Рабочая программа по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций.
Апробацию программы уроков физкультуры на основе акробатического рок-н-ролла решено провести в пятых классах. В этом году в эксперименте участвует 5А класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по физкультуре на основе акробатического рок-н-ролла первого года обучения. | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №14
Ростовская область город Новошахтинск
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №14
Приказ от _______ № _____
___________ Дашкевич О.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла
Уровень общего образования общеобразовательный
5А класс
Количество часов 35
Учитель Плохих Светлана Николаевна
Программа разработана для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла специалистов Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская Федерация акробатического рок-н-ролла» разработана коллективом.
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций
2014-2015 уч.г.
Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла разработана коллективом специалистов Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Всероссийская Федерация акробатического рок-н-ролла» (ООФСО РосФАРР) в составе: Голев А.Б. (руководитель), к.п.н. Разова Е.В., Цветкова Т.К.
Рекомендовано экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций.
Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций и учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период.
Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла была разработана на основе многолетнего опыта ООФСО РосФАРР и прошла апробацию в школах г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга, г. Томска, г. Самары, г. Новосибирска, г. Уфы, пр.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………...4
- Общая характеристика учебного предмета………………………………..6
- Место предмета в учебном плане …………………………………………10
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения……10
- Содержание учебного предмета…………………………………………...13
6.Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности………………………………………………………..16
7. Календарно-тематическое планирование ………………………………….18
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
предмета «физическая культура»…………………………………………….27
9. Планируемые результаты изучения программы……………………………..30
10 Список литературы……………………………………………………………32
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Апробацию программы уроков физкультуры на основе акробатического рок-н-ролла решено провести в пятых классах. В этом году в эксперименте участвует 5А класс.
Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, - обеспечение не только духовно-нравственного и гражданско-патриотического, но и физического развития личности россиянина, укрепления его здоровья.
В условиях, когда по данным официальной статистики Минздрава России существенно снижены показатели здоровья подрастающего поколения во всех возрастно-половых группах, сложно переоценить роль занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, как наиболее массового (по охвату детей и молодёжи) способа передачи основ культуры здорового образа жизни, увеличения общего объёма двигательной активности обучающихся.
Полифункциональный характер этой сферы образования ценен тем, что она обеспечивает развитие не только физических, но и эстетических, нравственных качеств обучающихся, способствует укреплению навыков внутренней организации, самодисциплины, коммуникативных качеств характера, профилактике заболеваний, физической и психоэмоциональной рекреации и реабилитации, обладает зрелищными свойствами, наполняющими жизнь подростков позитивным настроем.
Известно, что виды спорта, интегрирующие в себя различные способы двигательной активности и обладающие весомой зрелищной составляющей, представляют для детей и молодёжи повышенный интерес.
Именно эти качества, а также особая культура и многогранный характер выгодно выделяют АРР из числа других видов спорта.
АРР способствует в большей степени, чем многие другие виды спорта, не только физическому, но и культурному, духовному развитию молодого человека. Он формирует вокруг себя особую атмосферу общения, увлеченности не просто видом спорта и присущими ему двигательными навыками, а собственной индивидуальной культурой, выходящей далеко за рамки спорта.
Такая эксклюзивность АРР обуславливается синтезом его корней – музыки, танца и акробатики. Обучающиеся на занятиях АРР изначально погружаются в мир духовности, творчества и искусства, а наличие спортивной составляющей укрепляет их физическое здоровье, психическое состояние, привносит в занятия дух состязательности.
Привлечение детей к занятиям рок-н-роллом возможно благодаря привлекательности его хореографических и акробатических движений, выполняемых в виде постановочного танца под музыкальное сопровождение, положительному мотивационному потенциалу показательных выступлений высококвалифицированных спортсменов, красоте, грациозности и точности выполняемых ими двигательных комплексов.
Все эти уникальные свойства АРР открывают большие возможности для активизации интереса детей и подростков к данному виду спорта, мотивации ведения активного здорового образа жизни, способствуют воспитанию всесторонне развитой личности обучающегося.
Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе акробатического рок-н-ролла (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре».
Программа раскрывает методические особенности обучения акробатическому рок-н-роллу (АРР) в общеобразовательной организации.
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом средствами акробатического рок-н-ролла.
Реализация этой цели будет способствовать решению таких важных задач, как:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития акробатического рок-н-ролла в частности, о роли данного вида спорта в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни;
– обучение знаниям, умениям и навыкам в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
- общее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Акробатический рок-н-ролл относится к группе сложно-координационных видов спорта, т.к. его основным содержанием является взаимодействия партнеров, оформленное в двигательные композиции с музыкальным сопровождением в соответствии с правилами соревнований.
Акробатический рок-н-ролл – это спортивный танец, сочетающий в себе танцевальные движения под ритмичную музыку с хореографическими и акробатическими элементами. Данный синтез раскрывает обучающимся широкие возможности для реализации определенных двигательных навыков в специфических танцевально-акробатических композициях. Все танцевальные движения в сочетании с акробатическими элементами исполняются в высоком темпе, без пауз и статических поз и имеют индивидуальный ритмический характер, определяемый особенностями музыки «рок-н-ролл».
Суть акробатического рок-н-ролла - это исполнение танцевальной программы, основанной на основном ходу («пружинка» или «качение»), и танцевальные фигуры, исполняемые в паре или отдельно, с элементами вращения.
Акробатический рок-н-ролл относится к спортивной форме танца, предназначенной для соревнований. Это постановочный танец. Его танцуют в паре (партнер и партнерша) или в группе, состоящей целиком из женщин или из нескольких пар.
Специфику акробатического рок-н-ролла определяют следующие характеристики:
- действия каждого партнера, выполняемые в различных соединениях в темпе 45-52 тактов в минуту (темп движений связан со стилем «рок-н-ролл»);
- достаточно продолжительные композиции (1 мин. 30 сек. – 2 мин.), требующие длительной и трудоемкой тренировочной работы над подготовительными упражнениями, отдельными конкретными движениями и целыми связками движений, исполнение которых предъявляет высокие требования к функциональным системам организма, хорошо стимулируя их развитие;
- выполнение акробатических элементов на жестком покрытии, что представляет собой определённый травматический риск и предполагает соответствующие средства для защиты и страховки;
- строгие требования к возрасту и квалификации;
- проведение соревнований в двух основных видах: среди пар и групп (когда упражнения одновременно выполняют от 4 до 8 пар, или 10-12 девочек/девушек), что значительно расширяет художественно-творческие возможности тренеров и спортсменов (обучающихся).
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности учебная программа включает в себя три основных раздела:
- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);
- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);
- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
В разделе «Знания о физической культуре» представлены основные термины и понятия спортивного танца «акробатический рок-н-ролл», его история развития и роль в современном обществе. В этом разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки танцоров, особенности организации и проведения самостоятельных занятий акробатическим рок-н-роллом, отражаются основные правила проведения соревнований в различных категориях, а так же требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятий физической культурой. Этот раздел взаимосвязан с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя: организацию и проведение занятий акробатическим рок-н-ролом с учетом индивидуальных особенностей физического развития и уровнем подготовленности; условия соблюдения требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий; информацию об инвентаре и одежде для занятий акробатическим рок-н-роллом.
Раздел «Физическое совершенствование». Данный раздел ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и включает в себя несколько направлений: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся. В этом разделе изучаются оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
«Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», направлена на физическое совершенствование обучающихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки танцоров. Освоение обучающимися основных элементов акробатического рок-н-ролла.
"Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью", ориентирована на совершенствование и усложнение техники акробатического рок-н-ролла (выполнения сложных движений, связок движений), уровень которой ориентирован на физкультурно-спортивные массовые мероприятия.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ (в рамках физического воспитания обучающихся в том числе) в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16).
