Работа с родителями
материал по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зарядка-любимая привычка | 192 КБ |
Как воспитать ЗОЖ у ребенка | 91 КБ |
Оздоровительные минутки | 92 КБ |
Организация упражнений дома | 90.5 КБ |
Правила во время занятия физкультурой | 250 КБ |
Формирование ЗОЖ | 515.5 КБ |
Переутомление у детей 7-12 лет | 132.1 КБ |
профилактика близорукости | 342.68 КБ |
Профилактика нарушения осанки | 239.62 КБ |
Профилактика плоскостопия | 28.74 КБ |
Памятка "Пожелания водителям от учеников" | 337 КБ |
Памятка "Пристегни меня, папа!" | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как сделать зарядку любимой привычкой?
- Приучать своего ребёнка к гимнастике нужно с 2-3 лет.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства.
- Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
- Включать весёлую и ритмичную музыку.
- Выполнять зарядку вместе с ребёнком.
- Выполнять зарядку не менее 10 минут.
- Открывать окна и шторы для потока свежего воздуха.
- Подмечать и подчёркивать достижения своего ребёнка в выполнении упражнений.
- Менять упражнения, если они наскучили ребёнку.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как воспитать здоровый образ жизни у ребенка?
1. Если вы желаете, здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:
- живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;
- начинайте день с утренней зарядки (не менее 30 мин);
- оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием;
- не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой;
- имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:
- не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;
- не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;
- не выносите сор из избы;
- не делите труд в семье на мужской и женский.
3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:
- будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи;
- уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;
- с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины - матери, мужчины - отца.
4. Если вы хотите видеть своих детей свободными в общении, культурными, то:
- не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;
- очень хорошо, если у вашего ребенка есть хобби;
- не жалейте времени для культурного совместного отдыха;
- приобщайте детей к миру литературы.
5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:
- не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;
- к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.
6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас - вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий?
- Оздоровительная минутка проводится через каждые 15-20 минут.
- Общая продолжительность минутки не более 3 минут.
- Если ребёнок выполняет письменное задание, необходимо выполнить упражнение для рук.
- После длительного сидения необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища.
- Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были мяч, скакалка, обруч, гантели.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как правильно организовать
физические упражнения дома?
- Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своего пренебрежения к физическому развитию. Помните: семья во многом определяет поведение и установки ребёнка, в том числе его отношения к занятиям физкультурой. Пример взрослых чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
- Высокая самооценка – один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу. Будь то домашнее задание или утренняя гимнастика. Всемерно поддерживайте в вашем ребёнке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё больше старания.
- Наблюдайте за поведением и состоянием ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не понимают, почему ребёнок капризничает и не выполняет их требований. Причиной может быть усталость скрытое желание и т.п. постарайтесь понять причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие, ощущения им своей значимости и значимости собственной личности.
- Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятий, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятия. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
- Важно определить приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
- Не ругайте ребёнка за временные неудачи.
- Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребёнку, пусть он выполняет их как можно дольше – в этом случае он не будет «хватать верхушки», а прочно усвоит тот или иной навык, движение.
- Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Физкультура – дело серьёзное!
- Не перегружайте ребёнка: что доступно взрослому, не всегда полезно малышу.
- В процессе воспитания ребёнка вас должны сопровождать три незыблемых закона: понимание, любовь, терпение.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правила во время занятий
физической культурой
Как избежать травм во время занятий физкультурой с ребенком?
- Ни в коем случае не подбрасывайте ребенка вверх.
- Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.
- Поднимая ребенка, не держите его только за кисти рук, а только целиком за предплечья.
- Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек.), лучше несколько раз повторите упражнения.
- Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т.к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс.
- Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения.
- Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т.к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.
Что надо знать.
- Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.
- Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.
- На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания.
- Привлекайте к соревнованиям сверстников.
- Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.
- Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.
- Вселяйте в малыша уверенность похвалой.
Чего делать не следует.
- Раздражаться, если ребенок неправильно выполняет упражнения.
- Заниматься не систематически.
- Подсмеиваться над неумелостью ребенка.
- Надевать на ребенка теплую одежду.
- Проводить зарядку и игры в плохом настроении.
- Надевать на ребенка гольфы, трусики или штанишки с тугими резинками.
21. Надевать на ребенка неудобную обувь: туфли на высоком каблуке, тесные сандалии, чешки или обувь на несколько размеров больше размера обуви ребенка.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Формирование здорового образа жизни у детей
1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.
8. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.
9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.
10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
11. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
12. Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Переутомление школьника
от 7 до 12 лет
Д.Н. Ровников, учитель физической культуры
К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Мы рассмотрим самые частые ситуации, с которыми сталкиваются родители детей в возрасте от 7 до 12 лет.
Переутомление в школе. Современная школьная нагрузка является более тяжёлой в сравнении, например с нагрузкой 10-летней давности. Ребёнок с первого класса посещает множество, зачастую слишком сложных для его возраста предметов, часто занимается дома с большим объёмом домашних заданий или ходит на дополнительные занятия. Вследствие этого современные школьники часто сталкиваются с такой проблемой, как хроническое переутомление. Ребёнок становится невнимательным, жалуется на усталость, головную боль, частую смену настроений и т. д. Родителям следует сразу обращать внимание на подобные симптомы и постараться принять меры.
Первым признаком утомления ученика должна стать невнимательность на уроке, непоседливость ребенка, его желание вскочить и побегать при малейшей возможности. Если педагог и родители вовремя не обратили внимания на первые признаки утомления, то наступает вторая его стадия, которая проявляется в торможении психических процессов ребенка, он становится вялым, апатичным, сонливым. И тут уже без отдыха не обойтись, так как хроническое утомление, накапливаясь, приводит к болезненному состоянию – переутомлению, следствием которого является снижение иммунитета и развития соматических болезней. Неправильная организация умственного труда и отдыха ребенка становятся причиной его утомления. Знаменитый русский физиолог И. Павлов говорил: «Лучший отдых – это смена деятельности».
Содействовать активному и продуктивному отдыху школьников. Именно тот факт, что правильно организованная смена видов деятельности помогает ребенку снять напряжение после урока и подготовить мозг к дальнейшему восприятию информации, позволяет говорить о том, что современная школа, всерьез озабоченная здоровьем учеников, в первую очередь должна обратить внимание на организацию досуга детей между уроками. Старайтесь чаще организовывать отдых ребёнка, ему полезны игры на свежем воздухе, прогулки, занятия спортом и т. д. Ребёнку школьного возраста необходим определённый режим дня, правильное питание и адекватная его возрасту нагрузка.
Профилактика переутомления у младших школьников:
Родителям, дети которых вырастают активными, успевающими и уверенными в себе, успешно удается:
- Поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере.
- Наводить порядок и чистоту дома вместе с сыном или дочкой — так, что в итоге и от процесса и от результата получают удовлетворение и мама с папой, и ребенок (младшие – недовольны, старшие – воспринимают как должное).
- Следить за качеством питания, то есть за тем, чтобы в ежедневном рационе были и белки, и углеводы, и жиры, и витамины.
- Обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.
- Не забывать, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда.
6. Не требуйте от ребенка больше того, на что он способен. «Завышенная планка» будет рождать в нем комплексы, неудовлетворенность и как следствие психоэмоциональные расстройства. Помогите ребенку самореализоваться в спорте, творчестве и других видах деятельности.
7. Обратите особое внимание на режим дня ученика. Расписание в школе должно быть составлено таким образом, чтобы сложные предметы чередовались с легкими, например: математика, география, физика. Перемены должны быть не менее 10 минут и одна большая - 30 минут. Родители должны взять на заметку, что домашнее задание необходимо закончить делать не позднее, чем за 2 часа до сна. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режимные моменты и во время каникул, это поможет ему легче влиться в учебный процесс.
8. Повышайте иммунитет школьника. Закаливание, занятия спортом и комплекс витаминов помогут вам в этом. Знайте, что переболевший ребенок, в течение следующих 2-х недель нуждается в щадящем режиме и сниженной нагрузке, так как его иммунитет ослаблен и нуждается в восстановлении.
9. Ограничьте время работы ребенка за компьютером. В этом вам помогут многочисленные программы типа «Кибер-няня», призванные защитить юного пользователя от компьютерной зависимости и сохранить его здоровье. Пользуясь услугами данных кибер-помощников, вы сможете контролировать работу ребенка за компьютером, даже, находясь вне дома.
10. Заботясь о здоровье школьника, используйте советы народной медицины, которая рекомендует заваривать травяные чаи и давать их детям, как средство способствующее расслаблению и снятию эмоциональной нагрузки. Не используйте лекарственные препараты без рекомендации врача.
