ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по физкультуре на тему

Жаркова Снежана Юрьевна

Статья для преподавателей школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavkina_yu_udovichenko_o.v._statya_na_k-yu_12.04.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Жаркова С. Ю. МБУ «Лицей № 67»

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

школьников.

Ключевые слова: здоровье, мотивация, физическая культура

В данной статье рассматриваются основные проблемы мотивации к занятиям физической культурой и спортом школьников, предоставлена анкета для опроса и результаты проведенного исследования.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности школьников, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

На данный момент стоит очевидная проблема – это отсутствие в нужном объёме данных о мнениях и пожеланиях учащихся о проведении занятий по физической культуре для принятия наиболее рациональных решений по эффективности организации занятий.

Таким образом, целью данного исследования является изучение мнения школьников о занятиях физической культурой  с целью поиска способов повышения эффективности организации занятий.

Объектом исследования являются  школьники .Предмет исследования - отношение учащихся к занятиям физической культурой.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. определение характерных мнений, пожеланий студентов к занятиям физкультурой;
  2. оценка проведения занятий физкультурой в школе
  3. оценка влияния ведущего занятия преподавателя на занятия физкультурой;
  4.  определение видов занятий, которые студенты хотели бы посещать;

Для проведения исследования было разработана анкета, на основании которой были сделаны выводы:

  1. Ваш пол:

А) мужской

Б) женский

  1.  В каком классе Вы учитесь?

А)

Б)

В)

  1. Считаете ли Вы необходимыми занятия физической культурой и спортом?

     А) считаю необходимым, занимаюсь;

      Б) считаю необходимым, но нет условий для занятий;

          В) считаю необходимым, но мешают другие дела;

     Г) не вижу необходимости в занятиях физической культурой и спортом

  1. Вам нравятся занятия физкультурой вшколе?

А) да, очень нравятся

Б) да

В) нет

Г) нет, совсем не нравятся

__________________________________________________________

Напишите почему

  1. Вы занимаетесь физической культурой и спортом для того, чтобы:

     А) улучшить свое физическое развитие

     Б) скорректировать фигуру

     В) овладеть спортивными умениями и навыками;

     Г) получить оценку

     Д) просто нравится

  1. Вы не занимаетесь физкультурой и спортом потому, что:

А) стесняюсь

Б) не люблю спорт вообще

В) проблемы со здоровьем

Г) не сложились отношения с преподавателем физкультуры

Д) предлагаемые занятия не интересны

  1. Вам было бы интереснее на занятиях физкультурой, если бы у Вас был выбор специализации?

А) да, конечно

Б) мне все равно

  1. Из предложенных специализаций в школе я бы выбрал:

А) фитнес

Б) обучение командным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол)

В) плавание

Г) настольный теннис

Д) лыжные гонки

Е) атлетическая гимнастика

Ж) оздоровительная гимнастика

И) велоспорт

  1. Кроме уже имеющихся специализаций, что бы Вы хотели ещё добавить?

___________________________________________________________________________

  1.  Если бы у Вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать различные спортивные мероприятия и принимать в них участие?

А) да

Б) нет:

В) затрудняюсь ответить.

  1. Если бы Вы организовывали физкультурно-оздровительную работу, что бы Вы предложили для привлечения к занятиям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкетирование проводилось средишкольников. Было опрошено 50 чел, в том числе:

  • 22 девушки (49%)
  • 23 юношей  (51%)

Результаты анкетирования показали, что:

  1. Среди опрошенных студентов 37% обучаются  7 кл, 28% 8 кл, 35% 9 кл.

  1. Необходимыми занятия физической культурой и спортом считают и занимаются 28,9% опрошенных юношей и 17, 8% девушек.

В тоже время 8,9% юношей и 13, 3% девушек считают необходимыми занятия физической культурой и спортом, но для этого в школе нет соответствующих условий.

6,7% юношей и 15,6 %девушек ответили, что они считают необходимыми занятия физической культурой и спортом, но им мешают другие дела.

И  наконец, 6,7 % юношей и лишь 2,2% девушек не видят необходимости в занятиях физической культурой и спортом

  1. При ответе на вопрос нравятся ли вам занятия физкультурой в школе мнения респондентов распределились следующим образом:
  • «Да, очень нравятся» ответили 4,4 % юношей и 6,7% девушек
  • «Да» – 24,4% юношей и 17,8 % девушек, что составило большинство, а именно 42,2 % всех опрошенных
  • «Нет» – 15,6% юношей и 17,8 девушек, что по количеству ответов составляет второй по популярности ответ (33,3%)
  • «Нет, совсем не нравятся» – мнения девушек и юношей разделились поровну и составили по 6,7%, что в сумме дает 13,3% - довольно высокий процент совершенно не довольных проведением занятий физической культурой в школе.

  1. Опрошенные  школьники занимаются физической культурой и спортом потому, что:
  • Хотят улучшить свое физическое развитие. Так ответили 22,2 % юношей и 11,1% девушек, что является самым популярным ответом и в сумме составляет 33,3%
  • Хотят скорректировать фигуру - 6,7% юношей и 8,9% девушек
  • Хотят овладеть спортивными умениями и навыками – тут мнения девушек и юношей сходятся и составляют по 8,9%
  • Просто хотят получить зачет – 8,9% юношей и 13,3 % девушек и в сумме – 22,2% - второй по популярности ответ
  • Просто нравится – 4,4% юношей и 6,7% девушек

  1. Из тех студентов, кто ответил, что не занимается физической культурой и спортом обосновали свой ответ следующим образом:
  • 2,2% юношей и 8,9% девушек признались, что стесняются
  • Такое же количество юношей и девушек ответили, что не любят спорт вообще
  • 4,4% юношей и 6,7% девушек имеют проблемы со здоровьем
  • У 2,2% опрошенных юношей и 2,2% девушек не сложились отношения с преподавателем
  • 40% опрошенных юношей и 22,2 % девушек ответили, что им не интересны предлагаемые занятия, что является очень большим показателем.

  1. Когда школьникам задали вопрос «было бы им интереснее на занятиях физкультурой и спортом, если бы у них был выбор специализации» они ответили следующим образом:
  • «да, конечно» ответили 80% всех опрашиваемых (40% юношей и 40% девушек)
  • Безразличными остались 11,1% юношей и 8,9% юношей

  1. Из предложенных в нашем университете специализаций предпочтения школьников распределились так:
  • Самым популярным направлением является плавание – так считают 11,1% опрошенных юношей и 15,6 % девушек
  • Второе место занимает велоспорт, к которому проявляют особый интерес 15, 6% юношей и 4,4% девушек
  • На третьем месте находится фитнес, популярный в основном среди девушек (15,6% - девушки и 2,2% - юноши)
  • Одинаковое количество голосов получили командные виды спорта и атлетическая гимнастика. Они набрали по 11,1% голосов (6,75 – юноши и 4,4% - девушки)
  • Настольным теннисом интересуются 6,7 опрошенных юношей и 2,2% девушек
  •  Самым непопулярным направлением среди девушек являются лыжне гонки. Ими заинтересовались лишь 2,2% юношей
  • Самым непопулярным направлением среди юношей является оздоровительная гимнастика. Она интересна лишь 2,2 % девушек.

  1. Когда  учащихся спросили «Если бы у вас было больше свободного времени, стали бы вы чаще посещать различные спортивные мероприятия и принимать в них участие» они ответили следующим образом:
  • «да» - сказали 44,4% опрашиваемых. Из них 17,8% юношей и 26.7% девушек.
  • «нет» - ответили 11,1% опрошенных юношей и 6,7 девушек
  • Затруднились ответить 37,8 % опрошенных

  1. Кроме уже имеющих специализаций  учащиеся хотели бы добавить:

Юноши:

  • Триал (велоспорт) – 5 чел
  • Катание на коньках – 3 чел
  • Скейтбординг – 2 чел
  • Сноубординг
  • Акробатика
  • Хоккей
  • Бадминтон
  • Единоборства

Девушки:

  • Катание на коньках – 3 чел
  • Велоспорт
  • Скейтбординг
  • Танцы
  • Теннис
  • Конный спорт

  1.  Когда  школьников спросили, если бы они организовывали физкультурно-оздоровительную работу, что бы они предложили для привлечения к занятиям, они ответили следующим образом:

Юноши:

  • Проводить соревнования по специализациям
  • Свободный график посещения
  • Поставить автомат с водой
  • Увеличить площадь раздевалок
  • Построить или арендовать стадион
  • Сделать душевые

Девушки:

  • Увеличить площадь  и утеплить раздевалки
  • Сделать душевые
  • Контроль за здоровьем (учитывать состояние здоровья и возможности каждого студента индивидуально)
  • Построить или арендовать стадион
  • Свободный график посещение
  • Улучшить спортивный инвентарь

Таким образом, была достигнута цель исследования - изучено мнение школьников о занятиях физической культурой и выполнены поставленные задачи.

Исследование показало, что занятия физической культурой и спортом считают необходимыми почти половина учащихся ,  именно 46,7 % и 42,2% опрошенных нравятся занятия, проводимые в школе.

Также было выявлено, что для большинства школьников играет большую роль возможность выбора специализации (80% опрошенных) и самым популярным направление, существующим на сегодняшний день является плавание (26,7%).

И в завершении анкетирования студенты высказали свои пожелания по изменению физкультурно-оздоровительной работы для привлечения школьников к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

Поддержание мотивации для занятий физической культурой и спортом у школьников.

Значение физической культуры и спорта в современной жизниТермин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез и...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...