Программа физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
рабочая программа по физкультуре по теме
Программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы с 1 по11 класс.
Срок обучения- 64 часа в год по 2 часа в неделю. Группы комплектуются по возрасту: 1-4. 5-8, 9-11 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор муниципального
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №___
________________________________________
Пр. №
от «____» ________________2013 года
ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ,
ОТНЕСЁННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Рассмотрено на заседании МО
«____» ________________2013 года
Руководитель МО__________________
МОУ СОШ № __
г. Тверь
Содержание
- Введение
- Цель физического воспитания учащихся СМГ
I.Теоретическая часть программы для 1-4 классов
1.Перечень тем
2.Тематическое планирование
II. Практическая часть программы для 1-4 классов
1.Распределение учебного времени на виды
программного материала по четвертям и месяцам
2. Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств
2.1.Тематическое планирование
3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 1-4 классов
I.Теоретическая часть программы для 5-8 классов
1.Перечень тем
2.Тематическое планирование
II. Практическая часть программы для 5-8 классов
1.Распределение учебного времени на виды
программного материала по четвертям и месяцам
2. Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств
2.1.Тематическое планирование
3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 5-8 классов
I.Теоретическая часть программы для 9-11 классов
1.Перечень тем
2.Тематическое планирование
II. Практическая часть программы для 9-11 классов
1.Распределение учебного времени на виды
программного материала по четвертям и месяцам
2. Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств
2.1.Тематическое планирование
3.Что должны знать, уметь и выполнять учащиеся 9-11 классов
- Методические рекомендации по реализации программы
- Литература
- Введение
В последнее время ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
В рамках ряда школьных предметов дети получают базовые знания о здоровом образе жизни, приобретают не которые необходимые навыки. Но они часто отстранены от реальной жизни ребенка, а процесс обучения мало способствует выбору правильных поступков «здорового» поведения.
Одним из ключевых предметов в выработке мотивации каждого ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и психического совершенствования. Ребенок должен внутренне принять позицию: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха»
Особое внимание требуют дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Количество таких детей и освобожденных от практических занятий существенно растет. Причины этого - новые социально-экономические и неблагополучные экологические условия, наследственность, а также пренебрежительное отношения к своему здоровью (курение, алкоголь, особенно старшем школьном возрасте) игнорирование занятий физической упражнениями и др.
Согласно данным Минздрава России лишь 14 % детей нашей страны здоровы, более 50 % имеют функциональные отклонения в здоровье, 35-40 % - хронические заболевания.
Ослабленным болезнью детям необходимо правильное физическое развитие.
Формирование и закрепление навыков использования оздоровительной физической культуры для сохранения и укрепление здоровья, психофизического совершенствования; самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам; стабилизация и повышение показателей здоровья. (Срок обучения - 64 часа в год, режим занятий - 2 часа в неделю, группы комплектуются по возрасту: 1-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс).
Основными задачами физического воспитания учащихся СМГ являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- освоение жизненно-важных двигательных умений, навыков и физических качеств;
- формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой, овладение оздоровительными комплексами упражнений;
- обучение навыков рационального дыхания;
- обучение правилами самостоятельного подбора, составление и выполнение комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики;
- обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
- формирование правильной осанки, при необходимости ее коррекции.
