Система физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате
статья по физкультуре на тему
В данном материале рассказывается об организации физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работе в школе-интернате для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КАШИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАШИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР
Система работы МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» в рамках сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации детей и подростков, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
СИСТЕМА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Подготовила: учитель
I квалификационной категории
Алла Алексеевна Васильева
Кашира
2015 г.
Система физкультурно-оздоровительной работы
в условиях школы-интерната»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Алла Алексеевна Васильева, я учитель олигофренопедагог, преподаю в данной школе физическую культуру. И сегодня я хотела бы Вас познакомить с системой физкультурно-оздоровительной работы нашего образовательного учреждения.
Одной из главных задач школы-интерната является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся с ОВЗ через урочную деятельность и вовлечение их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий, и спортивно-массовые мероприятия. Школа-интернат - идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени наши ученики проводят именно здесь.
Физкультурно-оздоровительная работа строится в тесном взаимодействии с врачом школы-интерната.
Медицинский осмотр учащихся (диспансеризация) проводится ежегодно, весной. На основании её результатов врач определяет группу здоровья учащихся, которая в начале нового учебного года вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» передаёт учителю физической культуры. В конце учебного года совместно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся, анализируется и планируется работа на следующий уч. год с учётом мониторинга.
В отличие от учащихся массовых общеобразовательных школ, наши ученики не имеют основной группы здоровья, а распределены в две группы: подготовительную и специальную. В специальную группу отнесены дети-инвалиды. Их количество увеличивается с каждым годом (2013-2014 уч.г. – 26 чел., в этом учебном году их уже 34 чел.).
Я, как учитель физической культуры , активно использую личностно-ориентированный подход на уроках, учитывая не только группу здоровья, но и структуру дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и особенностей развития. Поэтому физические упражнения подбираются строго индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Урок в коррекционной школе имеет прежде всего коррекционную направленность. Поэтому, в отличие от программы массовой общеобразовательной школы в разделы адаптированной основной программы для коррекционных школ по физической культуре внесены «Корригирующие упражнения» - специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся с ОВЗ сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях выставляется положительная отметка. Положительная отметка также выставляется обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками оздоровительной или корригирующей гимнастики. (примеры).
Кроме физической культуры в учебный план включены и другие предметы коррекционной направленности такие, как ритмика и ЛФК.
Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки ритмики. Занятия ритмикой осуществляют коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
В процессе выполнения упражнений под музыку осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций, мышечной силы пальцев рук, а значит слабое развитие мелкой моторики. Поэтому такого рода упражнения подготавливают руку к овладению навыками письма и рисования. А это в свою очередь благотворно влияет на развитие основных психических процессов.
При проведении уроков по ритмике обязательно учитывается состояние физического развития детей, поэтому происходит чередование нагрузки и отдыха, напряжения и расслабления.
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в коррекционной школе.
Группы для занятий лечебной физкультурой формируются школьным врачом на основании результатов медицинского осмотра.
Занятия ЛФК направлены на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, ориентировки в пространстве).
Т.о. занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Каким же образом строится спортивно-массовая работа в нашем образовательном учреждении? Она включает в себя: школьные спартакиады, предметные недели, Дни здоровья, участие в соревнованиях различных уровней. К началу нового учебного года разрабатывается и утверждается положение о круглогодичной школьной спартакиаде. Перечислю, какие виды входили в разные годы в программу школьной спартакиады:
- Настольный теннис.
- Шашки.
- Бадминтон.
- Пионербол
- Футбол.
- Лыжи.
- Дарц
- Веселые старты.
Спортивно-массовая работа не заканчивается проведением школьной спартакиады. Двери спортивного зала, который, к сожалению, очень маленький (6х18м), всегда открыты. На переменах школьники могут принять участие в соревнованиях «Забавные конкурсы». Здесь я предлагаю посоревноваться в следующих видах:
1. Прыжки на скакалке
2. Футбольное жонглирование.
3. Летающая тарелка.
4. Кольцеброс и др. (вышибалы, бадминтон)
Особенно популярны среди учащихся школы-интерната Дни Здоровья, которые проводятся раз в четверть. (примеры)
В рамках проведения предметных недель классные руководители и учителя предметники проводят:
- классные часы;
- викторины;
- конкурсы и олимпиады;
по ЗОЖ и спортивной тематике.
Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции. Охват учащихся составляет 100%.
Для проведения школьных соревнований, турниров, спортивных праздников, дней здоровья в нашем ОУ имеется всё необходимое: спортивный зал, кабинет ритмики и ЛФК, кабинет здоровья, спортивный инвентарь, музыкальный центр, спортивная площадка.
Не остаемся мы в стороне и от участия в некоторых соревнованиях районного и областного уровней, которые организуются для детей с ОВЗ:
- Легкоатлетический кросс.
- Настольный теннис.
- Шашечный турнир.
- Весёлые старты.
- Конкурсах художественной самодеятельности номинация «Спортивный танец».
Считаю, что такое участие приносит большую пользу для адаптации учащихся в социальной среде.
Участвовать в соревнованиях на уровне массовых школ нашим детям трудно и невозможно, так как они имеют определенные ограничения в двигательной активности в силу показателей своего здоровья.
Таким образом, на сегодняшний день в нашем образовательном учреждении сложилась четкая, динамично развивающаяся система спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Из года в год мы осваиваем новые методы и приёмы адаптивной физической культуры и добиваемся определенных успехов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчёт в работе с детьми по самообразованию"Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ"
Это фотоотчёт за первый год работы по данной теме 2012-2013 г. г. ....
Консультация на тему «Система физкультурно-оздоровительной работы в условиях детского дома».
Предлогаю ознакомится коллег с консультацией на тему "Система физкультурно - оздоровительной работы в условиях детского дама" в детском доме инструктор по физической культуре не дублирует ...
Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...
Система физкультурно-оздоровительной работы в условиях школы-интерната
Одной из главных задач школы-интерната является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся через урочную деятельность и вовлечение их в различные формы внеур...
«Создание системы физкультурно- оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса ГТО»
laquo;Создание системы физкультурно- оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса ГТО»...
Система физкультурно-оздоровительной работы в условиях школы-интерната
Система физкультурно-оздоровительной работы в условиях школы-интерната...
статья "Система физкультурно-оздоровительной работы в условяих школы-интерната"
Одной из главных задач школы-интерната является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся через урочную деятельность и вовлечение их в различные формы внеур...