Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы
статья по физкультуре на тему
В материале говорится о безопасности личности в общеобразовательном учреждении,которую подстерегают различные внутришкольные угрозы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gutorova_l.i.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы
Л.И. Гуторова
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47», Курск
Понятие "безопасность" определено как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одной из составляющих национальной безопасности является психологическая безопасность. Ее включают в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает поддержание определенной стабильности между отрицательным воздействием на человека окружающей его среды и его толерантностью, которая заключается в способности преодолевать подобные воздействия собственными резервами или при помощи защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неразделимы. Они представляют из себя модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [1, с. 127].
Образовательная среда школы - часть жизненной среды человека. Школа - социальный институт общества, являющийся субъектом безопасности. Отсюда, важность изучения вопросов психологической безопасности личности в образовательной среде основывается на том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, в состоянии выстроить свою локальную систему безопасности, используя при этом такие средства как: обучение, воспитание, решение задач развития [2, с. 34].
Для сохранения и укрепления здоровья участников образовательной среды, построения в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защиты от всех форм дискриминации необходима, так называемая психологизация образовательной среды. Которая может быть выдвинута в альтернативу агрессии социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности в педагогической практике является важным условием снижения числа стрессовых ситуаций при взаимодействии участников образовательной среды.
Участники образовательной среды зачастую подвергаются различным внутренним и внешним угрозам. Внутренние угрозы личностного уровня – это внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития. Внешние — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками. Основными внутренними угрозами на уровне образовательной среды являются: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде. К внешним угрозам часто относят криминализацию общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах [2, с. 84].
Целью исследования состояла в определение особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска.
Методы исследования: эмпирический (использовался опросник Р. Янова-Бульмана), статистический (анализ полученных данных), аналитический (сравнение полученных собственных результатов с имеющимися).
В качестве рабочей методики использовалась шкала базовых убеждений Ронни Янова-Бульмана.
В таблице 1 представлены сводные данные по диагностике количественного анализа результатов исследования трех категорий ядра субъективного мира базовых убеждений обучающихся:
1. вера в то, что в мире больше добра, чем зла (отношение к окружающему миру и отношение к людям);
2. убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости;
3. убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основные значения имеют три аспекта: самоценность, самоконтроль, оценка собственной удачливости.
Таблица 1. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска
Категория базовых убеждений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ±Δx |
Благосклонность окружающего мира | 3,29 | 4,17 | 3,31 | 3,42 | 4,24 | 4,11 | 3,29 | 3,42 | 3,46 | 3,63±0,13 |
Общее отношение к осмысленности мира | 3,52 | 4,24 | 3,79 | 3,33 | 4,21 | 3,91 | 2,76 | 3,42 | 3,17 | 3,59±0,16 |
Собственная ценность, способность управлять событиями, везение | 3,43 | 4,18 | 4,12 | 3,69 | 5,0 | 4,12 | 3,46 | 3,57 | 3,73 | 3,92±0,16 |
Общая сумма баллов | 10,24 | 12,59 | 11,22 | 10,44 | 13,45 | 12,14 | 9,51 | 10,41 | 10,36 | 11,15±0,43 |
Среднестатистические показатели базовых убеждений группы школьников говорит о том, что образовательная среда учебного заведения в целом психологически не травматична для них. У обучающихся отмечена норма показателей по всем шкалам больше 3,5 баллов. Данные результаты свидетельствуют об оптимистичном отношении школьников к окружающему миру, людям и самому себе. Это благоприятствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. и самоконтроле у студентов данной группы.
В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах тестируемых школьников, которые нуждаются в более детальном исследовании их психического состояния на предмет душевных переживаний и низкой самооценки.
Литература:
- Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.- 479 с.
- Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.- 284 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...
Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений на базовом уровне средней общеобразовательной школы
В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения....
Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"
Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....
Методическая разработка. Средства и методы силовой подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.
В процессе физического воспитания силовой подготовке обучающихся должно уделяться особое внимание. Так как любая физическая деятельность связана с проявлением мышечных усилий.Однако, данные многочисле...
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году
Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...