Программа секции "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа секции "Баскетбол".
Рабочая программа расчитана на освоение учебного материала в течении 1 учебного года. Расчитана на детей 5-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа секции "Баскетбол" | 45.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 78»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«БАСКЕТБОЛ»
АВТОР:
Аханова Марина Викторовна
Срок реализации : 1 год
Принята
на педагогическом совете
№____от______
Нижний Новгород
2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел 3
- Пояснительная записка 3
- Планируемые результаты освоения программы 5
- Система оценки качества реализуемой программы – 6
- Содержательный раздел 6
- Организационный раздел 9
3.1 Учебный план 9
3.2 Календарный учебный график 10
3.3 Характеристика форм обучения 12
3.4. Система условий реализации образовательной программы 12
3.5. Мониторинг оценки качества реализации
образовательной программы 13
- Список литературы 13
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене. Тем не менее проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового баскетбола в обычных общеобразовательных и спортивных школах, так как именно в этой среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Программа по баскетболу для учащихся 7-9 классов способствует гармоничному развитию физических и духовных сил юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к трудовой деятельности, поэтому можно говорить об актуальности программы.
Цель программы - изучение спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
обучающие
- Ознакомиться с основными правилами игры в баскетбол;
воспитательные
- содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
- воспитать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику;
развивающие
- способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости
- развивать координационные способности и силу воли.
Правовые основы
- Конституция РФ
- Закон об образовании
- Устав МБОУ « Школа № 78».
Подходы и принципы деятельности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип постепенности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
Вид дополнительной общеобразовательной программы - дополнительная общеразвивающая программа.
Направленность ОП - физкультурно- спортивная.
Срок обучения – 1год.
1.2 Планируемые результаты освоения
По уровням – базовый.
Формирование универсальных учебных действий
УУД | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знания о физической культуре | |
Личностные, коммуникативные, предметные | • рассматривать физическую культуру как явление культуры; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности | |
Личностные. коммуникативные, регулятивные, предметные | • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. |
Физическое совершенствование | |
Личностные, предметные | • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. |
1.3 Система оценки качества реализации образовательной программы
- анкетирование учащихся
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского уровней.
- сдача нормативов по физической ,технической подготовке
2.Содержательный раздел
Содержание программы
В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.
Программный материал по физической подготовке.
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
- прыжки: на двух ногах, правой, левой ноге, в длину, с места, многоскоки.
- комплекс упражнений с собственным весом (круговая тренировка).
- беговые упражнения с отягощением (поясом).
- прыжковые упражнения, прыжковые эстафеты.
- Упражнения для развития силы:
- упражнения с партнером
- круговая тренировка с собственным весом
- передвижение в полуприседе прыжками вперед, назад, в стороны с набивным мячом в руках
- подвижные игры: «перетягивание в парах», «соревнование тачек», «борьба всадников».
- Упражнения для развития общей выносливости:
- кроссы разной интенсивности и продолжительности
- подвижные и спортивные игры
- Упражнения для развития быстроты:
- стартовые рывки из различных исходных положений
- рывки с места на 5, 10, 15 м. по зрительному сигналу
- стартовые рывки с мячом
- подвижные: «день и ночь», «вызов номеров», «рывок за мячом», «мяч ловцу», «салки»
- Упражнения для развития специальной выносливости:
- многократное выполнение различных упражнений
- беговые, прыжковые, скоростно-силовые упражнения, использование в рамках высокой интенсивности.
ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ
- Техника передвижения
- Ловля и передача мяча:
- Двумя руками на месте и в движении
- При встречном движении
- Одной от плеча короткая и длинная
3.Броски мяча:
- Одной от плеча с места
- Штрафной бросок
- Одной сверху в движении
4.Ведение мяча:
- На месте и по прямой
- С изменением направления
- С изменением высоты отскока и скорости передвижения
- Без зрительного контроля
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ
- Техника передвижения
- Техника овладения мячом:
- Выбивание мяча у стоящего игрока
- Вырывание мяча у стоящего игрока
- Выбивание мяча у ведущего
- Накрывание мяча спереди при броске в корзину
- Перехват мяча при передаче у стоящих игроков
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Индивидуальная подготовка
- выбор места на площадке с целью взаимодействия с партнёрами
- применение изученных технических приёмов в зависимости от
ситуации
- выбор момента для выбивания,вырывания,перехвата мяча
- действие одного защитника против нападающих в системе
быстрого прорыва
2.Групповые действия:
- взаимодействие двух игроков «переключение»
- взаимодействие «передай мяч и выйди»
3.Командные действия
- личная система защиты
- тактика свободного нападения
- нападение быстрым прорывом.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- В связи с различным возрастным составом учащихся в группе,
физическая подготовка оценивается по приросту результатов в конце
года по сравнению с началом года.
2.Техническая подготовка
№ | Содержание требований | Результат |
1 | Перемещение 6х5 м. (сек) | 9,7 |
2 | Комбинированное упражнение | 37 сек. |
3 | Штрафные броски (из 21) в % | 39 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план
№ | Содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Теоретическая подготовка | в процессе занятий |
2 | Общая физическая подготовка | 12 |
3 | Специальная физическая подготовка | 12 |
4 | Техническая подготовка | 26 |
5 | Тактическая подготовка | 10 |
6 | Интегральная подготовка | 10 |
7 | Зачёты, контрольные испытания | 4 |
Итого часов: | 74 |
3.2 Календарный учебный график
№ | Дата | Название темы | |
план | факт | ||
1 | Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП | ||
2 | История развития баскетбола. Прыжки с толчком с двух ног. | ||
3 | Техника передвижения приставными шагами. | ||
4 | Передача мяча двумя руками от груди. | ||
5 | Единая спортивная классификация. Тактика нападения. | ||
6 | Техника передвижения при нападении | ||
7 | Техника передвижения при нападении | ||
8 | СФП | ||
9 | Способы ловли мяча. | ||
10 | Личная и общественная гигиена. Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | ||
11 | ОФП | ||
12 | Бросок мяча двумя руками от груди. | ||
13 | Физическая подготовка юного спортсмена. СФП | ||
14 | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | ||
15 | Техника ведения мяча. Тактика нападения. | ||
16 | Ведение мяча с переводом на другую руку. | ||
17 | Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. СФП | ||
18 | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | ||
19 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | ||
20 | ОФП. Регби | ||
21 | Ловля двумя руками «низкого мяча». | ||
22 | Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | ||
23 | Закаливание организма спортсмена. Учебная игра. | ||
24 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | ||
25 | Командные действия в нападении. | ||
26 | Командные действия в нападении. | ||
27 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. Быстрый прорыв. | ||
28 | Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП Личная защита. | ||
29 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | ||
30 | Контрольные испытания. Учебная игра. | ||
31 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | ||
32 | Контрольные испытания. Учебная игра | ||
33- 35 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. Личная защита | ||
36 | Ведение мяча с переводом на другую руку. Быстрый прорыв. | ||
37 | Подведение итогов работы секции. Учебная игра. |
3.3 Характеристика форм обучения
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
3.4 Система условий реализации ОП
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.
2. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.
3. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Баскетбольные мячи- 20шт.
- Скакалки-20
- Мячи набивные-10 шт.
- Перекладина навесная-5шт.
Кадровые условия
Должность - Преподаватель физической культуры
образование - высшее,
стаж - 30 лет,
категория - 1
Финансово- экономические условия - бесплатная услуга.
- Мониторинг оценки качества реализации образовательной программы
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | анкетирование учащихся ( о результатах работы секции) | апрель 2016г. |
2 | участие в товарищеских встречах и соревнованиях. | ноябрь-декабрь 2015 |
3 | матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста | осенние,зимние,весенние каникулы |
4 | соревнования школьного, районного и городского масштабов. | в течение года |
5 | сдача нормативов по физической, технической подготовке | май 2016г. |
- Литература
1 Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
2. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.
3. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)
4. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с. с илл.
5. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.
6. Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.
7. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
- www.mon.gov.ru - Министерство образования и науки Российской Федерации
- www.edu.ru - Федеральный портал "Российское образование"
- metod-kopilka.ru -
- http://spo.1september.ru/urok/- Сайт « Я иду на урок физкультуры»
- http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2000n2/index.htm- «Физическая культура» научно- методический журнал
- http://fizkulturavshkole.ru/literatura.html- Портал для учителей физкультуры
- http://www.infosport.ru/sp/- Энциклопедия по видам спорта
8 http://www.valeo.edu.ru/data/index.php- Здоровье и образование специализированный портал
9. http://fizkultura-na5.ru- сайт учителей физкультуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...