Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников
статья по физкультуре на тему
Семинар учителей физической культуры Суражского района Брянской области
Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_uchiteley_fizicheskoy_kultury.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Место проведения – ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», спортивный зал.
Время проведения – 12 марта 2015года в 10.00.
Руководители – Капустин М.И., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»;
Капустина Е.Н., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина».
Вопросы для обсуждения:
1. Формы построения учебно – тренировочного занятия игровой направленности как фактор управления учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность).
2. Контроль и оценка успеваемости учащихся по разделу «Баскетбол».
План проведения семинара:
1. Регистрация участников (9 30 - 10 00, спортивный зал колледжа)
2. Открытое учебно-тренировочное занятие:
Формы построения учебно – тренировочного занятия игровой направленности как фактор управления учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность). ( 10 00 – 11 10 , спорт. зал, преподаватель Капустин М.И.)
3. Практическое занятие: Контроль и оценка успеваемости учащихся по разделу «Баскетбол»( 11 20 – 12 00 , спорт. зал, преподаватель Капустина Е.Н.)
4. Обсуждение открытого учебно-тренировочного занятия (1205, методкабинет, ауд. №5).
ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»
Семинар учителей физической культуры
Суражского района Брянской области
Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников
Постоянно искать, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других
Джон Вудден
12 марта 2015 года
г. Сураж
Брянской области
Формы построения учебно – тренировочного занятия игровой направленности как фактор управления учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность).
Девизом сегодняшнего занятия и моей работы в целом служит выражение известного американского специалиста в области баскетбола Джона Вуддена: «Постоянно искать, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других».
Один из основных инструментов эффективного управления процессом обучения и развития является владение арсеналом форм построения учебно – тренировочного занятия. Это касается и урока физической культуры, но в большей степени, учебно – тренировочного занятия в разделе спортивных игр.
Сегодня поговорим о баскетболе.
Цель игрового занятия – эффективность решения задач обучения и развития. Чаще всего задачи занятий игровой направленности связаны с реализацией направлений подготовки фундамента (формы построения занятий, подготовительные упражнения без предметов и с мячом) и решения задач технико- тактической направленности (многообразие специальных упражнений, последовательность их выполнения, формы взаимодействия в ходе занятия).
Если упрощать, то формы и содержание подачи учебного материала должны быть направлены на специальную подготовку специфической техники в баскетболе.
Определим специфику баскетбола:
- Основные физические качества:
- координационность (работа с мячом, точность, емкость двигательного навыка, координация движений с мячом, с партнером, соперником);
- координационная выносливость ( кондиционная точность в утомлении).
2. Специфичность передвижений (стойки, приставные шаги, спиной вперед, по ломаной, «челнок», сочетание бега, прыжка, скорости мышления, работы ног, быстрые руки).
3. Технико – тактический компонент – объем, вариативность, эффективность (варианты ведения мяча, стойки, способы перемещения, направления, интенсивность, переводы мяча, способы передачи и приема мяча, способы и эффективность бросков и т. д.).
Исходя из специфичности баскетбола, выстраивается любое занятие и его структура. Важным фактором планирования учебно – тренировочного занятия является принцип совместимости нагрузки и переноса упражняемости. Что это означает?
Очень часто, в силу своей стереотипности, не задумываемся насколько одна нагрузка усиливает, дополняет другую. Мы часто «скармливаем» несовместимую, взаимопоглощающую нагрузку в одно блюдо и удивляемся: «До чего бестолковые ученики?».
Программному разделу «Баскетбол» должны предшествовать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, круговой тренинг на разные группы мышц и режимы работы, тогда как перед изучением раздела «Волейбол» желательно провести прыжки в высоту, а футболу должны предшествовать л/атлетический бег, прыжки, метания.
Эти сочетания будут усиливать последующие виды и сокращать период подготовительных упражнений. Подготовительные упражнения направлены на развитие основных физических качеств вида.
Совершенно ни к чему в содержание занятий по баскетболу включать комплекс гигиенической гимнастики, специально – беговых упражнений, длительный бег на выносливость. Это «шлаковое», вредное времяпрепровождение.
Желательно включение в каждое занятие формы состязаний в бросках (1,2,3, и т.д.), в передачах у стены (количество раз на время), передачи в парах на расстояние до 9 метров, «лягушка» ( держание мяча между ног (сзади и спереди), перехват мяча, не давая коснуться пола.
Структура подготовительной части занятия остается неизменной по направлениям:
- Оргмомент – построения, строевые приемы (млад. школьники);
- задачи занятия (среднее и старшее звено);
- доверительная беседа о состоянии здоровья, индивидуальных
заданиях ( тренировочное звено).
- Бег медленный равномерный до 2 минут.
- Специальные перемещения: приставными шагами, спиной вперед, с вращениями рук, скрестным бегом, сочетания приставных шагов с рывками, скачки и т.д.
- ОРУ в движении, в парах, тройках, групповые, с предметами, на снарядах.
- Специальные упражнения баскетболиста: перекидки, перекатывания, вращения, рикошеты, переводы, с одним мячом, один мяч на двоих - на количество раз, два мяча на троих.
Методика подачи специальных упражнений баскетболиста подчинена общей методике процесса обучения – от простого к сложному; нет предела совершенству; меняем условия выполнения упражнений (статически, на месте двигаясь, в движении по прямой шагом, бегом, то же по ломаной с одним мячом, с двумя мячами, один мяч на двоих, два мяча на двоих, два мяча на троих и т.д.).
По мере обретения «чувства мяча», координации работы с мячом, быстроты движений, выполнение заданий без зрительного контроля, условия выполнения упражнений нужно подвести к соревновательным.
Успех в обучающем процессе напрямую зависит от многообразия специальных упражнений.
Можно тысячу лет давать детям играть на уроках и тем более на тренировочных занятиях в баскетбол и оставаться на одном и том же уровне.
Чем привлекательны специальные упражнения? Все они являются элементами соревновательной деятельности, но обладают целым рядом преимуществ: могут оказывать избирательное воздействие, можно повторять их большое количество раз, можно варьировать как число повторений, так и мощность, амплитуду движений, что даст значительный тренирующий эффект.
Все это вкладывается в единую парадигму: сначала развитие физических качеств, затем реализация этих физических качеств в технико – тактическом мастерстве и построение нового двигательного навыка.
Новый двигательный навык (технику движений) необходимо выстраивать посредством специальных, подготовительных, подводящих и имитационных упражнений, которые создают полную картину движения.
Обучать новому движению без развития двигательного потенциала – это строить дом без фундамента, не применять специальных упражнений (кирпичики) – это оставить дом без стен.
Форма построения учебно – тренировочного занятия игровой направленности принципиально отличается от построений уроков других разделов программы (лыжи, л/атлетика, гимнастика), где контакты, столкновения, падения являются нежелательными эпизодами организационных нарушений безопасности занятий. В баскетболе же контакты или их избегание являются элементами навыка.
Построить тренировочное занятие, где решение о направлении, скорости, виде перемещений, способу действий принимает каждый участник движения самостоятельно исходя из зрительного контроля за перемещениями других, будет способствовать развитию игрового мышления, ловкостным проявлениям и безопасности в том числе.
Известные способы построения занятий не совсем отвечают поставленным задачам. Построение тренировочного занятия колонной по три вдоль площадки преследует несколько целей: управляемость с долей мышления и импровизации, двигательная свобода, развитие периферического зрения, взаимодействия в тройках и т.д.
По свистку учащиеся выстраиваются в колонну по три в верхней лицевой линии. Все упражнения выполняются вдоль площадки в движении. Первая тройка начинает выполнение упражнения одновременно. Последующая включается в работу, как только первая пересекает ближайшую прямую линию или по свистку. Достигнув противоположной лицевой линии зала, тройки поворачиваются кругом и выстраиваются в готовности продолжить упражнение в обратную сторону.
Поскольку подобное построение удобно использовать и для взаимодействия в тройках, его можно включать не только в подготовительной части занятия, но и в основной с первого до последнего дня:
- ОРУ в движении;
- работа с мячом;
- групповые действия в колонне;
- взаимодействия в тройках.
Построение учебно-тренировочного занятия в колоннах вдоль линии позволяет решать задачи умения быстро перемещаться, смене направления движения (нитролизация инерции движения), двигаться с различной скоростью, развития игрового мышления, снятия монотонности, т.е. выполнять нужные, полезные, объемные действия в специальной игровой форме.
Умения, приобретаемые в ходе игровой деятельности (принимать решения, думать, координировать действия, брать инициативу на себя) создают предпосылки к развитию интеллектуальных способностей.
Навыки мыслительной деятельности, реализация мыслительной деятельности в движении создают интеллектуальный мостик: мышление – реализация мыслительной деятельности в взаимодействии с мячом, партнером, соперником – успешная соревновательная деятельность в составе команды.
Варианты контрольных испытаний в разделе «Баскетбол»
Основным условием выбора варианта контрольных испытаний является информативность, т.е. в какой мере тест пригоден для оценки интересующего нас явления, например, одного из двигательных качеств, уровня технической подготовленности того или иного двигательного действия и т.д.
- «Техническая дорожка» - поднять мяч, ведение в упоре на одной, контроль мяча в положении лежа, остановка, повороты, начало ведения, ведение с круговым вращением, бросок после ведения. (26 мет.- 10с.;13с.;15с.)
- Челночное ведение мяча 3х10м.; 5х6м. на время. Варианты временного теста зависят от возраста. (7.8с – 8.3с – 9.0с; 8.0с – 8.6с – 9.5с)
- Передача и ловля мяча у стены за 10сек. 2 метра от стены, диаметр круга -50см. (14-12-10 раз; 13-11-9 раз)
- «Большая восьмерка». Вращение мяча вокруг туловища и голени назад за 20 сек. (15-10-5раз; 13-8-5раз)
- «Люлька» держание мяча на уровне голени (спереди и сзади). Перехват мяча, не давая коснуться пола за 20сек. (25-20-13 раз; 23-18-11раз).
- Передачи мяча в парах двумя руками от груди на расстоянии 9м старшие юноши и 7м старшие девушки за 1 мин. (50-40-30раз; 40-30-25раз)
- Броски с ведения – 10 раз (от средней линии 3 раза справа, 3 раза слева, 4 раза посередине) – 6-5-4 раза.
- Штрафной бросок за 1минуту (6-5-4раза)
План – конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу
Задачи: 1. Совершенствование ведения мяча
2.Групповые взаимодействия в передачах мяча
Место проведения: спортивный зал СПК им. А.С.Пушкина
Время проведения: 12.03.2015
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи
Тренер: Капустин М.И.
Часть урока | Содержание учебного материала | Дозировка | Методические указания |
П О Д Г О Т В И Т Л Н А Я Ч С Т Ь | 1.Построение в шеренгу. 2.Сообщение задач занятия 3.Равномерный бег 4.Перестроение в колонну по три в движении 5.ОРУ в движении: - ходьба выпадами; - мах на каждый шаг; - ходьба в приседе; - прыжки в шаге. 6.ОРУ в парах: - скрестный шаг; - прыжки; - бег «в упряжке»; - защитник-нападающий; - «нырки»; - перетягивание. 7.ОРУ в колоннах: - чехарда; -поточные прыжки через партнеров, находящихся в и.п. упор лежа. 8. Ходьба в колонне по одному с упражнениями на восстановление дыхания. 9. Специальные упражнения с мячом. 10.Специальные упражнения с двумя мячами в парах. | 30сек. 30 сек. 1мин. 1мин. Длинна зала 1 круг 5 мин. 5мин. | Бег в обход зала и с изменением направления «змейкой» Дистанция два метра Начало всех упражнений с верхней лицевой линии площадки в колонну по три. Лицом друг к другу, руки на плечи. Руки на плечи. Нападающий при помощи финта старается обежать защитника. Первый выполняет бег спиной вперед – второй старается руками коснуться колен первого. И.п. спиной друг к другу, руки в замок. Первый выполняет бег, тянет партнера на спине. В обратном направлении смена. При передвижении взять мячи. Построение в свободный круг. Обратить внимание на стойку баскетболиста Повернуться лицом друг к другу. |
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь | 1.Перестроение в колонну по три в движении. 2.Совершенствование ведения мяча: - перевод мяча перед собой лицом; - перевод мяча перед собой спиной; - ведение приставными шагами вправо-влево с переводом мяча лицом; - тоже спиной; - ведение мяча до линии, упор лежа с ведением, встать и продолжить ведение дальше; - «челнок», отсекая каждую последующую линию; - перевод под ногой («пистолетик»); - три удара мяча об пол – прыжок - рука вверх; - перевод сзади; - «чехарда» с ведением; - ведение с прыжком. 3.Групповые взаимодействия в тройках. - передачи в тройках с двумя мячами; - передачи в тройках с двумя мячами; - три в линию с двумя мячами; - малая восьмерка: а) без ведения, б) с ведением; | 1мин. 25мин. 25мин. 10 передач и смена вершины 60пер./2-3раза 15пер. каждый | Выполнение движений тройками. Последующая тройка выполняет движение когда предыдущая пересекла линию. Назад меняются руки. Начало по свистку. Концентрация внимания, скорость, темп. |
1.Заминка: - штрафные броски; - восстановительный бег. | 5мин. 2мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ учебных программ по физическому воспитанию.
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и...
Программа дополнительного физического воспитания "ОФП с элементами баскетбола"
Содержаниеданной программы стпуктурировано по видам спортивной подготовки:теоретической,физической,технической и тактической....
Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...
Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию
В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...
Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Баскетбол» по физической культуре в 7 классе
Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре "Баскетбол" в 7 классе....
«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»
Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий Автономный ОкругМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетско-юношеская спортивная школа «ОЛИМП»...