Дополнительная образовательная программа по волейболу
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Учебная программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Отличительная особенность программы в том, что в ней представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
Отделение: волейбол
Этап: начальная подготовка, учебно-тренировочный
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Тренер- преподаватель:
Бабина Наталья Георгиевна
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительна записка …………………………………………….. 3
1.1.Организационно - методические указания ……………………………... 4
1.2.Основные этапы многолетней подготовки …………………………… 4
1.3.Нормативная часть учебной программы …………………………………. 6
2.Учебный план ………………………………………………………………... 9
2.1.Воспитательна и психологическая подготовка ……………………………11
2.2.Педагогический и медико-психологический контроль …………………...12
2.3. Инструкторская и судейская практика ……………………………….. 14
2.4. Контрольно - переводные нормативы на этапах подготовки …………... 15
2.5. Техническая подготовка ………………………………………………. 16
Литература …………………………………………………………….. 17
1.Пояснительная записка
Учебная программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Обучение в ДЮСШ рассчитано на 8 лет и осуществляется в период с 9 до 16 лет: в группах начальной подготовки- 3 года (9-11 лет), в учебно-тренировочных группах- 5лет (12-16лет). Отличительная особенность программы в том, что в ней представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.
Главная задача спортивной школы по волейболу заключается в подготовке физически крепких с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально-активной личности. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает:
-содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сборных команд России;
-повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
-подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки;
-подготовку инструкторов - преподавателей и судей по волейболу.
Основной показатель работы спортивных школ по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки.
1.1.Организационно-методические указания
Цель подготовки высококвалифицированных волейболистов состоит в том, чтобы юные спортсмены при переходе в команды высших разрядов по уровню подготовленности обладали потенциалом для достижения высоких результатов на соревнованиях высокого ранга.
Содержание работы с юными волейболистами на всём многолетнем протяжении определяется тремя факторами: спецификой игры в волейбол, модельными требованиями квалифицированных волейболистов, возрастными особенностями и возможностями волейболистов 9-16 лет.
Основное значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отбором и отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звёздной болезни» и т. д.
Специализированные занятия волейболом начинаются в 9-10 лет, в 11-16 лет девушки и юноши после прохождения курса обучения в ДЮСШ переходят в команды высших разрядов. Стаж от начала занятий волейболом до достижения оптимальных возможностей (выполнение норматива мастера спорта и мастера спорта международного класса) составляет 8-10 лет.
1.2 Основные этапы многолетней спортивной подготовки
Многолетний этап подготовки юных спортсменов делится на этапы:
- первый этап (предварительной подготовки) предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу, начальное обучение технике и тактике, правилам игры, развитие физических качеств, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка). Сочетается этот этап с группами начальной подготовки возраст 9-11 лет.
- второй этап (начальной специализации) для базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляется освоение техники и тактики. Сочетается этот этап в учебно-тренировочных группах 1-2 годах обучения возраст 12-14 лет.
-третий этап (углубленной тренировки) направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, интегральную в т.ч. игровую соревновательную, вводятся элементы по игровым ситуациям (связующие, нападающие). Сочетается этот этап в учебно-тренировочных группах 3-5 годами обучения возраст 11-16 лет
В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т. д.
-усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приёмов и их способов;
-увеличение объёма индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала, систем игры и групповой тактики в нападении и защите.
- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр.
Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выделена интегральная подготовка, основная цель которой, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках результаты всех сторон тренировки.
В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счёт тренировочного процесса, наращивания объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие, для того чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые » соревновательные» качества, волю к победе, повышал надёжность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определённую специфику, поэтому воспитывать необходимые специализированные качество и навыки можно только через соревнования.
1.3 Нормативная часть учебной программы
Дополнительная учебная программа разрабатывается на основе нормативных документов.
Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача - педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ) формируется из здоровых учащихся, которые прошли этапы начальной подготовки и выполнили приёмные нормативы и контрольно - переводные по физической и специальной подготовке.
Комплектование учебных групп по возрасту, их количественный состав, учебная нагрузка в неделю и годовая представлены в таблице №1.
