Использование тестовых заданий при изучении валеологии
статья по физкультуре (8 класс) на тему
Здоровье- это самая главная ценность жизни.
Она занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.
Здоровье- один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.
Реализация интеллектуального, нравственно - духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Одним из методов контроля является тестовый. Использование тестов позволяет быстро, верно проверить уровень полученных знаний учащимися, оценить их уровень обученности. Так как в настоящее время тестирование массово вошло в учебный процесс разработка и дальнейшее использование данной методики актуально и необходимо, и по причине недостаточности тестов по валеологии для преподавания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_testovyh_zadaniy.docx | 113.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование тестовых заданий
при изучении вопросов валеологии.
Здоровье- это самая главная ценность жизни.
Она занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека.
Здоровье- один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.
Реализация интеллектуального, нравственно - духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается нами как многомерное динамическое состояние, отражающее целостный организм как самоуправляемую систему, основанную на принципах самореализации, самоадаптации, саморегуляции. Именно такой подход к определению индивидуального здоровья с учетом генетической предрасположенности (адаптационно-гомеостатические показатели) и социальной программы развития на разных этапах онтогенеза. Здоровье нации- здоровье подрастающего поколения, оно приходит через самопознание, самосознание. Учащимся в этом может помочь педагог в стенах школы. Но учитывая возрастно-психологические особенности среднего школьного возраста, а валеологические основы, в большинстве своем рассматриваются в 8 классе, это должно быть под контролем.
Одним из методов контроля является тестовый. Использование тестов позволяет быстро, верно проверить уровень полученных знаний учащимися, оценить их уровень обученности. Так как в настоящее время тестирование массово вошло в учебный процесс разработка и дальнейшее использование данной методики актуально и необходимо, и по причине недостаточности тестов по валеологии для преподавания в школе. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Процесс контроля - это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.
В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащайся, следовательно, все происходящее на урокам включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся - чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной.
С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.
Согласно замечаниям, приведенным выше, предлагаются следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;
-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).
При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.
Функции контроля знаний и умений учащихся.
Контроль выполняет определенные функции. По мнению В.А.Сластёнина, контроль в процессе обучения - наиболее отработанная процедура, как в теории, так и в методическом отношении. Автор выделяет следующие функции:
-образовательную
-развивающую
-воспитательную
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Контролирующая: функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.
Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют биологические, физиологические, экологические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.
Функции контрольного этапа должны отвечать стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), полагается, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.
Что касается обучающей функции контроля, то здесь мы приведем те же замечания, что и при рассмотрении корректирования званий как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Не отрицается важность этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.
Подводя итог всему сказанному, предлагается выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.
Формы контроля знаний и умений учащихся.
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии.
Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся :
- биологический диктант
-тестовое задание
-краткая самостоятельная работа
-письменная проверочная работа
-лабораторная работа
-устный зачет по изученной теме.
Проверка знаний и умений - важное звено в обучении. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся. Она направлена на достижение целей обучения: формирование овладение системой анатомических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы. На проверку знаний и умений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая), практическая.
Основанием для выделения видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Тестирование во входном контроле.
Началу обучения соответствует входное тестирование, позволяющее выявить степень владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его обучения в классе.
Тесты для входного контроля, обычно называемые претестами делятся на 2 типа. Претесты первого типа позволяют выявитьготовность к усвоению новых знаний в классе. Они разрабатываются в рамках критериально-ориентированного подхода и содержат задания для проверки базовых знаний, умений и навыков. В основном эти претесты предназначены для наиболее слабых учеников, находящихся на границе между явно подготовленными и явно не подготовленными к началу усвоения нового материала. По результатам выполнения претеста проводится деление тестируемых на две группы, в одну из них попадают те, кто может двигаться дальше, а в другую-те, кто нуждается в дополнительной работе и консультациях педагога.
Претесты второго типа разрабатываются в рамках нормативно-ориентированного подхода. Они охватывают планируемые результаты предстоящего обучения и построены полностью на новом материале. По результатам выполнения претеста преподаватель принимает решение, позволяющее внести элементы индивидуализации в массовый учебный процесс. Если учение показал некоторые предварительные знания по новому материалу, то план его обучения необходимо перестроить, начать с боле высокого уровня, чтобы учебный материал имел для него эффект новизны. Иногда роль входного претеста выполняет итоговый тест, который предназначен для будущей оценки результатов усвоения нового материала после завершения его изучения.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Тестирование в текущем контроле.
