Учебно-тренировочное занятие по аэробике
статья по физкультуре на тему
Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.
Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Основная цель при занятиях видами спорта с гимнастической направленностью заключается в постоянном овладении сложнокоординационными двигательными навыками, которые оцениваются в условиях соревнованиях.Поэтому в большинстве сложнокоординационных видов отмечается достаточно чётко выраженная типология учебно-тренировочного занятий в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-тренировочное занятие по аэробике | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.
Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими звеньями и вносить определённый вклад в физическое развитие, образование и воспитание занимающихся.
Основная цель при занятиях видами спорта с гимнастической направленностью заключается в постоянном овладении сложнокоординационными двигательными навыками, которые оцениваются в условиях соревнованиях по таким критериям, как качество исполнения, трудность и композиция упражнений. В связи с этим имеет место многообразие типов занятий, которое объясняется сложностью и множеством задач, которые необходимо решать спортсменам и тренерам как на протяжении одного занятия, так и в течение достаточно большого интервала времени. Поэтому в большинстве сложнокоординационных видов отмечается достаточно чётко выраженная типология учебно-тренировочного занятий в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Выделяют несколько типов занятий:
- учебное;
- тренировочное;
- занятия по специальной и общей физической подготовке;
- контрольное;
- модельное;
- восстановительное;
- разминочное («зарядка»).
Учебное занятие характерно для подготовительного периода учебно-тренировочного процесса, когда закладывается техническая основа будущих композиций. Разучиванию новых элементов, а также поддержек, «пирамид» могут посвящаться практически целые занятия. Помимо этого осваиваются новые элементы аэробной хореографии, построения и перестроения, фрагменты новой программы.
При планировании такого занятия должны решаться следующие вопросы: выделить элементы и соединения для овладения на данном занятии, определить порядок их разучивания в соответствии с технической, физической и психологической сложностью, задать примерное количество повторений основных разучиваемых элементов и общую продолжительность занятия.
Тренировочное занятие направлено на закрепление и совершенствование освоенных упражнений и композиций в целом, воспитание специальной выносливости путём многократного выполнения соревновательных комбинаций и их частей. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям.
Основой построения уроков по спортивной аэробике, как и любого другого урока по физической культуре, являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность и логика развёртывания учебно-воспитательного процесса. Это обуславливает деление урока на три части: подготовительную, основную и заключительную. В одной учащиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно лёгких упражнений; в другой решают главные задачи, т.е. выполняют сложные упражнения; в третьей необходимо содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы учащиеся могли перейти к последующей высокопроизводительной деятельности или отдыху.
Продолжительность частей уроков может быть разная; это зависит от задач урока, специфики выбранных упражнений, особенностей занимающихся и других факторов.
Подготовительная часть урока.
Назначение подготовительной части урока как отмечают специалисты, это подготовка занимающихся к предстоящей работе путем решения следующих задач:
- организация занимающихся и ознакомление их с задачами и содержанием предстоящей работы;
- подготовка организма занимающихся к основной части урока: развёртывание вегетативных функций и разогревание двигательного аппарата;
- разносторонняя специально-физическая подготовка;
- формирование и совершенствовании двигательной культуры и базовой технической подготовки занимающихся.
Есть два пути решения этих задач:
- традиционная гимнастическая разминка;
- разминка танцевального характера, с использованием средств танцевальной аэробики .
Подготовительная часть урока по традиционной методике состоит из следующих фрагментов:
- упражнения «по кругу» (ходьба, бег, ОРУ и т.д.);
- разминочные упражнения «по диагонали» и на середине (прыжковые упражнения, махи ногами, базовые аэробные шаги и т.д.);
- упражнения на растягивание мышечно-связачного аппарата.
При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения. Столь сложная структура, такое большое количество и разнообразие средств подготовительной части урока обусловлено тем, что основное назначение подготовительной части урока с занимающимися младшего школьного возраста заключается не столько в оперативной подготовке занимающихся к предстоящей работе, но, главным образом, в перспективной подготовке опорно-двигательного аппарата гимнастов к будущим спортивным достижениям.
Подготовительная часть урока танцевального характера также имеет свою структуру и состоит из трёх частей: вводной, аэробной (танцевальной) и престреч.
Вводная часть посвящена общей разминке, разогреванию и подготовке к предстоящей работе. Основная задача – создание так называемой кинестетической собранности, т.е. моральной подготовки занимающихся к предстоящей работе.
Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперёд, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперёд-назад, подъёмы пятки и т.д. во время вводной части разминки должна происходить фиксация правильного положения корпуса и постановки ног.
Аэробная часть состоит из следующих фрагментов:
- базовых шагов аэробики, которые выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику, при этом они соединяются в связки с добавлением координации рук;
- танцевальной аэробики с использованием различных танцевальных направлений (джаз, фанк, хип-хоп, латина, рок-н-ролл, фольклорные танцы и т.д.). Каждую разновидность танцевальной аэробики характеризуют движения и музыка, соответствующие определенному стилю танца. Специфические танцевальные движения способствуют развитию пластичности и координационных способностей.
В аэробной части решаются следующие задачи:
- развиваются координационные способности;
- повышаются функциональные возможности организма;
- улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
Престреч – предварительное растягивание мышц, которые будут задействованы в основной части урока.
Задачи престреча:
- увеличить растяжимость мышц и эластичность сино-виальных образований;
- увеличить подвижность в суставах;
- усилить кровенаполнение мышц.
Средством решения этих задач являются упражнения динамической растяжки, преимущественно мышц ног и поясницы.
Основная часть урока, как правило, подчинена решению задач технической подготовки.
Процесс технической подготовки в спортивной аэробике связан с приобретением ряда качеств и навыков, т.е. овладением значительным количеством упражнений, специфичным для данного вида спорта, и повышением качества их исполнения.
Наиболее существенными аспектами в содержании технической подготовки признаны следующие:
- овладением элементами «начальной» школы гимнаста. К таким простейшим навыкам относятся, умение сохранят осанку в разных положениях и при приземлениях; выполнение упражнений с соблюдением гимнастического стиля (с прямыми ногами, оттянутыми носками и т.д.), умение двигаться в соответствии со специфичными характеристиками музыкального сопровождения и т.д.
- овладение базовыми двигательными действиями универсального назначения, обеспечивающими структурно-техническую базу любого упражнения:
- умение гасить поступательное и вращательное движение при приземлениях;
- умение осуществлять эффективное отталкивание руками и ногами;
- умение сохранять при различных движениях определённую позу тела (динамическую осанку);
- умение сохранять статическую устойчивость и т.д.
- овладение профилирующими элементами.
- овладение классификационными элементами. Классификационными элементами в спортивной аэробике можно считать необходимый минимум упражнений, которым должен владеть спортсмен на конкретном этапе тренировочного процесса для того, чтобы справляться с упражнениями своего разряда.
Заключительная часть урока.
Заключительная часть урока достаточно вариативна и зависит от решаемых задач на уроке. Чаще всего в заключительной части урока осуществляется специальная физическая подготовка гимнасток.
При выборе средств СФП за основу была принята система, разработанная специалистами в области спортивной гимнастики. Это объясняется следующим. Во-первых, в гимнастике физическая подготовка на сегодняшний день располагает чёткой научно-обоснованной методологией, включающей в себя систему целенаправленных воздействий с целью обеспечения надёжной подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности. Во-вторых основанием для применения специально подобранных гимнастических упражнений явился обобщенный опыт достижения высоких результатов в спортивной аэробике спортсменами, пришедшими в неё из спортивной гимнастики.
Основными средствами СФП в спортивной гимнастике, а, следовательно и в спортивной аэробике являются, прежде всего, сами соревновательные упражнения, а также специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с соревновательными упражнениями, либо входящие составной частью в технику выполнения гимнастического элемента, владение которым гарантирует двигательную подготовленность гимнаста и обеспечивают прогрессирующие развитие необходимых качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.
МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ. Спортивная аэробика – молодой вид спорта, который гармонично сочетает различные движения под музыку в зажигательном ритме, акробатические элементы...
[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ «КАЗАК» В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.
Спортивная аэробика - достаточно сложная и своеобразная, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов структурных групп сложности, которые требуют общей физической подготовки, специальн...
Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивной аэробике
Конспект урока...
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия (представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3 шт.))
План-конспекты учебно-тренировочных занятий по волейболу....
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия ПМ 1 ПК1.2. Проводить учебно- тренировочные занятия.
Представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3шт.)...
ПМ 1 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно- тренировочные занятия ПМ 1 ПК1.2. Проводить учебно- тренировочные занятия.
Представить конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу (3шт.)...