Методическая разработка "Обучение технике метания гранаты"
методическая разработка по физкультуре на тему
Обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ
Обучение технике метания гранаты способствует развитию силы мышц рук и плечевого пояса, мышц спины и брюшного пресса, а также мышц ног.
Повышает общую выносливость, работоспособность и совершенствует физические способности, укрепляет здоровье.
Цели занятия:
Образовательная - обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.
Обучающая:
Студенты должны иметь представление:
- о ТБ и поведении при выполнении;
- о выполнении физических упражнений;
- о технике разгона;
- о технике выполнения метания гранаты.
Развивающая:
- Способствовать развитию мышления;
- Развивать искусство общения;
- Способствовать саморазвитию личности.
Воспитательная: развитие у студентов внимания, дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, воли, решительности, смелости, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ
Профессиональные качества | Возможность их формирования на занятиях через содержание деятельности студентов |
подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков | При подготовке к занятию |
высокий уровень развития жизненных сил | При общении с преподавателем, друг с другом |
спортивные достижения | Непосредственно при занятии физической культурой |
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие | При ответах, комментариях к ответам других студентов |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После изучения данной темы:
Студенты должны знать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Студенты должны уметь владеть техникой метания гранаты.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
Время урока – 90 минут
Место проведения : Спортивный зал «Энгельсского медицинского колледжа»
Оснащение занятия
№ п/п | Наименование | Имеется |
1 | Секундомер | 1 |
2 | Гранаты 500гр. и 700гр. | 6 |
3 | Обруч | 3 |
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
№ п/п | Наименование этапа | Краткое описание деятельности преподавателя | Время |
1 | Организационный момент | Приветствует Проверяет присутствие студентов Построение в шеренгу Сообщает задачи урока | 5 мин |
2 | Изложение темы и ее обоснование | Сообщает тему занятия Объясняет важность и значимость темы | 5 мин |
3 | Определение цели занятия | Определяет цели занятия, пути достижения поставленных целей. | 5 мин |
4 | Ознакомление с техникой метания гранаты | Рассказывает и показывает студентам технику метания гранаты | 20 мин |
5 | Углубленный опрос | Проводит опрос студентов по вопросам темы | 20 мин |
6 | Самостоятельная работа студентов | Имитация техники метания гранаты | 20 мин |
7 | Подведения итогов занятия | Объявляет оценки студентам, обсуждение ошибок | 10 мин |
8 | Домашнее задание | Задает домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Легкая атлетика. Метание гранаты
Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.
Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.
Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.
Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.
Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.
Разбег и подготовка к броску
Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.
Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.
Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.
Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.
В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.
Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.
Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.
Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.
При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25–40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.
В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.
Финальное усилие
Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.
Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.
Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.
Методика и последовательность обучения
Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.
Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.
Упражнения для тренировки
1. Броски и ловля мяча.
2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.
3. То же, что и 2, но другой рукой.
4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.
И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.
5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.
6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).
7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.
8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.
И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.
9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.
10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.
11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.
12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.
13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.
14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.
15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.
16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.
17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.
18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.
19. Метание мяча изученными способами на дальность.
20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.
21. Метание мяча изученными способами по «коридору», ширина «коридора» 10 м.
Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).
При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.
Факторы, влияющие на результат в метаниях
От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?
Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.
Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда.
В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.
В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.
Совершенствование техники
Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.
Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.
Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.
Места для проведения
Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА СТУДЕНТОВ
1.Сколько весит мужская/женская граната?
2.Что такое сектор метания?
3.ТБ при метании гранаты?
4.Где можно проводить метание гранаты?
5. От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Развитие силы, ловкости, быстроты в домашних условиях (бег, подтягивание, отжимание, прыжки через скакалку). Совершенствование техники метания гранаты.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. -237с.
2. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. -255 с.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Физическая культура»
тема: «Обучение технике метания гранаты»
специальность:
«Лечебное дело»
«Фармация»
«Сестринское дело»
«Лабораторная диагностика»
1 курс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метание гранаты
Обучить технике метания гранаты способом отведения вперед-вниз перед собойСодействовать развитиюу учащихся подвижности в плечевых суставах и грудном отделе позвоночникаСодей...
методика обучения техники метания мяча,гранаты
создать полное представление о технике выполнения....
Открытый урок по физической культуре в 10 классе по теме: «Обучение технике метания гранаты».
Методическая цель урока: методика использования ИКТ в процессе изложения нового материала и проверки знаний.Учебные задачи: учить технике метания гранаты с 6—8 шагов разбега, совершенствов...
Интегрированный урок в XI классе.Метание гранаты и толкание ядра.
Практическое выполнение задания: метание гранаты 700 г и толкание ядра 4 кг или 5 кг на дальность.Затем по физической формуле( баллистическое движение) опрделить скорость вылета спортивного снряда и о...
Легкая атлетика. Методика обучения техники метания гранаты.
Легкая атлетика. Методика обучения техники метания гранаты....
2020-Методическая разработка по физической культуре для 10класса-кроссовый бег, метание гранаты в горизонтальную цель
тема: Кроссовая подготовказадачи: 1.совершенствовать разновидности кроссового бега 2.совершенствование метание грана...
методическая разработка урока физической культуры для 10 класса .Тема: «Метание гранаты 500гр,»
методическая разработка урока физической культуры для 10 класса .Тема: «Метание гранаты 500гр,»...