Авторская рабочая программа по физической культуре
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему
Авторская программа «Восхождение на Эверест» через систему спортивных соревнований к учебно-тренировочной специализации старших школьников с преимущественно игровой направленностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
«Восхождение на Эверест»
через систему спортивных соревнований к учебно-тренировочной специализации старших школьников с преимущественно игровой направленностью
ВВЕДЕНИЕ
Негативные последствия научно-технического прогресса в виде резкого ухудшения экологических условий проживания современного человечества, нарастания социальных конфликтов, стрессов, «двигательного голода» (гиподинамии и т.д.) явились причинами обвального ухудшения здоровья подрастающего поколения. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, при этом следует отметить, что отчетливая тенденция ухудшения здоровья школьников наблюдается не только в его соматической составляющей, но и психической.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения - извечная проблема. Но никогда она не стояла так остро, как в настоящее время в российском обществе. Так, по данным конгресса педиатров России (О.Цветкова, 1998 год), ежегодный рост заболеваемости среди детей и подростков из тенденции (80-е годы) превратился в закономерность.
Резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения свидетельствует в целом о кризисном состоянии оздоровительной, в том числе и физкультурной, работы в образовательной школе.
Именно по предмету «Физическая культура» возможны варианты и существует особая необходимость разработки и обоснования разнообразных программ и внедрения инновационных процессов, поскольку как в разных школах, так и в разных регионах имеются совершенно различные материально-технические и климатические условия, неодинаковые интересы учащихся и спортивная специализация учителей физической культуры.
Решение данной проблемы в общеобразовательной школе, я представляю себе в разработке и внедрении программы учебно-тренировочной специализации старших школьников с преимущественно игровой направленностью через систему соревнований по многоборной подготовке в раннем и среднем школьном возрасте.
При этом предполагается, что привлечение всех учащихся школы к спортивным соревнованиям, будет способствовать формированию у них положительного (активно-действенного) отношения к занятиям физической культурой и спортом, а также повышению эффективности спортивно-массовой работы в школе.
Участие в спортивных соревнованиях рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, в процессе которой участнику предоставляется возможность проявить себя как личность.
В этой связи, целью представленной программы является привлечение школьников к активным занятиям физической культурой и спортом и привитие им навыков здорового образа жизни через систему спортивных соревнований.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Отечественная педагогическая наука, учитывая складывающиеся общественно-политические и социальные реалии, предлагает целый ряд методологически обоснованных положений, не только раскрывающих объективную необходимость в реформировании общеобразовательной школы в части общих основ образовательного процесса и разработки содержательных основ школьных учебных дисциплин, но и отражающих нацеленность самой реформы на развитие личности учащихся, их здоровья, потребностей и интересов применительно к различным сферам деятельности (Н.В.Алексеев, 1996; А.Л.Матвеев, 1997; Е.А.Ямбург, 1997).
Не является исключением в этом процессе и сфера физической культуры. Общеизвестно, что практика оздоровительной физической культуры, в основе которой лежит Государственная система физкультурного образования в общеобразовательных учреждениях, подвергается серьезной критике. Формируясь в условиях социальных ограничений, система физкультурного образования на протяжении многих лет была зарегламентированной, что не позволяло ей эффективно развиваться. Однако, демократизация жизни российского общества предопределила и наметившиеся перемены в оздоровительной физической культуре. Исследования В.К.Бальсевича, А.П.Матвеева, В.И.Ляха, В.Н.Литвинова, И.И.Сулейманова, Г.Б.Мейксона и других существенно продвинули школьную физическую культуру в разработке и обосновании концептуальных основ предметного содержания программно-методического обеспечения процесса становления физической культуры личности и форм его эффективной реализации в условиях общеобразовательной школы.
Анализ передового теоретического и практического опыта в области физического совершенствования школьников позволил выделить ряд концептуальных подходов к физкультурному образованию учащихся апробированных за период последнего десятилетия, таких как: комплексный (В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон, 1992); базово-вариативный (В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, 1993); образовательный (В.П.Рябинцев, 1990); дифференцированный (И.И.Сулейманов, Е.А.Короткова, 1993); тренировочный (Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский, Б.И.Туркунов, 1996); оздоровительный (1992); спортивно-видовой (В.В.Пономарев, 1993); региональный (Ш.Х.Ханкельдиев, 1991; В.В.Пономарев, 1991) и др.
Нельзя не согласиться с тем, что такое разнообразие подходов вносит значительные позитивные изменения в учебно-методическое обеспечение физкультурного образования школьников, но в то же время не в полной мере решают актуальные проблемы физического воспитания. Вероятно, последнее обусловлено целым рядом причин, в числе которых издержки в составлении школьного учебного расписания, слабая материально-техническая база, недостаточное количество времени, отводимого на уроки физической культуры. Также это связано с тем, что многие из программ не отвечают требованиям государственных образовательных стандартов, что является ошибочным как с социальной, так и с педагогической точек зрения. Все это требует поиска и научного обоснования новых путей совершенствования преподавания физической культуры в школе.
Одним из путей разрешения проблемной ситуации связанной с катастрофическим ухудшением состояния здоровья школьников, явился относительно новый концептуальный подход, основанный на концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, организационная основа которой заключается в интеграции основного и дополнительного физкультурного образования (В.Г.Хромин с соавт., 1998; Е.В.Хромин, 1998).
Концепция учебно-тренировочной специализации основана на следующих обстоятельства:
- возникновением опасной тенденции постоянно прогрессирующего ухудшения состояния здоровья школьников;
- социальным заказом со стороны общества, которое объективно заинтересовано в наличии определенного базового минимума физкультурной грамотности и подготовленности его членов, благодаря которому, обеспечивается успешное выполнение тех или иных видов социальной деятельности;
- необходимостью формирования базового уровня физического совершенствования школьников, рассматривая это с социальной, педагогической и с биологической точек зрения.
Сущность концепции учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников заключается в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки.
Согласно существующим представлениям в теории физической культуры (А.П.Матвеев, 1997; И.И.Сулейманов, 1999), основное общее физкультурное образование - это физкультурное образование учащихся в соответствии с учебным планом общеобразовательной школы и соответствующей ему учебной программой по физической культуре.
Дополнительное общее физкультурное образование в форме спортивной тренировки - это физкультурное образование учащихся, осуществляемое вне рамок обязательных занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении, представляющее собой педагогический процесс, непосредственно реализующий обеспечение готовности спортсмена к высшему достижению. Данное образование осуществляется в различных типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Учебно-тренировочная специализация общего физкультурного образования, в нашем понимании, это смешанная форма основного и дополнительного общего физкультурного образования учащихся.
Целью учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников является содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Достижение данной цели реализуется через решение традиционных задач физкультурного образования школьников, представленных в программе с направленным развитием двигательных способностей (1993), а также задачи совершенствования в избранном виде тренировочной специализации.
Содержание учебно-тренировочной специализации физкультурного образования школьников состоит из двух основных частей: базовой и вариативной..
Базовый компонент учебно-тренировочной специализации составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и своим содержанием полностью соответствует программе по физическому воспитанию учащихся с направленным развитием двигательных способностей.
Объем программного материала базовой части на учебный год составляет 60 часов, которые пропорционально согласно программе с направленным развитием двигательных способностей, распределены и увеличены на все разделы программного материала.
Содержание базовой части образуют основные составляющие (блоки) физической культуры:
- формирование общетеоретических сведений по физической культуре;
- общее развитие физических качеств: силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости;
- общее развитие координационных способностей: дифференцировочных, к сохранению равновесия, к ориентированию в пространстве, к согласованию двигательных действий и т.д.;
- общее двигательное обучение, т.е. формирование фонда жизненно-важных двигательных умений и навыков, которое реализуется в многоборной системе подготовки школьников.
Идея многоборья всегда казалась мне интересной и увлекательной. Взяв за основу материал из журнала «Физическая культура в школе», стал проводить у себя в школе многоборье, основанное на пяти видах, которые без труда можно проводить практически в любом спортивном зале. Для зала 24*12 метров беговой круг получается примерно 54-55 метров, этот мини-стадион вполне пригоден для проведения забегов, как на спринтерские, так и на стайерские дистанции. Пятиборье включает в себя следующие виды: бег на короткую дистанцию (2 круга), бег на длинную дистанцию (10 и 18 кругов), прыжки в длину с места, метание набивного мяча и силовое упражнение для мальчиков - подтягивание, для девочек – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Результаты тестирования оцениваются по 30-ти бальной шкале, где 1 - 2 очка на виде - это для самых слабых, 10 очков – возрастная норма, 20- для отличников, 30 – для хорошо подготовленных спортсменов. Поскольку таблицы свои для каждого возраста, то возраст сам по себе не дает никакого преимущества, и 50 и 100 очков из 150 возможных набрать одинаково трудно в любом классе.
В начале, сдача еще одного дополнительного норматива, не вызвала большого энтузиазма у ребят. Получив и обработав все результаты, я разместил их на стенде, импровизирующем «Гору Эверест». Высота стенда 150см, где каждый сантиметр равнялся одному очку, а фамилии всех учеников были написаны на той высоте, сколько очков они набрали в сумме пятиборья. Результаты этих соревнований «Восхождение на Эверест» были расположены возле спортивного зала и являлись местом сбора всех учащихся в течении длительного времени. Все, кто участвовал в соревнованиях, нашли свою фамилию на склонах горы. Но одни видели ее стоя в полный рост (потому что она находилась наверху), а другие, «сидя на корточках». С тех пор эти соревнования вызывают у ребят большой интерес, и они всегда с удовольствием принимают в них участие, с нетерпением ожидая результатов.
Первые соревнования были проведены осенью 2003-2004 учебного года, с тех пор я провожу их ежегодно в октябре и апреле месяце, причем, подвожу итоги не только в личном, но и в командном первенстве между классами. Для опубликования результатов я не использую каждый раз новую гору, а меняю цвет краски или шрифт, поэтому каждый учащийся может проследить за ростом своего физического развития или, наоборот, за снижением. Имея результаты соревнований за несколько лет, возможно, проведение анализа достигнутых результатов и их динамику.
Вариативная часть содержания учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников построена на частичном использовании принципов и средств спортивной тренировки по избранному учащимися виду спорта.
Вариативную часть программы составляет тренировочная специализация с преимущественной игровой направленностью.
Общая закономерность формирования моторики в онтогенезе проявляется в неуклонном и положительном изменении элементов движений в детские и юношеские годы, поэтому естественным является то, что специализированные занятия указанными выше видами спорта необходимо начинать в раннем или среднем школьном возрасте. Соответственно, уровень сформированности общетеоретических знаний, общего развития физических и координационных качеств, и общих двигательных умений, закладываемых в базовом компоненте программы, в значительной степени влияет на динамику духовного, физического и технического совершенствования старшеклассников в избранных тренировочных специализациях.
Содержание вариативного компонента учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников составляют:
- Специфические задачи каждой специализации.
- Специальные принципы.
В данном случае происходит частичное использование принципов спортивной тренировки, непрерывность тренировочного процесса:
- единство общей и специальной физической подготовки;
- углубленная специализация и индивидуализация;
- тренирующий режим нагрузки (волнообразность, цикличность).
3. Учебный материал по формированию специальных теоретических знаний; двигательных умений и навыков в виде спорта (техническая подготовка), развитию специальных кондиционных и координационных способностей.
Объем программного материала вариативной части на учебный год составляет 76 часов.
Таким образом, отличительной особенностью содержания планирования учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников является:
1. Наличие учебного материала для общего развития кондиционных и координационных способностей учащихся, а также общего двигательного обучения. В связи с этим происходи выполнением государственного образовательного стандарта общего среднего образования по предмету «Физическая культура».
- Удовлетворение потребностей учащихся старших классов в занятиях избранным видом спорта, на который уделяется большая часть годовой учебной нагрузки.
- Углубленное обучение и совершенствование в избранном виде спорта.
4. Частичное использование в занятиях принципов спортивной тренировки.
5. Вынесение за рамки учебного дня занятий по физической культуре с увеличением учебной нагрузки в 2 раза (136 часов), за счет интенсификации учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся общеобразовательной школы.
Организация учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников включает в себя:
- утверждение учебного плана школы с включением дополнительных занятий по физической культуре (тренировочная специализация), за счет факультативных занятий;
- комплекс мероприятий по агитации, пропаганде и рекламе тренировочных специализаций; проведение отбора (набора) в учебные группы тренировочных специализаций из числа учащихся 9-11 классов;
- составление и утверждение расписания занятий на учебный год;
- использование, кроме традиционного урока, других форм учебных занятий: лекций, групповых занятий;
- сдачу зачетов и экзаменов по предмету физическая культура (согласно программе).
2. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА УРОКОВ
В 9-11 КЛАССАХ
Применительно к средней (полной) школе учебный процесс по физической культуре ориентируется уже на закрепление ранее достигнутого учащимися уровня физического совершенствования и его дальнейшего совершенствования, а также на непосредственную подготовку юношей и девушек к предстоящей профессиональной, военной и семейно-бытовой деятельности.
В соответствии с основной целью учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, базовое содержание физкультурного образования учащихся предусматривает решение следующих задач:
- формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности;
- формирование потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями и здоровом образе жизни;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психофизических процессов и свойств личности;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, и в целом здорового образа жизни;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; навыкам в базовых видах физической культуры;
- формирование умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
Овладение базовым содержанием важно с социальной и педагогической точек зрения. В социальном плане это облегчит выполнение требований государственных стандартов и будет свидетельствовать о достигнутом уровне физической культуры личности. В педагогическом плане освоение базовых основ содержания программного материала позволит сделать процесс физического воспитания непрерывным, облегчит переход от одной возрастной ступени к другой, обеспечит адаптацию к различным жизненным условиям (переход из одной школы в другую, смена педагогов, овладение специальностью, служба в армии, учеба в высших, средних специальных учебных заведениях и т.д.). И что самое важное - это обеспечит необходимый уровень развития личности учащихся, укрепление их здоровья, освоение ими знаний и умений самосовершенствоваться.
Уроки физической культуры в 9-11 классах носят тренировочную направленность и содержат средства для решения в первую очередь, оздоровительных задач, формирования представлений о престижности высокого уровня здоровья. На уроках формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, адекватная самооценка, развитие психических процессов, происходит обучение основам саморегуляции. Закрепляются знания о физической культуре и спорте как одном из средств разностороннего развития личности, подготовки к трудовой деятельности; знания о здоровом образе жизни, и его составляющих; знания о двигательной активности и спортивной тренировке как средствах поддержания высокой работоспособности.
Формирование теоретических знаний происходит как в форме лекционного занятия, так и в процессе освоения разделов программного материала. Лекционные занятия проходят согласно годовому план-графику прохождения учебного материала (таблица 1), а также в неблагоприятные погодные условия
Таблица 1.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка-часов) физкультурного образования учащихся 9-11 классов
Разделы рабочей программы | Классы, пол | |||||||
9 класс | 10 класс | 11 класс | ||||||
Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | |||
1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ | 60 | 60 | 60 | |||||
1. Основы теоретических знаний | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||
2. Двигательные способности | ||||||||
а) выносливость (легкая атлетика, лыжи) | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||
б) силовая подготовка | ||||||||
- атлетическая гимнастика | 8 | 6 | 6 | 4 | 6 | 4 | ||
- основная гимнастика | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||
- единоборства | 4 | 4 | ||||||
в) скоростные способности (легкая атлетика, лыжи) | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||
3. Координационные способности | ||||||||
- спортивные игры | 10 | 8 | 10 | 8 | 10 | 8 | ||
- оздоровительная аэробика | 6 | 8 | 8 | |||||
4. Двигательные умения и навыки | 12 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
5. Организаторские умения (судейство, методика проведения уроков) | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | ||
П.ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Тренировочная специализация по избранному виду спорта | 76 | 76 | 76 | |||||
Итого (час) | 136 | 136 | 136 |
Материал, направленный на развитие двигательных способностей включается во все уроки одновременно с формированием двигательных умений и навыков. Учебный материал по атлетической гимнастике и оздоровительной аэробике рекомендуется включать в базовое содержание уроков физической культуры.
