Формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни
статья
Проблема укрепления здоровья современных детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных в России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. Следовательно, проблема формирования здорового образа жизни является одной из наиболее приоритетных в современном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_obuchayushchihsya_k_zozh.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни
Проблема укрепления здоровья современных детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных в России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. Следовательно, проблема формирования здорового образа жизни является одной из наиболее приоритетных в современном образовании.
В настоящее время решению данной проблемы уделяется достаточно много внимания, как со стороны государства, так и со стороны медицинских и образовательных учреждений. Несмотря на это, по моему мнению, представление о здоровьесбережении сводится в основном к соблюдению требований санитарных норм и проведению оздоровительных медицинских мероприятий.
Настоящая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что здоровый образ жизни не стоит в приоритете ценностей человека в современном обществе. Даже рассматривая современное образование, можно сказать, что оно далеко от здорового образа жизни, несмотря на огромное количество различных оздоровительных мероприятий. Введение в школах электронных учебников ведёт к нарушению зрения у школьников, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ не оставляет времени для полноценного отдыха, занятий спортом, увлечений, не говоря уже о том, что дети испытывают колоссальное психическое напряжение. С недавних пор государство решило подвергнуть такому напряжению не только старшеклассников, но и учащихся начальных классов.
Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди детей, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.
Побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности.
Первым шагом к созданию системы здорового образа жизни является выработка мотивации. У каждого человека должно быть глубокое убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков.
Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является:
- осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного - осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.
В школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности, необходимо проведение системных мероприятий, направленных на создание в образовательных учреждениях безопасной и комфортной здоровьесберегающей среды. И самая трудная, важная задача педагога – создание среды, в которой ребенок заинтересуется тем, как важно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.
Педагог играет большую роль в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. Он должен способствовать развитию здорового человека, воспитанию положительных жизненных ориентаций, формированию позитивных установок на здоровье и здоровый образ жизни.
Очень важно в процессе развития мотивации к здоровому образу жизни формировать у обучающихся осознанную потребность в здоровом образе жизни. Только осознанное отношение к данному вопросу стимулирует целенаправленное поведение по поддержанию здоровья.
Формируя мотивацию обучающихся к здоровому образу жизни, я опираюсь на особенности развития мотивационной сферы подростка, помогаю понять обучающимся зачем им это надо и создать внутреннюю потребность быть здоровым. При этом данная работа должна быть не эпизодической, а постоянной, тогда новые формы поведения станут логической потребностью ведения здорового образа жизни.
Чтобы исключить причины снижения мотивации, необходимо правильно отбирать содержание учебного материала и исключить перезагрузку подростков.
Причинами снижения мотивации к здоровому образу жизни, зависящими от школьников, могут быть низкий уровень знаний о здоровом образе жизни.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
Можно утверждать, что формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни может быть эффективным только в том случае, когда разработан чёткий план работы. Необходимо подобрать диагностический инструмент, который покажет проблемы формирования и развития мотивации подростков. На основании диагностических показателей необходимо разработать пошаговый план работы. Для формирования ценностного здорового образа жизни среди подростков необходимо создавать комплексный подход к решению данной проблемы. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих подростков.
Ведущая идея, связанная с формированием мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, на наш взгляд, состоит в том, чтобы задействовать все виды деятельности и средства в этом аспекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....
Анализ деятельности МКОУ СОШ8 по оздоровлению обучающихся и формированию у них навыков здорового образа жизни.
Анализ деятельностимуниципального казённого общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №8» Изобильненского муниципального района Ставропольского краяпо о...
«Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни »
Только здоровый человек способен успешно овладеть потоком учебной информации. Поэтому ведущим направлением моей педагогической деятельности по охране здоровья учащихся я считаю фо...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Формирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции,...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.
Методические рекомендациии для учителя по формированию у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и сохранению здоровья....
Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»
Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ
В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности обр...