Программа секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол. В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.
Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:
-совершенствование игры в волейбол;
-усвоение основных приёмов игры;
-тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
-совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
-укрепление здоровья;
-воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.
Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.
Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разно уровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.
Программа предназначена для учащихся 11 – 17 лет.
Сроки реализации программы:
1-й этап – 11-13 лет.
2-й этап – 12-14 лет.
3-й этап – 13-15 лет.
Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.
Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере. Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.
Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.
Учебно-тематический план программы
Первый год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
3.09 8.09 10.09 | 1 | Вводный инструктаж. Правила игры в волейбол | 3 | 3 | |
15.09 | 2 | Основы техники и тактики игры | 1 | 1 | |
17.09 | 3 | Передача мяча сверху двумя руками. | 3 | 1 | |
22.09 | Обучение передачи мяча сверху двумя руками | 1 | |||
24.09 | Закрепление техники передачи мяча сверху двумя руками | 1 | |||
28.09 | 4 | Приём мяча сверху двумя руками. | 3 | 1 | |
1.10 | Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча. |
|
| 1 | |
6.10 | Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте с мячом | 1 | |||
8.10 | 5 | Подача мяча снизу двумя руками. | 11 | 1 | |
13.10 15.10 | Имитация подачи мяча снизу | 2 | |||
20.10 22.10 27.10 29.10 3.11 5.11 | Нижняя прямая подача в пределы площадки | 6 | |||
10.11 | Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 1 | |||
12.11 17.11 19.11 | Подача мяча нижняя боковая | 3 | |||
6 | Прием мяча | 17 | |||
24.11 26.11 1.12 3.12 8.12 10.12 15.12 17.12 | Совершенствование приема мяча снизу на месте | 8 | |||
22.12 24.12 29.12 5.01 6.01 12.01 14.01 | Приема мяча после передвижения | 7 | |||
19.01 21.01 26.01 28.01 | Приема мяча после подачи | 4 | |||
2.02 | 7 | Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров. | 18 | 1 | |
4,9,11,16, 18,25.02;2,4.03 | Нижняя прямая | 8 | |||
9,11,16,18.25,30,03; 1,6,8,13,15.04 | Нижняя боковая | 11 | |||
20.04 | 8 | Передача мяча снизу | 12 | 1 | |
22.04 | Индивидуальная над собой | 1 | |||
27.04 29.04 4.05 | Индивидуальная с отскоком от стены | 3 | |||
6.05 11.05 13.05 18.05 20.05 | Передача мяча снизу к партнёру | 5 | |||
25.05 27.07 | Передача мяча снизу через сетку | 2 | |||
Итого | 74 | 8 | 66 |
Второй год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводный инструктаж | 1 | 1 | ||
2 | Приём и передача мяча сверху двумя руками. | 15 | 1 | ||
Индивидуальная передача сверху | 2 | ||||
Передача мяча в парах двумя руками через сетку. | 4 | ||||
Прием мяча 2 руками от сетки. Игра. | 3 | ||||
Прием мяча 2 руками после нападающего удара | 5 | ||||
3 | Приём и передача мяча снизу двумя руками. | 14 | 1 | ||
Прием мяча 2 руками после подачи партнера. | 5 | ||||
Индивидуальная передача снизу | 2 | ||||
Индивидуальная передача над собой, прием снизу. | 6 | ||||
4 | Приём мяча после подачи снизу двумя руками. | 1 | 1 | ||
5 | Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров. | 20 | |||
Планирующая и силовая подача. | 8 | ||||
Прямая верхняя подача через сетку в разные зоны. Подача в прыжке. | 6 | ||||
Прямая нижняя подача через сетку в разные зоны | 6 | ||||
6 | Нападающий удар. | 2 | 1 | ||
Нападающий удар. | 1 | ||||
7 | Учебная игра | 15 | 15 | ||
Итого | 68 | 4 | 64 |
Третий год обучения
Дата проведения | № п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводный инструктаж | 1 | 1 | ||
2 | Верхняя прямая передача | 10 | |||
Индивидуальная передача сверху, прием снизу у стены | 2 | ||||
Верхняя передача мяча партнёру | 3 | ||||
Передача мяча «веером» на месте из зоны 6 в зоны 2, 3, 4. | 5 | ||||
2 | Приём мяча снизу двумя руками | 21 | 1 | ||
Приём мяча снизу двумя руками снизу с выпадом. | 5 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу после передвижения | 5 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу назад стоя на месте. | 7 | ||||
Приём мяча снизу двумя руками снизу назад после передвижения. | 3 | ||||
3 | Подача мяча через сетку снизу | 3 | 3 | ||
4 | Нападающий удар | 21 | |||
Нападающий удар на месте у стены | 6 | ||||
Нападающий удар в парах: на месте и в прыжке | 3 | ||||
Нападающий удар с высокой передачи из зон 3, 2, 4. | 5 | ||||
Нападающий удар с переводом, обманный удар. | 7 | ||||
5 | Блокирование одиночное после набрасывания и в игре. | 1 | 1 | ||
6 | Учебная игра | 11 | 11 | ||
Итого | 68 | 2 | 66 |
Ожидаемые результаты
1-й год обучения:
- Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
- Выполнять подачу мяча через сетку.
- Использовать полученные навыки в двусторонней игре.
2-й год обучения:
- Совершенствовать навыки приёма и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.
- Владеть навыками подачи мяча снизу.
- Уметь выполнять нападающий удар.
- Применять полученные навыки в учебной игре.
3-й год обучения:
- Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
- Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
- Совершенствовать навыки нападающего удара.
- Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
Содержание программы
Данная программа рассчитана на пять лет теоретического и практического обучения игре в волейбол. Последовательное формирование умений и навыков идёт на протяжении всех лет обучения. В течение первого года усваиваются приёмы подачи мяча, удара в нападении и др. Второй год обучения формирует навыки всевозможных передач мяча, отрабатывает подачу мяча через сетку сверху. В течение третьего года идёт обучение блокированию мяча, постановке удара. В течение всего времени обучения главная роль отводится учебно-тренировочным играм.
Методическое обеспечение программы
Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:
- ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
- изучение – подбор упражнений и методов управления;
- изучение приёма в усложнённых условиях;
- закрепление – анализ выполнения приёма.
Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.
Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.
Список использованной литературы
Литература для учителя:
Железняк Ю.120 уроков по волейболу.-М. Просвещение: 2007
Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение:2008.
Литература для учащихся:
Ж. «Физкультура в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...