Группы начальной подготовки. Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся. Задачи: укрепления здоровья, и содействие правильному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности, укреплению опорно-двигательному аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости, обучения основам техники перемещений и стоек, приёма и передачи мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям, приучение к игровой обстановке; подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Учебно-тренировочные группы. Основной принцип учебно-тренировочной работы - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям). Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики, приучение к соревновательным условиям, приобретение навыков в организации и проведение соревнований по волейболу, судейства.
В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счёт тренировочного процесса, наращивания объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие, для того чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые » соревновательные» качества, волю к победе, повышал надёжность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определённую специфику, поэтому воспитывать необходимые специализированные качество и навыки можно только через соревнования.
Комплектование учебных групп по возрасту, их количественный состав, учебная нагрузка в неделю и годовая представлены в таблице №1.
Талица№1
Группы начальной подготовки
Год обучения | Минимальный возраст учащихся для зачисления, лет | Количество учащихся в группе | Кол-во часов в неделю | Количество учебных часов в год | Требования по спортивной подготовке |
1 год | 9 лет | 15 человек | 6 часов | 216 часов | Требование программы |
2 год | 10 лет | 15 человек | 9 часов | 324 часов | Требование программы |
3 год | 11 лет | 15 человек | 9 часов | 324 часов | Требование программы |
Учебно- тренировочные группы
Год обучения | Минимальный возраст учащихся для зачисления, лет | Количество учащихся в группе | Кол-во часов в неделю | Количество учебных часов в год | Требования по спортивной подготовке |
1 год | 12 лет | 12человек | 12 часов | 432 часа | Требование программы |
2 год | 13 лет | 12человек | 12 часов | 432 часа | Требование программы 2-й юнош. разряд |
3 год | 14 лет | 12человек | 12 часов | 432 часа | Требование программы 2-й юнош. разряд |
4 год | 15 лет | 12человек | 12 часов | 432 часа | Требование программы 1-й юнош. разряд |
5 год | 16 лет | 12человек | 12 часов | 432 часа | Требование программы 2й спортивный разряд |
2.Учебный план
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных волейболистов. Учебный план годов обучения представлен таблице №2.
Таблица №2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА ЦЕЛИНСКОЙ ДЮСШ
№ п/п | Содержание материала | Начальная подготовка | Учебно-тренировочные | ||||||
I | II | III | I | II | III | IV | V | ||
1 | Теоретическая подготовка | 8 | 14 | 14 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
2 | Общая физическая подготовка | 57 | 82 | 82 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 |
3 | Специальная физическая подготовка | 34 | 46 | 46 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 |
4 | Техническая подготовка | 45 | 72 | 72 | 79 | 79 | 79 | 79 | 79 |
5 | Тактическая подготовка | 24 | 29 | 29 | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 |
6 | Интегральная подготовка | 18 | 29 | 29 | 48 | 48 | 48 | 48 | 48 |
7 | Инструкторская и судейская практика | - | - | - | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
8 | Соревнования (на одну игру отводится в ГНП – 2 часа, в УТГ – 3 часа) | 20 | 34 | 34 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
9 | Экзамены и контрольные испытания | 14 | 18 | 18 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
10 | Восстановительные мероприятия | - | - | - | 39 | 39 | 39 | 39 | 39 |
Общее количество часов 216 324 324 432 432 432 432 432
Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
Этап начальной подготовки (предварительной подготовки).
Задачи и преимущественная направленность учебно- тренировочного процесса:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- выявление задатков и способностей детей;
- воспитание черт спортивного характера;
- привитие стойкого интереса к спорту.
Учебно-тренировочный этап (до 2-х лет обучения)
Задачи и преимущественная направленность учебно- тренировочного процесса:
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- овладение основами техники;
- приобретение соревновательного опыта путём участия в соревнованиях;
Учебно-тренировочный этап (свыше 2-х лет)
Задачи и преимущественная направленность учебно- тренировочного процесса:
- совершенствование техники;
- развитие специальных физических качеств;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- накопление соревновательного опыта.
Соотношение средств на физическую и техническую подготовку в % указаны в таблице № 3
Таблица №3
Соотношение средств на физическую и техническую по этапам и годам обучения (в %).
№/п | Средства подготовки | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Специальная физическая подготовка | 15% | 14% | 14% | 13% | 13% | 13% | 13% | 13% |
2 | Техническая подготовка | 21% | 22% | 22% | 18% | 18% | 18% | 18% | 18% |
3 | Общая физическая подготовка | 26% | 25% | 25% | 13% | 13% | 13% | 13% | 13% |
2.1 Воспитательная и психологическая подготовка
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, чувство коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет себе большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер - педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований.
Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение тренировки и участия в соревнованиях, чёткое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие- способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных занятий, связанных с увеличением нагрузок. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит только от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами всё более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена- выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера. Любое поощрение должно выноситься с учётом необходимых педагогических требований и соответствовать заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценки поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, разбор поступка в спортивном коллективе. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учётом всего комплекса поступков.
Воспитание волевых качеств - одно из важнейших задач в деятельности педагога. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Основными задачами психологической подготовки являются привитие устойчивого интереса к занятиями спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогические внушения, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.
Оценки эффективности воспитательной работы и психолого - педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляются путём педагогических наблюдений, измерений, анализ различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена, после чего делается планирование воспитательной и психологической подготовки юного спортсмена.
2.2 Педагогический и медико-биологический контроль
Педагогический контроль включает показатели тренировочной и соревновательной деятельности (количество тренировочных занятий, соревнований), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности.
Основными задачами медицинского обследования в группах начальной подготовки является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и в конце учебного года занимающиеся проходят углубленные обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленные медицинские обследования позволяют следить за динамикой этих показателей, а текущие обследования - контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые лечебно- профилактические меры.
Для определённого исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся рекомендуется комплекс контрольных упражнений: бег на 30 м, прыжок в высоту, челночный бег 6х 5, бег 92м, метание набивного мяча и т.д.
Медико-биологический контроль за спортсменами производится для решения 2х основных задач:
- контроль за состоянием здоровья спортсменов,
- контроль за функциональным состоянием.
Медико-биологический контроль осуществляется применением различных средств: опрос, осмотр и обследование простыми методами (визуальное наблюдение, пальпация, перкуссия) и сложными (биохимические анализы крови и мочи).
Существует несколько видов контроля: оперативный контроль осуществляется путём врачебно- педагогических наблюдений на тренировках и соревнованиях. При этом разрешаются задачи:1) выявление начальных стадий заболеваний, проявляющихся только при значительных нагрзках,2) оценка функционального состояния по переносимости нагрузок, 3) оценка гигиенических условий занятий.
Эти задачи решаются средствами опроса спортсменов об их самочувствии и визуального наблюдения за состоянием спортсменов, применением простых( пальпация, измерение АД) и сложных (ЭКГ, биохимия крови и т.д.) методов, санитарно-гигиеническим обследованием условий занятий.
В текущем контроле также ставятся задачи выявления перенапряжений, патологии, оценки функционального состояния спортсмена по оставшейся (после тренировки, соревнований) реакции на нагрузки.
Этапный контроль производится для контроля за здоровьем спортсмена. При этапном контроле производится углубленное медицинское обследование, в целом спортсмены проходят антроморфологическое обследование.
2.3 Инструкторская и судейская практика
Одной из задач Детско - юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участия в организации и проведение массовых спортивных соревнований в качестве спортивных судей.
Решение этих задач целесообразно начинать на этапе УТГ и продолжать инструкторско-судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся учебно - тренировочного этапа должны овладеть принятой в идее спорта терминологией и командным языком для построения, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Овладение обязанностями дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия). Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением упражнением, технических приёмов другими учениками, находить ошибки и умение их исправлять. Занимающиеся должны научится вместе с тренером проводить разминку, участвовать в судействе. Привитие судейских навыков осуществляется путём изучения правил соревнований, привлечение учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей в своей и других группах, ведение протоколов соревнований.
Во время обучения на этапе УТ необходимо научить занимающихся самостоятельному ведению дневника: вести учет тренировочных соревновательных нагрузок, регистрировать спортивные результаты тестирований, анализировать выступление в соревнованиях.
2.4. Контрольно- переводные нормативы по годам обучения на этапе начальной подготовки и учебно - тренировочном этапе представлены в таблицах № 4, №5.
