Ухудшение здоровья школьников
презентация к уроку по физкультуре (11 класс) на тему
Стерлитамак, Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Одной из актуальных проблем современной системы школьного образования по праву является здоровьесберегающее обучение и воспитание учащихся.
Статистические данные подтверждают отдельные медицинские заключения об ухудшении состоянии здоровья детского населения в стране. Результаты всероссийской диспансеризации последних 2-х лет свидетельствуют о резком ухудшении здоровья детей за период обучения в школе. Цифра 32% здоровых детей в Российской Федерации, прозвучавшая в докладе « О состоянии здоровья детей в России», несомненно, слишком оптимистична. 10 лет назад здоровых детей в Российской Федерации насчитывалось 45%.
В стране 25,3 млн. детей школьного возраста. За последние годы их число сократилось на 7 млн. Зрелость детей перед поступлением в школу снизилась в два раза. В то же время уровни учебной нагрузки в гимназиях, лицеях завышены в 8 раз (Коробейников А.А.). Уровни физической активности в 2-3 раза ниже максимально необходимых, что обусловливает снижение мышечной силы на 18% и емкости легких на 15%.
По данным НИИ педиатрии, около 20% детей 6-7лет не готовы к обучению в школе, у 50% школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70% детей страдают гипокинезией. В процессе обучения в начальной школе 35% учащихся приобретают специфические «школьные» болезни: близорукость, нарушения осанки, болезни пищеварительной системы. К девятому классу наблюдается резкое уменьшение числа здоровых по зрению детей и рост патологии в 52% случаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_fizicheskoy_temano2.pptx | 328.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема№2 Ухудшение здоровья школьников Стерлитамак, Стерлитамакская государственная педагогическая академия Одной из актуальных проблем современной системы школьного образования по праву является здоровьесберегающее обучение и воспитание учащихся. Статистические данные подтверждают отдельные медицинские заключения об ухудшении состоянии здоровья детского населения в стране. Результаты всероссийской диспансеризации последних 2-х лет свидетельствуют о резком ухудшении здоровья детей за период обучения в школе. Цифра 32% здоровых детей в Российской Федерации, прозвучавшая в докладе « О состоянии здоровья детей в России», несомненно, слишком оптимистична. 10 лет назад здоровых детей в Российской Федерации насчитывалось 45%. В стране 25,3 млн. детей школьного возраста. За последние годы их число сократилось на 7 млн. Зрелость детей перед поступлением в школу снизилась в два раза. В то же время уровни учебной нагрузки в гимназиях, лицеях завышены в 8 раз (Коробейников А.А.). Уровни физической активности в 2-3 раза ниже максимально необходимых, что обусловливает снижение мышечной силы на 18% и емкости легких на 15%. По данным НИИ педиатрии, около 20% детей 6-7лет не готовы к обучению в школе, у 50% школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70% детей страдают гипокинезией. В процессе обучения в начальной школе 35% учащихся приобретают специфические «школьные» болезни: близорукость, нарушения осанки, болезни пищеварительной системы. К девятому классу наблюдается резкое уменьшение числа здоровых по зрению детей и рост патологии в 52% случаев.
К сожалению, именно процесс обучения является главным похитителем здоровья детей в школе. В условиях общеобразовательной школы по-прежнему методика учебного процесса, весь базовый учебный план, школьная мебель, то есть то, с чем соприкасается ребенок в школе не проходит серьезной санитарно-гигиенической, психолого-педагогической и медико-биологической экспертизы. По этому контроль за состоянием здоровья учащихся – дело не только медиков, но и педагогов. Не секрет, что система образования игнорирует природосообразные приемы постановки почерка, речи, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств. Базовые навыки поставлены под контроль секундомеров. Им придан механический режим технико-скоростной направленности, не учитывающий индивидуальных особенностей развития физических качеств, психических способностей, упускающий гендерные различия в обучении . Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье детей, ухудшение которого отмечено за последние 8-10 лет. У девочек-подростков 15-17лет заболевания репродуктивной системы возросли в 6,7 раз. Общая заболеваемость подростков увеличилась на 66%. Рост числа заболеваний крови отмечен в 4,1 раза, эндокринной патологии в 3,8 раза, что, несомненно, влияет на состояние репродуктивной системы ребенка
Общеизвестно, что фундамент репродуктивного здоровья закладывается с первых дней жизни. Школьный возраст, захватывающий пубертатный период, и следующие за ним репродуктивные годы являются важными периодами жизни, в течение которых следует надлежащим образом прививать основы формирования репродуктивного здоровья, поощрять здоровый образ жизни, ответственное поведение, предупреждать возможные проблемы. Одним из условий предупреждения отклонений в репродуктивной системе является соблюдение девочкой режима труда и отдыха, двигательной активности. Известно, что нарушение осанки способствует неправильному расположению внутренних органов, а недостаток двигательной активности приводит к застойным явлениям в малом тазу, нарушениям функции желудочно-кишечного тракта, вызывает аномалии развития внутренних половых органов, в особенности матки, в некоторых случаях приводит к половому возбуждению. Огромную роль в нормальном развитии девочки, девушки играет весь комплекс оздоровительных мероприятий: физические упражнения, адаптированные по дозировке, направленности к специфике женского организма; корригирующая гимнастика; закаливающие процедуры; рациональное питание и др . Исследования в области педиатрии выявили, что значительное число отклонений в репродуктивном здоровье возникает в период детства, что в будущем влияет на здоровье потенциальных матерей. К сожалению, сохранение здоровья не является приоритетным у школьников.
Анализ причин ухудшения здоровья школьников России показал, что этот процесс обусловлен не столько снижением уровня жизни и недостатками в здравоохранении, сколько внутренними причинами, скрытыми в самой системе образования. Среди таких причин выделяют : 1)архаичность «авторитарно-репродуктивной» школы, ориентированной на подавление и закрепощение функциональной основы организма ребенка, что вызывает постоянное пребывание его в состоянии хронического стресса, истощающего нервную систему, изменяющего гомеостаз, снижающего иммунитет; 2)отсутствие научнообоснованной системы формирования у учащихся установки на здоровый образ жизни на основе позитивных потребностно -мотивационных ценностей; 3)отсутствие дифференцированного подхода к физическому 4)совершенствованию , основанного на психофизиологических, половых особенностях ребенка; снижение общей двигательной активности детей, зачастую тесно связанной с информационной интенсификацией учебного процесса; 5)нарушения санитарно-гигиенических норм учебной деятельности (замена ростомерной мебели на одномерную, наклонной поверхности рабочих мест на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность, гигиенические нарушения в печатных текстах, отсутствие спортивных и рекреационных помещений); 6)безграмотность педагога в вопросах физиологии ребенка, охраны и укрепления его здоровья.
Школа - именно тот социальный институт, который должен способствовать воспитанию у детей привычек, а затем потребностей в здоровом образе жизни, формированию основ знаний, умений, навыков в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе и репродуктивного. Проблема сохранения репродуктивного здоровья учащихся является межведомственной и требует комплексного, интегративного решения, что предполагает совместное и целенаправленное воздействие средств и методов обучения, оздоровления, профилактики и лечения. Необходима единая система, способная реализовать наряду с образовательными задачами и задачи формирования и сохранения здоровья, совершенствования информационных технологий в сфере половой грамотности, знаний в области гиены пола и репродуктивного здоровья Не случайно вопросы здоровьесбережения детей рассматриваются в «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации». Согласно данному документу предусматривается: - формирование у людей понимания необходимости позитивных изменений в образе жизни и стремления к таким изменениям; - создание соответствующих мотиваций в отношении к своему здоровью (в том числе и репродуктивному), выработка умений, навыков здорового образа жизни;
- создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья детей ; Опытно-экспериментальная работа, проводимая на базе Стерлитамакской государственной педагогической академии, позволила теоретически обосновать и реализовать на практике нетрадиционный подход в вопросе сохранения репродуктивного здоровья и профилактики отклонений репродуктивной системы учащейся молодежи. Он предполагает : 1)разработку учебных программ по физическому воспитанию, методических материалов учитывающих пололичностную дифференциацию детей, подростков ; 2)обеспечение оптимального соотношения видов учебной деятельности и средств лечебно-профилактического характера в режиме дня школьника; 3)создание системы мониторинга, обеспечивающего комплексный контроль состояния здоровья;
4)исключение из учебной программы по физическому воспитанию видов физических упражнений, оказывающих негативное или провоцирующее влияние на состояние половой сферы девочки, девушки; 5)подбор и внедрение физических упражнений и видов спорта, адаптированных к специфике женского организма и развивающих физические качества, наиболее присущие женскому организму; 6)раздельное физическое воспитание юношей и девушек.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с родителями учащихся "Здоровая семья - здоровый школьник"
Сценарии спортивных семейных праздников...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....
Методическая разработка "Исследование факторов ухудшения здоровья школьников"
Разработка содержит комплекс диагностических анкет, которые несомненно окажут помощь учителям-предметникам и классным руководителям.Исследовательская работа проводится в рамках районного конкурса иссл...
Буклет "Здоровье школьника - дело самого школьника"
Информационный буклет для родителей....
Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья
Тест на самооценку школьниками факторов риска ухудшения своего здоровья...
Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...