Контрольные испытания (тесты) технической подготовки учащихся в разделе волейбол
статья по физкультуре на тему

Лузянин Владимир Алексеевич

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся, а именно: уровни физического развития, функциональных возможностей,  технической, теоретической подготовленности, двигательной активности, показателей здоровья.  Одним из методов оценивания учащихся является тестирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_luzyanin_v.a.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Лузянин В.А.

«Контрольные испытания (тесты) технической подготовки учащихся в разделе волейбол»

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся, а именно: уровни физического развития, функциональных возможностей,  технической, теоретической подготовленности, двигательной активности, показателей здоровья.

Оценивание предусмотрено как по окончании изученного раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. Одним из методов оценивания учащихся является тестирование. В авторских программах физического воспитания А.П. Матвеева «Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М., Просвещение, 2012., В.И. Ляха, А.А. Зданевича «Комплексная программа физического воспитания учащихся для 1-11классов» Волгоград: Учитель, 2013., В.И. Лях «Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы» М., Просвещение, 2014.В данных источниках контрольные испытания представлены разных видов и типов. Практически все они направлены на оценку физического развития, функционального состояния, морфологических изменений.

В ходе практической деятельности возникла проблема оценки технической подготовленности учащихся по разделу «Волейбол». В основном, оценка технической составляющей осуществляется на основании визуальных наблюдений (наиболее приняты в учительской практике). Обучая волейболу, я видел  свою задачу в отходе от субъективной стороны оценки уровня подготовки учащихся, разработав контрольные испытания по освоению техники.  Освоенность техники определяется по показателям стабильности и устойчивости.  

В подготовленной мною, методической разработке «контрольные испытания по технической подготовке учащихся по разделу волейбол» приводится ряд упражнений для 5-11 классов. Учащиеся должны освоить (выполнять) технику движений на оценку «5», «4», «3», отрицательные оценки исключены. Критерии оценивания: «отлично» ученик получает тогда, когда двигательное действие выполнено правильно (точно и адекватно), уверенно и легко выполняя предложенное количество раз; «хорошо» - когда движение и количество движений выполнено в целом правильно, но допущено не более двух незначительных ошибок, которые ведут к неточному выполнению упражнения и некоторой скованности движений; «удовлетворительно» - когда он совершает одну грубую ошибку, ведущую к искажению техники движений, или три незначительные ошибки, которые приводят к неточному выполнению данного движения; «неудовлетворительно» - двигательное действие выполнено неправильно и неуверенно при существенном искажении техники движения. Данная оценка не выставляется, чтобы не формировать у ученика отрицательного отношения к тестированию в частности, и к игре в волейбол в целом. Таким образом,  действует принцип: «Не ставь низкие или отрицательные оценки, это снижает уровень мотивации и может привести к развитию  комплекса неполноценности. Упражнения, входящие в состав тестов достаточно лёгки,  вероятность их выполнения  велика.  

Для учителя всегда была очевидна потребность располагать конкретным и объективным измерением,  как физического развития, так и технической подготовленности учащихся.  Это одна из важнейших задач обучения, которую учитель должен постоянно осуществлять и совершенствовать в своей педагогической деятельности. Для ученика измерения дают объективную информацию о собственной технической подготовленности и физическом развитии. Это позволяет видеть как изменяется (прогрессирует) его уровень. Тем самым тестирование имеет для ученика мотивационное, стимулирующее значение. В этом смысле, хотелось бы ещё раз заострить внимание учителя на том, что за результат тестирования отвечает «он» - учитель (объясни, покажи, научи - требуй).

Контрольные испытания технической подготовки

учащихся по разделу волейбол

  1. Передача волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками над собой, выполняется в 5, 6 классах на волейбольной площадке 9x9 метров. Учащиеся 7, 8 классов задание выполняют на волейбольной площадке 6x9 метров. Учащиеся 9-11 классов задание выполняют в кругу d=3 метра.
  2. Передача волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками над собой, учитывается количество и качество технических действий.
  3. Передачи мяча сверху двумя руками в стену на расстоянии не менее 1 метра: учащиеся 5-6 классов выполняют передачу на высоту на 2-2,5 метра, учащиеся 7-8 классов выполняют передачу на высоту на 2,5-3,5 метра, учащиеся 9-11 классов выполняют передачу на высоту на 3-4,5 метра с точностью попадания в мишень d =100см.
  4. Передачи мяча двумя руками снизу в стену на расстоянии не менее 1 метра: учащиеся 5-6 классов выполняют передачу на высоту на 2-2,5 метра, учащиеся 7-8 классов выполняют передачу на высоту на 2,5-3,5 метра, учащиеся 9-11 классов выполняют передачу на высоту на 3-4,5 метра с точностью попадания в мишень d =130 см.
  5. Передачи волейбольного мяча в парах, без потерь, на расстоянии 3-7 метров:

учащиеся 5-6 классов - на волейбольной площадке между партнерами расстояние 3-4 метра;учащиеся 7-8 классов - располагаются на волейбольной площадке, через волейбольную сетку, на расстоянии 3-4 метра; учащиеся 9-11 классов - располагаются на волейбольной площадке, через волейбольную сетку, на расстоянии 3-5 метров.

6.        Приём волейбольного мяча снизу двумя руками после подачи партнёра.

Оценивается правильный выход к мячу с точной передачей волейбольного мяча в зону № 3 или в зону № 2:учащиеся 5-6 классов - оценка «3» - ловля мяча, оценка «4» - приём мяча, оценка «5» - приём мяча.

Из пяти приёмов оцениваются только те мячи-подачи, которые достигли принимающего.

7.        Нижняя прямая подача мяча.

Учащиеся 5 классов - пять попыток, расстояние от сетки 3 метра; учащиеся 6 классов - пять попыток, расстояние от сетки 4-5 метров; учащиеся 7 классов - пять попыток, расстояние от сетки 6-9 метров;

8.        Верхняя прямая подача мяча.

Пять попыток. Подачи выполняются от лицевой линии волейбольной площадки для юношей. Для девушек 6 метров от волейбольной сетки.

9. Нападающий удар из зоны №4 с передачи партнера из зоны №3.

учащиеся 5-6 классов выполняют разбег с 2 шагов, наскок (правой, левой стопорящий шаг), выпрыгивание, бросок волейбольного мяча через сетку (из 5 бросков: 1 раз- оценка «3», 2 раза - оценка «4», 3 раза - оценка «5»). Оценивается техника и количество попаданий волейбольного мяча в гимнастический мат, либо обруч. Учащиеся 7-8 классов выполняют разбег, наскок, удар по мячу наброшенному партнёром на высоту 1,5-2 метра.

Контрольные нормативы по волейболу,

основы технической подготовки учащихся МБОУ «Лицей № 1»

Наименование теста

класс

«5»

«4»

«3»

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Нижняя передача над собой

V

8

8

6

6

4

4

VI

9

9

7

7

4

4

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

2

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача над собой

V

8

8

6

6

4

4

VI

9

9

7

7

4

4

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

8

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача в стену

V

6

6

4

4

2

2

VI

7

7

4

4

3

3

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

8

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Нижняя передача в стену

V

6

6

4

4

2

2

VI

7

7

4

4

3

3

VII

9

9

6

6

3

3

VIII

10

10

6

6

4

4

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

е

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача мяча в парах

V

4

4

3

3

2

2

VI

5

5

3

3

2

2

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

5

5

3

3

2

2

X

5

5

3

3

2

2

XI

6

6

4

4

3

3

Прием мяча снизу

V

3

3

2

2

1

1

VI

3

3

2

2

1

1

VII

3

3

2

2

1

1

VIII

3

3

2

2

1

1

IX

3

3

2

2

1

1

X

3

3

2

2

1

1

XI

3

3

2

2

1

1

Нижняя

прямая подача

V

3

3

2

2

1

1

VI

3

3

2

2

1

1

VII

3

3

2

2

1

1

Верхняя прямая подача

VIII

3

3

2

2

1

1

IX

3

3

2

2

1

1

X

3

3

2

2

1

1

XI

3

3

2

2

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНОЧНЫЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (таблицы, методика оценивания и техника выполнения контрольных испытаний – тестов, сценарий )

Данная разработка составлена на основе многолетних наблюдений и исследований по показателям физической подготовленности учащихся 2-11 классов. Для определения уровня физической подготовки у школьников...

Тесты для подготовки к ЕГЭ. Раздел "Орфография"

Тесты составлены  на основе банка данных ФИПИ, 2014 год....

Тесты для подготовки к ЕГЭ. Раздел "Орфография"

Тесты составлены на основе банка данных ФИПИ, предназначены для подготовки выпускиков 11 классса к ЕГЭ- 2014....

Тесты для подготовки к ЕГЭ. Раздел "Пунктуация"

Тесты для подготовки к ЕГЭ. Раздел "Пунктуация"  Презентации  для интерактивной доски составлены на  основе  материалов банка данных ФИПИ,  2014 год....

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Чтение» в формате ЕГЭ

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет ...

Контрольная работа по теме: «Подготовка учащихся к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика» в формате ЕГЭ

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».   Для дифференциации экзаменуемых по уровн...