Рабочая программа по физической культуре
методическая разработка по физкультуре по теме

Селиванов, Алексей, Юрьевич

 5 -6 классы. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-7_kl_.docx98.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физической культуре 5 -6 классы.

Данная рабочая программа по физической культуре разработана на основе:

  • Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 61 с. - (Стандарты второго поколения)).
  • Авторская программа учебного предмета (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. —М. : Просвещение, 2011.104 с..
  • Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. 8-е издание. В.И. Лях, А.А. Зданевич.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ[1]

  • Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 61 с. - (Стандарты второго поколения)).
  • Авторская программа учебного предмета (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. —М. : Просвещение, 2011.104 с..
  • Комплексная программа физического воспитания учащихся. Программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. 8-е издание. В.И. Лях, А.А. Зданевич.
  • Виленский М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений  / М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова ; под ред М.Я. Виленского.  – М. : Просвещение, 2014. – 142 с. 
  • Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций  / В.И. Лях. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2014. – 208 с.
  • Учебник «Физическая культура. 5-7 классы», под общ. ред. М. Я. Виленского (М.: Просвещение, 2011);

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 – 6 классы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

        Личностные результаты

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

•  знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

•  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

•   воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

•    готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

•  участие в школьном самоуправлении и   общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;                                                            

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.                            

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

•   владение знаниями об индивидуальных особенностях  физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

•   владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

•  владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

•  способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

•  способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

•  владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

•  умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

•   умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

•   умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

•  умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

•  формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

•  формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

•  владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

•  владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

•   владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.                        

В области физической культуры:    

•  владение умениями:                                                

—  в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;  

—  в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;

—  в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);                                          

—  в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);                                        

—  в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);                      

•  демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

•  владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;                                  

•  владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;                                            

• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

     Метапредметные результаты

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути   достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

•  умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

•   умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

•   овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

•  понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность;

•  понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

•   бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

•   проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

•  ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

•  приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

•  знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

•   понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;

•  восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

•  владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

•  владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

•   владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.

В области физической культуры:

•  владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

•  владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

•  владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для   формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

В области познавательной культуры:

•  знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

•   знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

•  знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

•  способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;

•  умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

•  способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

•  способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;

•  умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

•  умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

•  умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости   от   индивидуальных   особенностей   физического развития;

•   умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

•   способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;

•  умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

•   способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

•   способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;

•  способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

•  умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА[2]

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.        

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Спортивные игры. 

Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Гандбол. Игра по правилам

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжная подготовка (лыжные гонки). Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

Отличительные особенности рабочей программы 5-6 классы

Внимание, важно!!!! В «Содержании курса» авторской программы, скопированном с Примерной программы, отсутствует указание на «гандбол», , которое появляются в «Тематическом планировании». Исходя из этого, настоящей рабочей программой предполагается изучение следующих видов спорта: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

урока

Кол.

часов

Тема урока

Элементы содержания

Дата

план

факт

Раздел 1. Основы знаний (интегрировано с 2 разделом)

Раздел 2. Двигательные умения и навыки.

Легкая атлетика 11 ч.

1.

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики.

 История Легкой атлетики.

 История физической культуры.

Беговые упражнения.

Правила техники безопасности при занятиях лёгкой атлетикой.

Овладение техникой спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м.

2.

1

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

Беговые упражнения.

Зарождение Олимпийских игр древности.  Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний,  правила их проведения,  известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении   и   развитии   Олимпийских   игр современности.

Бег с ускорением от 30 до 40 м.

3.

1

История зарождения олимпийского  движения  в  России.   Олимпийское  движение в России (СССР).

Беговые упражнения.

Развитие скоростных способностей

Цель и задачи современного олимпийского движения. Физические упражнения и игры в Киевской   Руси,   Московском   государстве,  на Урале и в Сибири.  Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы.

Скоростной бег до 40 м.