Для текущего контроля разрабатывают корректирующие и дигностические тесты. Корректирующие тесты, как правило, являются критериально- ориентированными: если процент ошибок учащегося превышает критериальный балл, то его знания нуждаются в коррекции. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые места в подготовке учащихся и выявить направления индивидуальной помощи в освоении нового материала.
Если затруднения ученика при выполнении заданий носят систематический характер, то педагог может прибегнуть к помощи диагностических тестов. Основная цель диагностики- установление причин пробелов в знаниях учеников- достигается специальным подбором содержания заданий в тестах. Как правило, в них бывают представлены слабо варьирующие по содержанию задания, рассчитанные по форме представления на отслеживание отдельных этапов выполнения каждого задания корректирующего теста.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Итоговое тестирование.
Основная цель итогового тестирования- обеспечение объективной оценки результатов обучения, которая ориентирована на характеристику освоения содержания курса. Итоговые тесты обычно подвергаются стандартизации, поскольку чаще всего они применяютя для принятия административных управленческих решений в образовании.
В обучении до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке учащихся.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников группы в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы, выявить возможности дальнейшего продвижения в учении. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Например, систематический тестовый контроль формирует у учащихся мотивацию постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинирует их.
В процессе тематической и итоговой проверки тесты дают возможность за сравнительно небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся группы, получить объективные данные для сравнения результатов учебной подготовки учащихся одной или нескольких групп.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них - высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умения учащихся логично излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки.
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство учащихся с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа.
Например, при выполнении заданий, ориентированных на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа.
Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные.
Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.
Но, несмотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в курсе изучения биологии.
К достоинствам следует отнести:
-большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
-исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и другие характеристики конкретного преподавателя;
-универсальность, охват всех стадий процесса обучения.
-предоставляет педагогу возможность проверять знания, умения , навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение;
-активизирует мышление учащихся
Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним.
В становлении тестирования выделяют следующие этапы:
1. Поисковый период (1900-1915) Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается после 1905 года в связи с изданием комплекса тестов для отбора детей в специальные школы, которые составили А.Бине и Д. Симон. На этом этапе происходило осознание и первоначальное внедрение тестов памяти, внимания, восприятия и других. Разрабатываются и проверяются тесты интеллекта, позволяющие определять коэффициент умственного развития.
2. Годы «шума» (1916-1930) в развитии школьного тестирования, приведшие к окончательному осмыслению его роли и места, возможности и ограничений. Американского психолога Э. Торндайка принято считать родоначальником тестов школьной успеваемости. Эти тесты нередко называются тестами достижений. Они оказались более валидными, чем традиционные методы определения школьных достижений. Тесты достижений нашли наиболее широкое применение в США. Т. Келли разработал способ измерения интересов и наклонностей обучаемых.
3. Современный этап (1931). В школах зарубежных стран внедрение и совершенствование тестов шло быстрыми темпами.
Поиски специалистов направляются на:
-повышение объективности тестов,
-создание непрерывной (сквозной) системы школьной тестовой диагностики,
-подчиненной единой идее и общим принципам,
-созданию новых, более совершенных средств предъявления и обработки тестов,
Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование.
Развитие тестирования в России.
1. С первых лет своего массового применения тесты стали подвергаться критике. Основное достижение этапа - признание идеи стандартизированного измерения психических явлений.
2. Этап возрождения. В связи с остановкой исследований в области тестирования наша наука и практика значительно отстали от зарубежной. В 1960-х годах происходит восстановление идей тестирования. Большую роль в развитии тестирования сыграли работы Б.Г. Ананьева, психодиагностическая деятельность К.М. Гуревича, В.М. Блейхера, Л.Ф. Бурлачука. Но широкого внедрения тестов школьной успеваемости в практику обучения не произошло. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. Признаки возрождения: перевод и адаптация зарубежных тестов.
3. Этап интенсивного развития. С 1980-х годов начинается преодоление отставания российского тестирования.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями результативность познавательной деятельности учащихся т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала. Тест, лишенный эталона, превращается в обычное контрольное задание.
Классификация тестов по уровням усвоения.
1.Тесты первого уровня усвоения:
- Тесты на опознания
- Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
- Тесты с частицей «НЕ»
- Тестовые задания на задания биологических терминов
- Тестовые задания с использованием рисунков.
2. Тесты второго уровня усвоения:
- Тесты с выбором нескольких правильных ответов
- Тест «на подстановку»
- Тестовые задания на классификацию объектов и процессов
- Тестовые задания на определение последовательности событий
3. Тесты третьего уровня:
Тесты третьего уровня - это творческое использование приобретенных знаний, которые позволяют выявить умения применять знания в нестандартных ситуациях. Условно этот уровень можно назвать «нетиповая задача». Проверка качества регулировки и усвоения и применение знаний на практике.
Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.
В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания этой теме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту.
После проведения статистических исследований по изучению тестирования как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 10-15 заданий. Они помогают определить, владеет ли ученик основными понятиями, закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания помогают ему при решении практических задач.
Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе – 1 или 0, ели задание имеет несколько правильных ответов, возможны три оценки – 0; 0,5; 1. Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает у учащихся потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения в школе – умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.
Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а следовательно есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.
Сопоставительный анализ характеристик тестовых заданий Таблица 1
Характеристики | Задания закрытой формы | Задания на дополнение | Задания на установление соответствия | Задания на установление последовательности | |
Проверка знания фактов | Годны | Годны | Годны | Годны | |
Применение знаний по образцу | Годны | Годны | Годны | Годны | |
Применение знаний в нестандартных ситуациях | Негодны | Годны | Негодны | Годны | |
Простота конструирования | Есть | Есть | Нет | Нет | |
Исключение угадывания | Не исключено | Исключено | Не исключено | Не исключено | |
Объективность оценки | Да | Нет | Да | Да | |
Исключение описок | Нет | Да | Нет | Нет | |
Возможность оригинального ответа | Нет | Да | Да/Нет | Нет |
С самого момента появления на Земле человек проявляет особое внимание к познанию самого себя. Однако, несмотря на многие тысячелетия упорных усилий, он до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны своей сущности и бытия. В первую очередь это относится к одной основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности. Как ни парадоксально, но до относительно недавнего времени вообще не существовало науки о здоровье.
Лишь в конце 20 века российский ученый И.И.Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология».
Валеология (лат. valeo - "здоровье", "быть здоровым", "здравствовать") - это наука о механизмах, методах и способах сохранения индивидуального здоровья человека. Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.
Как отмечает В.П. Петленко, валеология должна взять основные посылки Сократа («человек-познай себя») и Конфуция («человек-сотвори себя») и определить своей основной стратегией «Человек, познай и сотвори себя!»
Становится всё более очевидным, что без целенаправленного воспитания у каждого человека осознанного отношения к своему здоровью устранить ставшее уже закономерностью падение уровня здоровья российского народа невозможно. В связи с этим особенно остро стоит проблема валеологического воспитания.
Только через воспитание культуры здоровья молодого поколения можно добиться впечатляющих результатов в разрешении проблемы.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается нами как многомерное динамическое состояние, отражающее целостный организм как самоуправляемую систему, основанную на принципах самоорганизации, самоадаптации и саморегуляции.
Именно такой подход к определению индивидуального здоровья позволяет человеку определить для себя ценностные приоритеты по сохранению здоровья с учетом генетической предрасположенности (адаптационно-гомеостатические показатели) и социальной программы развития на разных этапах онтогенеза. Валеология не просто опирается на другие науки, она имеет свои предмет, цели, задачи, средства, методы, способы, количественные критерии определения индивидуального здоровья и здоровьесберегающие технологии, создавая тем самым принципиально новое знание и своеобразный полигон для научных исследований.
Валеология как научная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.
Валеология изучает не болезни, которых неисчислимое множество, а здоровье, путь к которому един: образование, творящее здоровье, где здоровый образ жизни выступает основным содержанием и главным результатом.
Валеология переносит акцент в решении основополагающих проблем здоровья с чисто медицинских, определяемых воздействием на человека соответствующих подходов, на самого человека, на его ответственность за своё здоровье! Однако следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопронизываются с интересами, например, гигиены.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек. Подобная характеристика валеологии ставит её в особое положение, потому что именно такой контингент людей не является объектом изучения ни одной другой науки.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Количественная оценка индивидуального здоровья является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет лежащий в основе медецины качественный анализ. Характеристика здоровья на количественной основе дает возможность динамической оценки уровня индивидуального здоровья и соответствующих корректив являющегося его базисом образа жизни.
Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии заключается в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Задачами валеологии являются:
1.Изучение закономерностей формирования здоровья человека
2.Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека
3.Формирование установки на здоровый образ жизни.
4.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Более подробно остановимся на педагогической валеологии.
Она изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего или желающего иметь прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах возрастного развития. Эта отрасль валеологии развивается более динамично, что обусловлено, по крайней мере, следующими обстоятельствами:
- Потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека через воспитание у него культуры здоровья.
- Проблемой негативного влияния образовательной сферы на здоровье детей.
- Относительной дешевизной введения и реализация валеологических программ для оздоровления населения.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание и валеологическая культура.
Валеологическое образование есть непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующего его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандисткой работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание представляет собой процесс формирования ценностно - ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемленная часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предпологающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологияеских знаний на окружающих.
Задачи педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:
- Воспитание у человека стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
- Обучение человека средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья
- Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья людей и организация работы по их оздоровлению.
Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательного процесса в образовательном учреждений и его соответствующая коррекция.
Средства обучения валеологической составляющей на уроках:
1.Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
2. Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
3. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные)
4.Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
5.Учебные приборы (секундомер, сантиметровая лента, колбы, и т.д.)
Примеры тестов:
Приложение 2
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
1. Укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности способствует:
А. сгонка веса
Б. закаливание организма
В. применение анаболических стероидов и стимуляторов
Г. музыка и цветомузыка
2. Главным условием для сохранения и укрепления здоровья является:
А. оптимальная двигательная деятельность
Б. рациональное питание
В. соблюдение правил личной гигиены
Г. закаливание
3. недостаток йода является причиной
А. снижение иммунитета
Б. ухудшения умственных способностей
В. дисбактериоза
Г. авитаминоза
4. Ежедневное, систематическое потребление свежих овощей и фруктов – это принципы
А. умеренное питания
Б. сбалансирование питания
В. биологической полноценности
Г. смешанного питания
Приложение 3
Тестовые задания на знания биологических терминов.
1. Закрепленные в человеке способы поведения, агрессивные по отношению к самой личности или к обществу – это
а) болезни;
б) неврозы;
в) вредные привычки;
г) умения и навыки.
2. Наука, изучающая численность и структуру населения, процессы его воспроизводства и движения, с помощью которой оценивается состояние здоровья населения – это
а) география;
б) демография;
в) эпидемиология;
г) экология.
3. Процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды называется
а) аллергией;
б) адаптацией;
в) акселерацией;
г) ретардацией.
4. Двигательная активность, правильное питание, рациональный режим труда и отдыха, постоянное закаливание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек являются составляющими:
а) оздоровительной гимнастики;
б) здорового образа жизни;
в) тренировки;
г) культуры.
Приложение 4
Тестовые задания с частицей «НЕ».
1. Какой пункт не относится к требованиям организации здорового образа жизни:
а) здоровый образ жизни должен обеспечиваться ритмичностью в труде и отдыхе, ритмичностью (режимом) в жизни;
б) в здоровом образе жизни должны быть оптимальная двигательная активность и закаленность организма;
в) здоровый образ жизни требует индивидуализации системы поведения человека в зависимости от состояния здоровья и факторов риска;
г) употребление виноградных вин.
2. От каких факторов не зависит здоровье человека:
а) от социальных условий и образа жизни;
б) от уровня загрязнения среды обитания;
в) от количества друзей;
г) от генетических факторов.
3. Что не является фактором укрепления здоровья:
а) рациональное питание
б) закаливание
в) применение анаболических стероидов и стимуляторов;
Приложение 5
Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
1. Факторы, негативно воздействующие на дыхательную систему.
1. Экологическое загрязнение атмосферы.
2. Возбудители инфекционных заболеваний.
3. Недостаток витаминов
4. Неправильное дыхание.
5. Недоброкачественная еда
6. Курение.
7. Малоподвижный образ жизни.
2. Основные принципы закаливания.
1. Постепенность.
2. Уменьшение температуры воды
3. Хождение босиком
4. Регулярность.
5. Постоянный контроль за состоянием своего здоровья.
6. Уменьшение интенсивности закаливающих процедур при резком ухудшении состояния здоровья.
Приложение 6
Тестовые задания с использованием рисунков.
1. Влияние алкоголя на печень
Определите печень здорового человека и человека, злоупотребляющего алкоголем.
А) вверху-здорового человека, внизу-алкоголика
Б) внизу-алкоголика, вверху-здорового человека
Приложение 7
Тестовые задания на определение последовательности событий.
1. Механизм действия вкусового анализатора можно представить в виде краткой схемы:
1. Височная доля коры головного мозга (полное осознание полученной информации, формирование вкусовых ощущений при участии обонятельного анализатора).
2. Ротовая полость (химические вещества пищи смачиваются слюной и растворяются в ней).
3. Лицевой, блуждающий и языкоглоточный нервы (проведение нервных импульсов).
4. Вкусовые почки (содержат рецепторы, воспринимающие химические раздражители и генерирующие нервные импульсы).
5. Продолговатый мозг (предварительная обработка информации).
А) 1,3,2,4,5 Б) 5,1,3,2,4 В) 4,2,3,4,5
Приложение 8
Тестовые задания открытого типа
- Объясните, почему у некоторых людей возникает морская болезнь?
- Почему разгоряченному на воздухе человеку в жару нельзя резко прыгать в холодную воду?
- Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?
- От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?
- Что такое активный отдых?
- Состояние повышенного кровяного давления. В основе болезни лежит повышенный тонус стенок мелких артерий, что ведет к их сужению, уменьшению просвета и затрудняет продвижение крови, при этом давление крови на стенки артерий повышается. Болезнь сопровождается головными болями, нарушением сердцебиения, ощущением тяжести в затылке, головокружением, нарушением сна, быстрым переутомлением. Причинами служат стрессы, избыточное питание, малоподвижный образ жизни. Это… (болезнь)
- Заболевание легких, проявляющееся в периодических приступах удушья, в результате спазма бронхов, отека слизистой оболочки бронхов. Основной причиной являются аллергены инфекционной и неинфекционной природы. Это…
Тесты на соответствие
1. Найдите соответствие
Цинга | Витамин Д |
Бери-бери | Витамин С |
«Куриная слепота» | Витамин А |
Рахит | Витамин В |
2. Найдите соответствие
Валеология | Наука о живой природе |
Гигиена | Наука о здоровом образе жизни, формирование, укрепление и сохранение здоровья человека |
Медицина | Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение |
Биология | Поддержание здоровых условий физнедеятельности человека и среды его обитания |
Итоговый контроль по теме «Дыхательная система»
1.Выберите один правильный ответ
Какое для здорового человека оптимальное дыхание?
а. брюшное
б. смешанное
в. грудное
г. носовое
2.Определите последовательность привыкания к курению
а. привыкание-пристрастие-физическая зависимость-психологическая зависимость
б. пристрастие-привыкание-физическая зависимость-психологическая зависимость
в. физическая зависимость-привыкание-пристрастие-психологическая зависимость
3.Выберите несколько правильных вариантов ответа
Факторы, негативно воздействующие на дыхательную систему.
1. Экологическое загрязнение атмосферы.
2. Возбудители инфекционных заболеваний.
3. Недостаток витаминов
4. Неправильное дыхание.
5. Недоброкачественная еда
6. Курение.
7. Малоподвижный образ жизни.
Текущий контроль по теме: «Питание»
1. Значение питания в жизни человека:
а) является основой для полноценного развития и функционирования всех органов и систем;
б) важнейший компонент здорового образа жизни;
в) обеспечивает организм энергией, необходимой для жизнедеятельности;
г) все ответы верны.
2. Неполноценное питание в первую очередь приводит к:
а) прогрессирующему ожирению;
б) недостаточному поступлению калорий из своих энергетических резервов;
в) вялости мышц;
г) сахарному диабету.
3. Показателем правильного питания является:
а) масса тела;
б) структура волос;
в) состояние кожи;
г) аппетит.
Входной контроль по теме «Опорно-двигательная система»
1. Правильной считается осанка, если стоя у стены испытуемый касается ее
а) затылком, ягодицами, пятками;
б) лопатками, ягодицами, пятками;
в) затылком, спиной, пятками;
г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.
2. Что такое плоскостопие?
а. искривление ноги
б. неправильный свод стопы
в. стопа без изгибов
3. Правильно сидеть за партой надо…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики
Для проверки знаний , умений и навыков учащихся по предмету....
Использование тестовых заданий при проверке знаний
Выступление на методическом семинаре...
Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология"
В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тес...
Использование тестовых заданий на уроках информатики.
Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную роль в процессе ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
Методическая разработка на тему: «Использование тестовых заданий на уроках информатики».
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс....