Программа физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
рабочая программа по физкультуре по теме

Петрова Светлана Александровна Тверь

Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы с 1 по11 класс.

Срок обучения- 64 часа в год по 2 часа в неделю. Группы комплектуются по возрасту: 1-4. 5-8, 9-11 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      «Утверждаю»

      Директор муниципального

    общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы №___

                                                            ________________________________________

                                                         Пр. №

                                                          от «____» ________________2013 года                                

                                                ПРОГРАММА

     ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ,

              ОТНЕСЁННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

              К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

                                                        Рассмотрено на заседании МО

                                                        «____» ________________2013 года        

                                                        Руководитель МО__________________                        

МОУ СОШ № __

г. Тверь

Содержание

  • Введение
  • Цель физического воспитания учащихся СМГ

I.Теоретическая часть программы для 1-4 классов

        1.Перечень тем

                                2.Тематическое планирование

                      II. Практическая часть программы   для 1-4 классов

                1.Распределение учебного времени на виды

                     программного    материала по четвертям и месяцам 

         2.  Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств

                               2.1.Тематическое планирование  

       3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 1-4 классов  

I.Теоретическая часть программы для 5-8 классов

        1.Перечень тем

                                2.Тематическое планирование

                      II. Практическая часть программы   для 5-8 классов

                1.Распределение учебного времени на виды

                     программного    материала по четвертям и месяцам 

     2.  Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств

                               2.1.Тематическое планирование  

      3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 5-8 классов  

 I.Теоретическая часть программы для 9-11 классов

       1.Перечень тем

                              2.Тематическое планирование

                       II. Практическая часть программы   для 9-11 классов

                  1.Распределение учебного времени на виды

                     программного    материала по четвертям и месяцам 

       2.  Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств

                               2.1.Тематическое планирование  

      3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 9-11 классов  

  • Методические рекомендации по реализации программы

  • Литература

                                                       

  • Введение

В последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

В рамках ряда школьных предметов дети получают базовые знания о здоровом образе жизни, приобретают не которые необходимые навыки. Но они часто отстранены от реальной жизни ребенка, а процесс обучения мало способствует выбору правильных поступков «здорового» поведения.

Одним из ключевых предметов в выработке мотивации каждого ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и психического совершенствования. Ребенок должен внутренне принять позицию: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха»

Особое внимание требуют дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Количество таких детей и освобожденных от практических занятий существенно растет. Причины этого - новые социально-экономические и неблагополучные экологические условия, наследственность, а также пренебрежительное отношения к своему здоровью (курение, алкоголь, особенно старшем школьном возрасте) игнорирование занятий физической упражнениями и др.

Согласно данным Минздрава России лишь 14 % детей нашей страны здоровы, более 50 % имеют функциональные отклонения в здоровье, 35-40 % - хронические заболевания.

Ослабленным болезнью детям необходимо правильное физическое развитие.

  • Цель физического воспитания учащихся, относящихся по

состоянию здоровья к СМГ

Формирование и закрепление навыков использования оздоровительной физической культуры для сохранения и укрепление здоровья, психофизического совершенствования; самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам; стабилизация и повышение показателей здоровья. (Срок обучения - 64 часа в год, режим занятий - 2 часа в неделю, группы комплектуются по возрасту: 1-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс).

Основными задачами физического воспитания учащихся СМГ являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

  • освоение жизненно-важных двигательных умений, навыков и физических качеств;
  • формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой, овладение оздоровительными комплексами упражнений;
  • обучение навыков рационального дыхания;
  • обучение правилами самостоятельного подбора, составление и выполнение комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики;
  • обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
  • формирование правильной осанки, при необходимости ее коррекции.

I.Теоретическая часть программы

1.Перечень тем

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

1.

 Двигательный режим ученика начальных классов

1

2.

 Одежда учащегося во время занятий физическими упражнениями

1

3.

 Зачем нужна утренняя гимнастика

1

4.

 Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями

1

5.

 Правильная осанка

3

6.

 Дыхание при занятиях физическими упражнениями

1

7.

Правила закаливания

1

8.

 Самоконтроль на уроках и во внеурочное время

1

9.

 Техника безопасности во время занятий физической культурой

1

10.

Активный отдых во внеурочное время

1

Всего

12 часов

2.Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Краткое содержание

1.

Двигательный режим ученика начальной школы

1

Для чего нужен режим дня? Примерный режим дня учащегося I школы

2.

Одежда учащегося во время занятий физическими упражнениями

1

Какой должна быть одежда и обувь при занятиях подвижными играми, легкой атлетики. Одежда, обувь, инвентарь при занятиях лыжной подготовкой, в походе.

3.

Утренняя гигиеническая гимнастика

1

Значение утренней гигиенической гимнастики. Правила выполнения

4.

Личная гигиена

1

Уход за кожей, уход за зубами и полостью рта, уход за волосами, уход за ногтями

5.

Правильная осанка

3

Что такое осанка! Почему важна правильная осанка. Причины нарушения осанки. Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия. Упражнения рекомендуемые при плоскостопии.

6.

Правильное дыхание. Дыхание при занятиях физическими упражнениями

1

Типы дыхания, как правильно дышать. Дыхание при ходьбе и беге, при плавании, катании на лыжах

7.

Правила закаливания

1

Что такое закаливание? Как правильно закаливаться?

8.

Самоконтроль на уроках и во внеурочное время

1

Субъективные показатели. Внешние ... Пульс, частота дыхания. Задержка дыхания, физическая подготовленность

9.

Техника безопасности во время занятия физической культурой

1

Техника безопасности во время уроков легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, плавания, занятий лыжной подготовкой; игр и других физических игр во внеурочное время

10.

Активный отдых во внеурочное время

1

Значение занятий физическими упражнениями во внеурочное время (катание на велосипеде, подвижные и спортивные игры, катание на лыжах и ДР-)

12


                                                                          II. Практическая часть программы    

                       1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам

                                                                                I-IV класс

№ п/п

Виды программного материала

Всего часов

Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

сент.

окт.

ноя.

дек.

янв.

февр.

март

апр.

май

I

Основы знания

12

7

5

4

3

1

4

II

Овладение основными двигательными навыками и умениями, развитие двигательных качеств

52

1.

Легкая атлетика

6

3

3

3

3

2.

Подвижные игры

12

6

6

1

5

5

1

3.

Гимнастика

8

8

4

4

4.

Лыжная подготовка

9

9

2

4

3

5.

Плавание

17

6

9

2

2

4

2

4

3

2

Всего часов

64

16

14

18

16

8

8

6

8

4

8

6

8

8


   2.  Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств

                 2.1.Тематическое планирование

.                                                                                                                        

п/п

Наименование

разделов

Кол-во часов

Краткое содержание

1.

Легкая атлетика

6

Освоение навыков ходьбы и бега.

Ходьба широкими свободными шагами с сохранением правильной осанки, с различными положениями рук и изменением длины и частоты шагов, чередование ходьбы и бега (10 сек бега + 20 сек ходьбы), легкая пробежка до 20 сек.

Освоение навыков прыжков (кроме детей с противопоказаниями)

Прыжки через длинную качающуюся скакалку с промежуточным прыжком (индивидуальная дозировка), прыжки с небольшого разбега с приземлением на обе ноги (не более 2-3 прыжков). Эстафеты (дистанция до 10 м).

Метание малого мяча из-за головы через плечо на дальность (правой и левой рукой). Метание в вертикальную цель (lxl; h = 3 м), в горизонтальную цель с расстояния 10-15 м, игры с метанием.

Освоение дыхательных упражнений: дыхания во время выполнения различных физических упражнений в легкой атлетике.

Развитие общей выносливости.

Бег в сочетании с ходьбой (5 сек бега + 30 сек ходьбы),

2.

Подвижные игры

12

Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча.

Передачи, броски, ловля баскетбольного и волейбольного мяча в парах, у стены.

Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении. Броски баскетбольного мяча в корзину.

Игры, эстафеты с передачами, бросками, ведением мяча.

Ознакомление с правилами игры в пионербол.

Развитие координационных способностей, ориентирования в пространстве в процессе упражнения с мячом.

3.

Г имнастика

8

Освоение строевых упражнений.

Освоение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов:

  • упражнения с гимнастической палкой;
  • упражнения с мячами
  • упражнения со скакалками (без прыжков).

Освоение упражнений на формирование правильной

осанки, профилактики плоскостопия. Освоение упражнений на расслабление мышц. Освоение лазанья, перелезания, переползания, подлезания.

Освоение лазанья одноименным и разноименным способами по горизонтальной и наклонной гимнастической скамье. Освоение упражнений на равновесие:

  • ходьба по гимнастическому бревну;
  • по рейке гимнастической скамьи.

Освоение танцевальных упражнений: шаги польки и галопа.

Развитие гибкости и подвижности в суставах в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

4.

Плавание

  17

Освоение навыков правильного дыхания во время плавания.

Освоение навыков плавания:

  • движение ног, как при плавании кроля на груди и спине, брассом;
  • движение рук, как при плавании брассом (на груди и спине)

Освоение игр в воде.

Развитие выносливости: плавание с доской до 200 м в свободном темпе.

5.

Лыжная подготовка

9

Освоение навыков передвижения на лыжах попеременным 2-х шажным ходом, спусков, подъемов:

  • скользящий шаг;
  • спуски
  • торможение, повороты на спусках;
  • подъемы

Развитие общей выносливости: передвижение по слабопересеченной местности.

3.Что должен знать, уметь и выполнять учащийся начальной школы.

  1. Знать и выполнять режим дня.
  2. Уметь находить и считать пульс.
  3. Овладеть навыками правильного дыхания.
  4. Знать и уметь выполнять комплексы упражнений гимнастики.
  5. Уметь сохранять правильную осанку в различных положениях тела.
  6. Уметь выполнять упражнения на расслабление мышц.
  7. Уметь метать мяч в горизонтальную и вертикальную цель.
  8. Уметь правильно дышать в воде и держаться на воде, проплывать небольшие расстояния (руки - брасс, ноги - кроль или брассом).
  9. Уметь выполнять комбинацию упражнений на бревне или скамейке.
  10. Уметь вести мяч в ходьбе и бросать в корзину.
  11. Знать и уметь выполнять танцевальные шаги.
  12. Уметь лазать
  13. Уметь уверенно передвигать на лыжах попеременным 2-х шажным ходом, выполнять спуски и подъемы.

      14.Знать правила игры в пионербол, уметь играть.

 III.Теоретическая часть программы для 5-8 классов

                                             

  1.Перечень разделов

п/п

Наименование тем

кол-

во

часов

1.

 Значение занятий физическими упражнениями

1

2.

 Режим дня

1

3.

 Упражнения гимнастика

1

4.

 Питание и питьевой режим

1

5.

 Личная гигиена

1

6.

 Закаливание

1

7.

 Самоконтроль

1

8.

 Осанка

2

9.

 Вредные привычки

1

10.

 Первая помощь

1

11.

 Дыхание

1

12.

 Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями

1

13.

 Олимпийские игры

1

14.

 Что такое ЗОЖ?

1

15.

 Напряжения и расслабление мышц, релаксация

1

 Всего:

16

2.Тематическое планирование для 5-8 классов

п/п

Наименование разделов

Кол-

во

часов

Краткое содержание

1.

Значение занятий

физическими

упражнениями

1

Занятие физической культурой в Древней Греции, задачи физической культуры, гармоническое развитие личности, укрепление и сохранения здоровья, прикладная , патриотизм

2.

Режим дня

1

Выполнение различных видов деятельности в определенное время. Сон — основной вид отдыха, примерный режим дня

3.

Упражнение гимнастика

1

Цель утренней гимнастики. Правила составления комплексов упражнений гимнастик

4.

Питание и питьевой режим

1

Режим питания, основные питательные вещества. Вода и питьевой режим

5.

Личная гигиена

1

Уход за телом и полостью рта. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний

6.

Закаливание

1

В чем заключается оздоровительная направленность закаливания. Основные закаливающие процедуры (солнце, воздух, вода) их влияние на человека. Слагаемые закаливания.

7.

Самоконтроль

1

Дневник самоконтроля. Внешние признаки утомления. Субъективные показатели самочувствия. Пульс (проба с приседаниями), Частота дыхания. Показатели веса, рост.

8.

Осанка

2

Правильная и неправильная осанка. Причины нарушения осанки. Плоскостопие. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц стопы

9.

Вредные привычки

1

Разрушение и похитители здоровья (алкоголь, табак, наркотики)

10.

Первая помощь

1

Первая помощь при ушибах, потертостях, ссадинах,  кровотечениях, растяжениях, вывихах, переломах, переохлаждениях, солнечном ударе.

11.

Дыхание

1

Типы дыхания. Как правильно дышать. Дыхание при занятиях физическими упражнениями. Дыхательная гимнастика.

12.

Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями

1

Техника безопасности на занятиях:

  • Плаванием;
  • Гимнастикой;
  • Спортивными и подвижными играми;
  • Передвижение на лыжах и коньках (роликах);

  • Катание на велосипеде;
  • Техника безопасности в походах

13.

Олимпийские игры

1

Символика Олимпийских Игр, Олимпийские игры в древности, Олимпийские игры современности

14.

Что такое ЗОЖ?

1

Слагаемы ЗОЖ:

  • Оптимальный двигательный режим;
  • Личная гигиена;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Отказ от вредных привычек;

15.

Релаксация

1

Стрессовое, постстрессовое состояние, психофизическая тренировка. Тексты психофизической настройки.

Всего:

16


IV. Практическая часть программы для 5-8 классов

1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам

Виды программного материала

Всего часов

Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I

Основы знания

16

8

8

4

4

4

4

II

Овладение основными умениями и навыками развития

двигательных качеств

48

1

Легкая атлетика

6

3

3

3

3

2

Гимнастика

8

8

4

4

3

Спортивные игры

10

5

5

1

4

4

1

4

Лыжная подготовка

9

9

2

4

3

5

Плавание

15

6

9

2

4

2

4

3

Всего

64

16

14

18

16

8

8

6

8

4

8

6

8

8

2.Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие

двигательных качеств.

2.1.Тематическое планирование.

п/п

Наименование

разделов

Кол-

во

часов

Краткое содержание

1.

Легкая атлетика

6

Освоения навыков ходьбы и бега:

  • Чередование бега с ходьбой (15-20 мин бега + 30 сек. ходьбы);
  • Высокий старт, пробежки по 15-20 м;
  • Передача эстафеты в эстафетном беге
  • Игры с бегом на отрезке 10-15 м
  • Правильное освоение навыков дыхания при беге и ходьбе

Освоение навыков прыжков (для учащихся, не имеющих противопоказания):

  • Прыжки в длину с места;
  • Прыжки в длину с 3 шагов, оттолкнувшись от бруска;

Освоение навыков метания:

  • Метание малого мяча на дальность из-за головы через плечо (правой и левой рукой);
  • Метание в цель с 5 м правой и левой рукой;
  • Метание мяча (правой и левой рукой) в «коридоре».

Развитие ловкости и координации:

  • Метание мяча;
  • Челночный бег (индивидуально);

Развитие скоростно-силовых качеств:

  • Метание в цель и на дальность;
  • Многоскоки (индивидуально).

Развитие общей выносливости:

  • Бег в сочетании с ходьбой - 30 сек бега + 30 сек ходьбы (3-5 раз)

2.

Гимнастика

8

Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами:

  • с набивным мячом;
  • с гимнастическим мячом;
  • с гимнастической палкой;
  • со скакалкой;
  • на гимнастической стенке;
  • на гимнастической скамье.

Освоение танцевальных упражнений:

  • Шаги польки, галопа
  • Движения танца «Веревочка», «Сиртаки», «Вальса»

Освоение упражнений в равновесии:

  • на бревне равновесие, на правой, левой, повороты на 90° и 180 °, приставные шаги, ходьба с махами и хлопаньем под ногой, опускание на колено, расхождения при встрече, перешагивать через предметы, ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча;
  • Передвижение по рейке гимнастической скамьи, перешагивание через предметы

Освоение висов:

  • Вис согнувшись;
  • Вис прогнувшись;
  • Размахивание в висе;
  • Висы простые и смешанные;
  • В висе сгибание и поднимание ног;

Освоение лазания и перелазания:

  • Лазанье по гимнастической стенке и скамье разноименным и одноименным способами.

Освоение упражнения на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия.

Освоение комплекса статических упражнений для релаксации.

Освоение навыков дыхания при выполнении гимнастических упражнений.

Развитие силы, гибкости, ОРУ для различных групп с помощью общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; на полосе препятствий (скамья, стенка, бревно)

3.

Спортивные игры:

10

Освоение ловли, передач, ведения, бросков мяча:

Баскетбол

5

  • Передача мяча одной и двумя руками;
  • В парах;
  • У стены;
  • Броски мяча в корзину с близкого и среднего расстояния и после ведения (небольшое расстояние);
  • Ведение мяча правой и левой рукой в движении (бег в чередовании с ходьбой);
  • Передачи во встречных колоннах со сменной мест.

Освоение правил игры в баскетбол на одно кольцо 3x3 (со сменой игроков через 3-5 минут)

Волейбол

5

Освоение передач и приема мяча:

  • Передача двумя сверху и двумя снизу в парах и у стены;
  • Чередование верхних и нижних передач. Освоение подач мяча:
  • Нижняя прямая;
  • Нижняя боковая.

 Освоение правил игры в волейбол, пионербол: игра в пионербол (5-7 класс) и волейбол (8 класс).

Развитие быстроты и точности движений:

          -броски мяча в стенку на точность попадания;

         - броски мяча на скорость отскока

  Развитие координационных способностей в процессе игры.

4.

Плавание

15

Освоение навыков дыхания в воде. Освоение плаваниябрассом, поворотов в брассе. Освоение навыков спасания на воде. Развитие выносливости - проплывание дистанций до 500-800 м с доской и брассом в полной координации.

5.

Лыжная

подготовка

9

Освоение лыжных ходов:

  • Попеременный двухшажный;
  • Одновременный двухшажный;
  • Одновременный одношажный;
  • Освоение способов спусков и подъемов. Развитие общей выносливости:
  • Передвижение по слабо пересеченной местности до 1,5 км

3.Что должен знать, уметь и выполнять учащийся 5-8 классов.

  1. Уметь составлять и выполнять комплексы упражнений гимнастики.
  2. Уметь вести дневник самоконтроля.
  3. Уметь использовать закаливающие процедуры.
  4. Уметь выполнять упражнения на равновесие, сохраняя правильную осанку.
  5. Уметь ловить, передавать, бросать и водить баскетбольный мяч.
  6. Уметь выполнять передачи и подачи в волейболе. Знать правила.
  7. Уметь передвигаться на лыжах по слабопересеченной местности изученными способами.
  8. Уметь применять изученные игровые приемы в игре в волейбол, баскетбол по упрощенным правилам (смена игроков через 4-5 мин).
  9. Уметь преодолевать гимнастическую полосу препятствий.


V.Теоретическая часть программы для 9-11 класса

  1. Перечень тем

 

Наименование тем

кол-

во

часов

1.

Что такое здоровье и как его сохранить. Здоровый образ жизни - гармония и интеллектуальное развитие

1

2.

Целебная сила движения

1

3.

Правила безопасности подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбор одежды и обуви

1

4.

Оздоровительная направленность закаливания

1

5.

Личная и общественная гигиена

1

6.

Питание в жизни человека

1

7.

Первая доврачебная помощь

1

8.

Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки

1

9.

Самоконтроль и врачебный контроль - в чем различия

1

10.

Дыхание

1

Всего:

10

2.Тематическое планирование теоретической части

п/п

Наименование тем

Кол-

во

часов

Краткое содержание

1.

Что такое здоровье и как его сохранить

1

От чего зависит здоровье? Принципы сохранения здоровья. Аспекты культуры здоровья

2.

Целебная сила движения

1

Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудиcтую и дыхательную систему.

3.

Правила безопасности подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбор одежды и обуви

1

Правила безопасности при подготовке мест для купания, лыжных и велосипедных прогулок, езды на роликах, скейтборде и т.д.

Правила безопасности во время подвижных и спортивных игр, в походе, при выборе мест для прогулок и тренировок. Подбор обуви и одежды.

