ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ
рабочая программа по физкультуре на тему
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для укрепления здоровья, разностороннего физического развития и становления социально-активной личности средствами баскетбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nefedova.docx | 66.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» НАЗЫВАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено У Т В Е Р Ж Д А Ю
на педагогическом совете Директор МБОУ ДОД ДЮСШ
Протокол № 10 от ________ Старченко С.А.
«28» августа 2014 г. приказ №87 «29» августа 2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО БАСКЕТБОЛУ
Срок реализации программы 9 лет
Возраст обучающихся – 9-21 лет
Программа разработана:
Тренером – преподавателем
Нефедова Н.Ю.
г. Называевск 2014 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Баскетбол - популярная во всем мире игра, одна из активных средств решения проблемы оздоровления, повышение работоспособности и улучшения настроения людей. Достоинство баскетбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности баскетбола в том, что он доступен всем, это командный вид спорта. В баскетболе, как ни в каком виде спорта, физические нагрузки находятся в тесной связи со степенью подготовленности играющих. Этим объясняется одинаковый интерес людей самых разных возрастов и профессий.
Популярность баскетбола, делает его значимым средством пропаганды здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта среди детей и молодежи. Дополнительная образовательная программа по баскетболу имеет оздоровительно -спортивную направленность. Не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и всестороннее развитие детей, участие в играх и соревнованиях.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, но и обеспечивает укрепление и сохранение здоровья, организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительная особенность программы- в её социальной направленности. Программа предоставляет возможность детям приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Дополнительная образовательная программа по баскетболу составлена на основе типовой программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, авторов Ю.М.Портнова, В.Г.Башкирова, издательства Москва, Советский спорт, 2004 года и программы физкультурно-оздоровительной работы на 2010-2015 года Российской академии государственной службы при президенте РФ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03, нормативно – правовыми документами, регулирующими образовательную и оздоровительную деятельность учреждения, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, их физических способностей.
Данная программа разработана для детей и подростков в возрасте от 9 до 21 лет и рассчитана на девятилетнее обучение. Организация процесса обучения строится с учетом многолетней подготовки, выполнения нормативных требований и спортивных результатов каждой возрастной группы по этапам подготовки:
1. Спортивно-оздоровительный этап – 2 год
2. Начальный этап - 3 года обучения
3. Учебно-тренировочный этап - 4 года обучения
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится на основании решения педагогического совета с учетом выполнения юными баскетболистами теоретических контрольных тестов, контрольно-переводных испытаний по общей физической и специальной подготовке, медико-биологических показателей.
Дополнительная образовательная программа обеспечивает последовательность и непрерывность всего учебного процесса, его цикличность. В зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей обучающихся, программа предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на подготовку баскетболистов, их оздоровительный потенциал и спортивный результат.
Выполнение программы по каждому году обучения служит основным критерием оценки качества работы отдельного педагога и спортивного центра в целом.
Педагогический совет может вносить изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для укрепления здоровья, разностороннего физического развития и становления социально-активной личности средствами баскетбола.
ЗАДАЧИ:
- прививать устойчивый интерес к занятиям баскетболом;
- укреплять в процессе учебно-тренировочных занятий здоровье обучающихся и закаливать их организм;
- обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
- всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
- воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;
- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых баскетболистов.
Основополагающие принципы:
- Принцип оздоровительной направленности -решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
-Целостность- направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья.
-Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного центра, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
- Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в учебный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
-Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания.
Формирование групп на этапах подготовки:
- Спортивно-оздоровительный (СО) - на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники баскетбола.
- Начальной подготовки (НП) - на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта - баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
- Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.
На протяжении всего периода обучения в спортивном центре баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение основами баскетбола.
Задачи этапа начальной подготовки
1. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
4. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
5. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Задачи учебно-тренировочного этапа
1. Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию;
2. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
3. Совершенствование специальной физической подготовленности.
4. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
5. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
6. Овладение основами тактики командных действий.
7. Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Что должен уметь и знать обучающийся
Знать:
1. Влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.
2. Способ контроля и оценки физического развития физической подготовленности.
3. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
4. Правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности.
5. Основные методики обучения и тренировки по баскетболу.
6. Правила игры в баскетбол.
7. Строевые команды.
Уметь:
1. Выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости.
2. Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведение соревнований.
3. Выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите.
4. Выполнять технические и тактические действия с мячом и без мяча в нападении и защите.
5. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всех этапах многолетней подготовки.
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
- текущей оценки усвоения изучаемого материала;
- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;
- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме «сделал - не сделал» «(получилось - не получилось)».
Эффективность обучения может определяться и количественно- «сделал столько-то раз». Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии.
Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа рассчитывается на 52 недели, где 46 недель учебных занятий непосредственно в условиях спортивного центра и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительно-спортивного лагеря и по индивидуальным планам обучающихся на период активного отдыха.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО – ЮНОШЕСКОЙ
СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ» НАЗЫВАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Разделы подготовки | СОГ | ГНП | УТГ | |||||||
1\6ч. (3х2) | 2\6ч. (3х2) | 1\6ч (3х2). | 2\8 (4х2) | 3\9ч (3х3) | 1/10 (5х2) | 1/10 (5х2) | 2/12 (4х3) | 2/12 (4х3) | ||
1. Теория | 13 | 13 | 13 | 16 | 21 | 24 | 24 | 26 | 26 | |
2. Практика: | 263 | 263 | 263 | 352 | 393 | 436 | 436 | 526 | 526 | |
О Ф П | 83 | 83 | 83 | 92 | 103 | 108 | 108 | 138 | 138 | |
С Ф П | 30 | 30 | 30 | 32 | 34 | 46 | 46 | 56 | 56 | |
Техника | 86 | 86 | 86 | 156 | 165 | 162 | 162 | 190 | 190 | |
Тактика | 25 | 25 | 25 | 30 | 45 | 50 | 50 | 68 | 68 | |
Учебные и тренировочные игры | 16 | 16 | 16 | 18 | 20 | 40 | 40 | 44 | 44 | |
Календарные и контрольные игры | 15 | 15 | 15 | 16 | 17 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Контрольно-переводные экзамены. | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
Восстановительные мероприятия | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Всего: | 276 | 276 | 276 | 368 | 414 | 460 | 460 | 552 | 552 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
для всех групп обучения
Тема 1. Здоровый образ жизни и здоровье человека
Понятие о здоровом образе жизни, его элементах. Определение понятия «здоровье», критерии здоровья, признаки здоровья и здорового образа жизни. Зависимость состояния здоровья и образа жизни от условий проживания, климато-географические и социальные факторы.
Тема 2. Физическая культура и спорт в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Юношеские разряды по баскетболу.
Тема 3. Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Тема 4. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Тема 5. Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Тема 6. Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение, Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Тема 7. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом ; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Тема 8. Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов, многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Тема 9. Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Тема 10. Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Тема 11. Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.
Тема 12. Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы . Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетбол . Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
( для всех групп обучения)
Общеподготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролазанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
1.3. Передвижение правым-левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | |||
1-ый | 2,3-ий | 1-ый | 2-ой | 3,4-ий | |
Прыжок толчком двух ног | + | + | |||
Прыжок толчком одной ноги | + | + | |||
Остановка прыжком | + | + | |||
Остановка двумя шагами | + | + | |||
Повороты вперед | + | + | |||
Повороты назад | + | + | |||
Ловля мяча двумя руками на месте | + | + | |||
Ловля мяча двумя руками в движении | + | + | |||
Ловля мяча двумя руками в прыжке | + | + | |||
Ловля мяча двумя руками при встречном движении | + | + | |||
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении | + | + | + | ||
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку | + | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой на месте | + | ||||
Ловля мяча одной рукой в движении | + | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой в прыжке | + | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при встречном движении | + | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при поступательном движении | + | + | + | ||
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку | + | + | + | ||
Передача мяча двумя руками сверху | + | + | |||
Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоками) | + | + | |||
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоками) | + | + | |||
Передача мяча двумя руками с места | + | + | |||
Передача мяча двумя руками в движении | + | + | + | ||
Передача мяча двумя руками в прыжке | + | + | |||
Передача мяча двумя руками (встречные) | + | + | + | ||
Передача мяча двумя руками (поступательные) | + | + | + | ||
Передача мяча двумя руками на одном уровне | + | + | + | ||
Передача мяча двумя руками (сопровождающие) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой сверху | + | + | |||
Передача мяча одной рукой от головы | + | + | |||
Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоками) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой снизу (с отскоками) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой с места | + | + | |||
Передача мяча одной рукой в движении | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой в прыжке | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (встречные) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (поступательные) | + | + | + | ||
Передача мяча одной рукой (сопровождающие) | + | + | + | ||
Ведение мяча с высоким отскоком | + | + | |||
Ведение мяча с низким отскоком | + | + | |||
Ведение мяча со зрительным контролем | + | + | |||
Ведение мяча без зрительным контролем | + | + | + | + | |
Ведение мяча на месте | + | + | |||
Ведение мяча по прямой | + | + | + | ||
Ведение мяча по дугам | + | + | |||
Ведение мяча по кругам | + | + | + | ||
Ведение мяча зигзагом | + | + | + | + | |
Обводка соперника с изменением направления | + | + | + | ||
Обводка соперника с изменением высоты отскока | + | + | + | ||
Обводка соперника с изменением направления | + | + | + | ||
Обводка соперника с изменением скорости | + | + | + | ||
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча | + | + | + | ||
Обводка соперника с переводом под ногой | + | + | + | ||
Обводка соперника за спиной | + | + | + | ||
Обводка соперника с использованием нескольких приемов подряд (сочетание) | + | + | |||
Броски в корзину двумя руками сверху | + | + | |||
Броски в корзину двумя руками от груди | + | + | |||
Броски в корзину двумя руками снизу | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками сверху вниз | |||||
Броски в корзину двумя руками (добивание) | |||||
Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита | + | + | + | + | + |
Броски в корзину двумя руками без отскока от щита | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками с места | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками в движении | + | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками в прыжке | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (дальние) | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (средние) | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками (ближние) | + | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками прямо перед щитом | + | + | + | ||
Броски в корзину двумя руками под углом к щиту | + | + | + | + | |
Броски в корзину двумя руками параллельно щиту | + | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой сверху | + | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой от плеча | + | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой снизу | + | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой сверху вниз | |||||
Броски в корзину одной рукой (добивание) | |||||
Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита | + | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой с места | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой в движении | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой в прыжке | + | + | + | + | |
Броски в корзину одной рукой (дальние) | + | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой (средние) | + | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой (ближние) | + | + | + | ||
Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту | + | + | + | + | + |
Броски в корзину одной рукой параллельно щиту | + | + | + | + |
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
- Защитные действия при опеке игрока без мяча.
- Защитные действия при опеке игрока с мячом.
- Перехват мяча.
- Борьба за мяч после отскока от щита.
- Быстрый прорыв.
- Командные действия в защите.
- Командные действия в нападении.
- Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Тактика защиты
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | |||
1-ый | 2,3-ий | 1-ый | 2-ой | 3,4-ий | |
Противодействие получению мяча | + | + | |||
Противодействие выходу на свободное место | + | + | |||
Противодействие розыгрышу мяча | + | + | + | ||
Противодействие атаке корзины | + | + | + | + | + |
Подстраховка | + | + | + | + | |
Переключение | + | + | + | ||
Проскальзывание | + | + | |||
Групповой отбор мяча | + | + | + | ||
Против тройки | + | + | |||
Против малой восьмерки | + | + | |||
Против скрестного выхода | + | + | |||
Против сдвоенного заслона | + | + | |||
Против сдвоенного заслона | + | + | |||
Против наведения на двух | + | + | |||
Система личной защиты | + | + | + | + | |
Система зонной защиты | + | ||||
Система смешанной защиты | |||||
Система личного прессинга | + | + | |||
Система зонного прессинга | + | ||||
Игра в большинстве | + | + | |||
Игра в меньшинстве | + | + |
Тактика нападения
Приемы игры | Этапы начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | |||
1-ый | 2,3-ий | 1-ый | 2-ой | 3,4-ий | |
Выход для получения мяча | + | + | |||
Выход для отвлечения мяча | + | + | |||
Розыгрыш мяча | + | + | |||
Атака корзины | + | + | + | + | + |
«Передай мяч и выходи» | + | + | + | ||
Заслон | + | + | + | ||
Наведение | + | + | + | + | |
Пересечение | + | + | + | + | |
Треугольник | + | + | + | ||
Тройка | + | + | + | ||
Малая восьмерка | + | + | |||
Скрестный выход | + | + | + | ||
Сдвоенный заслон | + | + | |||
Наведение на двух игроков | + | + | |||
Система быстрого прорыва | + | + | + | ||
Система эшелонированного прорыва | + | + | |||
Система нападения через центрового | + | + | |||
Игра в численном большинстве | + | ||||
Игра в меньшинстве | + |
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
(для групп начальной подготовки со 2,3-ого года обучения
и учебно-тренировочных групп)
В течение всего периода обучения педагог должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
1. Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2. Составить конспект и провести разминку в группе.
3. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
4. Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
5. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
6. Руководить командой класса на соревнованиях
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Организационно-методические указания
Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе.
Прежде всего это целевая направленность подготовки юных спортсменов на высшее спортивное мастерство. При большом охвате детей занятиями баскетболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высших достижений.
Для достижения высшего спортивного мастерства требуется освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к каждому игроку.
Баскетболиста - мастера высокого класса можно подготовить только при комплексном решении задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Когда на этапе начальной специализации происходит дифференциация подготовленности юных спортсменов, такой подход становится малоэффективным. Необходимо использовать специализированные тренировочные и короткие соревновательные циклы.
Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом - иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков и модельные характеристики баскетболиста высокой квалификации.
Баскетбол - командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных баскетболистов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом -выносливость и т.д. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
В табл. 1 представлены сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в баскетбольные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по темпам полового созревания, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям.
Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс.
Юные баскетболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных баскетболисток по скоростно-силовым показателям, особенно в метании мяча. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально и дифференцировать в группе баскетболистов с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе.
Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения.
Таблица 1
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды
развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет | |||||||
| 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Длина тела |
|
|
| + | + | + | + |
|
Мышечная масса |
|
|
| + | + | + | + |
|
Быстрота | + | + | + |
|
|
|
|
|
Скоростно-силовые качества |
| + | + | + | + | + |
|
|
Сила |
|
|
| + | + | + |
|
|
Выносливость | + | + |
|
|
|
| + | + |
Анаэробные возможности | + | + | + |
|
|
| + | + |
Гибкость | + | + |
|
|
|
|
|
|
Координационные способности | + | + | + | + |
|
|
|
|
Равновесие |
| + | + | + | + | + |
|
|
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения спортсмена, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки).
Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков.
Если в программу занятий включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует выполнять упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными спортсменами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной специализации юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.
Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
При подготовке особое внимание нужно уделять работе с высокорослыми юными баскетболистами - юношами и девушками. Следует учитывать особенности девушек - их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности
2. Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.
Во избежание травм рекомендуется:
1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
6. Применять упражнения на расслабление и массаж.
7. Освоить упражнения на растягивание - «стретчинг».
8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в спортивных школах.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
1. Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
2. Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
3. Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
4. Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности
3. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревнователь-ная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
4. Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивном центре состоит в том, что педагог может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
На протяжении многолетней спортивной подготовки педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступивших в спортивный центр;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
- тематические диспуты и беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
5. Контроль в процессе подготовки (методические указания)
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всех этапах многолетней подготовки.
В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
- текущей оценки усвоения изучаемого материала;
- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;
- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.
В группы начальной подготовки детей принимают с 10-летнего возраста. Зачислять в эти группы можно и более старших детей, которые хотят заниматься баскетболом. Для этого предлагаются нормативные требования для разного возраста. В группу необходимо принять не менее двух высокорослых и двух левшей. Это будет способствовать воспитанию игроков для команд, сформированных по современным требованиям.
Контроль подготовленности баскетболистов учебно-тренировочных групп необходимо вести с учетом их биологического возраста. А это значит, что важно учитывать не только год обучения в спортивном центре, а фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их физического развития. Даже по паспортному возрасту занимающиеся в одной группе отличаются на целый год, а по биологическому это отличие может быть еще больше.