I.Теоретическая часть программы
1.Перечень тем
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1. | Двигательный режим ученика начальных классов | 1 |
2. | Одежда учащегося во время занятий физическими упражнениями | 1 |
3. | Зачем нужна утренняя гимнастика | 1 |
4. | Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями | 1 |
5. | Правильная осанка | 3 |
6. | Дыхание при занятиях физическими упражнениями | 1 |
7. | Правила закаливания | 1 |
8. | Самоконтроль на уроках и во внеурочное время | 1 |
9. | Техника безопасности во время занятий физической культурой | 1 |
10. | Активный отдых во внеурочное время | 1 |
Всего | 12 часов | |
2.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Краткое содержание |
1. | Двигательный режим ученика начальной школы | 1 | Для чего нужен режим дня? Примерный режим дня учащегося I школы |
2. | Одежда учащегося во время занятий физическими упражнениями | 1 | Какой должна быть одежда и обувь при занятиях подвижными играми, легкой атлетики. Одежда, обувь, инвентарь при занятиях лыжной подготовкой, в походе. |
3. | Утренняя гигиеническая гимнастика | 1 | Значение утренней гигиенической гимнастики. Правила выполнения |
4. | Личная гигиена | 1 | Уход за кожей, уход за зубами и полостью рта, уход за волосами, уход за ногтями |
5. | Правильная осанка | 3 | Что такое осанка! Почему важна правильная осанка. Причины нарушения осанки. Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия. Упражнения рекомендуемые при плоскостопии. |
6. | Правильное дыхание. Дыхание при занятиях физическими упражнениями | 1 | Типы дыхания, как правильно дышать. Дыхание при ходьбе и беге, при плавании, катании на лыжах |
7. | Правила закаливания | 1 | Что такое закаливание? Как правильно закаливаться? |
8. | Самоконтроль на уроках и во внеурочное время | 1 | Субъективные показатели. Внешние ... Пульс, частота дыхания. Задержка дыхания, физическая подготовленность |
9. | Техника безопасности во время занятия физической культурой | 1 | Техника безопасности во время уроков легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, плавания, занятий лыжной подготовкой; игр и других физических игр во внеурочное время |
10. | Активный отдых во внеурочное время | 1 | Значение занятий физическими упражнениями во внеурочное время (катание на велосипеде, подвижные и спортивные игры, катание на лыжах и ДР-) |
12 | |||
II. Практическая часть программы
1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам
I-IV класс
№ п/п | Виды программного материала | Всего часов | Четверти | I | II | III | IV | ||||||||
I | II | III | IV | сент. | окт. | ноя. | дек. | янв. | февр. | март | апр. | май | |||
I | Основы знания | 12 | 7 | 5 | 4 | 3 | 1 | 4 | |||||||
II | Овладение основными двигательными навыками и умениями, развитие двигательных качеств | 52 | |||||||||||||
1. | Легкая атлетика | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||||
2. | Подвижные игры | 12 | 6 | 6 | 1 | 5 | 5 | 1 | |||||||
3. | Гимнастика | 8 | 8 | 4 | 4 | ||||||||||
4. | Лыжная подготовка | 9 | 9 | 2 | 4 | 3 | |||||||||
5. | Плавание | 17 | 6 | 9 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||||
Всего часов | 64 | 16 | 14 | 18 | 16 | 8 | 8 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 | 8 | 8 |
2. Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств
2.1.Тематическое планирование
.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Краткое содержание |
1. | Легкая атлетика | 6 | Освоение навыков ходьбы и бега. Ходьба широкими свободными шагами с сохранением правильной осанки, с различными положениями рук и изменением длины и частоты шагов, чередование ходьбы и бега (10 сек бега + 20 сек ходьбы), легкая пробежка до 20 сек. Освоение навыков прыжков (кроме детей с противопоказаниями) Прыжки через длинную качающуюся скакалку с промежуточным прыжком (индивидуальная дозировка), прыжки с небольшого разбега с приземлением на обе ноги (не более 2-3 прыжков). Эстафеты (дистанция до 10 м). Метание малого мяча из-за головы через плечо на дальность (правой и левой рукой). Метание в вертикальную цель (lxl; h = 3 м), в горизонтальную цель с расстояния 10-15 м, игры с метанием. Освоение дыхательных упражнений: дыхания во время выполнения различных физических упражнений в легкой атлетике. Развитие общей выносливости. Бег в сочетании с ходьбой (5 сек бега + 30 сек ходьбы), |
2. | Подвижные игры | 12 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Передачи, броски, ловля баскетбольного и волейбольного мяча в парах, у стены. Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении. Броски баскетбольного мяча в корзину. Игры, эстафеты с передачами, бросками, ведением мяча. Ознакомление с правилами игры в пионербол. Развитие координационных способностей, ориентирования в пространстве в процессе упражнения с мячом. |
3. | Г имнастика | 8 | Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов:
Освоение упражнений на формирование правильной |
осанки, профилактики плоскостопия. Освоение упражнений на расслабление мышц. Освоение лазанья, перелезания, переползания, подлезания. Освоение лазанья одноименным и разноименным способами по горизонтальной и наклонной гимнастической скамье. Освоение упражнений на равновесие:
Освоение танцевальных упражнений: шаги польки и галопа. Развитие гибкости и подвижности в суставах в процессе выполнения общеразвивающих упражнений. | |||
4. | Плавание | 17 | Освоение навыков правильного дыхания во время плавания. Освоение навыков плавания:
Освоение игр в воде. Развитие выносливости: плавание с доской до 200 м в свободном темпе. |
5. | Лыжная подготовка | 9 | Освоение навыков передвижения на лыжах попеременным 2-х шажным ходом, спусков, подъемов:
Развитие общей выносливости: передвижение по слабопересеченной местности. |
3.Что должен знать, уметь и выполнять учащийся начальной школы.