11. Следите за осанкой ученика, полезно после учебных занятий сделать ему массаж, чтобы снять напряжение с мышц, которое является причиной головной боли. Занятия плаванием и лечебной физкультурой помогут школьнику справиться с переутомлением и восстановят силы после учебного дня.
12. Регулярно посещайте офтальмолога, одной из причин переутомления ребенка в школе может быть плохое зрение. Расплывающиеся предметы, заставляют ребенка находиться в постоянном напряжении.
13. Ставя перед ребенком определенные режимные требования, будьте сами для него примером. Ребенку легче соблюдать правила, имея перед глазами образец поведения родителей.
Таким образом, быть современным ребенком – тяжёлый труд, а быть родителями – задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Лёгкого вам жизненного пути и мудрых педагогов на нем!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
и учителей
Профилактика близорукости
Д.Н. Ровников, учитель физической культуры
Обычно в зоне риска приобретения близорукости находятся первоклашки. Их глаза — самые неподготовленные к учебным нагрузкам органы ребенка. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, которая предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок, интенсивное овладение чтением, письмом, счетом.
Зрительный анализатор у детей младшего школьного возраста практически не получает целенаправленного оздоровительного воздействия. В результате возникает риск приобретения, так называемой, школьной формы близорукости. Если вовремя не принять меры, то близорукость быстро прогрессирует и приводит к значительной потере зрения.
В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и, конечно, профилактика.
Наблюдения за учащимися показывают, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями зрения. Хотя делается немало, с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм учебного процесса, чтобы его сохранить, это и физкультминутки на каждом уроке, пересадка учащихся каждое полугодие, а в отдельных случаях, и каждую четверть, беседы по профилактике близорукости, соблюдение зрение сберегающих правил при чтении и письме.
На практике в ходе учебных занятий учителя проводят специальные зрительные упражнения и игры для тренировки и укрепления мышц глаза, физкультминутки через каждые 10–15 минут урока. Систематическая работа дает хорошие результаты.
Профилактика близорукости
Лучшей профилактикой развития этого нарушения зрения будет ограничение нагрузки на глаза, т. е. нельзя, чтобы ребёнок часами сидел у экрана телевизора или монитора.
Детям до 7 лет не желательно смотреть телевизор более 40 минут в день, детям младших классов — не более чем 1,5 часа в день и не более 40 минут в день работы за компьютером.
Детям старших классов — не более 3 часов в день у экрана телевизора. Особенно это касается тех детей, которые уже плохо видят нижнюю строку на диагностической таблице.
Режим освещения. Зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт. Не использовать лампы дневного света
Режим зрительных и физических нагрузок — рекомендуется чередовать — зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом — при миопии до 3 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются, свыше 3 диоптрий — запрещается поднятие тяжестей, прыжки и некоторые виды соревнований.
Гимнастика для глаз. Через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.
Правильная коррекция зрения: с помощью очков или контактных линз подобранных офтальмологом.
Тренировка мышц — напряжение которых приводит к росту миопии (лазерная стимуляция, видеокомпьютерная коррекция зрения, закапывание лекарственных препаратов, специальные курсы глазной гимнастики ) – под наблюдением офтальмолога.
Общеукрепляющие мероприятия: плавание, массаж воротниковой зоны, контрастный душ и т.д. по рекомендации офтальмолога.
Полноценное питание: сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.
Упражнения при близорукости. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Упражнения для глаз при близорукости. Упражнения для тренировки мышц глаза
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Методика по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного
1. Бумажные офтальмотренажеры
Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.
На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.
2. Пирамидки.
Детям предлагаются следующие задания:
1) Найди глазами две пирамидки.
2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?
4) Сколько всего колец у пирамидок?
5) Сколько всего колпачков?
6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.
3. Тарелки с разноцветными кружками.
Детям предлагаются следующие задания:
а) Найди две одинаковые тарелки.
б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
г) Сколько всего кружков?
4. Схема зрительно-двигательных траекторий.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.
Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.
Для профилактики близорукости, укрепления глазодвигательных мышц на уроках во время проведения физкультминуток я также использую различные упражнения:
- упражнения под музыкальное сопровождение;
- упражнения с речетативом;
- образные упражнения.
Упражнение с речитативом «Ах, как долго мы писали»:
Ах, как долго мы писали, (Поморгать глазами).
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо).
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками).
В классе радугу построим. (Посмотреть по дуге вверх).
