Программа спортивной подготовки по дисциплине "Вольная борьба"
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233); Приказом Министра спорта РФ от 27 марта 2013 года «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба»; нормативными документами Министерства образования и науки РФ, регламентирующих работу учреждений дополнительного образования детей и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующих деятельность спортивных школ; программы «Вольная борьба» и методических рекомендаций для учебно-тренировочной работы в спортивных школах, издательства «Советский спорт», Москва, 2003 год, под общей редакцией профессора Подливаева Б.А. В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_sportivnoy_podgotovki_po_distsipline_volnaya_borba.docx | 139.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
город окружного значения Нижневартовск
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
Муниципальное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска
«Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»
(МАУДО г.Нижневартовска «СДЮСШОР»)
«У Т В Е РЖ Д А Ю»
Директор МАУДО г. Нижневартовска
«СДЮСШОР»
________________А.В. Денис
«____» ---------------- 2015 года
ПРОГРАММА
спортивной подготовки по дисциплине
« вольная борьба »
(разработана на основе федерального стандарта по виду спорта «спортивная борьба», утверждённого приказом Министра спорта РФ от 27 марта 2013 года № 145)
Составители:
старший
тренер-преподаватель
Запрягаев В.М.
Срок реализации программы: 10 лет
г. Нижневартовск - 2015 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233); Приказом Министра спорта РФ от 27 марта 2013 года «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба»; нормативными документами Министерства образования и науки РФ, регламентирующих работу учреждений дополнительного образования детей и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующих деятельность спортивных школ; программы «Вольная борьба» и методических рекомендаций для учебно-тренировочной работы в спортивных школах, издательства «Советский спорт», Москва, 2003 год, под общей редакцией профессора Подливаева Б.А.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного борца вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Цель этой программы:
Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Профессиональное самоопределение;
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
Достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.
Задачи программы различаются в зависимости от этапа подготовки.
Этап начальной подготовки (НП). На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально-возможного числа детей и подростков к занятиям вольной борьбой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
- обучение основам техники вольной борьбы и широкому кругу двигательных навыков;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Тренировочные группы (ТГ) формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к вольной борьбе, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
- освоение и совершенствование уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;
- к концу этапа – определение предрасположенности к дальнейшему занятию вольной борьбой;
- развитие физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек.
На этапе совершенствования спортивного мастерства учитывается:
1.Уровень физического и функционального состояния занимающихся.
2.Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
3. Динамика спортивно-технических показателей.
4. Результаты выступления во всероссийских соревнованиях.
На этапе высшего спортивного мастерства:
1. Стабильность выступления во всероссийских и международных соревнованиях.
2. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.
Основными формами тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видео записей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера.
II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготовки –этап начальной подготовки (НП), тренировочный этап (этап спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства(ССМ) и этап высшего спортивного мастерства.
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 10-летнего возраста, желающие заниматься вольной борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники вольной борьбы, выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап.
Тренировочные группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения в тренировочных группах осуществляется при условии выполнения контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Группы ССМ формируются из спортсменов, выполнивших разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Группы ВСМ формируются из спортсменов, выполнивших спортивный звание мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта вольная борьба:
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 3 | 10 | 12-15 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 4 | 12 | 10-12 |
Этап совершенствования спортивного мастерства | 3 | 14 | 4-7 |
Этап высшего спортивного мастерства | Без ограничений | 16 | 1-4 |
На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы.