Эстафеты, старты из различных исходных положений,  бег с ускорением, с максимальной скоростью

4.

1

Выдающиеся  достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Беговые упражнения.

Развитие скоростных способностей

Наши соотечественники — олимпийские чемпионы.

Бег на результат 60 м.

5.

1

Беговые упражнения.

Знания о физической культуре

Овладение   техникой  длительного бега

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин.  

Тренировка. Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и  объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие   выносливости

6.

1

Характеристика видов спорта,  входящих в программу Олимпийских игр. Физическая  культура  в современном обществе

Беговые упражнения.

Развитие выносливости

Характеристика видов спорта,  входящих в программу Олимпийских игр. Физическая  культура  в современном обществе

Бег в равномерном темпе от 10 до12  мин.

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

7.

1

Прыжковые упражнения

Знания о физической культуре

Овладение техникой прыжка в длину.

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Правила соревнований в прыжках; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений;

8.

1

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Всевозможные прыжки и многоскоки.

9.

1

Метание малого мяча

Знания о физической культуре

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены.

Правила соревнований в метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений;

10-11

2

Метание малого мяча.

Развитие скоростно-силовых способностей

На заданное расстояние, на дальность, в коридор  5—6   м.

Метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений.

В коридор  5—6   м

Прикладная физическая подготовка 1 ч.

12.

1

Проведение  самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Рефераты.

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых,  скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

Футбол 6 ч.

13.

1

Краткая   характеристика вида спорта

Требования к технике  безопасности.

Овладение  техникой  передвижений, остановок, поворотов и стоек.

История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

14.

1

Освоение ударов по мячу и остановок мяча

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

15.

1

Овладение техникой ударов по воротам

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

16.

1

Освоение тактики игры.

Закрепление  техники  владения   мячом   и   развитие координационных   способностей

Тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения позиций игроков. Нападение  в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота.

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам

17.

1

Закрепление техники перемещений,  владения  мячом и  развитие координационных способностей.

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

18.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Рефераты.

Игра  по  упрощённым  правилам  на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Баскетбол 9 ч.

19.

1

Краткая  характеристика

вида спорта.

 Требования  к технике  безопасности.

Овладение техникой передвижений,   остановок,   поворотов и стоек

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры.

Правила техники безопасности.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком.

20.

1

Овладение техникой передвижений,   остановок,   поворотов и стоек

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники   передвижений   (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

21.

1

Освоение ловли и передач мяча.

Самостоятельные занятия прикладной  физической подготовкой

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления   защитника (в   парах, тройках). Игровые упр. по совершенствованию  технических   приёмов   (ловля,   передача,   броски  или удары в цель, ведение, сочетание приёмов). Подвижные игры и игровые задания,  приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

22.

1

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления   защитника (квадрате, круге).

23.

1

Освоение  техники  ведения мяча.

Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Ведение  мяча в  низкой,  средней  и высокой стойке на месте.

24.

1

Освоение  техники  ведения мяча

Развитие   координационных способностей

Ведение  в движении по прямой,  с изменением  направления движения и скорости.

25.

1

Освоение  техники  ведения мяча

Развитие   координационных способностей

Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

26.

1

Овладение  техникой  бросков мяча.

Развитие   координационных способностей

Броски одной и двумя руками с места  и   в  движении   (после   ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

27.

1

Овладение  техникой  бросков мяча.

Развитие   координационных способностей

Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.

Гимнастика 18 ч.

28.

1

Требования к технике безопасности.

Краткая   характеристика вида спорта

Организующие команды и приёмы.

Овладение организаторскими умениями.

Знания о физической культуре

Правила техники  безопасности и страховки во время занятий физическими  упражнениями.

Техника  выполнения физических упражнений.

История гимнастики.

Основная   гимнастика.  Спортивная гимнастика.  Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика.

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;

Помощь  и  страховка; демонстрация упражнений;  выполнения обязанностей командира отделения; установка и уборка  снарядов; составление   с  помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований.

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых  способностей   и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

29.

1

Упражнения   общеразвивающей  направленности  (без предметов).