Это способствует расширению знаний и умений по физической культуре средствами акробатического рок-н-ролла, обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом таких составляющих, как:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья посредством акробатического рок-н-ролла;
- овладение системой знаний о физическом развитии и физической подготовленности и функциональных системах организма;
- освоение умений самостоятельно регулировать физические нагрузки на занятиях акробатическим рок-н-роллом;
- углубление знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения в целом и акробатического рок-н-ролла в частности;
- освоение базового учебного уровня по физической культуре, который включается в целостный образовательный процесс и является обязательным для всех обучающихся.
- МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
При планировании занятий акробатическим рок-н-роллом, как 3-ий урок физической культуры на I этапе обучения отводится в 1 классе – 33 часа, а в остальных по 34 часа; на II этапе 170 часов - по 34 часа в каждом классе; на III этапе 70 часов - по 35 часов в каждом классе.
В 2014-2015 учебном году занятия акробатическим рок-н-роллом будет проводится за счет третьего урока физической культуры в 5А классе.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности в области вида спорта «акробатический рок-н-ролл»;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) во время занятий акробатическим рок-н-роллом в соответствии с возможностями своего организма;
- умение работать с партнёром и в команде во время занятий акробатическим рок-н-роллом, соревновательной деятельности и показательных выступлений: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
B результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать:
• oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
• о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
• о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
• о терминологии разучиваемых упражнений акробатического рок-н-ролла, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
• о причинах травматизма на занятиях физической культурой (на занятиях акробатическим рок-н-роллом в том числе) и правилах его предупреждения.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать:
• физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств средствами акробатического рок-н-ролла, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• физиологические основы деятельности систем дыхания,
кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры (в том числе средствами акробатического рок-н-ролла);
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством занятий акробатическим рок-н-роллом;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности во время занятий акробатическим рок-н-роллом;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях акробатическим рок-н-роллом.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании средней школы должны уметь:
- характеризовать:
- особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
- особенности обучения и самообучения двигательным действиям акробатического рок-н-ролла, особенности развития физических способностей на занятиях акробатическим рок-н-роллом;
- особенности форм урочных и внеурочных занятий акробатическим рок-н-роллом, основы их структуры, содержания и направленности;
- особенности содержания и направленности различных физических упражнений акробатического рок-н-ролла, их оздоровительную и развивающую эффективность.
- определять:
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности при занятиях акробатическим рок-н-роллом;
- эффективность занятий физическими упражнениями акробатического рок-н-ролла, функциональное состояние организма и физическую работоспособность во время занятий акробатическим рок-н-роллом;
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений во время занятий акробатическим рок-н-роллом.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре
История физической культуры. Физическая культура и спорт в международном сообществе, их цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История возникновения и развития акробатического рок-н-ролла в мире и России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на международной арене. Знакомство с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми тенденциями в хореографическом искусстве.
Базовые понятия физической культуры.
Физическая культура человека. Общий режим дня обучающегося, его содержание и планирование. Правила закаливания организма. Ведение личного дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Форма для занятий акробатическим рок-н-роллом. Общие гигиенические требования к занимающимся акробатическим рок-н-роллом. Правила техники безопасности на занятиях по акробатическому рок-н-роллу. Структура и содержание тренировочных занятий акробатическим рок-н-роллом. Основы хореографической подготовки, как средства эстетического воспитания. Основы составления хореографических комбинаций. Ритм и пластика в движениях под музыку. Правила проведения восстановительных процедур: дыхательная гимнастика, восстановительный массаж. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий. Подготовка места для занятий акробатическим рок-н-роллом. Составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультурных минуток, физкультурных пауз. Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Выбор и разучивание упражнений, движений и комплексов движений акробатического рок-н-ролла.
Оценка эффективности занятий.
Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные
формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития обучающихся.
Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленности с использованием средств рок-н-ролла:
- физическая подготовка: комплекс упражнений для развития координации и равновесия (руки, подъем колена, подъем на полупальцы). Силовые упражнения (для ног – выпады с переносом тяжести корпуса вправо и влево; для рук – «волна» в положении лежа). Упражнения на развитие быстроты выполнения хореографических и спортивных элементов акробатического рок-н-ролла. Классическая хореография акробатического рок-н-ролла. Элементы акробатики.
- базовая подготовка: владение основами танцевальной техники и парной акробатики вольтижного характера.
- хореографическая и музыкальная подготовка: развитие двигательных возможностей для занятий акробатическим рок-н-роллом; повышение качества исполнительской культуры; воспитание эмоциональности и красоты движений, воспитание музыкального слуха, чувства ритма, понимания взаимосвязи музыки и движений. Знакомство с произведениями различных композиторов. Развитие гибкости, координации движений, выносливости, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Формирование понятий о качественных и эстетических показателях исполнения соревновательных программ.
Спортивно-оздоровительная деятельность показательно-соревновательной направленности с использованием средств рок-н-ролла:
- акробатические упражнения – одно из средств совершенствования физических и волевых качеств человека. Они способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, развитию реакции. Особую ценность представляют вращательные движения, которые хорошо развивают вестибулярный аппарат и улучшают навыки ориентации в пространстве.
Индивидуальные акробатические упражнения - на матах (кувырки вперёд, в прыжке, «колесо», стойка на руках), на скамейке; отработка акробатических элементов в паре.
- полуакробатические упражнения: Лассо, По-лассо, Тоте-фрау, Тоте-мен, Проходы и проезды под ногами, Седы на колени, Прыжок ноги врозь, Сед углом на руки, Сед на бедра, Колодец, Свечка, Свечка в группировке (бомбочка), Вертушка, Полувиклер, Прыжок через руку, Тарелка, Качели.
- танцевальная база акробатического рок-н-ролла - «основной конкурсный ход» (шпрунг-шрит): характерные броски ног из-за такта "5 и 6" - это kik — ball change и в 4-х дольном такте "1-2-3-4" - это kik — step, kik — step. Весь основной ход (шпрунг-шрит): kik — ball change, kik — step, kik — step.
Упражнения для подготовки к исполнению основного хода: бросковые движения ногами, перемещения по полу акцентированными шагами.
Критерии оценки конкурсной программы по акробатическому рок-н-роллу: техника рук и ног, оригинальность, сложность и качество исполнения основного хода, его вариаций, танцевальных фигур, полуакробатических и акробатических фигур, музыкальная и композиционная постановка номера в целом, сценическая культура, общее впечатление.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование прохождения программного материала обучения
№ п/п | Виды деятельности | |
Раздел 1. Знания о физической культуре | ||
1 | История физической культуры | 0,5 |
2 | Физическая культура человека | 0,5 |
Раздел 2. Способы двигательной деятельности | ||
3 | Организация и проведение самостоятельных занятий | 1 |
4 | Оценка эффективности занятий | 1 |
Раздел 3. Физическое совершенствование | ||
5 | Общая физическая и специальная подготовка | 4 |
6 | Гимнастика с элементами акробатики | 4 |
7 | Фитнес | 4 |
8 | Хореографическая подготовка | 4 |
9 | Базовая подготовка | 4 |
Раздел 4.Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | ||
10 | Физическая подготовленность | 2 |
11 | Полуакробатические упражнения | 2 |
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью | ||
12 | Акробатические упражнения и фигуры | 3 |
13 | Элементы акробатического рок-н-ролла | 3 |
14 | Акробатический рок-н-ролл | 2 |
Общее количество часов | 34 |
Обучающиеся любой возрастной группы могут начать обучения с I этапа.
VII.Календарно – тематическое планирование по физической культуре на основе акробатического
рок-н-ролла
для учащихся 5А класса – 1 час в неделю 2014 – 2015 уч. год
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/З | |
Раздел 1. Знания о физической культуре. | |||||||||
История физической культуры(1 час) | 1 | Вводный | Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. История возникновения и развития АРР. | Определятьи краткохарактеризоватьфизическую культуру (как занятия физическими упражнениями, подвижными испортивными играми). Выявлятьразличия в основных способах передвижения человека. | текущий | Ком.№1 | |||
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности | |||||||||
Организация и проведение самостоятельных занятий (2 часа) | 1 | Обучение | Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения. Формирование правильной осанки и ее коррекция.Осанка и комплексы упражнений АРР по профилактике ее нарушения. | Составлять индивидуальный режим дня. Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток. Знать комплексы упражнений для формирования правильной осанки. | текущий | Ком.№1 | |||
текущий | Ком.№1 | ||||||||
Формирование правильной осанки и ее коррекция. | 1 | Обучение | |||||||
Раздел 3. Физическое совершенствование | |||||||||
Общая физическая и специальная подготовка (3 часа) | 1 | Комплексный | Подвижные игры в зимнее и летнее время года «Автомобили», «Водяной», «Горелки», «Карлики и великаны», «Музыкальные змейки», «Нитка-иголка», «Повтори за мной», «Поезд»,«Эхо»,"Часовые и разведчики", "Охотники и утки", ,"Перетягивание через черту", "Сильные и ловкие", , "Наступление", , "День и ночь", "Эстафета по кругу","Удочка" (простая и командная), "Верёвочка под ногами", ,"Снайперы","Ящерица", "Ловкие и меткие", "Перестрелка". Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге. | Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Уметь общаться и взаимодействовать в игровой деятельности, организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. | текущий | Ком.№1 | |||
текущий | Ком.№1 | ||||||||
Общая физическая и специальная подготовка | 1 | Комплексный | |||||||
Общая физическая и специальная подготовка | 1 | Комплексный | |||||||
Текущий | Ком.№1 | ||||||||
Гимнастика с элементами акробатики (5 часов) | 1 | Обучение | Элементы художественной и балетной гимнастики для развития гибкости, ловкости, растяжки, координации движений. Простые акробатические упражнения: - упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); - седы (на пятках, с наклоном, углом); - группировка из положения, лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); - перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью), из упора присев назад и боком; - кувырок вперед в группировке; - мост из положения лежа на спине; - прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. | Выполнять упражнения из художественной и балетной гимнастики. Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений. Осваивать технику простых акробатических упражнений. | текущий | Ком.№1 | |||
По технике исполнения | Ком.№1 | ||||||||
Элементы художественной и балетной гимнастики для развития гибкости, ловкости. | 1 | Совершенствование | |||||||
Элементы художественной и балетной гимнастики для развития растяжки, координации движений. | 1 | Совершенствование | По технике исполнения | Ком.№2 | |||||
Простые акробатические упражнения | 1 | Обучение | Ком.№2 | ||||||
Хореографическая подготовка (9 часов) | 1 | Обучение | Знакомство с основами хореографии, ее видами и жанрами. Понятия: такт, ритм, музыкальная фраза, музыкальное предложение. Разучивание простых элементов классического экзерсиса с музыкальным сопровождением и без него (см. Приложение 1). Знакомство с основными элементами народного танца (бег, ходьба, галоп, подскоки, соскоки, переборы). Знакомство с основами композиции танца. Изучение простых танцевальных перестроений и фигур (линия, колонна, круг, диагональ). Общеукрепляющие упражнения. Знакомство с простыми движениями танца на середине зала: приставной шаг в сторону, двойной приставной шаг в сторону, приставной шаг вперед с правой, левой ноги, прыжковые комбинации по I, II параллельным позициям, «восьмерка», «змейка», «шассе» (в сторону с правой, левой ноги), поворот на шагах, пр. Исполнение коротких танцевальных композиций из простых движений. Знакомство с простыми движениями и связками рок-н-ролла. Упражнения для развития подвижности позвоночника. Знакомство с танцами, основой которых являются приставные шаги. | Освоить понятия такта, ритма, музыкальная фраза, музыкальное предложение (в том числе в рок-н-ролле). Осваивать технику выполнения простых элементов классического экзерсиса и базовых движений рок-н-ролла. Выполнять простые элементы классического экзерсиса с музыкальным сопровождением и без него. Осваивать технику танца «рок-н-ролл». Выполнять элементарные движения народного танца и рок-н-ролла. Уметь самостоятельно соединять простые танцевальные движения и связки рок-н-ролла в короткие танцевальные композиции. | текущий | Ком.№2 | |||
12-13 | Разучивание простых элементов классического экзерсиса | 2 | Обучение | текущий | Ком.№2 | ||||
текущий | Ком.№2 | ||||||||
14-15 | Знакомство с основами композиции танца. | 2 | Обучение | ||||||
текущий | Ком.№3 | ||||||||
16-17-18-19 | Общеукрепляющие упражнения | 4 | Комплексный | ||||||
20-21 | Базовая подготовка (4 часа) | 2 | Обучение | Знакомство с основами танцевальной техники. Понятие «пластика тела». Изучение основных позиций рук, ног и положения тела в классическом и народном танце. Танцевальные позиции в рок-н-ролле (см. Раздел XI). Смена различных позиций рук отдельно каждой и обеими с одновременным поворотом головы. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, мячики, ленты, пр.). | Осваивать основные позиции рук, ног и тела в классическом, народном танце. Выполнять танцевальные позиции в рок-н-ролле. | текущий | Ком.№3 | ||
22 | Танцевальные позиции в рок-н-ролле (см. Раздел XI). | 1 | Совершенствование | текущий | Ком.№3 | ||||
23 | Движения рук в разных направлениях без предметов | 1 | Совершенствование | текущий | Ком.№3 | ||||
Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | |||||||||
24 | Физическая подготовленность (4 часа) | 1 | Обучение | Комплексы упражнений для развития координации и равновесия. Упражнения на развитие быстроты выполнения элементов рок-н-ролла. | Осваиватьумения выполнять универсальные физические упражнения. Развиватьфизическиекачества. | текущий | Ком.№4 | ||
25 | Комплексы упражнений для развития координации | 1 | Учетный | По технике исполнения | Ком.№4 | ||||
26 | Комплексы упражнений для развития равновесия. | 1 | Учетный | По технике исполнения | Ком.№4 | ||||
27 | Упражнения на развитие быстроты выполнения элементов рок-н-ролла. | 1 | Учетный | По технике исполнения | Ком.№4 | ||||
Раздел 5.Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью | |||||||||
28-29 | Полуакробатичес-кие и акробатические упражнения и фигуры | 2 | Обучение | Простые полуакробатические упражнения. Простые акробатические упражнения - на матах (кувырки вперёд (в том числе в прыжке), «колесо», стойка на руках), акробатические упражнения на скамейке, пр. Простые акробатические упражнения в паре. Техника ног в акробатическом рок-н-ролле (АРР) (см. Раздел XI) | Осваивать полуакробатические и акробатические упражнения. Знать технику и уметь выполнять простейшие обязательные полуакробатические и акробатические упражнения. Уметь взаимодействовать в парах при выполнении простых полуакробатических и акробатических упражнений. Осваивать технику ног акробатического рок-н-ролла (АРР). | текущий | Ком.№4 | ||
30-31-32 | Элементы акробатического рок-н-ролла (5 часов) | 3 | Обучение | Пружинки на одной, двух ногах; прыжки: ноги врозь, вместе, с выпадами, скрестно; бег на месте (с высоким поднимание бедра, с захлестыванием голени, пр.); Простейшие танцевальные элементы («шаг-приставка-шаг-точка», «Ладушки»);шаги (с поднятым коленом и оттянутой стопой); простейшие движения ног («гармошка», «елочка», выпады вправо и влево); базовые движения бедер (круговые и «восьмерка»); прыжки и бег (на месте и с продвижением);исходные движения рук (напряжение и расслабление); синхронизация простейших движений рук и ног.Позиции рук и ног. Пластичность и выразительность движений. | Осваивать и выполнять позиции рук и ног в танце «рок-н-ролл». Осваивать и выполнять простые (базовые) танцевальные фигуры рок-н-ролла на основном ходе АРР. Описывать технику разучиваемых танцевальных фигур. | текущий | Ком.№4 | ||
33 | Пружинки на одной, двух ногах | 1 | Учетный | По технике исполнения | Ком.№4 | ||||
34 | Простейшие танцевальные элементы | 2 | Учетный | По технике исполнения | Ком.№4 | ||||
34 |
Для занятий акробатическим рок-н-роллом необходимо иметь зал хореографии, площадку с жестким покрытием (зал) для отработки танцевальных движений рок-н-ролла, фигур и композиций АРР, а также спортивное оборудование для занятий акробатикой (маты, батут, гимнастическую лонжу, резиновую лонжу) и специальное оборудование для тренажёрного зала.
Для методического, музыкального обеспечения занятий и общефизической подготовки обучающихся можно использовать оборудование общеобразовательной организации, приобретённое в соответствии с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 г. № МД-520/19) и физкультурно-спортивными приоритетами данной организации.
Примерный набор такого оборудования приведён в таблице, где в качестве характеристик количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество | Примечания | |
Федеральный государственный образовательный стандарт всех ступеней образования Примерная программа по физической культуре Рабочие программы | Д | ||
Учебно-методические пособия и рекомендации Журнал «Физическая культура в школе» Журнал «Спорт в школе» | Д | ||
Печатные пособия | |||
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения) | Д | ||
Технические средства обучения | |||
Музыкальный центр не менее 100 Дб, pitch-control, CD-Player, I-Pod/Pad подключение микрофоны (A-mic) стойка для музыкального оборудования Мегафон | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи Видеозаписи | Д | ||
Учебно-практическое оборудование | |||
Бревно напольное (3 м) | П | ||
Козел гимнастический | П | ||
Стенка гимнастическая | П | ||
Скамейка гимнастическая жесткая (2м; 4 м) | П | ||
Мячи: набивные 1 и 2 кг, малый (теннисный), малый (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К | ||
Скакалка | П | ||
Гимнастический подкидной мостик | Д | ||
Кегли | К | ||
Флажки: разметочные с опорой, стартовые | Д | ||
Лента финишная | Д | ||
Дорожка разметочная для прыжков | Д | ||
Рулетка измерительная | К | ||
Сетка для переноса и хранения мячей | П | ||
Жилетки игровые с номерами | П | ||
Аптечка | Д | ||
Маты гимнастические, массажные | К | Размеры (140 * 58 * 10) см | |
Коврики для занятий йогой, стрейчингом | К | Размеры (140 * 58 * 10) см | |
Гантели | К | Вес 0, 90 кг пары | |
Гантели | К | Вес 1, 35 кг пары | |
Гантели | К | Вес 1, 80 кг пары | |
Гантели | К | Вес 2, 70 кг пары | |
Стойка под Гантели 40 - 70 пар | Д | Два экземпляра | |
Резиновые амортизаторы длинные | К | Сопротивление минимальное | |
Резиновые амортизаторы длинные | К | Сопротивление слабое | |
Резиновые амортизаторы длинные | К | Сопротивление среднее | |
Мячи fit ball | Ф | Диаметр 50 см. | |
Мячи fit ball | Ф | Диаметр 55 см. | |
Стойка для хранения фитболов | Д | Длинная по одной стороне зала | |
Диск для баланса | К | Диаметр 36 см | |
Мячи медицин-бол | К | Вес 1,8 кг | |
Подставка для медицин-боллов | Д | Два экземпляра | |
Конусы | К | Высота 50 см | |
Палка гимнастическая пластмассовая | К | 100 см | |
Обруч плоский | К | 80 см | |
Клипса палка-обруч плоский | Д | средство для скрепления обручей | |
Мячи резиновые диаметр 15 см | К | 15 см | |
Конусы разметка | П | резиновые диски | |
Метки круглые резиновые | П | ||
Мини мячи тяжелые (резиновые) | К | ||
Мячи паралоновые | К | ||
Оборудование класса | |||
Станок хореографический | Д |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения Программы обучающиеся начального, основного общего и среднего (полного) образования в общеобразовательных организаций должны
знать /понимать:
- основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;
– роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
– основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
уметь:
– составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей
– выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, укрепление мышечной структуры, развитие ловкости, гибкости, координации движений, укрепление осанки, пр. с учетом состояния индивидуальных возможностей организма, состояния здоровья и физической подготовленности;
– осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, самоконтроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
– соблюдать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений;
– использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки.
Приобрести основы музыкальной и хореографической грамоты:
- понимать, что такое: «ритм музыки», «характер музыки», «музыкальный такт», «музыкальная фраза», «музыкальное предложение»;
- знать и выполнять простые элементы классического экзерсиса;
- знать и выполнять смену базовых позиций рук и ног;
- выполнять простые танцевальные движения и связки на середине зала под музыку и без неё (под счёт).
В конце I-го этапа обучения обучающиеся должны:
- знать правила предупреждения травматизма во время занятий рок-н-роллом;
- уметь выполнять упражнения из художественной и балетной гимнастики;
- уметь выполнять простые полуакробатические и акробатические упражнения;
- знать базовые танцевальные позиции рок-н-ролла;
- знать простые танцевальные фигуры рок-н-ролла и выполнять танцевальные связки из них;
- знать и уметь выполнять основной ход рок-н-ролла;
- освоить технику ног АРР;
- выполнять простые связки и танцевальные композиции рок-н-ролла на основе техники ног АРР.
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амелин, А. В. Все о рок-н-ролле / А. В. Амелин. Томск. Май, 2003. - 25 с.
2. Амелин, А. В. Все о рок-н-ролле. Томск. 2003.
3. Быстрова Т.Н. Методика обучения групп начальной подготовки акробатического рок-н-ролла. Самиздат. 2000г.
4. Балунова Е.Н.Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дисс. канд. пед. наук / Балунова Е.Н. С-П., 2009 – 24 с.
5. Голев А.Б. Методика акробатического рок-н-ролла «Танцуем рок-н-ролл». Министерство культуры, 1988 г.
6. Журавин M.Л. Особенности развития координации и силы у юных гимнастов 9-11 лет на этапе начального обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук / M.JI. Журавин. Д., 1976 - 22 с.
7. Игнашенко А.М. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт. 1951. - 159 с.
8. Курысь В.Н. Спортивная акробатика теория и методика обучения прыжкам на дорожке II том. - Ставрополье, 1994. - 205 с.
9. Кужекина А.И. 5-ти летняя программа обучению рок-н-роллу. Самиздат 2001.
10. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод. пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
11. Кызим П.Н. Акробатический рок-н-ролл. - Xарьков.: Основа, 1999. – 320 с.
12. Кызим П.Н. Программа изучения (преподавания) основных движений акробатического рок-н-ролла в 1-4 классах общеобразовательных школ, ХаГИФК, 1997.
13. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М., ФиС, 1984.
14. Мисюк, О.А. Акробатический рок-н-ролл 92 / О.А Мисюк М.: Советский спорт, 1992. - С. 5 - 17.
15. Мисюк, О.А. Российскому акробатическому рок-н-роллу 10 лет / О.А. Мисюк. - СПб.: Советский спорт, 1998. - С. 5.
16. Муллагильдина А.Я. Повышение эффективности тренировочного процесса в акробатическом рок-н-ролле: Дисс. канд. пед. наук. - Харьков, 1995. Назаренко, Л. Н. Средства и методы развития двигательных координаций / Назаренко. Л. Н.М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.
Данная программа составлена в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...
Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся В.И.Лях, А.А.Зданевич 1-11 классы (- Москва: Просвещение, 2010).
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Программа по физической культуре в начальной школе ориентирована на достижени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре на основе акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов
Рабочая программа по предмету физическая культура на основе акробатического рок-н-ролла для 6 - х классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом осно...