В годовом план-графике представлен порядок прохождения учебного материала базовой и вариативной частей различных видов учебно-тренировочной специализации физкультурного образования учащихся 9-11 классов: с преимущественно игровой, аэробной, атлетической и художественно-эстетической направленностью. Помимо этого, отражен и порядок прохождения учебного материала для группы общефизической подготовки, занимающейся по традиционной программе с пропорционально увеличенным количеством времени на все разделы базового содержания программы до 136 часов в год.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Основные задачи | Средства | ||
9 – 11 классы | |||
Юноши | Девушки | ||
Формирование теоретических знаний | Общие основы техники бега, прыжков, метаний, упражнений на гимнастических снарядах, техники передвижений на лыжах, техники способов плавания. Терминология спортивных упражнений, самостоятельная разминка, правила индивидуального подбора упражнений для утренней зарядки, для разминки. Соревнования по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, плаванию, лыжным гонкам. Правила соревнований, организация и проведение соревнований, методика техника судейства, особенности судейства. Основные механизмы энергообеспечения при выполнении различных упражнений, влияние физических упражнений на организм человека. Оздоровительная направленность физической культуры и спортивной тренировки. Основные механизмы энергообеспечения при выполнении различных упражнений, влияние физических упражнений на организм человека. Оздоровительная направленность физической культуры и спортивной тренировки. | ||
Развитие выносливости | Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, бег в парах и тройках, длительная ходьба и бег на лыжах, на коньках. Эстафеты легкоатлетические, лыжные, конькобежные. Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. | ||
Ритмическая гимнастка, аэробика, шейпинг, общеразвивающие упражнения с предметами, вольные упражнения, групповые вольные упражнения. | |||
Упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах (стандартных и дополнительных) в виде учебных комбинаций выполняемых повторно. | |||
Развитие силовой выносливости, силовых способностей | Акробатические упражнения в парах, тройках, четверках. Упражнения вдвоем в сопротивлении. | ||
Силовые единоборства, лазания по канату, по двум канатам без помощи ног, с помощью ног на скорость, повторное лазание по канату (2-3 раза). Подтягивания, упражнения с гантелями, гирями, штангой, набивными мячами, атлетическая гимнастика, армрестлинг. Упражнения в висах и упорах статического характера. | Лазания по канату с помощью ног. Повторное лазание по канату, лазание по шесту, гимнастической стенке. Потягивания в висе лежа. Сгибание туловища в висе на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами, атлетическая гимнастика. Упражнения в висах и упорах с силовой направленностью. | ||
Развитие силовой выносливости, силовых способностей | Акробатические упражнения в парах, тройках, четверках. Упражнения вдвоем в сопротивлении. | ||
Силовые единоборства, лазания по канату, по двум канатам без помощи ног, с помощью ног на скорость, повторное лазание по канату (2-3 раза). Подтягивания, упражнения с гантелями, гирями, штангой, набивными мячами, атлетическая гимнастика, армрестлинг. Упражнения в висах и упорах статического характера. | Лазания по канату с помощью ног. Повторное лазание по канату, лазание по шесту, гимнастической стенке. Потягивания в висе лежа. Сгибание туловища в висе на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами, атлетическая гимнастика. Упражнения в висах и упорах с силовой направленностью. | ||
Развитие скоростно-силовых способностей | Прыжки и многоскоки, прыжки со скакалкой, опорные прыжки. Метания в цель и на дальность разных снарядов и предметов из различных исходных положений, метание набивного мяча, толкание ядра. Игры с набивным мячом в сочетании с прыжками, метанием и ловлей, с бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Упражнения на гимнастических снарядах с большой амплитудой движений. Подвижные игры и эстафеты. | ||
Развитие скоростных способностей | Ходьба и бег с ускорением, с изменением темпа и ритма. Строевые упражнения, обще развивающие упражнения, выполняемые с изменением темпа. Бег из различных исходных положений на расстояние 15-25 метров с максимальной скоростью. Ведение мяча руками (рукой) в разных стойках, с изменением частоты ударов. С максимальной частотой ударов. Подвижные игры с мячом. Ходьба на лыжах с максимальной скоростью на короткие расстояния. Эстафеты легкоатлетические, на лыжах. | ||
Развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движений, упражнения в парах, акробатические упражнения на гимнастической стенке, на гимнастических снарядах, хореография. Общеразвивающие упражнения с предметами. | ||
Совершенствование координационных способностей | Строевые упражнения с различными движениями руками, туловищем, головой. Фигурная маршировка, построения перестроения. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами с различными способами ходьбы и бега, прыжков, акробатических упражнений. Челночный бег, бег с изменениями скорости, способов перемещения. Бег с преодолениями препятствий. Барьерный бег, бег на местности. Прыжки через препятствия, в длину с места, на точность приземления, прыжки в глубину с различными поворотами и движениями руками и ногами. Метания предметов из разных исходных положений в цель одной и двумя руками. Упражнения по совершенствованию техники перемещений и владения мячом, метание в цель различных мячей, жонглирование мячами индивидуально, в парах, группами. Упражнения на быстроту и точность реакции, прыжки в заданном ритме. Комбинации из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом. | ||
Совершенствование техники беговых видов легкой атлетики | Высокий и низкий старт стартовый разбег, финиширование, бег на спринтерские дистанции 40, 60, 100 метров, эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе в течение 20-26 минут (юноши), 15-20 минут (девушки), бег по повороту, бег на 2000 метров (девушки) и 3000 метров (юноши). | ||
Совершенствование техники прыжков | Прыжки в длину и высоту с разбега различными способами. | ||
Совершенствование техники метаний | Метание различных снарядов в горизонтальные и вертикальные цели с разных расстояний, метание на дальность с разбега. | ||
Совершенствование техники игры в баскетбол | Передвижения остановки, повороты, стойки, комбинации из основных элементов техники. Ловля и передача мяча без сопротивления противника и с сопротивлением защитника, ведение мяча в разных вариантах без сопротивления и с сопротивлением защитника, варианты бросков мяча в корзину. Действия против игрока без мяча и с мячом. Комбинации из основных элементов техники игры в баскетбол. Индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам, игра по правилам соревнований. | ||
Совершенствование техники игры в волейбол | Стойка, перемещения, остановки, повороты, прием и передача мяча, подача, нападающий удар, блокирование. Комбинации из основных элементов техники. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам, по правилам соревнований. | ||
Совершенствование навыков выполнения строевых и общеразвивающих упражнений | Построения и перестроения, размыкания и смыкания, фигурная маршировка. Сочетание движений руками, туловищем и головой с ходьбой, бегом, прыжками. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, гири, штанга, эспандеры, на тренажерах, на снарядах - юноши, с обручами, булавами, лентами, скакалками, мячами -девушки). | ||
Совершенствование навыков выполнения упражнений в висах и упорах | Висы простые и смешанные, упоры простые и смешанные на различных гимнастических снарядах. | ||
Подъем силой (кольца, брусья), подъем рывком (перекладина); размахивания в висе (перекладина, кольца, канат), в упоре (брусья, кольца, к-махи), подъемы переворотом (перекладина).подъем разгибом (перекладина, брусья, кольца); соскоки махом вперед и назад из висов и упоров (кольца, перекладина, брусья). | Подъем толчком двумя из виса лежа (брусья.), подъем переворотом толчком одной, махом другой из виса лежа на н/ж, подъем переворотом толчком двумя из виса лежа на н/ж. Подъем разгибом одной толчком другой из виса присев на одной н/ж; равновесия на н/ж, седы на бедре, углом; соскоки махом одной толчком другой. Ходьба, бег, прыжки, подскоки, танцевальные шаги, седы, повороты соскоки в сторону и с конца бревна (скамейка, низкое бревно, бревно гимнастическое) | ||
Совершенствование навыков выполнения опорных прыжков | Прыжок ноги врозь через коня в длину разной высоты (115-125 см) | Прыжок углом толчком одной и махом другой через коня в ширину, прыжок - ноги врозь (козел в длину) | |
Совершенствование навыков выполнения акробатических упражнений | Длинный кувырок через препятствие, стойка на руках толчком одной махом другой, кувырок назад прогнувшись, кувырок назад через стойку на руках. Комбинация из изученных ранее элементов | Стойка на лопатках, мост, кувырок вперед и назад, колесо боком, комбинация из изученных ранее элементов | |
Освоение техники единоборств | Приемы самозащиты, уклонение от ударов, уход от захватов защита от ударов рукой, ногой, учебная схватка | ||
Закрепление навыков передвижения на лыжах | Ходьба на лыжах на различные дистанции изученными спортивными ходами. Транспортировка пострадавшего (на лыжах, с помощь лыж и лыжных палок). Профилактика обморожений, оказание первой помощи при переохлаждениях, обморожениях. | ||
Освоение техники основных элементов оздоровительной аэробики | Танцевальные движения: шаги польки, галоп, вальс. Изучение комплекса ритмической гимнастики в современном и русском стиле. Комплекс упражнений на растяжку и стретчинга. Изучение комплексов оздоровительной аэробики | ||
Самостоятельные занятия | Оздоровительный бег, аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика: применение для индивидуального развития и совершенствования основных физических качеств; двигательных способностей, исправления недостатков физического развития, телосложения. Индивидуальный выбор и применение упражнений по совершенствованию координационных способностей: подвижные игры, спортивные игры, игровые задания. Тренировки с использованием гимнастических снарядов, тренажеров. Применение упражнений единоборств. Совершенствование техники плавания выбранным стилем. Совершенствование техники передвижений на лыжах избранным способом. | ||
Организаторские умения | Организация и проведение строевых и общеразвивающих упражнений со сверстниками, с младшими школьниками. Организация и проведение подвижных и спортивных игр с младшими школьниками. Комплектование команд, подготовка мест игр и соревнований, оборудования и инвентаря. Выполнение обязанностей судьи в избранном виде спортивной деятельности, инструктора на занятиях с младшими школьниками. |
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
I. ЗНАНИЯ:
физическая культура и спорт, как одно из средств всестороннего развития личности, подготовки к трудовой деятельности и защите РОДИНЫ;
- физическая культура, как составная часть здорового образа жизни;
- физическая культура в быту, на производстве;
- закономерности двигательной активности, спортивной тренировки;
- способы психофизической регуляции и саморегуляции.
II. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- показать умения и навыки технически правильно выполнять упражнения в циклических и ациклических двигательных действиях;
- показать умения и навыки технически правильно выполнять сложнокоординационные упражнения на гимнастических снарядах (в виде комбинаций из изученных элементов);
- показать умения быстрого ориентирования в меняющейся обстановке спортивных игр.
III. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ:
- выполнять нормативы по показателям развития физических качеств в соответствии с требованиями госстандарта, с учетом региональных условий;
- показать прирост показателей физической подготовленности морфо-функционального состояния.
IV. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- умение использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации здорового образа жизни;умение проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний;
- участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
показать умения организовать физкультурную деятельность младших школьников;
- показать умения судейства соревнований одного из видов физкультурной деятельности или вида спорта.
3. ВАРИАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
УРОКОВ В 9-11 КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БАСКЕТБОЛА
Вариативная часть содержания учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников построена на частичном использовании принципов средств и методов спортивной тренировки по баскетболу.
В соответствии с общей целью учебно-тренировочной специализации, задачами вариативной части, т.е. тренировочной специализации по баскетболу являются:
- формирование интереса к занятиям избранным видом специализации;
- формирование теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности по баскетболу;
- воспитание необходимых моральных и волевых качеств
баскетболиста;
- обучение основным технико-тактических действий в баскетболе;
- развитие двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение высокого уровня здоровья;
- формирование организаторских умений в спортивной и
соревновательной деятельности по баскетболу.
Предлагаемая экспериментальная учебная программа с углубленным изучением баскетбола включает в себя 7 разделов, первый раздел «Основы теории» предусматривает ознакомление старших школьников с основами теоретических знаний по теории и методике спортивной тренировки. Также происходит знакомство с историей возникновения и развития баскетбола, с правилами игры и методикой судейства основами физической, технической и тактической подготовки, а также учащихся знакомят с основами проведения соревнований по баскетболу. Формы теоретических занятий: беседы лекции, семинары. Организуются специальные занятия, беседы и рассказ в процессе практических занятий и соревнований.
Раздел «Техническая подготовка» включает в себя задачу обучения основным приемам техники баскетбола, дальнейшее совершенствование изученных приемов техники, расширение арсенала общих двигательных навыков. По мнению авторов, освоение приемов техники нужно сочетать с теоретической подготовкой, что благотворно влияет на формирование уровня мышления, быстроты принятия решений, самоконтроля.
Раздел «Тактическая подготовка» направлен на развитие у учащихся игрового мышления. Рекомендуется следующая последовательность овладения тактическими действиями. Вначале осваиваются индивидуальные действия в нападении, в следующей последовательности: освобождение от опеки защитника и выход на свободное место, использование приемов ловли и передачи мяча, использование бросков в корзину, использование ведения и обводки использование сочетаний приемов финтов с выбором места на площадке.
Овладение индивидуальными действиями в защите ведется параллельно с изучением индивидуальных действий в нападении.
При овладении групповыми действиями, основу которых составляют типовые способы взаимодействия двух-трех игроков в нападении и защите рекомендуется следующая методическая последовательность освоения взаимодействий в нападении: взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». Взаимодействие трех игроков по типу «треугольник», заслоны (внешний и внутренний), нападение на одного партнера, «тройка» пересечение, «малая восьмерка», «скрестный выход», заслоны в движении, «сдвоенный заслон» «наведение на двух».
Методическая последовательность овладения взаимодействиями в защите следующая: подстраховка, переключение, отступание, проскальзывание, взаимодействие в численном меньшинстве, групповой отбор мяча.
При определении методической последовательности овладения командными действиями, нужно руководствоваться следующими правилами. Вначале формируются навыки действий в системе позиционного падения через центрового и параллельно осваивается стремительное нападение. Затем овладевают действиями в защите. Начинают с системы личной защиты, потом переходят к прессингу на своей половине площадки и наконец, к прессингу на всей площадке. Зонную систему защиты и её варианты осваивают позднее -после того как занимающиеся научаться опекать игрока противника и взаимодействовать с партнерами.
Раздел «Специальная физическая подготовка».
Под специальной физической (двигательной) подготовкой подразумевается развитие специальных для баскетбола физических (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) и координационных качеств. Развитие специальных физических качеств происходит с учетом индивидуальных особенностей занимающегося с увеличением специальных тренировочных средств анаэробной направленности (безкислородный режим энергообразования).
Спортивно-техническое мастерство даже лучших спортсменов достигает зачастую границ, которые трудно расширить из-за стабилизации ошибочной техники, а чаще недостаточного развития спортивно-специфического координационного базиса. Резервы повышения спортивного мастерства многие авторы связывают с таким фактором, как техника/координация, когда в единстве с совершенствованием навыков (техники) рекомендуют целенаправленно и непрерывно развивать значимые координационные способности.
Обучение технике и тактике игры необходимо вести в единстве с развитием двигательных качеств, именно для этого предназначен раздел «Интегральная подготовка», где во взаимосвязи проявляются физические качества, уровень владения техникой и тактикой.
В разделе «Контрольные испытания и зачеты» предполагается осуществлять контроль за ходом учебно-тренировочного процесса по баскетболу. Чтобы учитель мог корректировать обучение в конце определенного раздела и для оценки эффективности овладения тем или иным техническим приемом, контрольные упражнения учащиеся выполняют по ходу овладения основными техническими приемами баскетбола. Также в данном разделе необходимо использовать контрольные игры и соревнования, что, несомненно, повышает интерес учащихся к занятиям баскетболом, а также позволяет проявлять творческие способности учащихся.
Раздел «Инструкторская и судейская практика» предполагает обучение особенностям судейства и правилам соревнований по баскетболу, предполагается проведение с учащимися семинаров-практикумов для обучения методике проведения тренировок, сначала в качестве помощника тренера, потом самостоятельно, также раздел предусматривает проведение семинаров по судейству соревнований по баскетболу.
Объем программного материала вариативной части на учебный год в 9-11 классах составляет 76 часов (таблица 3).
При разработке вариативного содержания учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников использовались: программа по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ и СДЮШОР, учебники для ВУЗов, - раздел «Баскетбол» (Н.В.Семашко, 1976; Ю.М.Портнов, 1989, 1997); Е.Н.Литвинова, М.Л.Виленского, Б.И.Туркунова (1992), А.Я.Гомельского (1997) и др..
Таблица 2.
Примерное распределение времени на разделы вариативной части учебной
программы (сетка часов) при двухразовых занятиях в неделю в 9-11 классах с
углубленным изучением баскетбола (юноши, девушки)
Разделы учебной программы | Классы | |||
9 | 10 | 11 | ||
1. | Теоретическая подготовка | 8 | 8 | 8 |
2. | Специальная физическая подготовка | 20 | 18 | 16 |
3. | Техническая подготовка | 16 | 10 | 12 |
а) техника передвижений | 2 | - | - | |
б) техника ловли | 2 | - | - | |
в) техника передачи | 3 | 2 | 2 | |
г) техника ведения | 2 | 1 | 1 | |
д) техника бросков | 6 | 6 | 7 | |
е) техника овладения мячом | 1 | 1 | 2 | |
4. | Тактическая подготовка | 14 | 16 | 16 |
а) личная защита | 4 | 4 | 4 | |
б) позиционное нападение | 3 | 2 | 4 | |
в) быстрый прорыв | 3 | 4 | 2 | |
г) зонная защита | - | - | 2 | |
д) групповые взаимодействия в защите и нападении | 4 | 4 | - | |
е) командные действия в защите и нападении | - | 2 | 2 | |
5. | Интегральная подготовка | 8 | 12 | 12 |
6. | Контрольные испытания и зачеты | 4 | 4 | 4 |
7. | Инструкторская и судейская практика | 6 | 8 | 8 |
Итого часов: | 76 | 76 | 76 |
Таблица 3.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ 9 – 11 КЛАССОВ (по 76 ЧАСОВ) | |||||
№ | Задачи | Содержание материала | Методические указания | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Совершенствование перемещений. Совершенствование броска одной рукой от плеча. Развитие скоростно-силовых качеств. | Чередование перемещений в защитных стойках с прыжками, остановками, поворотами, 10 мин. В максимальном темпе. Броски одной рукой от плеча в парах «челноком». Защита - активное сопротивление. Расстояние до корзины 5-6 метров. Броски в 3-х (1 бросает, 2-е подают). | В парах защитник - нападающий. Следить за сохранением позиции. Броски выполнять сериями по 3-4 минуты; темп максимальный. Учитывать количество попаданий подряд. | ||
2. | Совершенствование броска одной рукой сверху в движении в сочетании с другими элементами. Совершенствование контратаки. Бросковая подготовка. Формирование теоретических знаний. | Броски с места в чередовании с проходами и бросками в движении. Передачи в 2-х и 3-х с последующим броском в движении. Реализация численного преимущества 2x1 и 3x2 после подбора мяча на своём щите (10 мин.). Броски со средней и дальней дистанции в 2-х и 3-х. Чередование бросков с силовыми проходами. Сообщение о принципах, средствах и методах спортивной тренировки вообще и по баскетболу в частности. | При противодействии 2x2 и 3x2 различная расстановка защитников. После подбора смена мест нападающими. Первая передача к центральной линии. Сообщение знаний происходит в процессе практического занятия в сочетании словесных с наглядными методами. | ||
3. | Совершенствование передач. Обучение броску в прыжке с места. Совершенствование личной защиты. | Передачи в 3-х на месте с сопротивлением. Передачи в движении со сменой мест, с последующей атакой кольца (15 мин.). Бросок в прыжке в парах (без сопротивления). Дистанция до корзины 2,5-3 метра. Бросок в прыжке после короткого короткого ведения и остановки прыжком (или 2-мя шагами). Двухсторонняя игра с применением личной защиты - прессинга (30 мин.). ведения и остановки прыжком (или 2-мя шагами). Двухсторонняя игра с применением личной защиты - прессинга (30 мин.). | Выполнять на максимальной скорости. Выполнять сериями по 5-10 бросков. Между выполнением бросков в прыжке выполнять по 10- штрафных бросков 15 | ||
4. | Теоретическая подготовка по вопросам спортивной и соревновательной деятельности баскетболистов. Принятие контрольных нормативов по ОФП и технической подготовке (проводить в соревновательной форме). | ||||
5. | Совершенствование ведения и передач мяча. Совершенствование броска одной рукой с места и бросков в движении. Совершенствование быстрого прорыва. | Ведение мяча в парах с активным сопротивлением противника 5мин. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Ведение мяча с последующей атакой корзины броском в движении и в прыжке с расстоянияЗ-3,5 метра, 10-12 мин. Выполнение штрафных бросков в парах сериями по 20-25 бросков. Передача мяча убегающему в отрыв партнёру после подбора на своём щите. | Выполнять ведение на Vi площадки. Выполнять упражнения в ведении мяча на пульсе 160-180 уд/мин. Чередовать отрезки работы в максимальном темпе с отдыхом. | ||
6. | Совершенствование подбора мяча и добиваний. Совершенствование перехватов. Бросковая подготовка. | Перехваты мяча в парах у стены со сменой мест 5 мин. Перехват мяча у партнёра ведущего мяч. Подборы мяча в парах после атаки корзины. Подбор мяча в колоннах по 5-6 человек. Отработка отсекания игрока. Добивание мяча после атаки со средней дистанции. Подбор и добивание при игре 3x3 на один щит. Чередование бросков в прыжке с проходами, в парах 15 мин. | В парах после подбора выполнять добивание. Добивать мяч, до приземления и не опуская рук с мячом. | ||
7. | Совершенствование перехватов мяча. Совершенствование контратаки. Развитие скоростно-силовых качеств. | Чередование перехватов мяча у стены в парах. Перехваты мяча при передачах в двиижении в парах 2x1; 3x2. Перехваты мяча после неточных и навесных передач. Перехваты мяча по сигналу. Первая передача в крайние позиции после подбора мяча с последующим движением игрока в центр. Реализация численного преимущества 2x1 и 3x2. Быстрый прорыв в 3-х со сменой мест («восьмёрка»). | При реализации 2x1 и 3x2 расстановку защитников менять. Выполняя «восьмерку» сократить количество передач до трёх. | ||
8. | Совершенствование ведения и передач мяча. Совершенствование личной защиты. Развитие выносливости. | Ведение мяча при активном противодействии защитника. Ведение мяча с обводкой предметов. Ведение мяча в «коридоре» с сопротивлением. Передача убегающему в прорыв партнёру. Дальняя передача, на 16-18 метров. Передачи в параллельном движении и комбинированных упражнениях. | Мяч укрывать корпусом, вести без зрительного контроля. В «коридорах» игроки меняются через 1 минуту. Передачи убегающему выполнять с обеих сторон площадки. | ||
9. | Совершенствование добивания мяча. Обучение накрыванию мяча. Совершенствование позиционного нападения. | Добивание мяча в колоннах после выполнения штрафного броска. Добивание мяча в парах после выполнения броска со средней дистанции. Серийные прыжки с добиванием мяча после 3 или 5 прыжка. Накрывание мяча в парах (защитник на расстоянии вытянутой руки) - броски в руку защитника. Позиционное нападение с | При добивании в парах броски выполнять с различных позиций. Серийные прыжки, выполнять не опуская мяча. Между выполнением серийных прыжков выполняются штрафные броски. | ||
10. | Совершенствование передач и броска в движении. Совершенствование подбора мяча. Интегральная подготовка. | Передачи мяча в параллельном движении со сменой мест. Передачи набивного мяча (2 кг) в парах - из-за спины, в прыжке, в шаге. Обучение отсеканию игроков при подборе мяча в парах и групповых упражнениях по 3-4 человека. Двухсторонняя игра с чередованием изученных систем защиты и нападения. | При прохождении площадки с передачами скорость максимальная. Передачи набивного мяча в двух шеренгах сериями по 15-20 передач. Обязательное восстановление после выполнения упражнений в передачах мяча до пульса 120 уд/мин. | ||
11. | Совершенствование добиваний мяча. Совершенствование контратаки. Совершенствование групповых взаимодействий в нападении. | Добивание мяча при бросках со средней дистанции. Добивание мяча после серийных прыжков и передачи в щит (серия 3-5 прыжков). Добивание мяча после подбора и ухода к противоположной стороне щита. Передачи в движении со сменой мест в 3-х («восьмёрка»). Передачи в край для организации быстрого прорыва вдоль боковых линий. Совершенствование взаимодействий «тройка» с пассивными защитниками. | При бросках в парах особое внимание уделять отсеканию игрока выходящему на подбор. При выполнении «восьмёрки» сократить количество передач до трёх. | ||
12. | Обучение внутреннему и внешнему заслонам. Бросковая подготовка. | Чередование постановки внешнего и внутреннего заслонов в 2-х с пассивным сопротивлением защитника. Броски в парах с сопротивлением защитника 4 серии по 10-15 бросков. Броски в 3-х со средней дистанции двумя мячами 30-40 попаданий на тройку. Чередование бросков со средней и дальней дистанции «челноком» сериями 15-20 попаданий. Двухсторонняя игра 5x5 с применением личной защиты (2 половины по 12 мин.) | Все бросковые упражнения выполнять в соревнованиях между парами и тройками. В перерывах упражнений выполнять штрафные броски. | ||
13. | Обучение подстраховке и проскальзыванию. Совершенствование ведения и передач мяча. Совершенствование быстрого прорыва. | Передачи мяча в сочетании с ведением, бросками, проходами в комбинированных упражнениях. Подстраховка партнёра (вариант: подстраховка партнёра, который опекает лидера команды соперника). Быстрый прорыв в 3-х и 4-х со сменой и без смены мест. | Комбинированное упражнение по сложности должно соответствовать уровню технической подготовленности игроков. Выполнять от 1,5 до 3 минут. | ||
14. | Совершенствование бросков в прыжке. Совершенствование подборов мяча. Совершенствование контратаки. | Броски в парах и тройках со средней и дальней дистанции сериями по 15-20 попаданий. Чередование бросков со средней дистанции с проходами под корзину (4 серии по 15-20 попаданий). Броски в парах с сопротивлением защитника до определенного количества попаданий. Подборы мяча в группах по 3-4 человека. Серийные передачи мяча одной рукой в прыжке в стену. Реализация численного преимущества 2x1 после овладения отскоком. | При бросках уделять внимание не скорости, а точности попаданий. Броски в парах с сопротивлением. Подборы мяча под различными углами к корзине. | ||
15. | Совершенствование техники передвижений. Совершенствование передач мяча. Развитие скоростной выносливости. | Чередование перемещений: бега, остановок, поворотов с передачами мяча. Перемещения в защитных стойках правым, боком, спиной и лицом вперёд. Передачи мяча на месте и в движении набивными мячами (вес 1-1,5 кг). Передачи со сменой мест. Длинная передача убегающему партнёру в отрыве. Круговая тренировка (30 мин.) на развитие скоростной выносливости. | При перемещениях особое внимание уделять сохранению защитной позиции. Передача убегающему на расстояние 10-12 метров. Между сменой станций -штрафные броски. | ||
16. | Совершенствование ведения мяча, бросков в движении и в прыжке. Совершенствование взаимодействий в нападении. | Чередование ведения с остановками, поворотами, передачами и бросками. Ведение с изменением скорости, темпа, ритма движений и высоты отскока мяча. Технические приёмы владения мячом при ведении (переводы, финты и т.д.). Взаимодействие 2-х и 3-х игроков в нападении «двойка» и «тройка». Двухсторонняя игра 5x5 с применением взаимодействий 2-х и 3-х игроков - 20 мин. | Технические приёмы владения мячом на месте и в движении усложнить увеличением количества мячей. При удачном применении взаимодействий в игре начислять 3 или 5 очков. | ||
17. | Совершенствование передач мяча. Совершенствование подборов и добиваний. Совершенствование взаимодействий в нападении «двойка» и «тройка». | Передачи мяча на месте у стены сериями по 25-30 передач. Передачи в парах и тройках на месте с сопротивлением. Передачи в квадрате и в кругах. Передачи в движении со сменой мест. Подбор мяча после бросков партнёра. Добивания после нескольких передач в щит. Подбор мяча после выполнения штрафных бросков. Совершенствование взаимодействий в 2-х и 3-х игроков в двухсторонней игре. | У стены передачи 2-мя мячами. В игре за удачное выполнения взаимодействий начислять большое количество очков (3-5). | ||
18. | Совершенствование групповых взаимодействий в защите. Совершенствование накрывания мяча. Совершенствование личной защиты. | Накрывание мяча в парах при бросках с места в прыжке, 5-8 мин. Накрывание защитником игрока, выполняющего бросок в движении. Совершенствование взаимодействий 2-х игроков переключение и проскальзывание в 4-х на 4-х щитах (нападающие выполняют упражнение в среднем темпе). Игра 4x4x4 по всей площадке «челноком» 3x5 минут с применением плотной личной защиты. | Нападающий чередует в строгой последовательности броски в движении сверху и снизу, команда при переключении и проскальзывании подаётся громко и чётко. | ||
19. | Дальнейшее совершенствование добивания мяча. Бросковая подготовка. Совершенствование контратаки. | Добивание мяча закрытое заслонкой. Серийные передачи мяча в щит с последующим броском в корзину на 5-7 прыжке. Добивание мяча после броска в прыжке. Броски «челноком» в парах сериями по 25-30 попаданий на пару. Броски в 3-х двумя мячами (двое подают одному). Организация контратаки в 5-х после подбора мяча на своём щите и после перехвата мяча. | Стараться, чтобы мяч не упал на пол. Руки с мячом при добивании не опускать. Бросок выполняет тренер, упражнение выполняют 3-4 пятёрки. | ||
20. | Совершенствование передач на месте и в движении. Совершенствование ведения и бросков в движении. Интегральная подготовка. | Передачи на месте, в парах набивными мячами (1-1,5 кг.) из различных и.п. Передачи в движении в парах и тройках со сменой мест. Передачи в парах с сопротивлением защитника. Передачи в цель на точность. Ведение мяча с обводкой препятствий и последующим броском в движении под различными углами к корзине. Двухсторонняя игра 4x10 мин. с применением в 1-й и 3-й четвертях личного прессинга. | Использовать утяжеленные манжеты. При совершенствовании ведения мяча целесообразно использовать комбинированные упражнения, работа на пульсе до 180 уд/мин. | ||
21. | Совершенствование взаимодействия 2-х игроков в защите - групповой отбор мяча. Совершенствование быстрого прорыва. Развитие скоростных качеств. | Чередование рывков на 6-10 метров с остановками, поворотами, прыжками. Старты из различных и.п. и выполнение различных технических приёмов. Ведение мяча 1x1 и 1 х2 с изменением направления, скорости, с применением финтов и переводов мяча. Сохранение защитной позиции при опеке нападающего, контролирующего мяч. Передачи мяча в 3-х с продвижением вперёд, после овладения мячом на своём щите. | Рывки выполнять в парах в соревновательной форме. Задача вывести мяч из тыловой зоны за 10 секунд. Заставить нападающего остановиться и отобрать мяч. Чередовать контратаку по краю и через центр. | ||
22. | Совершенствование групповых взаимодействий в нападении. Совершенствование бросков в прыжке и штрафных бросков. Индивидуальная техническая подготовка. | Взаимодействие игроков в нападении: «отдай и выйди», «треугольник», «тройка» при пассивном сопротивлении защитников. Отработка этих взаимодействий в 3 и 4 на 2 щита. Броски в прыжке со средней и дальней дистанции в чередовании с проходами и бросками из под корзины. Добивание мяча после промахов обязательно. | При бросках в прыжке использовать приёмы усложнения внешней обстановки. | ||
23. | Совершенствование проходов и финтов. Совершенствование перехватов мяча. | Перемещения в защитных стойках: спиной вперёд, правым, левым боком. Совершенствование финтов в парах (10 мин): финт на бросок-проход-бросок в прыжке. Передачи мяча в отрыв убегающему партнёру. Передачи при параллельном движении, при реализации преимущества 2x1. Перехваты мяча у соперника на ведении. Перехваты мяча после организации группового отбора. | Возможно, менять способ перемещения по сигналу. При выполнении финтов обратить особое внимание на правильность всех действий. Передачи выполнять в комбинированных упражнениях. | ||
24. | Совершенствование подбора мяча. Совершенствование индивидуальных действий в защите и совершенствование личной защиты. | Подборы мяча после выполнения штрафных бросков. Отсекание игроков в 3-х с подыгрывающим. Отсекание после бросков со средней дистанции (бросает тренер или помощник). Совершенствование игры в защите: восстановление защитной позиции; переключение игроков; подстраховка. Двухсторонняя игра 4x10 мин (2-4 четверть обязательное применение прессинга и группового отбора мяча). | При выполнении подбора особое внимание отсеканию. Между четвертями выполнять штрафные броски. | ||
25. | Совершенствование бросков мяча с близких расстояний. Развитие скоростно-силовых качеств. Совершенствование тактики взаимодействия «наведение». | Расположение в двух колоннах у боковых линий в месте их пересечения со средней линией. Одна колонна выполняет броски, другая передачи. Варианты бросков: одной рукой сверху и снизу в движении; тоже после ведения. Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях. Стоя двумя руками от груди. Игра в одну корзину 2x2, выполняя взаимодействие наведение. Учебная игра (2x15 мин) с применением личной защиты на своей половине площадки. | После передачи и броска переход в противоположную колонну. Броски сначала с правой, затем с левой стороны. | ||
26. | Занятие по инструкторской и судейской подготовке, теоретической подготовке. | ||||
27. | Совершенствование групповых взаимодействий в защите. Бросковая подготовка. Интегральная подготовка. | Совершенствование группового отбора, переключений и проскальзываний. Перехваты мяча после группового отбора с последующей контратакой. Броски со средней и дальней дистанции в парах и тройках «челноком» сериями по 15 попаданий. Броски из-за 6 метровой линии в парах на точность до 3-5 попаданий подряд. Игра 3x3x3 челноком с применением личной защиты. | Переключения и проскальзывания выполнять по звуковому сигналу. При бросках использовать метод сопряжённых нагрузок. Броски на точность в среднем темпе (пульс до 130 уд/мин). | ||
28. | Совершенствование индивидуальной техники игроков. Совершенствование передач, бросков и ведения. Развитие силовых способностей. | Передачи и жонглирование 1-3 мячами у стены и в парах. Передачи 2-мя и 3-мя мячами у стены и в парах (тройках) игровые упражнения в передачах мяча, с ограничением ведения. Броски мяча из нестандартных и. п. с ограничением времени на подготовку. Силовая подготовка с применением тренажёров или набивных мячей. | При выполнении упражнений на тренажёрах выполнять серийные подходы. Вес отягощения 30-40 % от максимального. | ||
29. | Совершенствование игры против лидера в защите. Совершенствование бросков в движении и в прыжке. | Приём подстраховки и переключения от слабого к сильнейшему нападающему. Концентрированная защита: держание игрока (лидера) «сэндвич». | При выполнении бросков в движении у защитников допускаются не грубые фолы. В 3-х как можно быстрее подавать мячи бросающему. | ||
30. | Совершенствование индивидуальных защитных действий. Совершенствование контратаки. Развитие прыжковой выносливости. | Перемещения в защитных стойках при игре 1x1. Перемещения в стойках в сочетании с рывками, остановками и поворотами по звуковому и зрительному сигналам. Отработка первой передачи после подбора мяча на своём щите. Реализация численного преимущества 2x1 и 3x2 при проведении контратаки. Упражнения на тренажёрах и в парах с преодолением сопротивления партнёра. | Отрабатывать два варианта развития контратаки по краю и через центр площадки. Реализация численного преимущества на максимальной скорости. | ||
31. | Совершенствование контратаки. Совершенствование броска в прыжке с места, совершенствование личной защиты. | Реализация численного преимущества 2x1 и 3x2 после подбора на своём щите. Бросок в прыжке без сопротивления в парах. Дистанция до корзины 3,5-4 метра. Бросок в прыжке после короткого ведения и остановки прыжком или двумя шагами. Двухсторонняя игра с применением личной системы защиты-прессинга (30 мин.). | При реализации различная расстановка защитников. Выполнять сериями по 5-10 бросков. Между выполнением бросков в прыжке выполнить по 15-20 штрафных бросков. | ||
32. | Обучение внутреннему и внешнему заслону. Бросковая подготовка. Интегральная подготовка. | Чередование постановки внешнего и внутреннего заслонов в 4-х с пассивным сопротивлением защитника. Броски в парах с сопротивлением защитника, сериями до 15-20 попаданий. Броски в 3-х со средней дистанции со сменой мест 30-40 попаданий на тройку, двухсторонняя игра 5x5 с применением личной защиты. | Все бросковые упражнения в соревнованиях между парами и тройками. В перерывах упражнений выполнять броски. | ||
33. | Быстрый прорыв. Совершенствование взаимодействий в нападении. | Быстрый прорыв в 3-х и 4-х со сменой и без смены мест. Двухсторонняя игра с применением личной системы защиты-прессинга (20 мин). Взаимодействие 2-х и 3-х игроков в нападении «двойка» и «тройка». Двухсторонняя игра 5x5 с применением взаимодействия 2-х и 3-х игроков (15 мин). | При удачном выполнении взаимодействия в игре начислять 5 очков. | ||
34. | Бросковая подготовка. Совершенствование контратаки. Интегральная подготовка. | Чередование бросков в прыжке с проходами и бросками с дальней дистанции в парах (15 мин), первая передача в крайние позиции после подбора мяча с последующим движением игрока в центр. Реализация численного преимущества 3x2 и 5x3. Двухсторонняя игра 5x5 с применением изученных систем защиты и нападения. | При реализации расстановку защитников менять. Обращать внимание на то, как игроки видят площадку. | ||
35. | Принятие контрольных нормативов по ОФП и технической подготовке (проводить в форме соревнования с | ||||
36. | Лекционное занятие по формированию теоретических знаний в области спорта, спортивной тренировки вообще и по баскетболу в частности; инструкторской и судейской практике. | ||||
37. | Семинарское занятие по инструкторской и судейской подготовке, по теоретической подготовке. |
Таблица 4.
ПЕРЕВОДНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ 9 КЛАСС
№ | Содержание учебного материала | юноши | девушки | ||||
удовл. | хорошо | отлично | удовл. хорошо | отлично | |||
1. | Перемещения 6x5 м с обязательным касанием мячей расставленных квадратом (перемещения лицом, спиной, левым, правым боком). | 10-9,7 | 9,6-9,3 | 9,2 и < | 10,3-9,9 | 9,8-9,5 | 9,4 и< |
2. | Процент попадания штрафных бросков | 53-59 | 60-63 | 64 и > | 50-56 | 57-61 | 62 и > |
Таблица 5.
ПЕРЕВОДНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ 10 КЛАСС
.№ | Содержание учебного материала | юноши | девушки | ||||
удовл. | хорошо | отлично | удовл. | хорошо | отлично | ||
1. | Перемещения 6x5 м | 9,5-9,3 | 9,2-9,0 | 8,9 и < | 10,0-9,7 | 9,6-9,3 | 9,2 и < |
2. | Комплексный тест | 35,8-34,6 | 34,5-33,3 | 33 и < | 36,6-35,4 | 35,3-34,1 | 34 и < |
3. | 40 бросков на время | 5,00-4,48 | 4,47-4,35 | 4,34 и < | 4,57-4,46 | 4,45-4,34 | 4,33 и < |
4. | Процент попадания штрафных бросков | 57-66 | 65-67 | 68 и > | 57-62 | 63-65 | 66 и > |
Таблица 6.
КОНТРОЛЬНЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
№ п/п | Наименование нормативов | Юноши | Девушки | ||||
удовл | хорошо | отлично | удовл | хорошо | отлично | ||
1. | Бег 60 метров (сек) | 8,6-8,5 | 8,4-8,3 | 8,2 и < | 9,4-9,2 | 9,1-9,0 | 8,9 и < |
2. | Высота подскока (см) | 47-50 | 51-54 | 55 и > | 44-48 | 49-53 | 54и> |
3. | Бег 20 метров (сек) | 3,5-3,4 | 3,4-3,3 | 3,2 и < | 3,56-3,49 | 3,48-3,41 | 3,40 и < |
4. | Перемещение 5x6 метров (сек) | 9,4-9,2 | 9,1-8,9 | 8,8 и < | 9,9-9,6 | 9,5-9,2 | 9,1 и< |
5. | Комплексный тест | 34-32,8 | 32,7-31,5 | 31,4 и < | 36,6-35,4 | 35,3-34,1 | 34 и > |
6. | 40 бросков (%) за 4'30" | 45-47 | 48-52 | 53 и > | 38-42 | 43-47 | 48 и > |
7. | Штрафные броски (%) | 67-72 | 73-79 | 80 и > | 60-66 | 67-72 | 73 и > |
Результаты работы
Введение опытно-экспериментальной программы по обоснованию эффективности учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников, проводимых на базе муниципального образовательного учреждения средней школы поселка Красноленинский позволило получить следующие результаты:
- удовлетворение потребностей и интересов учащихся в занятиях избранным видом спорта в рамках уроков физической культуры;
- значительно сократилось количество пропущенных занятий по физической культуре;
- достоверно повысился уровень физической подготовленности и физического развития учащихся школьного возраста;
- за период эксперимента заболеваемость школьников снизилась в 3,5 раза;
- сборная команда школы по баскетболу (мальчики и девочки) ежегодно, участвуя в районной спартакиаде школьников, занимает призовые места.
Таблица 7.
Среднее количество баллов набранных учениками классов
2003-2004 уч. год | 2004 -2005 уч. год | 2005-2006 уч. год | 2006-2007 уч.год | 2006-2007 уч.год | ||||||||||||
октябрь | апрель | октябрь | арпель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | |||||||||
Классы | баллы | место | баллы | место | баллы | место | баллы | место | баллы | место | баллы | место | баллы | место | баллы | место |
1 | 47,8 | 9 | 48,8 | 10 | ||||||||||||
2 | 28,2 | 10 | 34,9 | 10 | 36,9 | 11 | 37,9 | 11 | ||||||||
3 | 45,2 | 8 | 43,9 | 9 | 68,3 | 2 | 70,0 | 2 | 52,4 | 7 | 56,4 | 8 | ||||
4 | 41,2 | 5 | 49,9 | 5 | 52,5 | 7 | 54,8 | 7 | 43,6 | 9 | 45,8 | 9 | 45,9 | 10 | 50,7 | 9 |
5 | 33,5 | 8 | 35,0 | 8 | 52,8 | 6 | 60,0 | 4 | 62,8 | 4 | 65,0 | 4 | 64,2 | 3 | 66,7 | 5 |
6 | 33,6 | 7 | 42,2 | 6 | 33,8 | 9 | 45,9 | 8 | 48,0 | 8 | 57,3 | 7 | 51,1 | 8 | 63,0 | 7 |
7 | 41,6 | 4 | 57,6 | 3 | 61,8 | 3 | 72,8 | 2 | 58,2 | 5 | 56,9 | 8 | 61,9 | 4 | 69,9 | 3 |
8 | 79,0 | 1 | 77,1 | 1 | 81,2 | 1 | 84,1 | 1 | 86,1 | 1 | 86,5 | 1 | 72,3 | 1 | 92,5 | 1 |
9 | 35,8 | 6 | 35,1 | 7 | 54,1 | 5 | 57,2 | 6 | 63,6 | 3 | 67,1 | 3 | 67,0 | 2 | 74,5 | 2 |
10 | 47,8 | 3 | 50,6 | 4 | 56,6 | 4 | 57,9 | 5 | 49,5 | 7 | 57,9 | 6 | 57,6 | 6 | 62,2 | 6 |
11 | 50,0 | 2 | 64,2 | 2 | 62,1 | 2 | 63,2 | 3 | 56,5 | 6 | 60,9 | 5 | 59,2 | 5 | 68,9 | 4 |
Рис. 1 Динамика изменения набранных баллов участниками соревнований
В заключении важно отметить, что физическая культура для учащихся не должна быть лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни. И не только учитель физической культуры, но и родители школьников должны участвовать в физическом воспитании своих детей. Для этого необходимо преодолеть распространенное в обществе понимание культуры лишь как грамотности. Физическая культура - неразрывная часть общей культуры человека. И главное - это приобщение всех школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / Бальсевич В.К. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № I.-C. 23-25.
- Баскетбол: Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы, четыре года обучения). -М: 1984. -154 с.
- Баскетбол: Учеб. для вузов физич. культуры / под ред. Ю.М.Портнова. -М.: 1997.-476 с.
- Баскетбол: Учеб. для институтов физич. культуры. - 2-е изд., перераб. / Под. ред. Н.В.Семашко. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -326 с.
- Баскетбол: Учеб. для институтов физич. культуры. -3-е изд., переработ./ Под ред. Ю.М.Портнова. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
- Волейбол. Гандбол. Баскетбол: организация и проведение соревнований по упрощенным правилам / под ред. Г.Я.Соколова. - Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.
- Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера / Гомельский А.Я. - М.: Фаир, 1997. -224 с.
- Интенсификация физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Авторы-составители: В.Г.Хромин, В.Н.Потапов, Е.В.Хромин. - Тюмень: Издательство Вектор Бук, 2002. -58 с.
- Концепция учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших школьников. Метод, пособие / Авторы-сост.: В.Г.Хромин, И.Н.Потапов, Е.В.Хромин, И.И.Сулейманов. Омск: СибГАФК, 1998.14 с.
- Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И. Программа по физ.воспитанию учащихся 1-11 классов основанная на одном из видов спорта баскетбол): Программа общеобразовательных учреждений / Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И. / М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 1996.-с. 1-63.
14. Лях В.И. Базовый компонент необходим / Лях В.И., Мейксон Г.Б. // Физическая культура в школе. - 1991. № 1. — С. 2-7.
15. Портнов Ю.М. Повышение эффективности защитных передвижений, используемых в баскетболе учащимися общеобразовательных школ / Портнов Ю. М., Данилов В.А., Бутузов Л.Л., и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2000. -№ 4, -С. 16-19.
- Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 1999. 16 с.
- Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х. и др. Общее физкультурное образование // Школьное физ. образование: Учеб. Т. I. Омск: СИбГАФК, 1998.-268 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.
Данная программа составлена в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....
Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха
Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Авторская рабочая программа по физической культуре 5 класс по ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Программа разработана с учётом медицинской груп...