Вверх по радуге пойдем. (Вправо и вверх – влево).
Вправо, влево повернём.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. ( Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Образные упражнения
«Собираем урожай»
Ребята приехали на дачу собирать урожай. Исходное положение – основная стойка или сидя на стуле, руки на парте. Все упражнения сопровождаются движением глаз.
«Капуста» — мягкие круговые движения глаз по кругу, глазами «рисуем» капусту. Ребята должны сорвать два кочана капусты, упражнение выполняем 2 раза.
«Морковка» — круговые движения глаз вверх – налево - вниз – направо – наверх. Глазами «рисуем» морковку. Ребятам нужно сорвать пять морковок, упражнение выполняем 5 раз.
«Огурец» — полукруг вверху справа — налево, полукруг снизу слева – направо,
глазами «рисуем» огурец. Нужно сорвать три огурца, упражнение выполняем 3 раза.
«Полёт бабочки»
Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуты к плечам, ладонями вперед, пальцы вместе – «крылышки». Руки – это «цветочки», глаза – «бабочка»
«Бабочка» летит с правого цветка на левый – «рисуем» полукруг вверху справа – налево.
«Бабочка» порхает над цветком и садится на него – моргаем глазами пять раз.
«Гусеница» ползет от правого к левому «цветку» — «рисуем» глазами полукруг снизу справа – налево. Повторяем в другую сторону – «рисуем» глазами полукруг снизу слева – направо.
Выглянуло «солнышко». Глазами« рисуем» лучи солнца– от носа, вправо – вверх, вправо – вниз. И в другую сторону, влево – вверх, влево – вниз. Игру можно повторить 2 – 3 раза.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(памятка для учащихся начальных классов)
Автор метода Э.С.Аветисов
Долго тянется урок –
Много мы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
Сидя, откинься на спину парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.
Упражнение такое —
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два –
Тренируй свои глаза.
Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурить глаза, открой глаза.
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза,
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в исходное положение.
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
Упражнение четыре —
Потратить нужно много силы.
Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2 – 3 сек. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5 – 20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3 – 5 сек., после чего руки опусти.
Повторить 5 – 6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять —
Нужно четко выполнять.
Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх – вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).
Находясь в постоянном поиске, изучая литературу, меня заинтересовал комплекс игровых упражнений, предлагаемый кандидатом педагогических наук С.В. Бондаренко. В основу игр положены два ведущих принципа тренировки глаза (по профессору Э.С. Аветисову):
• первый – «раскачка» аккомодации (способность глаза ясно видеть предметы, находящиеся от него на различных расстояниях);
• второй – релаксация (уменьшение напряжения) основных функциональных структур зрительного аппарата.
Эти упражнения способны снимать зрительное напряжение и утомление, расслабляя наружные и внутренние мышцы глаза, улучшать кровообращение глаза и циркуляцию внутриглазной жидкости. Помогают направленно повышать уровень зрительной выносливости, то есть выносливости к зрительному утомлению.
Данный игровой материал желательно применять комплексно, используя игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора детей младшего школьного возраста к учебному труду.
В начале учебного года, в первой четверти, доминируют специальные восстановительные игры в соотношении 2:1, в остальных учебных четвертях данное соотношение изменяется в сторону преобладания специально тренирующих игр в соотношении 3:1. Специальные зрительные игры применяют только после упражнений, повышающих зрительную активность детей.
Специально-восстановительные зрительные игры:
«Цветные сны»
Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.
Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.
Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.
«Метелки»
Организуют игру после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений мышц кисти. Учащиеся часто моргают, проговаривая текст: «Вы, метелки, усталость сметите, мы еще заниматься хотим до звонка. Глазки нам хорошо освежите, нам в учебный мир окунуться пора».
Проговаривание сочетают с быстрым (для снятия статического напряжения) сгибанием-разгибанием пальцев, кистей. Длительность выполнения – 6–8 секунд, повторить 2–3 раза.
«Жмурки»
Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.
Специально-тренирующие зрительные игры:
«Поймай зайку»
Играть целесообразно на тех уроках, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Учитель располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Учитель отмечает самых старательных «охотников».
«Круговерть»
Учащиеся свободно стоят перед учителем, который вращает подвешенный на нити длиной 50–70 см теннисный мяч (лучше всего желтый). Темп вращения нарастающий – от медленного к среднему. Учащиеся сопровождают глазами все перемещения мяча, вращая глазами с возможно большей амплитудой.