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта вольная борьба:
Разделы спортивной подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
1 год | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |||
Общая физическая подготовка(%) | 43-55 | 32-41 | 22-28 | 16-21 | 9-12 | 31-39 |
Специальная физическая подготовка (%) | 14-18 | 16-20 | 18-23 | 21-27 | 20-26 | 16-20 |
Технико-тактическая подготовка(%) | 20-26 | 25-32 | 24-31 | 25-32 | 30-39 | 25-32 |
Теоретическая и психологическая подготовка(%) | 5-7 | 6-8 | 7-9 | 8-10 | 8-10 | 6-8 |
Восстановительные мероприятия(%) | - | 6-7 | 7-10 | 13-17 | 13-16 | 8-10 |
Инструкторская и судейская практика,(%) | - | 0,5-1 | 1-2 | 2-3 | 2-3 | 1-2 |
Участие в соревнованиях, (%) | 1 | 0,5-1-2 | 3-5 | 3-6 | 5-6 | 5-7 |
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта вольная борьба:
Виды соревнований (игр) | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
до года | свыше года | до двух лет | свыше двух лет | |||
Контрольные | - | - | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 5-6 |
Отборочные | - | - | 1 | 1-2 | 1-2 | 1-2 |
Основные | - | - | 1 | 1 | 1-2 | 1-2 |
Главные | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Соревновательных схваток | 8-12 | 8-12 | 14-38 | 14-38 | 40-44 | 40-48 |
Режимы тренировочной работы
Наполняемость групп и режим тренировочной работы:
Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Миним. кол-во занимающихся в группе | Максим. кол-во занимающихся в группе | Максим. кол-во часов в неделю | Требование по спортивной подготовке | Оптималь- наяпродолжи-тельность обучения (лет) |
Группы начальной подготовки | ||||||
1-й год | 10-11 лет | 15 | 30 | 6 | б/р | 1 – 3 года |
2-й год | 11-12 лет | 14 | 28 | 9 | 3-2 юн.разряд | |
3-й год | 12-15 лет | 14 | 28 | 9 | ||
Группы тренировочного этапа (спортивной специализации) | ||||||
1-й год | 12-15 лет | 20 | 12 | 1 юн.разряд | 1 – 3 года | |
2-й год | ||||||
3-й год | 13-16 лет | 16 | 18 | 2-1 разряд | 1 – 3 года | |
4-й год | 1 разряд | 1 - 2 года | ||||
Группы совершенствования спортивного мастерства | ||||||
1-й год | 15-17 лет | 12 | 24 | КМС | 1–2 года | |
свыше 1года | 16-21 год | 28 | КМС, МС | 2-3 года | ||
Группы высшего спортивного мастерства | ||||||
С 18 лет | 8 | 32 | МС | без ограничений |
Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил ТБ на тренировочных занятиях.
Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами, начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
- в ГНП 1 года обучения - 2,0 часов;
-в ГНП свыше года и в ТГ 3-х часов;
- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день – 3-х часов.
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с ТГ 3 года обучения, недельная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана.
В программе учебный материал теоретических и практических занятий по физической подготовке дан для всех учебных групп. В связи с этим тренеру предоставляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно, с учетом возраста борцов и целевой направленности занятий, подбирать необходимый материал.
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебно-тренировочный процесс строится применительно к возрастным особенностям занимающихся.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций и т.д. Желательно чтобы занимающиеся старших групп самостоятельно изучали литературу и делали сообщения на занятиях.
Вопросы по первым трем темам желательно осветить врачом.
С основными сведениями по гигиене и режиму дня борца занимающихся нужно ознакомить в самом начале обучения. В последующие годы более углубленно изучаются вопросы врачебного контроля и самоконтроля, предупреждение травм. В период подготовки борцов к соревнованиям более тщательно изучаются правила использования естественных факторов природы в целях закаливания организма, режима питания, основы спортивного массажа и самомассажа.
Четвертую и пятую тему рекомендуется иллюстрировать конкретными примерами развития физической культуры и спорта в России и наиболее интересными фактами текущей спортивной жизни. На примере выдающихся представителей вольной борьбы (Александр Медведь, Иван Ярыгин, Сергей и Анатолий Белоглазовы, Бувайсар и Адам Сайтиевы, Арсен Фадзаев, Александр Иваницкий и другие) воспитывать чувство гордости и патриотизма.
В своей практической деятельности тренеру-преподавателю необходимо учитывать сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.
Занятия в подготовительных группах проводятся преимущественно игровым методом (применяются различные подвижные игры, эстафеты, простейшие формы борьбы). Преподаватель должен особое внимание уделять эмоциональности, тщательно следить за дозировкой нагрузки.
Занятия по ОФП в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на свежем воздухе (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).
Летом занятия по вольной борьбе рекомендуется проводить на свежем воздухе.
В начале каждого учебного года проводится повторение ранее изученных приемов.
Технические действия для ведения борьбы в стойке и партере расположены в порядке возрастающей трудности.
Практический материал может корректироваться в связи с изменениями правил соревнований, появления новых приемов.
Перед изучением приемов борьбы в партере занимающимся необходимо овладеть основными положениями в борьбе, захватами и освобождением от них и техникой передвижения по ковру.
Вначале изучают 3 – 4 приема в партере, затем 1 – 2 приема в стойке.
После усвоения структуры выполнения приемов изучаются защиты и контрприемы, (сложные контрприемы изучаются, когда они освоены как самостоятельные приемы), затем изучаются простые комбинации из приемов одной или различных групп с защитой атакованного.
Приемы занимающиеся изучают с партнерами. В начале партнер не должен оказывать сопротивление, затем, постепенно увеличивая, доводит его до предела.
Изучение способов тактической подготовки на места и в движении происходит одновременно с освоением данного приема после того, как он изучен с несопротивляющимся партнером. Дальнейшее совершенствование происходит в учебно-тренировочных схватках, схватках по заданию, контрольных схватках.
Изучение способов захвата руки на ключ проводится непосредственно перед обучением переворотов с ключом, а дожимы и уходы с моста в процессе совершенствования приемов после соответствующей подготовки мышц шеи. Исходное положение и захват при дожимах определяется конечным положением используемого приема. Дальнейшее совершенствование и изучение приемов, защит, контрприемов надо проводить с учетом возможной связи их в комбинации.
Необходимо обучать занимающихся, проводить приемы в обе стороны.
Каждому занимающемуся в младших группах необходимо овладеть в совершенстве 5 – 6 приемами в партере и таким же количеством в стойке, в старших группах 3 – 4 комбинации в стойке и партере.
«Следует учитывать, что для освоения комбинационного стиля требуется 3 – 4 года…» (9).
Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока, состоящего из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть (5 – 10 минут). Задачи: Организация группы – построение, разъяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе. Средства: строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, упражнения на внимание.
Подготовительная часть (15 – 30 минут). Задачи: развитие физических качеств, усиление деятельности дыхательной и сердечно – сосудистой систем, подготовка организма к предстоящей работе. Средства: общеразвивающие упражнения, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивные мячи и т. д.), специальные упражнения (упражнения для укрепления борцовского моста, с чучелом, имитационные упражнения и др.).
Основная часть (70 - 150 минут). Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие общих и специальных физических качеств, совершенствование волевых качеств борца, повышение его тренированности. Средства: специальные упражнения, имитирующие технические действия борца, упражнения с борцовским манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы с партнером, различные схватки.
Заключительная часть (10 – 15 минут). Задачи: постепенным снижением нагрузки привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, упражнения на внимание, спокойные игры.
В целях совершенствования технического и тактического мастерства с борцами старших разрядов следует проводить кроме групповых и индивидуальные занятия, на которых тренер развивает характерные особенности техники и тактики борца.
На каждом занятии необходимо проводить тренировку на ковре, удельный вес которой увеличивается с приближением соревнований.
В процессе теоретических и практических занятий занимающиеся приобретают теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельного проведения занятий и судейства соревнований по вольной борьбе.
Для успешного усвоения материала занимающимся следует давать индивидуальные задания по физической подготовке, совершенствованию техники и вопросам теории.
Инструкторская и судейская практика осуществляется на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Тренер дает задание обучить тому или иному упражнению или приему, провести часть урока, поручает на соревнованиях обязанности бокового судьи, арбитра на ковре, помощника секретаря и т.д. Кроме того, на инструкторскую практику выделяются часы, предусмотренные учебным планом. После соревнований проводиться разбор и оценка выполнения спортсменами судейской практики. Учет судейской и инструкторской практики ведется тренером.
Учащиеся необходимо периодически участвовать в соревнованиях. Перед каждым соревнованием преподаватель дает установку, а по окончании проводит разбор, оценку выполненных заданий и указывает пути устранения допущенных ошибок.
В конце года проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, технике, тактике и теоретическим знаниям.
ПРИМЕРНЫЕ СЕНСИТИВНЫЕ (БЛАГОПРИЯТНЫЕ) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ.
| Возраст учащихся (лет). | ||||||||||
Морфофункциональные показатели,физические качества | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Рост |
|
|
|
|
| + | + | + | + |
|
|
Мышечная масса |
|
| + | + | + |
|
|
|
|
|
|
Быстрота |
|
|
| + | + | + | + | + |
|
|
|
Скоростно-силовые качества |
|
|
|
|
| + | + | + |
|
|
|
Сила |
|
|
|
|
|
|
|
| + | + | + |
Выносливость (аэробные возможн. ) |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Анаэробные возможн. |
|
| + | + | + |
|
|
| + | + | + |
Гибкость | + | + | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
Координационные возможности |
|
| + | + | + |
|
|
|
|
|
|
Равновесие | + | + |
| + | + | + | + | + |
|
|
|
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Длительность пребывания юного спортсмена в спортивной школе, большой объем и высокая интенсивность тренировочных занятий, постоянно растущий объем и сложность учебной программы в общеобразовательной школе, острый дефицит свободного времени, частые стрессовые ситуации, связанные с участием в соревнованиях,— все эти факторы предъявляют очень высокие требования к физическому и психическому состоянию юных футболистов. Иногда их воздействие оказывается непосильным для юного спортсмена, и тогда неизбежно снижение спортивных результатов или успеваемости в школе, а иногда и обоих этих показателей. Подобные нежелательные явления не только отрицательно сказываются на спортивных успехах юного борца, но в значительной мере могут осложнить его будущее. Вот почему так важно значение целенаправленной и систематической воспитательной работы в спортивной школе, которая окажет благотворное влияние и на спортивные достижения, и на дальнейший жизненный путь юных спортсменов.
Планирование воспитательной работы. Эффективность воспитательной работы с юными спортсменами во многом зависит от четкости ее планирования, от умения тренера ставить на каждом этапе педагогического процесса конкретные воспитательные задачи, используя для их решения богатый арсенал форм, средств и методов.
Основным документом планирования является общешкольный план воспитательной работы, который разрабатывается завучем и утверждается директором спортивной школы.
Помимо этого, в план включаются разделы: культурно-массовая работа, индивидуальная работа, связь с общеобразовательной школой, работа с родителями, связь с командой мастеров.
План воспитательной работы составляется по следующей форме:
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Контингент | Ответственный за организацию и проведение | Отметка о выполнении | ||||||
В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм, которые подразделяются на массовые (с участием всех учебных групп школы), групповые (с участием одной или нескольких групп) и индивидуальные (рассчитанные на отдельных обучающихся).
Ниже приводится перечень форм воспитательной работы, которые можно использовать при составлении плана.
Трудовое воспитание: подготовка и ремонт оборудования и инвентаря, подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т. д.), участие в субботниках.
Нравственное воспитание: беседы па этические и спортивно-этические темы, диспуты, читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный прием и выпуск воспитанников спортивной школы, проведение торжественных собраний, празднование «дней рождения», посещение театров, музеев, выставок, встречи с деятелями литературы и искусства, походы в кино, экскурсии, турпоходы и др.
Каждое из планируемых мероприятий должно отвечать конкретной воспитательной задаче, а вся воспитательная работа — главной цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
Учитывая ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо вести поиск наиболее эффективной организации и использования форм воспитательной работы.
Одним из наиболее эффективных являются комплексные формы воспитательной работы, т. е. такие, которые сочетают в себе элементы всех основных направлений воспитательного процесса. Данные формы предполагают активное участие юных спортсменов в организации, подготовке и проведении планируемых мероприятий под руководством представителей школы, ответственных за их проведение. В свою очередь, тренеры и учителя осуществляют ненавязчивый контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий, оказывая при необходимости действенную помощь.
Подобная организация воспитательного процесса возможна лишь при наличии дружного, сплоченного коллектива тренеров и воспитанников, где успехи и неудачи каждого его члена становятся достоянием и объектом внимания остальных, а общее дело — личной заботой каждого. Активная поддержка со стороны родителей и общеобразовательной школы позволит более плодотворно решать насущные воспитательные проблемы.
В плане воспитательной работы необходимо рационально сочетать массовые формы работы с работой в командах и индивидуальной работой. Оптимальный срок проведения массовых мероприятий — один раз в 2 — 3 месяца. Использование групповых форм зависит от возраста юных спортсменов, их образовательного и культурного уровня, графика учебно-тренировочных и школьных занятий.
Особое внимание в плане воспитательной работы необходимо уделять работе в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время выезда команды на соревнования в другие города, поскольку условия жизнедеятельности команды (одной или нескольких) имеют свои специфические особенности, которые прежде всего характеризуются отсутствием привычных в обычных условиях факторов воздействия, а именно: семьи, школы, друзей и знакомых. В связи с этим тренер становится главным и единственным руководителем воспитательного процесса, что накладывает на него очень серьезную ответственность. Данные условия имеют и другие, не менее важные особенности. Так, в период сборов у юных спортсменов появляется больше, чем во время учебного года, свободного времени, и если целенаправленно его не организовать, то очень скоро обнаружатся нежелательные явления, порожденные скукой, — карты, курение, конфликтные ситуации и другие проявления недисциплинированности. Поэтому перед выездом на учебно-тренировочный сбор или в спортивно-оздоровительный лагерь тренеру необходимо продумать программу воспитательной работы с учетом целевого назначения сборов, их продолжительности, условий и места проведения, состава участников.
Во время выезда на соревнования воспитательная работа направлена прежде всего на обеспечение устойчивого психического состояния спортсменов, снятия эмоционального перевозбуждения, поддержание дружеских взаимоотношений, обеспечивающих высокую сплоченность коллектива.
Целенаправленное и конкретное планирование воспитательных воздействий позволит тренеру предусмотреть возможность проявления нежелательных явлений и наметить действенные меры их предотвращения.
Общешкольный план воспитательной работы только в том случае окажет действенную помощь в воспитании юных спортсменов, если будет основан на реальном знании всех сторон жизни воспитанников, их интересов, уровня образования и способностей, особенностей характера, семейного положения, ведущих мотивов деятельности, т. е., другими словами, в основе планирования воспитательной работы лежит систематическая и целенаправленная работа по изучению личности воспитанников на каждом этапе педагогического процесса. В сборе подобной информации принимают активное участие все заинтересованные лица — тренеры, учителя, родители, но ведущая роль должна принадлежать тренерам спортивной школы во главе с завучем и директором.
Использование специальных методов педагогики, психологии и социальной психологии для изучения групповых и индивидуальных показателей значительно повысит достоверность и объективность информации, полученной в результате наблюдений и бесед. Проведение подобных обследований группы в течение длительного периода позволит проследить динамику изменения показателей и своевременно скорректировать воспитательную работу в командах..
На основании общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет план работы с группой. Форма, по которой составляется план и его основные разделы, соответствует общешкольному плану, однако он должен быть еще более конкретным по содержанию планируемой работы, учитывать особенности данного коллектива. Поскольку коллектив одной группы (команды) более мобилен в своем развитии, чем коллектив школы в целом, нецелесообразно планировать воспитательную работу в нем на длительный период. Наиболее оптимальный срок планирования — 3 — 4 месяца. Такой период работы позволит тренеру ставить более конкретные воспитательные задачи, намечая объективные сроки их решения с учетом реальных возможностей группы.
Активная и творческая совместная деятельность тренеров, учителей и родителей — залог дальнейшего совершенствования работы спортивной школы по подготовке высококвалифицированных футболистов и воспитанию гармонически развитых граждан нашего общества.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для вольной борьбы. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Освоению и быстрой адаптации спортсменов к воздействию высоких тренировочных и соревновательных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Кроме того, от них во многом зависит сохранение и укрепление здоровья юных футболистов, их спортивное долголетие, повышение физической работоспособности, уменьшение спортивного травматизма.
Система восстановления включает организационные формы ее реализации, подбор адекватных средств восстановления и контроль за их эффективностью.
Восстановительные мероприятия разделяются на 4 группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства являются основными, так как стимуляция восстановления и повышение спортивных результатов возможно только при рациональном построении тренировки, соответствии между величиной нагрузки и функциональным состоянием борца.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, их системы в микроциклах и на отдельных этапах тренировочного цикла. В процессе учебно-тренировочной работы необходимо широко варьировать нагрузку и условия проведения занятий, регулярно переключаться с одного вида деятельности на другой, вводить в ходе тренировки упражнения для активного отдыха. Для юных борцов старших возрастов следует планировать специальные восстановительные циклы.
Психологические средства способствуют снижению психического утомления, обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Если такие психотерапевтические приемы регуляции психологического состояния, как аутогенная и психорегулирующая тренировки, требуют участия квалифицированных психологов, то средства внушения, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие факторы следует широко использовать тренерскому коллективу спортивных школ.
Система гигиенических факторов состоит из следующих разделов:
— оптимальные социальные условия микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности;
— рациональный распорядок дня;
— личная гигиена; — специализированное питание и рациональный питьевой режим;
— закаливание;
— гигиенические условия тренировочного процесса;
— специальные комплексы гигиенических мероприятий при тренировке борцов в сложных условиях (жаркий климат, пониженная температура, климатовременные факторы и т. д.).
В ее комплексной реализации на всех этапах подготовки принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены.
Оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды проявляются во взаимоотношениях и влиянии людей, окружающих спортсменов (родители, родственники, товарищи, члены учебного и спортивного коллектива). Их постоянное влияние может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.
Тренеры должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние социально-гигиенических факторов микросреды, а также принимать все меры для ее улучшения, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.
Особенности учебной деятельности юных борцов необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В периоды напряженной учебной деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается.
Вопросы личной гигиены связаны с использованием рационального распорядка дня, мероприятиями по уходу за телом, отказом от вредных привычек и др.
Рациональный распорядок дня позволяет:
— создавать оптимальные условия для учебной и спортивной деятельности;
— повышать спортивную работоспособность;
— воспитывать организованность и сознательную дисциплину;
В связи с различными условиями жизни и учебы, бытовыми и индивидуальными особенностями не может быть единого для всех распорядка дня. Однако необходимо:
— выполнять различные виды деятельности в определенное время;
— правильно чередовать учебу, тренировочные занятия и отдых;
— выбирать оптимальное время для тренировок;
— регулярно питаться;
— соблюдать режим сна.
Выбор времени для проведения тренировочных занятий
устанавливается с учетом суточной динамики спортивной работоспособности, конкретных задач данного периода подготовки, времени проведения предстоящих соревнований и других факторов. Наиболее оптимальным временем для тренировок является время от 10 до 13 час.и от 16 до 20 час.
Питание юных борцов необходимо строить с учетом этапов подготовки, динамики тренировочных и соревновательных нагрузок, климатогеографических и индивидуальных особенностей.
Пища должна отвечать определенным гигиеническим требованиям и быть калорийной, соответствующей энергетическим затратам спортсмена; полноценной, включающей в себя все необходимые пищевые вещества, сбалансированные в наиболее благоприятных соотношениях; разнообразной, хорошо усвояемой и доброкачественной.
Распорядок приема пищи следует согласовывать с общим режимом. Время приема пищи должно быть постоянным. Наиболее целесообразно четырехразовое питание. Принимать пищу следует через 2 — 2,5 часа до тренировки и спустя 30 — 40 мин после ее окончания.
Примерное распределение калорийности суточного рациона (%) при различном времени проведения тренировки представлено ниже:
Тренировка | ||
В первой половине дня | Во второй половине дня | |
завтрак | 30-35 | 35-40 |
обед | 35-40 | 30-35 |
полдник | 5-10 | 5-10 |
ужин | 25-30 | 25-30 |
Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя витаминизацию, физиотерапию и гидротерапию. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в процессе напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, непревышающей половины суточной потребности. Из средств физио- и гидротерапии следует использовать различные виды ручного и инструментального массажа, души, ванны, сауну, локальные физиотерапевтические средства воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.). Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, ванны и т. д.) следует назначать по показаниям, но не чаще 1 — 2 раза в неделю. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
IV. Система контроля и зачетные требования
Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта вольная борьба:
Физические качества и телосложение | Уровень влияния |
Скоростные способности | 3 |
Мышечная сила | 3 |
Вестибулярная устойчивость | 3 |
Выносливость | 3 |
Гибкость | 2 |
Координационные способности | 2 |
Телосложение | 1 |
Условные обозначения:
3 - значительное влияние;
2 - среднее влияние;
1 - незначительное влияние.
Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки
Результатом реализации Программы является:
. На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта спортивная борьба;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта спортивная борьба.
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка;
- приобретение опыта и стабильность выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта спортивная борьба;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов.
На этапе высшего спортивного мастерства:
- достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;
- повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.
Система спортивного отбора включает:
а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.
Максимальный возраст, лиц, проходящих спортивную подготовку по Программе на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта для наиболее перспективных выпускников, проходящих спортивную подготовку на этапах спортивного совершенствования или высшего спортивного мастерства, могут предоставить возможность прохождения стажировок сроком до четырех лет (до 10% от количества лиц, проходящих спортивную подготовку).
Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки:
- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта вольная борьба;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта вольная борьба;
- выполнение плана спортивной подготовки;
- прохождение предварительного соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам по виду спорта вольная борьба.
Особенности осуществления спортивной подготовки в указанных спортивных дисциплинах вида спорта вольная борьба учитываются при:
- составлении планов спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);
- составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 44 недели.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов
Перечень тренировочных сборов
№ п/п | Вид тренировочных сборов | Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Оптимальное число участников сбора | |||
Этап высшего спортивного мастерства | Этап совершенствования спортивного мастерства | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап начальной подготовки | |||
1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям | ||||||
1.1. | Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям | 21 | 21 | 18 | - | Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку |
1.2. | Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России | 21 | 18 | 14 | - | |
1.3. | Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям | 18 | 18 | 14 | - | |
1.4. | Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации | 14 | 14 | 14 | - | |
2. Специальные тренировочные сборы | ||||||
2.1. | Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке | 18 | 18 | 14 | - | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе |
2.2. | Восстановительные тренировочные сборы | До 14 дней | - | Участники соревнований | ||
2.3. | Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования | До 5 дней но не более 2 раз в год | - | В соответствии с планом комплексного медицинского обследования | ||
2.4. | Тренировочные сборы в каникулярный период | - | - | До 21 дня подряд и не более двух сборов в год | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |
2.5. | Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта | - | До 60 дней | - | В соответствии с правилами приема |
Порядок формирования групп спортивной подготовки по виду спорта вольная борьба определяется организациями, осуществляющими спортивную подготовку, самостоятельно.
Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.
С учетом специфики вида спорта вольная борьба определяются следующие особенности спортивной подготовки:
- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития;
- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта футбол осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.
Требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям
Организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны обеспечить соблюдение требований к условиям реализации Программ, в том числе кадрам, материально-технической базе, инфраструктуре, и иным условиям, установленным настоящим ФССП.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054) (далее - ЕКСД), в том числе следующим требованиям:
- на этапе начальной подготовки - наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы по специальности;
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года;
- на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее трех лет.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" ЕКСД, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы*.
Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества лиц, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация Программы.
Требования к материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям:
- наличие тренировочного спортивного зала;
- наличие тренажерного зала;
- допускается наличие игрового зала;
- наличие раздевалок, душевых, допускается наличие восстановительного центра;
- наличие медицинского кабинета оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный № 18428);
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки;
- обеспечение спортивной экипировкой;
- обеспечение проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
- обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке;
- осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организации, осуществляющей спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке либо получаемых по договору об оказании услуг по спортивной подготовке.
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
Основное оборудование и инвентарь | |||
1. | Ковер борцовский 12x12 м | комплект | 1 |
Дополнительные и вспомогательные технические средства обучения | |||
2. | Весы до 200 кг | штук | 1 |
3. | Гантели массивные от 0,5 до 5 кг | комплект | 3 |
4. | Гири спортивные 16, 24 и 32 кг | комплект | 1 |
5. | Гонг боксерский | штук | 1 |
6. | Доска информационная | штук | 1 |
7. | Зеркало 2 х 3 м | штук | 1 |
8. | Игла для накачивания спортивных мячей | штук | 3 |
9. | Кушетка массажная | штук | 1 |
10. | Лонжа ручная | штук | 2 |
11. | Манекены тренировочные для борьбы | комплект | 1 |
12. | Маты гимнастические | штук | 18 |
13. | Медицинболы (от 3 до 12 кг) | комплект | 2 |
14. | Мяч баскетбольный | ||
15. | Мяч футбольный | штук | 2 |
16. | Насос универсальный (для накачивания спортивных мячей) | штук | 1 |
17. | Скакалка гимнастическая | штук | 15 |
18. | Скамейка гимнастическая | штук | 2 |
19. | Стеллаж для хранения гантелей | штук | 1 |
20. | Стенка гимнастическая | штук | 8 |
21. | Табло информационное световое электронное | комплект | 1 |
22. | Урна-плевательница | штук | 1 |
23. | Штанга тяжелоатлетическая тренировочная | комплект | 1 |
24. | Эспандер плечевой резиновый | штук | 15 |
Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
№п/п | Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
этап начальной подготовки | тренировочный этап (этап спортивной специализации) | этап совершенствования спортивного мастерства | этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | количество | срок эксплуатации (лет) | ||||
1. | Борцовки (обувь) | пара | на занимающегося | - | - | 2 | 2 | ||||
2. | Костюм ветрозащитный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | ||||
3. | Костюм разминочный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | ||||
4. | Кроссовки для зала | пара | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | ||||
5. | Кроссовки легкоатлетические | пара | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | ||||
6. | Наколенники (фиксаторы коленных суставов) | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7. | Налокотники (фиксаторы локтевых суставов) | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8. | Трико борцовское | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,8 с) Бег 60 м (не более 9,8 с) |
Координация | Челночный бег 3x10 м (не более 7,8 с) |
Выносливость | Бег 400 м (не более 1 мин 23 с) Бег 800 м (не более 3 мин 20 с) Бег 1500 м (не более 7 мин 50 с) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 2 раз) Вис на согнутых (угол до 90°) руках (не менее 2 с) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) Бросок набивного мяча (3 кг) назад (не менее 4,5 м) Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (не менее 3,5 м) |
Силовая выносливость | Подъем туловища, лежа на спине (не менее 8 раз) Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (не менее 2 раз) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 150 см) Прыжок в высоту с места (не менее 40 см) Тройной прыжок с места (не менее 4,8 м) Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 3 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 10 раз) Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 4 раз) |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,6 с) Бег 60 м (не более 9,6 с) |
Координация | Челночный бег 3x10 м (не более 7,6 с) |
Выносливость | Бег 400 м (не более 1 мин 21 с) Бег 800 м (не более 3 мин 10 с) Бег 1500 м (не более 7 мин 40 с) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 4 раз) Сгибание рук в упоре на брусьях (не менее 16 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз) Бросок набивного мяча (3 кг) назад (не менее 6 м) Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (не менее 5,2 м) |
Силовая выносливость | Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (не менее 2 раз) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 160 см) Прыжок в высоту с места (не менее 40 см) Тройной прыжок с места (не менее 5 м) Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 10 раз) Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 6 раз) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,4 с) Бег 60 м (не более 9,4 с) Бег 100 м (не более 14,4 с) |
Координация | Челночный бег 3x10 м (не более 7,6 с) Максимальный поворот в выпрыгивании (не менее 390°) |
Выносливость | Бег 400 м (не более 1 мин 16 с) Бег 800 м (не более 2 мин 48 с) Бег 1500 м (не более 7 мин 00 с) Бег на 2000 м (не более 10 мин) Бег 2x800 м, 1 мин отдыха (не более 5 мин 48 с) |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 6 раз) Сгибание рук в упоре на брусьях (не менее 20 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 40 раз) Бросок набивного мяча (3 кг) назад (не менее 7 м) Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (не менее 6,3 м) Подъем ног до хват руками в висе на гимнастической стенке (не менее 2 раз) |
Силовая выносливость | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 180 см) Прыжок в высоту с места (не менее 47 см) Тройной прыжок с места (не менее 6 м) Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 5 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 14 раз) Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 9 раз) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Спортивный разряд | Кандидат в мастера спорта |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) |
Быстрота | Бег на 30 м (не более 5,2 с) Бег 60 м (не более 8,8 с) Бег 100 м (не более 13,8 с) |
Координация | Челночный бег 3x10 м (не более 7,1 с) Максимальный поворот в выпрыгивании (не менее 450°) |
Выносливость | Бег 400 м (не более 1 мин 14 с) |
Бег 800 м (не более 2 мин 44 с) | |
Бег 1500 м (не более 6 мин 20 с) | |
Бег на 2000 м (не более 10 мин) | |
Бег 2x800 м, 1 мин отдыха (не более 5 мин 32 с) | |
Сила | Подтягивание на перекладине (не менее 8 раз) |
Сгибание рук в упоре на брусьях (не менее 27 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 48 раз) | |
Бросок набивного мяча (3 кг) назад (не менее 9 м) | |
Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (не менее 8 м) | |
Силовая выносливость | Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (не менее 6 раз) |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 200 см) |
Прыжок в высоту с места (не менее 52 см) | |
Тройной прыжок с места (не менее 6,2 м) | |
Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 8 раз) | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 18 раз) | |
Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (не менее 11 раз) | |
Техническое мастерство | Обязательная техническая программа |
Спортивное звание | Мастер спорта России, мастер спорта России международного класса |
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | |||
до года | свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | |||
Количество часов в неделю | 6 | 9 | 12 | 20 | 28 | 32 |
Количество тренировок в неделю | 3-4 | 3-5 | 6 | 9-12 | 9-14 | 9-14 |
Общее количество часов в год | 312 | 468 | 624 | 1040 | 1456 | 1664 |
Общее количество тренировок в год | 208 | 260 | 312 | 624 | 728 | 728 |
V. Перечень информационного обеспечения
Литература
- Алиханов. И. И. Техника и тактика вольной борьбы. Издание второе переработанное, дополненное. М.: Физкультура и спорт.,1984..
- ВОЛЬНАЯ БОРЬБА. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Якутск, 1985.
- Дахновский В. С, С. С. Лещенко. Подготовка борцов высокого класса. Издательство «Здоровье», Киев, 1989.(7)-стр. 6, (8)- стр. 7, (9)- стр. 9, (10)-стр. 11, (11)- стр. 11, (12)- стр. 12.
- Маркиянов О. А. Соревновательный метод совершенствования технического мастерства юных борцов. Чебоксары. Издательство Чувашского Университета, 1992. (1)-стр. 6, (2)-стр. 8, (3)-стр. 9, (4)-стр. 9, (5)-стр. 10, (6)-стр. 11.
- Медведь А. В., Кочурко Е. И.Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы. Минск. «Полымя», 1985.
- Преображенский С. А.Вольная борьба (методическое пособие). Издание третье исправленное. Ордена Трудового Красного Знамени военное издательство министерства обороны СССР, Моска-1976.
Интернет-ресурсы
1. Министерство спорта РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа спортивной подготовки по спортивным единоборствам "вольная борьба"
Программа спортивной подготовки по виду спорта «вольная борьба» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным...
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо ...
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М.
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М....
Общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба
Борьба как вид спорта культивируется во многих спортивных школах и регламентируется учебно-методической документацией: локальными актами, учебными планами и т.д. В данной общеразвивающей программе исп...
ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА СПОРТИВНАЯ БОРЬБА
Пояснительная записка_______________________________________________3Краткая характеристика вида спорта_____________________________________3Специфика организации тренировочного процесса______________...
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная борьба".
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба» (далее – Программа) разработана в рамках реализации Федерального закона от 30 апреля...
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Греко-римская борьба".
Программа служит документом для эффективного построения работы с детьми, на этапе многолетней подготовки и для содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста....