Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
статья по физкультуре на тему

Зелинская Светлана Владимировна

Учебно-методическое обеспечение уроков  физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_zelinskaya_s.v.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации г. Гуково

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23 имени В.А. Шеболдаева

(МБОУ СОШ № 23)

       Регистрационный № 525, ИНН 6144006163, 347879 г. Гуково, Ростовской области

  ул. Молодежная, 17, Тел. 3-25-80

Учебно-методическое обеспечение уроков  физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

                                                 

                                                                                Выполнил: учитель

                                                                                физической культуры

                                                                    Зелинская Светлана Владимировна

                                                  г. Гуково 2013

Введение

        С каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Выявляется все больше и больше ослабленных детей. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в докладе Министерства здравоохранения Российской Федерации «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» отмечается, что за последние 10 лет характеризуются ростом распространенности хронических заболеваний, дефектов речи, сколиозов и нарушений осанки детей и подростков.

        На состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд социально-экономических факторов. Одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей школьного возраста, является традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе.

        По данным доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации, в процессе обучения в школе распространенность нарушения зрения возрастает в 2-3 раза. Острота зрения снижается у каждого шестого старшеклассника. Распространенность сколиозов среди учащихся в процессе обучения возрастает в 3,5-4 раза. Указанная патология выявляется у каждого двадцатого старшеклассника. В процессе обучения в школе распространенность нарушения слуха возрастает на 50-55%.

        Особенностью деятельности центральной нервной системы младших школьников является то, что детям этого возраста трудно находиться в неподвижном состоянии во время урока. Это приводит к быстрой утомляемости ребенка, так как статическое напряжение для детей гораздо утомительнее, чем динамическое. Кроме того, известно, что неподвижное сидение может привести к существенным расстройствам опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, процессов обмена, снижению устойчивости к болезням, работоспособности, нарушению осанки.

        Большую часть урока школьники проводят сидя, в условиях малой подвижности, не реализуя свою биологическую потребность в высокой двигательной активности. Известно, что недостаток движения является для ученика одной из причин отставания не только в физическом, но и в психическом развитии. Для полноценного психофизического развития детям необходимо много двигаться (особенно в младшем школьном возрасте) - бегать, прыгать, играть и т.д., о чем свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе развития физических и психических функций ребенка, функционального состояния головного мозга.

        Утомление детей в начальной школе связано с тем, что школьники овладевают тремя основными навыками: пребыванием в статичном состоянии («сидением»), письмом и чтением. Первая ступень овладения этими действиями - умение (действие выполняется при непрерывном контроле сознания, зачастую с ошибками, привлечением ненужных групп мышц). Вторая ступень – навык, более совершенная форма овладения действием, обусловленная образованием устойчивых, прочных, слаженных связей в центральной нервной системе. Формирование навыка необходимо, но требует значительных энергозатрат, что, несомненно, обусловливает быстрое утомление ребенка.

        Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам, уроки физической культуры решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики.

        Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.

        В связи с тем, что большинство ослабленных детей вели, продолжают вести малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: кропотливо подбирать оптимальный индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта от занятий.

Врачебно-педагогическая характеристика школьников

с ослабленным здоровьем

Одним из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физической культуры в частности является работа с ослабленными и больными детьми.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все учащиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Организация врачебного контроля в образовательном учреждении осуществляется органами здравоохранения согласно Положению о медицинском обеспечении лиц занимающихся физической культурой и спортом.

        Основным  критерием отбора в различные группы является  состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую  группу врач  при  обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы:  детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988). При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания.

Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.         Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений.         Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.

Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы:

Подгруппа «А». Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья  обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их подготовительную группу после нескольких лет занятий. Учащимся данной группы разрешаются занятия оздоровительной физической культурой в образовательном учреждении по специальным программам. (Программы для учащихся специальной медицинской группы 2008г. Матвеев А.П.).

Подгруппа «Б». Дети, имеющие органические необратимые  изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу «А».

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской  группе «А», занимаются физической культурой или выполняют ограниченные физические упражнения на уроках физической культуры.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается  на администрацию образовательного учреждения, специалиста проводящего занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (далее СМГ), осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.  Комплектование специальной медицинской группы имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться к каждому учебному году на основе возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.  Списки групп составляются к концу учебного года по данным углубленных медицинских обследований, проведенных в апреле, мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебных учреждений.

