Инновационная программа «Лыжные гонки»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
Инновационная программа «Лыжные гонки»
Лыжные гонки- один из массовых видов спорта, в котором воспитанники нашей школы достигли наибольших успехов. Однако на сегодняшний день существующие примерные программы по лыжным гонкам не позволяют в полной мере подготовить конкурентоспособных спортсменов. Это обусловлено тем, что в данных программах, на наш взгляд, имеется ряд существенных недороботок:
-недостаточный объем тренировочной нагрузки бега и ходьбы с имитацией, лыжероллерной и лыжной подготовки;
-учебно-тематические планы разработаны без учёта гендерного подхода;
-не применяется нестандартное оборудование;
Узко представлен блок воспитательной работы;
Отсутствует раздел «Методическая работа тренера-преподавателя».
Поэтому возникла необходимость создать дополнительную образовательную программу на основе модификации типовых программ. Программа разработана с учетом условий детско-юношеской спортивной школы г. Омутнинска и предназначена для воспитанников от 12 лет до 21 года отделения «Лыжные гонки». Срок реализации – 8 лет: из них 5 лет- учебно-тренировочный этап подготовки и 3 года –спортивного совершенствования.
Цель – развитие физических, психофизических способностей, морально – волевых качеств девушек и юношей для достижения ими высоких спортивных, личных достижений и стабильных результатов.
Особенностью данной программы является введение двухразовых тренировок, увеличение объёма нагрузки на лыжероллерах, лыжах, на беге с имитацией. Работа над техникой неразрывно связана с работой по совершенствованию физических качеств и функциональных возможностей лыжников.
Для решения данной проблемы в процессе силовой подготовки используется нестандартное оборудование, что обеспечивает эффективность для достижения высоких стабильных результатов.
Новизна программы заключается в следующем:
По данной программе могут обучаться дети с задержкой психического развития (в рекомендуемых программах Госкомспорта контингент воспитанников составляют дети только с нормой в развитии);
создана система методической деятельности тренера-преподавателя;
осуществляется использование государственных символов для патриотичского воспитания;
управление учебно-тренировочным процессом реализуется на уровне антропоэкономики.
Учебно-тематический план разработан на каждый год обучения как для девочек и девушек, так и для мальчиков и юношей. Нагрузка определена на каждом этапе обучения: переходном (весеннем), подготовительном (летне-осеннем), соревновательном (зимнем). В учебно-тематическом плане представлены два вида подготовки: теоретическая и практическая.
Организация учебно-тренировочного процесса всех возрастных групп строится на основе методических положений и предусматривает:
- единую педагогическую систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм и видов подготовки всех возрастных групп в снежный и бесснежный периоды;
- оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки;
- неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется.
В соответствии с учебно-тематическим планом программы предусмотрена теоретическая и практическая подготовка лыжников.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя несколько видов практической подготовки: общефизическую, техническую, функциональную, тактическую, инструкторскую и судейскую практику.
Основными формами учебно-тренировочной работы с учащимися являются: групповые теоретические и практические занятия по расписанию; тренировки по индивидуальным планам; участие в составе сборных команд в спортивных соревнованиях и учебно – тренировочных сборах; проведение восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, кинограмм, видеозаписей; инструкторская и судейская практика.
Ведущее место в учебно-тренировочном процессе занимают учебно-тренировочные занятия или тренировки разных видов.
Занятие состоит из 3-х частей. Подготовительная часть предполагает теоретическую подготовку учащихся и мотивацию к предстоящей работе.
В основной части решаются главные задачи учебно – тренировочного занятия, направленные на практическую деятельность учащихся. Заключительная часть предназначена для снятия физического и эмоционального напряжения и рефлексии деятельности.
Для реализации программы и обеспечения качества учебно-тренировочного процесса необходимы: специальное оборудование, спортивный инвентарь технические и наглядные средства обучения.
Для определения уровней освоения содержания данной программы предусмотрены формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся - контрольные нормативы, соревнования.
Одним из компонентов учебно-тренировочного процесса в рамках программы является лагерь с дневным пребыванием, который позволяет обеспечить отдых, оздоровление и занятость детей и подростков в каникулярный период в течение календарного года.
Значительное внимание уделяется воспитательной работе. Она является составляющей единого педагогического процесса, выделена в отдельный раздел, который имеет цели, раскрывается её содержание.
Основным направлением воспитательного процесса является патриотическое воспитанием спортсменов, которое осуществляется благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе государственных и региональных символов. Это непременное условие личностного и социального становления учащихся, которое невозможно без гражданской составляющей.
Воспитательная работа реализуется:
- как часть триединой дидактической задачи в процессе обучения на учебно-тренировочных занятиях, во время проведения сборов и соревнований. Решить поставленные задачи позволяют следующие приемы: соблюдение традиций подъема и спуска флага, исполнения гимна, наличие символики на спортивной форме. Кроме того, торжественная обрядность (поцелуй флага, преклонение на колено), собственный пример (самоотдача и трудолюбие, положительное отношение к символам), установки на защиту чести коллектива, малой родины, России;
- как система внешкольных мероприятий через проведение устных журналов, диспутов, презентаций творческих работ в соответствии с государственными праздниками (День независимости России, День российского флага и герба, День Кировской области, День народного единства, День защитников Отечества, День Победы, День конституции РФ).
В подготовке лыжников особое внимание уделяется восстановлению сил, реабилитации психологического здоровья учащихся.
Система методической работы тренера-преподавателя, представлена в виде модели. Данная модель выстраивается исходя из конкретных условий образовательного учреждения, запросов и потребностей самого педагога.
Реализация данной модели способствует росту профессионального мастерства тренера – преподавателя и повышению качества образовательного процесса.
Действенной формой сотрудничества тренера-преподавателя является взаимодействие с учителями физкультуры общеобразовательных школ. Данная деятельность обеспечивает интеграцию педагогических усилий по эффективной организации спортивно-массовой работы в учреждениях.
Система методической работы
Ведущим направлением педагогической и методической деятельности по развитию образовательного пространства является инновационная деятельности тренера – преподавателя, ориентированная на освоение нового содержания, методик и технологий для эффективной реализации программы.
Кроме структурных компонентов в программе имеется 13 приложений, которые конкретизируют содержание программы.
Программа одобрена педагогическим коллективом ДЮСШ и имеет положительные внешние рецензии доктора педагогических наук декана факультета физической культуры Вятского государственного гуманитарного университета Бандакова Михаила Петровича и кандидата педагогических наук, заведующего кафедры физической культуры Вятского государственного университета Абатурова Рудольфа Анатольевича.
Программа реализуется автором с 2003 года и имеет положительные результаты.
Таким образом, программа даёт возможность тренерам – преподавателям выработать единое направление и содержание в учебно-тренировочном процессе от учебно-тренировочных групп до групп спортивного совершенствования, что способствует достижению физического совершенства и более высоких результатов учащихся в соревнованиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Лыжные гонки"
Программа "Лыжные гонки" предназачена для внеурочной деятельности, составлена для учащихся на начальный этап подготовки, рассчитана на 1учебный год, 1раз в неделю, на2часа...
общеразвивающая программа лыжные гонки
Дополнительная общеразвивающая программа Лыжные гонки разработана для спортивно-оздоровительных групп ДЮСШ. Программа расчитана на 39 недель занятий....
Положение о проведении XXXV Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2017"
Положение о проведении XXXV Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2017"...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Представление собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия по лыжным гонкам.
План-конспект учебно-тренировочного занятия по лыжным гонкам для группы НП-3...
Дополнительная предпрофессиональная программа лыжные гонки
Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа), определяет содержание на этапах подготовки обучающихся по виду спорта-лыжные гонки. Программа разработана в соответствии с ФГТ, о...
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа "Лыжные гонки"
Актуальность программы: Повышение эффективности и оптимизация условий для успешного процесса подготовки спортсменов.Основной целью является организация спортивной подготовки детей по лыжны...