Организующие команды и приёмы

Развитие  координационных способностей

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с  приседаниями, с поворотами. Простые связки.

Из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Общеразвивающие упражнения в парах. Общеразвивающие   упражнения   без; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков,  вращений.  

30-31

2

Упражнения  общеразвивающей  направленности  (с предметами)

Развитие  силовых способностей и силовой выносливости

Освоение общеразвивающих упражнений с предметами.

Мальчики:  с  набивным  и  большим мячом, гантелями (1—3 кг).

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

32.

1

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Развитие  координационных способностей

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись;

Девочки: смешанные висы;

Упражнения  с

гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической   стенке,   брусьях,   перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические  упражнения.

33.

1

Проведение  самостоятельных занятий  по  коррекции осанки и телосложения.

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Зрение. Гимнастика для глаз.

Психологические особенности возрастного развития. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма

Мальчики: подтягивание в висе;

Девочки: подтягивание из виса лёжа. 

34-35.

2

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Развитие  силовых способностей и силовой выносливости

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лёжа. 

36-37.

2

Физическая культура человека.

Опорные прыжки.

Развитие  координационных способностей

Физическая культура человека.

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80— 100 см).

Прыжки  с пружинного гимнастического мостика в глубину.

38-40.

3

Опорные прыжки.

Развитие   скоростно-силовых способностей

Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козёл в ширину, высота 80— 100 см).

41-42.

2

Индивидуальные  комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической

культуры.

Акробатические   упражнения и комбинации.

Развитие  координационных способностей

Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове. Упражнения для укрепления мышц стопы.

Кувырок вперёд и назад;

Акробатические  упражнения.  

43.

1

Акробатические   упражнения и комбинации

Развитие  координационных способностей

Кувырок вперёд и назад;

44-45.

2

Акробатические   упражнения и комбинации.

Развитие гибкости

Стойка на лопатках. 

Баскетбол 5 ч.

46.

1

Освоение индивидуальной техники защиты.

Вырывание и выбивание мяча.

47.

1

Закрепление  техники  владения   мячом   и   развитие координационных   способностей.

Знания о спортивной игре

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска;

48.

1

Закрепление техники перемещений,  владения мячом и  развитие  координационных способностей.

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

49.

1

Освоение тактики игры.

Знания о спортивной игре

Тактика свободного нападения.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

50.

1

Освоение тактики игры

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков.

Прикладная физическая подготовка 1 ч.

51.

1

Проведение  самостоятельных занятий   прикладной физической подготовкой.

Рефераты.

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические,  с  использованием  гимнастических снарядов.   Правила  самоконтроля.    Способы    регулирования физической нагрузки

Баскетбол 4 ч.

52.

1

Освоение тактики игры

Нападение быстрым прорывом (1:0).

53.

1

Освоение тактики игры

Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

54.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Овладение организаторскими умениями.

Развитие   координационных способностей

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

55.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Развитие выносливости.

Рефераты.

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

Лыжная подготовка (Лыжные гонки) 18 ч.

56.

1

Краткая   характеристика

вида спорта

Требования к технике безопасности.

Знания.

История лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта.  Применение лыжных мазей.

 Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

57-61.

5

Режим дня и его основное содержание.

Освоение техники лыжных ходов.

Здоровье  и здоровый  образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Утренняя гимнастика.

Попеременный двухшажный ход.

62-65.

4

Всестороннее  и  гармоничное физическое развитие

Освоение техники лыжных ходов

Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Адаптивная физическая культура. Подбор  спортивного  инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Личная гигиена. Банные процедуры. Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Вредные привычки. Допинг

Одновременный бесшажный ход.

66-67.

2

Освоение техники лыжных ходов

Подъём «полуёлочкой».

68-69.

2

Освоение техники лыжных ходов

Торможение «плугом».

70-71

2

Освоение техники лыжных ходов

Повороты переступанием

72.

1

Освоение техники лыжных ходов.

Передвижение на лыжах 3 км.

73.

