Исследовательская статья "Использование современных технологий на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему

Попов Алексей Викторович

В данной статье рассматривается влияние современных технологий на развитие личности школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попов А.В.

Использование современных технологий на уроках физической культуры

Попов Алексей Викторович,

 учитель физической культуры

МАОУ «Лицей гуманитарных наук», г. Саратов

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика для его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ

                                                                         ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.

П. Д. ЛЕСГАФТ

Стремительный XXI век принес с  собой не только  новые открытия, но и проблемы связанные со здоровьем населения. Особенно пагубно это отражается на детях. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Особое внимание в новых стандартах  отведено формированию культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся.

Эти изменения дают возможность педагогу находить свой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимости от конкретных условий. (Ю.Н., Вавилов 1990 г.).

На современном этапе развития общества прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, учет особенностей социального и культурного контекста развития ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира, органическое соединение группового и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым. (Э.Д. Днепров, 1994 год).

В связи с этим возникла необходимость применения современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса.  Актуальность использования современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества.

Что понимают под современной образовательной технологией?

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И. Пидкасистый).

  Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)

Таким образом, педагогическая технология – последовательная педагогическая деятельность, направленная на достижение целей образования, развитие личности и формирование образовательных компетенций учащихся.

Современный урок физической культуры  нуждается не в одной педагогической технологии, а в целой палитре.

В своей практике я использую следующие технологии:

-технология личностно-ориентированного обучения 

Используя данную технологию, я стараюсь создать благополучные условия для развития и физического самосовершенствования каждого учащегося.  Для этого в начале учебного года провожу тестирование для выявления уровня физической подготовленности учащегося. Учитывая результаты тестирования, состояние здоровья учащихся формирую группы для индивидуального подхода.

-технология проблемного  обучения 

Проблемное обучение  формирует потребности  в создании условий для самостоятельных приобретений  физкультурно-спортивных знаний и умений.

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

На своих уроках я предлагаю учащимся  ответить на  проблемные вопросы, например: «Зависит ли от уровня развития скоростно-силовых качеств результат в прыжке в длину?», «Влияет ли уровень развития скоростно-силовых качеств на успешное усвоение технических действий волейболиста?»  Технология проблемного обучения формируют у учащихся учебно-познавательную компетентность (умение видеть и формулировать проблемы, умение оперировать гипотезами, умение находить пути (способы) решения проблемы,  умение выбирать наиболее оптимальный способ решения проблемы)

-проектная технология

Применение технологии проектного обучения делает урок физической культуры  более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Результатом выполнения проекта является развитие информационной, коммуникативной, личностной компетенций учащихся.

-технология коллективного обучения

Эта технология реализуется в парах, группах на всех уроках физической культуры. Обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом, лучше включаются в работу. Тем самым происходит преобразование позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, удовлетворяются потребности в самореализации и самовыражении (Я знаю, Я умею), а также взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.

-игровые технологии 

С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой необходимо использовать игровые технологии. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. 

- технология активного обучения.

Среди активных форм выделяются:

*Проблемные диспуты и беседы. На все возникающие вопросы у детей сразу не ответишь, поэтому я предлагаю всем обдумать этот вопрос, а на следующем уроке мы его обязательно обсуждаем, каждый из детей может высказать свое мнение.

*Урок-соревнование. Соревнования необходимо включать на всех этапах урока и на разных стадиях обучения. Соревновательные моменты на уроке способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на уроке.

*Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.

*Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке, по выполнению каких-либо упражнений или комплексов вместе с учеником подбираются подводящие упражнения и упражнения общей и специальной физической направленности.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий. Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших показов схем и таблиц. Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

Использование новых технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. – М.,2006

2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.-М.,2005.

3. Педагогические технологии./ Под ред. В.С. Кукушина. М.:ИКЦ «МарТ»: Ростов -н/Д, 2006.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2005.

5.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов       образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.

6. Спорт в школе: методический журнал для учителей физкультуры и тренеров (электронная версия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spo.1september.ru.  

       

6. http://fralla.nethouse.ru/articles/20150

7. http://sar-ped-ob.3dn.ru

8. http://минобрнауки.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование современных технологий на уроках физической культуры в школе"

Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных об...

доклад на педсовете на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Здоровьесберегающие технологии  на уроках физической культуры.  Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр...

Применение современных технологий на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования – всё это важней...

Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"

В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...