"Некоторые особенности физического воспитания в условиях небольших сельских школ"
статья по физкультуре (8 класс) по теме
Описание о спортивном состязания в рамках Лиги спортивных клубов школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕБОЛЬШИХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ (из опыта работы)
Атанов М.Ф.
МОУ Бахтайская средняя общеобразовательная школа Аларского района
Физическое воспитание на современном этапе поднимается на новый уровень. Об этом говорится с самых высоких трибун, самыми высокопоставленными чиновниками и управленцами. Поворот в сторону оздоровления нации налицо. При этом, переход от слов к делу по нашей российской традиции, наверняка, затянется на достаточно продолжительное время. Хотелось, чтобы это произошло быстрее. А пока приходится преподавать предмет «Физическое воспитание» при дефиците материально-технической базы, спортивного инвентаря, снижения интереса к занятиям. Несмотря на это, на современном этапе требования к подготовке не уменьшились. Хотя во многих сельских небольших школах «махнули рукой» на физическую культуру и спорт. Об этом можно судить по тому, как участвуют в районных соревнованиях по различным видам спорта, об этом говорят учителя физвоспитания. Чтобы не говорили, но «физкультура» – единственный предмет в школьной программе, по которому сравнение уровня подготовки детей производится неоднократно в течение учебного года. Учителям русского языка, химии, истории и другим такое может присниться только в страшном сне! Если добавить, что проводятся соревнования только по выходным дням…
В МОУ Бахтайская средняя общеобразовательная школа физическое воспитание производится согласно общепринятым программам и планам. Но исходя из ситуации, по многим направлениям приходится искать что-то новое, либо пользоваться передовым опытом. Таким образом, сложилась система преподавания предмета и работа с детьми во внеурочное время.
В течение ряда лет велся поиск методов усиления интереса к занятиям физической культурой и спортом. Ведь сложно представить, что ребенку интересно заниматься на уроках и научиться чему-либо при отсутствии самого главного – мотивации. Учиться спортивным играм одним мячом сомнительного качества. Особенности контингента школы (примерно равное соотношение бурят и русских), отсутствие сложившихся традиций (а это очень важный аспект!) подтолкнули к усилению внеурочной работы для пропаганды занятий физической культурой и спортом. Спартакиада, различные турниры по разным видам, привлечение родителей на первом этапе позволили повысить интерес к предмету. Но в условиях сокращения количества обучающихся, отсутствия параллелей подобные соревнования приобрели односторонний характер – более старшие, практически всегда, выходили победителями в состязаниях по любым видам спорта. Это вторая проблема заставила также искать выход.
В начале 2007-2008 учебного года была создана Лига спортивных клубов школы.
Спортивные клубы были созданы из учащихся 5-11 классов. Все учащиеся (кроме освобожденных) были разделены на четыре спортивных клуба. Количество ограничено четырьмя исходя из численности обучающихся. По расчету каждый клуб должен был состоять из 4-5 учащихся младших классов (5-7) и 4-5 – старших (8-11), как девочек, так и мальчиков.
Каждый клуб возглавляет учитель, имеющий условную должность владелец-менеджер и тренер из числа ведущих спортсменов школы. Владельцами были назначены преподаватели, ранее занимавшиеся спортом и имеющие организаторские способности. Сложность распределения состояла в том, что первоначально все спортивные клубы должны были быть примерно равными как по составу, так и по уровню физической подготовки. Этого требования удалось добиться распределением поэтапно. Назначенные владелец и тренер соответствующего клуба выбирали поочередно из четырех учащихся примерно равного уровня. При этом все выбираемые присутствовали на «торгах» и психологически настраивались, видя куда и к кому они попадали. Таким образом были созданы четыре клуба с количеством спортсменов 20-22 человека. Такое количество позволяет принимать участие во всех соревнованиях, запланированных с учетом создания Лиги и имеющегося спортивного инвентаря и оборудования.
Были разработаны соответствующие документы: Положение о Лиге спортивных клубов школы, Договора, заключаемые между учащимися-спортсменами и владельцами клубов (упрощенный вариант договора). Каждый член клуба заключил со своим клубом указанный договор, в котором кроме других присутствовал пункт обязывающий принять участие в соревнованиях по двум видам спорта и более (не выполнение данного пункта влекло за собой начисление штрафных очков клубу в конце спортивного сезона (учебного года). Участие в районных, окружных, областных и других соревнованиях приносило каждому клубу премиальные очки. Отдельные договора заключались с тренерами клубов.
Перед началом нового спортивного сезона проводилось распределение (торги) пятиклассников по клубам. Схема распределения следующая: клуб, занявший последнее место по итогам года выбирал первым и мог выбрать любого учащегося, в первую очередь, наиболее подготовленного. Клуб занявший третье место – вторым и т.д. (из опыта проведения драфтов в НХЛ и НБА). Торги проводились публично в присутствии всех желающих и вновь прибывших. Принцип подобного распределения достаточно демократичен, но как оказалось достаточно субъективен, так как владельцы и тренеры некоторых клубов выбирают не всегда по спортивному принципу, а «по-учительски», т.е. исходя из поведенческих требований, управляемости и т.п. Результаты такого подхода, как правило, проявляются позже – в ходе спортивного сезона.
