«Экология физической культуры школьника»
материал по физкультуре по теме

Черепанова Ольга Николаевна

Физическое воспитание - составная часть общего воспитания. Его цель состоит не только в оздоровлении учащихся, сообщении им определенных знаний, выработке двигательных умений, навыков и развитии физических качеств, но и, прежде всего, как отмечено в учебной программе по физической культуре, «... гармонизации физического и духовного развития в соответствии с гуманистическим идеалом физически современной личности» . При соответствующей организации данного процесса у учащихся формируются правильные межличностные отношения, развивается самостоятельность, творческая активность, привычка соблюдать правила личной и общественной гигиены, здорового образа жизни. В связи с этим наряду с оздоровительными и общеобразовательными задачами непосредственной задачей физического воспитания в школе является также «содействие гармоничному духовному развитию, формированию и закреплению в процессе физкультурных и спортивных занятий положительных черт характера ребенка, определяющих дальнейшее становление его личности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_fizicheskoy_kultury_shkolnika.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Экология физической культуры школьника»

Выполнил: 

Черепанова Ольга Николаевна,

                                                                                                     учитель физической культуры

  МБОУ школы №85  г. о. Самара

САМАРА, 2016

      Экологическая тематика приобретает в современном мире все более актуальный характер. Один из главных вопросов, рассматриваемых экологией человека, - это адаптация к различным условиям. Очевидно, что адаптация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и к различным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направления экологической науки о человеке - экологии физической культуры и спорта.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме физического воспитания школьников, в настоящее время все еще нет конкретного решения вопроса о необходимости повышения эффективности средств и методов физической подготовки подрастающего поколения в связи с изменением экологической обстановки как в отдельных регионах, так и по всей стране.

Актуальность исследований в данном направлении обусловлена недостаточной обоснованностью и дефицитом разработок по развитию физических качеств  школьников с учетом конкретных условий организации процесса их физического воспитания. Кроме того, обоснование характеристик двигательной подготовленности и физического развития учащихся в совокупности с экологическими факторами даст возможность осуществлять дифференцированный подход при планировании учебно-тренировочных нагрузок в зависимости от уровня подготовленности учащихся и их возрастно-половых особенностей. А разработка системы педагогического контроля  за развитием выносливости, быстроты, силы и скоростно-силовых качеств позволит корректировать учебный процесс не только на школьных уроках физической культуры, но и во внеурочных формах занятий.

Физическое воспитание - составная часть общего воспитания. Его цель состоит не только в оздоровлении учащихся, сообщении им определенных знаний, выработке двигательных умений, навыков и развитии физических качеств, но и, прежде всего, как отмечено в учебной программе по физической культуре, «... гармонизации физического и духовного развития в соответствии с гуманистическим идеалом физически современной личности» . При соответствующей организации данного процесса у учащихся формируются правильные межличностные отношения, развивается самостоятельность, творческая активность, привычка соблюдать правила личной и общественной гигиены, здорового образа жизни. В связи с этим наряду с оздоровительными и общеобразовательными задачами непосредственной задачей физического воспитания в школе является также «содействие гармоничному духовному развитию, формированию и закреплению в процессе физкультурных и спортивных занятий положительных черт характера ребенка, определяющих дальнейшее становление его личности».

Основными средствами физической культуры считаются физические упражнения, естественные силы природы (cолнце, воздух, вода) и гигиенические факторы. А физическая культура входит в общее понятие "культура", которое отражает образ мышления, характер поведения человека, общества. Отношение человека к природе определяет уровень его культуры.

