Гимнастика для бодрости
картотека по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
1. ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ»
Продолжительность выполнения - 25 сек.
Исходное положение: стоя, ноги немного расставить, руки вниз.
ВЫДОХ - скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая - на левом, как будто держим края майки). ВДОХ - медленно поднимая руки вверх (как будто снимаем майку через голову) и выпрямляя их над головой, максимально потянуться вверх, не поднимаясь на носках, ВЫДОХ - потягиваясь в стороны, медленно опускаем прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.
2. ПОТЯГИВАНИЕ «РУКА-НОГА»
Продолжительность выполнения - 50 сек.
ИП: стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
а) ВДОХ - переносим тяжесть тела и слегка приседаем на правую ногу, а правой рукой тянемся вверх вправо, ВЫДОХ - потягиваемся от левой пятки к правой кисти (на выдохе). Переносим центр тяжести тела и слегка приседаем на левую
ногу, потягиваясь от правой пятки к левой кисти на выдохе. Голова поворачивается в сторону поднятой руки. Повторить упражнение по 2 раза.
б) ВДОХ - вытягиваем руки в одну линию (как будто через руки проходит несгибаемый стержень), кисти разгиба ем в лучезапястном суставе пальцами вверх, ВДОХ - вращаем руки в плечевых суставах и совершаем поворот тела,
одновременно касаясь опускаемой рукой выпрямляемой в колене одноименной ноги - ВЫДОХ. Глазами следим за пальцами руки. Когда рука проходит внизу у колена, выдыхаем. Сделать 4 круга правой и 4 круга левой рукой. Повторить 1 раз упражнение А.
3. «БАБОЧКА»
Продолжительность выполнения - 56 сек.
ИП: см. упр. 2. Повернуть стопы вправо, сделав упор вперед на согнутую в колене правую ногу, пятка прижата к полу, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти вверх развернуты, как крылья бабочки, грудь вперед «колесом» - ВДОХ. Не разворачиваясь, приседаем на левую ногу - спину сгибаем «кошечкой» - руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти почти касаются грудины, сложены тыльными сторонами (мизинцами к грудине), ВЫДОХ. Вниз не нагибаться! Повторить 4 раза.
Затем возвращаемся в ИП. Продолжаем выполнять упражнение - с поворотом стопы влево (4 раза).
4. БЕГ НА МЕСТЕ
Продолжительность выполнения - 1 мин. 45 сек.
Упражнение выполнять на месте - на носках, бесшумно, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед. Дыхание через нос.
5. «ОГЛЯНИСЬ»
Продолжительность выполнения - 23 сек.
ИП: см. упр. 2. ВДОХ - руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки, как будто горизонтально (сверху) держим палку на уровне диафрагмы. Резкий поворот туловища выше пояса, оглядываемся назад (максимально) - ВЫДОХ. Возвращаемся в ИП, ВДОХ. Затем в другую сторону. Тазовый пояс фиксируется (не поворачивать!).
6. «УТОЧКА»
Продолжительность выполнения - 14 сек.
ИП: см. упр. 2. Руки в стороны, горизонтально на уровне плеч согнуть в локтях, предплечья и кисти опустить вниз. Быстрые незначительные вращательные движения верхней части туловища, голова на месте, приводим в движение «висящие» на локтях расслабленные предплечья и кисти (ладонями назад, как утка машет крыльями). Одновременно двигаемся в тазовом поясе навстречу кистям (утка машет хвостиком).
7. «ПЛЯСОВАЯ»
Продолжительность выполнения - 25 сек.
ИП: см. упр. 2. Руки согнуть в локтевых суставах, направить вперед параллельно с полом, ладонями вниз. Подпрыгиваем на левой ноге, правая нога сгибается вперед в колене, поворачиваясь и встречаясь с левой ладонью - хлопок, опускаем ногу. Вновь правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается наружу до хлопка по правой ладони наружной стороной лодыжки, опускаем ногу.
Повторить движение внутрь и наружу по 10 раз. Затем меняем ногу.
8. «САПОГ»
Продолжительность выполнения - 37 сек.
ИП: см. упр. 2. Правая нога «в сапоге и завязла в болоте», ее медленно вытягиваем, сгибая колено вверх, затем резко выпрямляем ее в коленном суставе, стопа вверх до уровня плеч («скидываем сапог с ноги высоко вверх») - выдох. ИП - вдох.
Левой ногой то же движение.
9. «ВЕРЕВОЧКА»
Продолжительность выполнения - 28 сек.
ИП: см. упр. 2. Руки прямые вытянуть вперед параллельно полу (не сгибаем в локтях), правое плечо вперед, затем левое плечо вперед (синхронные помогающие движения в тазовом поясе). Попеременно одна рука становится длиннее другой. Затем постепенно переводим руки вертикально вверх, движение продолжаем. Глазами следим за движением кистей. ВДОХ - короткий, ВЫДОХ - длинный.
10. «УШИ»
Продолжительность выполнения - 26 сек.
ИП: см. упр. 2. Выполнить массаж ушных раковин:
снаружи - движением пальцев, перебирающих край уха, сверху вниз и снизу вверх;
внутри - указательными пальцами кругообразно растереть внутреннюю поверхность ушной раковины.
Вставить указательные пальцы в оба слуховых прохода, массировать их, вращая вперед, затем назад.
Массаж - «пальцы вилочкой» (ухо находится между раздвинутыми указательным и средним пальцами). Растираем поверхность уха движением вверх - вниз. Затем растереть уши всей ладонью-«ракушкой», делая движения вверх -вниз, вперед - назад.
11. МАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
Продолжительность выполнения - 45 сек.
Правой и левой рукой поочередно делаем легкие массажные движения, словно «моем» предплечья, запястья, кисти. Растереть зону позвоночника на тыльной стороне ладони от гороховидной кости к мизинцу. На тыльной поверхности кисти выполняем массаж межпальцевых промежутков. Затем с силой захватываем в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «тянем» палец (как бы очищаем его). Вновь «моем» кисти.
- ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ»
Повторить (см. упр. 1). - «КОРАБЛИК»
Продолжительность выполнения - 2 мин. 30 сек.
ИП: см. упр. 2, руки произвольно.
А. Свободным движением вперед прямая нога «всплывает на поверхность озера» - ВДОХ.
Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу в положение «ласточка», прогнуть спину, потянуться пяткой назад - ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.
Б. Свободным движением поднять прямую ногу назад в положение «ласточка» - ВДОХ. Движением «по поверхности воды» вбок и назад перевести прямую ногу вперед - ВЫДОХ. Опустить ногу в ИП. Движение выполнить 10 раз.
Упражнение А и Б повторить с другой ногой.
14. «МИШКА НЮХАЕТ ЦВЕТОК»
Продолжительность выполнения - 13 сек.
ИП: стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).
Движением в лучезапястном суставе максимально поднять (разогнуть) кисти пальцами вверх - ВДОХ энергичный, со звуком.
Опустить кисти в ИП строго горизонтально - ВЫДОХ резкий.
15. ПОТЯГИВАНИЕ В СТОРОНЫ
Продолжительность выполнения - 55 сек.
ИП: см. упр. 2, руки прямые, вытянуты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх, большой палец прижат к ладони.
Вытягивающим, распрямляющим движением локтевых суставов кончиками пальцев стараться дотянуться до «вертикальных стен» с обеих сторон - ВДОХ.
Расслабить руки в локтевых суставах - ВЫДОХ.
16. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ ПОД ВОДОЙ»
Продолжительность выполнения - 12 сек.
ИП: см. упр. 2, руки прямые вдоль туловища, кисти максимально разогнуты в лучезапястных суставах ладонями вниз - «ладони опираются на мячи, погружаемые в воду».
Только движением плеч, не сгибая локтевых суставов, с силой опустить плечи вниз - «погрузить мяч в воду» - ВЫ-ДОХ.
С движением мяча, «всплывающего на поверхность», вернуться в ИП - ВДОХ.
17. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ НАД ГОЛОВОЙ»
Продолжительность выполнения - 14 сек.
ИП: см. упр. 2. Руки над головой образуют полукруг, ладонями вверх.
Только движением плеч, не меняя положения рук, поднять плечи вверх - «толкаем мяч» - ВЫДОХ.
Опустить плечи вниз - ВДОХ.
18. «ГИБКАЯ СПИНКА»
Продолжительность выполнения - 40 сек.
ИП: стоя, руки в свободном положении вдоль туловища.
Согнуть левую ногу в колене, прямую правую ногу отвести назад. Туловище слегка наклонить вперед, руки вдоль туловища - ВЫДОХ.
Поднять руки вперед до линии, продолжающей линию правой ноги, отведенной назад - ВДОХ.
Правую ногу подтянуть вперед, руки опустить вдоль туловища (как будто умываясь сверху вниз).
Обе ноги выпрямлены, правая нога немного отведена назад. Тяжесть тела перенести на правую ногу - часть ВЫДОХА.
Слегка прогнуть спину назад (только в межлопаточной области, голову не запрокидывать) - конец ВЫДОХА.
Далее упражнение выполнять, начиная с правой ноги.
Повторить для каждой ноги 3 раза.
19. ДЫХАНИЕ ЖИВОТОМ
Продолжительность выполнения - 1 мин. 40 сек.
ИП: см. упр. 2, руки свободны вдоль туловища.
Втянуть живот, через нос выпустить воздух - ВЫДОХ. Дыхание не задерживать.
Максимально надуть живот (как футбольный мяч) -ВДОХ носом, потянуться макушкой вверх. ЗАДЕРЖАТЬ ДЫХАНИЕ.
Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каждую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА-ВДОХА.
Минимальное количество дыханий в одном упражнении для детей - 9.
20. МАССАЖ КОСТОЧКИ - массаж ECIWO
Продолжительность выполнения - 30 сек.
ИП: см.упр. 1.
Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца.
Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощущения разливающегося тепла.
Продолжительность массажа каждой руки - 25 сек.
21. ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСЫПАЮСЬ»
См. упр. 1. Упражнение выполнить 3 раза.
Классическая музыка в обработке Лондонского симфонического оркестра уравновешивает душевное состояние детей, создает доброжелательную обстановку, приучает их к восприятию мировых шедевров классической музыки (Бах, Шуберт, Лист, Брамс, Гайдн, Оффенбах, Штраус, Элтон Джон).
Для детей до 3 лет предлагается гимнастика Воробьева (значительно более простая, но не столь эффективная, как адаптационная гимнастика), а также кишечная гимнастика.
Гимнастика Воробьева (модифицированная)
Подготовка, ИП: стоя, руки свободно вниз, ноги слегка расставить.
1. Скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая - на левом, как будто держат края майки).
ВДОХ - медленно поднимая руки вверх (как будто снимаем майку через голову) и выпрямляя их над головой, максимально потянуться вверх. Затем - ВЫДОХ - медленно опускаем прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, одновременно опускаясь на пятки и возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.
- Энергично растереть кисти рук («моем ручки»).
- Очень громко хлопнуть в ладоши 5 раз.
- Бег на месте на носках, бесшумно, поднимая колени, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед.
- ИП, руки вперед, сжать и разжать кисти (пальцы полностью выпрямлять) - 20 раз.
- ИП, встать на носки и опуститься навею стопу -14 раз.
- ИП, встать на пятки и опуститься на всю стопу (хлопать носками по полу) - 14 раз.
- ИП, руки в стороны, на уровне плеч, свести лопатки - 10 раз.
- ИП, напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, одновременно сжимая и разжимая кисти рук. Повторить 20 раз.
- Вдох - надуть живот, выдох - втянуть живот -10 раз.
- Наклоны головы вперед и назад - 10 раз.
- Повороты головы вправо и влево (не опуская подбородок) до плеча.
- Массаж косточки. Ладонью одной руки массировать
зону ECIWO (на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца) до ощущения разливающегося тепла. - Повторить упражнение 1.
Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы
(ГКПС)
Упражнения ГКПС выполняются в постели сразу после дневного сна.
ИП: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1. ПОТЯГИВАНИЯ
Упражнение имитирует потягивания кошки: потянуться руками, ногами, одновременно рукой и ногой.
2. «ВЕЛОСИПЕД»
Продолжительность выполнения - 20 сек.
Ногами имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги. Для детей, особенно развитых физически, предложить одновременно с ногами приподнять голову.
3. «КАЛАЧИК»
Продолжительность выполнения - 20 сек. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик»), стараясь
оставаться в этом положении как можно дольше.
Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения
(Руденко А. С.)
Выполняется во время еды.
- Потянуться вверх (ладони «замком» над головой).
- Погладить животик.
- Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступни упираются плотно в пол (укореняются), не сгибаться в подложечной области - свободный проход для пищи.
- Пощелкать зубами 24 раза.
- Нюхаем пищу и вращаем языком во рту.
- Накопленную слюну проглотить медленно.
- Кушать медленно, чувствуя вкус, тщательно пережевывать пишу.
Глазная гимнастика
Проводится два раза в день.
- Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их.
Согревание глаз центром ладони - 30 сек. - Под закрытыми веками рисуем глазами круги - влево, вверх, вправо, вниз; затем - круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
- Нежно погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
- ИП: вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы следим за этим ногтем - рука перемещается вправо в сторону, затем - влево. Сменить руку, медленно все повторить по 5 раз каждой рукой.
- ИП: см. упр. 4. Медленно приближаем правую руку к
носу, затем удаляем. Повторить 10 раз.
Остеопатическая гимнастика
После пробуждения опорожнить мочевой пузырь. Приготовить валик из полотенца (махровое полотенце 45x110 см скатать в трубочку).
1. Растягивание нижнегрудного отдела позвоночника
(до 20 сек).
А) Лечь на валик так, чтобы он проходил по нижним углам лопаток, руки свободно откинуть назад рядом с головой, «раскиснуть» на валике.
Б) Воспитатель говорит: «Все улыбаемся: подняли уголки губ - улыбнулись ротиком, глазками, а теперь улыбнулись изнутри - внутри грудки, внутри животика, внутри всего тела».
2. «Умывание». Валик переложить под шею, все остальные упражнения выполнять на нем (подбородок в нейтральном положении - растяжение шейного отдела позвоночника). Растереть ладошки до тепла.
А) Умываем лицо - ладони кладем на лицо мизинцами вместе, большие пальцы прикасаются к нижнему краю мочек ушных раковин. Ладони «умывают» лицо вверх, пальцы гладят волосы назад, большие пальцы в это время очерчивают круг вверх и назад вокруг ушной раковины, смыкаясь с пальцами, плавно переходят на шею и грудь.
Б) Умываем ручки - ребенок плотно проводит ладонью правой руки по левой руке так, чтобы центр ладони правой руки проходил по внутреннему краю левой руки от мизинца к подмышечной впадине и к талии. Воспитатель говорит: «Умываем браслетик - лучезапястный сустав, локтевую ямку - локтевой сустав, подмышку - плечевой сустав, и спускаемся к талии». Повторить другой рукой.
В) Умываем ножки и животик. Воспитатель говорит: «Лежа поднимите левую ножку, ладошкой растираем подошву левой ноги, теперь нажимаем на все «корешки» (на каждом пальце, на два под пальцами, на наружном крае середины стопы и на пятке). Теперь двумя ладошками крепко умываем ножку по внутренней поверхности к животику - умыли голеностопный сустав, подколенную ямку (коленный сустав), умывая внутреннюю поверхность ноги, опускаем ногу на кровать и продолжаем умывать, разглаживать складочку ноги (тазобедренный сустав) и животик. Теперь умоем другую ножку и животик...»
3. Вытягивание в длину.
Руки сложить ладонями на животе, пальцы сцепить «замком». Вытянуться в длину: руки поднять за голову, ноги распрямить и потянуться носками на себя. Во время вытягивания воспитатель говорит: «Растягиваем коленные суставы, тазобедренные суставы, плечевые, локтевые, лучезапястные суставы. Вернуться в исходное положение и потянуться носочками, как балерина, - растягиваем голеностопные суставы». (Для развития ощущения суставов во время обучения разделить детей на пары и во время вытягивания, когда воспитатель называет определенный сустав, прижимать его у своего напарника, а затем поменять местами.) Упражнение выполняется три раза.
4. Синхронное перекрестное ползание (валик остается под подбородком).
Повернуться на живот и имитировать ползание по-пластунски: правая рука выдвигается вперед, при этом голова поворачивается в сторону вытянутой вперед руки. Лицо параллельно полу (голову не поднимать). Одновременно сгибается левая нога. Упражнение повторить 12 раз по команде воспитателя. Дыхание свободное.
5. Потягивание наискосок.
Вернуться в исходное положение (лежа на спине с валиком под шеей), руки вдоль туловища. Потянуться, как кошка (на выдохе - «мяу»), левой рукой вверх, голова при этом поворачивается на вытянутую руку (подбородок не задирать!), одновременно стопа тянется на себя - тянемся по диагонали. Затем потянуться в другую сторону. Повторить три раза.
6. Диафрагмальное дыхание лежа на спине, шея – на валике.
Согнуть ноги в коленях под прямым углом, упереться стопами в кровать («укоренить стопы»), приподнять копчик вверх (ягодицы при этом напрягаются, округляются как мячик). Поясница при этом погружается в кровать - плотно прижимается в постели (растягивание поясничного отдела позвоночника). Сначала максимально выдохнуть, с силой втянуть живот, а затем пассивно, не напрягаясь, вдохнуть нижней частью живота, при этом погружая поясницу в кровать. Следим, чтобы ноздри не втягивались, а раздувались, а живот слегка раздувался, а не с силой выпячивался; живот идет вверх, а поясница - вниз. Упражнение повторить 7 раз.
7. «Крокодил».
Из исходного положения подтянуть к груди согнутые в коленях ноги (колени и ступни сведены вместе). Дыхание свободное. Согнутые ноги опустить на кровать влево, одновременно повернув голову вправо, и наоборот. Упражнение повторить 21 раз.
- Диафрагмальное дыхание. См. упр. 6.
- Вытягивание в длину. См. упр. 3, выполняется 1 раз.
10. Горизонтальное потягивание.
Встать на четвереньки. Спина и голова - на одной линии (голову не поднимать). Вытянуть вперед левую руку и одновременно назад правую ногу (тянемся пяткой вперед). Вытягиваясь по горизонтали, необходимо удержать такое положение не менее 15 секунд, затем поменять конечности. Дыхание свободное. Упражнение выполнить по одному разу.
11. Вытягивание сидя и стоя.
A) Ребенок садится на край кровати, застегивает браслеты с утяжелением на голеностопные суставы. Ступни плотно «укореняет», делает сильным «растущий ствол» (спинку выпрямили как ствол березки - сделали свободным проход для воздуха и еды, березка растет вверх - потянулись макушкой к небу. Не переставая расти вверх, кладем мешочек на макушку и еще растем вместе с мешочком, чтобы « ствол» стал еще крепче). Руки на коленях.
Б) Встаем с «прямым стволом» макушкой вверх и поднимаемся вверх, распрямляя тазобедренные суставы, коленные суставы, а теперь еще растем, поднимаемся на носочки, распрямляем голеностопные суставы.
B) И пошли на носочках с мешочком на голове (как балерина - для девочек), тянемся макушкой к небу.
Затем ходьба на полной стопе (обычная, правильная).
12. Ходьба по массажным коврикам.
Опустились на полную стопу, пошли по массажной дорожке (массажные коврики расположены на расстоянии шага ребенка друг от друга - ребенок идет и осознает подъем стопы: «Идем, приподнимая ножку»). Один круг.
Сняли мешочки и браслеты, положили их на кровати.
Комплекс для коррекции осанки
(вытягивание у стены)
- Встали у стены, прижав пятки, икроножные мышцы, ягодицы, межлопаточную область, затылок. Плечи опустить (при обучении нужно помочь ребенку прижать межлопаточную область к стене: для этого двумя руками мягко нажать на нижнюю часть грудины ребенка по направлению вверх).
- Стопы «укоренить».
- Ребенок тянется макушкой вверх, совершая мелкие колебания, крепко «укореняясь» стопами - 20 сек.
- Стойка: для девочек - в позе балерины, для мальчиков – в позе всадника, 20 сек.
5. Ноги шире плеч, отступить пятками от стенок и сделать 3 приседания (неглубоких, до 90°) в коленях, вытянув поясницу и весь позвоночник по стене.
«Тренажерный путь»
Для лучшего перехода от сна к бодрствованию после проведения «кишечной» или остеопатической гимнастики выполнять «тренажерный путь». Дети выполняют упражнения на всем пути от кровати до умывальника:
а) ходьба по резиновым коврикам и ребристым доскам в течение 1 мин. - потоком по 3 раза;
б) использование спортивного комплекса в группе:
- лазание по шведской стенке вертикально и горизонтально,
- веревочная лестница,
- спуск по канату - выполняется потоком в течение 5 мин.
После «тренажерного пути» можно провести общеразвивающую гимнастику, меняя на усмотрение педагога набор предложенных упражнений (опыт педагога-оздоровителя 3. Б. Хусаиновой):
- ходьба по кругу со сменой темпа, ставя ногу с носка;
- ходьба со сменой движения: на носках, на всей стопе, на внешнем своде стопы, на всей стопе, на внутреннем своде стопы, на всей стопе;
- ходьба с высоким подниманием колен, стараясь коленями коснуться груди («как цапля»);
- ходьба на четвереньках «как большие медведи», делая большие шаги на всей стопе и «как маленькие медведи», делая частые шаги на всей стопе;
- прыжки «как лягушки» на четвереньках, высоко обхватив руками голеностопные суставы изнутри;
- ходьба «как гуси» в полуприседе, руки на коленях, шея вытянута вперед, пружинящий шаг;
- ходьба на четвереньках, прогнув спину, высоко подняв ягодицы, ногами вперед, затем меняя положение, вперед руками;
- ходьба «буквой Т», поочередно меняя горизонтальное и вертикальное положение каждой из стоп;
- ползание по-пластунски;
- боковой галоп со сменой направления;
- бег со взмахами рук (как петрушки);
- поднимание на носки с последующим перекатом на пятки;
- сидеть с приподнятыми вперед прямыми ногами, образующими с туловищем угол, с опорой сзади на руки, голова прямо;
- ИП: то же. Упражнение «ножницы»;
- ИП: стоя, пятки вместе, носки врозь, колени не сгибаются; наклон вперед, при котором руки имитируют мытье полов (вокруг оси);
- «достань конфету» - наклон вперед стоя на одной ноге в положении «ласточка», доставая рукой воображаемую конфету (тянемся, не сгибая колен);
- «медведь топает» - ИП: стоя на коленях и ладонях, туловище горизонтально; переступать руками, не сдвигая с места ноги (по кругу) до левой стопы, затем вправо до правой стопы, вернуться в ИП (чтобы дети не задерживали дыхание, можно во время выполнения упражнения «рычать, как медведь»);
- сидя на полу, скрестив ноги (по-турецки), наклониться вперед, вытягивая руки вперед или держа руки на поясе, стараясь достать плечом пол;
19) сидя на полу, скрестив ноги, попеременно делать массаж пальцев ступни и всей ступни;
20) лечь на спину, руки вверх, кисти соединить в замок; повернуться со спины на живот и обратно;
21) «рыбка» - лежа на животе, вытянув вперед руки, приподнять прямые руки и прямые ноги вверх, прогнуться в пояснице; задержаться, посмотреть через левое плечо - увидеть правую пятку, затем через правое плечо – левую пятку, опуститься в ИП;
22) кувырки на матах: сгруппироваться (колени и голову к груди), кувырок с места и с разбегу.
Упражнения для развития носового дыхания
- Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую, и наоборот.
- Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).
- Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.
- Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).
- Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кулаки к щекам, медленно выпустить воздух через сжатые губы.
6. Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «М-М-М».
Упражнения для развития мышц мягкого неба
- Полоскание глотки с произнесением звука «ГР-ГР-ГР» (голова запрокинута).
- Выдох через рот с произнесением звука «ХР-ХР-ХР» (ноздри прижаты).
- Медленный глубокий выдох через одну ноздрю (вторая прижата, рот закрыт).
- Произвольное поднимание и опускание мягкого неба перед зеркалом.
- Надувание резиновой игрушки.
- Произвольное покашливание при открытом рте.
- «А-А-А» на коротком выдохе.
- «И-о», «Э-о» на выдохе.
Методика проведения гимнастических комплексов,
коррегирующих ортопедические и психомоторные нарушения у детей
1. Утром перед завтраком проводится утренняя гимнастика, которая завершается коррегирующим комплексом (адаптационная гимнастика, дети до трех лет выполняют гимнастику Воробьева, другие регулирующие комплексы).
2. В перерывах между учебными занятиями в течение 1 минуты выполняется глазная гимнастика (для улучшения работы головного мозга) и физкультминутка на мини- стадионе.
3. После тихого часа выполняется дневной гимнастический комплекс, состоящий из:
остеопатической гимнастики в постели;
тренажерного пути;
адаптационной гимнастики.
Точечный массаж
(Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М, Сфера, 2007. – 160с.)
Массаж лица
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Упражнения (движения) производить:
а) от переносицы к ушам;
б) от желобка под носом к ушам;
в) от околоушной области лица к подбородку и обратно.
Поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.
Вибрационный массаж лица
Повторить все вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.
Массаж шеи
Необходимо:
а) медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
б) в области горла гладить попеременно то правой, то левой рукой;
в) от околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга).
ВНИМАНИЕ! Только после массажа можно переходить непосредственно к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой артикуляции. Тренинг рассчитан на выработку естественных, плавных движений. Массаж проводится в течение 1—2 мин.
Дыхательная гимнастика
Средняя группа
«Большой и маленький». Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
«Паровоз». Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.
«Гуси летят». Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе - опустить (8-10 раз), со звуком г-у-у.
«Дровосек». Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х.
«Часы». Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4-5 раз).
Старшая группа
«Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по| плечам, произнеся у-х-х! (8-10 раз).
«Мельница». Вытянуть руки вверх и медленно вращать] ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6-7 раз).
«Сердитый ежик». Присесть ниже, обхватить голени, опу-| стить голову, произнести звук ф-р-р (3-5 раз).
«Лягушонок». Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.
«Заблудился в лесу». Сделать вдох, на выдохе прокричать!
«Великан и карлик». Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.
Подготовительная к школе группа
«Часы». Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10-12 раз).
«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз).!
«Косарь». Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5-8 раз).
«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам и, нажи-1 мая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15-20 с).
«Будильник». Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3-4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
«Насос». Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЮБИМЫЙ НОСИК»
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте.
- Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз). Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох — и обратно Пальцы наши просятся.
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Сиди красиво, ровно, спинка — прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м,одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).
Дай носу подышать,
На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
«Часики». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая вперед и назад прямыми руками, произносить тик-так (6—7 раз).
«Дудочка». Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза).
«Петушок». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку — выдох (4 раза).
«Паровозик». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая чух-чух-чух (15—20 с).
«Веселый мячик». Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х — выдохнуть, затем догнать мяч (4— 5 раз).
«Гуси». Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука г-у-у-у (1 мин).
«Каша кипит». Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдохнуть, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот — выдохнуть. При вдохе громко произносить ф-ф-ф (4 раза).
Упражнения можно включить в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, во время прогулки (не менее 2 раз в день).
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(проводятся во всех группах)
Артикуляционная гимнастика
«Трактор». Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).
«Стрельба». Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).
«Фейерверк». В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).
«Гудок парохода». Набрать воздух через нос, задержать на 1-2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.
«Упрямый ослик». Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).
«Плакса». Имитируем плач, произнося ы-ы-ы (звук [ы] снимает усталость головного мозга).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
«Лошадка». Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).
«Ворона». Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6— 7 раз).
«Змеиный язычок». Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).
«Зевота». Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).
«Веселые плакальщики». Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).
«Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
· «Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
· «Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
· «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
· «Покрутим козелком»
Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд.
· «Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это сотавляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Игры, которые лечат
Живопись с помощью пальцев
Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма.
Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.
Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.
Работа с глиной
Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.
Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей.
При работе с глиной можно выполнить следующие задания:
- закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой?;
- сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки;
- проткните глину;
- пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка;
- оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;
- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
При игре с песком можно выполнять такие упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.
Для игры с песком в помещении необходимы:
- водонепроницаемый деревянный ящик;
- чистый просеянный песок (лучше его прокалить);
- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
- баночки с водой для смывания песка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в 5-6 классах "Поиск напитка бодрости"
Данное меропртие развивает у учащихся интерес к предмету, смекалку; воспитывает настойчивость в достижении цели....
Конспект урока "Игра как залог бодрости и здоровья"
Тема: «Игра как залог бодрости и здоровья!»Задачи:Развитие двигательных качеств посредством подвижных игр и эстафет с предметами.Развитие быстроты, силы, ловкости.Воспитание коллективизма, посредством...
Внеклассное мероприятие по физике "Поиск напитка бодрости"
В разработке дано подробное описание заключительного мероприятия по физике в 7-9 классах. Форма- игровая....
Презентация к уроку "Игра залог бодрости и здоровья"
Презентация к уроку " Игра залог бодрости и здоровья"...
Презентация "Бодрость, грация, координация"
Презентация вводного занятия по гимнастике для учащихся 1-4 классов...
материалы для родителей:Плавание источник здоровья и бодрости.
Плавание - прекрасное средство укрепления здоровья. Это приятное, увлекательное занятие способствует всестороннему физическому развитию студента, вырабатывает стройную фигуру, помогает развивать такие...
Технологическая карта урока физкультуры в 1 классе по разделу гимнастика ( "Бодрость, грация, координация").
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....