Рабочие программы
рабочая программа по физкультуре на тему
помощь учителю
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012.г, №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) под редакцией А.Н. Асикритова издательство Санкт-Петербург «Владос Северо-Запад, 2013»
В соответствии с ФБУПП учебный предмет « Физическая культура » вводится как обязательный предмет, на его преподавание отводится 68 (102) часов в год. Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).
Содержание ориентировано на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения предмета. Это касается, прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья. Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям просматриваются следующие принципы:
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-коррекционная направленность обучения;
-оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Цели и задачи обучения
При изучении физической культуры реализуются следующие цели:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- овладение общеразвивающими и корригирующими физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
- воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Задачи:
Оздоровительная задача – это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.
К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование систем элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.
Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
Умения, навыки и способы деятельности
В процессе овладения физической культурой происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры, подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы:
- Гимнастика;
- Легкая атлетика;
- Подвижные игры;
- Спортивные игры
- Кроссовая подготовка
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они являются обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц.
С упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания.
Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
Одним из важнейших разделов является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков у детей. Благодаря играм у детей развивается такие психологические свойства, как внимательность, инициативность и сообразительность. Игры способствуют коллективным действиям которые благоприятно оказывают влияние на эмоциональные отношения детей друг с другом, а также между группами детей.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры - является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, по состоянию здоровья, отнесенные к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно – гигиенических требований.
В целях контроля в классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимся двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
1 | Базовая часть | 75 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.4 | Легкая атлетика | 21 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 18 |
2 | Вариативная часть | 27 |
2.1 | Баскетбол | 27 |
Итого | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Основы знаний о физической культуре.
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
2. Гимнастика.
Основная стойка. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
3. Строевые упражнения.
Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчет на «первый – второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом.
4. Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
5. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Комплексы упражнений с палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.
6. Элементы акробатических упражнений.
Кувырок вперёд, назад, комбинация из кувырков, «мостик» с помощью учителя. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
7. Лазанье.
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла.
8. Висы.
Вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь.
9. Равновесие.
Ходьба по наклонной доске (20 градусов). Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см.
10. Опорные прыжки.
Опорный прыжок через гимнастического козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись.
11.Ходьба.
Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы.
12. Бег.
Понятие «высокий старт, низкий старт». Быстрый бег на месте до 10 с. Челночный бег (3х10 м.) Бег с преодолением препятствий на отрезке 30 м. Понятие «эстафета» (круговая). Расстояние 5-15 м.
13.Прыжки.
Прыжки с ноги на ногу до 20 м, в высоту способом перешагивание (внимание на мягкость приземления). Прыжки в длину с разбега (зона – отталкивания – 60 – 70 см), на результат (внимание на технику прыжка).
14.Метание.
Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность, ширина коридора – 10 – 15 м.
15. Коррекционные упражнения (для развития пространственно – временной дифференцировки и точности движений).
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). Ходьба по ориентирам. Бег по начерченным на полу ориентирам. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту до определенного ориентира с контролем и без контроля зрением. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 – 15с. Повторить задание и самостоятельно остановиться. Ходьба в колонне приставными шагами до определенного ориентира (6 – 8 м) с определенного затраченного времени.
16. Игры:
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Игры с бросанием, ловлей и метанием мяча: «Подвижная цель», «Обгони мяч».
Игры зимой: «Снежком по мячу», «Крепость».
Игра «Пионербол», ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его. Подача одной рукой снизу, учебная игра.
17. Легкоатлетические упражнения.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Кроссовая подготовка.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
- преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- спортивный зал, стадион;
- территория вокруг школы;
- спортивное оборудование (снаряды и инвентарь).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1-9 классы: (под ред. А.Н. Асикритов) Владос Северо-Запад, 2013
2. Ростомашвили, Л.Н. Программа по адаптивному воспитанию детей с множественными нарушениями в развитии (1-4 классы) – Санкт-Петербург, 2008г.
3. Креминская М.М Программа по адаптивному физическому воспитанию учащихся 1-9 классов отделения «Особый ребенок». НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, 2008 г.
4. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа): Учебно-методическое пособие/СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1997 г.
5. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии /Под ред. проф. Л.В. Шапковой (Коллектив авторов) - М.: "Советский спорт", 2002.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по адаптивным видам спорта для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012.г, №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Данная программа предназначена для факультативного курса по физической культуре.
В процессе изучения формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Адаптивные спортивные игры направлены на коррекцию физического развития и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных, координационных и морально-волевых качеств.
Цели и задачи
Цель программы – углублённое изучение спортивных игр, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников;
- подготовка учащихся к соревнованиям;
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяться разнообразные формы и методы проведения занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используется: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
• метод упражнений;
• игровой;
• соревновательный;
• круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Материально-техническое обеспечение занятий по волейболу
1. Сетка волейбольная
2. Стойки волейбольные.
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастические скамейки
5. Гимнастические маты
6. Скакалки
7. Мячи набивные (масса 1кг)
8. Мячи волейбольные
9. Рулетка
Материально-техническое обеспечение занятий по баскетболу
1. Щиты с кольцами
2. Стойки для обводки
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастическая скамейка
5. Скакалки
6. Гимнастические маты
7. Мячи баскетбольные
8. Гантели различной массы
9. Насос ручной
Материально-техническое обеспечение занятий по футболу
1. Ворота с сеткой
2. Футбольные мячи
3. Мини-футбольные мячи
4. Стойки низкие
5. Скакалка гимнастическая
6. Палка гимнастическая
7. Обруч гимнастический
8. Гантели наборные
Содержание программы по волейболу
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
«Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
«Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
«Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Теория.
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Техническая подготовка
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой
Тактическая подготовка
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач.
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Содержание программы по баскетболу
Теория
Развитие баскетбола в России и за рубежом. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста. Тактическая подготовка баскетболиста. Психологическая подготовка баскетболиста. Соревновательная деятельность баскетболиста. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Правила судейства соревнований по баскетболу. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Содержание программы по футболу
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.
«Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правила соревнований.
«Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества
«Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Теория
Понятие о спортивной технике. Объем, разносторонность и эффективность технической подготовленности. Виды подготовки: физическая подготовка футболистов. Понятие о физической подготовке футболистов. Физическая подготовка как фактор улучшения физического состояния (здоровья, телосложения и физических качеств). Организация и проведение соревнований. Правила игры в футбол. Гигиенические требования в футболе. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж. Врачебный контроль при занятиях футболом.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча. Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30,60,100,400,500,800 м. Кроссы от 1000 до 3000 м, 6-минутный и 12-минутный бег.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры. Для вратарей. Из стойки вратаря рывки (на 5-15 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск со штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70 % веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками. Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком; то же с поворотом на 180о.
Техническая подготовка
Техника передвижений в игре. Обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, бег с изменением направления и скорости.
Элементарные движения при обучении отдельным элементам техники владения мячом.
Упражнения по освоению техники ведения мяча.
Изучение техники ударов по мячу.
Удары – передачи мяча. Передачи мяча в парах, передачи мяча головой.
«Связки» технических приемов. Ведение – удар по мячу.
Обучение удару по мячу с полулета.
Упражнения для освоения техники остановок и передач мяча (формирование «чувства мяча»).
Упражнения для обучения технике остановки мяча бедром..
Упражнения для обучения технике обманных движений (финтов).
Упражнения для обучения технике перехвата мяча.
Тактическая подготовка
Тактика нападения. Правильное расположение на футбольном поле. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Взаимодействия двух и более игроков
Тактика защиты. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» ситуаций.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов | ||
Волейбол | Баскетбол | Футбол | ||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 2 |
2 | Техническая подготовка | 10 | 10 | 10 |
3 | Тактическая подготовка | 5 | 5 | 5 |
4 | Физическая подготовка | 5 | 5 | 5 |
5 | Участие в соревнованиях | В процессе | ||
6 | Тестирование | - | - | 1 |
7 | Итого | 22 | 22 | 24 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.
2. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе.
3.Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007.
4.Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка
5.Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.
6.Мини – баскетбол в школе. Ю.Ф. Буйлин.
7.Воспитание физических качеств (метод пособие) 2004 год.
8.Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов 2005 год.
9. Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
10. Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
11. Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
12. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
13. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС, 1978.
14. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
15. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
16. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
17. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
18. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
19. Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
20. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 1981.
21. Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1978.
ОГКОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей Крестовогородищенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья - « Алый парус »
«Согласованно» «Утверждаю»
Зам. Директора по УВР Директор школы-интерната
___________ И.А. Воркова ____________ Р.Н. Соколова
«____»____________ 2015г «____»______________ 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Адаптивные виды спорта»
для учащихся 9 класса
срок реализации 2015-2016 учебный год
34 часа в год
1 час в неделю
Рассмотрено Программу составила
на педагогическом совете ___________________
школы-интерната
Протокол №__ Белова Марина Алексеевна
от «___»______________2015г II квалификационная категория
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по лечебной физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по физической культуре для 1- 4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа создана на основе:
- Регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
- Программы «Азбука здоровья» специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушениями интеллекта I-IV классы. С.Петербург «Образование», Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, 1994.
- Программы «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/Под общ.ред.Г.А. Халемского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 80с.
- Подготовительный, 1-4 классы / под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Физкультура» – СПб: Просвещение, 2009.
Структура документа: программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.
3.Ожидаемые результаты:
-выработка правильной осанки;
-укрепление мышечного корсета;
-улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
-выполнение и совершенствование индивидуальных и специальных упражнений;
-повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа предмета состоит из следующих разделов: «Корригирующие упражнения», «Упражнения для формирования правильной осанки», «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат»
Цели обучения
УЧЕБНЫЕ:
-обучение основам лечебной физической культуры;
-совершенствование навыков владения индивидуальными упражнениями;
-обучение необходимым видам дыхательных упражнений.
КОРРЕКЦИОННЫЕ:
-создание мышечного корсета;
-увеличение силовой выносливости мышц;
-замедление процесса прогрессирования заболевания;
-стабилизация искривления позвоночника.
ВАЛЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:
-формирование осознанного отношения к своему здоровью;
-создание оптимальных условий для лечения и оздоровления своего организма;
-развитие волевых качеств.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «ЛФК» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 135 часов
Содержание | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого: |
Корригирующие упражнения | 6 | 6 | 6 | 6 | 24 |
Упражнения для формирования правильной осанки | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Упражнения для профилактики плоскостопия | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 |
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат | 5 | 6 | 6 | 6 | 23 |
Гимнастика для глаз | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Дыхательные упражнения | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Корригирующие упражнения (24 часа)
Стойка у стены без плинтуса с правильной осанкой (затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стенки). Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, удержаться в этом положении с напряжением всех мышц на счет до 4-6. Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Принять правильную осанку, ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, с различным положением рук. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки. Лежа на спине «Ножницы». Игра «Тише едешь – дальше будешь».Упражнение»Бревнышко». Упражнение «Крылышки».
Упражнения для формирования правильной осанки (40 часов)
Принять правильную осанку у стены, шаг вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку. Принять правильную осанку, сделать 2 шага вперед, последовательно расслабить мышцы шеи, рук и туловища, принять правильную осанку. Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены. Принять правильную осанку, ходьба с остановками. Ходьба с предметом на голове (книга, мешочек). То же, но с перешагиванием через препятствия. Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица», «Страус», «Горка», «Маятник», «Лисичка», «Морская звезда», «Месяц», «Ежик». Упражнения для развития мышц плечевого пояса: «Замочек», «Дощечка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец».
Упражнения для профилактики плоскостопия (32 часов)
Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. Сводить и разводить носки. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Полуприседания и приседания на носках и скрестив ноги. Катание ногой мяча, палки, карандаша. Поднимание мяча стопами. Перекладывание пальцам мелких предметов. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка», «Гусеница», «Медвежонок». Упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Рак», «зайчик», «Лягушка», «Ножницы», «Елочка».
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат (23 часа)
Сочетание разных видов ходьбы под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы. Стойка с закрытыми глазами. Ходьба приставными шагами. Ходьба по заданной линии. Ходьба с закрытыми глазами. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Упражнения: «Аист», «Ласточка», «Петушок».
Гимнастика для глаз (8 часов)
Движения глазами вверх, вниз. Движения глазами слева направо и обратно. Круговые движения в одну и другую сторону. То же, но с закрытыми глазами. Крепко зажмурить глаза, затем открыть их. Быстро моргать. Зарядка для глаз. Игра «Успей запомнить», «Передай мяч», «Бадминтон».
Дыхательные упражнения (8 часов)
Обучение диафрагмальному дыханию. Обучение смешанному дыханию, обучение нижнему грудному дыханию. Обучение правильному ритму дыхания. Развитие выдоха. Игры: «Надуй шарик», «Сдуй снежинку» «Самый шумный», «Насекомые». Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнения: «Нюхаем цветок», «Греем руки».
2 класс (34 часа)
Корригирующие упражнения (6 часов)
Стойка у стены без плинтуса с правильной осанкой (затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стенки). Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, удержаться в этом положении с напряжением всех мышц на счет до 4-6. Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек.
Упражнения для формирования правильной осанки (10 часов)
Принять правильную осанку у стены, шаг вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку. Принять правильную осанку, сделать 2 шага вперед, последовательно расслабить мышцы шеи, рук и туловища, принять правильную осанку. Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены. Принять правильную осанку, ходьба с остановками. Ходьба с предметом на голове (книга, мешочек). Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица», «Страус», «Горка», «Маятник», «Лисичка», «Морская звезда», «Месяц», «Ежик».
Упражнения для профилактики плоскостопия (8 часов)
Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. Сводить и разводить носки. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Полуприседания и приседания на носках и скрестив ноги. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка», «Гусеница», «Медвежонок».
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат (6 часов)
Сочетание разных видов ходьбы под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы. Упражнения: «Аист», «Ласточка», «Петушок».
Гимнастика для глаз (2 часа)
Движения глазами вверх, вниз. Движения глазами слева направо и обратно. Круговые движения в одну и другую сторону. То же, но с закрытыми глазами. Игра «Успей запомнить».
Дыхательные упражнения (2 часа)
Обучение диафрагмальному дыханию. Обучение смешанному дыханию, обучение нижнему грудному дыханию. Обучение правильному ритму дыхания. Развитие выдоха. Игры: «Надуй шарик», «Сдуй снежинку» «Самый шумный».
3 класс (34 часа)
Корригирующие упражнения (6 часов)
Стойка у стены без плинтуса с правильной осанкой (затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стенки). Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, удержаться в этом положении с напряжением всех мышц на счет до 4-6. Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Принять правильную осанку, ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, с различным положением рук. Упражнение «Крылышки».
Упражнения для формирования правильной осанки (10 часов)
Принять правильную осанку у стены, шаг вперед, присесть, встать, вновь принять правильную осанку. Принять правильную осанку, сделать 2 шага вперед, последовательно расслабить мышцы шеи, рук и туловища, принять правильную осанку. Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены. Принять правильную осанку, ходьба с остановками. Ходьба с предметом на голове (книга, мешочек). То же, но с перешагиванием через препятствия. Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица», «Страус», «Горка».
Упражнения для профилактики плоскостопия (8 часов)
Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. Сводить и разводить носки. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Полуприседания и приседания на носках и скрестив ноги. Катание ногой мяча, палки, карандаша. Поднимание мяча стопами. Перекладывание пальцам мелких предметов. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка», «Гусеница», «Медвежонок».
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат (6 часов)
Сочетание разных видов ходьбы под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы. Стойка с закрытыми глазами. Ходьба приставными шагами. Ходьба по заданной линии. Ходьба с закрытыми глазами.
Гимнастика для глаз (2 часа)
Движения глазами вверх, вниз. Движения глазами слева направо и обратно. Круговые движения в одну и другую сторону. То же, но с закрытыми глазами. Крепко зажмурить глаза, затем открыть их. Быстро моргать. Зарядка для глаз. Игра «Успей запомнить»
Дыхательные упражнения (2 часа)
Обучение диафрагмальному дыханию. Обучение смешанному дыханию, обучение нижнему грудному дыханию. Обучение правильному ритму дыхания. Развитие выдоха. Игры: «Надуй шарик», «Сдуй снежинку» «Самый шумный», «Насекомые».
4 класс (34 часа)
Корригирующие упражнения (6 часов)
Принять правильную осанку у стены, сделать шаг вперед, присесть, вытянув руки вперед, встать, вновь принять правильную осанку с напряжением мышц. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Принять правильную осанку, ходьба с изменением направления, остановками, поворотами, с различным положением рук. Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки. Лежа на спине «Ножницы». Игра «Тише едешь – дальше будешь».Упражнение»Бревнышко». Упражнение «Крылышки».
Упражнения для формирования правильной осанки (10 часов)
Принять правильную осанку, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 5 сек. вернуться в и.п. То же упражнение, но без стены. Принять правильную осанку, ходьба с остановками. Ходьба с предметом на голове (книга, мешочек). То же, но с перешагиванием через препятствия. Упражнения для укрепления мышц спины: «Кошечка», «Книжка», «Птица», «Страус», «Горка», «Маятник», «Лисичка», «Морская звезда», «Месяц», «Ежик». Упражнения для развития мышц плечевого пояса: «Замочек», «Дощечка», «Пчелка», «Мельница», «Пловец».
Упражнения для профилактики плоскостопия (8 часов)
Сгибание и разгибание стопы. Перекаты стопы с пятки на носок. Движения пальцами стоп. Сводить и разводить пятки. Сводить и разводить носки. Передвижение стоп при помощи пальцев, скольжение стопой по голени другой ноги. Круговое движение в голеностопном суставе. Полуприседания и приседания на носках и скрестив ноги. Катание ногой мяча, палки, карандаша. Поднимание мяча стопами. Перекладывание пальцам мелких предметов. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка», «Гусеница», «Медвежонок». Упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Рак», «зайчик», «Лягушка», «Ножницы», «Елочка».
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат (6 часов)
Сочетание разных видов ходьбы под счет. Ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе. Стойка на полу на носках. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы. Стойка с закрытыми глазами. Ходьба приставными шагами. Ходьба по заданной линии. Ходьба с закрытыми глазами. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Упражнения: «Аист», «Ласточка», «Петушок».
Гимнастика для глаз (2 часа)
Движения глазами вверх, вниз. Движения глазами слева направо и обратно. Круговые движения в одну и другую сторону. То же, но с закрытыми глазами. Крепко зажмурить глаза, затем открыть их. Быстро моргать. Зарядка для глаз. Игра «Успей запомнить», «Передай мяч», «Бадминтон».
Дыхательные упражнения (2 часа)
Обучение диафрагмальному дыханию. Обучение смешанному дыханию, обучение нижнему грудному дыханию. Обучение правильному ритму дыхания. Развитие выдоха. Игры: «Надуй шарик», «Сдуй снежинку» «Самый шумный», «Насекомые». Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Упражнения: «Нюхаем цветок», «Греем руки».
Ожидаемые результаты:
-выработка правильной осанки;
-укрепление мышечного корсета;
-улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
-выполнение и совершенствование индивидуальных и специальных упражнений;
-повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
2. Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
3. Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
4. Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
5. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
6. Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
7. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.
8. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
9. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
10. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...