Направление вращения мяча периодически изменяется. В игре отмечают наиболее старательных игроков.
Примечательно, что предлагаемый игровой материал способствует и концентрации внимания учащихся, а это позволяет оптимально переключать их на последующую учебную деятельность.
Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Нарушение осанки
Д.Н. Ровников, учитель физической культуры
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильно осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова.
Формирование осанки начинается самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике.
«Правильный» позвоночник имеет свои естественные физические изгибы в сагитальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах (представляет собой «знак вопроса»). Увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины (опущение лопаток)) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонения от нормы.
Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать в плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться правильно сохранить правильную осанку. Если удержать тело в таком положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и не надо беспокоиться.
Второй способ – это осмотр спины. Смотрится положение лопаток, равной длинной шейно-плечевой линии, глубиной треугольников талии и.п. ребенка с боку и со спины. Ребенка при этом следует раздеть по пояс.
Причины нарушения осанки
Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: какое-нибудь заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже является причиной развития искривления позвоночника.
Также, причиной, из-за которой возникает искривление позвоночника, может быть профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто не правильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается равномерная тяга мышц, что приводит ещё большему искривлению. Ещё одной причиной развития искривления позвоночника являются мышцы. Позвоночник может быть искривлён из-за разной развитости мышц, при чём это может быть обусловлено каким-либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями). Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются неправильное питание, слабое физическое развитие.
Виды нарушений осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
Нарушения осанки в сагиттальной плоскости
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости может быть связано как с увеличением одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их.
Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника
Сутулость - нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина (тотальный кифоз) - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Кругловогнутая спина - нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника
Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Нарушение осанки во фронтальной плоскости
Нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Профилактика нарушений осанки
Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.
В дошкольном возрасте стоит научить ребенка плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, а зимой - ходить на лыжах или кататься на коньках. Многие спортивные секции проводят набор 5-6 летних детей, но не торопитесь отдавать их туда - серьезные занятия спортом лучше начинать в более старшем возрасте. А вот предоставить ребенку возможность поразмяться дома надо обязательно. Для этой цели подойдет шведская стенка или лесенка, перекладина или кольца. Можно оборудовать настоящий спортивный уголок. Только не забудьте положить на пол поролоновый мат или что-нибудь упругое, чтобы избежать травм!
Итак, правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность Вашего ребенка - основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.
И еще один важный момент: ребенок с трудом выдерживает неподвижные позы. Чем младше ребенок, тем сложнее ему стоять или сидеть «спокойно». Это объясняется особенностями анатомического строения детского позвоночника, он гораздо более эластичен, чем взрослый, а, значит, менее устойчив. Чтобы удержать свое тело в выпрямленном состоянии, ребенок затрачивает значительно большие усилия, чем взрослый, и поэтому быстрее устает. Поэтому не надо мучить своих детей неподвижностью.
При ходьбе учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутрь и наружу нарушает походку и способствует плоскостопию.
Поза сидя имеет особенно большое значение. Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе Ваш ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положа одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.
Особенно следите за плечами - они должны быть на одном уровне. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и ведет к нарушению осанки, сколиозу.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.
Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты ребенка, его массы тела и толщины постели. Полному, тяжелому ребенку подходит относительно жесткий матрац, худенькому - помягче.
Очень важный элемент постели - подушка. Она должна быть небольшой и упругой. Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.
Воспитывая правильную осанку, будьте терпеливы. Раздражительные и резкие окрики лишь повредят делу.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Профилактика плоскостопия у младших школьников
Д.Н. Ровников, учитель физической культуры
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Основная цель начального образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. в соответствии с принципом природосообразности. Примерно 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями отца, матери, врача, учителя.
По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, до45% первоклассников – с нарушениями психического развития, соматическими осложнениями, социально и педагогически запущенных. Среди детей, пришедших в первые классы, каждый третий имеет патологию позвоночника. К концу школы в выпускных классах всего лишь 4% выпускников здоровы. На состояние здоровья детей влияют социальные условия, экология, медицинское обслуживание, но свою лепту вносит и школа. За ней от 20% до 40% отрицательных влияний на здоровье. Это делает данную проблему о плоскостопии наиболее актуальной и злободневной.
Именно школа должна сформировать у детей мотивацию на хорошее здоровье, внушить им, что оно – элемент национальной культуры.
По данным ВОЗ здоровье индивидуума на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от состояния окружающей среды, 20% - влияние наследственности, 10% - здравоохранения.
Для улучшения здоровья детей нужно влиять на все четыре составляющих, основная из которых – обучение и следование принципам здорового образа жизни подрастающего поколения как носителя здоровья нации в будущем.
Плоскостопие «деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов». Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.
Очень часто такие проблемы как нарушения осанки и походки, мышечный дисбаланс, болевые ощущения в ногах и спине появляются у детей уже при имеющемся плоскостопии, и являются одним из его последствий. Только о наличии начальной деформации стоп родители не догадываются. Тогда как благополучная, здоровая и правильно развитая стопа - это не только опора, но и надежда ребёнка на здоровье в будущем.
Помимо биологически активных точек и зон на подошвенной поверхности, связанных со всеми органами и системами, особого внимания и уважения заслуживает строение стопы. Уникальное строение человеческой стопы можно сравнить с талантливым инженерным решением при строительстве, например, моста, где все конечности учтены, размеры просчитаны, соединения деталей надёжны, запас прочности обеспечен на десятилетия – и всё это с учётом предпологаемых огромных нагрузок. Своды стопы выдерживают серьёзные испытания при самых разнообразных, и не всегда благоприятных, условиях: вес тела плюс тяжёлые сумки, неудобная обувь плюс длительная ходьба, высокий каблук плюс многочасовая статическая нагрузка, спортивные тренировки плюс повышенная влажность с перегревом, и т.п.
Надёжность сводов стопы обеспечена взаимодействием образующих их структурных единиц: костей, мышц, и связок. Своды стопы – это ни что иное, как амортизаторы, которые существенно уменьшают неблагоприятные воздействия при ходьбе или прыжках на весь организм, и на позвоночник в частности.
Благодаря сводчатому строению, эти нагрузки разумно распределяются по всей стопе в поперечном и продольном направлениях. Формирование стопы может продолжаться до 16 лет. Из этого следует, что детская стопа – «сооружение» незрелое, и для правильного развития её требуются определённые условия.
Плоскостопие, как я уже и отмечал, это деформация стопы, при которой происходит уплощение сводов (ориентир для определения продольного свода – внутренний край стопы, для поперечного – линия вдоль основания пальцев).
По характеру деформации различают 2 вида плоскостопия (или их сочетание):
1) поперечное
- уплощается поперечный свод стопы: передний отдел упирается на головки пяти плюсневых костей (в норме только на I и V)
- длина стоп уменьшается
2) продольное
- уплощение продольного свода
- почти вся площадь подошвы контактирует с полом.
Приблизительно до 4-5 летнего возраста у детей в норме определяются элементы плоской стопы.
Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы:
- избыточный вес
- ношение неудобной обуви
- нерациональные нагрузки
- травмы стопы и голеностопного сустава
- некоторые врождённые состояния (косолапость)
- тяжёлые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
- перенесённый в детстве рахит
Бороться уже с имеющимся плоскостопием не просто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко.
На что же следует обратить внимание в первую очередь? Обсудим две проблемы: обувь, которую носит ребёнок, а так же упражнения, предупреждающие развитие патологии.
Ношение неправильно выбранной обуви и неуважение к ногам может спровоцировать развитие деформации стопы, особенно в периоды роста. Начиная с первых шагов ребенка, неопытные родители совершают ошибки при выборе для него обуви, заглядываясь на модные и красивые модели. Но принципы подбора оптимально подходящих вариантов для детей перекликаются с выбором обуви и для взрослых: сначала «удобно» и «качественно», и лишь затем «модно» - иначе здоровью ног будет нанесён вред.
Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки как ходьба не подходят. Первые «домашние ботиночки» должны быть мягкие – из натуральной кожи или каблука, и иметь минимальное количество внутренних швов. В жёсткой обуви ребёнок будет чаще падать, цепляясь за незначительные препятствия из-за невозможности согнуть ножку внутри ботинка.
Ношение тесной обуви ведёт к нарушению кровоснабжения стоп, затруднённому и венозному и лимфооттоку. Необходимо обратить внимание на ножку ребёнка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботинка – покупка была неудачной, и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальцев.
Необходимо запасать сменную обувь для ребёнка: это даёт возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.
Теперь обратим внимание на супинаторы – приспособление для коррекции заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь, или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «плоскостопие» и серьёзных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине, ношение супинаторов – вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда.
