ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
статья по физкультуре ( класс) на тему
Формирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krivova_t.b.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Кривова Т.Б.
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский торгово-экономический техникум» г. Хабаровск
Аннотация: Формирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке собственного здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, проблема, образ жизни, мотивация, вовлечение.
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Проблема здоровья студенческой молодежи является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных социально-экономических условиях в стране, неблагоприятной экологической обстановке, массовых техногенных и социогенных катастрофах. Все это приводит к неуклонному ухудшению состояния здоровья населения, сокращению продолжительности активной жизни.
Ежегодно увеличивается число юношей и девушек, злоупотребляющих курением, молодежь ведет малоподвижный образ жизни, все чаще подвержена стрессовым ситуациям.
Уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% а число студентов, проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.
Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, т.к. на непростые возрастные проблемы (адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех сфер общества и государства.
Поэтому одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование мотивации к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью.
В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья.
Необходимо отслеживать готовность студентов вести здоровый образ жизни, т.е. осуществлять такой способ жизнедеятельности во всех сферах жизни, который обеспечивает сохранение, укрепление и формирование физического, психического, социального благополучия и духовно-нравственного здоровья.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах - возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию и установку на здоровье.
Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы:
1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
2. Двигательная активность.
3. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
5. Отказ от вредных привычек, рациональная организация и распределение бюджета времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха.
Безусловно, данная тема изучена достаточно хорошо, однако интерес формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни среди студентов профессиональных образовательных учреждений остается по-прежнему высоким. В процессе работы над формированием мотивации на здоровый образ жизни у студентов удалось достичь следующих результатов:
- здоровый образ жизни должен быть осознанным и являться такой же первичной потребностью, как потребность в еде и во сне;
- здоровый образ жизни способствует самоконтролю и личностному саморазвитию;
- здоровый образ жизни формирует культуру здоровья и как следствие образовательную среду.
В Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Хабаровский торгово-экономический техникум" используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются ресурсы, необходимые для полноценного формирования и развития эффективной личностно-ориентированной, здоровьесберегающей образовательной среды.
Основными направлениями в работе и условиями успеха по формированию мотивации у студентов нашего техникума являются:
1. Проведение классных часов в учебных группах с целью формирования в молодежной среде ориентаций на ценности здорового образа жизни;
2. Взаимопонимание, доверие и соучастие в решении проблем студентов, преподавателей, общественности;
3. Активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, а именно вовлечение студентов в занятия спортом через соревнования между группами, курсами, специальностями, а также через спортивные секции техникума. Мероприятия «Первенство первокурсника», «Веревочный курс» проводятся среди студентов первого курса для адаптации и сплочения студенческого коллектива;
4.Участие студентов в городских, краевых Спартакиадах учреждений профессионального образования города Хабаровска и края.
Практическая значимость всех направлений данной работы подтверждается тем, что возросла посещаемость занятий физической культурой в техникуме, создаются условия для формирования у студентов устойчивых установок на неприятие вредных привычек. Студенты заинтересованы в положительном результате и проявляют доброжелательное отношение друг к другу; охотно посещают спортивные секции; принимают активное участие в соревнованиях городского и краевого уровня.
Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности. Защита собственного здоровья - это обязательство каждого из нас. Научившись ценить и беречь своё здоровье, студенты будут внимательнее относиться к окружающим, их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности как собственного, так и чужого достоинства и благополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»....
Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ
В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности обр...
Внеклассная работа по биологии как один из способов формирования представлений о ценности здорового образа жизни
Одной из задач уроков биологии является экологическое воспитание учащихся. В него входит не только формирование убеждения в необходимости бережного отношения к живой и неживой природе, но и формирован...
Формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни
Проблема укрепления здоровья современных детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных в России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворитель...