УРОК ПО БАСКЕТБОЛУ
план-конспект занятия по физкультуре (5 класс) на тему

 

Цель: Изучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди и с отскоком от пола, техники ведения мяча на месте и в движении, броска мяча в корзину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_podtverzhdenie2015-16.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физической культуры  в 5 классе учитель: Мызников Максим Андреевич

Тема: “мяч в руках” (раздел «Баскетбол»)

  Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Дата урока: октябрь 2015 года

Место учебного занятия в теме: первый урок

Цель: Изучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди и с отскоком от пола, техники ведения мяча на месте и в движении, броска мяча в корзину.

Ожидаемый результат:

  1. Предметный:
  • знакомить учащихся с различными вариантами игры в детский баскетбол;
  • осваивать “азбуку баскетбола”;
  • развивать у детей умение подбирать и проводить игры с элементами баскетбола;

  1. Метапредметные:
  • Познавательные/ обучающиеся научатся: применять правила; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные/ обучающиеся научатся: взаимодействовать в группе, находить общие рациональные способы ведения игры. Способствовать развитию у учащихся критического мышления (способность оценить свои действия при выполнении упражнений)
  1. Личностный:
  • Использовать полученные практические знания в своей деятельности.
  • Расширять опыт самостоятельной организации совместной игровой деятельности.

Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, соревновательно-игровой.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: баскетбольные мячи

Время проведения: 45 минут.           

Технологическая карта

Этап, время

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  посредством УУД

Планируемый

результат

Подготовительная часть (организационный этап)

Построение, сдача рапорта, приветствие.

Построение класса: «Становись!». Проверка спортивной формы. Напомнить ТБ на занятиях. Учитель обращает внимание на форму и чёткость построения.

Учащийся стоит прямо, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут, руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

1.Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности  к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Побуждающий вопрос учителя.

В спортзале есть и слева щит и справа щит. На кольцах есть корзины и круг посередине.

Две группы из ребят в корзины мяч забить хотят.

Поймают мяч, и вновь о пол…

Игра зовется ….(баскетбол)

Показать руками движение передачу, ведение и бросок мяча

Психологический настрой класса на работу

Регулятивные УУД

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

  Будем вместе мы играть, рассуждать

И друг другу помогать.

Дети дают ответы на загадку

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

Проверка внимания учеников.

Выявляет уровень знаний.

- Баскетбол. Что это за игра? Чем в неё играют?

-Вы все изучаете английский язык. Как вы думаете, что значит «баскет», «бол»

-Кто изобрёл игру и  придумал правила игры?

Даю варианты ответов: Юрий Никулин \ принц Уэльский \ Джеймс Нейсмит.

- Поэтому можно сделать вывод, что Родина игры «баскетбол»?

Даю варианты ответов:

США/Австралия/Россия

- А как вы думаете, сколько лет назад был проведён первый баскетбольный матч?

Даю варианты ответов: 200\555\10 лет

Учитель докладывает о том, что

 в России становление баскетбола связано с именем Степана Васильева, лучшего баскетболиста и страстного пропагандиста этой увлекательной игры. Олимпийским видом баскетбол стал в 1936 г. – сначала для мужчин и лишь спустя 40 лет и для женщин.

Задаёт вопрос:

 В  каком году баскетбол стал Олимпийским видом для мужчин/для женщин?

Что вначале урока нужно делать: играть, сдавать зачет или разминаться? Почему?

Выполняют задание

 Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети делают вывод:

Первый баскетбольный матч был проведен двести лет назад. Изобрел эту игру Джеймс Нейсмит в США. Правила, которые он придумал, сохранились до сих пор и лежат в основе современных правил баскетбола.

Дети отвечают на вопросы учителя

Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

3 ученика предлагают свои варианты (1936\1976)

Дети дают ответ.

Анализ объектов и понятий.