Программа спортивных состязаний в рамках Лиги включает в себя основные виды спорта из школьной программы, при этом происходят небольшие изменения, исходя из наличия спортивного инвентаря на данный конкретный сезон: баскетбол, волейбол, легкая атлетика, настольный теннис, шахматы, шашки, зимние виды (лыжный и санный спорт), кроме того, легкоатлетические эстафеты по улицам села, посвященные Дню рождения школы и Дню Победы (в сентябре и в мае), соревнования по многоборью. Последнее заслуживает пояснения. Каждый клуб на соревнованиях по многоборью выставляет по одному участнику на каждый учебный норматив: прыжки в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, поднимание туловища за 1 мин., подтягивание на перекладине (для мальчиков и юношей), прыжки через скакалку за 1 мин. За три сезона было установлено несколько рекордов школы на подобных соревнованиях (например, в 2009 г. Драгонец Николай, тренер клуба «Тай-брейк» прыгнул через скакалку 215 раз за 1 минуту).
По каждому виду проводятся соревнования по двум уровням: 5-7 классы (мальчики и девочки) и 8-11 классы (юноши и девушки). Учитывая количественный состав каждый клуб имеет возможность выставлять команды на всех соревнованиях (при прежнем варианте не всякий класс мог участвовать в тех или иных видах – где-то не хватает девушек, где-то – юношей. Ведь классы насчитывают от 9 до 15 чел.).
В Положение о Лиге включен пункт, разрешающий членам того или иного клуба, закончившим учебу в школе, принимать участие в первенстве в составе своего прежнего клуба на правах почетного члена клуба. В течение двух лет этот пункт выполнялся достаточно часто. Соревнования по волейболу, например, специально планируются и проводятся в зимние каникулы для того, чтобы студенты и другие участвовали в соревнованиях. Это позволяет сохранить связи со школой для одних и сравнить уровень возможностей – для других. В воспитательном смысле – очень важный момент, так как старшие продолжают интересоваться достижениями тех, кто их заменил и по мере возможности помогать «расти» в физическом направлении. Это является небольшим «кирпичиком» в патриотическом воспитании, верности своему спортивному клубу в частности и своей школе – в целом. Достижения на районном, окружном и областном уровне также достигают своей цели в этом направлении.
По итогам спортивного сезона клуб, выигравший первенство в общекомандном зачете получает переходящий Кубок, вручаемый на Дне здоровья в конце учебного года. Спортивный клуб «Тай-брейк», выигравший все три первенства получил Кубок на вечное хранение (по аналогии со спортом высших достижений).
Три года функционирования Лиги спортивных клубов выявили очевидные преимущества по сравнению с прежним вариантом проведения спортивно-массовых соревнований:
- соревнования между разновозрастными примерно равными коллективами
- полноценные соревнования с участием представителей четырех команд (все имеют количественные возможности участия)
- участие в соревнованиях тех детей, которые при старом варианте не имели возможностей участвовать. Это относится к представителям классов выравнивания, разновозрастным классам. Но особенно для слабых по сравнению со своими одноклассниками, но нужных для зачетного участия в составе клуба, где к ним отношение как к равноправному члену клуба
- каждый член клуба «от мала до велика» чувствует собственную значимость, так как приносит очки в тех видах, где он может соперничать с теми, которые изначально считаются сильнее или чуть старше, даже со своими одноклассниками
- возможность проведения большего количества соревнований в связи с имеющимся «кворумом» (например, соревнования по баскетболу между классами порой невозможны, т.к. в некоторых классах по три девочки или четыре мальчика, из которых не все умеют играть или легкоатлетические эстафеты, где количество участников 4 + 4)
- укрепление связей между представителями разных возрастов, объединенных единой целью в течение всего года (первенство Лиги проходит с сентября до мая)
- учащиеся, назначенные тренерами, приобретают навыки организационной и руководящей работы, так как во время соревнований им приходится самим руководить командами, представляющими свой клуб, причем неоднократно в процессе даже одних соревнований
- увеличился охват учащихся в спортивно-массовых соревнованиях
- возрос интерес к занятиям физической культурой и спортом. Причем не только со стороны тех, кто ранее не отличался активностью, но и у пассивной части детей, каковых всегда хватает, но самое главное – у освобожденных от занятий физической культурой (отдельным представителям этой части детей было разрешено принимать участие в отдельных видах соревнований после согласования и консультаций с медицинскими работниками и родителями).
Необходимо отметить, что не все учителя восприняли создание Лиги в школе с энтузиазмом. Но не смотря на это, Лига просуществовала три года и доказала свои несомненные преимущества. Конечно это только один из вариантов привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом. Но в условиях небольшой сельской школы этот вариант оказался жизнеспособным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию ...
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
статья является краткой характеристикой организации физического воспитания в НПО и СПО, полезна для преподователей НПО и СПО. Является первой ступенью в написании магисторской диссертации...
Некоторые особенности взаимодействия педагога с воспитуемыми разных возрастов школы -2100
Статья отражает отличительные особенности педагогов разного типа с учащимися начальной , средней, старшей школы ....
Современные технологии в условиях обучения сельской школы
В работе отражены состояние проблемы в психолого - педагогической, методической литературе, система работы по изучению и применению современных технологий в условиях сельской школы (особенности сельск...
Доклад на тему: «Совмещенное преподавание предметов в условиях малокомплектной сельской школы»
Целью моего доклада является подробное рассмотрение и анализ состояния совмещенного преподавания в малокомплектных школах, характерных для села. Характерной чертой сегодняшних сельских школ стал...
Особенности духовно-нравственного воспитания и образования в сельской школе в контексте ФГОС.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы....
Выпускная дипломная работа НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В школах дети слабо владеют навыками устной речи, так как недостаточно развиваются грамматические навыки. На современном этапе обучения основное внимание уделяется формированию компетенций, в том числ...