- Знать и выполнять режим дня.
- Уметь находить и считать пульс.
- Овладеть навыками правильного дыхания.
- Знать и уметь выполнять комплексы упражнений гимнастики.
- Уметь сохранять правильную осанку в различных положениях тела.
- Уметь выполнять упражнения на расслабление мышц.
- Уметь метать мяч в горизонтальную и вертикальную цель.
- Уметь правильно дышать в воде и держаться на воде, проплывать небольшие расстояния (руки - брасс, ноги - кроль или брассом).
- Уметь выполнять комбинацию упражнений на бревне или скамейке.
- Уметь вести мяч в ходьбе и бросать в корзину.
- Знать и уметь выполнять танцевальные шаги.
- Уметь лазать
- Уметь уверенно передвигать на лыжах попеременным 2-х шажным ходом, выполнять спуски и подъемы.
14.Знать правила игры в пионербол, уметь играть.
III.Теоретическая часть программы для 5-8 классов
1.Перечень разделов
№ п/п | Наименование тем | кол- во часов |
1. | Значение занятий физическими упражнениями | 1 |
2. | Режим дня | 1 |
3. | Упражнения гимнастика | 1 |
4. | Питание и питьевой режим | 1 |
5. | Личная гигиена | 1 |
6. | Закаливание | 1 |
7. | Самоконтроль | 1 |
8. | Осанка | 2 |
9. | Вредные привычки | 1 |
10. | Первая помощь | 1 |
11. | Дыхание | 1 |
12. | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями | 1 |
13. | Олимпийские игры | 1 |
14. | Что такое ЗОЖ? | 1 |
15. | Напряжения и расслабление мышц, релаксация | 1 |
Всего: | 16 |
2.Тематическое планирование для 5-8 классов
№ п/п | Наименование разделов | Кол- во часов | Краткое содержание |
1. | Значение занятий физическими упражнениями | 1 | Занятие физической культурой в Древней Греции, задачи физической культуры, гармоническое развитие личности, укрепление и сохранения здоровья, прикладная , патриотизм |
2. | Режим дня | 1 | Выполнение различных видов деятельности в определенное время. Сон — основной вид отдыха, примерный режим дня |
3. | Упражнение гимнастика | 1 | Цель утренней гимнастики. Правила составления комплексов упражнений гимнастик |
4. | Питание и питьевой режим | 1 | Режим питания, основные питательные вещества. Вода и питьевой режим |
5. | Личная гигиена | 1 | Уход за телом и полостью рта. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний |
6. | Закаливание | 1 | В чем заключается оздоровительная направленность закаливания. Основные закаливающие процедуры (солнце, воздух, вода) их влияние на человека. Слагаемые закаливания. |
7. | Самоконтроль | 1 | Дневник самоконтроля. Внешние признаки утомления. Субъективные показатели самочувствия. Пульс (проба с приседаниями), Частота дыхания. Показатели веса, рост. |
8. | Осанка | 2 | Правильная и неправильная осанка. Причины нарушения осанки. Плоскостопие. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц стопы |
9. | Вредные привычки | 1 | Разрушение и похитители здоровья (алкоголь, табак, наркотики) |
10. | Первая помощь | 1 | Первая помощь при ушибах, потертостях, ссадинах, кровотечениях, растяжениях, вывихах, переломах, переохлаждениях, солнечном ударе. |
11. | Дыхание | 1 | Типы дыхания. Как правильно дышать. Дыхание при занятиях физическими упражнениями. Дыхательная гимнастика. |
12. | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями | 1 | Техника безопасности на занятиях:
|
| |||
13. | Олимпийские игры | 1 | Символика Олимпийских Игр, Олимпийские игры в древности, Олимпийские игры современности |
14. | Что такое ЗОЖ? | 1 | Слагаемы ЗОЖ:
|
15. | Релаксация | 1 | Стрессовое, постстрессовое состояние, психофизическая тренировка. Тексты психофизической настройки. |
Всего: | 16 |
IV. Практическая часть программы для 5-8 классов
1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам
Виды программного материала | Всего часов | Четверти | I | II | III | IV | |||||||||
I | II | III | IV | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
I | Основы знания | 16 | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||
II | Овладение основными умениями и навыками развития двигательных качеств | 48 | |||||||||||||
1 | Легкая атлетика | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | |||||||||
2 | Гимнастика | 8 | 8 | 4 | 4 | ||||||||||
3 | Спортивные игры | 10 | 5 | 5 | 1 | 4 | 4 | 1 | |||||||
4 | Лыжная подготовка | 9 | 9 | 2 | 4 | 3 | |||||||||
5 | Плавание | 15 | 6 | 9 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | ||||||
Всего | 64 | 16 | 14 | 18 | 16 | 8 | 8 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 | 8 | 8 |
2.Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие
двигательных качеств.
2.1.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Кол- во часов | Краткое содержание |
1. | Легкая атлетика | 6 | Освоения навыков ходьбы и бега:
Освоение навыков прыжков (для учащихся, не имеющих противопоказания):
Освоение навыков метания:
Развитие ловкости и координации:
Развитие скоростно-силовых качеств:
Развитие общей выносливости:
|
2. | Гимнастика | 8 | Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами:
|
Освоение танцевальных упражнений:
Освоение упражнений в равновесии:
Освоение висов:
Освоение лазания и перелазания:
Освоение упражнения на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия. Освоение комплекса статических упражнений для релаксации. Освоение навыков дыхания при выполнении гимнастических упражнений. Развитие силы, гибкости, ОРУ для различных групп с помощью общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; на полосе препятствий (скамья, стенка, бревно) | |||
3. | Спортивные игры: | 10 | Освоение ловли, передач, ведения, бросков мяча: |
Баскетбол | 5 |
Освоение правил игры в баскетбол на одно кольцо 3x3 (со сменой игроков через 3-5 минут) | |
Волейбол | 5 | Освоение передач и приема мяча:
|
Освоение правил игры в волейбол, пионербол: игра в пионербол (5-7 класс) и волейбол (8 класс). Развитие быстроты и точности движений: -броски мяча в стенку на точность попадания; - броски мяча на скорость отскока Развитие координационных способностей в процессе игры. | |||
4. | Плавание № | 15 | Освоение навыков дыхания в воде. Освоение плаваниябрассом, поворотов в брассе. Освоение навыков спасания на воде. Развитие выносливости - проплывание дистанций до 500-800 м с доской и брассом в полной координации. |
5. | Лыжная подготовка | 9 | Освоение лыжных ходов:
|
3.Что должен знать, уметь и выполнять учащийся 5-8 классов.
- Уметь составлять и выполнять комплексы упражнений гимнастики.
- Уметь вести дневник самоконтроля.
- Уметь использовать закаливающие процедуры.
- Уметь выполнять упражнения на равновесие, сохраняя правильную осанку.
- Уметь ловить, передавать, бросать и водить баскетбольный мяч.
- Уметь выполнять передачи и подачи в волейболе. Знать правила.
- Уметь передвигаться на лыжах по слабопересеченной местности изученными способами.
- Уметь применять изученные игровые приемы в игре в волейбол, баскетбол по упрощенным правилам (смена игроков через 4-5 мин).
- Уметь преодолевать гимнастическую полосу препятствий.
