Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников
статья по физкультуре на тему

Семинар учителей физической культуры Суражского района  Брянской области 

Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_uchiteley_fizicheskoy_kultury.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Место проведения – ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина», спортивный зал.

Время  проведения – 12 марта 2015года в 10.00.

Руководители  – Капустин М.И., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»;

                            Капустина Е.Н., преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина».

Вопросы  для обсуждения:

1. Формы построения учебно – тренировочного   занятия игровой  направленности как фактор управления учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность).

2. Контроль и оценка успеваемости учащихся по разделу «Баскетбол».

План  проведения семинара:

1. Регистрация участников  (9 30  -   10 00, спортивный зал колледжа)

2. Открытое учебно-тренировочное  занятие:

Формы построения учебно – тренировочного      занятия игровой направленности как фактор управления  учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность). ( 10 00 – 11 10  , спорт. зал, преподаватель Капустин М.И.)

3. Практическое занятие:  Контроль и оценка успеваемости учащихся по разделу «Баскетбол»( 11 20 –  12  00 , спорт. зал,  преподаватель Капустина Е.Н.)

 4. Обсуждение открытого учебно-тренировочного  занятия (1205, методкабинет, ауд. №5).

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

Семинар учителей физической культуры

Суражского района  Брянской области

Баскетбол – раздел учебной программы по физическому воспитанию школьников

Постоянно искать, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других

Джон Вудден

12 марта 2015 года

г. Сураж

Брянской области


Формы построения учебно – тренировочного      занятия игровой направленности как фактор управления  учебным процессом (вариативность, многообразие, эффективность).

Девизом сегодняшнего занятия и моей работы в целом служит выражение известного американского специалиста в области баскетбола Джона Вуддена: «Постоянно искать, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других».

     Один из основных инструментов эффективного управления  процессом обучения и развития является владение арсеналом форм построения учебно – тренировочного занятия. Это касается и урока физической культуры, но в большей степени, учебно – тренировочного занятия в разделе спортивных игр.

     Сегодня поговорим о баскетболе.

     Цель игрового занятия – эффективность решения задач обучения и развития. Чаще всего задачи занятий игровой направленности связаны с реализацией направлений подготовки фундамента (формы построения занятий, подготовительные упражнения без предметов и с мячом) и решения задач технико- тактической направленности (многообразие специальных упражнений, последовательность их выполнения, формы взаимодействия в ходе занятия).

     Если упрощать, то формы и содержание подачи учебного материала должны быть направлены на специальную подготовку специфической техники в баскетболе.

     Определим специфику баскетбола:

  1. Основные физические качества:

- координационность  (работа с мячом, точность, емкость двигательного навыка, координация движений с мячом, с партнером, соперником);

          - координационная выносливость ( кондиционная точность в утомлении).

2.  Специфичность передвижений (стойки,  приставные шаги,  спиной вперед, по   ломаной, «челнок», сочетание бега, прыжка, скорости мышления, работы ног, быстрые руки).

 3. Технико – тактический компонент – объем, вариативность, эффективность (варианты ведения мяча, стойки, способы перемещения, направления, интенсивность, переводы мяча, способы передачи и приема мяча, способы и эффективность бросков и т. д.).

     Исходя из специфичности баскетбола, выстраивается любое занятие и его структура. Важным фактором планирования учебно – тренировочного занятия является принцип совместимости нагрузки и переноса упражняемости. Что это означает?

Очень часто, в силу своей стереотипности, не задумываемся насколько одна нагрузка усиливает, дополняет другую. Мы часто «скармливаем» несовместимую, взаимопоглощающую нагрузку в одно блюдо и удивляемся: «До чего бестолковые ученики?».

     Программному разделу «Баскетбол» должны предшествовать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, круговой тренинг на разные группы мышц и режимы работы, тогда как перед изучением раздела «Волейбол» желательно провести прыжки в высоту, а футболу должны предшествовать л/атлетический бег, прыжки, метания.

     Эти сочетания будут усиливать последующие виды и сокращать период подготовительных упражнений. Подготовительные упражнения направлены на развитие основных физических качеств вида.

     Совершенно ни к чему в содержание занятий по баскетболу включать комплекс гигиенической гимнастики, специально – беговых упражнений, длительный бег на выносливость. Это «шлаковое», вредное времяпрепровождение.

     Желательно включение в каждое занятие формы состязаний в бросках (1,2,3, и т.д.), в передачах у стены (количество раз на время), передачи в парах на расстояние  до 9 метров, «лягушка» ( держание мяча между ног (сзади и спереди), перехват мяча, не давая коснуться пола.

     Структура подготовительной части занятия остается неизменной по направлениям:

  1. Оргмомент – построения, строевые приемы (млад. школьники);

                    - задачи занятия (среднее и старшее звено);

                    - доверительная беседа о состоянии здоровья, индивидуальных      

                    заданиях ( тренировочное звено).

  1. Бег медленный равномерный до 2 минут.
  2. Специальные перемещения: приставными шагами, спиной вперед, с вращениями рук, скрестным бегом, сочетания приставных шагов с рывками, скачки и т.д.
  3. ОРУ в движении, в парах, тройках, групповые, с предметами, на снарядах.
  4. Специальные упражнения баскетболиста: перекидки, перекатывания, вращения, рикошеты, переводы, с одним мячом, один мяч на двоих - на количество раз, два мяча на троих.

     Методика подачи специальных упражнений баскетболиста подчинена общей методике  процесса обучения – от простого к сложному; нет предела совершенству; меняем условия выполнения упражнений (статически, на месте двигаясь, в движении по прямой шагом, бегом, то же по ломаной с одним мячом, с двумя мячами, один мяч на двоих, два мяча на двоих, два мяча на троих и т.д.).

     По мере обретения «чувства мяча», координации работы с мячом, быстроты движений, выполнение заданий без зрительного контроля, условия выполнения упражнений  нужно подвести к соревновательным.  

     Успех в обучающем процессе напрямую зависит от многообразия специальных упражнений.

     Можно тысячу лет давать детям играть на уроках  и тем более на тренировочных занятиях в баскетбол и оставаться на одном и том же уровне.

     Чем привлекательны специальные упражнения? Все они являются элементами соревновательной деятельности, но обладают целым рядом преимуществ: могут оказывать избирательное воздействие, можно повторять их большое количество раз, можно варьировать как число повторений, так и мощность, амплитуду движений, что даст значительный тренирующий эффект.

     Все это вкладывается в единую парадигму: сначала  развитие физических качеств, затем реализация этих физических качеств в технико – тактическом мастерстве и построение нового двигательного навыка.

     Новый двигательный навык (технику движений) необходимо выстраивать посредством специальных, подготовительных, подводящих и имитационных упражнений, которые создают полную картину движения.

     Обучать новому движению без развития двигательного потенциала – это строить дом без фундамента, не применять специальных упражнений (кирпичики) – это оставить дом без стен.

     Форма построения учебно – тренировочного занятия игровой направленности принципиально отличается от построений уроков других разделов программы (лыжи, л/атлетика, гимнастика), где контакты, столкновения, падения являются нежелательными эпизодами организационных нарушений безопасности занятий. В баскетболе же контакты или их избегание являются элементами навыка.

     Построить тренировочное занятие, где решение о направлении, скорости, виде перемещений, способу действий принимает каждый участник движения  самостоятельно исходя из зрительного контроля за перемещениями других, будет способствовать развитию игрового мышления, ловкостным проявлениям и безопасности в том числе.

     Известные способы построения занятий не совсем отвечают поставленным задачам. Построение тренировочного занятия колонной по три вдоль площадки преследует несколько целей: управляемость с долей мышления и импровизации, двигательная свобода, развитие периферического зрения, взаимодействия в тройках и т.д.

     По свистку учащиеся выстраиваются в колонну по три в верхней лицевой линии. Все упражнения выполняются вдоль площадки в движении. Первая тройка начинает выполнение упражнения одновременно. Последующая включается в работу,  как только первая пересекает ближайшую прямую линию или по свистку. Достигнув противоположной лицевой линии  зала, тройки поворачиваются кругом и выстраиваются в готовности продолжить упражнение в обратную сторону.

     Поскольку подобное построение удобно использовать и для взаимодействия в тройках,  его можно включать не только в подготовительной части занятия, но и в основной с первого до последнего дня:

- ОРУ в движении;

- работа с мячом;

- групповые действия в колонне;

- взаимодействия в тройках.

Построение учебно-тренировочного занятия в колоннах вдоль линии позволяет решать задачи умения быстро перемещаться, смене направления движения (нитролизация инерции движения), двигаться с различной скоростью, развития игрового мышления, снятия монотонности, т.е. выполнять нужные, полезные, объемные действия в специальной игровой форме.

Умения, приобретаемые в ходе игровой деятельности (принимать решения, думать, координировать действия, брать инициативу на себя) создают предпосылки к развитию интеллектуальных способностей.

Навыки мыслительной деятельности, реализация мыслительной деятельности в движении создают интеллектуальный мостик:  мышление – реализация мыслительной деятельности в взаимодействии с мячом, партнером, соперником – успешная соревновательная деятельность в составе команды.

Варианты контрольных испытаний в разделе «Баскетбол»

Основным условием выбора варианта контрольных испытаний является информативность, т.е. в какой мере  тест пригоден для оценки интересующего нас явления, например, одного из двигательных качеств, уровня технической подготовленности того или иного двигательного действия и т.д.

  1. «Техническая дорожка» - поднять мяч, ведение в упоре на одной, контроль мяча в положении лежа, остановка, повороты, начало ведения, ведение с круговым вращением, бросок после ведения. (26 мет.- 10с.;13с.;15с.)
  2. Челночное ведение мяча 3х10м.; 5х6м. на время. Варианты временного теста зависят от возраста. (7.8с – 8.3с – 9.0с; 8.0с – 8.6с – 9.5с)
  3. Передача и ловля мяча у стены за 10сек.  2 метра от стены, диаметр круга -50см. (14-12-10 раз; 13-11-9 раз)
  4. «Большая восьмерка». Вращение мяча вокруг туловища и голени назад за 20 сек. (15-10-5раз; 13-8-5раз)
  5. «Люлька» держание мяча на уровне голени (спереди и сзади). Перехват мяча, не давая коснуться пола за 20сек. (25-20-13 раз; 23-18-11раз).
  6. Передачи мяча в парах двумя руками от груди на расстоянии 9м старшие юноши и 7м старшие девушки за 1 мин. (50-40-30раз; 40-30-25раз)
  7. Броски с ведения – 10 раз (от средней линии 3 раза справа, 3 раза слева, 4 раза посередине) – 6-5-4 раза.
  8. Штрафной бросок за 1минуту (6-5-4раза)

   

План – конспект учебно-тренировочного занятия по баскетболу

Задачи: 1. Совершенствование ведения мяча

   2.Групповые взаимодействия в передачах мяча

    Место проведения: спортивный зал СПК им. А.С.Пушкина

    Время проведения: 12.03.2015

    Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи

    Тренер: Капустин М.И.

Часть урока

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические указания

П

О

Д

Г

О

Т

В

И

Т

Л

Н

А

Я

Ч

С

Т

Ь

1.Построение в шеренгу.

2.Сообщение задач занятия

3.Равномерный бег

4.Перестроение в колонну по три в движении

5.ОРУ в движении:

- ходьба выпадами;

- мах на каждый шаг;

- ходьба в приседе;

- прыжки в шаге.

6.ОРУ в парах:

- скрестный шаг;

- прыжки;

- бег «в упряжке»;

- защитник-нападающий;

- «нырки»;

- перетягивание.

7.ОРУ в колоннах:

- чехарда;

-поточные прыжки через партнеров, находящихся  в и.п. упор лежа.

8. Ходьба в колонне по одному с упражнениями на восстановление дыхания.

9. Специальные упражнения с мячом.

10.Специальные упражнения с двумя мячами в парах.

30сек.

30 сек.

1мин.

1мин.

Длинна зала

1 круг

5 мин.

5мин.

Бег в обход зала и с изменением направления «змейкой»

Дистанция два метра

Начало всех упражнений с верхней лицевой линии площадки в колонну по три.

Лицом друг к другу, руки на плечи.

Руки на плечи.

Нападающий при помощи финта старается обежать защитника.

Первый выполняет бег спиной вперед – второй старается руками коснуться колен первого.

И.п. спиной друг к другу, руки в замок. Первый выполняет бег, тянет партнера на спине.

В обратном направлении смена.

При передвижении взять мячи.

Построение в свободный круг. Обратить внимание на стойку баскетболиста

Повернуться лицом друг к другу.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

1.Перестроение в колонну по три в движении.

2.Совершенствование ведения мяча:

- перевод мяча перед собой лицом;

- перевод мяча перед собой спиной;

- ведение приставными шагами вправо-влево с переводом мяча лицом;

- тоже спиной;

- ведение мяча до линии, упор лежа с ведением, встать и продолжить ведение дальше;

- «челнок», отсекая каждую последующую линию;

- перевод под ногой («пистолетик»);

- три удара мяча об пол – прыжок -  рука вверх;

- перевод сзади;

- «чехарда» с ведением;

- ведение с прыжком.

3.Групповые взаимодействия в тройках.

- передачи в тройках с двумя мячами;

- передачи в тройках с двумя мячами;

- три в линию с двумя мячами;

- малая восьмерка:

а) без ведения,

б) с ведением;

1мин.

25мин.

25мин.

10 передач и смена вершины

60пер./2-3раза

15пер. каждый

Выполнение движений тройками. Последующая тройка выполняет движение когда предыдущая пересекла линию.

Назад меняются руки.

Начало по свистку. Концентрация внимания, скорость, темп.

1.Заминка:

- штрафные броски;

- восстановительный бег.

5мин.

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебных программ по физическому воспитанию.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и...

Программа дополнительного физического воспитания "ОФП с элементами баскетбола"

Содержаниеданной программы стпуктурировано по видам спортивной подготовки:теоретической,физической,технической и тактической....

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию

В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о    несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Баскетбол» по физической культуре в 7 классе

Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре "Баскетбол" в 7 классе....

«Физическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе»

      Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий Автономный ОкругМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетско-юношеская спортивная школа «ОЛИМП»...