1

Освоение техники лыжных ходов.   Рефераты.

Передвижение на лыжах 3 км.

Гандбол 6 ч.

74.

1

Краткая характеристика вида спорта.

Требования к технике безопасности.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приемы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок.

 Правила техники безопасности.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

75.

1

Оценка эффективности занятий  физической  культурой

Освоение ловли  и  передач мяча.

Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самочувствия.

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

76.

1

Освоение  техники  ведения мяча.

Совершенствование  техники  перемещений,   владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; в движении по прямой,   с  изменением  направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Комбинация  из  освоенных  элементов техники перемещений и владения мячом.

77.

1

Овладение  техникой  бросков мяча

Освоение   индивидуальной техники защиты.

Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке.

Вырывание и выбивание мяча. Блокирование броска.

78.

1

Самонаблюдение   и   самоконтроль

Освоение тактики игры.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Тактика свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

79.

1

Овладение игрой и комплексное   развитие психомоторных способностей.

Рефераты.

Игра по упрощённым правилам мини-гандбола.

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Волейбол 15 ч

80.

1

Краткая характеристика вида спорта.

 Требования к технике безопасности.

Овладение техникой передвижений,  остановок,  поворотов и стоек

История волейбола. Основные правила игры в волейбол.  Основные приёмы игры в волейбол.

Правила техники безопасности

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий  (сесть на  пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

81.

1

Освоение техники приёма и передач мяча.

Знания о спортивной игре.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой.

Передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

Терминология избранной спортивной игры;

Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

82.

1

Освоение техники приёма и передач мяча.

Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой.

Передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

83.

1

Освоение техники приёма и передач мяча. Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Передача мяча через сетку.

84-85.

2

Освоение  техники  нижней прямой подачи. Развитие   координационных способностей

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки

86-87.

2

Освоение  техники  прямого нападающего удара. Развитие   координационных способностей.

Прямой  нападающий  удар после подбрасывания мяча партнёром.

88.

1

Освоение тактики игры.

Самостоятельные занятия прикладной  физической подготовкой.

Знания о спортивной игре.

Тактика свободного нападения.

Подвижные игры и игровые задания,  приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).

89.

1

Освоение тактики игры.

Овладение организаторскими умениями.

Развитие выносливости

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды,  подготовка  места проведения игры. Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

90.

1

Освоение тактики игры.

Развитие выносливости.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

91.

1

Закрепление техники владения мячом и  развитие координационных способностей.

Развитие выносливости.

Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар

Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

92.

1

Закрепление техники перемещений,   владения  мячом и  развитие  координационных способностей.

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

93.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие психомоторных способностей.

Знания о спортивной игре.

Развитие выносливости.

Рефераты.

Игра по упрощённым правилам мини-волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным  числом  игроков  (2:2,  3:2, 3:3) и на укороченных площадках.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

Легкая атлетика 10 ч.

94.

1

Беговые упражнения.

Развитие скоростных способностей

Скоростной бег до 40 м.

Эстафеты, старты из различных исходных положений,  бег с ускорением, с максимальной скоростью

95.

1

Первая  помощь  и  самопомощь во время занятий физической культурой и спортом

Беговые упражнения.

Бег с ускорением от 30 до 40 м.

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых   упражнений   и   основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и  объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие   быстроты,   координационных способностей.

Овладение   техникой  длительного бега

Бег 1000м.

96.

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Всевозможные прыжки и многоскоки,

97-98.

2

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Овладение техникой прыжка в высоту.

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега.

99.

1

Метание малого мяча

Развитие скоростно-силовых способностей

В  горизонтальную  и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6—8 м

100.

1

Метание малого мяча

Развитие скоростно-силовых способностей

С 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

101-102.

2

Метание малого мяча.

Развитие скоростно-силовых способностей

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх,    из  положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную   и   максимальную   высоту.

Толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учётом возрастных и половых особенностей.

Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками  после   броска партнёра, после броска вверх: с хлопками  ладонями, после поворота на 90°, после приседания

103.

