Рабочая программа по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Плохих Светлана Николаевна

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций.

Апробацию программы  уроков физкультуры на основе акробатического рок-н-ролла решено провести  в пятых классах. В этом году в эксперименте участвует 5А класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы №14

Ростовская область город Новошахтинск

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №14

Приказ от _______  №  _____

___________  Дашкевич О.С.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла

Уровень общего образования общеобразовательный

5А класс

Количество часов 35

Учитель Плохих Светлана Николаевна

Программа разработана для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла специалистов Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская Федерация акробатического рок-н-ролла» разработана коллективом.

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций

2014-2015 уч.г.


Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла разработана коллективом специалистов Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская Федерация акробатического рок-н-ролла» (ООФСО РосФАРР) в составе: Голев А.Б. (руководитель), к.п.н. Разова Е.В., Цветкова Т.К.

Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций.

Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций и учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период.

Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического  рок-н-ролла была разработана на основе многолетнего опыта ООФСО РосФАРР и прошла апробацию в школах г. Москвы и  Московской области, г. Санкт-Петербурга,   г. Томска, г. Самары, г. Новосибирска, г. Уфы, пр.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………...4
  2. Общая характеристика учебного предмета………………………………..6
  3. Место предмета в учебном плане …………………………………………10
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения……10
  5. Содержание учебного предмета…………………………………………...13

6.Тематическое планирование  с определением основных видов

    учебной  деятельности………………………………………………………..16

7. Календарно-тематическое планирование  ………………………………….18

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    предмета «физическая культура»…………………………………………….27

9. Планируемые результаты изучения программы……………………………..30

 10 Список литературы……………………………………………………………32

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Апробацию программы  уроков физкультуры на основе акробатического рок-н-ролла решено провести  в пятых классах. В этом году в эксперименте участвует 5А класс.

           Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, - обеспечение не только духовно-нравственного и гражданско-патриотического, но и физического развития личности россиянина, укрепления его здоровья.

В условиях, когда по данным официальной статистики Минздрава России существенно снижены показатели здоровья подрастающего поколения во всех возрастно-половых группах, сложно переоценить роль занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, как наиболее массового (по охвату детей и молодёжи) способа передачи основ культуры здорового образа жизни, увеличения общего объёма двигательной активности обучающихся.

Полифункциональный характер этой сферы образования ценен тем, что она обеспечивает развитие не только физических, но и эстетических, нравственных качеств обучающихся, способствует укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, коммуникативных качеств характера, профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации, обладает зрелищными свойствами, наполняющими жизнь подростков позитивным настроем.

Известно, что виды спорта, интегрирующие в себя различные способы двигательной активности и обладающие весомой зрелищной составляющей, представляют для детей и молодёжи повышенный интерес.

Именно эти качества, а также особая культура и многогранный характер выгодно выделяют АРР из числа других видов спорта.

АРР способствует в большей степени, чем многие другие виды спорта, не только физическому, но и культурному, духовному развитию молодого человека. Он формирует вокруг себя особую атмосферу общения, увлеченности не просто видом спорта и присущими ему двигательными навыками, а собственной индивидуальной культурой, выходящей далеко за рамки спорта.

Такая эксклюзивность АРР обуславливается синтезом его корней – музыки, танца и акробатики. Обучающиеся на занятиях АРР изначально погружаются в мир духовности, творчества и искусства, а наличие спортивной составляющей укрепляет их физическое здоровье, психическое состояние, привносит в занятия дух состязательности.

Привлечение детей к занятиям рок-н-роллом возможно благодаря привлекательности его хореографических и акробатических движений, выполняемых в виде постановочного танца под музыкальное сопровождение, положительному мотивационному потенциалу показательных выступлений высококвалифицированных спортсменов, красоте, грациозности и точности выполняемых ими двигательных комплексов.

Все эти уникальные свойства АРР открывают большие возможности для активизации интереса детей и подростков к данному виду спорта, мотивации  ведения активного здорового образа жизни, способствуют воспитанию всесторонне развитой личности обучающегося.

Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре». 

Программа раскрывает методические особенности обучения акробатическому рок-н-роллу (АРР) в общеобразовательной организации.

Целью программы является формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом средствами акробатического рок-н-ролла.

Реализация этой цели будет способствовать решению таких важных задач, как:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития акробатического рок-н-ролла в частности, о роли данного вида спорта в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни;

– обучение знаниям, умениям и навыкам в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся;

- общее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Акробатический рок-н-ролл относится к группе сложно-координационных видов спорта, т.к. его основным содержанием является взаимодействия партнеров, оформленное в двигательные композиции с музыкальным сопровождением в соответствии с правилами соревнований.

Акробатический рок-н-ролл – это спортивный танец, сочетающий в себе танцевальные движения под ритмичную музыку с хореографическими и акробатическими элементами. Данный синтез раскрывает обучающимся широкие возможности для реализации определенных двигательных навыков в специфических танцевально-акробатических композициях. Все танцевальные движения в сочетании с акробатическими элементами исполняются в высоком темпе, без пауз и статических поз и имеют индивидуальный ритмический характер, определяемый особенностями музыки «рок-н-ролл».

Суть акробатического рок-н-ролла - это исполнение танцевальной программы, основанной на основном ходу («пружинка» или «качение»), и танцевальные фигуры, исполняемые в паре или отдельно, с элементами вращения.

Акробатический рок-н-ролл относится к спортивной форме танца, предназначенной для соревнований. Это постановочный танец. Его танцуют в паре (партнер и партнерша) или в группе, состоящей целиком из женщин или из нескольких пар.

Специфику акробатического рок-н-ролла определяют следующие характеристики:

  • действия каждого партнера, выполняемые в различных соединениях в темпе 45-52 тактов в минуту (темп движений связан со стилем «рок-н-ролл»);
  • достаточно продолжительные композиции (1 мин. 30 сек. – 2 мин.), требующие длительной и трудоемкой тренировочной работы над подготовительными упражнениями, отдельными конкретными движениями и целыми связками движений, исполнение которых предъявляет высокие требования к функциональным системам организма, хорошо стимулируя их развитие;
  • выполнение акробатических элементов на жестком покрытии, что представляет собой определённый травматический риск и предполагает соответствующие средства для защиты и страховки;
  • строгие требования к возрасту и квалификации;
  • проведение соревнований в двух основных видах: среди пар и групп (когда упражнения одновременно выполняют от 4 до 8 пар, или 10-12 девочек/девушек), что значительно расширяет художественно-творческие возможности тренеров и спортсменов (обучающихся).

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в себя три основных раздела:

- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);

- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

В разделе «Знания о физической культуре» представлены основные термины и понятия спортивного танца «акробатический рок-н-ролл», его история развития и  роль в современном обществе. В этом разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки танцоров, особенности организации и проведения самостоятельных занятий акробатическим рок-н-роллом, отражаются основные правила проведения соревнований в различных категориях, а так же требования техники безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел взаимосвязан с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: организацию и проведение занятий акробатическим рок-н-ролом с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровнем подготовленности; условия соблюдения требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий; информацию об инвентаре и одежде для занятий акробатическим рок-н-роллом. 

Раздел «Физическое совершенствование». Данный раздел ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и включает в себя несколько направлений: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».

«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся. В этом разделе изучаются оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки танцоров. Освоение обучающимися основных элементов акробатического рок-н-ролла.

"Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью", ориентирована на совершенствование и усложнение техники акробатического рок-н-ролла (выполнения сложных движений, связок движений), уровень которой ориентирован на физкультурно-спортивные массовые мероприятия.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в  осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16).

Это  способствует расширению знаний и умений по физической культуре средствами акробатического рок-н-ролла, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом таких составляющих, как:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством акробатического рок-н-ролла;
  • овладение системой знаний о физическом развитии и физической подготовленности и функциональных системах организма;
  • освоение умений самостоятельно регулировать физические нагрузки на занятиях акробатическим рок-н-роллом;
  • углубление знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и акробатического рок-н-ролла в частности;
  • освоение базового учебного уровня по физической культуре, который включается в целостный образовательный процесс и является обязательным для всех обучающихся.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

При планировании занятий акробатическим рок-н-роллом, как 3-ий урок физической культуры  на I этапе обучения отводится в 1 классе – 33 часа, а в остальных по 34 часа; на II этапе 170 часов - по 34 часа в каждом классе; на  III этапе 70 часов - по 35 часов в каждом классе.

В 2014-2015 учебном году занятия акробатическим рок-н-роллом будет проводится за счет третьего урока физической культуры в 5А классе.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:

-        понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

-        навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;

-        знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

-        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-        готовность к личностному самоопределению;

-        уважительное отношение к иному мнению;

-        овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

-        этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

-        положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;

-        дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-        навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

-        оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:

-        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности в области вида спорта «акробатический рок-н-ролл»;

-        умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-        самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) во время занятий акробатическим рок-н-роллом в соответствии с возможностями своего организма;

-        умение работать с партнёром и в команде во время занятий акробатическим рок-н-роллом, соревновательной деятельности и показательных выступлений: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

-        формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать:

•        oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

•        о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

•        о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

•        о терминологии разучиваемых упражнений акробатического рок-н-ролла, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

•        об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

•        о причинах травматизма на занятиях физической культурой (на занятиях акробатическим рок-н-роллом в том числе) и правилах его предупреждения.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать:

•        физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств средствами акробатического рок-н-ролла, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

•        физиологические основы деятельности систем дыхания,

кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры (в том числе средствами акробатического рок-н-ролла);

•        возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством занятий акробатическим рок-н-роллом;

•        индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности во время занятий акробатическим рок-н-роллом;

•        способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

•        правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях акробатическим рок-н-роллом.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся  по окончании средней школы должны уметь:

- характеризовать:

  • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
  • особенности обучения и самообучения двигательным действиям акробатического рок-н-ролла, особенности развития физических способностей на занятиях акробатическим рок-н-роллом;
  • особенности форм урочных и внеурочных занятий акробатическим рок-н-роллом, основы их структуры, содержания и направленности;
  • особенности содержания и направленности различных физических упражнений акробатического рок-н-ролла, их оздоровительную и развивающую эффективность.

- определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности при занятиях акробатическим рок-н-роллом;
  • эффективность занятий физическими упражнениями акробатического рок-н-ролла, функциональное состояние организма и физическую работоспособность во время занятий акробатическим рок-н-роллом;
  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений во время занятий акробатическим рок-н-роллом.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре

История физической культуры. Физическая культура и спорт в международном сообществе, их цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История возникновения и развития акробатического рок-н-ролла в мире и России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на международной арене. Знакомство с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми тенденциями в хореографическом искусстве.

Базовые понятия физической культуры.

Физическая культура человека. Общий режим дня обучающегося, его содержание и планирование. Правила закаливания организма. Ведение личного дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Форма для занятий акробатическим рок-н-роллом. Общие гигиенические требования к занимающимся акробатическим рок-н-роллом. Правила техники безопасности на занятиях по акробатическому рок-н-роллу. Структура и содержание тренировочных занятий акробатическим рок-н-роллом. Основы хореографической подготовки, как средства эстетического воспитания. Основы составления хореографических комбинаций. Ритм и пластика в движениях под музыку. Правила проведения восстановительных процедур: дыхательная гимнастика, восстановительный массаж. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение занятий. Подготовка места для занятий акробатическим рок-н-роллом. Составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультурных минуток, физкультурных пауз. Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Выбор и разучивание упражнений, движений и комплексов движений акробатического рок-н-ролла.

Оценка эффективности занятий.

Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные

формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития обучающихся.

Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленности с использованием средств рок-н-ролла: 

- физическая подготовка: комплекс упражнений для развития координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы). Силовые упражнения (для ног – выпады с переносом тяжести корпуса вправо и влево; для рук – «волна» в положении лежа). Упражнения на развитие быстроты выполнения хореографических и спортивных элементов акробатического рок-н-ролла. Классическая хореография акробатического рок-н-ролла. Элементы акробатики.

- базовая подготовка: владение основами танцевальной техники и парной акробатики вольтижного характера.

- хореографическая и музыкальная подготовка: развитие двигательных возможностей для занятий акробатическим рок-н-роллом; повышение качества исполнительской культуры; воспитание эмоциональности и красоты движений, воспитание музыкального слуха, чувства ритма, понимания взаимосвязи музыки и движений. Знакомство с произведениями различных композиторов. Развитие гибкости, координации движений, выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Формирование понятий о качественных и эстетических показателях исполнения соревновательных программ.

Спортивно-оздоровительная деятельность показательно-соревновательной направленности с использованием средств рок-н-ролла:

- акробатические упражнения – одно  из средств совершенствования физических и волевых качеств человека. Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, развитию реакции. Особую ценность представляют вращательные движения, которые хорошо развивают вестибулярный аппарат и улучшают навыки  ориентации в пространстве.

Индивидуальные акробатические упражнения - на матах (кувырки вперёд, в прыжке, «колесо», стойка на руках), на скамейке; отработка акробатических элементов в паре.

- полуакробатические упражнения: Лассо, По-лассо, Тоте-фрау, Тоте-мен, Проходы и проезды под ногами, Седы на колени, Прыжок ноги врозь, Сед углом на руки, Сед на бедра, Колодец, Свечка, Свечка в группировке (бомбочка), Вертушка, Полувиклер, Прыжок через руку, Тарелка, Качели.

- танцевальная база акробатического рок-н-ролла - «основной конкурсный ход» (шпрунг-шрит): характерные броски  ног из-за такта "5 и 6" - это kik — ball change и в 4-х дольном такте "1-2-3-4" - это kik — step, kik — step. Весь основной ход (шпрунг-шрит): kik — ball change,  kik — step, kik — step.

 Упражнения для подготовки к исполнению основного хода: бросковые движения ногами, перемещения по полу акцентированными шагами.

Критерии оценки конкурсной программы по акробатическому рок-н-роллу: техника рук и ног, оригинальность, сложность и качество исполнения основного хода, его вариаций, танцевальных фигур, полуакробатических и акробатических фигур, музыкальная и композиционная постановка номера в целом, сценическая культура, общее впечатление.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование прохождения программного материала обучения

№ п/п

Виды деятельности

Раздел 1. Знания о физической культуре

1

История физической культуры

0,5

2

Физическая культура человека

0,5

Раздел 2. Способы двигательной деятельности

3

Организация и проведение самостоятельных занятий

1

4

Оценка эффективности занятий

1

Раздел 3. Физическое совершенствование

5

Общая физическая и специальная подготовка

4

6

Гимнастика с элементами  акробатики

4

7

Фитнес

4

8

Хореографическая подготовка

4

9

Базовая подготовка

4

Раздел 4.Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

10

Физическая подготовленность

2

11

Полуакробатические упражнения

2

Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью

12

Акробатические упражнения и фигуры

3

13

Элементы акробатического рок-н-ролла

3

14

Акробатический рок-н-ролл

2

Общее количество часов

34

Обучающиеся любой возрастной группы  могут начать обучения с I этапа.

VII.Календарно – тематическое планирование по физической культуре на основе акробатического

рок-н-ролла

для учащихся 5А класса – 1 час в неделю 2014 – 2015 уч. год

урока

Дата

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Д/З

Раздел 1. Знания о физической культуре.

История физической культуры(1 час)

1

Вводный

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. История возникновения и развития АРР.

Определятьи краткохарактеризоватьфизическую культуру (как занятия физическими упражнениями, подвижными испортивными играми).

Выявлятьразличия в основных способах передвижения человека.

текущий

Ком.№1

Раздел 2. Способы физкультурной деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий (2 часа)

1

Обучение

Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.

Формирование правильной осанки и ее коррекция.Осанка и комплексы упражнений АРР по профилактике ее нарушения.

Составлять индивидуальный

режим дня.

Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

 Знать комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

текущий

Ком.№1

текущий

Ком.№1

Формирование правильной осанки и ее коррекция.

1

Обучение

Раздел 3. Физическое совершенствование

Общая физическая и специальная подготовка (3 часа)

1

Комплексный

Подвижные игры в зимнее и летнее время года

«Автомобили», «Водяной», «Горелки», «Карлики и великаны», «Музыкальные змейки», «Нитка-иголка», «Повтори за мной», «Поезд»,«Эхо»,"Часовые и разведчики",

"Охотники и утки", ,"Перетягивание через черту", "Сильные и ловкие", , "Наступление", ,

"День и ночь", "Эстафета по кругу","Удочка" (простая и командная), "Верёвочка под ногами", ,"Снайперы","Ящерица", "Ловкие и меткие", "Перестрелка".

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Уметь общаться и

 взаимодействовать в игровой деятельности, организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности.

Осваивать универсальные

умения, связанные с выполнением организующих упражнений.

текущий

Ком.№1

текущий

Ком.№1

Общая физическая и специальная подготовка

1

Комплексный

Общая физическая и специальная подготовка

1

Комплексный

Текущий

Ком.№1

Гимнастика с элементами акробатики (5 часов)

1

Обучение

Элементы художественной и балетной гимнастики для развития гибкости, ловкости, растяжки, координации движений.

Простые акробатические упражнения:

- упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади);

- седы (на пятках, с наклоном, углом);

- группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью);

- перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью), из упора присев назад и боком;

- кувырок вперед в группировке;

- мост из положения лежа на спине;

- прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Выполнять упражнения из художественной и балетной гимнастики.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Осваивать технику простых акробатических упражнений.

текущий

Ком.№1

По технике исполнения

Ком.№1

Элементы художественной и балетной гимнастики для развития гибкости, ловкости.

1

Совершенствование

Элементы художественной и балетной гимнастики для развития  растяжки, координации движений.

1

Совершенствование

По технике исполнения

Ком.№2

Простые акробатические упражнения

1

Обучение

Ком.№2

Хореографическая подготовка (9 часов)

1

Обучение

Знакомство с основами хореографии,  ее видами и жанрами.

Понятия: такт, ритм, музыкальная фраза, музыкальное предложение. Разучивание простых элементов классического экзерсиса с музыкальным сопровождением и без него (см. Приложение 1).

Знакомство с основными элементами народного танца (бег, ходьба, галоп, подскоки, соскоки, переборы).

Знакомство с основами композиции танца. Изучение  простых танцевальных перестроений и фигур (линия, колонна, круг, диагональ).

Общеукрепляющие упражнения. Знакомство с простыми движениями танца на середине зала: приставной шаг в сторону, двойной приставной шаг в сторону, приставной шаг вперед с правой, левой ноги, прыжковые комбинации по I, II параллельным позициям, «восьмерка», «змейка», «шассе» (в сторону с правой, левой ноги), поворот на шагах,  пр.

Исполнение коротких танцевальных композиций из простых движений.

Знакомство с простыми движениями и связками рок-н-ролла.

Упражнения для развития подвижности позвоночника.

Знакомство с танцами, основой которых являются приставные шаги.

Освоить  понятия такта, ритма, музыкальная фраза, музыкальное предложение (в том числе в рок-н-ролле).

Осваивать технику выполнения простых элементов классического экзерсиса и базовых движений рок-н-ролла.

Выполнять простые элементы классического экзерсиса с музыкальным сопровождением и без него.

Осваивать  технику танца «рок-н-ролл».

Выполнять элементарные движения народного танца и рок-н-ролла.

Уметь самостоятельно соединять простые танцевальные движения и связки рок-н-ролла в короткие танцевальные композиции.

текущий

Ком.№2

12-13

Разучивание простых элементов классического экзерсиса

2

Обучение

текущий

Ком.№2

текущий

Ком.№2

14-15

Знакомство с основами композиции танца.

2

Обучение

текущий

Ком.№3

16-17-18-19

Общеукрепляющие упражнения

4

Комплексный

20-21

Базовая подготовка (4 часа)

2

Обучение

Знакомство с основами танцевальной техники. Понятие «пластика тела».

Изучение основных позиций рук, ног и положения тела в классическом и народном танце. Танцевальные позиции в рок-н-ролле (см. Раздел XI).

Смена различных позиций рук отдельно каждой и обеими с одновременным поворотом головы.

Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, мячики, ленты, пр.).

Осваивать основные позиции рук, ног и тела

в классическом, народном танце.  

Выполнять танцевальные

 позиции в рок-н-ролле.

текущий

Ком.№3

22

Танцевальные позиции в рок-н-ролле (см. Раздел XI).

1

Совершенствование

текущий

Ком.№3

23

Движения рук в разных направлениях без предметов

1

Совершенствование

текущий

Ком.№3

Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

24

Физическая подготовленность (4 часа)

1

Обучение

Комплексы упражнений для развития координации и равновесия.

Упражнения на развитие быстроты выполнения элементов рок-н-ролла.

Осваиватьумения выполнять универсальные физические упражнения.

Развиватьфизическиекачества.

текущий

Ком.№4

25

Комплексы упражнений для развития координации

1

Учетный

По технике исполнения

Ком.№4

26

Комплексы упражнений для развития  равновесия.

1

Учетный

По технике исполнения

Ком.№4

27

Упражнения на развитие быстроты выполнения элементов рок-н-ролла.

1

Учетный

По технике исполнения

Ком.№4

Раздел 5.Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной  направленностью

28-29

Полуакробатичес-кие и акробатические  упражнения и фигуры

2

Обучение

Простые полуакробатические упражнения.

 Простые акробатические упражнения - на матах (кувырки вперёд (в том числе в прыжке), «колесо», стойка на руках), акробатические упражнения на скамейке, пр.

 Простые акробатические упражнения в паре.

Техника ног в акробатическом рок-н-ролле (АРР) (см. Раздел XI)

Осваивать полуакробатические и акробатические упражнения.

Знать технику и уметь выполнять простейшие обязательные полуакробатические и акробатические упражнения.

Уметь взаимодействовать в парах при выполнении простых полуакробатических и акробатических упражнений.

 Осваивать технику ног акробатического рок-н-ролла (АРР).

текущий

Ком.№4

30-31-32

Элементы акробатического рок-н-ролла (5 часов)

3

Обучение

Пружинки на одной, двух ногах; прыжки: ноги врозь, вместе, с выпадами, скрестно; бег на месте (с высоким поднимание  бедра, с захлестыванием голени, пр.);

Простейшие танцевальные элементы («шаг-приставка-шаг-точка», «Ладушки»);шаги (с поднятым коленом и оттянутой стопой); простейшие движения ног («гармошка», «елочка», выпады вправо и влево); базовые движения бедер (круговые и «восьмерка»); прыжки и бег (на месте и с продвижением);исходные движения рук (напряжение и расслабление); синхронизация простейших движений рук и ног.Позиции рук и ног. Пластичность и выразительность движений.

Осваивать и выполнять позиции рук и ног в танце «рок-н-ролл».

Осваивать и выполнять простые (базовые) танцевальные фигуры рок-н-ролла на основном ходе АРР.

Описывать технику разучиваемых танцевальных фигур.

текущий

Ком.№4

33

Пружинки на одной, двух ногах

1

Учетный

По технике исполнения

Ком.№4

34

Простейшие танцевальные элементы

2

Учетный

По технике исполнения

Ком.№4

34

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Для занятий акробатическим рок-н-роллом необходимо иметь зал хореографии, площадку с жестким покрытием (зал) для отработки танцевальных движений рок-н-ролла, фигур и композиций АРР, а также спортивное оборудование для занятий акробатикой (маты, батут, гимнастическую лонжу, резиновую лонжу) и специальное оборудование для тренажёрного зала. 

Для методического, музыкального обеспечения занятий и общефизической подготовки обучающихся можно использовать оборудование общеобразовательной организации, приобретённое в соответствии с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 г. № МД-520/19) и физкультурно-спортивными приоритетами данной организации.

Примерный набор такого оборудования приведён в таблице, где в качестве характеристик количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы  в группах (один экземпляр на 5-6 человек)

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Примечания

Федеральный государственный образовательный стандарт  всех ступеней образования

Примерная программа по физической культуре

Рабочие программы

Д

Учебно-методические пособия и рекомендации

Журнал «Физическая культура в школе»

Журнал «Спорт в школе»

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Музыкальный центр не менее 100 Дб, pitch-control, CD-Player, I-Pod/Pad подключение

микрофоны (A-mic)

стойка для музыкального оборудования

Мегафон

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи

Видеозаписи

Д

Учебно-практическое оборудование

Бревно напольное (3 м)

П

Козел гимнастический

П

Стенка гимнастическая

П

Скамейка гимнастическая жесткая (2м; 4 м)

П

Мячи: набивные 1 и 2 кг, малый (теннисный), малый (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

Скакалка

П

Гимнастический подкидной мостик

Д

Кегли

К

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

Д

Лента финишная

Д

Дорожка разметочная для прыжков

Д

Рулетка измерительная

К

Сетка для переноса и хранения мячей

П

Жилетки игровые с номерами

П

Аптечка

Д

Маты гимнастические, массажные

К

Размеры (140 * 58 * 10) см

Коврики для занятий йогой, стрейчингом

К

Размеры (140 * 58 * 10) см

Гантели

К

Вес 0, 90 кг пары

Гантели

К

Вес 1, 35 кг пары

Гантели

К

Вес 1, 80 кг пары

Гантели

К

Вес 2, 70 кг пары

Стойка под  Гантели 40 - 70 пар

Д

Два экземпляра

Резиновые амортизаторы длинные

К

Сопротивление минимальное

Резиновые амортизаторы длинные

К

Сопротивление слабое

Резиновые амортизаторы длинные

К

Сопротивление среднее

Мячи fit ball

Ф

Диаметр 50 см.

Мячи fit ball

Ф

Диаметр 55 см.

Стойка для хранения фитболов

Д

Длинная по одной стороне  зала

Диск для баланса

К

Диаметр 36 см

Мячи медицин-бол

К

Вес 1,8 кг

Подставка для медицин-боллов

Д

Два экземпляра

Конусы

К

Высота 50 см

Палка гимнастическая пластмассовая

К

100 см

Обруч плоский

К

80 см

Клипса палка-обруч плоский

Д

средство для скрепления обручей

Мячи резиновые диаметр 15 см

К

15 см

Конусы разметка

П

резиновые диски

Метки круглые резиновые

П

Мини мячи тяжелые (резиновые)

К

Мячи паралоновые

К

Оборудование класса

Станок хореографический

Д

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения Программы обучающиеся начального,  основного общего и среднего (полного) образования в общеобразовательных организаций должны

знать /понимать:

-  основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;

–        роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

–                основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь:

–        составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей

–        выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки, пр. с учетом состояния индивидуальных возможностей организма, состояния здоровья и физической подготовленности;

–        осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, самоконтроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

–        соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений;

–        использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки.

Приобрести основы музыкальной и хореографической грамоты:

- понимать, что такое: «ритм музыки», «характер музыки», «музыкальный такт», «музыкальная фраза», «музыкальное предложение»;

- знать и выполнять простые элементы классического экзерсиса;

- знать и выполнять смену базовых позиций рук и ног;

- выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала под музыку и без неё (под счёт).

В конце I-го этапа обучения обучающиеся должны:

- знать правила предупреждения травматизма во время занятий рок-н-роллом;

- уметь выполнять упражнения из художественной и балетной гимнастики;

- уметь выполнять простые полуакробатические и акробатические упражнения;

- знать базовые танцевальные позиции рок-н-ролла;

- знать простые танцевальные фигуры рок-н-ролла и выполнять танцевальные связки из них;

- знать и уметь выполнять основной ход рок-н-ролла;

- освоить технику ног АРР;

- выполнять простые связки и танцевальные композиции               рок-н-ролла на основе техники ног АРР.

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амелин, А. В. Все о рок-н-ролле / А. В. Амелин. Томск. Май, 2003. - 25 с.

2. Амелин, А. В. Все о рок-н-ролле. Томск. 2003.

3. Быстрова Т.Н. Методика обучения групп начальной подготовки акробатического рок-н-ролла. Самиздат. 2000г.

4. Балунова Е.Н.Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дисс. канд. пед. наук / Балунова Е.Н. С-П., 2009 – 24 с.

5. Голев А.Б. Методика акробатического рок-н-ролла «Танцуем рок-н-ролл». Министерство культуры, 1988 г.

6. Журавин M.Л. Особенности развития координации и силы у юных гимнастов 9-11 лет на этапе начального обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук / M.JI. Журавин. Д., 1976 - 22 с.

7. Игнашенко А.М. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт. 1951. - 159 с.

8. Курысь В.Н. Спортивная акробатика теория и методика обучения прыжкам на дорожке II том. - Ставрополье, 1994. - 205 с.

9. Кужекина А.И. 5-ти летняя программа обучению рок-н-роллу. Самиздат 2001.

10. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

11. Кызим П.Н. Акробатический рок-н-ролл. - Xарьков.: Основа, 1999. – 320 с.

12. Кызим П.Н. Программа изучения (преподавания) основных движений акробатического рок-н-ролла в 1-4 классах общеобразовательных школ,  ХаГИФК, 1997.  

13. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М., ФиС, 1984.

14. Мисюк, О.А. Акробатический рок-н-ролл 92 / О.А Мисюк М.: Советский спорт, 1992. - С. 5 - 17.

15. Мисюк, О.А. Российскому акробатическому рок-н-роллу 10 лет /    О.А. Мисюк. - СПб.: Советский спорт, 1998. - С. 5.

16. Муллагильдина А.Я. Повышение эффективности тренировочного процесса в акробатическом рок-н-ролле: Дисс. канд. пед. наук. - Харьков, 1995. Назаренко, Л. Н. Средства и методы развития двигательных координаций / Назаренко. Л. Н.М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа  по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов

Рабочая программа по предмету физическая культура на основе  акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом осно...