общеразвивающая программа лыжные гонки
рабочая программа по физкультуре по теме
Дополнительная общеразвивающая программа Лыжные гонки разработана для спортивно-оздоровительных групп ДЮСШ. Программа расчитана на 39 недель занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общеразвивающая программа Лыжные гонки | 82.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Знаменская детско-юношеская спортивная школа»
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению на заседании Директор МБОУ ДО педагогического совета «Знаменская ДЮСШ» Протокол от 28.05.2015 №4 _________________________
Ковешников В.А.
Приказ от 28.05.2015 № 51
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Срок реализации 1 год
Возраст учащихся 9-17 лет
Разработчики:
Крюков И.В. - тренер-преподаватель
р.п. Знаменка
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ……………………………………… 3
2.Учебный план …………………………………………………. 5
3.Содержание программы ……………………………………… 7
3.1 Теория и методика физической культуры и спорта ……….7
3.2.Физическая подготовка ………………………………………11
3.3. Избранный вид спорта ………………………………………13
4. Другие виды спорта и спортивные игры …………………… .18
5.Педагогический контроль …………………………………….. 20
6. Воспитательная работа ………………………………………. 22
7. Методическое обеспечение …………………………………..26
8. Перечень информационного обеспечения …………………..30
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Лыжные гонки» (далее - программа) разработана в соответствии с Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В данной программе представлен примерный план построения тренировочной деятельности в группе, определена общая последовательность изучения программного материала, численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы.
Основные задачи занятий в группах:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще;
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- воспитание трудолюбия;
-развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на быстроту, ловкость и гибкость);
- достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно – полезной деятельности;
-отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий лыжными гонками.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки лыжников: теоретическую, физическую, технико-тактическую, психологическую.
Программа состоит из двух частей.
В настоящей программе выделен один этап спортивной подготовки – спортивно-оздоровительный этап (СО).
Численный состав групп, объем учебно-тренировочной работы.
Этап спортивной подготовки | минимальная наполняемость группы | оптимальный количественный состав группы | максимальный количественный состав группы | нормативный объем недельной нагрузки в академических часах |
Спортивно-оздоровительный этап | 12 | 14-16 | 25 | 6 |
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 9-17 лет.
Основные показатели выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе:
-стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
-динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Учащиеся спортивно-оздоровительных групп допускаются к соревновательной практике только по личному желанию.
Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Этапы подготовки | Год Обучения | Минимальный возраст для зачисления | Максимальное число обучающихся в группе | Максимальный режим учебных часов в неделю | годовая нагрузка (часов) |
Требования по физической, технической и спортивной подготовке на конец учебного года |
Спортивно-оздоровительный этап | весь период | 9-17 | 25 | 6 | 234 | Итоговые нормативы по ОФП, СФП |
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Примерный учебный план на 39 недель тренировочных занятий
№ п-п | Разделы подготовки | Годовая нагрузка |
1 | Количество часов в неделю | 6 |
2 | Теория и методика физической культуры и спорта | 15 |
3 | Физическая подготовка | 76 |
Общая физическая подготовка | 58 | |
Специальная физическая подготовка | 18 | |
4 | Избранный вид спорта | 113 |
Технико-тактическая подготовка | 95 | |
Психологическая подготовка | 6 | |
Участие в соревнованиях | 6 | |
Медицинское обследование | 2 | |
Итоговая аттестация | 4 | |
5 | Другие виды спорта и подвижные игры | 30 |
8 | ИТОГО часов на 39 недель | 234 |
План составлен с расчетом 39 недель занятий непосредственно в условиях учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Соотношение
объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе СО
№ | Разделы подготовки | Спортивно-оздоровительный этап |
1 | Теория и методика физической культуры и спорта (%) | 6,4 |
2 | Физическая подготовка (%) | 32,5 |
3 | Общая физическая подготовка (%) | 24,8 |
4 | Специальная физическая подготовка (%) | 7,7 |
5 | Избранный вид спорта лыжные гонки (%) | 48,3 |
6 | Другие виды спорта и подвижные игры (%) | 12,8 |
Контрольно-переводные требования
Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом лыжников является система педагогического контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки контроль используется в соответствии с контрольными нормативами для выявления динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений.
Тестирование состоит из нормативов по общей физической подготовке (ОФП), технической подготовке (ТП).
Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы - бег 30 м (девочки), бег 60 м (юноши), бег 6-ти минутный, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), подтягивание (юноши), поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек., прыжки через скакалку за 1 мин.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теория и методика физической культуры и спорта
Цель и основное содержание данной предметной области Программы определяются необходимостью приобретения спортсменами определенного минимума знаний для понимания сущности спорта, тренировочного процесса, требований для безопасного его осуществления.
Перечень тематических разделов и объемы программного материала по теории и методике физической культуры и спорта
№ П-п | Темы | СОГ |
1 | История развития вида спорта Лыжные гонки, Лыжные гонки в России и мире. | 2 |
2 | Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе | 1 |
3 | Основы спортивной подготовки и тренировочной деятельности | 2 |
4 | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта | 1 |
5 | Сведения о строении и функциях человеческого организма | 2 |
6 | Гигиена, основные умения, знания, навыки | 2 |
7 | Режим дня, здоровый образ жизни | 2 |
8 | Спортивное питание | 1 |
9 | Требования к оборудованию, лыжному инвентарю, экипировке лыжника | 1 |
10 | Требования техники безопасности и правила поведения при занятиях лыжными гонками | 1 |
ИТОГО: | 15 |
- История развитие лыжных гонок в России и в мире
Развитие лыжных гонок в России. Значение и место лыжных гонок в системе физического воспитания. Российские соревнования по лыжным гонкам. Участие российских лыжников в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования. Лучшие российские тренеры, спортсмены.
- Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе
Спорт в России. Массовый характер спорта. Физическая культура в системе образования. Коллективы физической культуры, спортивные группы ДЮСШ, СДЮШОР.
Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и требования по лыжным гонкам. Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов, Олимпийские игры. Выступление Российских спортсменов на Олимпийских играх.
- Основы спортивной подготовки
Общая характеристика спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений. Планирование и контроль спортивной подготовки. Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов.
Общая и специальная физическая подготовка
Значение всесторонней физической подготовки – важного фактора укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма и систем и воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена. Общая и специальная физическая подготовка. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными лыжниками. Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств. Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка, перед тренировкой и игрой. Круглогодичность занятий по физической подготовке.
Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным лыжникам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных лыжников.
Техническая подготовка
Понятие о технике лыжных ходов. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки лыжников. Классификация и терминология технических приемов. Контрольные упражнения и нормативы по технической подготовке для лыжников. Основные недостатки в технике передвижения на лыжах и пути их устранения. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Правила поведения на соревнованиях
- Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
Правила соревнований по лыжным гонкам. Требования, нормы для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта лыжные гонки. Федеральные стандарты спортивной подготовки по лыжным гонкам.
- Сведения о строении и функциях организма человека
Ведущая роль центральной нервной системы и деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
- Гигиенические знания, умения и навыки
Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий лыжными гонками.
- Режим дня, здоровый образ жизни
Режим дня, значение правильного режима для юного спортсмена. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма.
8. Спортивное питание
Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пиши. Примерные суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена.
9.Требования к оборудованию, лыжному инвентарю и экипировке лыжника
Лыжная трасса для проведения занятий и соревнований по лыжным гонкам и требования к её состоянию.
Лыжная база и её назначение. Уход за лыжным инвентарем, подготовка лыж к тренировочным занятиям и соревнованиям. Требования к спортивной одежде и обуви лыжника, уход за ними.
10. Требования техники безопасности и правила поведения при занятиях лыжными гонками
Поведение на улице во время движения к месту тренировок и на тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3.2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном
спортивной тренировки. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие учащегося; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных
возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.
Специальная физическая подготовка (СФП) — процесс развития двигательных способностей и комплексных качеств, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта. СФП включает воздействия на те мышечные группы, системы организма и механизмы энергообеспечения, которые определяют успех на конкретной дистанции. Основными средствами СФП являются различные специальные и специально-подготовительные упражнения.
В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями.
Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных
лыжников и отдельных групп мышц. В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической.
Одно из основных условий достижения высоких результатов – единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение.
- Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.
- Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.
- Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.
- Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
- Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности.
- Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика.
- Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.3. ИЗБРАННЫЙ ВИД СПОРТА
Техническая подготовка
Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова, она
позволяет развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, экономить расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и
точность движений, обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий.
Техническая подготовка
- Обучение выполнения классических способов передвижения на лыжах: попеременный двухшажный, одновременный бесшажный, одновременный одношажный ходы.
