Програма дополнительного образования
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс) на тему

 " Мини-футбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdo_mini-futbol.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная программа

Дополнительного образования

Физкультурно-спортивного направления

«Мини-футбол»

Автор программы

педагог Мануйлов М.В.  

программа рассчитана

на учащихся 5-6 классов

срок реализации программы

2 года

        

Москва 2012

Содержание

                

1. Пояснительная  записка                

2. Учебно –тематический план                

3. Содержание образовательной программы                

4. Методическое  обеспечение  образовательной программы                

5.  Список литературы                

1 .  Пояснительная  записка

В настоящее время футбол является наиболее массовой  и наиболее популярной игрой.  Миллионы людей посещают стадионы или припадают к экранам телевизоров, следя за матчами своих кумиров – футболистов из сборной России и любимых команд. Не отстают от взрослых и юные: дети, подростки, юноши. Наряду с мальчишками, все больший интерес к футболу проявляют девочки. Женская команда «Россиянка»  является многократным чемпионом России по футболу и выступает в Кубке Европейских команд. Многие ее игроки, ныне мастера спорта РФ международного класса, начинали свое знакомство с футбольным мячом в школьных спортивных залах и на пришкольных стадионах. Сотни тысяч мальчишек и девчонок ровняются на своих любимых футболистов, которые из никому не известных пацанов смогли стать футбольными мастерами европейского масштаба, самодостаточными и популярными людьми, высокооплачиваемыми специалистами. Все это делает футбол социально значимым и чрезвычайно востребованным в настоящее время видом спорта. Нельзя забывать и о том, что футбол активно способствует развитию основных двигательных качеств человека: быстроты и точности движений, ловкости, силы и выносливости, развивает мышечную массу и мыслительные способности занимающихся.

Огромная тяга детей и подростков к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важнейший фактор воспитательного, идеологического воздействия. В процессе занятий футболом воспитывается целый ряд ценных морально-волевых качеств: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, что особенно важно в современном мире, где, зачастую, теряются нравственные ценности, процветают насилие, наркомания, презрение к более слабому, материально не обеспеченному или социально не защищенному человеку. Все эти пороки, к сожалению, рвутся и в общеобразовательные школы нашего города, тем важнее противопоставить им такое сильное оружие, как футбол.

Цель:

Воспитание гармонично развитой личности, с чувством гражданской ответственности и активной жизненной позиции, посредством  приобщения к занятиям футболом .

Задачи:

Образовательная:

  1. научить правильно дышать и двигаться на футбольном поле,
  2. научить технично работать с мячом, грамотно выполнять необходимые перестроения и действия на поле в качестве игрока футбольной команды.
  3. сформировать начальные навыки игрока-футболиста: знание правил поведения на поле, общения с судьями, товарищами по команде и соперниками, правильную реакцию на замечания и подсказки тренера, на поведение болельщиков и зрителей.

Развивающая:

  1. развить хорошую общефизическую подготовку.
  2. привить навыки правильно ходить, бегать, прыгать, падать, кувыркаться.
  3. развить быстроту, координацию, силу, ловкость, прыгучесть, гибкость, реакцию, внимание, сообразительность обучаемых.
  4. снизить уровень заболеваемости и пропагандировать здоровый образ жизни.

Воспитательная:

  1. привить любовь к Родине, уважение к флагу и гимну нашей страны,
  2. развить чувство патриотизма,
  3. сформировать у обучаемого чувство гражданской ответственности и активной жизненной позиции, ценных нравственных и морально-волевых  качеств,
  4. стереть национальные и имущественные различия между игроками футбольной команды,
  5. укрепить дружбу, чувство товарищества и взаимопонимание между  обучаемыми.

Данная образовательная программа относится к физкультурно-спортивной направленности и рассчитана на самый широкий круг обучаемых. С ее помощью можно заниматься футболом с детьми, не имеющими специальной подготовки, им необходимо лишь иметь медицинский допуск для посещения занятий. Участвовать в обучении могут как мальчики, так и девочки. Возраст детей, занятых в реализации данной дополнительной образовательной программы 7-10 лет. Срок реализации программы - 2 года.

Этот этап обучения и возраст детей, 7-10 лет, характеризуется тем, что занимающиеся совершают движения без сознательного регулирования и управления собой, не могут длительно выполнять однообразные упражнения, часто отвлекаются. Поэтому к ним наиболее эффективно применяются игровые методы тренировок, помимо футбола активно проводятся подвижные игры по упрощенным правилам, неоднократно повторяются группы упражнений постоянно чередуя их местами, чаще обсуждается с занимающимися ход игр.

Образовательная программа разбивается на два этапа:

Первый и  второй год обучения и реализуется посредством проведения учебно-тренировочных занятий, участия в соревнованиях и футбольных турнирах,  посещениях матчей с участием команд мастеров, выступающих в российском  футбольном первенстве, телевизионных коллективных просмотров и последующих обсуждений игр с участием сильнейших отечественных и зарубежных команд.

Ожидаемые результаты.

По окончанию первого года обучения

Обучаемые должны знать:

  • правила футбола,
  • правила поведения на футбольном поле,

Уметь:

  • вести мяч  стопой, голенью, бедром ,головой .
  • останавливать мяч стопой, подъемом ноги, бедром, грудью, головой.
  • производить удары по мячу различными частями ног и головой.

Иметь навыки обращения с мячом,

Иметь навыки игры на определенной игровой позиции: вратарь, защитник, полу-защитник, нападающий.

В течение  года обучаемые, сформированные в футбольную команду, должны принимать участие в школьных и районных соревнованиях, занимая в них призовые места.

По окончанию второго года обучения

Обучаемые должны уверенно знать:

  • правила футбола,
  • знать свои игровые позиции,

Уметь:

  • общаться с товарищами по команде и соперниками на футбольном поле,
  • понимать жесты и сигналы судьи,
  • правильно реагировать на поведение болельщиков,
  • уважительно относиться к атрибутам проведения футбольных матчей: построению и приветствию  команд, поднятию флага, исполнению гимна,
  • свободно обращаться с мячом, уверенно контролируя его различными частями тела, иметь понятие о теории футбола,
  • осознавать свою игровую позицию и активно выполнять свойственные этой позиции функции.

Иметь чистую и опрятную футбольную форму.

В течение года  обучаемые, объединенные в футбольную команду, должны выступать в районных и городских соревнованиях, занимая при этом призовые места.

2. Учебно–тематический план.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Всего

Теорети-ческие

Практи-ческие

Первый год обучения

Общая физическая подготовка

123

6

117

1.2.

Развитие ловкости, гибкости, быстроты, физических способностей , развитие силовых способностей, развитие общей выносливости

123

6

117

Специальная физическая подготовка

55

4

51

2.1.

Комплексное развитие физических качеств - развитие скоростной выносливости - развитие скоростно-силовых качеств

55

4

51

Техническая подготовка

60

10

50

Тактическая подготовка

29

3

26

Учебные игры

30

30

Экзамены (контрольные испытания)

8

8

Теоретическая подготовка

7

7

Итого:

312

Второй год обучения

Общая физическая подготовка

120

10

110

Специальная физическая подготовка

83

8

75

Техническая подготовка

157

10

147

Тактическая подготовка

57

10

47

Учебные и контрольные игры.

36

-

36

Экзамены (контрольные испытания)

8

8

Теоретическая подготовка

7

7

Итого:

468

 

3. Содержание образовательной программы

Занятие состоит из следующих частей:

                1. Разминка                                15-20  мин.

                2. Основная учебная часть                65-20  мин.

                3. Игровая часть                         30-60  мин.

4. Восстановление                        5-10  мин.

5. Разбор занятия и подведение

    итогов                                5-10  мин.

1 год обучения.

Общефизическая подготовка.

В этом разделе рассматриваются различные виды ходьбы, бега, прыжки, падения, страховки при падениях, повороты, кувырки. Упражнения для развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, прыгучести, гибкости.

  • строевой шаг, ходьба, повороты на месте и в движении, перестроения в круг, в две и в три шеренги.
  • Упражнения в парах, тройках и группах: повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, ног, туловища, отведение назад и в сторону рук и ног, выпады вперед, приседания, прыжки, элементы противоборства в борцовской стойке.
  • Равномерно-переменный бег на 30,60,100 метров.
  • Повторно-интервальное пробегание (сериями) различных по длине отрезков (от 10 до 30 м.) с максимальной скоростью (8-12 отрезков в серии) с отдыхом до 30 сек.
  • Бег на выносливость 200,400 метров.
  • Прыжки в высоту и длину с места.
  • Упражнения с набивными мячами (1 кг.): броски мяча вверх и ловля с поворотами и приседаниями, броски в парах и тройках из различных положений: стоя, сидя, лежа на спине и на животе, различными способами (сверху, снизу, от груди, из-за головы), эстафеты с различными способами передачи, бросания и толкании мяча, упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, туловища, ног.
  • Элементы акробатики, кувырки вперед, назад, в стороны, «рыбка», гимнастический мост из положения лежа на спине.
  • Подвижные игры и эстафеты с мячом: бег, прыжки, метания; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, метанием в цель, броском и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях.
  • Упражнения на канате, гимнастической скамейке, шведской стенке.
  • Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол, хоккей (по упрощенным правилам).
  • Ходьба на лыжах, бег на коньках, плаванье.

Во время второго года обучения, занимающиеся продолжают выполнять вышеизложенные упражнения, увеличивая частоту и нагрузку, изменяя порядок выполнения комплексов упражнений и их сочетаний, улучшая качество исполнения.

Специальная физическая подготовка.

В этом разделе рассматриваются упражнения для развития координации движений, быстроты двигательной реакции, развития скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств.

  • Повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м.) из разных исходных положений, с набивными или футбольными мячами, или без них, в различных направлениях, с изменением направления бега по звуковому или зрительному сигналу.
  • Челночный бег с внезапными остановками и повторными рывками (туда и обратно) 2х10 м.,2х15 м.
  • Бег боком и спиной вперед
  • Бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу.
  • Бег змейкой.
  • Бег с поворотами на 180 градусов по звуковому или зрительному сигналу.
  • Ускорения и рывки с мячом, рывки к мячу с последующим ударом по воротам.
  • Подвижные игры: салочки, казаки-разбойники, рыбаки и рыбки, штандер-штандер, выбивало, вытолкни из круга, петушиные бои и т.п.
  • Прыжки с поворотом на 90 и 180 градусов
  • Прыжки с имитацией ударов по мячу ногой и головой.
  • Доставание подвешенного мяча в прыжке с места и с разбега ногой или головой.
  • Прыжки с места или с разбега с ударом головой или ногой по мячам, подвешенным на различной высоте.
  • Жонглирование мячом.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • упражнения в равновесии.
  • Гимнастические упражнения на 8 счетов и более.
  • Элементы акробатики: стойка на руках, свечка, колесо, переворот вперед с помощью партнера или тренера.
  • Серия кувырков 2х3,чередуя кувырки вперед, назад и через плечо, с ударами по мячу.
  • Ходьба по гимнастической скамейке.
  • Упражнения с обручами и скакалками.

Техническая   подготовка.

В этом разделе рассматриваются удары ногой: внутренней и внешней стороной стопы, средней частью подъема, внутренней, внешней частью подъема, носком, удары с полулета, резаные, через себя и др.

Удары головой: средней, боковой частью лба, височной областью.

Остановки и приемы мяча ногой: внутренней и внешней частью стопы, внутренней , средней, внешней частью подъема, подошвой, на носок, остановки мяча голенью и бедром.

