Программа "Спортивные игры" (баскетбол)
рабочая программа по физкультуре на тему

Попова Наталия Викторовна

Эта программа разработана для учащихся средней школы, занимающихся в секции ОДОД "Баскетбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sportivnye_igry.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая  программа

дополнительного образования детей

                                 «Спортивные игры»

Автор-составитель:  Попова Н.В.

   Пояснительная записка

Общеразвивающая программа по баскетболу по своему содержанию относится к физкультурно-спортивной   направленности. Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом,

умственная нагрузка дополняется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
   
Цель: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими  основ  игры в баскетбол.

     Задачи:

Обучающие:

   -  обучить техническим приёмам и правилам игры;

   - обучить тактическим действиям;

   - обучить приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

   - обучить овладение навыками регулирования психического состояния.  

    развивающие

   - развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

   - развивать совершенствование навыков и умений игры;

   - развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма

 

   воспитательные

   - воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

   - воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

   - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

   -воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.

Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки..

Условия реализации образовательной программы. Программа рассчитана на возраст 10 - 17 лет. В кружок принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы учащихся формируются 15 человек.  Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Общее количество часов за год – 144 часа.

Режим занятий. 1 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.

                              2 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.

                              3 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа

Форма организации занятий. Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, бесед, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Занятия проводятся в спортивном зале, в теплую и сухую погоду на школьной спортивной площадке.  

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

   - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности.

   - победы на соревнованиях районного и городского  уровня;

   - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;

   - устойчивое овладение умениями и навыками игры;

   - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции.

   - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

   - умение контролировать психическое состояние.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

   1 год обучения

    - мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;

    - тестирование на знание теоретического материала;

    - тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

    - сдача контрольных нормативов по ОФП.

   2 год обучения

   - мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;

   - тестирование на знание правил соревнований и терминологии;

   - тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;

   - сдача контрольных нормативов по ОФП.

   - результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.

Учебн -тематический план

Первый год обучения

Тема

всего

теория

практика

Тема 1. Вводное занятие

2

2

Тема 2.  Общая физическая подготовка

20

2

18

Тема 3.  Специальная физическая  подготовка

20

2

18

Тема 4.  Техническая подготовка

64

4

60

Тема 5.  Тактическая подготовка

22

2

20

Тема 6  Соревнования.

12

2

10

Тема 7  Итоговое занятие

4

2

2

ИТОГО

144

16

128

Тема 1. Вводное занятие

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол.                                                                                                                                  Практика:

Тема 2. Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки                                                                                                                                  Практика: Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.  Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением.  Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.

Тема 3. Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.  

Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и  движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).

Тема 4: Техническая подготовка

Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения.                                                  Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

Тема 5  Тактическая подготовка

Теория:  Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные.  Практика: Применение  приёмов и их сочетаний в индивидуальных действиях. Выбор момента и способа взаимодействия с партнёрами в зависимости от выполняемых функций, применяющихся систем игры и конкретных тактических задач, групповые взаимодействия в соответствии с планом игры.

Тема 6 Соревнования

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.                                                                                                                        

Практика:  Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях.

Тема 7  Итоговое занятие

Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.

Практика: . Сдача контрольных нормативов по ОФП

Ожидаемые результаты учащихся первого года обучения:

- значение утренней гимнастики и правило ее проведения;

- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;

- правила соревнований по баскетболу;

- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

- выполнять ведение мяча в низкой и высокой стойке

- выполнять броски в кольцо двумя руками от груди

- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи

- играть по упрощенным правилам в баскетбол;

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока (см), (по Абалакову)

Бег 20 м (с)

Бег 40 с (м)

Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ)

Мальч.

Дев.  

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

160

155

30

28

4,2

4,5

4 п 15

4 п

1,16

1,20

Сдача контрольных нормативов по ОТП

    Скоростное ведение

Передача мяча в стену на скорость

Дистанционные броски

Штрафные броски

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч.

Дев.

20

23

16

18

9

7

10

8

1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.

                                                                                                                                                     

2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.

3. Броски с дистанции  игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.

4.  Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.

Учебн -тематический план

Второй год обучения

Тема

всего

теория

практика

Тема 1. Вводное занятие

2

2

Тема 2.  Общая физическая подготовка

16

2

14

Тема 3.  Специальная физическая  подготовка

16

2

14

Тема 4.  Техническая подготовка

58

4

54

Тема 5.  Тактическая подготовка

28

2

26

Тема 6  Соревнования.

4

2

2

Тема 7  Итоговое занятие

20

2

18

ИТОГО

144

16

128

Тема 1. Вводное занятие

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол.                                                                                                                                  Практика:

Тема 2. Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки. Координация движений,  ее развитие и значение для игры в баскетбол                                                                                                                                  Практика:  Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.  Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением.  Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.

Тема 3. Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.  

Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и  движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).

Тема 4: Техническая подготовка

Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения.                                                  Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

Тема 5  Тактическая подготовка

Теория:  Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные.  Практика: Позиционное нападение (5:1) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях.2:2,3:3, 4:4, 5:5. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападении через заслон. Личная защита.

Тема 7 Соревнования

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.                                                                                                                        

Практика:  Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях.

Тема 7 Итоговое занятие

Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.

Практика:  Сдача контрольных нормативов по ОФП

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока (см), (по Абалакову)

Бег 20 м (с)

Бег 40 с (м)

Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ)

Мальч.

Дев.  

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

174

160

32

32

4,0

4,3

5 п

4 п 20

1,07

1,15

Сдача контрольных нормативов по ОТП

    Скоростное ведение

Передача мяча в стену на скорость

Дистанционные броски

Штрафные броски

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч.

Дев.

17

19

24

22

11

10

12

10

1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.

                                                                                                                                                     

2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.

3. Броски с дистанции  игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.

4.  Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.

Ожидаемые результаты учащихся первого года обучения:

- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;

- значение разминочной части тренировки

- правила соревнований по баскетболу, стритболу

- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

- уверенно владеть мячом

- выполнять броски в кольцо с разных точек

- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи

- играть в баскетбол;

Учебн -тематический план

третий год обучения

Тема

всего

теория

практика

Тема 1. Вводное занятие

2

2

Тема 2.  Общая физическая подготовка

20

2

18

Тема 3.  Специальная физическая  подготовка

20

2

18

Тема 4.  Техническая подготовка

64

4

60

Тема 5.  Тактическая подготовка

22

2

20

Тема 6  Соревнования.

4

2

2

Тема 7  Итоговое занятие

12

2

10

ИТОГО

144

16

128

Тема 1. Вводное занятие

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол.                                                                                                                                  Практика:

Тема 2. Общая физическая подготовка

Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки. Координация движений,  ее развитие и значение для игры в баскетбол                                                                                                                                  Практика:  Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.  Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением.  Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.

Тема 3. Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.  

Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и  движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).

Тема 4: Техническая подготовка

Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения.                                                  Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

Тема 5  Тактическая подготовка

Теория:  Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные.  Практика: Позиционное нападение (5:1) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях.2:2,3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападении через заслон. Личная защита.  Освоение индивидуальных и командных защитных действий.

Тема 6 Соревнования

Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.                                                                                                                        

Практика:  Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях. Участие в судействе соревнований.

Тема 7  Итоговое занятие

Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.

Практика: . Сдача контрольных нормативов по ОФП

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока (см), (по Абалакову)

Бег 20 м (с)

Бег 40 с (м)

Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ)

Мальч.

Дев.  

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

Мальч.

Дев.

174

160

32

32

4,0

4,3

5 п

4 п 20

1,07

1,15

Сдача контрольных нормативов по ОТП

    Скоростное ведение

Передача мяча в стену на скорость

Дистанционные броски

Штрафные броски

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч

Дев.

Мальч.

Дев.

17 сек.

15 сек.

26

22

13

13

13

11

1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.

2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.

3. Броски с дистанции  игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.

4.  Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.

Ожидаемые результаты учащихся третьего года обучения:

- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;

- значение разминочной части тренировки

- правила соревнований по баскетболу, стритболу

- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

- уверенно владеть мячом

- выполнять броски в кольцо с разных точек

- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи

- играть в баскетбол;

Методическое обеспечение   программы

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более

успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

С ло в е сн ы е  м е то ды: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

На г ля д ны е м е то ды: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Пр а к т ич е ск и е ме т од ы:

– метод упражнений;

– игровой;

– соревновательный,

– круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

– в целом;

– по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Фо р мы об уч е н ия : индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Список литературы

1. Башкирова В.Г., Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б., Чернов С.В., Саблин А.Б. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2007. – 100 с.

2. Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. Баскетбол: Концепции и анализ // Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. - М.: АСТ, - 1998.

3. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 1997.

4.Железняк Ю.Д., Водянникова В.П. и др., Баскетбол. М., 1984.
5. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. –Минск.:Беларусь,1967.
6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.,ООО «Издательство АСТ», 2003.

7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М. АСТ  АСТРЕЛЬ, 2004  

8. Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» Официальные правила баскетбола ФИБА 2010 // Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» -Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: - познакомить учащихся со спортивной игрой - баскетбол

Цель:1.Познакомить учащихся со спортивной игрой - баскетбол;2.Познакомить учащихся с основными  правилами игры в баскетбол;3.Обучить навыкам владения элементами техники баскетбола....

Урок – игра «Баскетбол. Совершенствование техники ведения и броска мяча». Разработка традиционного урока по баскетболу с вводом игровых технологий

Ход урока     Содержание Дозировка Организационно-методические указания I. Подготовительная часть(14-15 мин) 1. Организационный момент: Построение в одну шеренг...

Открытый урок для 6 класса тема занятия: «Спортивная игра - баскетбол» «Техника основных передвижений в баскетболе».

План – конспект открытого урока  по баскетболу для учащихся 6-го класса.Тема: «Спортивные игры - баскетбол». «Техника основных передвижений в баскетболе».Цель: «Усвоение учащимися основных защитн...

урок в 6 классе Баскетбол. (Технические элементы игры баскетбол)

Тема: Баскетбол. (Технические элементы игры баскетбол)Цель: Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола....