ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по физкультуре на тему
Статья для преподавателей школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavkina_yu_udovichenko_o.v._statya_na_k-yu_12.04.doc | 529 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Жаркова С. Ю. МБУ «Лицей № 67»
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
школьников.
Ключевые слова: здоровье, мотивация, физическая культура
В данной статье рассматриваются основные проблемы мотивации к занятиям физической культурой и спортом школьников, предоставлена анкета для опроса и результаты проведенного исследования.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности школьников, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.
На данный момент стоит очевидная проблема – это отсутствие в нужном объёме данных о мнениях и пожеланиях учащихся о проведении занятий по физической культуре для принятия наиболее рациональных решений по эффективности организации занятий.
Таким образом, целью данного исследования является изучение мнения школьников о занятиях физической культурой с целью поиска способов повышения эффективности организации занятий.
Объектом исследования являются школьники .Предмет исследования - отношение учащихся к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- определение характерных мнений, пожеланий студентов к занятиям физкультурой;
- оценка проведения занятий физкультурой в школе
- оценка влияния ведущего занятия преподавателя на занятия физкультурой;
- определение видов занятий, которые студенты хотели бы посещать;
Для проведения исследования было разработана анкета, на основании которой были сделаны выводы:
- Ваш пол:
А) мужской
Б) женский
- В каком классе Вы учитесь?
А)
Б)
В)
- Считаете ли Вы необходимыми занятия физической культурой и спортом?
А) считаю необходимым, занимаюсь;
Б) считаю необходимым, но нет условий для занятий;
В) считаю необходимым, но мешают другие дела;
Г) не вижу необходимости в занятиях физической культурой и спортом
- Вам нравятся занятия физкультурой вшколе?
А) да, очень нравятся
Б) да
В) нет
Г) нет, совсем не нравятся
__________________________________________________________
Напишите почему
- Вы занимаетесь физической культурой и спортом для того, чтобы:
А) улучшить свое физическое развитие
Б) скорректировать фигуру
В) овладеть спортивными умениями и навыками;
Г) получить оценку
Д) просто нравится
- Вы не занимаетесь физкультурой и спортом потому, что:
А) стесняюсь
Б) не люблю спорт вообще
В) проблемы со здоровьем
Г) не сложились отношения с преподавателем физкультуры
Д) предлагаемые занятия не интересны
- Вам было бы интереснее на занятиях физкультурой, если бы у Вас был выбор специализации?
А) да, конечно
Б) мне все равно
- Из предложенных специализаций в школе я бы выбрал:
А) фитнес
Б) обучение командным видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол)
В) плавание
Г) настольный теннис
Д) лыжные гонки
Е) атлетическая гимнастика
Ж) оздоровительная гимнастика
И) велоспорт
- Кроме уже имеющихся специализаций, что бы Вы хотели ещё добавить?
___________________________________________________________________________
- Если бы у Вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать различные спортивные мероприятия и принимать в них участие?
А) да
Б) нет:
В) затрудняюсь ответить.
- Если бы Вы организовывали физкультурно-оздровительную работу, что бы Вы предложили для привлечения к занятиям?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкетирование проводилось средишкольников. Было опрошено 50 чел, в том числе:
- 22 девушки (49%)
- 23 юношей (51%)
Результаты анкетирования показали, что:
- Среди опрошенных студентов 37% обучаются 7 кл, 28% 8 кл, 35% 9 кл.
- Необходимыми занятия физической культурой и спортом считают и занимаются 28,9% опрошенных юношей и 17, 8% девушек.
В тоже время 8,9% юношей и 13, 3% девушек считают необходимыми занятия физической культурой и спортом, но для этого в школе нет соответствующих условий.
6,7% юношей и 15,6 %девушек ответили, что они считают необходимыми занятия физической культурой и спортом, но им мешают другие дела.
И наконец, 6,7 % юношей и лишь 2,2% девушек не видят необходимости в занятиях физической культурой и спортом
- При ответе на вопрос нравятся ли вам занятия физкультурой в школе мнения респондентов распределились следующим образом:
- «Да, очень нравятся» ответили 4,4 % юношей и 6,7% девушек
- «Да» – 24,4% юношей и 17,8 % девушек, что составило большинство, а именно 42,2 % всех опрошенных
- «Нет» – 15,6% юношей и 17,8 девушек, что по количеству ответов составляет второй по популярности ответ (33,3%)
- «Нет, совсем не нравятся» – мнения девушек и юношей разделились поровну и составили по 6,7%, что в сумме дает 13,3% - довольно высокий процент совершенно не довольных проведением занятий физической культурой в школе.
- Опрошенные школьники занимаются физической культурой и спортом потому, что:
- Хотят улучшить свое физическое развитие. Так ответили 22,2 % юношей и 11,1% девушек, что является самым популярным ответом и в сумме составляет 33,3%
- Хотят скорректировать фигуру - 6,7% юношей и 8,9% девушек
- Хотят овладеть спортивными умениями и навыками – тут мнения девушек и юношей сходятся и составляют по 8,9%
- Просто хотят получить зачет – 8,9% юношей и 13,3 % девушек и в сумме – 22,2% - второй по популярности ответ
- Просто нравится – 4,4% юношей и 6,7% девушек
- Из тех студентов, кто ответил, что не занимается физической культурой и спортом обосновали свой ответ следующим образом:
- 2,2% юношей и 8,9% девушек признались, что стесняются
- Такое же количество юношей и девушек ответили, что не любят спорт вообще
- 4,4% юношей и 6,7% девушек имеют проблемы со здоровьем
- У 2,2% опрошенных юношей и 2,2% девушек не сложились отношения с преподавателем
- 40% опрошенных юношей и 22,2 % девушек ответили, что им не интересны предлагаемые занятия, что является очень большим показателем.
- Когда школьникам задали вопрос «было бы им интереснее на занятиях физкультурой и спортом, если бы у них был выбор специализации» они ответили следующим образом:
- «да, конечно» ответили 80% всех опрашиваемых (40% юношей и 40% девушек)
- Безразличными остались 11,1% юношей и 8,9% юношей
- Из предложенных в нашем университете специализаций предпочтения школьников распределились так:
- Самым популярным направлением является плавание – так считают 11,1% опрошенных юношей и 15,6 % девушек
- Второе место занимает велоспорт, к которому проявляют особый интерес 15, 6% юношей и 4,4% девушек
- На третьем месте находится фитнес, популярный в основном среди девушек (15,6% - девушки и 2,2% - юноши)
- Одинаковое количество голосов получили командные виды спорта и атлетическая гимнастика. Они набрали по 11,1% голосов (6,75 – юноши и 4,4% - девушки)
- Настольным теннисом интересуются 6,7 опрошенных юношей и 2,2% девушек
- Самым непопулярным направлением среди девушек являются лыжне гонки. Ими заинтересовались лишь 2,2% юношей
- Самым непопулярным направлением среди юношей является оздоровительная гимнастика. Она интересна лишь 2,2 % девушек.
- Когда учащихся спросили «Если бы у вас было больше свободного времени, стали бы вы чаще посещать различные спортивные мероприятия и принимать в них участие» они ответили следующим образом:
- «да» - сказали 44,4% опрашиваемых. Из них 17,8% юношей и 26.7% девушек.
- «нет» - ответили 11,1% опрошенных юношей и 6,7 девушек
- Затруднились ответить 37,8 % опрошенных
- Кроме уже имеющих специализаций учащиеся хотели бы добавить:
Юноши:
- Триал (велоспорт) – 5 чел
- Катание на коньках – 3 чел
- Скейтбординг – 2 чел
- Сноубординг
- Акробатика
- Хоккей
- Бадминтон
- Единоборства
Девушки:
- Катание на коньках – 3 чел
- Велоспорт
- Скейтбординг
- Танцы
- Теннис
- Конный спорт
- Когда школьников спросили, если бы они организовывали физкультурно-оздоровительную работу, что бы они предложили для привлечения к занятиям, они ответили следующим образом:
Юноши:
- Проводить соревнования по специализациям
- Свободный график посещения
- Поставить автомат с водой
- Увеличить площадь раздевалок
- Построить или арендовать стадион
- Сделать душевые
Девушки:
- Увеличить площадь и утеплить раздевалки
- Сделать душевые
- Контроль за здоровьем (учитывать состояние здоровья и возможности каждого студента индивидуально)
- Построить или арендовать стадион
- Свободный график посещение
- Улучшить спортивный инвентарь
Таким образом, была достигнута цель исследования - изучено мнение школьников о занятиях физической культурой и выполнены поставленные задачи.
Исследование показало, что занятия физической культурой и спортом считают необходимыми почти половина учащихся , именно 46,7 % и 42,2% опрошенных нравятся занятия, проводимые в школе.
Также было выявлено, что для большинства школьников играет большую роль возможность выбора специализации (80% опрошенных) и самым популярным направление, существующим на сегодняшний день является плавание (26,7%).
И в завершении анкетирования студенты высказали свои пожелания по изменению физкультурно-оздоровительной работы для привлечения школьников к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ
Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ.
Статья для преподавателей школ....
Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта
Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры
Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...
Поддержание мотивации для занятий физической культурой и спортом у школьников.
Значение физической культуры и спорта в современной жизниТермин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез и...
"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"
Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...