Программа секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол. В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.
Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:
-совершенствование игры в волейбол;
-усвоение основных приёмов игры;
-тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
-совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
-укрепление здоровья;
-воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.
Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.
Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разно уровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.
Программа предназначена для учащихся 11 – 17 лет.
Сроки реализации программы:
1-й этап – 11-13 лет.
2-й этап – 12-14 лет.
3-й этап – 13-15 лет.
Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.
Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере. Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.
Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
3.09 8.09 10.09 | 1 | Вводный инструктаж. Правила игры в волейбол | 3 | 3 | |
15.09 | 2 | Основы техники и тактики игры | 1 | 1 | |
17.09 | 3 | Передача мяча сверху двумя руками. | 3 | 1 | |
22.09 | Обучение передачи мяча сверху двумя руками | 1 | |||
24.09 | Закрепление техники передачи мяча сверху двумя руками | 1 | |||
28.09 | 4 | Приём мяча сверху двумя руками. | 3 | 1 | |
1.10 | Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. |
|
| 1 | |
6.10 | Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте с мячом | 1 | |||
8.10 | 5 | Подача мяча снизу двумя руками. | 11 | 1 | |
13.10 15.10 | Имитация подачи мяча снизу | 2 | |||
20.10 22.10 27.10 29.10 3.11 5.11 | Нижняя прямая подача в пределы площадки | 6 | |||
10.11 | Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 1 | |||
12.11 17.11 19.11 | Подача мяча нижняя боковая | 3 | |||
6 | Прием мяча | 17 | |||
24.11 26.11 1.12 3.12 8.12 10.12 15.12 17.12 | Совершенствование приема мяча снизу на месте | 8 | |||
22.12 24.12 29.12 5.01 6.01 12.01 14.01 | Приема мяча после передвижения | 7 | |||
19.01 21.01 26.01 28.01 | Приема мяча после подачи | 4 | |||
2.02 | 7 | Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров. | 18 | 1 | |
4,9,11,16, 18,25.02;2,4.03 | Нижняя прямая | 8 | |||
9,11,16,18.25,30,03; 1,6,8,13,15.04 | Нижняя боковая | 11 | |||
20.04 | 8 | Передача мяча снизу | 12 | 1 | |
22.04 | Индивидуальная над собой | 1 | |||
27.04 29.04 4.05 | Индивидуальная с отскоком от стены | 3 | |||
6.05 11.05 13.05 18.05 20.05 | Передача мяча снизу к партнёру | 5 | |||
25.05 27.07 | Передача мяча снизу через сетку | 2 | |||
Итого | 74 | 8 | 66 |
Второй год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводный инструктаж | 1 | 1 | ||
2 | Приём и передача мяча сверху двумя руками. | 15 | 1 | ||
Индивидуальная передача сверху | 2 | ||||
Передача мяча в парах двумя руками через сетку. | 4 | ||||
Прием мяча 2 руками от сетки. Игра. | 3 | ||||
Прием мяча 2 руками после нападающего удара | 5 | ||||
3 | Приём и передача мяча снизу двумя руками. | 14 | 1 | ||
Прием мяча 2 руками после подачи партнера. | 5 | ||||
Индивидуальная передача снизу | 2 | ||||
Индивидуальная передача над собой, прием снизу. | 6 | ||||
4 | Приём мяча после подачи снизу двумя руками. | 1 | 1 | ||
5 | Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров. | 20 | |||
Планирующая и силовая подача. | 8 | ||||
Прямая верхняя подача через сетку в разные зоны. Подача в прыжке. | 6 | ||||
Прямая нижняя подача через сетку в разные зоны | 6 | ||||
6 | Нападающий удар. | 2 | 1 | ||
Нападающий удар. | 1 | ||||
7 | Учебная игра | 15 | 15 | ||
Итого | 68 | 4 | 64 |
Третий год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводный инструктаж | 1 | 1 | ||
2 | Верхняя прямая передача | 10 | |||
Индивидуальная передача сверху, прием снизу у стены | 2 | ||||
Верхняя передача мяча партнёру | 3 | ||||
Передача мяча «веером» на месте из зоны 6 в зоны 2, 3, 4. | 5 | ||||
2 | Приём мяча снизу двумя руками | 21 | 1 | ||
Приём мяча снизу двумя руками снизу с выпадом. | 5 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу после передвижения | 5 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу назад стоя на месте. | 7 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу назад после передвижения. | 3 | ||||
3 | Подача мяча через сетку снизу | 3 | 3 | ||
4 | Нападающий удар | 21 | |||
Нападающий удар на месте у стены | 6 | ||||
Нападающий удар в парах: на месте и в прыжке | 3 | ||||
Нападающий удар с высокой передачи из зон 3, 2, 4. | 5 | ||||
Нападающий удар с переводом, обманный удар. | 7 | ||||
5 | Блокирование одиночное после набрасывания и в игре. | 1 | 1 | ||
6 | Учебная игра | 11 | 11 | ||
Итого | 68 | 2 | 66 |
Ожидаемые результаты
1-й год обучения:
- Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
- Выполнять подачу мяча через сетку.
- Использовать полученные навыки в двусторонней игре.
2-й год обучения:
- Совершенствовать навыки приёма и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
- Владеть навыками подачи мяча снизу.
- Уметь выполнять нападающий удар.
- Применять полученные навыки в учебной игре.
3-й год обучения:
- Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
- Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
- Совершенствовать навыки нападающего удара.
- Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
Содержание программы
Данная программа рассчитана на пять лет теоретического и практического обучения игре в волейбол. Последовательное формирование умений и навыков идёт на протяжении всех лет обучения. В течение первого года усваиваются приёмы подачи мяча, удара в нападении и др. Второй год обучения формирует навыки всевозможных передач мяча, отрабатывает подачу мяча через сетку сверху. В течение третьего года идёт обучение блокированию мяча, постановке удара. В течение всего времени обучения главная роль отводится учебно-тренировочным играм.
Методическое обеспечение программы
Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:
- ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
- изучение – подбор упражнений и методов управления;
- изучение приёма в усложнённых условиях;
- закрепление – анализ выполнения приёма.
Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.
Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.
Список использованной литературы
Литература для учителя:
Железняк Ю.120 уроков по волейболу.-М. Просвещение: 2007
Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение:2008.
Литература для учащихся:
Ж. «Физкультура в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...