        Наполняемость групп для занятий в СМГ составляет 10 – 15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 мин. Допускается  три раза в неделю по 30 мин. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам -1-4 классы, 5-7 классы,8-9 классы, 10-11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4кв.м. на одного занимающегося.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) специалистами на базе медицинских учреждений,  организованные по месту жительства. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом лечебной физической культуры.

        Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к СМГ, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.

        При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.

        В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.

        При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.

        Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

        Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • улучшение показателей физического развития;
  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • формирование волевых качеств личность и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма студента с учетом имеющегося у него заболевания;
  • обучения правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
  • обучения способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Особенности организации учебной  работы по физическому воспитанию с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Занятия со школьниками специальной медицинской группы условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; воспитать у учащихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями; научить их быстро находить и правильно считать пульс, обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).

В первые 6—8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При их подборе нужно учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.

Примерная схема построения первых двенадцати уроков выглядит следующим образом: построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба (1—2 мин) с выполнением дыхательных упражнений, общеразвивающие упражнения с обязательным включением дыхательных и на расслабление (8— 10 мин), подсчет пульса, отдых сидя, индивидуальное выполнение специальных упражнений, рекомендованных для отдельных групп заболеваний (7—10 мин).

В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Соотношение дыхательных упражнений с другими на первых двух-трех уроках—1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках их необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Для овладения смешанным дыханием используется следующий, методический прием: правая рука кладется на живот, левая— на грудь; правая рука контролирует опускание диафрагмы (выпячивание живота) при глубоком вдохе, левая — расширение грудной клетки в верхнем отделе. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном и спокойном темпе. На занятиях применяется и метод звуковой гимнастики с произношением на выдохе гласных а, у, о и согласных ф, ш, с. В первой четверти 50% всех упражнений проводится в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3—4 раза, потом 6—8 раз.

В течение первой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, бытовые условия, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры.

Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 30 м, прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3—5 шагов разбега; элементы художественной и спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии, индивидуальные прыжки через «козла»; подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Уроки рекомендуется проводить на стыке смен или на пятом-шестом уроках при односменных занятиях в школе.

Не следует проводить сдвоенные уроки, в том числе и по лыжной подготовке, предполагающей проведение трехразовых занятий в неделю длительностью по 40 мин.

Схема построения уроков в СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей.

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями.

Нагрузка должна повышаться очень осторожно - и постепенно на основе гибкого и рационального применения средств и упражнений, обеспечивающих подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части не рекомендуется предлагать большое количество упражнений, намного увеличивать нагрузки. Во вводную часть урока должны войти такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.

В основной части урока школьники овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них оптимальную физическую нагрузку и эмоциональное напряжение. В этой части решаются задачи общего развития мышечной системы, органов дыхания и кровообращения, формирования правильной осанки, совершенствования общей координации движений, овладения двигательными навыками, воспитания волевых качеств. Средствами являются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на повышение уровня общего физического развития и активного отдыха занимающихся. Круг этих средств должен быть широк и разнообразен.

Большое значение при этом приобретают подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, организация санитарно-гигиенических условий, использование естественных сил природы.

Упражнения для общего развития мышечной системы, гибкости и силы могут занимать различное место в зависимости от типа урока и его задач.

Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учащихся движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.

Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Как показывает практика, надо чередовать упражнения, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления, а это очень важно, между выполнением различных упражнений. Рекомендуется применение упражнений на расслабление.

В заключительной части урока необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятий. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки и обязательно отдых сидя. Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом.

При определении структуры конкретного урока учителю надо стремиться к его целостности, особо обеспечивая органическую связь всех трех его частей.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ — дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия:

  • построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом—менее;
  • перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд/мин, становятся на левый фланг;
  • при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные — одно;
  • при проведении игр слабоподготовленные ученики заменяются через каждые 2 мин;
  • в первой четверти рекомендуется 5—7 мин основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются врачом в зависимости от диагноза заболевания.

Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие нес группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя: ходьба; дозированный бег в медленном темпе (от 20с. в конце первой четверти первого года обучения до 2,5—3 мин в конце второго года обучения).

Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, щ, з, с или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т. п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3—5 раз в день; дозировка для одного упражнения 2—3 раза, количество упражнений 3—4. Целесообразны занятия плаванием, лыжами после двух-трех месяцев систематических занятий физическими упражнениями.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нерит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5—10 мин — первый год обучения, 10— 15 мин — второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговаривается дополнительно.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии па повышенной опоре), ограничивается время игр и т. д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. В процессе работы по реабилитации ослабленных детей необходимо, чтобы они забыли о своих недугах, почувствовали себя здоровыми, чтобы уроки были уроками радости, бодрости, эстетического наслаждения. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей — элементы танцев. Желательно эти уроки проводить с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка благотворно влияет на физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой у занимающихся. Следует иметь в виду, что музыку лучше использовать в той части урока, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых и уже заученных упражнений, не требует от ребят большого сосредоточения внимания на выполняемых упражнениях. Наиболее соответствует этим требованиям музыкальное сопровождение подготовительной и заключительной части урока. В первую из них должны быть включены мелодии бодрые, жизнерадостные. В основной же части должна звучать музыка, используемая в качестве приятного звукового лидера, к которому занимающиеся приспосабливают свой ритм 10 движений. Мелодии  подбираются с учетом требуемого ритма и рисунка выполняемых упражнений.

Успокаивающая музыка заключительной части должна звучать до окончания урока. Она спокойна, мелодична и сочетается с выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление.

На уроке не следует допускать упражнений, связанных с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания (упоры, лазанья по канату, сопротивления и т. п.), а также типичные упражнения па быстроту (скорость).

Применяя подвижные игры, эстафеты, прыжки и тому подобные упражнения, следует проявлять большую осторожность в дозировании нагрузок, назначая их строго индивидуально и, что не менее важно, осуществляя постоянные врачебно-педагогические наблюдения за влиянием упражнений на организм.

Необходимо подчеркнуть, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов.

Принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма.

Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышении умственной работоспособности.

Принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным.

Принцип повторности основывается на физиологических данных о значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка.

Принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.

Педагогический контроль за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью соответствия их намеченному плану осуществляется наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления и постоянным контактом учителя с учениками, а также путем определения пульсовой кривой урока и хронометража.

Естественно, что в зависимости от конкретного контингента школьников проводится соответствующая коррекция, которую осуществляет педагог. Таким же способом — хронометражем и подсчетом пульса — устанавливается средний пульсовой режим для основной и заключительной части урока. Следует учитывать, что при аналогичных упражнениях у девочек ЧСС может быть на 25—10 ударов выше, чем у их сверстников-мальчиков.

При дозировании нагрузки необходимо учитывать не только ее объем, но и интенсивность.

Для подгруппы «А» физические нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему согласно показателям адаптационных возможностей организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120— 130 уд/мин в начале четверти и довести интенсивность физических нагрузок до 140—150 уд/мин (в основной части урока) к концу четверти.

Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин самые оптимальные для кардиореспираторной, учитывая, что большинство учащихся страдают гипоксией и слабой приспособляемостью к мышечной работе, нецелесообразно применять двигательные режимы при средней частоте пульса выше 150 уд/мин.

Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин, являющиеся переходным рубежом от аэробного к анаэробному энергетическому обеспечению, допустимы в виде кратковременных «вспышек» у школьников старших классов.

Для подгруппы «Б»  двигательные   режимы  следует  рекомендовать при частоте пульса не более 120—330 уд/мин в течение всего учебного года.  В таких условиях хорошо формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму неадекватных требований.

Необходимо помнить, что работа в СМГ — это, прежде всего, педагогический процесс. Поэтому здесь сохраняют актуальность все методы обучения и воспитания, применяемые в работе по физическому воспитанию вообще. Однако особое физическое и психологическое состояние детей, занимающихся в СМГ, требует повышенной чуткости, такта, внимания со стороны учителя, который должен хорошо знать своих учеников, как в педагогическом, так и в медицинском аспекте.

Непременное условие результативности занятий — внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками упражнений, заданий. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагог тут же исправляет допускаемые школьниками ошибки, вносит необходимые коррективы.

Педагогический контроль за школьниками осуществляется учителем физкультуры на каждом уроке. На первых пятнадцати — двадцати уроках не следует допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т. д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса как за один урок, так и за серию уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15—20 мин.

Учитель систематически осуществляет контроль за уровнем физической подготовленности учащихся, по мере прохождения материала оценивает качество выполнения упражнений, входящих в учебную программу. Кроме того, используются тесты: измерение силы кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы обеими руками из положения сидя, ноги врозь. Оценка уровня физической подготовленности проводится в сентябре, декабре и апреле каждого года.

Высокая эффективность урока достигается правильным выбором методических приемов. Каждый из них должен пробуждать интерес учащихся к изучаемому двигательному действию, их активность в ходе его освоения, стремление к достижению лучшего результата. Чтобы добиться успеха в этом, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной.

По ходу уроков с участием учащихся специальной медицинской группы учителю необходимо придерживаться следующих организационно-методических рекомендаций:

а) при постановке задач урока можно выделять задачу для ученика СМГ;

б) при беге строем всей группы не следует; отстранять такого ученика, а лишь регулировать темп и продолжительность его бега своевременной подачей команд — «медленней», «перейти на шаг»;

в) при общеразвивающих упражнениях для всех занимающихся ученик спецмедгруппы также их выполняет, по ходу выполнения получает дополнительные команды, например, такие: «Коля, тебе достаточно», «Коля, это упражнение пропусти» и т.д.;

г) при проведении подвижных игр (включая спортивные) ученик спецмедгруппы по усмотрению учителя принимает участие в них в зависимости от интенсивности игры и характера  проведения, выполняя роли — игрок, судья, помощник и др.;

д) при домашних заданиях учащимся ученику спецмедгруппы можно давать те упражнения,  которые ему не противопоказаны, или с учетом возможной дозировки;

е) при всех заданиях учитель ориентирует ученика спецмедгруппы на необходимость, доверительного к нему обращения в ходе выполнения упражнений, если тот ощущает переутомление или усталость;

ж) при обучении учащихся видам самоконтроля особое внимание акцентировать на эти знания и умения учеников спецмедгруппы (подсчёт  частоты пульса, его ритмичности, внимательность к самочувствию и т.п.).

Текущая оценка успеваемости таких учеников основывается на достигаемых ими положительных изменениях по наблюдению учителя и выставляется по пятибалльной системе.

Исключаются следующие виды упражнений: акробатические упражнения; упражнения; связанные с натуживанием и задержкой дыхания; лазание по канату (шесту), а также упражнения,  требующие резкого изменения статичного положения; упражнения на снарядах: брусьях, коне, перекладине, прохождение полосы препятствий; двухсторонние спортивные игры: футбол, гандбол, баскетбол, проводимые по ходу урока в соревновательном и тренировочном порядке.

Двигательные действия для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется осуществлять при ЧСС 120-130 уд./мин., с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин. являются оптимальными для сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.

Контроль за изменением состояния здоровья занимающихся реализуется путем учета субъективных и объективных данных. Регистрация субъективных данных осуществляется учащимися в дневнике самоконтроля, в котором следует отмечать признаки плохого самочувствия (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, плохой сон и плохой аппетит), а также фиксировать частоту пульса в начале и конце занятия. Учитель физической культуры обязан не реже одного раза в месяц проверять дневники самоконтроля и использовать их данные при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.

Непременным условием привлечения учащихся спецмедгруппы к занятиям на уроках физической культуры со всей группой или отдельно является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским персоналом, прежде всего получение от медперсонала сведений об отклонениях в состоянии здоровья конкретного ученика спецмедгруппы и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений. Это не исключает, а, наоборот, усиливает необходимость более тесного контакта учителей с медицинскими работниками как соблюдение основного условия процесса физического воспитания по отношению ко всем ученикам.

Школьники иногда остаются равнодушными к такой, например, цели, как овладение техникой движений. Для них не совсем ясен смысл этой длительной, кропотливой работы. В гораздо большей степени их привлекает все, что связано с утверждением личности. Поэтому постановкой цели — улучшить свой результат — можно вызвать у ребят интерес, а, следовательно, и активность. Необходимое же условие для достижения высокого результата — овладение техникой движений. Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, помогает лучше закрепить пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамичных умений и навыков.

Следуя этим методическим рекомендациям, учитель не должен забывать еще об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, ее компоненты: освоение основ знаний, овладение двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие двигательных качеств — должны составлять единый процесс.

Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых чистота зала, обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и обуви имеют немаловажное значение. Очень многое зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое, внимательное, доброжелательное отношение к занимающимся, высокое профессиональное мастерство, умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой. Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают нервно-психическую и физическую перегрузку.

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательном активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье и внедрить физкультуру в быт. Упражнения, составляющие домашние задания, направлены на развитие основных двигательных качеств и иногда на повторение простейших элементов техники движения.

Задания на дом не должны содержать теоретический материал, а также сложные упражнения, требующие специальных условий и страховки. Учитель обязательно должен познакомить учеников с санитарно-гигиеническими условиями выполнения этих заданий, с мерами, предупреждающими травмы (подготовка места для занятий, удаление лишних предметов, выступов, острых углов и т. д.).

Учитель предварительно показывает задаваемые на дом упражнения, уточняет нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15—20 мин. Необходимо, чтобы домашние занятия были систематическими и контролировались учителем на уроках (проверка правильности выполнения упражнений, определение сдвигов количественных показателей, выявление уровня физической подготовленности каждого ученика).

Чтобы повысить эффективность введения в практику домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, что необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. Сфера ТЦ, 2008.
  2.  Безруких М.М. Как получить пятерку за здоровье. - Тула: Арктоус, 1996.  
  3.  Велитченко В.К. Организация занятий с детьми спецмедгруппы. - М.: Медицина, 1980.
  4.  Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. пособ. - М.: Терра-Спорт, 2000.  
  5.  Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000.  
  6. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  7. Муравьев В.А. , Н. Н. Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей. М.: Дрофа, 2009.
  8. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Физическая культура. 1-11 классы. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.
  9. Попов В.А. Предупреждение педагогической запущенности. Владимир. 1986.  
  10. Веневцев С.Н., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей средствами адаптивной физической культуры.- М.: Советский спорт, 2004.
  11. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам - М.: Педагогика, 1982.  


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Примерная средняя  ЧСС

при выполнении упражнений вводной части урока

Вид упражнения

Продолжительность, мин

Пульсовая сумма, уд/мин

Построение

2

132

Ходьба по залу

2

236

Ускоренная ходьба (типа спортивной ходьбы)

1

136

Дыхательные упражнения

1

100

Общеразвивающие упражнения с набивным мячом

5

650

Дыхательные упражнения

1

100

Бег медленный

2

258

Дыхательные упражнения

1

100

Упражнения на гимнастической стенке

5

610

Дыхательные упражнения

1

100

Приложение 2.

Среднегрупповая частота пульса у учащихся 5 –9 классов при выполнении различных физических упражнений

Вид упражнения

Частота пульса, уд./мин

средняя

минимальная

максимальная

Построение

91

77

112

Ходьба  медленная

105

86

119

Ходьба строевая (средний темп)

118

104

151

Ходьба спортивная быстрая

134

122

162

Бег трусцой (медленный - 2 мин)

129

112

152

Бег со скоростью 2,5 м/с  (до 2 мин)

148

136

175

Дыхательные упражнения

100

90

118

Общеразвивающие упражнения:

- для плечевого  пояса

118

115

120

- комплекс утренней гигиенической гимнастики (5 мин)

126

104

147

Элементы баскетбола:

- передача мяча на месте

132

120

146

- броски мяча по кольцу с места

125

118

137

- броски мяча по кольцу после ведения

149

125

160

- ведение мяча прямолинейно в медленном  темпе

131

120

145

- передача мяча от груди двумя руками после ведения

146

114

170

Подвижные игры малой интенсивностью

154

120

176

Упражнения (эстафета с набивным мячом 1 кг)

169

114

184

Упражнения на гимнастической скамейке:

и. п. - сидя без предметов, наклоны вперед,  назад,  в  стороны

120

108

131

Упражнения стоя у гимнастической стенки (махи, наклоны, приседания)

122

110

143

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне (низком: ходьба, повороты, соскоки и др.)

135

123

145

Танцевальные упражнения

132

124

148

Лыжная  подготовка: равномерное, медленное передвижение по ровной местности (обучение технике, прогулка)

124

119

150

Прыжки с разбега

128

125

130

Упражнения на брусьях

132

128

136

Приложение 3.

Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

 (по В.И.Дубровскому)

Заболевание, его форма и стадия

Медицинская группа

Занятия ЛФК

Основная

Подготовительная

Специальная

Гемофилия,

болезнь Верльгофа

-

-

-

Может быть назначена при очень легкой форме

Хронический пиелонефрит

-

-

Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце

При компенсированной почечной функции

Эндокринные заболевания (диабет, ожирение)

-

Назначается при легких и незначительных нарушениях

При умеренно выраженных нарушениях, при недостаточной массе тела

При резких нарушениях с первых дней

Отставание в развитии

-

Когда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов

При показателях роста и массы тела значительно ниже возрастных стандартов

В ранние сроки

Грыжа паховая, бедренная, аппендицит

Не ранее чем через полгода после лечения

В течение полугода после возобновления занятий

В течение полугода после операции

В раннем послеоперационном периоде

Переломы костей

Не ранее чем через полгода

Через полгода после операции

В течение полугода после операции

С первых дней после операции (наложения гипсовой повязки)

Сколиозы и нарушения осанки

При нарушениях осанки

-

-

При сколиозе

Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата

При отсутствии нарушения двигательных функций

При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через 1 год занятий в спецмедгруппе

Решается индивидуально

При существенных нарушениях двигательных функций

Параличи, парезы, ДЦП, полиомиелит

-

-

Решается индивидуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной системы

Рекомендуется с первых дней

Хронические болезни органов дыхания

При отсутствии существенных нарушений носового дыхания

При умеренном нарушении носового дыхания

При частых обострениях хронических заболеваний органов дыхания

В стационаре

Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки

Противопоказано плавание, прыжки в воду

При отсутствии нарушении функции слуха

При гнойных процессах

После операции

Близорукость

Менее +3 или -3 без коррекции зрения

Менее +3 или -3 с коррекцией зрения

+7 и более

-

Приложение 4.

Примерные  сроки  возобновления  занятий

физическими упражнениями после   перенесенных   заболеваний

(по В.И.Дубровскому)

Заболевание

Прошло с начала посещения школы после болезни

Примечание

Ангина

2-4 недели

В последующий период избегать переохлаждения (плавание, лыжная подготовка и др.)

Бронхит, ОРВИ

1-3 недели

Заболевание

Прошло с начала посещения школы после болезни

Примечание

Отит острый

2-4 недели

Пневмония

1-2 месяца

Плеврит

1-2 месяца

Грипп

2-4 недели

Острые инфекционные заболевания

1-2 месяца

При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца

Острый пиелонефрит

2 месяца

Избегать переохлаждения (плавание и др.)

Гепатит вирусный

8-12 месяцев

Аппендицит (после операции)

1-2 месяца

Переломы костей

1-3 месяца

Сотрясение мозга

2 месяца и более

Приложение 5.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки

 1. И.п.- полуприсед, руки вперед-вниз, вымпелы скрестно.

1- выпрямить ноги, мах левой в сторону, руки дугами наружу в стороны-вверх; 2- и.п.; 3-4- то же с правой; 5-7- поворот переступанием на носках на 3600 вправо, руки в стороны; 8- и.п.

  2. И.п.- о.с. 1-4- стоя на правой, левую согнуть, носок касается внутренней части колена правой ноги, дугами наружу медленно руки вверх, слегка прогнуться в грудном отделе позвоночника; 5-8- наклон вперед, левую ногу назад - равновесие, дугами назад 4 малых круга наружу; 9-10- и.п.

3. И.п.- лежа на спине, руки в стороны. 1-4- медленно поднять ноги и выполнить 4 маховых движения руками вперед - скрестно (лопатки от пола не отрывать); 5-8- медленно опуская ноги, повторить движение руками.

 4. И.п.- сед на пятках, руки назад. 1-4- встать на колени, прогнуться в грудном отделе позвоночника, дугами вперед руки вверх; 5-8- наклон вперед, упор руками на вертикально стоящие вымпелы (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 9-12- слегка наклонив вымпелы вперед, потянуться за ними; 13-16- и.п.

 5. И.п.- стойка на коленях, наклон вперед, упор руками вертикально стоящие вымпелы. 1-4- слегка наклонить вымпелы вперед, потянуться за ними (в поясничном отделе позвоночника не прогибаться); 5-8- левую руку назад, потянуться за вымпелом; 9-10- держать; 11-12- и.п.

6. И.п.- о.с., руки, руки вверх. 1-2- дугами наружу 2 больших круга в лицевой плоскости; 3-4- дугами внутрь 2 средних круга; 5-6- шаг правой в сторону и, сгибая ее, левую ногу на пятку, носок на себя, сложить вымпелы, руки вверх, наклон влево; 7-8- и.п.

7. И.п.- о.с., правая рука вверх, левая назад. 1-2- шаг левой вперед, встать на носок, правую полусогнутую вперед, махом вниз левую руку вперед, правую назад; 3-4- шаг правой вперед, четко приставить левую на носке к ступне правой, поворот туловища влево, махом правую руку вверх, левую в сторону; 5-6- то же левой ногой, поворот туловища вправо, махом левую руку вверх, правую в сторону; 7-8- и.п.

8. И.п.- стойка на правой, левая в сторону на носок, руки вправо - вверх. 1- слегка сгибая и разгибая ноги, перенести массу тела на левую ногу, правую в сторону, дугами вниз руки влево- вверх; 2- шаг правой в сторону, пружиня обеими ногами, левую в сторону, дугами вниз мах вправо; 3- повторить счет с прыжком; 4- повторить счет 2 с прыжком вправо.

9. И.п.- лежа на животе, правая рука вверх, левая вдоль туловища. 1-2- прогнуться, подбородком потянуться вперед, поднять левую руку вверх, правую назад; 3-4- поменять положение руки; 5-6- поворотом налево лечь на спину, руки вверх; 7-8- сед с опорой сзади на вертикально стоящие вымпелы; 9-12- угол; 13-16- лечь на спину, руки вверх; 17-18- и.п.

10. И.п.- стойка на носках, руки к плечам, вымпелы на лопатках, плечи симметричны. 1- встать на всю ступню, наклон вперед, руки вверх; 2- и.п.; 3-4- левую ногу скрестно перед правой, скрестный поворот на носках вправо на 360*, руки в стороны (руки и вымпелы составляют прямую линию); 5-6- то же влево; 7-8- и.п.      

 11. И.п.- о.с., руки сзади. 1-4- встать на носки, дугами вперед руками 4 больших круга в боковой плоскости; 5-8- сгибая левую ногу, равновесие с опорой на вертикально стоящие вымпелы; 9-10- стоять; 11-12- и.п.

Комплекс упражнений при начальной стадии

бокового искривления позвоночника.

1. И.п.- о.с. Принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.

2. Ходьба с правильной осанкой.(1 мин).

3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 с).

4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 с).

5. Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами на носках, легкий бег на носках.

6. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая на животе. Дыхательные упражнения. 3-4 раза.

7. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движение боксера. 6-8 раз.

8. И.п.- стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища. 6-8 раз.

9. И.п.- стоя ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вправо и влево, скользя руками по корпусу. 6-8 раз.

10. И.п.- стоя ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и разводя руками в стороны - назад. Вернуться в и.п. 6-8 раз.

11. Дыхательные упражнения. Поднять руки вверх, потянуться, глубоко вздохнуть, опустить руки, выдох. 3-4 раза.

12. И.п.- ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад, вдох. Вернуться в и.п., выдох. 6-8 раз.

13. И.п.- о.с., кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх. 6-8 раз.

14. И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались. Вернуться в и.п. 6-8 раз.

15. И.п.- лежа на спине, руки под головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и.п. 8-10 раз.

16. И.п.- лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнять дыхательные упражнения. 3-4 раза.

Специальные упражнения, рекомендуемые

при миопии (по Ю.Манделю)

1. Для наружных глазных мышц в виде сопряженных 5-10 – кратных движений глазных яблок из первичного положения вправо, влево, вверх, вниз и по кругу в ту и другую сторону.

 2. Для конвергенции (т.е. сведения зрительных осей) и аккомодации 5-10 раз последовательно смотреть вдаль через окно, затем переводить взгляд на карандаш в вытянутой вперед руке и далее продолжать фиксировать карандаш, приближая его постепенно до глаза на расстоянии 10см.

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»

Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...

Планирование третьего часа по физической культуре для детей,отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Календарно – тематическое планирование по физкультуре для учащихся СМГ группы А 5 классов (34 часа)Выполнила: учитель физкультуры ГБОУ школа-интернат №7 Колесникова О.Н....

Программа физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы с 1 по11 класс.Срок обучения- 64 часа в год по 2 часа в неделю. Группы комплектуются по возрасту: 1-4. 5-8, 9-11 класс....

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Рабочая программа по курсу «физическая культура для обучающихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу «А», 2017-18 учебный год

Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности. Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся...