План МО ОТД по работе с одаренными детьми
методическая разработка по физкультуре на тему
Работа с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odarennymi_detmi_14-15.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы МО общетехнических дисциплин с одаренными детьми
2014-2015 учебный год
Цель: реализация индивидуальности личности обучающихся, становление культуры личности;
Задачи:
- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей на основе осуществления здоровьесберегающих подходов;
- совершенствование методического и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- осуществление принципа компетентностного и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышение качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.
Обоснование проблемы
Анализ ее исходного состояния
Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления
постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление методического фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. | 1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми.
2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне.
3.Сопровождение одарённых детей ( в отдельных случаях и после окончания школы). |
Формы работы с одаренными учащимися:
- индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;
- спортивные секции и клубы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- спортивные соревнования .
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей . Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки. Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками .Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
-спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ и сотрудничество с другими школами.
- Организационная деятельность
№ п/п | Наименование мероприятия | Даты | Исполнители |
1 | Выявление одаренных детей. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности | Май-сентябрь | Учителя – предметники Психолог |
2 | Составление программы по работе с одаренными детьми во внеурочной деятельности | Август | Учителя - предметники |
- Учебная деятельность
3 | Использование вариативных домашних заданий повышенного уровня трудности, творческих заданий | Учителя - предметники | |
4 | Организация предметной декады по физической культуре, ОБЖ и технологии | По плану МО | Руководитель МО |
5 | Подготовка к школьной олимпиаде по физической культуре, ОБЖ и технологии | По плану МО | Руководитель МО |
- Проведение мероприятий для развития одаренных детей
6 | Занятия в кружках и секциях | В течение года | Учителя - предметники |
7 | Участие в предметных олимпиадах | 1 полугодие | Учителя - предметники |
8 | Участие в соревнованиях школьного и муниципального уровней | В течение года | Учителя - предметники |
9 | Участие в во внеклассных мероприятиях по предмету в рамках предметных недель | По плану МО | МО ОТД |
10 | Вовлечение одаренных детей в развивающие кружки и секции | В течение года | Учителя - предметники |
- Контроль за работой учителя
11 | Отчеты на МО по работе с одаренными учащимися | Октябрь, январь, март | Учителя - предметники |
12 | Анализ итогов школьных олимпиад | 1 полугодие | Учителя - предметники |
13 | Изучение сохранности контингента учащихся в кружках | В течение года | Руководитель МО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....
План работы кабинета физики. Направление работы с одаренными детьми «Путь к успеху».
В стратегии развития российского образования до 2020 года одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...
План-конспект открытого занятия "Работа с одаренными детьми"
Выявление творческого потенциала обучающихся...