Статья "ВФСК ГТО – в поиске новых подходов"
статья по обж по теме

Ровнин Игорь Сергеевич

Статья "ВФСК ГТО – в поиске новых подходов" написана по итогам мониторинга выявления мотивации учащихся на занятия физической культурой и потребности сдачи норм ГТО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vfsk_gto_-_v_poiske_novyh_podhodov.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

ВФСК ГТО – в поиске новых подходов.

Авторы:

 Учитель физической культуры первой категории ГБОУ гимназии №24 имени И. А. Крылова Санкт-Петербурга, методист ЦПКС ИМЦ Василеостровского района Ровнин Игорь Сергеевич

Педагог-психолог высшей категории, социальный педагог высшей категории ГБОУ гимназии №24 имени И. А. Крылова Санкт-Петербурга Романова Татьяна Владимировна

«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) – всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу советской государственной системы физического воспитания, был направлен на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях СССР. Большая советская энциклопедия

Изучение истории комплекса ГТО даёт представление о том, какое он имел большое значение для развития ориентации советского человека на здоровый образ жизни, был структурой, в которую вливался каждый гражданин с детства. Стремление соответствовать нормативам ГТО поддерживалось всеми предприятиями и организациями Советского Союза. Находиться в спортивной форме на достойном уровне считалось необходимостью и иметь значок ГТО было почетно.

Комплекс    ГТО сразу   после  введения в 1931 году   дал   свои   результаты.Процент занимающихся физкультурой гражданзначительно увеличился, а  лозунг «От значка ГТО -к олимпийской медали!» работал. Но уже в 70-80 годах мотивация вместе с идеологией ослабли и  наметился спад интереса к ГТО как всеобщей спортивной «обязаловке». Появились   шутки   про   ГТО,   процент сдавших нормативызавышался, и отличительный знак не являлся предметом гордости.

С распадом СССР развалилась и установка на спортивные достижения ради плодотворного труда и защиты отечества. Воспитание привычки к здоровому образу жизни не находило широкой поддержки государства и было оставлено семье и, как следствие, не развивалось должным образом. Установка советского гражданина  на саморазвитие для общего будущего сменилась на индивидуалистические установки, направленные на выживание и личное благополучие в новом обществе.

Для того, что бы понять, как восстановить ценный опыт  ГТО как мощного воспитательного механизма, по нашему мнению, необходимо знать, какие мотивы саморазвития движут современными молодыми людьми, для чего они готовы заниматься физкультурой и спортом.

Это необходимо потому, что невозможно насильно заставить человека быть здоровым и спортивным.

«Надо, чтобы этобыло добровольно. Задача не в том, что прыгнул ты или пробежал, а в том, что у тебя появляется мотив для физического развития. Это очень важно. Поэтому мы только за добровольность…».  

(ЗамглавыМинобрнауки   Вениамин   Каганов)

Мы не можем не согласиться с В. Кагановым, поскольку самостоятельно приятое решение выбрать здоровый образ жизни закладывает крепкий фундамент в становлении физически развитого и здорового человека.

Для выявления мотивации учащихся на занятия физической культурой и потребности сдачи норм ГТО нами был проведен мониторинг мнения подростков нашей гимназии в возрасте от 12 до 16 лет. В опросе участвовали 317 учеников средней и старшей школы. Ниже приведены результаты опроса.

Учащимся предлагалось выбрать наиболее подходящие для них высказывания об отношении к физической культуре и ВФСК ГТО.

Ответы учащихся приведены в приложениина диаграммах №1, №2.

Результаты мониторинга показывают, что

  1. Большинство учащихся считают физическую культуру нужной для личного совершенствования. Их ведущим мотивом является гармоничное развитие собственной личности, здоровье, привлекательность (76%). На второе место выходит социальный мотив – дружеское общение и конкуренция в процессе спортивных занятий (36,7%). Небольшая часть учащихся (4,7%) планируют связать свою жизнь и трудовую деятельность со спортом.

  1. Часть опрошенных учеников считает занятия физической культурой не нужным предметом. 4,7% - учащиеся, страдающие какими либо заболеваниями и освобожденные от занятий, 8,5% считают занятия травмоопасными и предпочитают сохранять своё здоровье не участвуя в учебной деятельности, 6,5 вообще не имеют мотивов к занятиям физической культурой и считают это тягостной обязанностью.
  2. Большинство учащихся  считают нужным сдавать нормативы ГТО, т. к. это дает приоритет при поступлении ВУЗы (53,2%), на второе место выходит мотив индивидуального развития и значимости собственных достижений (27%), на третье место выходит социальный мотив (12,8%) дружеского взаимодействия, общих интересов и конкуренции. Небольшая группа учащихся отвергают сдачу норм ГТО, как несправедливость в отношении слабых и больных, чьи интересы будут ущемляться (4,1%), и 6% считают, что это отнимет время у более важных учебных дел.

Результаты мониторинга показывают, что мотивы учащихся соответствуют духу времени – ведущим мотивом является индивидуальное развитие и продвижение к своим целям. Социальные мотивы, которые были ведущими во времена СССР уходят на второй план. Возникает вопрос: приведет ли новый ВФСК ГТО к намеченной цели – развитие массового спорта и оздоровление нации или станет инструментом для достижения личных целей, продвижения по карьерной лестнице и составления отчетов о проделанной работе?

Приложение. Диаграмма №1  «Отношение к предмету Физическая культура», %

Диаграмма №2 «Отношение к ВФСК ГТО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.

Урок углубляет  понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной   работы и совершенствует  умение пользовать...

Статья "В поисках новой педагогической альтернативы" для сборника "Педагогические идеи в практику". Златоуст 2012

Автор статьи делится опытом работы, направленным на поиск новой педагогической альтернативы. Последовательно, логично, аргументировано доказывает, в чем состоит принципиальное отличие обучения т...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Поиск новых подходов для обучения курсантов Морского технического колледжа , в соответствии с образовательными стандартами 3-го поколения

Стандарты третьего поколения  ФГОС содержат инвариативную часть (то,  что обязательно к выполнению) - это 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП   и вариативную...

Урок по Новой истории "Искусство в поисках новой картины мира"

При изучении данной темы необходимы наглядные средства,  для лучшего усвоения темы.Данная презентация позволяет наглядно и образно прикоснуться к творчеству создателей данных произведений. ...

«Библиотечное обслуживание обучающихся: современные подходы и поиск новых форматов»

О региональной семинаре школьных библиотекарей Нижнекамска и Наб. Челнов, состоявшемся 27 апреля 2018г. на базе СОШ №15 г.Нижнекамска....