урок физкультуры по теме «Игрa в русскую лапту»
план-конспект урока по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
урок физкультуры по теме
«Игрa в русскую лапту»
Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через приобщение учащихся к народным играм (лапте).
Задачи урока:
- Образовательные: формирование основ взаимодействия в команде; закрепление умений и навыков ловли и передачи мяча, повторение и закрепление теоретических сведений по правилам игры;
- Оздоровительные: развитие ловкости, быстроты, координации, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни;
- Воспитательные: снятие эмоционального стресса; развитие чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.
Тип урока: обучающий
Метод проведения: фронтальный, индивидуальный, групповой, игровой, метод непосредственной наглядности.
Место проведения: спортивная площадка
Инвентарь: теннисные мячи, биты разного размера, разметка, свисток.
Время проведения: 45 минут.
Русская лапта пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.
Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.
РЛ может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование РЛ как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера.
Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.
Лапта создаёт предпосылки для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся.
В сфере личностных УУД формируются умения самостоятельно делать свой выбор в игре, оценивать игровые ситуации и поступки игроков по команде, формируются мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы.
В области регулятивных действий игра способствует развитию умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы. Так, во вовремя игры, бьющий должен пробить лаптой (битой) по мячу так, чтобы он перелетел зону подачи. Если удар оказался правильным игрок решает сам бежать ему или не бежать. В данном моменте учащиеся оценивают игровую ситуацию и принимают решение, которое может принести команде дополнительное очко.
В области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентацию на партнёра, умение договариваться в отношении целей и способов действия, распределение функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра по команде и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата.
Лапта – игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков.
Разметка площадки
Площадка: ровная открытая, 30-60 м (длина) на 20-40 м (ширина).
Инвентарь: теннисный мяч, бита (длина 60-110 см, ширина 8-13 см, ручка закругленная, вес не более1500 гр.)
Время игры: до определенного счета в партии, по времени и т.д.
После разделения на команды, используя считалки, расчет и т.д. по жребию определяется, какая команда будет бьющей, другая соответственно – водящей. Задача бьющей команды пробить мяч как можно дальше и сильнее в поле, перебежать его до дома и при благоприятных обстоятельствах вернуться обратно в город и тем самым принести команде очко. Водящая команда осаливает перебежчика.
Бьющая команда занимает линию города, другая располагается в произвольном порядке по всему полю. Капитан команды или сами игроки устанавливают очередность пробития. Из водящей команды определяется подавальщик, который подбрасывает бьющему мяч строго вверх, с открытой ладони.
Бьющий (метальщик) должен пробить лаптой (битой) по мячу так, чтобы он перелетел зону подачи (штрафную линию, в зависимости от возраста играющих составляет 8-15м; с начинающими, ее можно совсем не использовать ,но определить тогда зону безопасности, хотя бы метра 3-4,так как бита может вылететь из рук при подаче). Удар считается правильным если мяч перелетел зону подачи (штрафную линию) приземлился на поле, не вышел за боковые пределы площадки, или по воздуху пересек линию дома(кона), причем перелет допустим, поэтому как правило дальше этой линии располагается игрок(чистильщик),чтобы при дальнем ударе оказаться ближе к мячу. Метальщик решает сам бежать ему или не бежать. После удара, если игрок не побежал или промахнулся, или мяч не перелетел зону подачи - он отправляется на место (пригород) откуда при правильном ударе можно будет бежать (пригород - от последнего игрока команды в пределах 3метров). Если игрок выбежал за линию города, он обязан бежать, шаг не считается выбеганием. Бежать с места подачи имеет право только что пробивший, все остальные бегут с пригорода, обратно можно возвращаться по всему полю. Последний игрок имеет право на три удара, а если ни разу не попал, то смена команд. Последнему игроку не следует при правильном ударе бежать сразу, если никто из игроков его команды не вернулся из дома. Как только кто-либо один вернулся, то право на три удара переходит к нему, если же несколько игроков смогли вернуться, то опять устанавливается очередность, а пробивавший отправляется в пригород.
Если игрок водящей команды поймал мяч в воздухе-«свеча» и происходит смена команд ролями, если же мяч не пойман, а игрок или несколько игроков - «горожане» перебегают поле, то нужно осалить бегущих или передать мяч тем игрокам ближе к которым находятся бегущие. Осаливать за линией дома нельзя. Если пытаясь осалить игрока - промах, то игрок может не добегать до дома, а сразу вернуться в город, все остальные игроки как можно быстрее добегают до дома и ждут правильного удара или благоприятной ситуации.
Игроку - подавальщику можно передать мяч и он имеет право выходить навстречу бегущим, а поймав мяч произвести осаливание. Нельзя умышленно препятствовать бегущим, задерживать их.
Итак:
Смена происходит в следующих случаях:
1. Если у бьющей команды не осталось игрока, имеющего право на удар.
2. Если игрок водящей команды поймал «свечу» в поле или за линией кона.
3. Если игрок бьющей команды, перебегающей поле, осален мячом, брошенным в него игроком водящей команды.
4. Если произошло самоосаливание игрока бьющей команды. Самоосаливание случается: если игрок коснется мяча в пределах поля; выбежит за боковую линию поля или наступит на нее; начав перебежку, возвратится за линию кона или города.
Штрафные очки даются:
1. За умышленную задержку, применение силовых приемов, создание препятствий бегущим.
2. За опасные удары, отбрасывание биты.
3. Убегание с битой после подачи.
4. За три подряд неправильных подкидываний.
5. За оскорбления.
Ход урока
- Подготовительная часть: 10 минут.
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2. ОРУ
- Кисти рук в «замок». Кистевое вращение.
- Вращение рук вперед и назад, в сочетании с перекатом с пятки на носок.
- Наклоны на каждый шаг.
- Выпады на каждый шаг.
3. Бег (темп спокойный)
- Бег приставным шагом правым, левым боком.
- Бег с захлестыванием голеней спиной вперед.
- Бег с захлестыванием голеней назад.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Челночный бег
(беговые упражнения выполняются на игровой площадке)
Обратно учащиеся возвращаются медленным шагом, восстанавливая дыхание.
II. Основная часть: 32 минуты.
1. Перестроение в две шеренги.
2. Упражнение на совершенствование ловли и передачи малого мяча (количество повторений 9-10 раз).
- В высокой стойке подбросить мяч одной рукой вверх над собой и поймать в «ловушку» (ладони соединены, пальцы врозь и слегка согнуты).
- Подбросить мяч вверх над собой, повернуться кругом и поймать мяч двумя руками.
- Подбросить мяч над собой, повернуться на 360° и поймать мяч.
- Подбросить мяч над собой, присесть и поймать.
- Подбросить мяч вверх – вправо, влево, вперед, назад, сместиться под мяч и поймать его.
3. Упражнение в парах (количество повторений 6-8 раз):
- Прямая передача мяча от плеча через площадку.
- Один игрок набрасывает мяч по средней (или высокой) траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении.
- Первый игрок бросает мяч с достаточной силой о пол, второй игрок его ловит после отскока и выполняет бросок в обратном направлении.
- Один игрок стоит спиной к партнеру, который, бросая ему мяч, произносит: «хоп» и т.п. тот быстро разворачивается и ловит его.
- Игрок с мячом отворачивается, второй игрок произносит: «пас» и т.п. первый игрок разворачивается и передает пас.
- Перекатывание мяча по площадке.
4. Упражнение в тройках (количество повторений 5-6 раз):
- Первый игрок передает пас второму игроку, второй третьему и в обратном порядке.
- Тоже, но игроки меняются местами.
- Первый игрок передает мяч второму игроку, второй передает мяч третьему, третий прямую передачу первому.
- Тоже, но игроки меняются местами.
- Первый игрок катит мяч по полу второму игроку, второй делает передачу третьему, третий – прямую передачу первому.
5. Совершенствование техники удара битой по теннисному мячу, способом сверху.
- Исходное положение – стоя, ноги врозь: одну ногу выставить вперед, держа биту над головой, сделать замах назад, прогнуться и резким движением выполнить имитацию удара по мячу, активно сгибая туловище и выпрямляя руки.
- В стойке готовности выполнить удары по мячу, подброшенному партнером на указанную высоту.
Площадку делим на три зоны:
1-я зона – удары в ближнюю и дальнюю правую половину площадки.
2-я зона – удары в центр площадки.
3-я зона – удары в левую ближнюю и дальнюю половину площадки.
Удары производят по очереди, затем игроки меняются зонами для удара. На игровой площадке, игроки защиты ловят мячи и передают их обратно подающим игрокам.
6. Двухсторонняя игра (15 минут)
III. Заключительная часть: 3 минуты.
- Построение, ходьба. Упражнения на восстановление дыхания.
- Подведение итогов урока.
О ЛАПТЕ
«Дело было вечером,
Делать было нечего…»
1 С.Михалков
Мы на лестнице сидели, в небо звёздное глядели.
Я, прищурив левый глаз, долго всматривался в Марс.
Санька, находясь в тоске, ковырял ножом в доске.
Скучно нам вдвоём сидеть в небо звёздное глядеть.
Был бы мой отец банкир, он бы мячик мне купил.
Мы играли б в баскетбол, мы гоняли бы в футбол.
Нас в бассейн бы записали, лучше всех бы мы ныряли.
Но…родители-то наши на заводе нашем «пашут»,
И совсем они не рады жить с зарплаты до зарплаты.
Хорошо Петровой Томе у нее компьютер в доме,
Она с заката до рассвета пользуется Интернетом.
Васька тоже не гуляет, на приставке он играет,
После школы как шальной в бой уходит с головой.
А с Толяном вовсе глухо, с музыкальным его слухом,
С нами во дворе играть запретила ему мать.
Вдруг не так он мяч поймает, пальчики свои сломает.
2
Мы ещё разок зевнули и ещё разок вздохнули.
Санька, бросив ковырять, стал деревню вспоминать:
«Помню, как в начале лета, дед, наевшись винегрета,
Целый вечер вспоминал, как юнцом в ЛАПТУ играл.
А потом, под выходные, косточки размяв, больные,
Нас на ближний луг собрал и лапту нам показал.
Небо тучи затянули, мы ещё разок зевнули,
И решили поутру начинать играть в лапту.
Я, на дальней антресоли, вещи, где лежать для моли,
Мячик теннисный нашёл, с ним на школьный двор пришёл.
Санька тоже приволок от лопаты черенок.
Посмотреть на это чудо прибежали кто откуда.
Васька, Томка вместе с кошкой, Толик с рюкзаком картошки.
Очень скоро возле нас собрался почти весь класс.
3
Без проблемы разделили, две команды получили.
Санька, ветеран игры, выбрал роль себе судьи.
«Объясняю по порядку: мячик, бита и площадка.
Линию нарисовали – «городом» её назвали.
И от «города» до «кона» надо бегать – будь здорово!
Тот, кто с битой тот метальщик, мяч бросает подавальщик,
« В поле» водящие – снайперы настоящие.
Вот игрок берет лапту и выходит на игру .
Подавальщик мяч бросает, а метальщик отбивает.
Попадёт, кто битой в мяч пусть несётся к «кону» вскачь.
Там немного постоит и обратно пусть бежит.
За пробег туда-сюда получают два очка.
А водящий не зевает, мячик в «поле» подбирает.
И в бегущего по «полю» мяч кидает сильно, вволю.
Ну, в кого он попадет, пусть потерпит, не ревёт.
Как в бегущего попали с «поля» быстро убежали,
а не то соперник вас пересалит в тот же час.
И придётся вам опять мячик в поле подбирать.
Да! Ещё забыл сказать! Можно с «лёта» мяч поймать.
Что ж, такому ловкачу удалось поймать свечу.
И под звонкое «Ура!» будет сделана игра.»
4
Мне хватило минут пять, чтобы правила понять.
Поначалу всё не сложно: мяч подбросил осторожно,
Замахнулся от плеча и… промазал сгоряча.
Я потом шесть раз кидал и ни разу не попал.
Но не зря я так старался, мячик всё равно поддался.
Метров сто он пролетел, я его искать вспотел.
Сколько раз бежал по полю я сейчас даже не вспомню.
Сколько мазал, сколько бил… как на всё хватило сил!
Мы играли до заката, к нам ещё пришли ребята.
Показалось, правда, мало, но ведь это лишь начало.
В этот вечер городской распростились мы с тоской.
Наконец мечта сбылась – по душе игра нашлась!
Литература:
1. Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол. гвардия. 1984. – 126 с.
2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5–11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2003. – 176 с.
3. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Наб. Челны, 1996, 100 с.
4. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно-методический журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2004 год, № 5.
5. Сайт Федерации лапты России www.lapta.ru
Сайты: www.ruslapta.ru , www.mucnkap.ru/forum/topic , www.1september.ru,
www. sportcom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная игра - русская лапта в школе
Преподавание лапты в начальной школе...
Русскую лапту - в школу
Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра ...
Методическая разработка урока физкультуры по теме «Техника игры в русскую лапту» (8–9-е классы)
Автор работы:учитель физической культуры Шипилов И.В. Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через приобщение ...
презентация к уроку на тему: "Русская лапта"
Техника и тактика игры....
Русская народная игра "Русская лапта"
Отчёт для родителей о проведённом открытом мероприятии "Русская лапта"...
Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"
Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской ...
Проект на тему: «Какой вид спорта появился раньше, русская лапта или бейсбол?»
исследовательский проект...