V.Теоретическая часть программы для 9-11 класса
- Перечень тем
Наименование тем | кол- во часов | |
1. | Что такое здоровье и как его сохранить. Здоровый образ жизни - гармония и интеллектуальное развитие | 1 |
2. | Целебная сила движения | 1 |
3. | Правила безопасности подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбор одежды и обуви | 1 |
4. | Оздоровительная направленность закаливания | 1 |
5. | Личная и общественная гигиена | 1 |
6. | Питание в жизни человека | 1 |
7. | Первая доврачебная помощь | 1 |
8. | Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки | 1 |
9. | Самоконтроль и врачебный контроль - в чем различия | 1 |
10. | Дыхание | 1 |
Всего: | 10 |
2.Тематическое планирование теоретической части
№ п/п | Наименование тем | Кол- во часов | Краткое содержание |
1. | Что такое здоровье и как его сохранить | 1 | От чего зависит здоровье? Принципы сохранения здоровья. Аспекты культуры здоровья |
2. | Целебная сила движения | 1 | Влияние занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудиcтую и дыхательную систему. |
3. | Правила безопасности подготовки мест занятий физическими упражнениями, выбор одежды и обуви | 1 | Правила безопасности при подготовке мест для купания, лыжных и велосипедных прогулок, езды на роликах, скейтборде и т.д. Правила безопасности во время подвижных и спортивных игр, в походе, при выборе мест для прогулок и тренировок. Подбор обуви и одежды. |
4. | Оздоровительная направленность закаливания | 1 | Что такое закаливание, способы закаливания, основные требования к закаливанию |
5. | Личная и общественная гигиена | 1 | Цели гигиенических требований, правила и нормы личной гигиены, общественная гигиена |
6. | Питание в жизни человека | 1 | Основные принципы питания, рациональное адекватное питание детей, ошибки в питании. Вода и минеральные вещества |
7. | Первая доврачебная помощь | 1 | Кровотечения, растяжения, ушибы, ссадины, потертости, вывихи, переломы, тепловой и солнечный удары, ожоги, обморожения. |
8. | Почему необходимо регулярно проводить занятия по профилактике осанки | 1 | Что происходит с позвоночником при сколиозе? Признаки сколиоза. Что влияет на прогрессирование болезни? Профилактические меры в образе жизни. Использование мышечного расслабления. |
9. | Самоконтроль и врачебный контроль - в чем различия | 1 | Мероприятия врачебного контроля, влияние врачебного контроля на упражнения здоровья. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. |
10. | Дыхание | 1 | Функции дыхания. Виды дыхания, их освоение. Дыхание при занятиях физическими упражнениями. |
VI. Практическая часть программы для 9-11 классов
1.Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам
Виды программного материала | Кол-во часов | Четверти | I | II | III | IV | |||||||||
I | II | III | IV | Сентбрь | Октбрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
I | Основы знаний. | 10 | 6 | 4 | 4 | 2 | 4 | ||||||||
II | Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств: | 54 | |||||||||||||
1. | Легкая атлетика | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||
2. | Г имнастика | 8 | 8 | 4 | 4 | ||||||||||
3. | Спортивные игры | 12 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||||||
4. | Лыжная подготовка | 9 | 9 | 2 | 4 | 3 | |||||||||
5. | Плавание | 17 | 6 | 9 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||||
Всего | 64 | 16 | 14 | 18 | 16 | 8 | 8 | 6 | 8 | 4 | 8 | 6 | 8 | 8 |
2.Овладение основными двигательными умениями и навыками, развитие двигательных качеств.
2.1.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Кол- во часов | Краткое содержание |
1. | Легкая атлетика | 8 | Ускоренная ходьба в сочетании с медленной на дистанциях до 1500 м (начиная с 300 м). Медленный бег в чередовании с ходьбой (30 сек. - бег + 200 м ходьбы). Развитие ловкости, координации: Метание малого мяча из-за головы через плечо на дальность (левой и правой рукой). Развитие спортивных качеств: Бег на дистанции 20- 30 м |
2. | Г имнастика | 8 | Освоение и закрепление комплексов общеразвивающих упражнений:
Освоение танцевальных движений (шаги вальса, польки, галопа, танца «Сиртаки»), Освоение элементов художественной и ритмической гимнастики (дев.) Освоение упражнений в равновесии (бревно, гимнастическая скамья) Освоение простейших упражнений в висе:
|
3. | Спортивные игры | 12 | Баскетбол. Освоение бросков:
Освоение тактических действий в защите и нападении в процессе учебной игры (играть на одно кольцо) |
Волейбол. Освоение техники и тактики игры в волейбол:
Развитие координационных способностей в процессе учебной игры. | |||
4. | Плавание | 17 | Техника плавания брассом. Освоение поворотов в брассе. Освоение прикладного способа плавания - брасс на спине. Освоение приемов спасения утопающих. Развитие выносливости в процессе плавания брассом на дистанции до 1 ООО м |
5. | Лыжная подготовка | 19 | Освоение техники изученных ходов:
Развитие общей выносливости в процессе передвижения на лыжах до 3 км |
3.Что должен знать и уметь учащийся 9-11 классов.
- Знать теоретические сведения.
- Уметь составить и выполнять комплексы общеразвивающих
- и расслабляющих упражнений.
- Уметь провести разминку с группой по каждому виду.
- Уметь играть в волейбол и баскетбол.
- Владеть навыками самоконтроля.
- Уметь оказать первую помощь.
- Сдать зачеты по физической культуре. Учащиеся 9-11 классов сдают зачеты по физической культуре по разделам. На основании полученных оценок по каждому разделу выставляется общая оценка, которая идет в аттестат.
- Методические рекомендации по реализации программы
Группы учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМТ, для занятий физической культурой комплектуются в конце учебного года (до июня) по данным медицинского обследования и заключения врача, а также утверждаются директором школы. Посещения занятий является обязательным. При комплектовании группы допускаются совместные занятия школьников, страдающих различными заболеваниями, т.к. характер приспособления организма к физической нагрузке, в частности органов кровообращения и дыхания, во многих отношениях одинаков.
Группы комплектуются с учетом возраста: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Внутри группы учащиеся распределяются на «сильную» («А») и «слабую» («В») группы. Это позволяет удовлетворительно осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. Определение в группу «А» или «В» осуществляет врач.
Группа «А» - это учащиеся с отклонениями, которые не оказывают существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно владеющие двигательными навыками, а также учащиеся, которые временно отнесены к СМТ для полного восстановления после перенесенного заболевания или травме.
Группа «В» - учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряемыми хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.
При разработке заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физической подготовленности, содержащие (контрольных) заданий для аттестации учащихся разрабатывается учителями совместно с врачом. При проведении занятий необходимо учитывать особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, следовательно, и относительно меньшую приспособляемость к физическим нагрузкам. Учащиеся получая необходимый объем теоретических знаний на занятиях посещают также уроки теории с учащимися основной группы.
На занятиях не следует выполнять упражнения с продолжительными статистическими напряжениями вызывающие длительную задержку дыхания (упоры, лазанье по канату, сопротивления и др.), а также упражнения на скорость. Подвижные игры, эстафеты, прыжки следует давать в небольшом объеме и следить за их влиянием на организм. На занятиях необходимо постоянно использовать дыхательные упражнения, т.к. нарушение дыхательной функции вызывает нарушения кровообращения и наоборот. Дыхательные упражнения способствуют выработке дыхания, способствуют усилению выдоха (при некоторых заболеваниях органов дыхания он бывает ослабленным). Для улучшенияупражнения сочетающие дыхание с различными движениями рук, ног, туловища. Упражнения выполнятся свободно, без задержки дыхания, если она неизбежна, то после окончания упражнения необходимо сделать 2-3 дыхательных упражнения для восстановления нарушенного дыхания.
Кроме занятий в СМГ учащимся рекомендуется выполнять:
- утреннюю гимнастику (комплексы составляются учителями вместе с врачами);
- принимать участие в подвижных играх небольшой интенсивности на переменах;
во время выполнения домашних заданий:
- прогулки, катание на лыжах, коньках;
- посещение бассейна (оздоровительное плавание);
- участвовать в экскурсиях, походах выходного дня, днях здоровья;
- выполнять закаливающие процедуры (воздушные ванны, души и др. рекомендованные учителями и врачами);
Необходимо вести разъяснительную работу с учащимися и их родителями о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья.
- Литература.
- Журналы «Физкультура в школе» с 2001 по 2007 гг.
- Издания библиотечки «Первое сентября», серия здоровье детей. (2005-2006 гг).
- Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана, 1998 г.
- «Организация и оценка здоровья сберегающей деятельности образовательного учреждения». Под ред. М.Л. Безруких и В.Д. Сонькина, 2004 г.
- Материалы всероссийской научно-практической конференции и «Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний». Под ред. О.Д. Роненcон, 2006 г.
- Научно-популярная серия физкультура для всех. 1991-92 гг.
Выполнила:
учитель физической культуры школы № 52 г. Твери Петрова Светлана Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Организация работы с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам или освобождёнными от физических нагрузок на уроках физической культуры в МБОУ СОШ№16»
Цели: привлечь внимание к проблемам учителей физкультуры при работе с учащимися, отнесёнными к спецмедгруппе Задачи: - познакомить с некоторыми аспектами работы с о...
Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123...
Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...
Аттестация по физической культуре учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Аттестация учащихся по физической культуре...
ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 31.10.2003 N 13-51-263/123 "ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ"
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Учебно-методическое обеспечение уроков физической культуры для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе...