Дошкольная программа "Дошколята"
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1429 им. Героя Советского Союза Н.А. Боброва
Образовательная программа
«Дошколята»
составитель программы
учитель физической культуры
Анциферов М.С.
Москва 2013 г.
Содержание:
- 1. Пояснительная записка.
- 2. Основная часть.
2.1.Игры и игровые упражнения с бегом.
2.2.Игры и игровые упражнения с прыжками.
2.3.Игровые упражнения на метание.
2.4.Игровые упражнения на равновесие.
2.5.Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
2.6.Игровые упражнения в лазанье и ползании.
3. Календарное планирование.
4. Примерный перечень игр, используемых на занятиях кружка подвижных игр.
5. Перечень используемой литературы.
1. Пояснительная записка.
Программа составлена учителем физической культуры Анциферовым Михаилом Сергеевичем на основе учебников приведенных в списке использованной литературы.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.
Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.
Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности
Актуальность.
В связи с тем, что для младших школьников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, мною был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа кружка подвижных игр для младших дошкольников «ДОШКОЛЯТА».
Целью кружка является повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, через организацию подвижных игр.
Задачи:
- удовлетворение потребности детского организма в движениях;
- снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
-развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;
- развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.
Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.
Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.
Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.
От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. От которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств взаимосвязано.
Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.
Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.
Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.
Данную программу могут использовать в своей деятельности воспитатели по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.
II. Основная часть
2.1. Подвижные игры с элементами бега.
Игры с бегом дети усваивают быстрее, чем ходьбу, возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
«Хвотсики», «К своим капитанам», «Волк во рву», «Волк и семеро козлят», «Два мороза», «Два берега», «Змейка», «Паровозик», «Бег с препятствиями», «Попробуй, догони», «Колдунчики», «Весёлые ребята».
2.2. Подвижные игры с прыжками.
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
«Салки прыжками», « Перепрыгни через ручеёк», «Весёлые зайчишки», «По дорожке». «Поймай комара», «Поймай снежинку», «Допрыгни до мяча», «Кто выше», «Прыжки на одной ноге», «Попрыгунчики», «Кто быстрее», «Переселение лягушек», « Поймай комара», «Поймай снежинку», «Лягушки», «Прыжки с мячом», «Прыжки по кочкам», «Точно в круг», «Цапля», «Скачи за мной», «Поймай лягушку», «Зайцы и волк».
2.3. Игры и игровые упражнения на метание. Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».
2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
«По ровненькой линии», «Ходьба по скамейке», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «На одной ноге».
2.5. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве
«Найди, где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».
3. Календарное планирование:
Сентябрь
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 час | «Прокатите мяч», «Полетели птички» | «Пройди по дорожке», «Поезд» | «Пройди через ручеёк», «Кошки и мышки». | «Догони мяч», «Солнышко и дождик». |
2 час | «Догони мяч», «Солнышко и дождик». | «По ровненькой дорожке», «Поезд». | «Солнышко и дождик», «Найди свой домик». | «Бегите ко мне», «Наседка и цыплята». |
Октябрь
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
1 час | «Пройди по дорожке», «Котята и щенята». | «Карусель», «Кто дальше бросит». | «Догони мяч», «Зайка беленький сидит». | «Воробышки и автомобиль», «Доползи до погремушки». | «Мой весёлый, звонкий мяч», «Поезд». |
2 час | «Не боимся мы кота», «Обойди прыжками». | «Докати мяч», «»Птички и кошка». | «Схвати змею за хвост», «Поймай комара». | «Самолёты», «Прыгуны». | «Через ручеёк», «Попади в обруч». |
Ноябрь
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 час | «Пузырь», «Догони мяч», | «Птички летают», «Зайка серый умывается». | «Солнышко и дождик», «Жуки». | «Птички в гнёздышках», «Перепрыгивание через ручеёк». |
2 час | «Кто дальше бросит», «Карусель». | «Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер». | «Лошадки», «Где звенит колокольчик?». | «У медведя во бору», «Угадай кто кричит». |
Декабрь
час | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
1 час | «Попади в воротики», «Где звенит». | «Самолёты», «Кто тише?». | «Пройди через ручек», «Курочка-хохлатка». | «Лови-бросай», «Весёлые зайчишки». | «Воробышки и автомобиль» «Найди флажок». |
2 час | «Найди свой домик», «Поймай снежинку». | «По кочкам через болото», «Птички в гнёздышках». | «Кто дальше бросит», «Карусель». | «Где спрятано», «Попади в цель». |
|
Январь
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
1 час | «Птички в гнёздышках», «Кто тише», «Перепрыгни через ручеёк». | «Целься вернее», «Зайка беленький сидит», «Догони мяч». | «Найди себе пару», «Птички в гнёздышке», «Дог7они меня». | «Жуки», «Кто тише», «Пузырь». | «Птички в гнёздышке», «Самолёты», «По дорожке». |
2 час | «Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль». | «Прокати мяч и догони его», «Прыжки из обруча в обруч», «Найди свой домик». | «Поезд», «Беги ко мне», «Жуки», «Котята». | «Кролики», «Найди свой домик», «Игра с мячом» | «Прокати мяч по дорожке», «Снежная карусель». |
Февраль
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 час | «Птички в гнёздышке», «Самолёт», «По ровненькой дорожке». | «Мой весёлый звонкий мяч», «Доползи до погремушки». | «Карусель», «По узенькой дорожке» | «Пузырь», «Птички в гнёздышке». |
2 час | «Наседка и цыплята», «Кролики» | «Поймай снежинку», «Найди вой цвет» | «Лягушки», «Добеги до кегли» | «Трамвай», «Птички и птенчики» |
Март
часы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 час | «Догони меня», «Проползи между кеглями» | «Найди свой домик», «Прокати по узенькой дорожке» | «Пузырь», «Мой весёлый. звонкий мяч» | «Кошка и птички». «Карусель», «Поймай снежинку» |
2 час | «Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке» | «Найди свой цвет», «Трамвай» | «Наседка и цыплята», «Схвати змею за хвост» | «Найди свой домик», «Птички в домиках» |
Апрель
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
1 младшая группа | «Кошка и мышки», «Поезд» | «Наседка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч» | «Солнышко и дождик». «Кто тише», «Пузырь» | «Птички в гнёздышках», «Принеси мяч» | «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль» |
2 младшая группа | «Воробышки и кот», «Сбей кеглю»» | «Снежная карусель», «Кто быстрее допрыгнет до…» | «Поймай комара», «Лягушка», «Найди свой цвет» | «Где цыплёнок?», «Кролики» | «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата» |
Май
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 младшая группа | «Поймай комара», «Карусель»--упражнение с верёвочкой. | «Мяч по дорожке», «Птички в гнёздышках» | «Курочка—хохлатка», «Кошки и мышки» | «Солнышко и дождик», «Мой весёлый, звонкий мяч» |
2 младшая группа | «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята» | «Трамвай». «Мы топали ногами» | «Солнышко и дождик», «Путешествие поездом» | «По ровненькой дорожке», «Кролики» |
4. Примерный перечень игр, используемых на занятиях.
«Наседка и цыплята»
Цель: учить подлезать под верёвочку не задевая её; быть осторожным и внимательным, действовать по сигналу, не толкать друг друга.
Ход игры: верёвочка натянута между стенами зала или стульями - это дом цыплят и наседки. Мама наседка выходит из дома и ищет зёрнышки, находит и зовёт цыплят: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко цыплятки ко мне!» цыплята подлезают по верёвочку и бегут к своей маме. Ищут зёрнышки, прыгают, веселятся. По сигналу «Большая птица» -дети убегают (подлезают) в свой домик не наталкиваясь друг на друга.
Жмурки.
Цель: учить детей радоваться, веселиться, двигаться тихо, осторожно.
Ход игры: Воспитатель в любой роли (снеговик) завязывает глаза шарфом или косынкой. Дети тихо расходятся по залу. Воспитатель (снеговик) пытается их найти. «Где же наши детки?» дети смеются, убегают, стараются убежать тихо, осторожно.
Мышки и кот.
Цель: учить мягко прыгать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от кота, находить своё место не толкаясь.
Ход игры: Дети прыгают, веселятся, недалеко в стороне сидит кот, он спит. По сигналу воспитателя кот просыпается, потягивается. Произносит: «МЯУ!» и бежит ловить мышек, они убегают. Пойманных мышек кот отводит к себе.
Зайка серенький сидит…
Цель: Учить прыгать на двух ногах на месте, развивать ритмичность движений.
Ход игры: Дети, в шапочках зайчат, играют по всему залу или игровой комнаты. Произнося слова вместе с воспитателем, выполняют движения.
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал! Зайка прыг… и убежал!
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
- Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
- Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
- Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет.
- Муравьева В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
- Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
- Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми 4-5 и 3-4 лет»,
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2009.
- Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Издательство Мозаика-Синтез, 2006.
- Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Памятка. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность образовательных требований к дошкольному образованию».
В этой памятке раскрывается структура ФГОС ДО, его влияние на развитие деятельности ДОУ, подходы к реализации....
Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.
В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...