Мы склонны считать, что физическая культура играет немаловажную роль в адаптации организма к изменению природных и социальных условий среды. Человек использует естественные силы природы как сопутствующие и относительно самостоятельные средства физвоспитания. Оптимальное использование солнечных, воздушных и водных ванн при выполнении различной двигательной деятельности способствует развитию двигательной активности человека, в частности при выполнении физических упражнений. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит его приспособление к изменяющимся условиям. Двигательная деятельность человека, которая осуществляется с помощью физических упражнений, относится к социальным и природным факторам. Как известно, есть оптимальная зона взаимодействия человека со средствами физической культуры - это когда человек удовлетворяет свои генетические потребности в движениях с целью нормального развития и роста организма. Это можно назвать экологическим равновесием в процессе физического воспитания. Однако в системе экологических знаний существует понятие "нарушение экологического равновесия", что всегда настораживает. В области физической культуры мы имеем дело с постоянным нарушением экологического равновесия (Р.А. Абзалов, А.И. Зиятдинова, 1997), когда мышечные нагрузки не только удовлетворяют двигательные потребности организма в оптимальном режиме, но и значительно превосходят их, становясь тренирующим фактором. Это имеет важное значение для организма.

Систематические мышечные тренировочные нагрузки стимулируют в растущем организме процессы морфологического становления и функционального созревания. В результате мышечных тренировок происходит значительное урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС), у детей развивается так называемая брадикардия тренированности, когда показатели ЧСС находятся в пределах 45 - 50 уд/мин, тогда как у детей данного возраста, не подверженных мышечным тренировкам, - 80 - 85 уд/мин. Более того, в процессе мышечных тренировок у детей развивается гипертрофия миокарда, то есть увеличивается сократительная мощность сердечной мышцы. Вышеуказанные изменения хронотропной функции сердца, а также сократительной способности миокарда обеспечивают экономное функционирование тренированного к мышечной нагрузке детского сердца. При редком сокращении сердца увеличивается диастолическая пауза, а это создает условия не только для отдыха сердечной мышцы, но и для ее усиленного развития. Данный механизм лежит в основе развития гипертрофии миокарда при мышечной тренировке. Экономное функционирование сердца имеет важное значение для всей жизнедеятельности организма, в том числе детского . Согласно данным отдельных авторов (Д.Л. Длигач, Б.С. Кулаев, 1989), общее количество сердечных сокращений для конкретного индивидуума лимитируется генетически. В таком случае высокие показатели пульса в любом возрасте могут вызвать расточительное расходование его лимита, а брадикардия, наоборот, экономное использование, что способствует увеличению продолжительности жизни. Следовательно, на основании вышеизложенного можно утверждать, что нарушение экологического равновесия физической культуры имеет важное значение для функционального развития растущего организма. В данном случае нами фиксируется нарушение экологического равновесия в пределах оптимальной зоны функционирования организма. Мы выделяем в самостоятельную область экологических знаний экологию физической культуры и рассматриваем ее через призму физической культуры. Экология физической культуры представляется нам емким понятием, которое определяет связь всего организма с окружающей его средой в процессе двигательной деятельности человека. Этот процесс отражает комплекс морфологических, физиологических преобразований в организме, что обеспечивает возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Знание закономерностей и физиологических механизмов приспособления человека к различным условиям, в частности к физическим нагрузкам, в зависимости от экологических закономерностей позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека. Большое место в этом мы отводим основным средствам физической культуры, что особенно важно для растущего организма. Экология физической культуры - это область экологических знаний, которая изучает взаимоотношение человека с окружающей средой в условиях двигательной деятельности, в процессе изменяющихся условий среды обитания человека (Р.А. Абзалов, А.И. Зиятдинова). Вместе с тем система знаний по экологии физической культуры будет неполной, если ограничиться только взаимосвязью организма человека с окружающей средой в процессе мышечной деятельности. Между тем у каждого организма имеется и внутренняя среда, устойчивое состояние которой называется гомеостазом. Под гомеостазом понимается относительно динамичное постоянство функционирования внутренней среды организма (крови, лимфы, температуры тела, сердечно -сосудистой и нервной систем) и их взаимодействие. Гомеостаз поддерживает основные физиологические функции в равновесии, одновременно предупреждает о нарушении этого равновесия, обеспечивая отрицательные и положительные сдвиги, которые направлены на возвращение всех физиологических функций в оптимальное состояние. Такая способность организма - главное условие гомеостаза. С этих позиций нами и рассматривается экология физической культуры. Постоянство взаимодействия организма с окружающей средой, то есть с внешним миром, в процессе всей жизни человека осуществляется, прежде всего через мышечную деятельность. Вместе с тем необходимо отметить, что степень нарушения экологического равновесия имеет немаловажное значение в физической культуре. Если продолжать увеличивать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, то наступает момент, когда рост и развитие организма не только замедляются, но и останавливаются. Согласно данным отдельных авторов чрезмерные тренировочные мышечные нагрузки способствуют сохранению высоких показателей ЧСС, главное, вызывают уменьшение показателей УОК, следовательно, эффективность работы сердца уменьшается, показатели массы тела и роста не увеличиваются. Можно полагать, что если мышечные тренировки в таком режиме будут продолжены, то можно ожидать экологического кризиса. В результате в растущем организме развивается перенапряжение жизненно важных функциональных систем, наступает переутомление и, наконец, формируется перетренированность,  которая  граничит с патологическим состоянием. Это уже начало больших необратимых изменений в организме, которые оставляют глубокий негативный след в наиболее слабо функционирующей системе организма.