4.

Оздоровительная

направленность

закаливания

1

Что такое закаливание, способы закаливания, основные требования к закаливанию

5.

Личная и общественная гигиена

1

Цели гигиенических требований, правила и нормы личной гигиены, общественная гигиена

6.

Питание в жизни человека

1

Основные принципы питания, рациональное адекватное питание детей, ошибки в питании. Вода и минеральные вещества

7.

Первая доврачебная помощь

1

Кровотечения, растяжения, ушибы, ссадины, потертости, вывихи, переломы, тепловой и солнечный удары, ожоги, обморожения.

8.

Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки

1

Что происходит с позвоночником при сколиозе? Признаки сколиоза. Что влияет на прогрессирование болезни? Профилактические меры в образе жизни. Использование мышечного расслабления.

9.

Самоконтроль и врачебный контроль - в чем различия

1

Мероприятия врачебного контроля, влияние врачебного контроля на упражнения здоровья. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

10.

Дыхание

1

Функции дыхания. Виды дыхания, их освоение. Дыхание при занятиях физическими упражнениями.


VI. Практическая часть программы для 9-11 классов

1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам

Виды программного материала

Кол-во

часов

Четверти

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Сентбрь

Октбрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

I

Основы знаний.

10

6

4

4

2

4

II

Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств:

54

1.

Легкая атлетика

8

4

4

4

4

2.

Г имнастика

8

8

4

4

3.

Спортивные игры

12

6

6

6

6

4.

Лыжная подготовка

9

9

2

4

3

5.

Плавание

17

6

9

2

2

4

2

4

3

2

Всего

64

16

14

18

16

8

8

6

8

4

8

6

8

8


2.Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие   двигательных качеств.

2.1.Тематическое планирование.

п/п

Наименование

раздела

Кол-

во

часов

Краткое содержание

1.

Легкая атлетика

8

Ускоренная ходьба в сочетании с медленной на дистанциях до 1500 м (начиная с 300 м). Медленный бег в чередовании с ходьбой (30 сек. - бег + 200 м ходьбы).

Развитие ловкости, координации: Метание малого мяча из-за головы через плечо на дальность (левой и правой рукой).

Развитие спортивных качеств: Бег на дистанции 20- 30 м

2.

Г имнастика

8

Освоение и закрепление комплексов общеразвивающих упражнений:

  • с набивными мячами (дев. - 1 кг, юн. - 2 кг);
  • с гимнастической палкой;
  • со скакалкой;
  • корригирующей гимнастики;
  • утренней гимнастикой;
  • упражнения на гимнастической стенке;
  • на гимнастической скамье;
  • с обручами (дев.);
  • дыхательных упражнений;
  • упражнения на расслабление.

Освоение танцевальных движений (шаги вальса, польки, галопа, танца «Сиртаки»),

Освоение элементов художественной и ритмической гимнастики (дев.)

Освоение упражнений в равновесии (бревно, гимнастическая скамья)

Освоение простейших упражнений в висе:

  • высокая перекладина (юн);
  • разновысокие брусья (дев.)

3.

Спортивные игры

12

Баскетбол.

Освоение бросков:

  • с места с различных расстояний;
  • в движении;
  • штрафного броска;

Освоение тактических действий в защите и нападении в процессе учебной игры (играть на одно кольцо)

Волейбол.

Освоение техники и тактики игры в волейбол:

  • передачи в парах;
  • подачи;
  • учебная игра.

Развитие координационных способностей в процессе учебной игры.

4.

Плавание

17

Техника плавания брассом. Освоение поворотов в брассе. Освоение прикладного способа плавания - брасс на спине.

Освоение приемов спасения утопающих.

Развитие выносливости в процессе плавания брассом на дистанции до 1 ООО м

5.

Лыжная подготовка

19

Освоение техники изученных ходов:

  • попеременных двухшажный;
  • одновременный одношажный;
  • одновременный двухшажный;
  • изучение коньковых ходов.

Развитие общей выносливости в процессе передвижения на лыжах до 3 км

3.Что должен знать и уметь учащийся 9-11 классов.

  •  Знать теоретические сведения.
  •  Уметь составить и выполнять комплексы общеразвивающих
  • и   расслабляющих упражнений.
  •  Уметь провести разминку с группой по каждому виду.
  •  Уметь играть в волейбол и баскетбол.
  •  Владеть навыками самоконтроля.
  •  Уметь оказать первую помощь.
  •  Сдать зачеты по физической культуре. Учащиеся 9-11 классов сдают зачеты по физической культуре по разделам. На основании полученных оценок по каждому разделу выставляется общая оценка, которая идет в аттестат.

  • Методические рекомендации по реализации программы

     Группы учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМТ, для занятий физической культурой комплектуются в конце учебного года (до июня) по данным медицинского обследования и заключения врача, а также утверждаются директором школы. Посещения занятий является обязательным. При комплектовании группы допускаются совместные занятия школьников, страдающих различными заболеваниями, т.к. характер приспособления организма к физической нагрузке, в частности органов кровообращения и дыхания, во многих отношениях одинаков.

       Группы комплектуются с учетом возраста: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Внутри группы учащиеся распределяются на «сильную» («А») и «слабую» («В») группы. Это позволяет удовлетворительно осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. Определение в группу «А» или «В» осуществляет врач.

     Группа «А» - это учащиеся с отклонениями, которые не оказывают существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно владеющие двигательными навыками, а также учащиеся, которые временно отнесены к СМТ для полного восстановления после перенесенного заболевания или травме.

    Группа «В» - учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряемыми хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.

        При разработке заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, содержащие (контрольных) заданий для аттестации учащихся разрабатывается учителями совместно с врачом. При проведении занятий необходимо учитывать особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, следовательно, и относительно меньшую приспособляемость к физическим нагрузкам. Учащиеся получая необходимый объем теоретических знаний на занятиях посещают также уроки теории с учащимися основной группы.

            На занятиях не следует выполнять упражнения с продолжительными статистическими напряжениями вызывающие длительную задержку дыхания (упоры, лазанье по канату, сопротивления и др.), а также упражнения на скорость. Подвижные игры, эстафеты, прыжки следует давать в небольшом объеме и следить за их влиянием на организм. На занятиях необходимо постоянно использовать дыхательные упражнения, т.к. нарушение дыхательной функции вызывает нарушения кровообращения и наоборот. Дыхательные упражнения способствуют выработке дыхания, способствуют усилению выдоха (при некоторых заболеваниях органов дыхания он бывает ослабленным). Для улучшенияупражнения сочетающие дыхание с различными движениями рук, ног, туловища. Упражнения выполнятся свободно, без задержки дыхания, если она неизбежна, то после окончания упражнения необходимо сделать 2-3 дыхательных упражнения для восстановления нарушенного дыхания.

Кроме занятий в СМГ учащимся рекомендуется выполнять:

  •  утреннюю гимнастику (комплексы составляются учителями вместе с врачами);
  •  принимать участие в подвижных играх небольшой интенсивности на переменах;

во время выполнения домашних заданий:

  •  прогулки, катание на лыжах, коньках;
  •  посещение бассейна (оздоровительное плавание);
  •  участвовать в экскурсиях, походах выходного дня, днях здоровья;
  •  выполнять закаливающие процедуры (воздушные ванны, души и др. рекомендованные учителями и врачами);

Необходимо вести разъяснительную работу с учащимися и их родителями о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья.

  • Литература.

  1. Журналы «Физкультура в школе» с 2001 по 2007 гг.
  2. Издания библиотечки «Первое сентября», серия здоровье детей. (2005-2006 гг).
  3. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана, 1998 г.
  4. «Организация и оценка здоровья сберегающей деятельности образовательного учреждения». Под ред. М.Л. Безруких и В.Д. Сонькина, 2004 г.
  5. Материалы всероссийской научно-практической конференции и «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний». Под ред. О.Д. Роненcон, 2006 г.
  6. Научно-популярная серия физкультура для всех. 1991-92 гг.

Выполнила:

учитель физической культуры  школы № 52 г. Твери Петрова Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»

Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...

Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.

Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС  для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 31.10.2003 N 13-51-263/123 "ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ"

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Учебно-методическое обеспечение уроков  физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе...