Основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
материал по физкультуре на тему

Скогорева Лариса Леонидовна

Основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Современный ритм жизни, ухудшение экологической ситуации все это оказывает негативное влияние на здоровье подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Учреждения образования наряду с обучением и воспитанием в приоритетном порядке должны решать задачу сохранения здоровья учащегося. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования.

Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности нашей школы играет грамотная организация учебного процесса. Для всех детей  учебные занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 45 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.

В нашей школе имеется оздоровительная инфраструктура  для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы: медицинский кабинет, полностью оснащенный оборудованием. В школе регулярно проводятся медицинские осмотры, мониторинг состояния здоровья учащихся, профилактические прививки, витаминизация школьников и педагогического персонала.

В школе реализуется профилактическая программа: «Здоровье». Регулярно ведется работа по профилактике наркомании и вредных привычек.  Традиционными мероприятиями стали классные часы, беседы, конкурсы рисунков, творческих работ, рефератов, презентаций на тему здорового образа жизни, спортивные мероприятия акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».

Огромное значение в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация качественного питания для всех учащихся. В течение учебного года горячим питанием  охвачено 84% учащихся. Школьная столовая работает непосредственно на сырье. Это дает большую возможность обеспечения учащихся и педагогов  блюдами  самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. Для полноценного развития учащихся питание в нашей школе сбалансировано, содержит необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Большое внимание уделяется калорийности школьного питания, учитывается возраст и особенности нагрузки школьников.

В работе классных руководителей разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха, загородные поездки выходного дня, мероприятий по профилактике ОРЗ,  детского травматизма на дорогах, вредных привычек, организация встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками.

Для психологического равновесия и улучшения экологической обстановки в учебных кабинетах и рекреациях много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри школы, соблюдается питьевой режим обучающихся. Все реальные условия учебного процесса: освещение, благоприятный температурный режим, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений – все, что подлежит гигиеническому нормированию, – соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии. Для восполнения дефицита суточной потребности в движениях в режиме дня школьников используются малые формы двигательной активности. Гимнастика до начала учебных занятий способствует организованному началу учебного процесса, повышает работоспособность учащихся. Физкультминутки способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности, развивают когнитивные способности (память, мышление, воображение). Они  включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища. Подвижные игры на переменах дают хороший оздоровительный эффект, улучшают физическое развитие и повышают работоспособность учащихся.

В практике школы сложились разнообразные формы работы по физическому развитию личности:

учебная работа – урок физкультуры и факультативные занятия, система домашних заданий;

общешкольные мероприятия – спортивные соревнования, спартакиады, спортивные праздники. В школе регулярно проходят общешкольные «Дни здоровья» с привлечением всех детей, преподавателей, где особое внимание уделяется не результатам, а массовому участию школьников. К организации и проведению данных мероприятий привлекаются ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

внеклассные формы - спортивные секции, пропаганда физической культуры и спорта среди учащихся и родителей. В школе функционируют спортивные секции по волейболу для юношей и девушек, секция художественной гимнастики;

внешкольная организация физической культуры – система самостоятельных форм занятий учащихся в спортивных секциях.

Активная пропаганда здорового образа жизни дает положительные результаты в мотивации учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. 59% обучающихся нашей школы посещают спортивные секции по интересам, достигая высоких результатов на спортивных соревнованиях регионального и федерального уровней. Успешно реализуется в школе реализация «Спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества», спортивно-оздоровительных состязаний школьников России «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».

Системный подход внедрения здоровьесберегающей деятельности, спортивно-массовых форм работы, пропаганды здорового образа жизни позволяет выявить обучающихся,  показывающих наивысшие результаты на олимпиадах по физической культуре и спортивных мероприятиях.

Показателем результатов проводимой работы являются  данные медицинского обследования.  Наблюдается снижение количества обучающихся имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, стабильны данные по диагнозу «нарушение зрения». Отмечается снижение  количества обучающихся, перенесших ОРВИ. Образовательное учреждение не закрывалась на карантин.

Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов учебной и внеурочной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции на уроках, привлечение учащихся к занятиям в системе дополнительного образования, организация горячего питания, профилактика заболеваемости – все направлено на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений.Материалы III Всероссийской научно-практической конференции

Статья называется: Психолого - педагогические условия формирования личных качеств спортсменов,необходимых для командных взаимодействий....

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...

Проектирование и участие в инициативах, направленных на повышение качества образования учащихся и эффективности деятельности образовательного учреждения

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в проектировании и реализации инициатив, в том числе вместе с коллегами, направленных на повышение качества образования учащихся и эфф...

Проектирование и участие в инициативах, направленных на повышение качества образования учащихся и эффективности деятельности образовательного учреждения

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инциативах, направленных на повышения качества образования учащихся и эффективности деятельности образовательной организации....

Проектирование и участие в инициативах, направленных на повышения качества образования учащихся и эффективности деятельности образовательного учреждения

В разделе представлены  документы, отражающие участие педагога в в инициативах, направленных на повышения качества образования учащихся и эффективности деятельности образовательного учреждения. ...

Основные направления совместной деятельности учителя-дефектолога и тьютора в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Для того, чтобы добиться эффективного решения всех задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима скоординированная совместная работа всего педагогического коллек...