Для плоской стопы характерно опухание продольного или поперечного вола. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Обычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании её тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы.
Таким образом, основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости.
Различают врождённое и приобретённое плоскостопие. Приобретённое, в свою очередь, подразделяется на рахитическое, паралитическое, травматическое плоскостопие.
Наиболее часто встречается приобретённое плоскостопие, и в подавляющем большинстве случаев в форме статического плоскостопия. Важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте, отсутствия мер и его профилактики и своевременного лечения средствами физической культуры.
Как обнаружить плоскостопие? Учитель, может заметить какие – то отклонения в стопах ребёнка: косолапость, отклонения стоп наружу или внутрь при ходьбе или стоянии. Иногда ребёнок сам может пожаловаться на боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Страдающие плоскостопием ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв обуви.
Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные физкультурные приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т.д. Если ребёнок достаточно закален, то он может заниматься физическими упражнениями босиком. Ребёнок получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но для улучшения кровообращения в ногах.
В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.
Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведёнными носками перегружает край стопы и, следовательно, ведёт к её деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состояние опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.
Борьба с развивающейся нервно – мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики и лечения плоскостопия.
Методы профилактики плоскостопия
Помощь предупредить плоскостопие у младших школьников могут регулярные занятия коньками, лыжами. Тем же, у кого нет возможности для таких тренировок, рекомендуем специальные упражнения.
Систематические занятия специальными корригирующими физическими упражнениями способствует развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в нормальной работе сводов стопы.
Мы рекомендуем следующие физические упражнения (выполнять их следует босиком):
- Стоя прямо за спиной стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
- Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног, захватить какой – нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т.д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернуться пальцами внутрь.
- Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы – в пол. Медленно подниматься на носки и также опускаться в и.п.
- Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).
- Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
- Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
- Стоя, попробуйте развести пальцы как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.
- Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз)
- Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-60 с).
- Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и.п. (10-15 раз).
- Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и.п. (10 раз).
- Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и.п. (6-8раз).
- Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след). Подняться на носки (8-10 раз).
- Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз).
- Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и.п. (8-10 раз).
- Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
- Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и.п. (6-8раз)
- Упор, стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперёд (10-15 с). Тоже прыжками «зайчиком».
- Ходьба в полуприседе (30-40 с).
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
- Стоя, поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
- Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не понимая её.
- Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь.
- Ходьба «гусиным» шагом.
- Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30-40с).
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и.п.
- Лёжа на спине, поочерёдно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь.
- И.п. – то же, но оттягивать носки одновременно.
- Лёжа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать).
- То же, но другой ногой.
- Лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочерёдно отрывать пятки от пола.
- То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола).
- Лёжа на правом боку, Нои вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе. Оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки.
- То же, но в положении на левом боку.
- Лёжа на животе, руки на полу, носки повёрнуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь.
- Лёжа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повёрнуты внутрь. Перейти в упор, лёжа с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперёд.
- Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить её влево, затем вправо.
- Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять «на себя» и повернуть наружу.
В первые занятия достаточно включить только 3-4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличивать их число до шести. Каждое упражнение следует повторять вначале 4-6 раз, затем число повторений постепенно увеличивается до 10.
Предварительный просмотр:
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Бойкова Влада
Дорогой водитель, здравствуй!
Профессия шофера является очень важной сегодня. Я считаю, что она ответственная, сложная, потому что в дороге надо быть бдительным, терпеливым, выносливым.
Сейчас водители встречаются очень часто. Без них никуда: автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, маршрутки – всем управляют водители!
Шофер обязательно должен знать правила дорожного движения. Следить за дорогой, потому что он несет ответственность за пассажиров. Поэтому ему так необходимо следить за состоянием машины, ведь дорога таит в себе много опасностей.
Я думаю , шофер есть в каждой семье. Двадцать первый век – век транспорта!
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Кудрявцевой Вики
Здравствуй, дорогой водитель!
Я считаю, что твоя профессия тяжелая. Особенно у тех водителей, которые возят опасный груз. Твоя профессия очень ответственная. Случаются аварии на дорогах. Часто в них виноваты сами водители. Например, водитель перед поездкой не отремонтировал машину, или сел за руль в нетрезвом состоянии.
Водитель, будь внимательным и осторожным на дороге!
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Домовой Насти
Здравствуй, водитель!
Я считаю, что твоя профессия опасная, потому что в любой момент может случиться авария. Эта работа очень ответственная. Водитель должен знать множество правил, должен уметь починить машину, если она сломается. Вы всегда должны быть пристегнуты ремнем безопасности. Папа мне говорит, чтобы я пристегивалась, потому что это очень важно. А чтобы машина поехала нужен бензин, а чтобы купить бензин нужно работать. Вы должны обладать такими чертами характера как трудолюбие, терпение, мужество, быть сильными.
Удачного пути, дорогой водитель!
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Кудрявцевой Даши
Здравствуй, уважаемый водитель!
Меня зовут Даша, я учусь в Сингапайской школе в шестом классе. Мы в школе проходим правила дорожного движения, мне это все нравится. Я считаю, что правили обязательно, если ты в пути. Профессия шофер очень интересна и познавательна.
Водитель, когда ты в пути, будь ответственным и всегда соблюдай правила дорожного движения. В дороге часто встречаются разные опасности, всегда надо знать как выбраться из таких ситуаций. Ты должен всегда ремонтировать свой транспорт и следить за дорогой.
Дорогой водитель, желаю тебе удачи и никогда не попадать в трудные ситуации!
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Белокурова Ивана
Привет, водитель! Я пишу тебе, потому что считаю, что твоя работе очень опасна, Всегда существует вероятность попасть в аварию. Чтобы этого избежать надо ремонтировать свою машину, регулярно проходить техосмотр, менять шины и соблюдать правила дорожного движения.
Я ученик и тоже изучаю правила дорожного движения.
Желаю удачи на дорогах!
Письмо водителю
От учащегося 6 класса
Сингапайской школы
Абдушева Максима
Здравствуй, уважаемый шофер!
Мне очень нравится твоя профессия. Я думаю, что ваша работа очень опасная, потому что на дороге могут быть разные ситуации: сломалась машина, авария, гололед. Ваша работа очень важна. Каждый должен знать правила дорожного движения. Очень важно, чтобы у водителя было хорошее настроение, а также достаточно внимания, настойчивости и трудолюбия. Смотри за своей машиной как за собой! Люби свою машину!
Удачного пути, будь внимателен на дороге!
Ни гвоздя, ни жезла тебе шофер!
Предварительный просмотр:
Правила перевозки детей в автомобиле
Родители, предпочитающие путешествовать вместе с детьми, должны соблюдать правила перевозки ребенка в автомобиле, чтобы любая поездка была безопасной для вас и ваших детей. Дети до двенадцати лет должны перевозиться в автомобиле только в специальном автокресле, которое закрепляется ремнями безопасности.
Несмотря на то, что многие родители считают, что ребенка безопаснее перевозить на руках или в корзине, которая была снята с коляски, это не соответствует действительности. Более того, водитель, который будет перевозить ребенка без специального кресла, может быть оштрафован. Несмотря на относительно высокую стоимость детского автокресла, лучше не надеяться на "авось", а все-таки приобрести этот предмет, необходимый, прежде всего, для безопасности вашего ребенка.
Водитель!
Думай о жизни своих маленьких пассажиров!
Правила перевозки детей в автомобиле
Итак, чтобы поездка в машине вызывала у вас и вашего ребенка только приятные эмоции, достаточно соблюдать некоторые элементарные правила.
Младенцы до 1 года должны перевозиться только на заднем сиденье и только в детских креслах, установленных против движения.
Детей старше 1 года можно перевозить на заднем сиденье в креслах лицом к направлению движения.
Используйте детское сиденье до тех пор, пока ребенок чувствует себя в нем комфортно.
Во время езды не держите ребенка на коленях, независимо от места в автомобиле — при столкновении его не удержать. Если же специальное кресло вам недоступно, лучше воспользуйтесь ремнями безопасности. Пристегивая малыша (неважно, в детском сиденье или без него), убедитесь, что они не причиняют ему неудобств. В противном случае попробуйте посадить ребенка чуть повыше, подложив, например, подушку. Никогда не убирайте плечевой ремень безопасности за спину или под руку.
И, наконец, можно прикрепить значок «Ребенок на борту!» на заднее стекло. Тогда водитель, едущий сзади, с пониманием отнесется к вашей настороженной езде и проявит учтивость. Возможно, это избавит и вас, и юного пассажира от многих неприятных неожиданностей.
Водитель! Думай о жизни своих маленьких пассажиров!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Ошибки родителей.
Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...
формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками
Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?
В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...
Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...