В группах юношей от 12 до 16 лет длина тела и биологический возраст тесно взаимосвязаны: наиболее рослые дети имеют больший биологический возраст.
Контроль юных игроков, выходящих за рамки указанных ростовых границ (низкорослые и гиганты), должен осуществляться индивидуально. Если результат не укладывается в крайнюю норму соответствующей таблицы, оценку надо производить, ориентируясь на принятый для данного теста «шаг» количества баллов и секунд или сантиметров.
Для определения паспортного возраста на момент тестирования необходимо учитывать период в шесть месяцев до наступления полных лет и после дня рождения. Например, тестирование проводится 10 сентября 2001 г., день рождения 15 ноября 1986 г., паспортный возраст игрока 15 лет. Если день рождения, к примеру, 9 марта 1986 г., то игроку уже 16 лет.
Оценку подготовленности баскетболисток с ориентиром на длину тела проводить не всегда рационально, так как биологический возраст спортсменок не находит такого конкретного отражения в антропометрических показателях, как у юношей. Поэтому можно определить уровень подготовленности, ориентируясь на количество набранных очков.
Игроки в баскетболе делятся по игровому амплуа. Особенности в подготовленности у игроков различного амплуа начинают формироваться с 14 лет и к 16 годам достигают достоверных различий. Для тренеров, работающих с юными спортсменами, необходимо знать эти различия, чтобы эффективно планировать процесс совершенствования своих учеников. В программе оценка подготовленности баскетболистов 17-летнего возраста представлена суммой очков по игровому амплуа, а не по показателям длины тела, как у более юных спортсменов.
6. Методы и приёмы обучения:
Групповые, индивидуальные, демонстрационные.
1. Метод словесного описания упражнений
Это самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).
2. Метод показа упражнений
Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения. Для детей этот метод является неотъемлемой частью обучения, т. к. опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).
3. Метод целостного разучивания упражнений
Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком. Один из вариантов метода целостного разучивания – метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.
4. Метод расчлененного разучивания
Метод включается в искусственном дроблении изучаемого двигательного действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.
5. Метод изменения условий обучения
Этот метод подразумевает создание специальных условий для выполнения упражнений.
6. Игровой метод
Данный метод предполагает использование спортивных игр, развивающих необходимые для баскетбола качества (скорость реакции, координацию в пространстве, технику функционального бега).
7. Основными формами учебно-тренировочной работы являются:
- теоретические и групповые практические занятия;
- занятия по индивидуальным планам;
- внутренние и календарные соревнования;
- учебно-тренировочные занятия в оздоровительно-спортивном лагере и на учебно-тренировочном сборе;
- медицинский контроль;
- восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова. Баскетбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско – юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва.- М.: Советский спорт, 2004.
2. А. Зенин. Первые шаги в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
Д. Вуден. Современный баскетбол. Перевод с английского. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Е.Р.Яхонтов. Баскетбол для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
4. В.М. Колос. Баскетбол: теория и практика. Минск: Полымя, 1999.
5. Л.В.Костикова. Баскетбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "баскетбол".
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных форма...
Программа дополнительного образования "Баскетбол"
Программа адресована учителям ФК, педагогам дополнительного образования, тренерам, рассчитана на 140 часов (2 раза в неделю по 2 часа)...
Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.
Представленна программа дополнительного образования по баскетболу, 7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Баскетбол»
Программа «Баскетбол" составлена для группы спортивно-оздоровительного обучения: - 1 года обучения (учащиеся 6 - 7 классов)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА детского объединения дополнительного образования «Баскетбол» (спортивного направления) возраст обучающихся 11-15 лет
Целью рабочей программы является воспитание личности, умеющей думать, способной добиваться поставленной цели.Цель достигается решением основных задач:1.Укрепление здоровья, содействие нормальном...
Программа дополнительного образования "Баскетбол" для детей дошкольного возраста
Основная идея программы – реализация тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников в составы команд мастеров первенств и чемпионатов Ро...
Программа дополнительного образования «Баскетбол»
Дополнительное образование «Баскетбол»...