Классификация объектов

по заданным признакам

Воспроизведение

 Полученной информации

Контроль и самоконтроль

 Разогреть мышцы и весь организм привести к выполнению основной нагрузки, а также уменьшить риск получения травм

Разминка. (Опрос учащихся  о сущности разминки).

Разминка на уроках по баскетболу состоит из двух частей: общей и специальной.

Цель общей разминки: включить в работу по возможности все группы мышц, подготовить к нагрузке сердечнососудистую, дыхательную системы, разогреть связки, мышцы и суставы; приготовить психологически к более сильной нагрузке.

Цель специальной разминки: обеспечить подготовку именно тех нервных процессов и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.

Одна из важных задач разминки в целом - разогрев мышц и связок делает их эластичным и помогает избежать травм.

Учитель проводит  эстафеты

1.Ходьба с упражнениями на внимание.

2.Бег с сохранением заданной дистанции (0,5 м, 1 м, 1,5 м); с остановкой в заданном учителем положении по сигналу (упор присев, стойка баскетболиста, стойка ноги врозь).

3 Челночный бег.

4. Бег приставными шагами. Руки перед грудью.

5 Прыжковая эстафета

6.Ходьба. Дыхательные упражнения. Перестроение через центр в колонну по 2. Построение в две шеренги.

Сущность разминки заключается в том, чтобы разогреть мышцы и весь организм привести к выполнению основной нагрузки, а также уменьшить риск получения травм

(проверка того, как слушали)

ОРУ проводит ученик

Общеразвивающие упражнения

1 И.П. Руки на пояс. Повороты головы 1- вправо, 2- влево (4 раза)

2 И.п. Правая рука вверху левая рука внизу. Рывки руками на четыре счета.

3 И.п. Руки согнуты перед грудью. Повороты туловища вправо влево.

4 И.п. Руки на пояс. Наклон на раз - коснуться пальцев правой ноги, два - левой, три – коснуться ладошками пола.

5 И.п. Руки вперед. Приседание со сгибанием и разгибание пальцев рук.

6 И.п. руки вперед. Круговые вращения рук в кистевых суставах.

3. Выявление места, причины затруднения и определение  учебной   цели

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами

( учитель показывает варианты ответов

5\15\32 человека)…..в каждой.

Но в мини-баскетболе в команде может быть   (45\76\2\3 игрока)

Как вы думаете, какая перед каждой командой стоит цель?

В чем особенность игры в баскетбол и отличие ее от футбола?  

Делаем вывод:

Итак, давайте определим тему нашего урока

Дети продолжают предложение учителя, выбрав правильный ответ

– это игра между двумя командами по пять человек в каждой.

Дети дают свои варианты ответов

и три, и два игрока.

Забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время  не пропустить мячи в свою корзину. Играть нужно в рамках установленных правил.

все действия с мячом осуществляют только руками.

Вывод:

-Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами по пять человек в каждой.

- В мини-баскетболе в команде может быть и три, и два игрока.

-Перед каждой командой стоит цель – забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время создать для них такие препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою корзину. При этом действовать нужно в рамках установленных правил.

 -Действительно, особенность баскетбола состоит в том, что все действия с мячом, а это передачи, ведение, броски, отбивание, осуществляют только руками.

Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности

Фиксация места затруднения.

Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

“Азбука баскетболиста”

Усвоение учащимися нового знания через способы действия

Организует учащихся  по исследованию проблемной ситуации.

Передача и ловля мяча “В ритме шага”. Учащиеся, стоя лицом, друг к другу на расстоянии вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация передачи мяча двумя руками от груди. Стоя в две шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То же, только ловля с шагом навстречу мячу (приближаясь и удаляясь, приставными шагами в любом направлении, ловя мяч до и после остановки). Передача и ловля мяча после его ведения.

Ведение мяча “Мяч под контролем”. Ведение мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с остановками, рывками, поворотами, переводами с одной руки на другую и т.п.

Броски мяча “Точно в цель”. Броски на точность после какого-либо дополнительного движения, например, после удара мяча о пол. Броски мяча на точность в группах – чья группа быстрее наберет определенное число попаданий мяча в корзину.

Познавательные УУД: формулировка правила

составление алгоритма   с применением правила, анализ, синтез

Регулятивные УУД: 

контроль действий

самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование  своих действий.

Поиск информации в учебнике.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Умение обосновывать свою точку зрения;

Составление памятки разбора сложных слов

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация   умения применять новое знание  в типовых заданиях

Организует деятельность  в группах  по применению новых знаний.

“Суммарный баскетбол”. Класс делится на четыре команды. Участники каждой команды рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми порядковыми номерами из каждой команды собираются в разных частях спортивного зала и в течение 3–5 мин. проводят игру на одно кольцо. Можно организовать игру “Снайпер” (попадание в цель). По окончании игрового времени все набранные игроками с одинаковым порядковым номером очки суммируются, и определяется команда-победительница.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Проверьте свою работу.          

-Оцените свою работу

Самостоятельная работа в группах.

Дети выполняют задание

Осуществляют  самопроверку.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности

Умение работать

в группе

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Решение типовых заданий на новый способ действия.

6. Включение в систему знаний

Включение нового способа действий в
систему знаний

Организует деятельность по применению новых знаний. 

Игра с элементами баскетбола по выбору учащихся (подготовка игр проводится в форме домашнего задания, выбор одной из них осуществляет “экспертный совет”).

- Что вы можете сказать о предлагаемой работе?

 - Выполните задание.

 - Оцените свою работу.

Самостоятельная работа в группах.

Осуществляют  самопроверку.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество

Умение работать в паре

Управление поведением партнера - контроль.

Самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели.

Самостоятельное применение правил.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

7. Рефлексия  деятельности

Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности

Организует рефлексию.  

Комплекс упражнений для снятия усталости рук и пальцев:

-сжимать и разжимать кулаки с силой;

-круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево и вправо;

-из положения руки вперед, большой палец отвести в сторону и выполнять им круговые движения;

-развести пальцы в стороны и начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак, затем разогнуть пальцы, начиная с большого.

- Какое новое открытие мы сделали сегодня?

-Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

Закончите предложения:

- Сегодня я понял(а) …

- Я запомнил(а)…

- Теперь я могу…

Оцените свою работу  в течение всего урока.

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

8. Домашнее задание

Стимулирование организации учебной деятельности дома

Подобрать или придумать игру с элементами баскетбола.

Учитель благодарит детей за урок. Направо! В обход в колонну налево из зала шагом – марш!

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самостоятельность  в выполнении домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"

В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками  ...

Конспект урока по баскетболу Тема: Баскетбол. «Ловля, передача и ведение мяча»

Тема: Баскетбол. Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи ...

Конспект урока по баскетболу для 6 класса. Тема.Ловля и передачи мяча в баскетболе.

Урок комбинированный.Тема урока представлена загадкой в стихотворной форме.В подготовительной части урока интересное упражнение на внимание.На протяжении урока прослеживается дифференцированный подход...

Урок – игра «Баскетбол. Совершенствование техники ведения и броска мяча». Разработка традиционного урока по баскетболу с вводом игровых технологий

Ход урока     Содержание Дозировка Организационно-методические указания I. Подготовительная часть(14-15 мин) 1. Организационный момент: Построение в одну шеренг...

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

Окружной семинар по баскетболу. План-конспект урока по баскетболу для 10 класса.

Тема: "Обучение тактическим взаимодействим в нападении"Цель урока: овладеть навыками технико-тактического взаимодействия в спортивной игре баскетбол.Ссылка на видеоурок: http://youtu.be/1GYTcp3zI...

План-конспект урока по баскетболу в 11 классе Тема урока: Баскетбол

Обучение передачи мяча различным способом в парах в движении с пассивным сопротивлением....