Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья по физкультуре на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физкультуры и ОБЖ
МОУ «Луховский лицей»
Козлова Николая Ивановича
Тема педагогической проблемы
«Формирование физической активности и здоровый образ жизни»
Одной из главных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей.
Особую значимость приобретает работа школы по формированию у них правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, повышению двигательной активности. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Проблема сохранения здоровья школьников стала главной проблемой современного общества. Для решения этой проблемы в школе запланировано проведение дней Здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, систематические занятия физической культурой и спортом, основными задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышение интереса к занятиям физическими упражнениями и приобщение к здоровому образу жизни.
Результативность работы с учащимися выражается в укреплении здоровья, в формировании у них потребности систематически заниматься физической культурой и спортом, познавать свои физические резервы, и добиваться успехов через самостоятельные занятия физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни.
Актуальность и перспективность опыта
Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании ее потенциала в экономической, научной и культурной сфере. Поэтому наиболее актуальна проблема оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей, ведь во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Физическая активность и полноценное здоровье влияют на все сферы человеческой деятельности, способствуют включению человека в социальную реальность, реализацию задуманных им планов, они – залог активной насыщенной жизни и долголетия.
Концептуальность
Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Работа построена на принципах:
· Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так, чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
· Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся;
· Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
· Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке;
· Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
· Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.
Как учитель физической культуры и ОБЖ, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационно-коммуникативной, личностной.
Теоретическая база опыта
Определяя понятие красоты человеческого тела, русский учёный М.Ф.Иваницкий наряду со стройностью и безукоризненностью линий отмечает и такие важные качества, как лёгкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. Он считает, что это своего рода талант, с зачатками которого человек рождается и который, как и всякий талант, для созревания и полного расцвета нуждается в развитии и совершенствовании. Все эти качества, даже если они не подарены вам природой «в готовом виде», можно выработать самой с помощью физических упражнений.
Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость
Уроки физической культуры спланированы в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. Уделено внимание развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, определена важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, ориентируюсь на личный подход к учащемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение. Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей. В процессе преподавания физической культуры и ОБЖ стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках активно используется спортивная база школы. Уроки физической культуры проводятся в разных условиях – в спортивном зале, на спортивной площадке. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры проводятся, по возможности, на открытом воздухе.
Ведущая педагогическая идея
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.
Моя педагогическая идея - использование физической активности учащихся, приобщение к здоровому образу жизни, которые направлены на освоение учеником общественных норм и ценностей путем организации, проведения и участия в школьных, муниципальных и российских соревнований по учебной программе и во внеурочной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, стараюсь пробудить в детях желание заниматься спортом – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания.
В работе используется учебно – методическая литература:
- 1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2011 г;
- 2. Физическая культура 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (М.Я. Виленский, И.М. Туревский; Т.Ю. Торочкова и др); под ред. М.Я.Виленского. – 7-еизд.-М.: Просвещение, 2011 г.
- Физическое воспитание в школе / авт.-сост. Е.Л.Годияш и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 379 с.
- Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А.Киселёв, С.Б.Киселёва. – Волгоград: Учитель,2008. – 239 с.
- Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003. -160 с.
- Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 400 с.
- Физическая культура 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /(М.Я.Виленский, И.М.Туревский; Т.Ю.Торочкова и др.); под ред. В.И.Ляха.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2011 г.
- Физическая культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /(В.И.Лях, А.А.Зданевич; под общ. Ред. В.И.Ляха.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2011 г.
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2009;
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а:
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
- Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Результативность опыта
В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся.
- стать победителями и призерами муниципальных, республиканских этапов Всероссийской олимпиады по физической культуре.
- повысить познавательную активность на уроках (из пассивного слушателя в активного участника).
Результатом деятельности в физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Работая с детьми, включаю в содержание урока: спортивные игры, подвижные игры, легкоатлетические эстафеты
С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования навыков здорового образа я использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Ежегодно проводится школьный конкурс «Смотр строя и песни», Вахта памяти, задачей, которых является: формирование гражданско-патриотических качеств личности; обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся
Учебный год | Уровень | Соревнования | Конкурсы | Участники | Результат |
2013 | республиканский | Соревнования по легкой атлетике «Шиповка юных» среди общеобразовательных школ г. Саранска» | Команда | 1 место | |
2014 | республиканский | Республиканские соревнования «Спортивные старты» памяти Заслуженного работника физической культуры Мордовии , Ветерана труда и спорта С.И.Давыдкина | Команда | 1 место | |
2014 | республиканский | Республиканские соревнования «Веселые старты», посвященные празднику «Май-Мир-Труд» среди общеобразовательных учреждений Республики Мордовия | Команда | 2 место | |
2014 | республиканский | Первенство Республики Мордовия по волейболу среди девушек | Малянова Ксения | 1 место | |
2014 | муниципальный | Открытое первенство среди г.о. Саранск в закрытом помещении | Хисориева Ольга | 3 место | |
2014 | республиканский | Соревнования на призы «Детского фонда «Динамо» | Команда | Диплом третьей степени | |
2014 | республиканский | Соревнования на призы «Детского фонда «Динамо» | Команда | Диплом второй степени | |
2014 | Российский | Конкурс рисунков на тему безопасного движения: «Шлем - всему голова» | Есин Дмитрий | Диплом третьей степени |
Возможность тиражирования
По распространению опыта проводятся семинары школьного, муниципального уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...