Такое состояние наблюдается при раннем приобщении детей к тренировочным, особенно соревновательным, нагрузкам. Соревнования сами по себе предполагают достижение функционально высоких результатов, что связано с огромным физическим и эмоциональным напряжением. По многолетним наблюдениям, даже в отдельных видах спорта, где, как правило, наблюдается раннее приобщение детей к физическим тренировочным и соревновательным нагрузкам, не следует этого делать раньше 7 лет (Р.А. Абзалов, 1985). Необходимо проводить занятия в игровой форме, практически исключая элементы состязательности. В дошкольном возрасте нервная система обладает большой пластичностью, то есть лабильностью. Высокого уровня развития достигает такое физическое качество как ловкость, в основе которой лежит способность детей эффективно усваивать новые двигательные действия. Следовательно, в дошкольном возрасте имеются благоприятные условия для обучения технике физических упражнений с широким использованием подвижных игр. Главное, что соревнование по технике выполнения физических упражнений необходимо проводить под девизом: "Красота и точность выполнения".

Учитель-тренер должен хорошо знать анатомо-физиологические особенности растущего организма. В учебном плане физкультурных вузов имеется целый блок медико-биологических дисциплин: анатомия, физиология, физиология спорта, возрастная физиология, биохимия, лечебная физкультура. По программе возрастной физиологии на основании знаний анатомии и общей физиологии будущие учителя-тренеры изучают закономерности роста и развития организма в целом, отдельных его систем и органов. По мнению В.В. Соколовой-Пономаренко (1969), детское сердце по своей структуре, уровню развития почти напоминает сердце взрослого человека. Вместе с тем для обеспечения кровью потребностей развивающегося, а затем и взрослого организма сердцу и сердечно- сосудистой системе предстоит пройти сложный путь в своем развитии.

В научной литературе приводится много сведений о таком важном показателе, как кровяное давление, которое не только весьма оперативно реагирует на единичные перенапряжения организма при мышечной нагрузке, но и претерпевает закономерные изменения при систематических мышечных тренировках. У некоторых молодых спортсменов развивается стойкая гипотония, то есть пониженное состояние кровяного давления в покое. В то же время у других юных спортсменов выраженных изменений кровяного давления при тренировках не наблюдается. Каждый организм развивается индивидуально, поэтому следует учитывать закономерности изменения функциональных показателей при планировании тренировочных мышечных нагрузок.

Учитель-тренер должен нести полную профессиональную, юридическую и моральную ответственность за физическое и функциональное развитие организма, иными словами, обеспечивать биологическое и социальное благополучие организма, что, как известно, определяет содержание здоровья.

Однако на практике мы наблюдаем несколько иную картину. Большинство учителей-тренеров набирают детей для внеклассных, тренировочных занятий в своем виде спорта путем простого приглашения, подчас используя непедагогические методы организации занятий. Тренировочные занятия с большими нагрузками приводят к стрессовым ситуациям, которые представляют угрозу для физического и психического состояния детей. Это может оказать отрицательное воздействие на функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем уже на более поздних этапах жизни.

Учитель-тренер должен планировать внеклассный тренировочный процесс с учетом возрастных и половых особенностей детей, строго нормируя нагрузки, правильно используя педагогические, психологические и медико-биологические методы. Организуя наблюдение за состоянием организма спортсменов, не следует забывать об абиотических факторах - о физических свойствах окружающей среды, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье занимающихся.

В последние десятилетия состояние здоровья людей, особенно детей, связывают с экологической опасностью, которая продолжает расти. Абиотические и биотические факторы среды влияют на развитие и распространение заболеваний, возникают зоны экологических бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций, которые, в свою очередь, порождают проблемы безопасности человека. Так, установлена связь между заболеваемостью, снижением показателей физического развития у детей с загрязнением атмосферного воздуха. В этих условиях систематические занятия физическими упражнениями повышают функциональные особенности организма, независимо от уровня загазованности атмосферного воздуха. Тренированный организм переносит отрицательное влияние загазованного воздуха с гораздо меньшими отрицательными последствиями.

Таким образом, система экологической безопасности направлена на поддержание равновесия между биосферой и антропогенными и естественными внешними нагрузками. Физические упражнения являются одним из средств поддержания экологического равновесия в условиях негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Следовательно, экология физической культуры рассматривает и изучает взаимодействие организма человека с первых дней его жизни с различными факторами среды. Двигательная деятельность способствует лучшей адаптации организма к изменяющимся факторам среды. Тренированный организм быстрее и с меньшими энергозатратами приспосабливается к изменяющимся природным и социальным факторам. Правильная организация тренировочного процесса и систематические занятия физическими упражнениями, особенно в детском возрасте, сохраняют здоровье и продлевают жизнь. Физическая культура, является защитным барьером для человека от отрицательных воздействий окружающей среды.

В условиях усиленной двигательной активности влияние загазованного воздуха на функциональное состояние организма, и в частности на производительность сердца менее выражено, чем в условиях обычной двигательной активности, т.е. в условиях предоставленной двигательной свободы. Более того, изменение функциональных показателей сердца при систематических мышечных тренировках даже в условиях загазованного воздуха более выражено, чем у детей с несколько ограниченным двигательным режимом.

Таким образом, экологию физической культуры мы рассматриваем как один из важнейших факторов физического воспитания, и изменение ее условий вызывает значительные изменения в растущем организме, в частности в сердечно-сосудистой системе. Более того, экология физической культуры включает в себя и режимы мышечной тренировки, определение оптимальных зон мышечных нагрузок. Все это позволяет выделить экологию физической культуры в самостоятельную область экологических знаний.

Список использованной литературы

1. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань, 1998. - 98 с.

2. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №7.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М., 1994.

4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1998.

5. Боголюбов С.А. Экология. М., 1997.

6. Васенков Н.В. Влияние резко усиленной двигательной активности на регуляцию функций сердца растущего организма: Автореф. канд. дис. Казань, 1995.

7. Даутов Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы

Педагогический проект посвящен методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы. Основные разделы данной работы по...

Статья на тему: ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Раскрытие индивидуального потенциала ученика, реализация личностных запросов и потребностей, формирование ценностных установок, социализация....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Движение по своему воздействию может заменить любое лекарство, но ни одно лекарственное средство не заменит движения.Т. Тассо (итальянский поэт XVI в.)Состояние здоровья насе...

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Процесс занятий физическими упражнениями направлен на совершенствование общественной (социальной) и биологической природы человека. В этом огромная значимость процесса физического воспитания школьнико...