Рабочая программа по физической культуре 4 класс
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011г.) с учетом междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_4-kh_klassov.doc | 516.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 4-х классов на 2013 -2014 учебный год | РП СМК 2013 (3) | |
Стр. из |
Принято
Педагогическим советом
Протокол № __________
от «___» _________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 4-х классов
на 2013-2014 учебный год
РП СМК 2013 (3)
Составитель
Евдохин Василий Владимирович
учитель физической культуры
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________________________
от «___» __________ 2013г.
Новокузнецк
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка__________________________________________________3
- Учебный план__________________________________________________________5
- Учебно-тематический план_______________________________________________6
- Методическое обеспечение программы____________________________________22
- Список литературы_____________________________________________________27
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предметом обучения физической культуре в начальной школе, в соответствии с Федеральным государственным стандартом, является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью совершенствуются физические качества, осваиваются двигательные действия, укрепляется здоровье. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования универсальных способностей (компетенций). Эти способности активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011г.) с учетом междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа при трехразовых занятиях в неделю.
В 4 классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется в том, что школьники должны осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы двигательной деятельности. Так в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» - освоение целостных комплексов и комбинаций, в разделе «Подвижные игры с элементами спортивных игр» — игры в пионербол, баскетбол по упрощенным правилам. В содержание других разделов вводятся новые упражнения, которые требуют относительно высокого уровня технического исполнения.
Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- формировать общие представления о физической культуре, её роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- вырабатывать представления об основных видах спорта.
При планировании учебного материала для учащихся 4-х классов в рабочей программе внесены изменения из-за отсутствия реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание». В предложенной программе большее количество часов отводится на подвижные игры с элементами спортивных игр. Большинство занятий проводится в игровой и соревновательной форме, а также на открытом воздухе, благодаря чему достигается оздоровительный эффект. На каждом занятии отводится по 3-5 мин. на освоение теоретического материала, который является дополнением к практическому материалу. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, закаливании, физиологии.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
для учителя Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся – М.: Просвещение, 2012г.;
для учащихся Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2011г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 4 класса должны:
- Знать или иметь представление:
- об особенностях зарождения и физической культуры, истории Олимпийских игр, имена олимпийских чемпионов современности;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнений физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их направленности воздействия на организм;
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- об основах личной гигиены, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного и опрятного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры и правилах его предупреждения.
- Уметь:
- Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
- демонстрировать уровень физической подготовленности.
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на перекладине из виса лежа, кол-во раз | 5 | 3-4 | 1 | 18 | 8-13 | 4 |
Прыжок в длину с места, см | 185 | 140-160 | 130 | 170 | 140-155 | 120 |
Наклон вперед из положения сед | 8,5 | 4-6 | 2 | 14 | 7-10 | 3 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,0 | 6,5 - 5,6 | 6,6 | 5,2 | 6,5 – 5,6 | 6,6 |
Бег 1000 м | Без учета времени | |||||
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | в том числе | ||||
Изучение материала | Практи- ческая часть | Повто-рение | Контроль | Резерв-ные часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||||
2 | Легкая атлетика | 27 | 2 | 11 | 1 | 11 | 2 |
3 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 30 | 9 | 14 | 1 | 6 | 0 |
4 | Лыжная подготовка | 21 | 4 | 12 | 0 | 4 | 1 |
5 | Гимнастика с элементами акробатики | 24 | 7 | 8 | 3 | 5 | 1 |
Итого: | 102 | 22 | 45 | 5 | 26 | 4 | |
I четверть ( 9 недель) | 27 | 5 | 11 | 1 | 11 | 1 | |
II четверть ( 7 недель) | 21 | 7 | 11 | 0 | 2 | 0 | |
III четверть ( 10 недель) | 30 | 7 | 13 | 2 | 6 | 2 | |
IV четверть ( 8 недель) | 24 | 3 | 10 | 2 | 7 | 1 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 Обеспеченность программы методическими видами продукции
Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «Физическая культура»
для учащихся четвертых классов
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Дидактические карточки с заданиями по разделам программы | К |
1.2 | Образовательные программы по предмету | Д |
1.3 | Учебно-методические пособия и рекомендации | Д |
1.4 | Журнал «Физическая культура в школе» | Д |
2. Печатные пособия | ||
2.1 | Таблицы (в соответствии с программой обучения) | Д |
2.2 | Схемы (в соответствии с программой обучения) | Д |
3. Технические средства обучения (ТСО) | ||
3.1 | Музыкальный центр | Д |
3.2 | Мегафон | Д |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
4.1 | Аудиозаписи | Д |
5. Учебно-практическое оборудование | ||
5.1 | Бревно гимнастическое | Д |
5.2 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
5.3 | Стенка гимнастическая | П |
5.4 | Скамейка гимнастическая жесткая 4 м, 2 м | П |
5.5 | Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5.6 | Мячи: набивные 1 кг, мяч малый (теннисный), баскетбольные, волейбольные, футбольные | Ф |
5.7 | Палка гимнастическая | К |
5.8 | Скакалка детская | К |
5.9 | Обруч пластиковый детский | К |
5.10 | Мат гимнастический | П |
5.11 | Коврики гимнастические | Ф |
5.12 | Стойка для прыжков в высоту | Д |
5.13 | Планка для прыжков в высоту | Д |
5.14 | Рулетка измерительная | Д |
5.15 | Комплект лыжный: лыжи, палки, ботинки | К |
5.16 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
5.17 | Сетка волейбольная | Д |
5.18 | Жилетки игровые с номерами | К |
5.19 | Аптечка | Д |
4.2 Система контролирующих материалов
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания. При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
по основам знаний
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются различные методы. Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный. Метод экономичен в проведении. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
по технике владения двигательными действиями (умениями, навыками)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнения, двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), в точно, надлежащем темпе, легко и четко. Допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, приведших к неуверенному или напряженному выполнению двигательного действия. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок или отказ от выполнения упражнения.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба), необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Контроль и учет уровня физического развития и физической подготовленности
обучающихся четвёртого класса
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Лет | Уровень | ||||||
Мальчики | девочки | |||||||||
низкий | средний | высо-кий | низкий | средний | высо-кий | |||||
1 | Скорость | Бег 30 м, с | 9 10 11 | 6,8 6,6 6,3 | 6,7-5,7 6,5-5,6 6,1-5,5 | 5,1 5,0 5,0 | 7,0 6,6 6,4 | 6,9-6,0 6,5-5,6 6,3-5,7 | 5,3 5,2 5,1 | |
2 | Координация | Челночный бег 3×10 м, с | 9 10 11 | 10,2 9,9 9,7 | 9,9-9,3 9,5-9,0 9,3-8,8 | 8,8 8,6 8,5 | 10,8 10,4 10,1 | 10,3-9,7 10,0-9,5 9,7-9,3 | 9,3 9,1 8,9 | |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 9 10 11 | 120 130 140 | 130-150 140-160 160-180 | 175 185 195 | 110 120 130 | 135-150 140-155 150-175 | 160 170 185 | |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 9 10 11 | 800 850 900 | 850-1000 900-1050 1000-1100 | 1200 1250 1300 | 600 650 700 | 700-900 750-950 850-1000 | 1000 1050 1100 | |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 9 10 11 | 1 2 2 | 3-5 4-6 6-8 | 7,5 8,5 10 | 2 3 4 | 6-9 7-10 8-10 | 13 14 15 | |
6 | Сила | Подтягивание на высокой (м), низкой (д) перекладине, кол-во раз | 9 10 11 | 1 1 1 | 3-4 3-4 4-5 | 5 5 6 | 3 4 4 | 7-11 8-13 10-14 | 16 18 19 |
4.3 Перечень примерных тем учебных проектов
1. Любимый вид спорта.
2. Древние и современные Олимпийские игры.
3. О витаминах.
4. Как правильно питаться?
4.4 Перечень примерных тем учебно-исследовательских работ обучающихся
1. Является ли спорт средством здорового образа жизни?
2. Повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой.
3. Значение утренней гигиенической гимнастики.
4. Воздействие физической нагрузки на наш организм.
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Список литературы для учителя
- Обязательная литература
- Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры – М.: Советский спорт, 2007. – 140с.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся – М.: Просвещение, 2012. – 128с.
- Дополнительная литература
- Бутин И.М. Лыжный спорт - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
- Жуков М.Н. Подвижные игры – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160с.
- Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 4 класс – М.: ВАКО, 2006. – 176с.
- Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 447с.
- Найминова Э.Б. Спортивные игры на уроках физкультуры – М.: Ростов-н/Д: Феникс, 2001 - 256 с.
- Список литературы для ученика
- Обязательная литература
- Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобраз. учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
- Дополнительная литература
- Коростелев Н.Б. 50 уроков здоровья: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1991. – 111с.
- Москвина М.А. Приключения Олимпионика: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1994. – 80с.
- Семенова И.И. Такой незнакомый Я: Книга для учащихся младших и средних классов. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
- Семёнова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.
- Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Педагогика, 1991. – 160с.
6 ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер и дата внесения изменения | Основания для внесения изменения | Описание внесенного изменения | Лицо, вносящее изменения | |
ФИО | Подпись | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."
В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"
Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.
Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия№50» Канавинского района города Нижнего Новгорода на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 9 классов образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...