы. Строевые упражнения | С | Совершенствование техники разученных строевых упражнений. Подтягивание в висе (из виса лежа – девочки). Лазание по шесту в три приема. | Перекладина с широким хватом, гимнастические маты, шест с креплением | Выполняют строевые приемы. Описывают технику выполнения данных упражнений. Следят за соблюдением техники безопасности и страховки | Наблюдение | - | |||
Висы. Строевые упражнения | С | Кувырок вперед и назад; стойка на лапатках. Подтягивания в висах. | Перекладина с широким хватом, гимнастические маты | Описывают технику акробатических упражнений. Составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений | Наблюдение | - | |||
Висы. Строевые упражнения | К | Акробатическая комбинация из числа разученных упражнений | Перекладина с широким хватом, гимнастические маты | Выполняют акробатическую комбинацию, следят за техникой безопасности в процессе выполнения | Тестирование | - | |||
5. Баскетбол (21 час) | |||||||||
Правила игры и ТБ. Стойка и передвижения игрока. | О | История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приемы игры. Правила техники безопасности | Презентация «История баскетбола». Видеоряд с участием знаменитых баскетболистов. | Изучают историю баскетбола и запоминают имена отечественных спортсменов – олимпийских чемпионов. Овладевают основными приемами игры в баскетбол | _ | - | |||
Стойка и передвижения игрока. | С | Стойки игрока. Перемещения и стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком | Баскетбольные мячи | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча на месте. Передача и ловля мяча | О | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча. | Баскетбольные мячи | Осваивают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча на месте. Передача и ловля мяча | С | Ведение мяча правой/левой рукой, попеременное ведение. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча. | Баскетбольные мячи | Совершенствуют технику изучаемых игровых приемов, взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча на месте. Передача и ловля мяча | С | Дальнейшее совершенствование приемов ведения и передач мяча | Баскетбольные мячи | Совершенствуют технику изучаемых игровых приемов, устраняют типичные ошибки. | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча. Передача и ловля мяча | О | Ведение мяча в движение по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ловля и передача мяча на месте и в движении в парах, тройках, квадрате, круге | Баскетбольные мячи, конусы | Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения тактических действий и приемов, соблюдают правила ТБ | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча. Передача и ловля мяча | С | Ведение в движении без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления защитника | Баскетбольные мячи, конусы | Устраняют характерные ошибки, взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения тактических действий | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча. Передача и ловля мяча | С | Совершенствование техники изученных приемов | Баскетбольные мячи, конусы | Самостоятельно осваивают технику изученных приемов, устраняют ошибки | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча в движении шагом. | С | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке | Баскетбольные мячи | Осваивают технику ведения мяча в различных стойках. | Наблюдение | - | |||
Бросок двумя руками от головы с места. Игра в мини-баскетбол. | О | Броски двумя руками с места и в движении. Учебная игра по упрощенным правилам | Баскетбольные мячи | Выполняют технические приемы, устраняют ошибки, взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение | - | |||
Бросок двумя руками от головы с места. Игра в мини-баскетбол. | С | Броски двумя руками с места и в движении. Учебная игра по упрощенным правилам | Баскетбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий. Овладевают терминологией, относящейся к игре | Наблюдение | - | |||
Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. | С | Броски двумя руками после ведения, после ловли без сопротивления защитника (Максимальное расстояние от корзины 3,60м) | Баскетбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуации и условий, взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение | - | |||
Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. | С | Дальнейшее освоение и совершенствование выполнения бросков с места и в движении | Баскетбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий и приемов, устраняют типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками снизу. | О | Изменение скорости при ведении мяча, комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | Баскетбольные мячи | Применяют правила игры, соблюдают их при освоении технических приемов и действий | Наблюдение | - | |||
Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками снизу. | С | Изменение скорости при ведении мяча, комбинации из освоенных элементов техники перемещений и ведения мячом | Баскетбольные мячи | Применяют правила игры, соблюдают их при освоении технических приемов и действий | Наблюдение | - | |||
Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини-баскетбол. | О | Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Освоение тактики игры. Вырывание и выбивание мяча | Баскетбольные мячи | Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику, управляют своими эмоциями | Наблюдение | - | |||
Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини-баскетбол. | С | Дальнейшее освоение тактики игры. Вырывание и выбивание мяча | Баскетбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Осваивают технические приемы игры, соблюдают правила безопасности | Наблюдение | - | |||
Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини-баскетбол. | К | Учебная игра с проверкой освоенных умений и навыков | Баскетбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий | Тестирование | - | |||
Бросок одной рукой от плеча с места со средней дистанции. | О | Бросок одной рукой от правого/левого плеча без сопротивления защитника | Баскетбольные мячи | Выполняют технические приемы, устраняют возникающие ошибки, взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение | - | |||
Бросок одной рукой от плеча с места со средней дистанции. | С | Дальнейшее освоение броска одной рукой | Баскетбольные мячи | Выполняют технические приемы, устраняют возникающие ошибки | Наблюдение | - | |||
Бросок одной рукой от плеча с места со средней дистанции. | К | Учебная игра с проверкой освоенных умений и навыков | Баскетбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | Тестирование | - | |||
6. Настольный теннис (12 часов) | |||||||||
Правила настольного тенниса и ТБ. | О | История настольного тенниса. Основные правила игры в теннис. Основные приемы игры. Правила техники безопасности | Презентация «Настольный теннис» | Изучают историю настольного тенниса и Овладевают основными приемами игры в теннис. Осваивают терминологию игры | _ | - | |||
Стойки. Способы передвижений. Способы держания ракетки. | О | Освоение хваток ракетки. Передвижение игрока приставными шагами, изучение выпадов. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. Набивание мяча тыльной стороной ракетки | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Стойки. Способы передвижений. Способы держания ракетки. | С | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки. Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила игры, овладевают терминологией, относящейся к игре | Наблюдение | - | |||
Подачи из нейтральной стойки. | О | Освоение подачи из нейтральной стойки. Освоение техники отскока мяча в игре. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Подачи из нейтральной стойки. | С | Совершенствование подачи из нейтральной стойки, учебная игра с ранее изученными элементами. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Совершенствование изученной техники, устранение типичных ошибок, развитие координацион-ных способностей и быстроты | Наблюдение | - | |||
Подачи из правосторонней стойки. | О | Освоение подачи из правосторонней стойки. Обучение подачи «Маятник». | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Подачи из правосторонней стойки. | С | Совершенствование подачи из правосторонней стойки. Обучение техники «срезка» мяча. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Совершенствова-ние изученной техники, устранение типичных ошибок, развитие координацион-ных способностей и быстроты | Наблюдение | - | |||
Подачи из левосторонней стойки. | О | Освоение подачи из левосторонней стойки. Обучение подачи «Веер». | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя характерные технические и тактические ошибки | Наблюдение | - | |||
Подачи из левосторонней стойки. | С | Освоение подачи из левосторонней стойки. Закрепление изученных техник. Учебная игра. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Совершенствова-ние изученной техники, устранение типичных ошибок, развитие координацион-ных способностей и быстроты | Наблюдение | - | |||
Техника защиты. | О | Изучение техники вращения мяча и движение руки в элементе «подставка». Прием крученого мяча. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Техника защиты. | С | Совершенствование техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки, ног. Прием «быстрого» мяча. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Моделируют тактику освоенных игровых действий, взаимодействуют с соперником, соблюдают правила игры, контролируют эмоции | Наблюдение | - | |||
Техника защиты. | К | Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола. Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола. Игра накатами справа и слева по диагонали. | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Применяют технику изученных игровых приемов и действий в ходе игровой деятельности, руководствуются терминологией, характеристикой тактических приемов и действий | Наблюдение | - | |||
Технические приемы нижним вращением. | О | Отбивание мяча с прямым и обратным кручением. Комбинации из изученных элементов | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуации и условий в процессе игровой деятельности | Наблюдение | - | |||
Технические приемы нижним вращением. | С | Выполнение подачи в заданную зону стола. Соединение приёмов: "накат" - "вращение", "вращение" - "подставка". | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуации и условий в процессе игровой деятельности | Наблюдение | - | |||
Технические приемы нижним вращением. | К | Учебная игра. Применение изученных технических и тактических приемов | Шарик для настольного тенниса, ракетки, теннисные столы, сетки для настольного тенниса | Демонстрируют освоенные знания и навыки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий. | Тестирование | - | |||
7. Волейбол (18 часов) | |||||||||
Правила игры и ТБ. Стойки и передвижения игроков | О | История волейбола. основные правила игры в волейбол. основные приемы игры в волейбол. Правила техники безопасности | Презентация «История волейбола». Видеоряд с выдающимися волейболистами | Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов –олимпийских чемпионов. Овладевают основными приемами игры в волейбол | _ | - | |||
Стойки и передвижения игроков | С | Стойка игрока. перемещения и стойки приставными шагами боком, лицом и спиной вперед | Волейбольные мячи | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Стойки и передвижения игроков | С | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) | Волейбольные мячи | Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения техники игровых приемов и действий, соблюдают технику безопасности | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. | О | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой | Волейбольные мячи | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки, соблюдают технику безопасности | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. | С | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой | Волейбольные мячи | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. | С | Совершенствование освоенных элементов через сетку | Волейбольные мячи | Выполняют изученные технические приемы и действия, взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение, тестирование | - | |||
Прием мяча снизу двумя руками в парах. | О | Прием мяча снизу на месте и после перемещения. То же через сетку | Волейбольные мячи | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий | Наблюдение | - | |||
Прием мяча снизу двумя руками в парах. | С | Прием мяча снизу на месте и после перемещения. То же через сетку | Волейбольные мячи | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий | Наблюдение | - | |||
Прием мяча снизу двумя руками в парах. | С | Дальнейшее совершенствование изученных технических приемов. Комбинации из освоенных элементов | Волейбольные мячи | Выполняют изученные технические приемы и действия. Соблюдают правила игры, овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре | Наблюдение, тестирование | - | |||
Нижняя прямая подача мяча | О | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6м от сетки | Волейбольные мячи | Овладевают техникой выполнения нижней прямой подачи мяча, самостоятельно осваивают ее и устраняют типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Нижняя прямая подача мяча | С | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6м от сетки | Волейбольные мячи | Исправляют характерные ошибки, взаимодействуют со сверстниками, руководствуются правилами техники безопасности, объясняют правила и основы организации игры | Наблюдение | - | |||
Нижняя прямая подача мяча | С | Дальнейшее совершенствование технического приема | Волейбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | О | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар | Волейбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуации и условий в процессе игровой деятельности | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | С | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | Волейбольные мячи | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила игры и техники безопасности | Наблюдение | - | |||
Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | С | Дальнейшее закрепление техники и тактики игры | Волейбольные мячи | Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют ее в зависимости от ситуации и условий в процессе игровой деятельности | Наблюдение | - | |||
Игра по упрощенным правилам | С | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | Волейбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности | Наблюдение | - | |||
Игра по упрощенным правилам | С | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | Волейбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности | Наблюдение | - | |||
Игра по упрощенным правилам | К | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола | Волейбольные мячи, перекидное табло для ведения счета | Демонстрируют освоенные знания и навыки в процессе игры. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности | Тестирование | - | |||
8. Футбол (6 часов) | |||||||||
Правила игры и ТБ. Техника передвижений, поворотов и стоек | О | История футбола. основные правила игры в футбол. Основные приемы игры в футбол. Правила техники безопасности | Презентация «История футбола». Видеоряд с выдающимися футболистами | Изучают историю футбола и запоминают имена выдающихся отечественных футболистов –олимпийских чемпионов. Овладевают основными приемами игры в футбол | _ | - | |||
Техника передвижений, поворотов и стоек | С | Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений | Футбольные мячи, конусы | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Техника ударов по мячу и остановок мяча | О | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой | Футбольные мячи | Описывают технику изучаемых игровых приемов и действий, осваивают ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Техника ударов по мячу и остановок мяча | С | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, повороты, остановки, ускорения) | Футбольные мячи | Взаимодействуют со сверстниками, соблюдают технику безопасности, осваивают технические приемы | Наблюдение | - | |||
Техника ведения мяча | О | Ведение мяча по прямой и с изменением направления и скорости движения, комбинация: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам | Футбольные мячи | Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Наблюдение | - | |||
Техника ведения мяча | К | Комбинация из освоенных технических элементов | Футбольные мячи | Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки | Тестирование | - |
* О – Обучение новым упражнениям;
С – Совершенствование пройденного материала;
К – контроль учета умений и навыков.
7. Планируемые результаты изучения учебного курса
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическая литература:
1.1. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха: Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского.
- М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. Методические рекомендации. 5—7 классы.
- В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»).
- Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).
- Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам)
- Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»)
1.2. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению.
1.3. Методические издания по физической культуре для учителей
1.4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
2. Демонстрационные учебные пособия
2.1. Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности
2.2. Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
3. Технические средства обучения
3.1. Мультимедийный компьютер
3.2. Сканер
3.3. Принтер лазерный
3.4. Мультимедиапроектор
3.5. Экран (на штативе или навесной)
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1. Стенка гимнастическая
4.2. Перекладина гимнастическая
4.3. Шест для лазания с механизмом крепления
4.4. Скамейка гимнастическая жесткая
4.5. Маты гимнастические
4.6. Мяч малый (теннисный)
4.7. Палка гимнастическая
4.8. Обруч гимнастический
4.9. Корзина для переноски мячей
Легкая атлетика
4.10. Рулетка измерительная
4.11. Номера нагрудные
Подвижные и спортивные игры
4.12. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
4.13. Мячи баскетбольные для мини-игры
4.14. Жилетки игровые с номерами
4.15. Стойки волейбольные универсальные
4.16. Сетка волейбольная
4.17. Мячи волейбольные
4.18. Табло перекидное
4.19. Ворота для мини-футбола
4.20. Сетка для ворот мини-футбола
4.21. Мячи футбольные
4.22. Номера нагрудные
4.23. Компрессор для накачивания мячей
Измерительные приборы
4.24. Секундомер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по физкультуре по ФГОС
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы п...
Рабочая программа по физкультуре по ФГОС 1 класс
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы п...
Рабочая программа по физкультуре по ФГОС в 1-4 классах Лях
Рабочая программа для начальных классов по ФГОС 3 часа в неделю с лыжной подготовкой по программе Ляха, Зданевич...