Остановки мяча грудью с направлением движения мяча вниз, то же – вверх.

Приемы мяча головой: лобной, височной, затылочной частями.

Ведение мяча: ведение по прямой, из стороны в сторону, обвод препятствий, пере-              брос препятствий,

Ведение и удержание мяча стопой, подъемом, бедром, грудью, головой.

Финты: ложные замахи, уход в сторону, проброс мяча в одну сторону с обеганием соперника с другой стороны, ложная остановка, увод игрока за собой.

Откидки и переводы мяча: ногами, грудью, головой.

Отбор мяча: ногами, туловищем ,головой, на месте, во время шага, на бегу, выпадом, в подкате.

Ввод мяча из-за боковой: ногой, руками.

Жонглирование: подъемом, бедром, головой.

Удержание мяча грудью, плечевой областью.

Техника игры вратаря: ловля летящего мяча сверху, снизу, ловля катящегося мяча. Отбивание мяча: одной рукой, двумя руками, ногами, туловищем, головой. Перевод мяча через верхнюю перекладину кулаками. Перевод мяча ногами в падении. Броски мяча одной или двумя руками на месте или с шагом. Выбивание мяча с руки, то же ногой с земли.

Индивидуальная работа над плохо усваиваемыми техническими элементами: повтор упражнений, разбор элементов, показ правильности выполнения тренером, совместное выполнение с успевающими товарищами по команде.

Тактическая  подготовка.

В этом разделе рассматриваются передачи, выбор места, игровые комбинации и упражнения, темп игры, игровые функции нападающего, полузащитника, защитника, вратаря, схемы общекомандной игры, перестроение и взаимозаменяемость игроков.

-  упражнения в ведении мяча с остановками и изменением направления движения по звуковому или зрительному сигналу.

  • упражнения в передачах мяча в парах и тройках на месте и в движении.
  • Игра в парах на малой площадке со взятием ворот, предусматривающая единоборство партнеров (обводку, отбор мяча),при попеременном участии в парах всех игроков команды.
  • Упражнение 2 в 1 с задачей выбора места для получения мяча: открывание на мяч.
  • То же с задачей зарыть игрока.
  • Упражнения 2х1,3х1,4х1,5х1 с задачей отобрать мяч.
  • Игра 3х3 без вратарей и 4х4 с вратарями на малой площадке со взятием ворот.

Теоретическая  подготовка.

  •    На каждом занятии выделено время для теоретической подготовки которая  имеет конкретные цели и задачи. Все изучаемое в теории закрепляется в последующих практических занятиях.

Темы:

  • Изучение упрощенных правил игры в футбол и мини-футбол.
  • Изучение правил судейства, подготовки и разметки поля.
  • Изучение истории футбола, мини-футбола, футзала.

- Анализ событий, происходящих в Первенстве РФ, Москвы, турнира «Кожаный мяч».

  • Изучение истории отдельных футбольных команд.
  • Изучение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в играх уменьшенными составами на малых игровых площадках.
  • Решение простейших игровых ситуаций, наиболее часто встречающихся в матчах на макете футбольного поля или специальных бланках.
  • Знакомство обучаемых с основными правилами наиболее популярных видов спорта.
  • Знакомство с историей и достижениями Олимпийских игр, успехами советского и российского спорта.
  • Формирование навыков личной гигиены, наличие чистой и опрятной спортивной одежды и обуви.
  • Знание простейших способов оказания первой медицинской помощи.
  • Знание техники безопасности, правил поведения  в спортивном  зале или на футбольном поле в экстремальных ситуациях: при пожаре, поражению электрическим током, наводнении, противоправных действий других лиц, угрозе террористических акций и т.п.

-Чтение книг по спортивной тематике.

-Просмотр видеокассет и телетрансляций с последующим их обсуждением.

-Встречи со специалистами футбола: видными спортсменами, тренерами, судьями, ветеранами спорта, журналистами, болельщиками.

Учебные, товарищеские  и  контрольные  игры.

  • Двусторонние тренировочные игры 5х5 между собой, со взятием ворот, в спортивном зале и на уменьшенной площадке.
  • Двусторонние тренировочные игры 9х9 между собой на открытой площадке с искусственным покрытием.
  • Товарищеские игры с командами других клубов, школ, футбольных секций 5х5 в зале, с неограниченным количеством прямых и обратных замен игроков.
  • То же 9х9 на открытой площадке с покрытием, с ограниченным количеством замен.
  • То же на большом поле по правилам футбола.
  • Контрольные игры с более сильными командами, выступающими в Первенстве Москвы.
  • Участие в районных и городских турнирах по футболу и мини-футболу, в соответствии с Положениями об этих турнирах.

Прогнозируемые  результаты.

По окончанию первого года обучения

В течение года обучаемые, сформированные в футбольную команду, должны принимать участие в школьных и районных соревнованиях, занимая в них призовые места.

По окончанию второго года обучения

В течение года  обучаемые, объединенные в футбольную команду, должны выступать в районных и городских соревнованиях, занимая при этом призовые места.

2 год обучения.

Общефизическая подготовка.

         Во время второго года обучения, занимающиеся продолжают выполнять вышеизложенные упражнения, увеличивая частоту и нагрузку, изменяя порядок выполнения комплексов упражнений и их сочетаний, улучшая качество исполнения.

          Специальная физическая подготовка.

Во время второго года обучения юных футболистов более целенаправленно развиваются и совершенствуются двигательные навыки, в первую очередь быстрота, ловкость, координация движений и гибкость, вводятся упражнения с небольшими отягощениями. Применяемые упражнения на силу обязательно чередуются с упражнениями на быстроту. Обучаемые учатся умению расслаблять мышцы, самостоятельно восстанавливаться после перенесенных нагрузок и выполненных комплексов упражнений. Особое внимание уделяется правильному и своевременному выполнению упражнений как индивидуально, так и в составе команды, умению самостоятельно воспроизвести отдельные, наиболее часто применяемые комплексы упражнений и отдельные задания.

Техническая подготовка.

На втором году обучения, который является вторым этапом учебно-тренировочного процесса, осуществляется переход от простого изучения и многократного повторения изученных приемов, к их применению в игровых условиях. В начале выполняются удары на технику и точность, а затем требования повышаются до выполнения точных ударов на дальность и силу в игровых условиях. Вводится сопротивление партнера при выполнении упражнения, активность сопротивления при этом постоянно повышается. Обучаемые второго года обучения изучают более сложные технические приемы:

Удары с полулета,

Удары с лета.

Остановки мяча туловищем.

Остановки мяча головой.

Комбинации подобных приемов и т. п.

По мере усвоения техники футбола закладываются основы ориентировки. Сначала воспитывается способность ориентироваться, когда нужно переключать внимание, затем постепенно уменьшается интервал времени на переключение внимания и формируется умение распределять внимание. Способность ориентироваться воспитывается с помощью зрительных сигналов, подаваемых тренером или партнером.

Тактическая подготовка.

          На втором году обучения необходимо активно продолжать осваивать основные индивидуальные и групповые тактические действия. Одновременно продолжается обучение индивидуальным тактическим действиям с учетом склонностей, желаний и возможностей каждого обучаемого. При этом особое внимание уделяется индивидуальным особенностям, способностям, физическому развитию, уровню технических и тактических умений каждого юного футболиста. На этом этапе обучения, исходя из общих командных задач, которые ставятся перед обучающимися по изучению системы игры или общекомандных тактических действий, я, как тренер, разрабатываю ряд упражнений игровых комбинаций, «обыгрывая» юных футболистов на определенных местах в команде. Основой для определения игрового амплуа юного футболиста служат его склонности и возможности, желание и умение выполнять определенные игровые действия на футбольном поле.

4. Методическое  обеспечение  образовательной программы.

Организация занятий с юными футболистами, подбор средств и методов их обучения, определение степени нагрузки, проводиться с учетом возрастных особенностей детского организма.

Возраст занимающихся 7-10 лет и поэтому к ним наиболее эффективно применяются игровые методы тренировок, помимо футбола активно проводятся подвижные игры по упрощенным правилам, неоднократно повторяются группы упражнений постоянно чередуя их местами, чаще обсуждается с занимающимися ход игр, ставятся перед ними конкретные и перспективные цели.

 Основными методами обучения юных футболистов являются:

1. наглядный метод обучения, включающий в себя:

Показ, исполнение педагогом и (или) лучшими обучаемыми определенных приемов и упражнений. Показ видеоматериалов.

2. словесный метод обучения: беседы, встречи со специалистами футбола и видными спортсменами, ветеранами спорта, чтение книг, анализ событий, происходящих в современном  футболе.

3. практические методы обучения: тренировки, товарищеские и учебные игры.

В ходе реализации данной образовательной программы также активно используются методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративные методы обучения: дети воспринимают и усваивают готовую информацию, которую до них доводит тренер.

Репродуктивные методы обучения: дети на тренировках самостоятельно воспроизводят освоенные приемы и изученные упражнения.

Частично-поисковые методы обучения: дети коллективно, в составе футбольной команды, разрабатывают новые тактические схемы игры, предлагают расстановку игроков на футбольном поле, самостоятельно определяют или изменяют игровые функции отдельных членов команды.

   Основная форма организации деятельности детей на занятии является групповая форма занятий, однако, как исключение, может применяться и индивидуальная форма занятий, например, для отработки плохо выполнимого технического элемента, уяснения некоторых теоретических моментов игры, правил футбола.

При этом воспитательная работа проводиться в тесном контакте с родителями и учителями и во внеурочное время в форме бесед и встреч с детьми и родителями, коллективных просмотров футбольных матчей, совместных поездок за город и т.п. В воспитательной работе уделяется индивидуальное внимание к трудным подросткам: доброжелательность, терпение, и выдержка педагога и единый комплекс требований, предъявляемых к занимающимся со стороны тренера, семьи и школы.

По окончании данной образовательной программы обучаемые могут перейти к учебно-тренировочным программам обучения футболу.

В летний период необходимо хотя бы на месяц вывозить занимающихся в спортивно-оздоровительный лагерь, что позволит многократно усилить положительные качества и навыки, вырабатываемые в учебное время.

   Необходимые условия для реализации программы:

  1. Оборудование: спортивный зал. При проведении занятий в зале должен быть ровный пол, батареи расположены в нишах под окнами и зашиты решетками.
  2. Спортивный инвентарь: ворота футбольные, стойки, фишки, маты, набивные мячи, футбольные мячи, скакалки, манишки.
  3. Спортивная форма: (х\б: шорты, майка, гетры, щетки), спортивная обувь.

5. Список литературы:

1. Вихров К.Л. «Футбол в школе» Киев. Радянска школа, 1990.

2. Малькольм Кук « 101 упражнение для юных футболистов» Астрель ACT, М., 2001.

3. Рогальский Н-Дегель Э.-Г. «Футбол для юношей» ФиС М., 1971

4.. Цирик Б.Я.Дукашин Ю.С. «Футбол» ФиС,  М. 1988.

5. Штуденер Х.3ольф В. «Тренировка футболистов» ФиС,  М., 1970

6.. «Юный футболист» Состав. Козловский В.И. ФиС , М., 1974

   7. « Правила игры в футбол » Сборник. Астрель ACT , М., 2001

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Програма дополнительного образования "Школа лидера"

Авторская программа дополнителньного образования "Школа лидера" для обучения лидеров детских организаций и руководителей детского самоуправления в школе. Программа - призер республиканского конкурса а...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...