Исследовательская статья "Использование современных технологий на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему
В данной статье рассматривается влияние современных технологий на развитие личности школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий на уроках физической культуры
Попов Алексей Викторович,
учитель физической культуры
МАОУ «Лицей гуманитарных наук», г. Саратов
Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика для его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.
П. Д. ЛЕСГАФТ
Стремительный XXI век принес с собой не только новые открытия, но и проблемы связанные со здоровьем населения. Особенно пагубно это отражается на детях. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Особое внимание в новых стандартах отведено формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся.
Эти изменения дают возможность педагогу находить свой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимости от конкретных условий. (Ю.Н., Вавилов 1990 г.).
На современном этапе развития общества прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, учет особенностей социального и культурного контекста развития ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира, органическое соединение группового и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым. (Э.Д. Днепров, 1994 год).
В связи с этим возникла необходимость применения современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использования современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества.
Что понимают под современной образовательной технологией?
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)
Таким образом, педагогическая технология – последовательная педагогическая деятельность, направленная на достижение целей образования, развитие личности и формирование образовательных компетенций учащихся.
Современный урок физической культуры нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре.
В своей практике я использую следующие технологии:
-технология личностно-ориентированного обучения
Используя данную технологию, я стараюсь создать благополучные условия для развития и физического самосовершенствования каждого учащегося. Для этого в начале учебного года провожу тестирование для выявления уровня физической подготовленности учащегося. Учитывая результаты тестирования, состояние здоровья учащихся формирую группы для индивидуального подхода.
-технология проблемного обучения
Проблемное обучение формирует потребности в создании условий для самостоятельных приобретений физкультурно-спортивных знаний и умений.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
На своих уроках я предлагаю учащимся ответить на проблемные вопросы, например: «Зависит ли от уровня развития скоростно-силовых качеств результат в прыжке в длину?», «Влияет ли уровень развития скоростно-силовых качеств на успешное усвоение технических действий волейболиста?» Технология проблемного обучения формируют у учащихся учебно-познавательную компетентность (умение видеть и формулировать проблемы, умение оперировать гипотезами, умение находить пути (способы) решения проблемы, умение выбирать наиболее оптимальный способ решения проблемы)
-проектная технология
Применение технологии проектного обучения делает урок физической культуры более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Результатом выполнения проекта является развитие информационной, коммуникативной, личностной компетенций учащихся.
-технология коллективного обучения
Эта технология реализуется в парах, группах на всех уроках физической культуры. Обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом, лучше включаются в работу. Тем самым происходит преобразование позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, удовлетворяются потребности в самореализации и самовыражении (Я знаю, Я умею), а также взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.
-игровые технологии
С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой необходимо использовать игровые технологии. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.
- технология активного обучения.
Среди активных форм выделяются:
*Проблемные диспуты и беседы. На все возникающие вопросы у детей сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение.
*Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.
*Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.
*Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.
Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий. Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших показов схем и таблиц. Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.
Использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – М.,2006
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.-М.,2005.
3. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина. М.:ИКЦ «МарТ»: Ростов -н/Д, 2006.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2005.
5.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
6. Спорт в школе: методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (электронная версия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spo.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование современных технологий на уроках физической культуры в школе"
Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных об...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...
Применение современных технологий на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важней...
Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"
В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...