- Обучение технике выполнения коньковых ходов на лыжах.
- Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках.
- Обучение преодолению подъёмов «елочкой», ступающим шагом, скользящим шагом, беговым шагом.
- Обучение торможению «плугом», «поворотом», падением.
- Обучение поворотом на месте, в движении.
Тактическая подготовка
Целенаправленные способы использования технических приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды – называют спортивной тактикой. Тактическая подготовка – это искусство ведения соревнования с противником.
В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений, применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений. Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования,
спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности.
Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.
Главное средство обучения тактики – повторное выполнение упражнений по задуманному плану. Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство.
Тактическая подготовка:
-использование способов передвижения в зависимости от внешних условий;
-использование способов передвижения в зависимости от состояния лыжни, рельефа местности;
-распределение сил по дистанции;
-варианты смазки лыж.
Психологическая подготовка
Специфика лыжных гонок способствует формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности в постановке и реализации целей, принятии решений, воспитание воли.
На этапах предварительной подготовки важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, перспективной цели, дисциплины, самооценки, образного мышления, непроизвольного внимания, психосенсорных процессов.
В спорте огромную роль играет мотивация спортсмена на достижение
определенного результата на соревнованиях и в процессе подготовки. Мотивы человека определяют цель и содержание его деятельности, интенсивность его условий для достижения цели, влияют на его поведение.
Основу мотивации человека к достижениям составляют привычные мотивы, сложившиеся в процессе его жизни. Поэтому развитие у спортсменов мотивов к высоким спортивным достижениям следует рассматривать как одну из важнейших сторон учебно-тренировочной работы, направленную на формирование спортивного характера.
Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для достижения запланированного результата. Только при глубокой убежденности спортсмена в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени, при осознании ее важности у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс обязательно предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему осталось сделать, чтобы выполнить намеченную программу.
Проявление объективных трудностей, связанных с нарастанием утомления и сопутствующим ему тяжелым функциональным состоянием в процессе гонки, вызывает изменения в организме лыжника, выражающиеся в
своеобразии психической деятельности, определенной динамике психических процессов, снижения интенсивности процессов сознания.
В учебно-тренировочной деятельности и в соревнованиях спортсмену
приходится преодолевать трудности, которые, в отличие от объективных,
обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психологических состояний в связи с необходимостью действовать в определенных условиях, и не могут быть поняты в отрыве от них.
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена субъективные трудности в одних и тех же условиях проявляются по-разному: от малозаметных сомнений в своих силах и незначительных волнений до почти аффектных состояний, сопровождающихся ослаблением, а иногда и потерей сознательного контроля за своими действиями. Это оказывает самое неблагоприятное влияние на моторные функции организма. Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду (оттепель, мороз, метель) на открытых для ветра участках трассы. Наиболее благоприятные возможности для практического овладения приемами, помогающими преодолевать развивающееся утомление усилиями воли, дает участие в соревнованиях.
Для воспитания смелости и самообладания, решительности, способности преодолевать различные формы страха и неуверенности необходимо повышать степень риска при прохождении сложных участков дистанции (крутых и закрытых спусков и др.) с различным качеством снежного покрова.
Готовность к преодолению неожиданных трудностей вырабатывается с помощью анализа возможных причин их возникновения. Иногда в процессе
подготовки к соревнованиям следует специально создавать сложные ситуации, которые вынуждали бы спортсмена проявлять все волевые качества. Если же трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно
смоделировать на тренировке (болевые ощущения, поломка инвентаря и др.), то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.
Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных лыжников-гонщиков уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности.
Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха и причин, которые привели к неудаче. Выполнение сложных тренировочных заданий и освоение трудных упражнений вызывает у спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дает уверенность в своих силах.
Поэтому важно, чтобы спортсмены, сомневающиеся в своих силах, заканчивали определенный этап тренировки с выраженными положительными показателями.
Восстановительные мероприятия и медицинское обследование
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных
нагрузок – неотъемлемая составная часть системы подготовки юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.
Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этапах
подготовки – рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Из дополнительных средств восстановления рекомендуется систематическое применение водных процедур гигиенического и закаливающего характера. Витаминизация с учетом сезонных изменений. Релаксация и дыхательные упражнения.
Участие в соревнованиях
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта лыжные гонки на спортивно-оздоровительном этапе— 2-3 контрольных соревнований.
- ДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Бег — один из распространенных и доступнейших видов физических
упражнений — служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными
дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости.
Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП.
Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.
Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту. Акробатика — отличная разновидность гимнастики для лыжника, развивающие координацию, вестибулярный аппарат, устойчивость, силу.
Спортивные игры — разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки — развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у обучающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе.
Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов. Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча, вырабатывает выносливость. Волейбол — наиболее доступная, интересная и простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха. Футбол дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных действий.
Езда на велосипеде по своим двигательным характеристикам и воздействию на организм спортсмена весьма близка к движениям на горнолыжных трассах. Сгибания и разгибания ног, наклоненное, обтекаемое
положение туловища и рук, затрудненное дыхание, идентичность нагрузок на мышцы шеи, спины и живота, необходимость сохранять равновесие, внимательность и быстрота реакции на меняющиеся условия — все это приближает велосипедный спорт к средствам специальной подготовки.
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости, поддержание умственной и физической работоспособности, снятие эмоционального напряжения.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в
спортивном зале, летом – на открытом воздухе.
Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания
стоек и способов передвижения по площадке. Затем, изучаются способы держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны.
Обучение тактическим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием технических приемов, в учебных двухсторонних играх, которые вначале проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения занимающимися техническими приемами и тактическими действиями – по официальным правилам соревнований. При этом руководитель дает обучаемым определенную установку на игру.
Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья;
- улучшение физического развития;
- приобретение разносторонней физической подготовленности;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- воспитание черт спортивного характера;
- овладение основами техники передвижения на лыжах;
- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.
В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество различных двигательных действий, как из лыжного, так и из других видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гимнастика). Успешность овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от сформированного представления об изучаемом двигательном действии. Для формирования и контроля специальных знаний по теоретико-методическим основам лыжного спорта рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие вопросы истории лыжного спорта, гигиены, лыжного инвентаря, техники выполнения различных способов передвижения на лыжах (ходов, спусков, торможений, поворотов, подъемов). На каждый вопрос теста приводится 2-3 варианта ответа, из которых один правильный.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Тестирование общей физической подготовленности осуществляется два раза в год, вначале и в конце учебного года. Тестирование по специальной и технической подготовленности один раз в год (февраль).
При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений.
1) Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса).
И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в и.п. до полного выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний.
2) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а так же статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. – упор лежа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание – до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад-в стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется на протяжении всего выполнения упражнения. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий при условии при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием служит максимальное число отжиманий.
3) Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и координационных способностей).
И.П. – носки ног на стартовой линии. Прыжок выполняется толчком обеими ногами с махом рук.
Методические указания: длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей к ней точки касания мата ногами или любой частью тела испытуемого. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Критерием служит максимальный результат.
1) Поднимание туловища из положения лежа на спине (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. – лежа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90 градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъемов за 30 секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
1) Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).
И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков.
2) Бег 30 м, 60 м с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей)
Тестирование проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием, служит минимальное время.
3) 6-ти минутный бег (для определения общей выносливости).
Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием, служит минимальное время.
Для оценки специальных физических качеств в спортивно-оздоровительных группах включает прохождение на лыжах классическим стилем 1000 м. Критерием, служит минимальное время.
Для оценки технической подготовки в спортивно-оздоровительных группах включает правильное выполнение попеременного двухшажного хода, одновременных ходов, техника преодоления спусков, поворотов, подъемов, торможения («сдано», «не сдано»).
Рекомендуется использовать подсчет результатов по 3-балльной системе. Так, 3 балла получает тот, кто улучшил свой предыдущий результат в беге на различные дистанции, в прыжковых упражнениях, в игровых заданиях (например, количество скользящих шагов, циклов лыжных ходов, отталкиваний палками на определенном отрезке). Два балла - если предыдущий результат не изменился; один балл - если результат показан хуже предыдущего.
Медико-биологический контроль
Контроль за состоянием здоровья спортсмена.
Осуществляется специалистами учреждения здравоохранения. Медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год.
К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, отнесенные к основной медицинской группе.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Цель воспитательной работы - формирование личности занимающегося как гражданина, преданного своему любимому виду спорта. Отсюда — задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в лыжных гонках, настойчивости, трудолюбия, формировании здорового интереса и потребностей; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности.
Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, оздоровительных мероприятий, учёбы в школе, а также в свободное от занятий время.
Нравственное воспитание включает в себя формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, дисциплинированности, скромности и требовательности к себе, культуры поведения.
Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, в том числе спортивного, стремления добиваться высокого качества тренировки, активности и самостоятельности.
Правильное использование методов воспитания заключается в организации сознательных и целесообразных действий юных лыжников. При этом тренер должен понимать, что направленное влияние на развитие личности спортсмена лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами формирования личности.
В практике часто отдают предпочтение некоторым излюбленным методам, руководствуясь в первую очередь личными педагогическими знаниями и мастерством.
Эффективное использование средств воспитания, правильное применение воспитательно-методических мер зависят от многих условий. Важнейшее субъективное условие - это знание воспитательной ситуации и существующих в данном случае компонентов воздействия, а также педагогическое мастерство. Отсюда ясно, что педагогические и особенно теоретико-воспитательные знания и умения педагога составляют необходимую основу его эффективной воспитательной работы.
Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте зависят:
- от знаний и умений воспитателя, от его педагогических способностей и методических навыков от отношения к спортсменам;
- от основных идеологических убеждении, возрасти, опыта, характера, темперамента и положения в коллективе;
- от спортивного коллектива, общественного мнения в нём, развития критики и самокритики, традиций и коллективных форм поведения.
При систематизации многообразных методов воспитания необходимо исходить из двух основных моментов воспитательного процесса.
Во-первых, в процессе воспитания формируются убеждения и установки личности, которые в значительной мере влияют на поступки, действия. Они формируются на базе знаний и опыта и в то же время становятся мотивами действий, принципами деятельности, правилами поведения и основой для суждений и оценок.
Во-вторых, в процессе воспитания многие формы и черты поведения
повторяются так часто, что становятся привычками личности. Из упроченных таким путём форм поведения постепенно складываются качества личности.
С учётом этого методы воспитания можно сгруппировать в систему методов убеждения и методов приучения. Методическая работа воспитателя ориентируется на то, чтобы оптимально объединить в монолитном процессе воспитания обе группы методов и обеспечить им совместную оптимальную действенность.
Это достигается через:
- сообщение спортсменам и усвоение ими' важных для воспитания знаний;
-развитие положительных черт поведения и исправление отрицательных.
Используя методы убеждения и приучения, необходимо соблюдать определённые условия.
Предъявляя требования и осуществляя контроль в процессе воспитания, необходимо соблюдать следующие правила:
- требование должно предъявляться на основе взаимного уважения;
- требование должно быть ясным и недвусмысленным;
- требование должно соответствовать уровню развития спортсмена и коллектива;
- требование должно быть предметным и понятным спортсменам и коллективу, поэтому требования нужно объяснять;
- требование в косвенной форме может быть действенным, если оно проводится через коллектив;
- контроль не должен ограничиваться лишь внешней картиной поведения, он призван вскрывать причины;
- контроль должен побуждать спортсмена к самоконтролю, становясь неотъемлемой составной частью самовоспитания.
Суждения, преследуя цель фиксировать положительные и отрицательные особенности развития спортсмена и коллектива, служат как бы опорными пунктами для необходимых изменений воспитательных ситуаций.
В суждении всегда присутствует оценка. Поведение спортсмена сопоставляется с воспитательной целью и подвергается оценке. Таким образом, суждение и оценка неразрывно связана между собой. Управление процессом воспитания не должно останавливаться на стадии суждения. Нужно постоянно давать оценку моральных качеств поведения спортсмена. Это является необходимой составной частью педагогических действий.
Педагогические правила этических суждений и оценки:
- судить и оценивать в процессе воспитания необходимо, ориентируясь на цель воспитания,- это решающий критерий;
- суждение и оценка должны охватывать отдельные воспитательные явления и их взаимосвязи;
- нельзя делать опрометчивых и легкомысленных суждений и оценок; их необходимо строить на достоверных результатах контроля;
- суждение и оценки должны быть понятны спортсменам и коллективу, должны получить их признание;
- спортсменов следует воспитывать так, чтобы они приучались сами судить о своём поведении и давать ему оценку.
В воспитательной работе ещё нередко преобладают порицания.
Педагогические правила использования поощрений и наказаний:
-поощрение и порицание необходимо применять соразмерно поступкам и так, чтобы был обеспечен прогресс в развитии спортсмена;
- не следует скупиться на поощрения, когда спортсмен хорошо выполняет предъявленные требования, но и нельзя злоупотреблять похвалой, применять её без нужды и меры;
- для того чтобы эффективно поощрять, необходимо уметь правильно оценивать внутреннюю позицию спортсмена и коллектива; признание должно быть всегда заслуженным, соответствующим фактам;
- поощрение оправдано во многих воспитательных ситуациях, поэтому воспитатель должен уметь им пользоваться разносторонне и гибко;
- поощрение отдельного спортсмена должно быть понятно и поддержано коллективом;
- наказанный спортсмен или коллектив должен ясно понимать причину порицания;
- санкции должны устранять возникший конфликт и не вызывать возникновения новых;
- санкции должны привести спортсмена к самокритичной оценке своей установки и поведения;
- санкции должны соответствовать уровню развития личности.
Методы убеждения нацелены на изменения в сознании. В результате использования данных методов спортсмен должен действовать, знанием и благоразумием. Он должен быть убежден в необходимости и правильности своих установок и форм поведения в свете общественных требований.
В спорте используют различные методические формы убеждения. Одна из них — беседа со спортсменом. Беседы следует тщательно планировать и проводить целенаправленно. Их содержание определяется проблемами воспитания и намерениями воспитателя.
Тесно связана с беседой дискуссия в коллективе, которая может служить эффективной методической формой развития убеждений спортсменов. Дискуссия дает широкие возможности организации воспитательного влияния коллектива, проверки (путём столкновения мнений) индивидуальных точек зрения, коррекция и упрочение их. Воспитатель, направляя дискуссию, руководя ею, должен как можно больше вовлекать в неё самих спортсменов.
Следующий метод - поручения. Тренер может дать спортсмену срочные и долговременные задания, которые относятся как к процессу тренировки, так и к не тренировочной деятельности. Но поручения всегда должны быть такими, чтобы результат выполнения поддавался проверке. Спортсмен обязательно должен отчитаться как и в какой мере, он выполнил поручение. В ходе воспитания каждый спортсмен должен приучиться выполнять поручения своих педагогов и коллектива как нечто само собой разумеющееся.
Успешность применения методов убеждения и приучения наряду с уже охарактеризованными условиями решающим образом зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений, моральных качеств, психических свойств и привычек. Целеустремленное руководство педагогическим процессом нельзя осуществлять изолированными отдельными мероприятиями. Подлинный успех даёт лишь единство действий тренеров и спортсменов, единство воспитания и самовоспитания. При этом воздействии личного примера, индивидуальности тренера необходимо рассматривать как органический элемент всей совокупности педагогических условий.
Силы личного примера тренера определяется тем, насколько последовательно он демонстрирует верность принципам и нормам морали, нравственную чистоту и действенность воли.
Спортсмен должен быть убежден, что тренер справедлив, предъявляет
высокие требования к самому себе и всегда стремится к совершенствованию собственных познаний, моральных качеств, опыта и профессионального мастерства.
Весьма важные черты личности и поведения тренера - скромность и
простота, требовательность и чуткость, уравновешенность и жизнеутверждающий оптимизм.
Основные воспитательные мероприятия
• просмотр соревнований и их обсуждение;
• соревновательная деятельность учащихся и её анализ;
• регулярное поведение итогов учебной и спортивной деятельности
учащихся;
7 .МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1. Принципы, средства, методы спортивной тренировки
Принципы спортивной тренировки
Возрастная адекватность спортивной деятельности;
Единство общей и специальной подготовки;
Непрерывность тренировочного процесса;
Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;
Цикличность тренировочного процесса;
Направленность на максимально возможные достижения, индивидуализация.
Средства спортивной тренировки
Основным средством спортивной тренировки являются физические упражнения. Они могут быть разделены на 3 группы:
- общеподготовительные упражнения;
- специально подготовительные упражнения;
- избранные соревновательные упражнения.
Методы спортивной тренировки
Общепедагогические:
-словесные (беседа, рассказ, объяснение); наглядные (видеоматериал, наглядные пособия, пример).
Практические:
- метод строго регламентированного упражнения;
- метод направленный на освоение спортивной техники;
- метод направленный на воспитание физических качеств;
- игровой метод;
- соревновательный метод.
7.2. Методические рекомендации по организации и проведению
тренировки
Цель: утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники, тактики.
Задачи:
- Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- Обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча;
- Начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям спортом, приучение к игровой обстановке;
4. Подготовка к выполнению нормативных требований.
Структура занятия
Тренировочное занятие строится по типу, типовой структуры занятий.
Подготовительная часть
Данная часть тренировочного занятия вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Организм спортсмена подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части занятия характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие. Главная задача этой части занятия - четкая организация детей. Эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в одно занятие включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.
Основная часть
Задача основной части занятия - овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида лыжные гонки. Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, применяются упражнения, развивающие творческое мышление.
Заключительная часть
Задачи этой части занятия - завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства - медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.
Теоретические знания могут сообщаться лыжникам в ходе специально
организованных лекций, бесед, теоретических занятий, тренировочных занятий. Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки.
Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение методики развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) применительно к избранному виду спорта. Из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по технике, методике обучения и тренировке.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относятся:
- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
- показ техники изучаемого движения;
- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных
записей;
- использование предметных и других ориентиров;
Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:
- общеподготовительные упражнения.
Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
- специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они
направлены на овладение техникой своего вида спорта;
- методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
- равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники лыжных гонок, возраста и уровня подготовки спортсмена, этапов технической подготовки.
Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты. При тактической подготовке необходимо изучить опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований тщательно анализируют эффективность применяемой тактики и делают выводы на будущее.
Все используемые средства психологической подготовки подразделяются на две основные группы:
1) вербальные (словесные) – лекции, беседы, доклады, идеомоторная,
аутогенная и психорегулирующая тренировка;
2) комплексные – всевозможные спортивные и психолого-педагогические упражнения.
Методы психологической подготовки делятся на сопряжение и специальные. Сопряженные методы включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности.
Специальными методами психологической подготовки являются:
стимуляция деятельности в экстремальных условиях, методы психической
регуляции, идеомоторных представлений, методы внушения и убеждения.
В процессе реализации физической и технической подготовки в спортивно-оздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать тренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать интерес к занятиям лыжным спортом.
Поскольку в спортивно-оздоровительных группах занимаются учащиеся разного паспортного и биологического возраста, с неодинаковой физической подготовленностью, то при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает проблема уравнивания возможностей занимающихся.
9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт,1999
3. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б.Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина, 1991.
5. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
6. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
7. Квашук П. В., Бакланов Л. Н., Левочкина О. Е. Программа для ДЮСШ «Лыжные гонки» - М., 2005
8. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
9. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа,1979.
10. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
11. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
12. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ.ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
13. Поварницин АЛ. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
14. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
15. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.
16. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт,1980.
17. Журнал «Лыжный спорт» - www.skisport.ru
18. Международная федерация лыжных видов спорта - www.fis- ski.com/cross - country/
19. Сайт Министерства спорта России: minsport.gov.ru
20. Сайт Федерации лыжных гонок России (flgr.ru);
21. Сайт Управления по физической культуре, спорту и туризму
Тамбовской области ( "http://sport.tmbreg.ru/" )
22. Сайт Управления образования и науки Тамбовской области
(obraz.tmbreg.ru)
23. Циклические виды спорта - www.ski66.ru
Перечень аудивизуальных средств:
- Видеоролик «Беговые лыжи для начинающих. Техника классических ходов». (Skirun.ru)
- Видеоролик « Работа рук на лыжах. Классический ход».
- Видеоролик «Техника поворотов и торможения».
- Видеоролик «Как намазать лыжи. Нанесение парафина на лыжи».
- Видеоролик «Беговые лыжи. Как подобрать лыжи и экипировку».
- Видеоролик «Как научиться кататься на лыжах».
- Видеоролик «Беговые лыжи. Обучение конькову ходу».
- Видеоролик «Ускорение в подъем коньковым ходом».
Приложение 1
Приводятся тесты на знание техники выполнения поворота переступанием в движении, одновременного бесшажного хода и торможения «плугом».
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННОГО БЕСШАЖНОГО ЛЫЖНОГО ХОДА.
1. Цель отталкивания палками: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) сохранить равновесие.
2. Цель свободного скольжения: а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) как можно меньше терять скорость.
3. при выносе рук и палок вперёд.
3.1. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с локтевого сустава; в) с запястья.
3.2. Напряжённость рук: а) руки расслаблены; б) руки напряжены; в) руки расслаблены в конце выноса вперёд.
3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под острым углом по ходу движения; б) под тупым углом.
3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе.
3.5. При выносе рук вперёд происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания.
3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня груди.
4. Исходная поза отталкивания палками:
4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди креплений; б) на уровне креплений; в) позади креплений.
4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г) находятся снизу.
4.3. Палки наклонены: а) только вперёд; б) вперёд и наружу; в) вперёд и внутрь.
4.4. Тяжесть тела: а) на носках стоп; б) на пятках; в) распределяется равномерно по всей стопе.
5. Отталкивание палками.
5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и руками; в) только туловищем.
5.2. Тяжесть тела переносится больше: а) на пятки; б) на носки стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе.
5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне.
6. Поза окончания отталкивания.
6.1. Палки: а) составляют прямую с руками; б) не составляют прямую с руками.
6.2. Держание палок: а) положение палок контролируется большим и указательным пальцами; б) палки зажаты в кулак.
6.3.Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) на пятках.
6.4. Ноги находятся в отношении лыжни: а) вертикально; б) отклонены назад.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»
1. Применяется при спуске: а) прямо; б) наискось.
2. Носки лыж: а) на одном уровне; б) один носок лыжи впереди другого.
3. Пятки лыж: а) обе отводятся в сторону; б) только одна отводится в сторону.
4. Лыжи ставятся: а) на внутренние канты; б) на внешние канты; в) на всю скользящую поверхность (не закантовываются).
5. Давление на лыжи: а) равномерное; б) неравномерное.
6. Неравномерность в давлении на лыжи: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее загруженной весом тела лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более загруженной весом тела лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
7. Неравномерность в кантовании лыж: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее закантованной лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более закантованной лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
8. Сгибание ног: а) ноги согнуты в коленях; б) ноги выпрямлены.
9. Колени: а) подаются вперед; б) не подаются вперед.
10. Положение рук: а) согнуты в локтях на уровне пояса; б) поднимаются выше головы; в) отведены назад.
11. Кольца лыжных палок: а) вынесены вперед; б) отведены на зад; в) отведены в стороны.
12. Лыжные палки: а) прижаты к туловищу; б) не прижаты к туловищу.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВОРОТА ПЕРЕСТУПАНИЕМ В ДВИЖЕНИИ
1. Поворот переступанием в движении применяется (здесь и да лее рассматривается только поворот переступанием с внутренней лыжи): а) на равнине; б) на пологом склоне; в) на крутых склонах.
2. Скорость при выполнении поворота переступанием: а) увеличивается; б) сохраняется; в) уменьшается.
3.Поворот выполняется на спуске: а) внизкой стойке; б) всред ней стойке; в) в высокой стойке.
4. В начале выполнения поворота вес тела переносится: а) на внешнюю лыжу; б) на внутреннюю лыжу; в) распределяется равно мерно на обеих лыжах.
5. Лыжа при отталкивании ставится: а) на внутренний кант; б) на внешний кант; в) всей поверхностью.
6. В начале отталкивания лыжей нога: а) согнута в коленном суставе; б) выпрямлена в коленном суставе.
7. В начале отталкивания ногой голень: а) вертикальна; б) наклонена вперед; в) отклонена назад.
8. В момент окончания отталкивания лыжей нога в коленном суставе: а) согнута; б) выпрямлена.
9. Внешняя лыжа приставляется к внутренней: а) вплотную; б) на расстоянии 30—40 см; в) на расстоянии 70-80 см.
10. Лыжные палки в момент постановки в снег: а) ставятся впереди креплений; б) на уровне креплений; в) сзади креплений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам содержит нормативную и методические части. Раскрывает требования к занимающимся, годовые планы графики тренировок, переводные нормативы в таблицах....
Программа "Лыжные гонки"
Программа "Лыжные гонки" предназачена для внеурочной деятельности, составлена для учащихся на начальный этап подготовки, рассчитана на 1учебный год, 1раз в неделю, на2часа...
Инновационная программа «Лыжные гонки»
Особенностью данной программы является введение двухразовых тренировок, увеличение объёма нагрузки на лыжероллерах, лыжах, на беге с имитацией. Работа над техникой неразрывно связана с работой по сове...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная предпрофессиональная программа лыжные гонки
Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа), определяет содержание на этапах подготовки обучающихся по виду спорта-лыжные гонки. Программа разработана в соответствии с ФГТ, о...
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа "Лыжные гонки"
Актуальность программы: Повышение эффективности и оптимизация условий для успешного процесса подготовки спортсменов.Основной целью является организация спортивной подготовки детей по лыжны...
Дополнительная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка»
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой темпера...