Таблица №4
Контрольно - переводные нормативы по годам обучения на этапе начальной подготовки и учебно - тренировочном этапе для учащихся отделения волейбола.
№/п | Контрольные упражнения | Юноши | Девушки | |||||||||||||||
Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап | Этап начальной подготовки | Учебно- тренировочный этап | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. | Бег 30 метров (сек) | 5,4 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 4,8 | 4,7 | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | 5,4 | |
2. | Челночный бег 6х5 (сек) | 11,9 | 11,7 | 11,0 | 10,5 | 10,0 | 10,0 | 9,8 | 9,39,8 | 11,9 | 11,7 | 11,0 | 10,6 | 10,3 | 10,2 | 10,0 | 9,6 | |
3. | Бег 92 метра (сек) | 29,3 | 29,0 | 28,6 | 28,0 | 27,0 | 26,5 | 26,0 | 25,5 | 29,8 | 29,5 | 29,0 | 28,8 | 28,7 | 28,3 | 27,9 | 26,8 | |
4. | Прыжок в длину с места (см) | 175 | 185 | 195 | 204 | 211 | 230 | 240 | 244 | 148 | 1155 | 170 | 178 | 180 | 190 | 200 | 208 | |
5. | Прыжок вверх с места толчком двух ног | 38 | 40 | 45 | 50 | 60 | 65 | 70 | 80 | 33 | 34 | 38 | 45 | 48 | 50 | 52 | 55 | |
6. | Метание набивного мяча 1кг. Из-за головы двумя руками (сидя) | 4,4 | 5,0 | 5,8 | 6,6 | 7,7 | 8,2 | 9,0 | 9,5 | 3,6 | 3,8 | 4,0 | 5,5 | 5,7 | 6,4 | 7,2 | 7,4 | |
( стоя) | 9,6 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 11,6 | 12,4 | 12,8 | 16,0 | 6,5 | 7,0 | 7,6 | 8,0 | 8,5 | 9,2 | 10,2 | 10,4 | ||
(в прыжке) | 5,3 | 5,0 | 5,7 | 7,4 | 8,7 | 11,2 | 13,0 | 15,0 | 4,0 | 5,0 | 5,6 | 6,7 | 8,8 | 9,4 | 10,6 | 11,3 |
Таблица №5
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
№/п | Виды | Начальная подготовка | Учебно-тренировочная | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 8 | 8 |
2. | Вторая передача из зоны 2 в зону 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | ||
3. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 2 стоя спиной к ней | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | |
4. | Вторая передача на точность в прыжке из зоны 2 в зону 3 (14-16лет в зону 4) | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||
5. | Передача на точность в прыжке через сетку из зоны 4 в зону 4 (14-16 лет в зону 1) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | ||
6. | Передача мяча сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | ||
7. | Подача на точность:10-13л. - нижняя прямая,12-15л. - верхняя прямая в прав. половину, 14-17л. В зоны 4-5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8. | Нападающий прямой удар из зоны 4 в зоны 5-6 (16-19 лет с низкой передачи) | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | |||
9. | Нападающий удар с переводом из зоны 4-5; из 4 в 1-2 (17-19 лет с передачи за голову) | 2 | 3 | 4 | 3 |
Литература
1.Бйко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М: Физкультура и спорт,1987.
2.Волейбол поурочная учебная программа для ДЮСШ.- М 1982, 1983, 1988.
3.Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте.- М.: Физкультура и спорт 1983.
4.Учебный материал по волейболу: Учеб.-метод. Указания / Сост. В.М Шулятьев.- Омск,1991.
5.Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств.3-е изд.,перераб. И доп. – Минск,1985.
6.Психология и современный спорт / Сост. А.В. Радионов,Н.А Худадов.- М: Физкультура и спорт,1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс
Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...
Дополнительная образовательная программа по волейболу
внеурочная деятельность...
Дополнительная образовательная программа кружка «Волейбол» (1 год обучения, 9 – 11 лет)
Рабочая программа кружка «Волейбол»...
Дополнительная образовательная программа по волейболу
Программа для внеклассной работы. Дополнительная образовательная программа по волейболу....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Волейбол в школе»
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный з...