1

Овладение    организаторскими умениями

Измерение результатов;  подача команд;   демонстрация   упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

3.2. Прикладно-ориентированная деятельность (2 ч.)

104.

1

Краткая характеристика вида спорта (коньки, хоккей, бадминтон, скейтборд).

Требования к технике безопасности

Правила техники безопасности.  Экипировка конькобежца.  Предварительная подготовка. Упражнения на льду.

Правила техники безопасности.  Экипировка хоккеиста.  Основные технические приёмы. Заливка катка и уход за ним.

Основные технические приёмы.

Физическая подготовка бадминтониста.

Упражнения на развитие гибкости.

Правила техники безопасности. Предварительная   подготовка   и   освоение начальных навыков. Катание с горки

105.

1

Краткая характеристика вида спорта.Требования к технике безопасности. После тренировки.  Ваш домашний стадион

Основные правила занятий атлетической гимнастикой. Виды силовых упражнений в атлетической гимнастике. Правила регулирования нагрузки. Упражнения для расслабления мышц рук, ног, шеи и туловища. Водные   процедуры, самомассаж - средства восстановления. Место для самостоятельных занятий в комнате и его оборудование.  Спортивный инвентарь

6 класс

урока

Кол.

часов

Тема урока

Элементы содержания

Дата

план

факт

Раздел 1. Основы знаний (интегрировано с 2 разделом)

Раздел 2. Двигательные умения и навыки.

Легкая атлетика 11 ч.

1.

1

Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики.

 История физической культуры.

 

 Беговые упражнения.

Правила техники безопасности при занятиях лёгкой атлетикой.

Овладение техникой спринтерского бега

Высокий старт от 15 до 30 м.

2.

1

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

Беговые упражнения.

Зарождение Олимпийских игр древности.  Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний,  правила их проведения,  известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении   и   развитии   Олимпийских   игр современности.

Бег с ускорением от 30 до 50 м.

3.

1

История зарождения олимпийского  движения  в  России.   Олимпийское  движение в России (СССР).

Беговые упражнения.

Развитие скоростных способностей

Цель и задачи современного олимпийского движения. Физические упражнения и игры в Киевской   Руси,   Московском   государстве,  на Урале и в Сибири.  Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы.

Скоростной бег до 50 м.

Эстафеты, старты из различных исходных положений,  бег с ускорением, с максимальной скоростью

4.

1

Выдающиеся  достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Беговые упражнения. Развитие скоростных способностей

Наши соотечественники — олимпийские чемпионы.

Бег на результат 60 м.

5.

1

Беговые упражнения.

Знания о физической культуре

Овладение техникой длительного бега

Бег в равномерном темпе до 15 мин.  

Тренировка. Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и  объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие   выносливости

6.

1

Характеристика видов спорта,  входящих в программу Олимпийских игр. Физическая  культура  в современном обществе

Беговые упражнения.

Развитие выносливости

Характеристика видов спорта,  входящих в программу Олимпийских игр. Физическая  культура  в современном обществе

Бег в равномерном темпе  до15  мин.

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

7.

1

Прыжковые упражнения

Знания о физической культуре

Овладение техникой прыжка в длину.

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Правила соревнований в прыжках; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений;

8.

1

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Всевозможные прыжки и многоскоки.

9.

1

Метание малого мяча

Знания о физической культуре

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.

Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены.

Правила соревнований в метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений;

10-11

2

Метание малого мяча.

Развитие скоростно-силовых способностей

На заданное расстояние, на дальность, в коридор  5—6   м.

Метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений.

В коридор  5—6   м

Прикладная физическая подготовка 1 ч.

12.

1

Проведение  самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Рефераты.

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых,  скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

Футбол 6 ч.

13.

1

Краткая   характеристика вида спорта

Требования к технике  безопасности.

Овладение  техникой  передвижений, остановок, поворотов и стоек.

История футбола. Основные правила игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности.

Дальнейшее закрепление техники.

14.

1

Освоение ударов по мячу и остановок мяча

Дальнейшее закрепление техники.

Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

15.

1

Овладение техникой ударов по воротам

Продолжение овладения техникой ударов по воротам .

16.

1

Освоение тактики игры.

Закрепление  техники  владения   мячом   и   развитие координационных   способностей

Тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения позиций игроков. Нападение  в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота.

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.

17.

1

Закрепление техники перемещений,  владения  мячом и  развитие координационных способностей.

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

18.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Рефераты.

Игра  по  упрощённым  правилам  на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Баскетбол 9 ч.

19.

1

Краткая  характеристика

вида спорта.

 Требования  к технике  безопасности.

Овладение техникой передвижений,   остановок,   поворотов и стоек

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры.

Правила техники безопасности.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком.

20.

1

Овладение техникой передвижений,   остановок,   поворотов и стоек

Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники   передвижений   (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

21.

1

Освоение ловли и передач мяча.

Самостоятельные занятия прикладной  физической подготовкой

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления   защитника (в   парах, тройках). Игровые упр. по совершенствованию  технических   приёмов   (ловля,   передача,   броски  или удары в цель, ведение, сочетание приёмов). Подвижные игры и игровые задания,  приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

22.

1

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления   защитника (квадрате, круге).

23.

1

Освоение  техники  ведения мяча.

Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Ведение  мяча в  низкой,  средней  и высокой стойке на месте.

24.

1

Освоение  техники  ведения мяча

Развитие   координационных способностей

Ведение  в движении по прямой,  с изменением  направления движения и скорости.

25.

1

Освоение  техники  ведения мяча

Развитие   координационных способностей

Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

26.

1

Овладение  техникой  бросков мяча.

Развитие   координационных способностей

Броски одной и двумя руками с места  и   в  движении   (после   ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

27.

1

Овладение  техникой  бросков мяча.

Развитие   координационных способностей

Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.

Гимнастика 18 ч.

28.

1

Требования к технике безопасности.

Краткая   характеристика вида спорта

Организующие команды и приёмы.

Овладение организаторскими умениями.

Знания о физической культуре

Правила техники  безопасности и страховки во время занятий физическими  упражнениями.

Техника  выполнения физических упражнений.

История гимнастики. Основная   гимнастика. Спортивная гимнастика.  Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

Помощь  и  страховка; демонстрация упражнений;  выполнения обязанностей командира отделения; установка и уборка  снарядов; составление   с  помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований.

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых  способностей   и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

29.

1

Упражнения   общеразвивающей  направленности  (без предметов).

Организующие команды и приёмы

Развитие  координационных способностей

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с  приседаниями, с поворотами. Простые связки.

Из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении.

Общеразвивающие упражнения в парах. Общеразвивающие   упражнения   без; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков,  вращений.  

30-31

2

Упражнения  общеразвивающей  направленности  (с предметами)

Развитие  силовых способностей и силовой выносливости

Освоение общеразвивающих упражнений с предметами.

Мальчики:  с  набивным  и  большим мячом, гантелями (1—3 кг).

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками

32.

1

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Развитие  координационных способностей

Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом.

Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

Упражнения  с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической   стенке,   брусьях,   перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические  упражнения.

33.

1

Проведение  самостоятельных занятий  по  коррекции осанки и телосложения.

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Зрение. Гимнастика для глаз.

Психологические особенности возрастного развития. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма

 Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом.

Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

34-35.

2

Упражнения  и  комбинации на гимнастических брусьях.

Развитие  силовых способностей и силовой выносливости

 Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом.

Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

36-37.

2

Физическая культура человека.

Опорные прыжки.

Развитие  координационных способностей

Физическая культура человека.

Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100— 110 см).

Прыжки  с пружинного гимнастического мостика в глубину.

38-40.

3

Опорные прыжки.

Развитие   скоростно-силовых способностей

Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100— 110 см).

41-42.

2

Индивидуальные  комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической

культуры.

Акробатические   упражнения и комбинации.

Развитие  координационных способностей

Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове. Упражнения для укрепления мышц стопы.

Два кувырка вперёд слитно; «мост» из положения стоя с помощью.

Акробатические  упражнения.  

43-45.

3

Акробатические   упражнения и комбинации.

Развитие гибкости

Два кувырка вперёд слитно; «мост» из положения стоя с помощью.

Баскетбол 5 ч.

46.

1

Освоение индивидуальной техники защиты.

Вырывание и выбивание мяча.

47.

1

Закрепление  техники  владения   мячом   и   развитие координационных   способностей.

Знания о спортивной игре

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска;

48.

1

Закрепление техники перемещений,  владения мячом и  развитие  координационных способностей.

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

49.

1

Освоение тактики игры.

Знания о спортивной игре

Тактика свободного нападения.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

50.

1

Освоение тактики игры

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков.

Прикладная физическая подготовка 1 ч.

51.

1

Проведение  самостоятельных занятий   прикладной физической подготовкой.

Рефераты.

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические,  с  использованием  гимнастических снарядов.   Правила  самоконтроля.    Способы    регулирования физической нагрузки

Баскетбол 4 ч.

52.

1

Освоение тактики игры

Нападение быстрым прорывом (1:0).

53.

1

Освоение тактики игры

Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

54.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Овладение организаторскими умениями.

Развитие   координационных способностей

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

55.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие  психомоторных способностей.

Развитие выносливости.

Рефераты.

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

Лыжная подготовка (Лыжные гонки) 18 ч.

56.

1

Краткая   характеристика

вида спорта

Требования к технике безопасности.

Знания.

История лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта.  Применение лыжных мазей.

 Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

57-61.

5

Режим дня и его основное содержание.

Освоение техники лыжных ходов.

Здоровье  и здоровый  образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Утренняя гимнастика.

Одновременный двухшажный и бесшажный ходы.

62-65.

4

Всестороннее  и  гармоничное физическое развитие

Освоение техники лыжных ходов

Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Адаптивная физическая культура. Подбор  спортивного  инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Личная гигиена. Банные процедуры. Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Вредные привычки. Допинг

Одновременный двухшажный и бесшажный ходы.

66-67.

2

Освоение техники лыжных ходов

Подъём «полуёлочкой».

68-69.

2

Освоение техники лыжных ходов

Торможение и поворот упором.

70-71

2

Освоение техники лыжных ходов

Прохождение дистанции 3,5  км.

Игра «Эстафета с передачей палок»

72.

1

Освоение техники лыжных ходов.

Передвижение дистанции 3,5  км.

Игры «Остановка рывком», «С горки на горку»

73.

1

Освоение техники лыжных ходов.   Рефераты.

Игры «Остановка рывком», «С горки на горку», «Эстафета с передачей палок»

Гандбол 6 ч.

74.

1

Краткая характеристика вида спорта.

Требования к технике безопасности.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приемы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок.

 Правила техники безопасности.

Дальнейшее закрепление техники ведения мяча. Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения  и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой.

75.

1

Оценка эффективности занятий  физической  культурой

Освоение ловли  и  передач мяча.

Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самочувствия.

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Ловля катящегося мяча.

76.

1

Освоение  техники  ведения мяча.

Совершенствование  техники  перемещений,   владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; в движении по прямой,   с  изменением  направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Комбинация  из  освоенных  элементов техники перемещений и владения мячом.

77.

1

Овладение  техникой  бросков мяча

Освоение   индивидуальной техники защиты.

Бросок мяча сверху, снизу и сбоку согнутой и прямой рукой.

Вырывание и выбивание мяча. Блокирование броска.

78.

1

Самонаблюдение   и   самоконтроль

Освоение тактики игры.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Тактика свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

79.

1

Овладение игрой и комплексное   развитие психомоторных способностей.

Рефераты.

Игра по упрощённым правилам мини-гандбола.

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Волейбол 15 ч

80.

1

Краткая характеристика вида спорта.

 Требования к технике безопасности.

Овладение техникой передвижений,  остановок,  поворотов и стоек

История волейбола. Основные правила игры в волейбол.  Основные приёмы игры в волейбол.

Правила техники безопасности

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий  (сесть на  пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

81.

1

Освоение техники приёма и передач мяча.

Знания о спортивной игре.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой.

Передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

Терминология избранной спортивной игры. Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

82.

1

Освоение техники приёма и передач мяча.

Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой.

Передача мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

83.

1

Освоение техники приёма и передач мяча. Развитие  скоростных     и скоростно-силовых способностей

Передача мяча через сетку.

84-85.

2

Освоение  техники  нижней прямой подачи.

 Развитие   координационных способностей

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м через сетку.

86-87.

2

Освоение  техники  прямого нападающего удара.

 Развитие   координационных способностей.

Прямой  нападающий  удар после подбрасывания мяча партнёром.

88.

1

Освоение тактики игры.

Самостоятельные занятия прикладной  физической подготовкой.

Знания о спортивной игре.

Тактика свободного нападения.

Подвижные игры и игровые задания,  приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).

89.

1

Освоение тактики игры.

Овладение организаторскими умениями.

Развитие выносливости

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды,  подготовка  места проведения игры. Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

90.

1

Освоение тактики игры.

Развитие выносливости.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

91.

1

Закрепление техники владения мячом и  развитие координационных способностей.

Развитие выносливости.

Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар

Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

92.

1

Закрепление техники перемещений,   владения  мячом и  развитие  координационных способностей.

Дальнейшее закрепление техники продолжение развития координационных способностей.

93.

1

Овладение игрой и комплексное  развитие психомоторных способностей.

Знания о спортивной игре.

Развитие выносливости.

Рефераты.

Процесс совершенствования психомоторных способностей.

Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин

Легкая атлетика 10 ч.

94.

1

Беговые упражнения.

Развитие скоростных способностей

Скоростной бег до 50 м.

Эстафеты, старты из различных исходных положений,  бег с ускорением, с максимальной скоростью

95.

1

Первая  помощь  и  самопомощь во время занятий физической культурой и спортом

Беговые упражнения.

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых   упражнений   и   основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и  объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие   быстроты,   координационных способностей.

Бег с ускорением от 30 до 50 м.

Овладение   техникой  длительного бега

Бег 1200м.

96.

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега.

Всевозможные прыжки и многоскоки,

97-98.

2

Прыжковые упражнения

Развитие скоростно-силовых способностей

Овладение техникой прыжка в высоту.

Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега.

99.

1

Метание малого мяча

Развитие скоростно-силовых способностей

В  горизонтальную  и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 8—10 м.

100-102.

3

Метание малого мяча

Развитие скоростно-силовых способностей

С 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

103.

1

Овладение    организаторскими умениями

Измерение результатов;  подача команд;   демонстрация   упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

3.2. Прикладно-ориентированная деятельность (2 ч.)

104.

1

Краткая характеристика вида спорта (коньки, хоккей, бадминтон, скейтборд).

Требования к технике безопасности

Правила техники безопасности.  Экипировка конькобежца.  Предварительная подготовка. Упражнения на льду.

Правила техники безопасности.  Экипировка хоккеиста.  Основные технические приёмы. Заливка катка и уход за ним.

Основные технические приёмы.

Физическая подготовка бадминтониста.

Упражнения на развитие гибкости.

Правила техники безопасности. Предварительная   подготовка   и   освоение начальных навыков. Катание с горки

105.

1

Краткая характеристика вида спорта.Требования к технике безопасности. После тренировки.  Ваш домашний стадион

Основные правила занятий атлетической гимнастикой. Виды силовых упражнений в атлетической гимнастике. Правила регулирования нагрузки. Упражнения для расслабления мышц рук, ног, шеи и туловища. Водные   процедуры, самомассаж - средства восстановления. Место для самостоятельных занятий в комнате и его оборудование.  Спортивный инвентарь


[1] Авторская программа учебного предмета (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. —М. : Просвещение, 2011.104 с..

[2]  Авторская программа учебного предмета (Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. —М. : Просвещение, 2011.104 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....