Исследование роли мотивации к занятиям физической культуры у студентов
статья по физкультуре на тему

Понизовский Александр Владимирович

 Изучение сущности понятия - мотивация.   Проводилось исследование с целью выявить мотивацию у студентов к занятиям физической культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sta.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование роли мотивации к занятиям физической культуры у студентов

            В настоящее время, особенно в сфере физической культуры и спорта , наблюдается снижение интересов и потребностей в занятиях спортом, у студентов недостаточно сформирована мотивация к занятиям спортом. Данная проблема очевидна. Одним из условий успешного проведения занятия является знание мотивов как причины двигательных действий. Это поможет подходить к процессу выполнения физических упражнений более осознанно и целенаправленно, что и определяет актуальность данного исследования.

       В ходе исследования была поставлена задача изучения сущности понятия «мотивация».

     К методам, применяемым в ходе исследования, можно отнести: аналитическое исследование основных понятий – «мотив», «мотивация»; анкетирование; графическое представление данных; анализ результатов анкетирования.

     Мотивация в научной литературе рассматривается как совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения . Мотив есть субъективная причина деятельности. Это то, что подталкивает, приводит в движение [1].

     Автор Е. П. Ильин утверждает, что «мотив — это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности» [4].

        В психологическом смысле мотив - (от лат. moveo – двигаю) трактуется как материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения[3].

     Мотивацию занятий к физической культуре в вузе представил в своих работах Р.С. Наговицын. Автором было определено несколько больших групп мотивов: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательно-конкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно развивающие, творческие, профессионально-ориентированные, административные, воспитательные, статусные, психолого-значимые, культурологические [2].

  Для подтверждения теоретических составляющих необходимо исследование практических основ, к которым можно отнести:

  • анализ посещения студентами лицея академических занятий физической культурой;
  • изучение предпочтений двигательной активности студентов (виды спорта кроме занятий физической культурой);
  • выявление причин, подталкивающих студентов заниматься физическими упражнениями.

         Было проведено анкетирование студентов 2 курса   СПБ ГБ ПОУ «Сестрорецкий лицей им. С. И. Мосина» в количестве 30 человек.

В ходе исследования были получены следующие данные

Первый вопрос предполагал выяснить, занимаются ли вообще студенты спортом, не считая уроков физической культуры в лицее, и если занимаются, то как часто. 30% (9 человек) опрошенных не занимаются спортом вообще.

Из остальных 70% (21 человек):

60% (18 человек) занимаются спортом 2-3 раза в неделю;

10% (3 человека) – каждый день;

На второй вопрос: «Какие физкультурно-спортивные занятия вы чаще всего посещаете?» отвечали те студенты, которые составили 70 % занимающихся спортом. Из них: 48 % (10 человек) - занимаются дома; 28 % (6 человек) — посещают какую-либо секцию; 24% (5человек) — ходят в спорт. зал.

Следующий вопрос заключался в выяснении причин занятий спортом. Как ни странно, основная причина не похудение, а полезность для здоровья. Так ответило 57% (17 ответов) опрошенных. Затем идет наращивание мышц 23 % (7 ответов) и похудение 20% (6 ответов).

Затем был вопрос об активном отдыхе в свободное время. Положительно ответили 84 % (25 человек), которые отметили зимний вид отдыха – это коньки и лыжи 50% (15 ответов) и велосипед, бег –34% (10 ответов) и у 16% (5 человек) активный отдых отсутствует.

Далее предполагалось выяснить, довольны ли студенты своей фигурой. Подавляющее большинство 60% (18 человек) сказали, что довольны своей фигурой, 13% (4 человека) – не довольны и 27% (8 человек) довольны своей фигурой, но хотели бы более рельефные мышцы.

Следующий вопрос относился непосредственно к физкультурным занятиям в лицее. Важно было проанализировать, как студенты относятся к различным соревнованиям, происходящим в лицее, а именно, участвуют ли в них. К сожалению, 67% (20 человек) не участвует в соревнованиях вообще и лишь 27% (8 человек) ответили положительно, а 2 человека (6%) ответили, что не участвуют, но хотели бы.

 Затем анализировалось, по какой причине студенты посещают уроки по физической культуре. Выяснилось, что для студентов важнее получить зачет (70%, 21 ответ), чем держать хорошую форму (17%, 5 ответов), и 4 студента (13%) не ходят на данные занятия по какой-либо уважительной причине.

Если большинство студентов ходит на уроки физкультуры только ради зачета, то может им хотя бы нравится, как они проходят? В итоге 50% (15 человек) ответили, что скорее нравится, чем не нравится, как проходят уроки физкультуры; 40% (12 человек) ответили, что нравится и 10% (3 человека), что нет.

Следующий вопрос заключался в том, что можно изменить или добавить в проведение данных уроков. 23% (7 человек) ответили, что следует увеличить нагрузку и 57% (17 человек) – нужно добавить различные упражнения соревновательного характера. Свой вариант предложили 6 человек - 20%, заключающийся в снижении нагрузки или уменьшении количества часов.

И последний вопрос: «Какие меры стоит принимать, чтобы люди больше занимались спортом, как мотивировать людей на занятие спортом?» выявил следующие предложения:

43% (13 человек) ответили, что стоит проводить различные агитации и пропаганду спорта;

34% (10 человек) ответили, что нужно разнообразить занятия физкультурой;

23% (7 человек) - стоит снизить цены на различные спортивные услуги.

       Таким образом, следует отметить, что обладание хорошей фигурой не мотивирует студентов на занятие спортом, а многие из тех, кто им занимаются – не ходят в какие-либо спортивные заведения по причине высокой цены на спортивные услуги. Для многих занятие спортом – это хороший способ поддерживать здоровье. А активный отдых присутствует как зимой (коньки), так и летом (велосипед). К сожалению, для большинства причина посещения физкультуры – получение зачета, хотя это один из способов поддерживать себя в форме. Большая часть студентов считает, что стоит агитировать людей, проводить пропаганду здорового образа жизни, повысить актуальность физической культуры и спорта в жизни человека.

          Список использованной литературы 

1. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

2. Наговицин, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] // научный журнал «Фундаментальные исследования». - № 8 за 2011 год (часть 2) / http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_article§ion=content.

3. Психологический словарь [Электронный ресурс] / http://psi.webzone.ru/st/060200.htm.

4. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст]: учебник   для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин. — Спб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для занятий физической культурой для студентов специальных медицинских групп

учебно-педагогический процесс для занимающихся в специальной медицинской группе должен одновременно решать вопросы учебно-педагогического плана и медицинской реабилитации, т.е. выполнять роль восстано...

Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов

Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...

Занятия в школьном спортивном клубе как средство развития учебной мотивации к занятиям физической культурой

Материал содержит информацию о занятиях в ШСК как средство мотивации занятий физкультурой....