Учебно-тренировочное занятие по аэробике
статья по физкультуре на тему

Зиборова Вероника Олеговна

Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.

Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Основная цель при занятиях видами спорта с гимнастической направленностью заключается в постоянном овладении сложнокоординационными двигательными навыками, которые оцениваются в условиях соревнованиях.Поэтому в большинстве сложнокоординационных видов отмечается достаточно чётко выраженная типология учебно-тренировочного занятий в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.

Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими звеньями и вносить определённый вклад в физическое развитие, образование и воспитание занимающихся.

Основная цель при занятиях видами спорта с гимнастической направленностью заключается в постоянном овладении сложнокоординационными двигательными навыками, которые оцениваются в условиях соревнованиях по таким критериям, как качество исполнения, трудность и композиция упражнений. В связи с этим имеет место многообразие типов занятий, которое объясняется сложностью и множеством задач, которые необходимо решать спортсменам и тренерам как на протяжении одного занятия, так и в течение достаточно большого интервала времени. Поэтому в большинстве сложнокоординационных видов отмечается достаточно чётко выраженная типология учебно-тренировочного занятий в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Выделяют несколько типов занятий:

  • учебное;
  • тренировочное;
  • занятия по специальной и общей физической подготовке;
  • контрольное;
  • модельное;
  • восстановительное;
  • разминочное («зарядка»).

Учебное занятие характерно для подготовительного периода учебно-тренировочного процесса, когда закладывается техническая основа будущих композиций. Разучиванию новых элементов, а также поддержек, «пирамид» могут посвящаться практически целые занятия. Помимо этого осваиваются новые элементы аэробной хореографии, построения и перестроения, фрагменты новой программы.

При планировании такого занятия должны решаться следующие вопросы: выделить элементы и соединения для овладения на данном занятии, определить порядок их разучивания в соответствии с технической, физической и психологической сложностью, задать примерное количество повторений основных разучиваемых элементов и общую продолжительность занятия.

Тренировочное занятие направлено на закрепление и совершенствование освоенных упражнений и композиций в целом, воспитание специальной выносливости путём многократного выполнения соревновательных комбинаций и их частей. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям.

Основой построения уроков по спортивной аэробике, как и любого другого урока по физической культуре, являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность и логика развёртывания учебно-воспитательного процесса. Это обуславливает деление урока на три части: подготовительную, основную и заключительную. В одной учащиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно лёгких упражнений; в другой решают главные задачи, т.е. выполняют сложные упражнения; в третьей необходимо содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы учащиеся могли перейти к последующей высокопроизводительной деятельности или отдыху.

Продолжительность частей уроков может быть разная; это зависит от задач урока, специфики выбранных упражнений, особенностей занимающихся и других факторов.

Подготовительная часть урока.

Назначение подготовительной части урока как отмечают специалисты, это подготовка занимающихся к предстоящей работе путем решения следующих задач:

  1. организация занимающихся и ознакомление их с задачами и содержанием предстоящей работы;
  2. подготовка организма занимающихся к основной части урока: развёртывание вегетативных функций и разогревание двигательного аппарата;
  3. разносторонняя специально-физическая подготовка;
  4. формирование и совершенствовании двигательной культуры и базовой технической подготовки занимающихся.

Есть два пути решения этих задач:

  • традиционная гимнастическая разминка;
  • разминка танцевального характера, с использованием средств танцевальной аэробики .

Подготовительная часть урока по традиционной методике состоит из следующих фрагментов:

  • упражнения «по кругу» (ходьба, бег, ОРУ и т.д.);
  • разминочные упражнения «по диагонали» и на середине (прыжковые упражнения, махи ногами, базовые аэробные шаги и т.д.);
  • упражнения на растягивание мышечно-связачного аппарата.

При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения. Столь сложная структура, такое большое количество и разнообразие средств подготовительной части урока обусловлено тем, что основное назначение подготовительной части урока с занимающимися младшего школьного возраста заключается не столько в оперативной подготовке занимающихся к предстоящей работе, но, главным образом, в перспективной подготовке опорно-двигательного аппарата гимнастов к будущим спортивным достижениям.

Подготовительная часть урока танцевального характера также имеет свою структуру и состоит из трёх частей: вводной, аэробной (танцевальной) и престреч.

Вводная часть посвящена общей разминке, разогреванию и подготовке к предстоящей работе. Основная задача – создание так называемой кинестетической собранности, т.е. моральной подготовки занимающихся к предстоящей работе.

Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперёд, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперёд-назад, подъёмы пятки и т.д. во время вводной части разминки должна происходить фиксация правильного положения корпуса и постановки ног.

Аэробная часть состоит из следующих фрагментов:

  • базовых шагов аэробики, которые выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику, при этом они соединяются в связки с добавлением координации рук;
  • танцевальной аэробики с использованием различных танцевальных направлений (джаз, фанк, хип-хоп, латина, рок-н-ролл, фольклорные танцы и т.д.). Каждую разновидность танцевальной аэробики характеризуют движения и музыка, соответствующие определенному стилю танца. Специфические танцевальные движения способствуют развитию пластичности и координационных способностей.

В аэробной части решаются следующие задачи:

  • развиваются координационные способности;
  • повышаются функциональные возможности организма;
  • улучшается эмоциональное состояние занимающихся.

Престреч – предварительное растягивание мышц, которые будут задействованы в основной части урока.

Задачи престреча:

  • увеличить растяжимость мышц и эластичность сино-виальных образований;
  • увеличить подвижность в суставах;
  • усилить кровенаполнение мышц.

Средством решения этих задач являются упражнения динамической растяжки, преимущественно мышц ног и поясницы.

Основная часть урока, как правило, подчинена решению задач технической подготовки.

Процесс технической подготовки в спортивной аэробике связан с приобретением ряда качеств и навыков, т.е. овладением значительным количеством упражнений, специфичным для данного вида спорта, и повышением качества их исполнения.

Наиболее существенными аспектами в содержании технической подготовки признаны следующие:

  1. овладением элементами «начальной» школы гимнаста. К таким простейшим навыкам относятся, умение сохранят осанку в разных положениях и при приземлениях; выполнение упражнений с соблюдением гимнастического стиля (с прямыми ногами, оттянутыми носками и т.д.), умение двигаться в соответствии со специфичными характеристиками музыкального сопровождения и т.д.
  2. овладение базовыми двигательными действиями универсального назначения, обеспечивающими структурно-техническую базу любого упражнения:
  • умение гасить поступательное и вращательное движение при приземлениях;
  • умение осуществлять эффективное отталкивание руками и ногами;
  • умение сохранять при различных движениях определённую позу тела (динамическую осанку);
  • умение сохранять статическую устойчивость и т.д.
  1. овладение профилирующими элементами. 
  2. овладение классификационными элементами. Классификационными элементами в спортивной аэробике можно считать необходимый минимум упражнений, которым должен владеть спортсмен на конкретном этапе тренировочного процесса для того, чтобы справляться с упражнениями своего разряда.

Заключительная часть урока.

Заключительная часть урока достаточно вариативна и зависит от решаемых задач на уроке. Чаще всего в заключительной части урока осуществляется специальная физическая подготовка гимнасток.

При выборе средств СФП за основу была принята система, разработанная специалистами в области спортивной гимнастики. Это объясняется следующим. Во-первых, в гимнастике  физическая подготовка на сегодняшний день располагает чёткой научно-обоснованной методологией, включающей в себя систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надёжной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности. Во-вторых основанием для применения специально подобранных гимнастических упражнений явился обобщенный опыт достижения высоких результатов в спортивной аэробике спортсменами, пришедшими в неё из спортивной гимнастики.

Основными средствами СФП в спортивной гимнастике, а, следовательно и в спортивной аэробике являются, прежде всего, сами соревновательные упражнения, а также специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с соревновательными упражнениями, либо входящие составной частью в технику выполнения гимнастического элемента, владение которым гарантирует двигательную подготовленность гимнаста и обеспечивают прогрессирующие развитие необходимых качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"

Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководи­телей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направлен­ности и является основным государственным...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ. Спортивная аэробика – молодой вид спорта, который гармонично сочетает различные движения под музыку в зажигательном ритме, акробатические элементы...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ «КАЗАК» В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

Спортивная аэробика - достаточно сложная и своеобразная, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов структурных групп сложности, которые требуют общей физической подготовки, специальн...